ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-7681/19-126-68 от 15.04.2019 АС города Москвы

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ

115191, г.Москва, ул. Большая Тульская, д. 17

http://www.msk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Москва

29 апреля 2019 года

Дело №А40-7681/19-126-68

Резолютивная часть решения объявлена 15.04.2019,

Решение в полном объеме изготовлено 29.04.2019.

Арбитражный суд г. Москвы в составе:

председательствующего судьи Новикова М.С.

протокол судебного заседания вел помощник судьи Филиппова О.С.,

рассмотрев дело по иску ТОВАРИЩЕСТВА СОБСТВЕННИКОВ ЖИЛЬЯ "БУТЛЕРОВА-6" (ОГРН <***> ИНН <***>)

к ГОСУДАРСТВЕННОМУ БЮДЖЕТНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ ГОРОДА МОСКВЫ "ЖИЛИЩНИК РАЙОНА КОНЬКОВО" (ОГРН <***> ИНН <***>)

об обязании передать техническую и иную документацию.

В соответствии со ст. 63 АПК РФ суд проверил полномочия лиц, явившихся в заседание.

в судебное заседание явились:

от истца: ФИО1 по доверенности от 20.12.2018 года, ФИО2 по

доверенности от 20.12.2018 года;

от ответчика: не явился, извещен;

УСТАНОВИЛ:

ТОВАРИЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ ЖИЛЬЯ "БУТЛЕРОВА-6"  (далее - ТСЖ -"БУТЛЕРОВА-6", истец) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ответчикам ГОСУДАРСТВЕННОМУ БЮДЖЕТНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ ГОРОДА МОСКВЫ "ЖИЛИЩНИК РАЙОНА КОНЬКОВО" (далее ГБУ "ЖИЛИЩНИК РАЙОНА КОНЬКОВО", ответчик) об обязании передать техническую и иную документацию.

В ходе судебного разбирательства истец уточнил заявленные требования в части перечня передачи документации.

Судом ходатайство рассмотрено и удовлетворено в порядке ст. 49 АПК РФ.

Проанализировав доводы искового заявления и отзыва на него, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд пришел к выводу, что заявленное ТСЖ -"БУТЛЕРОВА-6" требование подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно материалам дела 23.07.2018 собственниками помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...> проведено очередное общее собрание в форме очно-заочного голосования, по итогам которого 60,58% голосов от общего количества собственников принято решение о создании товарищества собственников жилья «Бутлерова-6»; 91,98% голосов от числа проголосовавших принято решение изменить способ управления домом на управление товариществом собственников жилья; 56,64 % голосов от числа проголосовавших принято решение заключить в 2018 году отдельные договоры с подрядными организациями на эксплуатацию, содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме (пункты 2,16 протокола №1 приложение №38).

В связи с указанными обстоятельствами председатель правления созданного товарищества ФИО3 направила в адрес ответчика письма от 10.08.2018 № 01, от 16.08.2018 № 02 в которых уведомила ответчика о принятом собственниками решении, и предложила передать техническую и иную документацию на жилой дом.

Данный многоквартирный дом был сдан в эксплуатацию в 2015 году. Ответчик осуществлял управление данным домом на основании открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления данным многоквартирным домом.

05.09.2018 в Управе района Коньково было проведено первое совместное совещание с истцом и ответчиком по вопросам смены управляющей организации многоквартирного дома по адресу: ул. Бутлерова. 6, а также по вопросу заключения прямых договоров предоставления коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями.

09.10.2018 в Управе района Коньково было проведено второе совместное совещание с истцом и ответчиком по вопросу заключения прямых договоров предоставления коммунальных услуг жителей многоквартирных домов по адресу: ул. Бутлерова, д. 6 и ул. Островитянова, д. 53 с ресурсоснабжающими организациями с информацией о легитимности протокола создания ТСЖ «Бутлерова-6».

10.10.2018 № 73-Р Распоряжением Управы района Коньково было отказано в проведении процедуры открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенном по адресу: <...> на основании реализованного решения собственников многоквартирного дома о создании ТСЖ «Бутлерова-6» и выборе соответствующего способа управления многоквартирным домом - управление товариществом собственников жилья «Бутлерова- 6» (приложение № 9).

12.10.2018 в рабочем порядке состоялась встреча истца и ответчика согласно решению Протокола совещания от 05.09.2018 № б/н по вопросам смены управляющей организации многоквартирного дома по адресу: ул. Бутлерова. 6, а также и заключения прямых договоров предоставления коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями.

Между истцом и ответчиком не заключены ни договор на управление многоквартирным дом, ни договор на техническое обслуживание, эксплуатацию, содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, предложения истца заключить любой из вышеупомянутых договоров ответчиком были проигнорированы, следовательно, договорные обязательства у сторон отсутствуют.

25.10.2018 истец в очередной раз предложил ответчику передать техническую и иную документацию на многоквартирный дом, предложение истца осталось без ответа.

27.11.2018 письмом № 16-6639/18 ответчик отказал в передаче запрошенной технической и иной документации, сославшись на наличие судебного спора о создании товарищества инициированного собственниками помещений, проголосовавшими против создания товарищества и смены управления 0,258% из 1,38% голосов против от общего количества голосов собственников.

