ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Москва Дело № А40-78231/15
04 августа 2015 года
Резолютивная часть решения объявлена 28 июля 2015 года
Полный текст решения изготовлен 04 августа 2015 года
Арбитражный суд в составе судьи Шудашовой Я.Е.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Климовой Д.А.
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Акционерного общества «Компьютершер Регистратор» (ОГРН: <***>, адрес: 121108 <...>)
к Инспекции Федеральной налоговой службы №31 по г. Москве (ОГРН <***>; ИНН: <***>; дата регистрации: 23.12.2004; адрес: 121351, <...>)
о признании недействительными (в части) решений №14-3929 от 11.11.2014, № 14/625 от 11.11.2014.
в судебное заседание явились:
от заявителя – ФИО1 доверенность от 15.10.2014 № ДВ/КР-316/14
от Инспекции – ФИО2 доверенность от 24.09.2014 № 06-20/29332
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество «Компьютершер Регистратор» (далее – заявитель, Общество, правопреемник ЗАО «Компьютершер Регистратор») обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы № 31 по г. Москве (далее – налоговый орган, заинтересованное лицо) о признании недействительными решений от 11.11.2014 № 14/3929 в части вывода о занижении налоговой базы для исчисления налога на добавленную стоимость на 26.801.072 руб., о занижении налога на добавленную стоимость (по ставке 18%) на 4.824.193 руб. и сопутствующих выводов; доначисления НДС в сумме 3.128.442 руб. за 1 квартал 2013 года и № 14/625 в части отказа в возмещении НДС в сумме 1.695.751 руб.
Заявитель в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении (т.1 л.д.2-13), указал, что решения Инспекции являются незаконными и необоснованными, нарушают права и законные интересы Общества.
Инспекция в судебном заседании требования не признала по доводам, изложенным в оспариваемых Решениях (т.1 л.д.35-65, 66) и отзыве (т.9 л.д.75-79), указала, что Заявитель не подтвердил право на возмещение НДС, решения вынесены законно и обоснованно.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные доказательства, суд установил, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
Как следует из материалов дела, Обществом в Налоговый орган 29.01.2014г. подана уточненная налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2013 года, в которой указана сумму НДС, исчисленная к возмещению из бюджета в соответствии с пунктом 1 статьи 173 НК РФ (строка 050 Раздела 1 и строка 240 Раздела 3 налоговой декларации), в размере 2 344 048 руб.
Инспекцией на основании данной декларации проведена камеральная налоговая проверка и приняты следующие решения от 11.11.2014г.: №14/3929 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому Обществу доначислен НДС за 2 квартал 2013 г. в сумме 3 431 983 руб., налогоплательщику предложено уплатить указанную сумму налога в бюджет и внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета (т.1 л.д.35-65);
№14/625 от 11.11.2014г. об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, согласно которому налогоплательщику отказано в возмещении НДС в сумме 2 344 048 руб. (т.1 л.д.66).
Налогоплательщик, не согласившись с принятыми Налоговым органом Решениями, обратился в УФНС России по г.Москве с апелляционной жалобой, рассмотрев которую вышестоящий налоговый орган решением от 06.02.2015г. №21-19/009789 (т.1 л.д.83-87) оставил Решения Инспекции без изменения, а жалобу – без удовлетворения.
Суд, исследовав обстоятельства дела, считает что указанные выше решения Инспекции противоречат подпункту 12.2. пункта 2 статьи 149 НК РФ в редакции Федерального закона от 28.07.2012г. №145-ФЗ, статье 176 НК РФ и пункту 2 Постановления Правительства РФ от 31.08.2013г. №761 по следующим основаниям.
ЗАО «Компьютершер Регистратор» является регистратором - профессиональным участником рынка ценных бумаг и осуществляет деятельность по ведению реестра на основании лицензии Федеральной службы по финансовым рынкам от № 10-000-1-000252 от 06.09.2002г.
