ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-78206/2022-17-565 от 17.06.2022 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

(в порядке ст. 229 АПК РФ)

г. Москва

Дело № А40-78206/22 -17-565

28 июля 2022 года

Резолютивная часть решения вынесена 17 июня 2022 года (в порядке ст. 229 АПК РФ)

Полный текст решения изготовлен 28 июля 2022 года

Арбитражный суд города Москвы в составе судьи А.Б. Поляковой,

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "МУСТАНГ СТУПИНО" к Московской областной таможне о признании незаконным и отмене постановления от 22.03.2022г. № 10013000-002928/2022 о привлечении к административной ответственности по ст. 16.5 КоАП РФ

УСТАНОВИЛ:

ООО «Мустанг Ступино» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Московской областной таможни от 22.03.2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10013000-002928/2022 о привлечении к административной ответственности по ст. 16.5 КоАП РФ.

Определением от 18.04.2022 заявление принято судом к рассмотрению в порядке упрощенного производства, по правилам главы 29 АПК РФ.

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства, в соответствии с ч. 1,2 ст. 227 и ст. 228 АПК РФ без вызова сторон по материалам, представленным  заявителем и ответчиком.

Резолютивная часть решения вынесена 17.06.2022.

Согласно ч. 2 ст. 229 АПК РФ по заявлению лица, участвующего в деле, или в случае подачи апелляционной жалобы по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение.

От заявителя поступило заявление о составлении мотивированного решения с ходатайством о восстановлении пропущенного срока.

Суд считает ходатайство подлежащим удовлетворению.

От ответчика поступил отзыв и заверенные копии материалов дела об административном правонарушении.

Изучив материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании ст.71 АПК РФ, суд установил, что требования заявителя не подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд, в судебном заседании, проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также, иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В силу ч. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Как следует из заявления, должностным лицом таможни вынесено постановление от 22.03.2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №10013000-002928/2022 о привлечении ООО «Мустанг Ступино» к административной ответственности по ст.16.5 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 5 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим заявлением.

В обоснование заявленного требования Общество ссылается на отсутствие состава административного правонарушения.

Отказывая в удовлетворении требований, суд исходит из следующего.

Как следует из материалов дела, на основании предписания от 17.02.2021г №10013230/160221/000005 в соответствии со ст. 330 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), старшим государственным таможенным инспектором Михневского таможенного поста МОТ О.В. Ключко в присутствии начальника Михневского таможенного поста MOT Н.А. Дульцева, старшего помощника Восточного транспортного прокурора А.А. Храмова и представителя ООО «Мустанг Ступино» В.Б. Молочникова, проведен таможенный осмотр помещений и территорий особой экономической зоны «Ступино-Квадрат» резидента особой экономической зоны ООО «Мустанг Ступино». Постоянная зона таможенного контроля (далее - ПЗТК) на территории особой экономической зоны «Ступино-Квадрат» создана приказом МОТ от 20.05.2020 № 337.

В результате таможенного осмотра помещений и территорий (акт таможенного осмотра помещений и территорий №10013230/170222/000004) зафиксированы нарушения порядка обеспечения контрольно-пропускного режима на территории ПЗТК особой экономической зоны (далее - ОЭЗ) ООО «Мустанг Ступино», включая порядок доступа лиц на такую территорию.

Согласно журналу учета въезда/выезда транспортных средств на КПП, в ПЗТК резидента ОЭЗ ООО «Мустанг Ступино» порожнее транспортное средство с государственным номером Е237ХА 21RUS въехало на загрузку 16.02.2022 в 08 час. 55 мин.

В соответствии с п. 1 ст. 319 ТК ЕАЭС зонами таможенного контроля являются места перемещения товаров через таможенную границу Союза, территории складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, территории магазинов беспошлинной торговли и иные места, установленные настоящим Кодексом и (или) устанавливаемые законодательством государств - членов о таможенном регулировании. В иных местах зоны таможенного контроля создаются для проведения таможенного осмотра и (или) таможенного досмотра товаров, совершения грузовых и иных операций.