21.12.2018 истец направил требование (претензию) к ГБУ «Жилищник района Коньково» о передаче технической документации и иной документации с приложением перечня технической документации и иной документации на многоквартирный дом в срок не позднее 28.12.2018, которое было оставлено без исполнения ответчиком.

Из положений ст.44 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) следует, что органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, к компетенции которого относится и выбор способа управления многоквартирным домом.

Обязанность собственников помещений в многоквартирном доме по определению способа управления своим домом установлена в ст.161 ЖК РФ. Способ управления выбирается и может быть изменен в любое время на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.

Решение о выборе способа управления принимается большинством голосов присутствующих на общем собрании собственников или их представителей и оформляется протоколом (ст. 46 ЖК РФ).

В соответствии с ч. 3 ст. 45 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов.

В соответствии с ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Кроме того, при управлении многоквартирным домом управляющее им лицо распоряжается общим имуществом собственников помещений, получает доступ к такому имуществу, персональным данным, иным сведениям из личной жизни собственников, что предполагает отношения фидуциарного характера, требующие доверия к управляющему лицу со стороны собственников помещений.

В соответствии с ч. 2 ст.161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.

Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

В силу ч. 10 ст. 162 ЖК РФ управляющая организация в течение трех рабочих дней со дня прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному или жилищно-строительному кооперативу либо иному специализированному потребительскому кооперативу, а в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если данный собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.

Из положений указанной нормы следует, что Жилищный кодекс Российской Федерации в случае смены управляющей организации возлагает обязанность на управляющую организацию, полномочия которой прекращены, передать техническую документацию вновь выбранной управляющей организации.

В пункте 16 Правил № 416 утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416-ПП «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» (далее - Правила № 416), организация, ранее управлявшая многоквартирным домом, передает техническую документацию на дом, иные документы, связанные с управлением домом, организации, выбранной собственниками помещений в доме новой управляющей организации по акту приема-передачи не позднее срока, установленного частью 10 статьи 162 ЖК РФ.

Согласно пункту 20 Правил № 416 техническая документация на многоквартирный дом и иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, подлежат передаче в составе, предусмотренном Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491-ПП. Подлежащие передаче документы должны содержать актуальные на момент передачи сведения о составе и состоянии общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, действующим законодательством при смене управляющей организации предусмотрена передача всей технической документации на многоквартирный жилой дом.

Нормативное регулирование технической эксплуатации жилищного фонда предусматривает, что ответственные лица обязаны в установленном законодательством порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию (пункт 27 Правил содержания    общего           имущества     в            многоквартирном   доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N° 491-ПП).

Отсутствие или утрата указанной документации не может являться основанием для прекращения данной обязанности. В этом случае техническая документация подлежит восстановлению за счет обязанного лица.

Согласно пункту 2 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела VIII ЖК РФ.

Кроме того, техническая документация принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме (Определение ВС РФ от 04.09.2015 г. № 301-ЭС15-10395). То есть, обязанность передавать любую техническую документацию исходит из права жителей

В судебном заседании 21.02.2019 истцом был конкретизирован перечень как переданной технической и иной документации, так и оставшейся части из перечня к её передаче истцу в срок не позднее 15.04.2019, всего 48-и наименований документов.

В связи с этим в адрес ответчика было направлено обращение в письменной форме от 23.03.2019 № 043/2019 (вхд. № 16-1817/19 от 02.04.2019) в котором предлагалось передать оставшуюся часть документов из согласованного перечня до 12.04.2019.

11.04.2019 истец обратился к ответчику с требованием о передаче техническое документации для ИТП на основании обращения ООО "Антарес" от 28.03.2019 

Постановление Правительства РФ от 13.09.2018 № 1090 ввело перечень грубых нарушений лицензионных требований для лицензиатов (алее - Постановление)

Согласно п. 4.1. Постановления к грубым нарушениям лицензионных требований относятся:

е) нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом "б" пункта 3 настоящего Положения, в части отказа от передачи, осуществляемой в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов, ключей от помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, электронных кодов доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества в многоквартирном доме, и иных технических средств и оборудования, необходимых для эксплуатации многоквартирного дома и управления им (далее - техническая документация на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким многоквартирным домом документы, технические средства и оборудование), принявшим на себя обязательства по управлению многоквартирным домом управляющей организации, товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, жилищностроительному кооперативу, иному специализированному потребительскому кооперативу, а в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме одному из собственников, указанному в решении общего собрания собственников помещений о выборе способа управления многоквартирным домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в этом доме, либо уклонение от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов, технических средств и оборудования указанным лицам, либо нарушение предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядка и сроков передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов, технических средств и оборудования;

Перечень технической и иной документации, которую ответчик должен был передать истцу с учетом уточнения требования, состоит из:

1. Согласно приказу Минэнерго России от 24 марта 2003 г. № 115 «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок»:

1.1 Принципиальная тепловая схема ЦТП/ИТП с подписью лица, осуществлявшего технический надзор (п. 2.8.)