В соответствии с абзацами 1-3 подпункта 12.2. пункта 2 статьи 149 НК РФ в редакции Федерального закона от 28.07.2012г. №145-ФЗ, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации следующих услуг, оказываемых на рынке ценных бумаг, товарных и валютных рынках: «услуг, оказываемых регистраторами, депозитариями, включая специализированные депозитарии и центральный депозитарий, дилерами, брокерами, управляющими ценными бумагами, управляющими компаниями инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, клиринговыми организациями, организаторами торговли на основании лицензий на осуществление соответствующих видов деятельности;
услуг, оказываемых указанными в абзаце втором настоящего подпункта организациями, непосредственно связанных с услугами, оказываемыми ими в рамках лицензируемой деятельности (по перечню, установленному Правительством Российской Федерации)».
Подпункт 12.2. пункта 2 статьи 149 НК РФ в редакции Федерального закона от 28.07.2012г. №145-ФЗ вступил в силу с 01.01.2013г.
Однако по состоянию на 01.01.2013г. отсутствовал установленный Правительством РФ перечень услуг, оказываемых кураторами и непосредственно связанных с услугами, оказываемыми регистраторами в рамках лицензируемой деятельности. По этой причине ЗАО «Компьютершер Регистратор» продолжало реализацию услуг, непосредственно связанных с услугами, оказываемыми в рамках лицензируемой деятельности, с НДС.
Перечень услуг регистратора, непосредственно связанных с услугами, оказываемых регистраторами в рамках лицензируемой деятельности, реализация которых освобождается от обложения НДС, был утвержден Постановлением Правительства РФ от 31.08.2013г. №761 (раздел 6 постановления). В этот перечень включены: «услуги в качестве агента по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев, предусмотренные Федеральным законом "Об инвестиционных фондах", или услуги трансфер-агента, предусмотренные Федеральным законом "О рынке ценных бумаг"; услуги по оказанию содействия в осуществлении прав по ценным бумагам; услуги по организации, созыву и проведению общих собраний владельцев ценных бумаг, в том числе по выполнению функций счетной комиссии; услуги по ведению реестра требований кредиторов, предусмотренного Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)"; услуги по передаче реестра владельцев именных ценных бумаг другому регистратору или эмитенту либо специализированному депозитарию; услуги по предоставлению информации о лицах, осуществляющих права по ценным бумагам; услуги по обработке документов, подготовке отчетов (документов), предоставлению информации в связи с осуществлением деятельности регистратора; услуги по осуществлению функций удостоверяющего центра в связи с оказанием услуг клиентам на рынке ценных бумаг; услуги по предоставлению клиентам регистратора программных и (или) технических средств для удаленного доступа к его услугам на рынке ценных бумаг».
Постановление Правительства РФ от 31.08.2013г. №761 вступило в силу с 13.09.2013г., однако в его пункте 2 указано, что «настоящее постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 г.».
В соответствии с пунктом 4 статьи 5 НК РФ, акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Постановление Правительства РФ от 31.08.2013г. №761 улучшило положение налогоплательщика АО «Компьютершер Регистратор», поскольку освободило от НДС часть услуг, оказываемых АО «Компьютершер Регистратор», и прямо предусматривает обратную силу.
Следовательно, суд считает, что АО «Компьютершер Регистратор» вправе воспользоваться освобождением от НДС, предоставленным подпунктом 12.2. пункта 2 статьи 149 НК РФ и Постановлением Правительства РФ от 31.08.2013г. №761, в отношении услуг, оказанных за период с 01.01.2013г. по 13.09.2013г.
После вступления в силу Постановления Правительства РФ от 31.08.2013г. №761 Общество предприняло следующие действия:
сформировало корректировочные счета-фактуры по услугам, оказанным в 1 квартале 2013г. и освобожденным от НДС в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.08.2013г. №761, а именно: стоимость таких услуг в корректировочных счетах-фактурах была уменьшена на сумму НДС;
направило контрагентам, которым в 1 квартале 2013г. были оказаны услуги, освобожденные от НДС в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.08.2013г. №761, корректировочные счета-фактуры и сопроводительное письмо к ним, в котором предложило два варианта расчетов по возмещению контрагентам ранее уплаченных сумм НДС: 1. Зачет («Сумма излишне уплаченного НДС может быть учтена в счет оплаты услуг будущих периодов, по письменному запросу»); 2. Возврат денежными средствами («Сумма излишне уплаченного НДС может быть возвращена организации по письменному запросу после подписания акта сверки»);
подало 29.01.2014г. уточненную налоговую декларацию по НДС за 1 квартал 2013г., согласно которой сумма НДС, исчисленная к возмещению из бюджета, составила 2 344 048 руб.
