ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-75857/13 от 22.10.2013 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Москва

22 октября 2013 года Дело № А40-75857/2013

Резолютивная часть решения объявлена 22 октября 2013 года

Полный текст решения изготовлен 25 октября 2013 года

Арбитражный суд города Москвы в составе:

Председательствующего - судьи Кузнецовой С.А. (шифр судьи 106-486)

при ведении протокола секретарем судебного заседания Маршавиной А.М.

с использованием средств аудиозаписи в ходе судебного заседания.

рассмотрев в судебном заседании дело

по заявлению ООО «АВГУСТ-ВГ» (ОГРН 1037739519025)

к Правительству Москвы

о признании недействительным решения Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников Правительства Москвы от 27.02.2013 об отклонении заявки о потребности в рабочей силе для замещения в 2013 году вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками

при участии:

от заявителя – Николаев Д.А. по дов от 25.04.2011б/н

от ответчика – Джалилов А.Б. по дов от 30.09.2013 №4-14-797/3

Кудаева И.Б. по дов от 30.09.2013 №4-14-796/3

УСТАНОВИЛ:

ООО «Август-ВГ» обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконным решения Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников Правительства Москвы от 27.02.2013 об отклонении полностью заявки заявителя о потребности в рабочей силе для замещения в 2013 году вакантных создаваемых рабочих мест иностранными работниками; обязании ответчика восстановить нарушенное право заявителя путем созыва внеочередного заседания Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников и принятия решения Межведомственной комиссией об удовлетворении в полном объеме заявки ООО «АВГУСТ-ВГ» о потребности в иностранной рабочей силе для замещения в 2013 году вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками.

В обоснование заявленных требований заявитель указывает на то, что, по его мнению, заявка была отклонена необоснованно, поскольку с учетом деятельности заявителя и низкой заработной платы, привлечение к труду российских граждан представляется невозможным. Ранее заявки общества удовлетворялись, а граждане, направляемые из Центра занятости населения, от трудоустройства отказывались. В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования.

Представитель ответчика возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве, ссылаясь на то, что квота на прием иностранных граждан на работу в 2013 году была установлена в количестве 215 человек. Заработная плата, указанная заявителем в заявке в размере 12.000, ниже, чем установленная трехсторонним соглашением, заключенным в декабре 2012 года, и находящимся в свободном доступе, минимальная заработная плата – 12.200 рублей, что также учитывалось при принятии решения. В то же время, потребность в трудоустройстве российских граждан, согласно данным ЦЗН, по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, составляет 190 человек, состоящих на учете. Кроме того, отсутствует возможность восстановления нарушенного права с учетом срока действия разрешения на прием иностранных граждан на 2013 год, поскольку в настоящее время эта работа ведется уже на 2014 год.

Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы заявления и отзывов на нее, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст. 198 АПК РФ организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений государственных и иных органов, если полагают, что такие акты и решения не соответствуют закону или иным нормативным правовым актам и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления указанной деятельности.

Как следует из материалов дела, ООО «АВГУСТ-ВГ» подало заявление об увеличении размера определенной на текущий год потребности в привлечении иностранных работников. Помимо этого, в заявлении ООО «АВГУСТ-ВГ» об увеличении размера определенной на текущий год потребности в привлечении иностранных работников указан предполагаемый размер оплаты их труда в сумме 12 тыс. руб. в месяц.

Всего в рамках основной и корректировочной квотных кампаний 2013 года московскими работодателями было подано 25 287 заявок, согласно которым предполагалось привлечь 2 079 399 иностранных работников. Из них около половины заявок было подано работодателями в рамках корректировки квоты 2013 года (в их числе заявка ООО «АВГУСТ-ВГ»). В то же время утвержденная квота г.Москвы на 2013 г. в 10 раз меньше заявленной работодателями потребности в иностранных работниках.

