ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-76829/15 от 15.07.2015 АС города Москвы

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Москва

22 июля 2015 г.                                                                     Дело № А40-76829/2015

Резолютивная часть решения объявлена 15 июля 2015 года.

Полный текст решения изготовлен 22 июля 2015 года.

Арбитражный суд г. Москвы в составе:

судьи Полукарова А.В. (шифр судьи: 154-614)

при ведении протокола судебного заседания секретарем судьи – Ненко Т. И.

рассматривает в судебном заседании дело по исковому заявлению

истца (заявителя): ООО "ТЕОС"

к ответчику: Департамент городского имущества города Москвы

о признании незаконным решения Департамента городского имущества г.Москвы, оформленное письмом от 12 января 2015 г. № 33-5-34742/14-(0)-1, которым обществу с ограниченной ответственностью «ТЕОС» было отказано в приеме поступившего 04 декабря 2014 года запроса и документов, необходимых для предоставления государственной услуги «Возмездное отчуждение недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, из государственной собственности города Москвы» в отношении имущества, расположенного по адресу: <...>

в судебное заседание явились:

от истца (заявителя): ФИО1 по доверенности от 15.05.2015г.

от ответчика: не явился, извещен

суд,

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственности «ТЕОС» обратилось с заявлением о признании незаконным решения Департамента городского имущества города Москвы, оформленного письмом от 12 января 2015 г. № 33-5-34742/14-(0)-1, которым обществу с ограниченной ответственностью «ТЕОС» было отказано в приеме поступившего 04 декабря 2014 года запроса и документов, необходимых для предоставления государственной услуги «Возмездное отчуждение недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, из государственной собственности города Москвы» в отношении имущества, расположенного по адресу: <...>, обязании Департамента городского имущества г.Москвы устранить п: пущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «ТЕОС», приняв представленные 04 декабря 2014 года запрос №№ 33-5-34742/14-(0)-0 и документы, необходимые для предоставления государственной услуги «Возмездное отчуждение недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, из государственной собственности города Москвы» в отношении имущества, расположенного по адресу: <...>.

Судом в порядке ст. 163 АПК РФ был объявлен перерыв в судебном заседании.

Ответчик до перерыва в судебном заседании присутствовал. Возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в заявлении. Указал, что отказ был связан с тем, что заявителем был представлен не полный пакет документов, однако заявитель не был лишен права обратиться с заявлением о получении государственной услуги повторно. После перерыва в судебное заседание не явился.

Заявитель до перерыва в заседание не явился. После перерыва в заседании присутствовал. Поддержал заявленные требования доводам, изложенным в заявлении. Пояснил, что на отказ ответчика в приеме документов им была подана жалоба, о результатах рассмотрения которой обществу не известно.

Выслушав представителей явившихся в заседание сторон, рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Кодекса, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч.1 ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Согласно заявлению, заявитель указывает, что Общество с ограниченной ответственностью «ТЕОС» (далее - общество) 04.12.2014 г. через службу «одного окна» Департамента городского имущества Москвы обратилось с заявлением о предоставлении государственной услуги г. Москвы «Возмездное отчуждение недвижимого имущества, арендуемого объектами малого и среднего предпринимательства, из государственной . 5ственности города Москвы» в отношении арендуемого обществом имущества, расположенного по адресу: <...> регистрационный номер заявления: 33-5-34742/14-(0)-0).

Письмом Департамента от 12.01.2015 г. обществу сообщено об отказе в приеме запроса и документов, необходимых для предоставления государственной услуги ввиду отсутствия документов, необходимых для предоставления государственной услуга.

Поданная 26.02.2015 г. жалоба общества на решение об отказе в приеме запроса и документов в установленный срок не рассмотрена, на момент обращения в суд о результате её рассмотрения обществу не сообщено.

Заявитель полагает, что решение № 33-5-34742/14-(0)-1 от 12.01.2015, об отказе в приеме поступившего 04 декабря 2014 года запроса и документов, необходимых для предоставления государственной услуги «Возмездное отчуждение недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, из государственной собственности города Москвы» в отношении имущества, расположенного по адресу: <...> незаконно, в связи с чем обратился в суд.

Оценка доказательств показала следующее.

Департамент городского имущества г. Москвы является уполномоченным органом по утверждению схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и наделен соответствующими полномочиями по формированию земельных участков.