Порядок создания, прекращения функционирования (ликвидации) и обозначения зон таможенного контроля, требования к ним, а также правовой режим зоны таможенного контроля устанавливаются законодательством государств-членов о таможенном регулировании (п. 4 ст. 319 ТК ЕАЭС).

В силу ст. 217 Федерального закона Российской Федерации от 03.08.2018 №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) перемещение товаров, транспортных средств, лиц, включая должностных лиц иных государственных органов, через границы зон таможенного контроля и в их пределах допускается с разрешения таможенных органов и под их надзором, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 203 ТК ЕАЭС, ч. 2 ст. 37.2 Федерального закона Российской Федерации от 22.07.2005 №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», территория особой экономической зоны является зоной таможенного контроля. Перемещение товаров, транспортных средств, лиц, включая должностных лиц государственных органов, за исключением должностных лиц таможенных органов, через границы особых экономических зон и в их пределах допускается с разрешения таможенного органа и под его надзором с учетом положений настоящей статьи.

Приказом ФТС России №566 от 26.03.2012 утвержден Порядок и технологии совершения таможенных операций в отношении товаров, включая транспортные средства, ввозимых (ввезенных) на территории особых экономических зон и вывозимых с территорий особых экономических зон, и порядка идентификации (далее - Порядок).

В соответствии с Порядком, в целях вывоза товаров и выезда средства транспорта, перевозящего такие товары, с территории ОЭЗ уполномоченный таможенный орган выдает письменное разрешение на вывоз товаров и выезд средства транспорта с территории ОЭЗ (далее - разрешение на вывоз).

Разрешение на вывоз товаров выдается уполномоченным таможенным органом резиденту ОЭЗ (нерезиденту ОЭЗ) или лицу, действующему по его поручению. Разрешение на вывоз выдается, если в уполномоченный таможенный орган представлены документы и сведения, которые включают, в том числе сведения о средстве транспорта (о типе, марке, регистрационных номерах средства транспорта, если перевозка осуществляется автомобильным транспортом, о номере(ах) железнодорожного(ых) вагона(ов) (контейнеров), если перевозка осуществляется железнодорожным транспортом).

Въезд порожнего средства транспорта на территорию ОЭЗ допускается при условии, что такое средство транспорта въезжает на территорию ОЭЗ в целях осуществления перевозки товаров, и лицом, в адрес которого оно следует, согласно документам, имеющимся в наличии у перевозчика и предъявленным должностному лицу таможенного органа на КПП, является резидент ОЭЗ или нерезидент ОЭЗ.

Выезд средства транспорта, на котором ранее осуществлялся ввоз товаров на территорию ОЭЗ и который выезжает с территории ОЭЗ порожним, осуществляется без письменного разрешения на выезд.

Разрешение на въезд порожнего средства транспорта на территорию ОЭЗ осуществляется путем направления через личный кабинет уведомления в систему ЕАИС таможенных органов в КПС АИСТ-М, которое регистрируется в случае разрешения на въезд.

Въезд порожнего средства транспорта с государственным номером Е237ХА 21RUS на территорию ПЗТК резидента ОЭЗ ООО «Мустанг Ступино» произведен без предъявления имеющихся в наличии у перевозчика документов должностному лицу Михневского таможенного поста МОТ.

Разрешение на въезд транспортного средства с государственным номером Е237ХА 21RUS путем направления уведомления через систему ЕАИС таможенных органов, на Михневский таможенный пост МОТ не поступало, транспортное средство въехало на территорию ПЗТК резидента ОЭЗ ООО «Мустанг Ступино» без разрешения таможенного органа. ООО «Мустанг Ступино» с заявлением о получении разрешения на размещение в ПЗТК указанного транспортного средства на Михневский таможенный пост МОТ не обращалось.