Инспекция провела камеральную налоговую проверку уточненной налоговой декларации от 29.01.2014г. и пришла к выводу, что Общество нарушило законодательство о налогах и сборах.
Инспекция указала следующее:
«Согласно п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Пунктом 2 данной статьи ГК РФ установлено, что изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, установленных договором, законом либо в установленном законом порядке.
Указанной нормой кодекса и Постановления Правительства РФ от 31.08.2013г. №761 возможность изменения цены услуг после их оказания не предусмотрена.
Учитывая вышеизложенные нормы права до даты вступления Постановления правительства РФ от 31.08.2013г. в действие корректировка проведена не правомерно и в нарушение ст. 146, 149, 153 НК РФ Общество неправомерно изменило стоимость услуги после ее фактического оказания, и в результате неправомерно включило стоимость оказанных услуг в операции, не подлежащие налогообложению и занизило налоговую базу для исчисления НДС на 30 402 721 руб. и НДС (по ставке 18%) на 5 472 490 руб., в результате чего общество завысило сумму НДС, подлежащую возмещению из бюджета в сумме 2 344 048 руб., занизило сумму подлежащую уплате в бюджет в размере 3 128 442 руб.» (стр. 29 - 30 Решения №14/3929 от 11.11.2014г. об отказе в привлечении к ответственности).
Аналогичный вывод содержится в Решении №14/625 от 11.11.2014 об отказе в возмещении НДС.
УФНС России по г. Москве согласилось с Инспекцией и указало, что ЗАО «Компьютершер Регистратор» «изменяло стоимость уже оказанных услуг, что, принимая во внимание разъяснения, приведенные в Письме Минфина России от 19.12.2013. №03-07-15/55931, является неправомерным» (стр. 4 решения от 06.02.2015г. №21-19/009789, 1-й абзац сверху).
При этом Инспекция и УФНС России по г. Москве не оспаривают, что услуги за 1 квартал 2013г., в связи с которыми возник налоговый спор, входят в перечень услуг, реализация которых с 01.01.2013г. освобождена от НДС согласно Постановлению Правительства РФ от 31.08.2013г. №761.
Суд считает, что выводы Инспекции и Управления ФНС России по г. Москве противоречат обстоятельствам дела, нормам НК РФ и ГК РФ, а также основаны на неправильном понимании Письма Минфина России от 19.12.2013. №03-07-15/55931.
Письмо Минфина России от 19.12.2013. №03-07-15/55931 разъясняет порядок применения Постановления Правительства РФ от 31.08.2013г. №761 следующим образом (абзацы 2-4 указанного письма):
«Указанным постановлением на основании нормы подпункта 12.2 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) утвержден перечень услуг, непосредственно связанных с услугами, которые оказываются в рамках лицензируемой деятельности регистраторами, депозитариями, включая специализированные депозитарии и центральный депозитарий, дилерами, брокерами, управляющими ценными бумагами, управляющими компаниями инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, клиринговыми организациями, организаторами торговли, реализация которых освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость. В соответствии с пунктом 2 данного постановления оно распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 года.
Необходимо учитывать, что указанной нормой Кодекса и положениями вышеназванного постановления Правительства Российской Федерации возможность изменения цен услуг после их фактического оказания не предусмотрена.
В связи с этим, а также принимая во внимание, что согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, а на основании пункта 2 данной статьи изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке, перерасчет стоимости услуг, перечисленных в вышеуказанном постановлении Правительства Российской Федерации, оказанных до его вступления в силу (то есть до 13 сентября 2013 года), для целей налога на добавленную стоимость не производится».