Отказ Департамента в принятии документов основан на п. 2.14.3 Административного регламента предоставления государственной услуги «Возмездное отчуждение недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, из государственной собственности города Москвы», утв. Постановлением Правительства Москвы от 15.05.2012 № 199-1111 (далее - Административный регламент) и мотивирован тем, что обществом не были представлены документы, подтверждающие соответствие правопредшественника общества - ЗАО «ТЕОС» критериям субъектов малого и среднего предпринимательства за период 2011 - 2013 гг.

Согласно п. 2 ст. 9 Закона № 159-ФЗ, субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям, по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.

В соответствии со ст. 3 Закона № 159-ФЗ одним из условий реализации преимущественного права является то, что арендуемое имущество по состоянию на 1 июля 2013 года находится во временном владении и (или) временном пользовании субъекта малого и среднего предпринимательства непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества.

Определяя срок временного владения и (или) пользования недвижимым имуществом, указанный в статье 3 Закона, суды должны исходить из того, что в названный срок включается также срок владения и (или) пользования недвижимым имуществом лицом, являющимся предшествующим правообладателем по отношению к субъекту малого или среднего предпринимательства, заявившему о реализации права на приобретение. При этом переход права аренды к новому арендатору может основываться как на универсальном, так и на сингулярном правопреемстве (например, перенаем), а прежние арендаторы должны на момент осуществления ими временного владения и (или) пользования недвижимым имуществом соответствовать критериям малого или среднего предпринимательства (п. 7 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.11.2009 № 134).

Поскольку ООО «ТЕОС" создано в результате реорганизации в форме
преобразования из ЗАО «ТЕОС», произошедшей 15.10.2014 г., что на
основании ст.  58  ГК РФ повлекло универсальное правопреемство, для реализации права на выкуп арендуемых помещений ЗАО «ТЕОС» действительно должно было отвечать критериям субъектов малого и среднего предпринимательства не менее чем в течение двух лет до 01.07.2013 г., то есть в период 2011-2013 гг.

Однако требование Департамента о предоставлении заявителем документов, подтверждающих соответствие данным критериям, является необоснованным.

На основании ст. 9 Закона г. Москвы от 26.11.2008 № 60 «О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве», Постановления Правительства Москвы от 08.12.2009 № 1338-ПП «О функционировании реестра субъектов малого и среднего предпринимательства» в целях хранения и обновления информации о субъектах малого и среднего предпринимательства, обеспечения оперативного доступа к ней создан Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства Москвы.

Пунктом 11 Постановления Правительства Москвы от 08.12.2009 № 1338-ПП органам исполнительной власти города Москвы при определении отнесения хозяйствующих субъектов к категории субъектов малого и среднего предпринимательства для целей оказания государственной поддержки, за исключением случаев предоставления преимущественного права на приобретение у   города Москвы арендуемого имущества, предписано руководствоваться информацией, публично представляемой Департаментом промышленной политики и предпринимательства города Москвы, об отнесении хозяйствующих субъектов к категории микропредприятий, малых и их предприятий, открыто публикуемой на сайте держателя Реестра www.dmpmos.ru.

  Информация, запрашиваемая в целях предоставления преимущественного права на приобретение у города Москвы арендуемого имущества, направляется Департаментом науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы с использованием межведомственного информационного взаимодействия. На основании п. 3.6, п. 3.7 Положения о Реестре субъектов малого и среднего предпринимательства Москвы, утв. Постановлением Правительства Москвы от 08.12.2009 № 1338-ПП, органы государственной власти города Москвы как пользователи реестра получают от держателя реестра информацию о субъектах реестра, а также об исключении их из реестра. В соответствии с п. 2.7.2.5 Административного регламента информация о периодах включения заявителя  в Реестр субъектов малого  и среднего предпринимательства города Москвы с указанием сведений о наличии в данных периодах права на поддержку относится  к документам и информация, получаемым Департаментом, в том числе посредством межведомственного запроса, с использованием межведомственного информационного взаимодействия.

Согласно п. 2.7.1.4 Административного регламента предоставление заявителем документов, подтверждающих соответствие критериям субъектов малого и среднего предпринимательства требуется лишь в случае, если он не был включен в Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства Москвы в течение всего периода, определенного пунктом 1 статьи 3 Закона № 159-ФЗ, то есть в течение двух лет до 01.07.2013 г. При этом документы предоставляются только за период(ы) отсутствия в Реестре субъектов малого и среднего предпринимательства Москвы.