Данные действия указывают на признаки состава административного правонарушения, ответственность  за которое предусмотрена ст. 16.5 КоАП РФ.

Согласно ст. 16.5 КоАП РФ перемещение товаров и (или) транспортных средств либо лиц, включая должностных лиц государственных органов, за исключением должностных лиц таможенных органов, через границу зоны таможенного контроля или в ее пределах либо осуществление производственной или иной хозяйственной деятельности без разрешения таможенного органа, если такое разрешение обязательно влечет административную ответственность.

Объектом правонарушения, предусмотренного ст. 16.5 КоАП РФ, является установленный порядок перемещения лиц через границу зоны таможенного контроля, предусмотренный ст. 319 ТК ЕАЭС и п. 23 ст. 217 Федерального закона Российской Федерации №289-ФЗ.

Объективную сторону административного правонарушения составляет противоправное деяние, выраженное в пропуске транспортного средства через границы зоны таможенного контроля без разрешения таможенного органа.

Субъектом административного правонарушения является ООО «Мустанг Ступино».

Из обстоятельств дела следует, что ООО «Мустанг Ступино» обязано было получить разрешение на перемещение транспортного средства через границы ПЗТК. Для надлежащего исполнения установленной обязанности ООО «Мустанг Ступино» могло и должно было своевременно получить разрешение на перемещение транспортного средства через границы ПЗТК.

Отклоняя довод Общества об отсутствии на территории ПЗТК резидента ОЭЗ - ООО «Мустанг Ступино» оборудованного КПП таможенного органа, суд указывает следующее.

ФТС России для резидентов ОЭЗ установлены обязательные требования по обустройству земельного участка и оборудованию, требуемому для работы предприятия, использующего таможенную процедуру свободной таможенной зоны в соответствии с Требованиями к обустройству и оборудованию территории особой экономической зоны и требованиями к обустройству и оборудованию земельных участков, предоставленных резидентам особой экономической зоны, в случаях, предусмотренных частью 4 статьи 37.2 Федерального закона от 22.07.2005 №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федераций», утвержденными приказом ФТС России от 30.04.2015 №817.

Перечень информационно-технических средств для оснащения объекта таможенной инфраструктуры на земельном участке, предоставленном резиденту ОЭЗ «Мустанг Ступино», указан в письме ФТС России от 20.01.2017 №01-22/02667 с учетом пунктов 1-5 письма ФТС России от 11.10.2018 № 04-73/64573, а именно:

1) наличие ограждения земельного участка, исключающего возможность перемещения товаров и транспортных средств помимо таможенного контроля, с обозначениями, указывающими на то, что огороженная территория является зоной таможенного контроля;

2) наличие КПП в местах въезда (выезда) транспорта на (с) территорию (ии);

3) наличие выделенного помещения на территории КПП, предназначенного для размещения должностного лица таможенного органа;

4) наличие освещения на территории земельного участка в темное время суток;

5) наличие видеонаблюдения по периметру земельного участка, а также на территории КПП в местах въезда (выезда) автомобильного транспорта с возможностью выведения изображения и управления видеонаблюдением в таможенный орган, в компетенцию которого входит совершение таможенных операций и таможенного контроля в соответствии с таможенной процедуры свободной таможенной зоны.

На территории резидента ОЭЗ ООО «Мустанг Ступино» расположено 2 КПП, как для автомобильного транспорта, так и для железнодорожного транспорта.

В целях применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны ООО «Мустанг Ступино» - резидентом особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Ступино-Квадрат» на территории ООО «Мустанг Ступино» на основании обращения ООО «Мустанг Ступино» от 15.03.2021 №425-03/2021 «О внесении изменений в схему ПЗТК ООО «Мустанг Ступино» приказом МОТ от 04.05.2021 №357 создана постоянная зона таможенного контроля.

