ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-76158/15 от 08.09.2015 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Москва

08 октября 2015 года                                                                Дело  № А40-76158/2015

Резолютивная часть решения объявлена 08 сентября 2015 года

Полный текст решения изготовлен  08 октября 2015 года

Арбитражный суд города Москвы в составе:

Судьи Позднякова В.Д. (шифр судьи 154-613)

при ведении протокола секретарем судебного заседания Ковановой А.П.

с использованием средств аудиозаписи в ходе судебного заседания

рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению ООО "Продюсерский центр "Ода"

к Министерству культуры Российской Федерации

о признании незаконными действий при проведении отбора организаций кинематографии и обязании заключить соглашение о частичной государственной поддержке кинопроекта, а также взыскания убытков в размере 1 500 000 руб.

при участии:

от заявителя – ФИО1 (паспорт, Выписка из Протокола № 1 от 15.03.2015)

от ответчика – ФИО2 (дов. № 116-43 «Д» от 24.12.2013)

УСТАНОВИЛ:

ООО "Продюсерский центр "Ода" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконными действий Департамента кинематографии Министерства культуры РФ при проведении отбора организаций кинематографии – получателей субсидий на производство национальных фильмов в 2015 году в отношении ООО "Продюсерский центр "Ода" и обязании Министерства культуры РФ заключить соглашение о частичной государственной поддержке кинопроекта «Владимир и Рогнеда», а также взыскания с Министерства культуры РФ в пользу ООО "Продюсерский центр "Ода" убытков в размере 1 500 000 руб..

Заявление мотивировано тем, что ответчик  неправомерно  не допустил  заявку ООО "Продюсерский центр "Ода" о частичной государственной поддержке кинопроекта «Владимир и Рогнеда», чем были нарушены права общества

В судебном заседании представитель заявителя подержал заявленные требования.

Представитель ответчика возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве, указывая на отсутствие нарушений действующего законодательства.

Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы заявления и отзыва на него, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Предусмотренный законом срок для обжалованиязаявителем не пропущен.

Из материалов дела следует, что на официальном сайте Минкультуры России www.mkrf.ru 24.02.2015 в 17:36 было размещено объявление: «Департамент кинематографии начинает отбор организаций кинематографии - получателей субсидий на производство национальных фильмов».

Согласно объявлению фильмы финансируются исходя из принципов, определенных приказом Минкультуры России от 05.02.2015 № 214 «Об основных принципах государственной финансовой поддержки кинопроизводства в 2015 году», а именно: «Национальные фильмы, получающие   государственную   поддержку,   финансируются   исходя   из следующих принципов - Игровые фильмы: Полнометражные социально-значимые, детские фильмы - частичное финансирование из расчета до 60 м. рублей (но не более 2/3 сметной стоимости)».

В заявке на получение государственной поддержки производства национального фильма, представленной ООО «Продюсерский центр «Ода (заявка №72), указано, что сметная стоимость производства фильма «Владимир и Рогнеда» составляет 198 568 670 руб., а сумма господдержки -138 998 069 руб., т.е. более 2/3 сметной стоимости, что противоречит приказу Минкультуры России от 05.02.2015 № 214.

Кроме того, ООО «Продюсерский центр «Ода» не соблюдены следующие пункты приказа от 08.02.2013 № 115: на календарно-постановочном плане нет подписи режиссера, что предусмотрено пунктом 12.9., нет документов, подтверждающих полномочия генерального директора, что предусмотрено пунктом 12.13.6., нет сведений об участии в российских и международных кинофестивалях, призах, ранее созданных проектов, что предусмотрено пунктом 12.13.7.

При этом срок действия удостоверения национального фильма № 11669, выданного Федеральным агентством по культуре и кинематографии 01 февраля 2006 года на фильм «Владимир и Рогнеда», истек 01 декабря 2007 года.

Учитывая данные обстоятельства  данная заявка не была допущена.

Не согласившись с указанными действиями, заявитель обратился с настоящим заявлением.

Согласно ч. 1 ст. 198, ст. 201 АПК РФ, ст. 13 ГК РФ в предмет доказывания по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) государственных органов входит, во-первых, проверка соответствия оспариваемых действий (бездействия)   закону или иному нормативному правовому акту, во-вторых, установление наличия, либо отсутствия факта нарушения оспариваемыми действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. На это обращается внимание и в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".

Статьей 2 АПК РФ предусмотрено, что задачами судопроизводства в арбитражных судах являются защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Целью обращения в суд является именно восстановление нарушенного права, в связи с чем, ст.201 АПК предусмотрена необходимость указания в резолютивной части решения на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

В  этой связи в ст.198 АПК РФ указывается на право обращения в суд с заявлением об оспаривании ненормативного акта при наличии в совокупности двух признаков – нарушения закона и одновременно нарушения прав и законных интересов обратившегося за судебной защитой лица.

Федеральным законом от 22.08.1996 № 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» определены основные направления деятельности государства по сохранению и развитию кинематографии и установлен порядок государственной поддержки кинематографии.

Одной из форм государственной поддержки кинематографии является ее частичное государственное финансирование.

Федеральный орган исполнительной власти в области кинематографии принимает решение о выделении средств на производство национального фильма в пределах расходов федерального бюджета, предусмотренных на кинематографию на соответствующий финансовый год.

Государственное финансирование производства национального фильма осуществляется на основе государственного контракта, заключаемого с продюсером на производство национального фильма в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок   товаров,   работ,   услуг  для   обеспечения   государственных   и муниципальных нужд либо путем предоставления субсидий из федерального бюджета в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации

Государственное финансирование производства национального фильма, как правило, не может превышать 70 процентов сметной стоимости его производства (статьи 7, 8).