Из приведенных положений нормативных правовых актов г.Москвы следует, что в том случае, если информация о субъекте малого и среднего предпринимательства была включена в реестр, возложение на заявителя обязанности по предоставлению документов, подтверждающих статус субъекта малого и среднего предпринимательства исключается. Подтверждение указанного статуса за период 2011-2013 гг. в отношении ЗАО «ТЕОС» должно было быть обеспечено посредством межведомственного взаимодействия и запроса сведений у держателя Реестра субъекта малого и среднего предпринимательства Москвы.

Таким образом, решение  об  отказе  в принятии документов для предоставления государственной услуги принято с нарушением п. 3 ст. 9 пунктов 2.7.2.5    Административного регламента государственной услуги «Возмездное отчуждение недвижимого имущества,  арендуемого субъектами малого и среднего из государственной собственности города Москвы» (утв. Правительства Москвы от 15.05.2012 № 199-ПП) и пунктов Положения о Реестре  субъектов малого и среднего предпринимательства Москвы, утв. Постановлением Правительства Москвы от 08.12.2009г. № 1338-ПП

Как установлено судом, в письме от 10.02.2015 г., направленном в адрес общества, Департамент предлагал повторно обратиться с запросом о реализации права на выкуп арендуемых помещений.

Однако необходимость повторного обращения приведет к ущемлению выкупа помещений, поскольку в силу ст. 3 Закона № 159-ФЗ, правовой  позиции,  выраженной в постановлении Президиума Арбитражного Суда  РФ от 18.10.2012  №  7240/12,  выкуп осуществляется  по рыночной  цене помещений, определенной  на  дату поступления  от субъекта малого или среднего предпринимательства надлежащего заявления о реализации им предоставленного Законом № 159-ФЗ " преимущественного права на приобретение арендуемого имущества. Поскольку общество обратилось с надлежащим заявлением 04.12.2014 г., должен осуществляться по цене, определенной на эту, а не более позднюю дату, что имело бы место при повторной подаче заявления.

В силу п. 2.14 Административного регламента, на который сослался Департамент      в оспариваемом решении, основаниями для отказа в приеме документов,   необходимых   для   предоставления   государственной   услуги, являются:

2.14.1.    Обращение за предоставлением государственной услуги лиц, не
указанных в пунктах 2.5 и 2.6 настоящего Регламента.

2.14.2.    Обращение заявителя за государственной услугой, предоставление
которой не осуществляется Департаментом.

2.14.3 Отсутствие полного комплекта документов, предусмотренных пунктом 2.7.1 настоящего Регламента.

2.14.4 Представление заявителем неправильно оформленных или утративших силу документов либо документов, содержащих противоречивые сведения.

Поскольку, как установлено судом в ходе рассмотрения дела,  информация о ЗАО «ТЕОС» как субъекте малого и среднего предпринимательства в 2011-2013 гг. была внесена в реестр за № 7707-083932 от 09.02.2010 г.. впоследствии продляемая 09.02.2011 г., 09.02.2012 г. 09.02.2013 г. и 09.02.2014 г., а предусмотренных п. 2.14 Административного регламента оснований для отказа в приеме документов у Департамента не имелось, на основании ст. 201 АПК РФ в целях восстановления нарушенных прав общества на Департамент городского имущества г.Москвы надлежит возложить обязанность по приему запроса и документов для рассмотрения вопроса о предоставления государственной услуги.

В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ для признания судом решений, действий (бездействий) органов, осуществляющих публичные полномочия, является необходима совокупность двух условий: такие решения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; нарушают права и законные интересы заявителя в сфере
предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как установлено судом, в настоящем деле имеются оба названных условия.

Как установлено судом, Решение ДГИ г. Москвы от 12.01.2015 № 33-5-34742/14-(0)-1 об отказе в предоставлении государственной услуги не соответствует закону и иным нормативно правовым актам, а именно: п. 4 ст. 9 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ (далее - Закон № 159-ФЗ); п. 2.7.1.4, 2.7.2, 2.14.3 Административного регламента предоставления государственной услуги города Москвы "Возмездное отчуждение недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, из государственной собственности города Москвы", утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 15.05.2012 № 199-ПП (в редакции от 02.09.2014, далее Постановление № 199-ПП).