В соответствии с приказом на Михневский таможенный пост МОТ возложен контроль за функционированием ПЗТК, контроль за соблюдением резидентом ОЭЗ требований международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования при использовании ПЗТК и применении таможенной процедуры свободной таможенной зоны, обеспечение совершения таможенных операций и таможенного контроля в отношении товаров, помещенных в ПЗТК. В соответствии со Схемой ПЗТК, КПП оборудовано камерой видеонаблюдения в местах въезда (выезда) автомобильного и железнодорожного транспорта и предназначено для размещения должностных лиц таможенного органа.

КПП резидента ОЭЗ ООО «Мустанг Ступино» расположено по адресу: Московская обл., Ступинский р-н, д. Шматово, ул. Индустриальная, владение 40, и находится на удаленности более 15 км от Михневского таможенного поста МОТ, который находится по адресу: Московская обл., Ступинский р-н, городское поселение Михнево, пос. Михнево, ул. Старомихневская, владение 41.

Не принадлежащее ООО «Мустанг Ступино» частное охранное предприятие осуществляет пропуск на въезд и на выезд личного транспорта, а также грузовых транспортных средств с товарами в зону таможенного контроля без разрешения таможенного органа.

При этом должностные лица таможенного органа без уведомления, как в устной форме или письменной форме, так и при регистрации электронных уведомлений, не могут проверить грузовые порожние транспортные средства на предмет законности перемещения товаров через границы зоны таможенного контроля. Существующая система видеонаблюдения позволяет провести только идентификацию номеров транспортных средств, архивное хранение видеозаписей на таможенном посту отсутствует.

В условиях отсутствия должностных лиц таможенного органа на КПП резидента ОЭЗ ООО «Мустанг Ступино» в 2021 году, так и в 2022 году  фиксация фактов въезда и выезда грузовых автотранспортных средств и железнодорожных вагонов осуществляется с использованием системы видеонаблюдения.

Для ведения производственной деятельности резидентов ОЭЗ приказом ФТС России от 26.03.2012 №566 утвержден Порядок и технологии совершения таможенных операций в отношении товаров, включая транспортные средства, ввозимых (ввезенных) на территории особых экономических зон и вывозимых с территорий особых экономических зон, и порядка идентификации (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 32 раздела V Порядка въезд порожнего средства транспорта на территорию ОЭЗ допускается при условии, что такое средство транспорта въезжает на территорию ОЭЗ в целях осуществления перевозки товаров, и лицом, в адрес которого оно следует, согласно документам, имеющимся в наличии у перевозчика и предъявленным должностному лицу таможенного органа на КПП, является резидент ОЭЗ или нерезидент ОЭЗ.

Въезд порожнего средства транспорта на погрузку готовой продукции с государственным номером Е237ХА 21RUS на территорию ПЗТК резидента ОЭЗ ООО «Мустанг Ступино» произведен без предъявления имеющихся в наличии у перевозчика документов должностному лицу Михневского таможенного поста МОТ.

Территория ПЗТК резидента ОЭЗ ООО «Мустанг Ступино» оборудована КПП для таможенного органа, указанные документы до въезда транспортного средства в ПЗТК путем направления уведомления через систему ЕАИС таможенных органов, на Михневский таможенный пост МОТ не поступали, транспортное средство въехало на территорию ПЗТК резидента ОЭЗ ООО «Мустанг Ступино» без разрешения таможенного органа. ООО «Мустанг Ступино» с заявлением о получении разрешения на размещение в ПЗТК указанного транспортного средства на Михневский таможенный пост МОТ не обращалось.

Разрешение на перемещение товаров через границы зоны таможенного контроля Михневским таможенным постом не выдавалось, как в устной или письменной форме, так и посредством регистрации электронных уведомлений резидента ОЭЗ покупатель готовой продукции, водитель транспортного средства с государственным номером Е237ХА 21RUS и (или) ООО «Мустанг Ступино» за разрешением не обращались. Идентификация номера транспортного средства и проверка порожнего грузового отсека на предмет перемещаемых товаров в зону таможенного контроля не осуществлялась.