1.2 План с расстановкой оборудования и разводкой трубопроводов по ИТП/ЦТП с подписью лица, осуществлявшего технический надзор (п. 2.8.)

1.3  Аксонометрическая схема с чертежами основного оборудования ИТП/ЦТП с подписью лица, осуществлявшего технический надзор (п. 2.8.)

1.4 Спецификация фактически установленного оборудования в ИТП/ЦТП с подписью лица, осуществлявшего технический надзор (п. 2.8.)

1.5 Принципиальная схема(монтажная) узла учёта тепловой энергии с подписью лица, осуществлявшего технический надзор (п. 2.8.)

1.6 Акт комплексного опробования тепловой сети в течение 24 часов с подписью представителя эксплуатационного Филиала (Предприятия) ПАО «МОЭК» - 1 оригинал (Подрядчик) (п. 2.4.)

2. Согласно приказу Минэнерго России от 24 марта 2003 г. № 115 «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок» (п. 2.4) и приказу Ростехнадзора от 25 марта 2014 г. № 116 (п. 207):

2.1 Акт о приемке оборудования после комплексного опробования (Акт о проведении пусконаладочных работ в течение 72 часов) ИТП/ЦТП с подписью представителя СТН ПАО «МОЭК»

3. Согласно постановлению Правительства РФ от 5 июля 2018 г. № 787 «О подключении (технологическом присоединении) к системам теплоснабжения, недискриминационном доступе к услугам в сфере теплоснабжения, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ» (п.43,44):

3.1 Ведомость технологических параметров (диспетчеризация ИТП/ЦТП) в случае наличия диспетчеризации ИТП/ЦТП;

3.2 Акт проведения проверки выполнения условий подключения;

3.3 Акт о готовности внутриплощадочных и внутридомовых сетей и оборудования подключаемого объекта к подаче тепловой энергии и теплоносителя,

4. Согласно постановлению Правительства РФ от 5 июля 2018 г. № 787 «О подключении (технологическом присоединении) к системам теплоснабжения, недискриминационном доступе к услугам в сфере теплоснабжения, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ» (п. 49) и приказу Минэнерго России от 24 марта 2003 г. № 115 «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок» (п. 2.4.):

4.1. Разрешение и Акт осмотра на допуск в эксплуатацию энергоустановки, выданное Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, его территориальным органом.

Документы, подтверждающие исполнение обязанности по передачи технической документации в полном объеме ответчиком в материалы дела не представлены, в связи с чем требование ТСЖ -"БУТЛЕРОВА-6" подлежит удовлетворению.

По положениям статьи 168 АПК РФ при принятии решения арбитражный суд распределяет судебные расходы.

В соответствии со статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным расходам отнесена государственная пошлина.

Ввиду удовлетворения ТСЖ -"БУТЛЕРОВА-6" заявленных требований, судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 44, 45, 161 ЖК РФ, ст.ст. 65, 71, 110, 167-170 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ "ЖИЛИЩНИК РАЙОНА КОНЬКОВО" (ОГРН <***> ИНН <***>) передать ТОВАРИЩЕСТВУ СОБСТВЕННИКОВ ЖИЛЬЯ "БУТЛЕРОВА-6" (ОГРН <***> ИНН <***>) следующую документацию:

- Принципиальная тепловая схема ЦТП/ИТП с подписью лица, осуществлявшего технический надзор;

- План с расстановкой оборудования и разводкой трубопроводов по ИТП/ЦТП с подписью лица, осуществлявшего технический надзор;

-  Аксонометрическая схема с чертежами основного оборудования ИТП/ЦТП с подписью лица, осуществлявшего технический надзор;

- Спецификация фактически установленного оборудования в ИТП/ЦТП с подписью лица, осуществлявшего технический надзор;

- Принципиальная схема (монтажная) узла учёта тепловой энергии с подписью лица, осуществлявшего технический надзор;

- Акт комплексного опробования тепловой сети в течение 24 часов с подписью представителя эксплуатационного Филиала (Предприятия) ПАО «МОЭК» - 1 оригинал (Подрядчик);

- Акт о приемке оборудования после комплексного опробования (Акт о проведении пусконаладочных работ в течение 72 часов) ИТП/ЦТП с подписью представителя СТН ПАО «МОЭК»;

- Ведомость технологических параметров (диспетчеризация ИТП/ЦТП) в случае наличия диспетчеризации ИТП/ЦТП;

- Акт проведения проверки выполнения условий подключения;

- Акт о готовности внутриплощадочных и внутридомовых сетей и оборудования подключаемого объекта к подаче тепловой энергии и теплоносителя,

- Разрешение и Акт осмотра на допуск в эксплуатацию энергоустановки, выданное Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, его территориальным органом в течении 1 месяца с момента вступления решения в законную силу.

Взыскать с ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ "ЖИЛИЩНИК РАЙОНА КОНЬКОВО" (ОГРН <***> ИНН <***>) в пользу ТОВАРИЩЕСТВА СОБСТВЕННИКОВ ЖИЛЬЯ "БУТЛЕРОВА- 6" (ОГРН <***> ИНН <***>) 6 000 (шесть тысяч) руб. расходов по оплате государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                                                   М.С. Новиков