Территориальная межведомственная комиссия Юго-Восточного административного округа г. Москвы в установленном порядке рассмотрела заявку ООО «АВГУСТ-ВГ» и вынесла решение о нецелесообразности ее удовлетворения на основании подпункта «а» п. 18 Постановления (наличие возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе путем подготовки или переподготовки безработных граждан, привлечения рабочей силы из других субъектов РФ). Кроме того, оплата труда не может быть ниже 12 200 рублей в месяц, что может рассматриваться как стремление работодателя, используя дешевый труд иностранных работников, получить дополнительную прибыль.

Законом г.Москвы «О социальном партнерстве в городе Москве» от 11.11.2009 № 4 «О социальном партнерстве в городе Москве» установлен минимальный размер заработной платы в г.Москве, согласно которому:

- социальное партнерство в городе Москве (далее - социальное партнерство) - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти города Москвы, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст.1);

- действие Московского трехстороннего соглашения распространяется на все организации в городе Москве, не подавшие в Московскую трехстороннюю комиссию в течение 30 календарных дней после официального опубликования текста соглашения письменное мотивированное заявление о своем несогласии с данным соглашением в целом или его конкретными обязательствами (п.9 ст.12);

- соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве разрабатывается и заключается Московской трехсторонней комиссией на основе переговоров (п.13 ст.9);

- соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве вместе с обращением к работодателям, осуществляющим деятельность на территории города Москвы, не позднее 15 дней после его подписания публикуются в официальных изданиях Мэра и Правительства Москвы - журнале "Вестник Мэра и Правительства Москвы", газете "Тверская, 13" и размещаются на официальном сайте Правительства Москвы (п.16 ст.12);

- действие Соглашения о минимальной заработной плате в городе Москве распространяется на все организации в городе Москве, не подавшие в Московскую трехстороннюю комиссию в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к данному Соглашению письменный мотивированный отказ присоединиться к нему с приложением протокола консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, в случае его наличия, и предложения по срокам повышения минимальной заработной платы работников до размера, предусмотренного указанным Соглашением (п.17 ст.12).

Московское трехстороннее соглашение на 2013-2015 годы между Правительством Москвы, Московскими объединениями профсоюзов и Московскими объединениями работодателей принято 12.12.2012, и минимальная заработная плата в нем установлена в размере 12200.

Суд соглашается с доводами ответчика о том, что установленная им заработная плата ниже, чем установленная Трехсторонним соглашением, однако данное обстоятельство не является основанием для удовлетворения требований заявителя о выделении им квоты на привлечение к труду иностранных работников, по причине отказа российских граждан от трудоустройства, поскольку трудовые права в соответствии с законодательством должны исполняться в отношении всех граждан, трудоустраивающихся в г.Москве.

Кроме того, согласно ответу на запрос суда из Департамента труда и занятости населения г.Москвы от 21.10.2013 № 91-15-3967, ООО «Аугуст-ВГ» в 2013 году обратилось в службу занятости на подбор 39 работников по профессии «рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий с заработной платой 12000 рублей, только 29.05.2013, а 27.09.2013 данные вакансии были удалены из базы данных, в связи с тем, что необходимость в подборе персонала отпала. Из числа безработных граждан было направлено 38, трудоустроено – 0.

Таким образом, довод заявителя о том, что в г.Москве отсутствуют вакансии по необходимой ему специальности, является необоснованным, в связи с чем суд приходит к выводу об отсутствии оспариваемым отказом каких-либо прав и законных интересов заявителя с сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

При этом, Правительством Москвы разработан и реализуется комплекс мер, направленный на регулирование рынка труда. Приоритетом в работе службы занятости населения является содействие первоочередному трудоустройству москвичей и россиян. Ввиду сложной миграционной обстановки в г. Москве, сообразуясь с экономической ситуацией и положением на рынке труда, проводится систематическая работа, направленная на привлечение необходимого городу количества трудовых мигрантов. Это предполагает в том числе распределение квоты на привлечение иностранных работников только среди работодателей, обеспечивающих строгое соблюдение норм действующего трудового, миграционного и налогового законодательств РФ.

