Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Москва | Дело № А40-77651/12 130-741 |
сентября 2012 г.
Резолютивная часть решения объявлена 21 сентября 2012 года
Полный текст решения изготовлен 28 сентября 2012 года
Арбитражный суд в составе судьи Андрияновой С.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мишиным Ю.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению (заявлению) ОАО "МОЭСК"
к ЦМТУ Росстандарта
третье лицо: ОАО «Мосэнергосбыт»
о признании недействительными решения и предписания.
при участии представителей
от заявителя – ФИО1 по дов. от 18.06.2012 №3134-Д, удостоверение
от ответчика – ФИО2 по дов. от 01.12.2011 №132, паспорт
от 3-го лица – ФИО3 по дов. от 12.12.2011 паспорт; ФИО4 по дов. от 12.12.2011, паспорт
УСТАНОВИЛ:
ОАО "МОЭСК" (далее по тексту также – Заявитель) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительными предписания ЦМТУ Росстандарта от 27.01.2012г. № 712-ПР и № 712-ПР/1 не соответствующим ст. 1,2,36,39 Федерального закона от 27.12.2002г. № 184 «О техническом регулировании», а также статьям 3,26 Федерального закона от 26.03.2003г. № 35 ФЗ «Об электроэнергетике», решение от 05.03.2010г. № 502-5/5.
В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Ответчик требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
Третье лицо поддержало позицию ответчика по доводам, изложенным в письменных пояснениях.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суд пришел к выводу о том, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Спор возник из публичных отношений об оспаривании решений государственных органов (должностных лиц), поэтому он подлежит рассмотрению в порядке, установленном ст.ст. 197-201 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт. решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ, пункта 6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996г. № 6/8 « О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Следовательно, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов, входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утвержденным постановлением Правительства РФ от 17.06.04 № 294, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, государственный метрологический надзор. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через свои территориальные органы.
В соответствии с частью 1 стать 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора/ и муниципального контроля», частью 1 статьи 34 Федерального закона от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
В соответствии с частью 2 статьи 38 Федерального закона «О техническом регулировании» по результатам проверки выдается предписание о разработке программы мероприятий по предотвращению причинения вреда и согласовании ее с органом государственного контроля (надзора).
Постановлением Госстандарта России от 01.09.2003 N99 утвержден Порядок проведения государственным комитетом Российской Федерации стандартизации и метрологии государственного контроля и надзора (далее - Порядок).
В силу пунктов 20, 21 Порядка проведения государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии государственного контроля и надзора, утвержденного постановлением Госстандарта России от 01.09.2003 N 99, в случае выявления в результате мероприятий по контролю административного правонарушения должностным лицом органа государственного контроля (надзора) составляется протокол в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, и даются предписания об устранении выявленных нарушений.
Статьей 46 Федерального закона «О техническом регулировании» установлено, что до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к процессу реализации продукции, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению.
Как видно из материалов дела, старшим государственным инспектором Территориальным отделом (инспекцией) по Московской области ЦМТУ Росстандарта ФИО2 на основании обращения ОАО «Мосэнергосбыт» и в соответствии с приказом заместителя руководителя ЦМТУ Росстандарта ФИО5 от 22.12.2011г. № 712, в отношении ОАО «МОЭСК» в период с 28.12.2011г. по 27.01.2012г. была проведена внеплановая выездная проверка, на соответствие обязательным требованиям государственных стандартов технических регламентов (обязательных требований стандартов) в сфере технического регулирования в соответствии с ФЗ от 27.12.2002г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
В ходе проверки административным органом установлено, что на передаваемую филиалом «Южные электрические сети» ОАО «МОЭСК» электроэнергию отсутствует сертификат соответствия и передаваемая электрическая энергия не соответствует обязательным требованиям государственного стандарта ГОСТ 13109-97.
При проверке качества электрической энергии, поставляемой потребителям в точках общего доступа, ближайшим к границам балансовой принадлежности установлено, что качество электрической энергии, поставляемой потребителям (жителям) д. Слепушкино, НСТ Слепушкино с ПС-385 не соответствует обязательным требованиям ГОСТ 13109-97 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения» в части обязательных требований:
- п. 5.2 по установившемуся отклонению напряжения (установившееся отклонение напряжения (dU) достигало - 14,7%, что превышает предельно допустимые значения ±10%);
- п. 5.5 по коэффициенту несимметрии напряжений по нулевой последовательности (коэффициент несимметрии напряжений по нулевой последовательности по факту 7,0%, что превышает предельно допустимые значения 4,0%).
Вместе с тем, проверкой установлено, что передаваемая ОАО «МОЭСК» электрическая энергия не сертифицирована, что подтверждается отсутствием у компании сертификата соответствия.
По окончании указанной проверки административным органом был составлен акт от 27.01.2012г. № 712-С, на основании которого заявителю выданы оспариваемые предписания.
ОАО «МОЭСК» является территориальной сетевой организацией, которая в соответствии со ст. 3 Федерального закона № 35 «Об электроэнергетике» оказывает услуги по передаче электрической энергии, т.е. осуществляет комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями.