Поскольку Письмо Минфина России от 19.12.2013г. №03-07-15/55931 содержит ссылку на статью 424 ГК РФ, то, следовательно, Минфин России признает, что статья 424 ГК РФ применяется к правоотношениям по оказанию услуг, перечисленных в Постановлении Правительства РФ от 31.08.2013г. №761.
В соответствии с пунктом 2 статьи 424 ГК РФ, «изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке».
Пункт 2 статьи 424 ГК РФ не запрещает изменять цену услуги после заключения договора в случаях и на условиях, предусмотренных договором, если услуга уже оказана.
В Письме Минфина России от 19.12.2013г. №03-07-15/55931 указано, что перерасчет стоимости услуг, перечисленных в Постановлении Правительства РФ от 31.08.2013г. №761, не предусмотрен подпунктом 12.2. пункта 2 статьи 149 НК РФ (т.е. законом) и Постановлением Правительства РФ от 31.08.2013г. (т.е. в установленном законом порядке).
Вместе с тем, в Письме Минфина России от 19.12.2013г. №03-07-15/55931 не указано, что перерасчет стоимости (т.е. изменение цены) услуг, перечисленных в Постановлении Правительства РФ от 31.08.2013г. №761, невозможен на основании договора сторон.
Суд считает, что Письмо Министерства финансов РФ от 19.12.2013г. N 03-07-15/55931 направлено на то, чтобы продавцы или покупатели услуг, оказанных в период с 01.01.2013г. по 13.09.2013г. и освобожденных от НДС Постановлением Правительства от 31.08.2013г. №761, не могли требовать перерасчета стоимости уже оказанных услуг в одностороннем порядке, без согласия контрагентов.
Однако письмо Министерства финансов РФ от 19.12.2013г. N 03-07-15/55931 не содержит запрета покупателям и продавцам таких услуг уменьшать стоимость услуг на сумму НДС, в том числе после фактического оказания услуг, по соглашению продавца и покупателя.
Любое иное толкование является неправильным, поскольку лишает Постановление Правительства РФ от 31.08.2013г. №761 обратной силы, а налогоплательщика - права воспользоваться налоговой льготой за период с 01.01.2013г. в тех случаях, когда уменьшение стоимости услуг на сумму НДС произведено с согласия контрагента.
НК РФ не запрещает изменять стоимость оказанных услуг уже после их оказания. Возможность изменения стоимости услуг после их оказания прямо предусмотрена пунктом 13 статьи 171, пунктом 10 статьи 172 НК РФ.
В соответствии с абзацем 1 пункта 13 статьи 171 НК РФ, «при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав в сторону уменьшения, в том числе в случае уменьшения цен (тарифов) и (или) уменьшения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, вычетам у продавца этих товаров (работ, услуг), имущественных прав подлежит разница между суммами налога, исчисленными исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав до и после такого уменьшения».
В соответствии с пунктом 10 статьи 172 НК РФ, «вычеты суммы разницы, указанной в пункте 13 статьи 171 настоящего Кодекса, производятся на основании корректировочных счетов-фактур, выставленных продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав в порядке, установленном пунктами 5.2 и 6 статьи 169 Кодекса, при наличии договора, соглашения, иного первичного документа, подтверждающего согласие (факт уведомления') покупателя на изменение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе из-за изменения цены (тарифа) и (или) изменения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, но не позднее трех лет с момента составления корректировочного счета-фактуры».
Таким образом, изменение стоимости услуги после ее оказания правомерно, если имеется договор, соглашение, иной первичный документ, подтверждающий согласие (факт уведомления) покупателя услуги на изменение стоимости оказанной услуги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 420 ГК РФ, «договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей».
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 434 ГК РФ, «договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.
Письменная форма договора считается соблюденной, если письменное предложение заключить договор принято в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 438 настоящего Кодекса».
В соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ, «совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте».