В этих целях в соответствии с подпрограммой «Развитие рынка труда и содействие занятости населения города Москвы на 2012 - 2016 годы» государственной программы г. Москвы «Стимулирование экономической активности на 2012 - 2016 гг.» и Московским трехсторонним соглашением на 2013-2015 годы, в частности установлено, что доля иностранных работников не должна превышать 3,2% от численности занятого населения города Москвы.

Постоянный мониторинг рынка труда, включая сегменты, в которых присутствует наибольшее количество иностранных работников, показывает, что основная часть правонарушений (как со стороны работодателей, так и со стороны иностранных работников) совершается в секторах экономики, использующих труд преимущественно неквалифицированных работников.

В этой связи особое внимание уделяется профессионально-квалификационному составу иностранных работников. Предпринимаются меры по сокращению численности неквалифицированных иностранных работников. Так, если доля неквалифицированных трудовых мигрантов в 2012 г. составляла 35,7% от общей численности иностранных работников, то в 2013 г. их доля снизится до 24,8%. Соответственно, если высококвалифицированные специалисты в 2012 г. составляли лишь 18,8%, то в 2013 г. их доля составит 25%о. При этом в 2013 г. половину от всех трудовых мигрантов составят квалифицированные работники. Таким образом, Правительство Москвы поощряет работодателей привлекать квалифицированных и высококвалифицированных иностранных работников.

Поскольку ООО «АВГУСТ-ВГ» намеревалось привлечь неквалифицированных иностранных работников, то данный факт послужил дополнительным аргументом для отказа в выделении квоты.

Вместе с тем тот факт, что Межведомственная комиссия отклонила заявку ООО «АВГУСТ-ВГ», не лишает данную организацию, как и другие организации, участвовавшие в квотной и корректировочной кампаниях, возможности привлекать российских работников, в том числе прибывающих в Москву из регионов Российской Федерации.

Суд считает необходимым отметить ссылку ответчика на то, что на уровне межрегионального взаимодействия активный обмен трудовыми ресурсами происходит между г. Москвой и Московской областью. В целях согласованного взаимодействия Департамент труда и занятости населения города Москвы и Комитет по труду и занятости населения Московской области координируют свою деятельность в сфере занятости населения при решении проблем, возникающих на рынке труда.

Одновременно при поддержке Роструда и с участием профильных Департаментов города Москвы такие связи налажены со службами занятости населения 12 регионов Центрального федерального округа (Владимирской, Воронежской, Рязанской, Тульской, Смоленской, Ярославской, Липецкой и других областей). В этих целях проводятся выездные ярмарки вакансий, ярмарки вакансий в формате видео-конференций (когда представитель работодателя, находясь в Москве в режиме on-line проводит собеседования и осуществляет подбор подходящих кандидатов из числа жителей российских регионов). Ежегодно проводятся также четыре этапа акции «День трудовой мобильности» (в 2013 г. акция проходит с участием служб занятости населения Ивановской и Рязанской областей). Подробная информация об этих и других мероприятиях регулярно размещается на официальном сайте Департамента.

Таким образом, решение об отклонении заявки ООО «АВГУСТ-ВГ» принято в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2006 № 783 «О порядке определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации» и постановлением Правительства Москвы от 09.10.2007 № 874-ПП «О межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников».

Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170, 176, 197-201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления о признании незаконным решения Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников Правительства Москвы от 27.02.2013 об отклонении полностью заявки заявителя о потребности в рабочей силе для замещения в 2013 году вакантных создаваемых рабочих мест иностранными работниками; обязании ответчика восстановить нарушенное право заявителя путем созыва внеочередного заседания Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников и принятия решения Межведомственной комиссией об удовлетворении в полном объеме заявки ООО «АВГУСТ-ВГ» о потребности в иностранной рабочей силе для замещения в 2013 году вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками - отказать.

Проверено на соответствие ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

На решение может быть подана апелляционная жалоба в месячный срок с даты его принятия (изготовления в полном объеме) в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья С.А. Кузнецова