Согласно пункта 2.7.1.4 Постановления № 199-ПП заявитель обязан представить перечисленные в ней документы, только в том случае, если он не был включен в Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Реестр).

На странице 2 (абзацы 8, 9) оспариваемого решения указано: «Заявителем не представлены следующие документы: Документы, подтверждающие отнесение ЗАО «Теос» к субъектам малого и среднего предпринимательства» за период 2011-2013 гг.».

Однако, как установлено судом, такие документы не должны были предоставляться, поскольку ЗАО «Теос» в указанный период времени было включено в реестр (запись № 7707-083932). Данный факт подтверждается ответом Департамента науки, предпринимательства и промышленной политики г. Москвы, копия которого имеется в материалах дела.

Согласно п. 2.7.2.5 Постановления № 199-ПП сведения о периодах включения заявителя в реестр ДГИ обязан получать самостоятельно, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия.

Заявитель соответствующие сведения предоставить вправе, но не обязан (п. 2.9 Постановления № 199-ПП).

В нарушение указанной нормы ДГИ не осуществил получение информации о периодах включения ЗАО «Теос» (правопредшественник заявителя) в реестр, а незаконно переложил эту обязанность на заявителя.

Никаких доказательств того, что ДГИ осуществлял какие-либо действия по получению информации, в материалы дела не представлено.

После получения оспариваемого решения заявитель обратился самостоятельно в Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства г. Москвы (оператор реестра).

Судом установлено, что  письме ДНПиП от 23.03.2015 № ДНПП-18-18-610/5, копия которого имеется в материалах дела, указано следующее: «ЗАО «Теос» (ИНН <***>) было зарегистрировано  в Реестре субъектов малого и среднего предпринимательства Москвы с 09.02.2010 по 09.02.2015 с  присвоенным статусом «микропредприятие» (последний зарегистрированный номер свидетельства № 7706-255437)».

Следовательно, уполномоченный орган власти (ДНПП) обладает всей необходимой информацией о нахождении заявителя в реестре. Доказательств того, что данная информация не могла быть получена ДГИ, в том числе путем межведомственного взаимодействия, нет.

Согласно п. 2.14.3 Постановления № 199-ПП отказ в предоставлении государственной услуги допускается в случае отсутствия полного комплекта документов, предусмотренных пунктом 2.7.1 Постановления № 199-ПП.

Как установлено судом, заявителем был предоставлен полный комплект документов, предусмотренный п. 2.7.1 Постановления № 199-ПП.

Согласно п. 4 ст. 9 Закона № 159-ФЗ отказ в приобретении арендуемого имущества допускается только в случае несоответствии заявителя установленным требованиям, либо отчуждение арендуемого имущества не допускается.

Согласно ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Поскольку указанные факты судом установлены, заявленные требования подлежат удовлетворению.

Допущенное ответчиком нарушение прав и законных интересов заявителя в порядке п.3 ч.4 ст.201 АПК РФ, должны быть устранены ответчиком путем обязания Департамента городского имущества города Москвы не позднее 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенное нарушение прав и законных интересов  ООО "ТЕОС".

Расходы по оплате государственной пошлины относятся на ответчика в соответствии со ст. 110 АПК РФ.

На основании Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и руководствуясь ст.ст.65, 66, 69, 71, 75, 110, 167-170, 176, 198, 200, 201 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление ООО "ТЕОС" удовлетворить и о признать незаконным решение Департамента городского имущества г.Москвы, оформленное письмом от 12 января 2015 г. № 33-5-34742/14-(0)-1, которым обществу с ограниченной ответственностью «ТЕОС» было отказано в приеме поступившего 04 декабря 2014 года запроса и документов, необходимых для предоставления государственной услуги «Возмездное отчуждение недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, из государственной собственности города Москвы» в отношении имущества, расположенного по адресу: <...>.

Обязать Департамент городского имущества города Москвы не позднее 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ООО «ТЕОС».

Проверено на соответствие действующему законодательству РФ.

   Взыскать с Департамента городского имущества города Москвы в пользу ООО «ТЕОС» 3000 руб. 00 коп. расходов по госпошлине.

Решение может быть обжаловано в Девятый Арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья                                                                                     А. В. Полукаров