В силу пункта 1 статьи 38 Закона N 35-ФЗ субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставку электрической энергии ее потребителям, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности) отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с техническими регламентами и иными обязательными требованиями.
В силу пункта 1 статьи 542 Гражданского кодекса РФ качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.
В соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. № 861 (далее - Правила), между энергосбытовыми организациями (гарантирующими поставщиками) в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии и сетевой организацией заключаются договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии.
В соответствии с пунктом 117 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ №530 от 31.08.2006, услуги по передаче электрической энергии предоставляются на основании договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, заключаемых потребителями самостоятельно или в их интересах обслуживающими их гарантирующими поставщиками или энергосбытовыми организациями. Гарантирующие поставщики и энергосбытовые организации заключают с сетевыми организациями договоры оказания услуг по передаче электрической энергии в отношении точек поставки на розничном рынке обслуживаемых ими потребителей, если условиями договоров, заключенных ими с потребителями, предусмотрено обеспечение оказания услуг по передаче электрической энергии в интересах и за счет потребителя.
В силу положений пункта 112 данных Правил качество электрической энергии обеспечивается совместными действиями субъектов электроэнергетики, обеспечивающих снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующих поставщиков, энергосбытовых организаций, энергоснабжающих организаций, сетевых организаций. системного оператора и иных субъектов оперативно-диспетчерского управления, а также производителей (поставщиков) электрической энергии во исполнение своих обязательств по договорам на оптовом и розничных рынках электрической энергии. Указанные субъекты отвечают перед потребителями за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по соответствующим договорам, в том числе за надежность снабжения их электрической энергией и ее качество в соответствии с техническими регламентами и иными обязательными требованиями.
Согласно пункту 15«а» Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ №861 от 27.12.2004, при исполнении договора сетевая организация обязана: обеспечить передачу электрической энергии в точке присоединения энергопринимающих устройств потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор) к электрической сети, качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам с соблюдением величин аварийной и технологической брони.
В соответствии с п. 14 Правил ОАО «МОЭСК» при исполнении указанного договора обязано поддерживать на границе балансовой принадлежности значение показателей качества электрической энергии, соответствующие техническим регламентам и иным обязательным требованиям.
Согласно требований постановления Правительства РФ №982 от 01.12.2009, электроэнергия в электрических сетях общего назначения, поставляемая бытовым потребителям, подлежит обязательной сертификации.
Порядок сертификации электроэнергии, отпускаемой потребителям, утвержден Постановлением Госстандарта РФ от 16.07.1999 №36 «О правилах проведения сертификации электрооборудования» (раздел VII), далее по тексту Правила.
В силу п.8.9 указанных Правил испытания электроэнергии для сертификации проводит аккредитованная испытательная лаборатория (центр) в контрольных пунктах распределительных электрических сетей (центрах питания), выбираемых из числа заявленных энергоснабжающей организацией на сертификацию электрической энергии.
В соответствии с п.п. 8.1 и 8.2 Правил сертификации объектом сертификации является электрическая энергия именно в распределительных сетях энергоснабжающих организаций.
Согласно ГОСТ Р 53333-2008 «Электрическая энергия. Контроль качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения» (утв. приказом Ростехрегулирования от 25.12.2008 №787-ст) распределительная электрическая сеть - электрическая сеть, присоединенная к центру питания, обеспечивающая распределение электрической энергии между потребителями.
Центр питания - распределительное устройство генераторного напряжения электростанции или распределительное устройство вторичного напряжения трансформаторной подстанции энергокомпании, к которому присоединены сети данного района (региона) по месторасположению обследуемых потребителей.
Сетевая организация - энергокомпания, владеющая на праве собственности или ином основании, установленном федеральными законами, объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям.
К заявке на проведение сертификации электроэнергии в обязательном порядке должен быть приложен Перечень распределительных электрических сетей (центров питания), заявляемых на сертификацию электрической энергии и принадлежащих энергоснабжающей организации (Приложение №3 к Правилам).
В данном случае, ОАО «Мосэнергосбыт» не владеет на каком-либо законном праве распределительными сетями. Контрольные пункты распределительных электрических сетей (центры питания) находятся в собственности (владении) ОАО «МОЭСК», как сетевой организации, поэтому в силу закона, осуществить сертификацию передаваемой энергии в сетях общего назначения может только сетевая организация.
Именно с учетом этого положения МЭС и МОЭСК заключили Договор оказания услуг по передаче электрической энергии.
По условиям п. 3.3.10. данного договора подтверждение качества передаваемой энергии производится путем получения сетевой организацией соответствующего сертификата, выданного уполномоченным органом.
Учитывая вышеизложенное, и принимая во внимание тот факт, что законом и договором оказания услуг по передаче электроэнергии обязанность по получению сертификата качества электроэнергии возложена на сетевую организацию, ЦМТУ Росстандарта выдало предписания об устранении выявленных нарушений в отношении отсутствия сертификата качества на электрическую энергию в полном соответствии с законом.
Между ОАО «МОЭСК» и ОАО «Мосэнерго» был заключен такой договор оказания услуг по передачи электрической энергии № 17-3916 от 04 сентября 2007 г.