В ходе совместного осмотра помещений и территорий резидента ОЭЗ ООО «Мустанг Ступино» должностными лицами таможенного органа и старшим помощником Восточного транспортного прокурора А.А. Храмовым в зоне таможенного контроля выявлены: железнодорожные вагоны и грузовые транспортные средства, въехавшие на территорию предприятия без уведомления таможенного органа, либо с уведомлением после того, как транспортное средство заехало в ПЗТК.

Доказательства даты и времени въезда грузовых транспортных средств через автомобильный и железнодорожный КПП резидента ОЭЗ ООО «Мустанг Ступино» без уведомлений таможенного органа получены по результатам проверки системы видеонаблюдения на сервере указанного предприятия на момент окончания проведенного осмотра помещений и территорий.

Представленные резидентом ОЭЗ ООО «Мустанг Ступино» электронные уведомления не соответствуют дате въезда транспортного средства под загрузку готовой продукции, а также отсутствуют в информационной системе Михневского таможенного поста, осуществляющего контроль товаров и транспортных средств на территории ОЭЗ.

Кроме того, следует отметить, что в 2021 году в ходе совместного осмотра территории зоны таможенного контроля резидента ОЭЗ ООО «Мустанг Ступино» должностными лицами таможенного органа и сотрудника Восточной транспортной прокуратуры было внесено представление об устранении нарушений таможенного законодательства от 20.01.2021 №07-04-21/92 по фактам нарушений в работе КПП и возможности беспрепятственного прохода посторонних лиц на территорию зоны таможенного контроля.

Однако причины и условия, способствовавшие совершению административного правонарушения не устранены.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП России или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП России юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Выполнение тех или иных обязанностей в сфере таможенных правоотношений вытекает, прежде всего, из общеправового принципа, закрепленного в статье 15 Конституции Российской Федерации, любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности.

Вступая в таможенные правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.

Вина ООО «Мустанг Ступино» состоит в отсутствии объективных обстоятельств, препятствующих выполнению лицом своих обязанностей, отсутствии факта реализации прав, обеспечивающих исполнение этих обязанностей, то есть лицо было обязано, имело и правовую, и реальную возможность эту обязанность выполнить, но не приняло всех зависящих от него мер к ее выполнению.

ООО «Мустанг Ступино» обязано было получить разрешение на перемещение транспортного средства через границы ПЗТК. Для надлежащего исполнения установленной обязанности ООО «Мустанг Ступино» могло и должно было своевременно получить разрешение на перемещение транспортного средства через границы ПЗТК.

Следовательно, таможенным органом правомерно установлено, что в действиях ООО «Мустанг Ступино» содержится состав правонарушения, предусмотренного ст. 16.5 КоАП РФ, поэтому заявитель обоснованно привлечен к административной ответственности.

Административное наказание назначено таможенным органом в пределах санкции ст. 16.5 КоАП РФ. Положения ст. 25.1, 28.2, 29.7 КоАП РФ налоговым органом соблюдены, что подтверждается материалами дела.

Следовательно, поскольку наличие состава административного правонарушения в действиях заявителя подтверждено материалами дела, сроки и порядок привлечения к административной ответственности соблюдены, размер ответственности определен с учетом правил статьи 4.1 КоАП РФ, а также учитывая, что оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и оценки допущенного правонарушения, как малозначительного с учетом положений пунктов 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10, не усматривается, арбитражный суд не находит оснований для удовлетворения требования заявителя о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления.

В соответствии с ч. 3 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Судом рассмотрены все доводы заявителя, однако, они не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований и расцениваются судом, как направленные на уклонение от административной ответственности.

В силу ч.4 ст.208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "МУСТАНГ СТУПИНО" отказать.

Решение арбитражного суда первой инстанции по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объеме.

Судья:

А.Б. Полякова