Положением о Минкультуры России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 20.07.2011 № 590 установлено, что Минкультуры России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в том числе, в сфере кинематографии.

В соответствии с Порядком отбора организаций кинематографии -получателей субсидий на производство национальных фильмов, утвержденным приказом Минкультуры России от 08.02.2013 № 115, Минкультуры России предоставляет организациям кинематографии государственную поддержку производства фильмов для детей и юношества, дебютных, авторских и экспериментальных игровых национальных фильмов, национальных фильмов социально значимой тематики, телевизионных сериалов, киножурналов, документальных, научно-популярных и анимационных национальных фильмов в виде субсидий.

На основании настоящего приказа Минкультуры России объявляет сбор заявок от организаций кинематографии, осуществляющих производство игровых, анимационных и неигровых национальных фильмов, телевизионных сериалов, которые рассматриваются соответствующим Экспертным советом Министерства (в зависимости от вида кино-видеопродукции) (пункт 3).

Пунктом 11 данного приказа установлено, что документы и материалы, представленные организациями кинематографии, претендующими на получение государственной поддержки, не рецензируются и не возвращаются; мотивы отклонения не сообщаются. Какие-либо ходатайства или отзывы на проект, способные повлиять на оценку его членами Экспертного совета, не принимаются.

При этом с учетом, того, что порядок и критерии отбора организаций кинематографии - получателей субсидий на производство национальных фильмов в первую очередь определялись приказами Минкультуры России от 08.02.2013 № 115 «Об организации работы по предоставлению субсидий организациям кинематографии на производство национальных фильмов» и от 19.02.2015 № 275 «О приоритетных темах государственной финансовой поддержки кинопроизводства в 2015 году». Следуя их предписаниям ООО «Продюсерский центр «Ода» не соблюдены следующие условия:

-          на календарно-постановочном плане нет подписи режиссера, что предусмотрено пунктом 12.9.,

нет документов, подтверждающих полномочия генерального директора, что предусмотрено пунктом 12.13.6.,

нет сведений об участии в российских и международных кинофестивалях, призах, ранее созданных проектов, что предусмотрено пунктом 12.13.7.

В соответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального
бюджета на поддержку кинематографии, утвержденными постановлением
Правительства Российской Федерации от 25.12.2012 № 1397, отбор
получателей субсидий - организаций кинематографии осуществляется
Министерством культуры Российской Федерации в соответствии с
установленным им порядком на основании следующих критериев:

а)        соответствие основных направлений деятельности организации
кинематографии целям, которые определены ее учредительными документами
и на достижение которых предоставляется субсидия;

б)        наличие материально-технических и кадровых ресурсов, достаточных
для осуществления целей, на достижение которых предоставляется субсидия;

в)        творческое своеобразие, художественная ценность, актуальность
кинопроектов, представляемых организацией кинематографии;

г)        неполучение финансовой поддержки от некоммерческой организации
на цели, указанные в подпункте "а" пункта 8 настоящих Правил (пункт 5).

В связи с чем, приказом Минкультуры России от 08 февраля 2013 № 115 «Об организации работы по предоставлению субсидий организациям кинематографии на производство национальных фильмов» утвержден порядок отбора организаций кинематографии - получателей субсидий на производство национальных фильмов. В том числе, порядок обеспечения заявки для организаций кинематографии, претендующих на получение субсидий для производства национальных фильмов.

После подведения итогов первого этапа, в случае несоответствия указанным в п.5.1. приказа основным показателям, заявка к рассмотрению не принимается, и обеспечение заявки возвращается в течение двадцати календарных дней.

В связи с тем, что заявка ООО «Продюсерский центр «Ода» к рассмотрению Экспертными советами по игровому кино не допущена, как несоответствующая критериям отбора первого этапа (комплектность, правильность оформления и т.д.), платежным поручением № 88799 от 24.04.2015 сумма обеспечения заявки в размере 1 500 000 рублей возвращена на расчетный счет ООО «Продюсерский центр «Ода».

Таким образом, нормы гражданского законодательства при проведении отбора организаций кинематографии – получателей субсидий на производство национальных фильмов в 2015 году Департаментом кинематографии Министерства культуры РФ не нарушены, в связи с чем, отсутствует нарушение прав и законных интересов заявителя,  подлежащее судебной защите в порядке главы 24 АПК РФ, что в силу ст.198 АПК РФ исключает возможность удовлетворения заявленных требований при рассмотрении спора по существу.

Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено,
может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если
законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем
размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

ООО «Продюсерский центр «Ода» заявлено требование о взыскании убытков в размере 1 500 000 рублей.

Вместе с тем, суд считает, что общество не обосновало ни правомерность предъявления требования о взыскании материального ущерба (убытков), ни правомерность включения заявленной суммы в состав убытков.

При этом необходимо обратить внимание, что размер убытков полностью совпадает с суммой обеспечения заявки в размере 1 500 000 рублей, которая возвращена на расчетный счет ООО «Продюсерский центр «Ода».

На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-170, 176, 197-201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления о признании незаконными действий Департамента кинематографии Министерства культуры РФ при проведении отбора организаций кинематографии – получателей субсидий на производство национальных фильмов в 2015 году в отношении ООО "Продюсерский центр "Ода" и обязании Министерства культуры РФ заключить соглашение о частичной государственной поддержке кинопроекта «Владимир и Рогнеда», а также взыскания с Министерства культуры РФ в пользу ООО "Продюсерский центр "Ода" убытков в размере 1 500 000 руб. – отказать.

Проверено на соответствие гражданскому законодательству. 

Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия (изготовления в полном объеме) в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                                                В.Д.Поздняков