ОАО «МОЭСК» согласно договора № 17-3916 от 04 сентября 2007 года с ОАО «Мосэнергосбыт» оказывает услуги по передаче электрической энергии через принадлежащие ОАО «МОЭСК» на праве собственности и (или) ином законном основании технические устройства электрических сетей в пределах разрешенной (заявленной) мощности Потребителя.
В соответствии с п. 3.3.1, 3.3.10, 8.22 договора оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенного между ОАО «Мосэнергосбыт» (Заказчик) и ОАО «МОЭСК» (Исполнитель) в обязанности Исполнителя входят:
- обеспечить передачу принятой в свою электрическую сеть электроэнергии от точек приема до точек поставки в соответствии с согласованными параметрами надежности и с учетом технологических характеристик энергопринимающих устройств;
- обеспечить качество и иные параметры передаваемой электроэнергии, которые должны соответствовать техническим регламентам и требованиям ГОСТ 131109-97, что должно подтверждаться сертификатом соответствия, выданного Исполнителю уполномоченным органом;
- осуществлять в соответствии с Порядком, установленным законодательством Российской Федерации, контроль качества электроэнергии, показатели которой определяется ГОСТ 13109-97, иными обязательными требованиями и подтверждается сертификатом качества электроэнергии;
- нести ответственность за отклонение показателей качества электроэнергии сверх величин, установленных обязательными требованиями настоящего договора и законодательства.
Также следует отметить, что организации, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производители электроэнергии, сетевые организации обязаны обеспечить качество электроэнергии на пути от генерирующей организации до потребителя. Производство, передача и продажа электроэнергии представляет собой единый процесс. При нарушении требований стандарта качества на одном из этапов приведет к понижению качества электроэнергии, следовательно, при передаче сетевой организацией некачественной электроэнергии невозможно обеспечение поставки потребителям электроэнергии, соответствующей обязательным требованиям государственных стандартов.
Таким образом, доводы ОАО «МОЭСК», что общество, являясь сетевой организацией, оказывающей лишь услуги по передаче электрической энергии, не является субъектом, на которого может быть возложена обязанность по обеспечению качества электроэнергии и проведению ее сертификации подлежат отклонению.
На основании изложенного, выданные административным органом предписания от 27.01.2012 г. № 712-ПР об устранении нарушений и 712-ПР/1 о разработке программы мероприятий по предотвращению причинения вреда являются законными и обоснованными.
Довод ОАО «МОЭСК» о том, что на основании ст. 1 Федерального закона «О техническом регулировании» передача электрической энергии не входит в сферу регулирования Закона о техническом регулировании, и проверка качества электроэнергии не основана на законе и противоречит ст. 1, 2, 36, 39 Федерального закона от 27.12.2002 г. № 184 «О техническом регулировании» также подлежит отклонению.
Федеральный закон «О техническом регулировании» устанавливает обязательные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Указанный закон регулирует отношения, возникающие на всех стадиях жизненного цикла продукции (изготовление, хранение, реализация и утилизация, транспортировка, передача и т.д.). В отношении продукции (а не процессов, связанных с требованиями к продукции) государственный контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований осуществляется исключительно на стадии обращения продукции (ч. 2 ст. 33 Федерального закона «О техническом регулировании»).
Кроме того, согласно п. 4 ст. 198 АПК РФ заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов.
Оспариваемые предписания составлены 27 января 2012 г. Согласно отметке о вручении были получены представителем МОЭСК - ФИО6 в тот же день - 27.01.2012 г.
В суд МОЭСК обратилось с заявлением о признании предписаний недействительными 04.06.2012 г., о чем имеется отметка канцелярии суда, т.е. спустя практически шесть месяцев с момента вынесения предписаний.
Учитывая изложенное, при обращении в суд МОЭСК пропущен срок подачи заявления о признании ненормативного правового акта недействительным.
В соответствии с правовой позицией ВАС РФ, отраженной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 10.10.2006 г. №7830/06, пропуск срока подачи заявления, предусмотренный п. 4 ст. 198 АПК РФ является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, суд пришел к выводу о том, что оспариваемые предписания были изданы ответчиком в соответствии с действующим законодательством, в рамках предоставленной компетенции, не препятствуют осуществлению деятельности заявителя и не нарушают его права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, в данном случае, отсутствуют основания, предусмотренные ст.13 ГК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативных актов органа государственной власти недействительными.
Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Согласно ч.1 ст.4 АПК РФ, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Однако, заявителем не подтвержден факт нарушения или оспаривания каких-либо его прав и законных интересов действиями ответчика, а также не представлено каких-либо доказательств такого нарушения или оспаривания.
На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст.ст.16,29,64-68,75,110,167-170, 198-201 АПК, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления ОАО "МОЭСК" о признании недействительными, вынесенные ЦМТУ Росстандарта: предписания от 27.01.2012 №712-ПР и № 712-ПР/1; решение от 05.03.2012 №502-5/5 – отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия (изготовления в полном объеме) в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья: | С.М.Андриянова |