Таким образом, соглашение (договор) сторон об изменении цены услуг может быть совершено как в форме единого письменного документа, так и иным образом: обмен письмами, выполнение фактических действий в ответ на письмо контрагента (пункты 2, 3 статьи 434, пункт 3 статьи 438 ГК РФ).
Как установлено судом, что после вступления в силу Постановления Правительства РФ от 31.08.2013г. №761 Общество направило контрагентам, которым в 1 квартале 2013г. были оказаны услуги, освобожденные от НДС Постановлением Правительства РФ от 31.08.2013г. №761, корректировочные документы и предложило два варианта расчетов по возмещению контрагентам ранее уплаченных сумм НДС - зачет или возврат.
В ответ на данное предложение контрагенты АО «Компьютершер Регистратор» согласились на зачет сумм НДС, уплаченных по таким услугам, в счет стоимости других услуг за будущий период или возврат таких сумм НДС денежными средствами.
Совокупность документов и действий АО «Компьютершер Регистратор» и его контрагентов (покупателей услуг), а именно:
-письма ЗАО «Компьютершер Регистратор» с предложением произвести перерасчет и приложением корректировочных документов;
-акты сверки, подписанные ЗАО «Компьютершер Регистратор» и покупателями услуг, отражающие задолженность ЗАО «Компьютершер Регистратор» в пользу покупателя услуг на сумму уплаченного НДС по услугам, которые оказаны в 1 квартале 2013г. и освобождены от НДС в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.08.2013г. №761;
-письма покупателей услуг с просьбой вернуть излишне уплаченный НДС денежными средствами или зачесть в счет стоимости услуг ЗАО «Компьютершер Регистратор» за будущие периоды;
-платежные поручения ЗАО «Компьютершер Регистратор» о перечислении денежных средств покупателям услуг в сумме излишне уплаченного НДС (для тех покупателей услуг, которые выбрали вариант возврата НДС денежными средствами);
-дополнительные соглашения к ранее заключенным договорам об изменении стоимости услуг, которые были подписаны в форме единого документа с некоторыми покупателями услуг,
подтверждает, что между АО «Компьютершер Регистратор» и покупателями услуг, оказанных в 1 квартале 2013г. и освобожденных от НДС в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.08.2013г. №761, достигнуто соглашение об уменьшении стоимости таких услуг на сумму НДС.
Такое соглашение не противоречит законодательству Российской Федерации, поскольку Постановление Правительства РФ от 31.08.2013г. №761, освободившее услуги от НДС, распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2013г.
При проведении камеральной налоговой проверки АО «Компьютершер Регистратор» предоставило Инспекции документы, подтверждающие согласие покупателей на уменьшение стоимости услуг, оказанных в 1 квартале 2013г., на следующие суммы НДС:
4 218 881,94 руб. - путем возврата денежными средствами (перечень контрагентов отражен в Таблице №1 – т.1 л.д.99);
349 444,86 руб. - путем зачета (перечень контрагентов отражен в Таблице 2 – т.2 л.д.100).
В Решении №14/3929 от 11.11.2014 об отказе в привлечении к ответственности на стр. 29 указано, что «в общей сумме по указанному выше основанию налог на добавленную стоимость за 1 квартал 2013г. уменьшен на 5 472 490 руб., в том числе:
«- путем возврата контрагентам на 4 218 881,94 руб.;
-путем проведения зачета на 349 444,86 руб.
-без уведомления контрагента в одностороннем порядке 901 163,20 руб.»
Таким образом, Инспекция признала, что сумма 4 568 326,80 руб. (4 218 881,94 руб. возвращенного НДС + 349 444,86 руб. зачтенного НДС), была уменьшена с уведомлением и с согласия контрагентов, а не «в одностороннем порядке».
Кроме того, при подаче апелляционной жалобы в УФНС России по г. Москве АО «Компьютершер Регистратор» предоставило документы, подтверждающие согласие покупателей на уменьшение стоимости услуг, оказанных в 1 квартале 2013г., на дополнительную сумму НДС 255 866,30 руб. (перечень контрагентов отражен в Таблице 3 т.1 л.д.101).
В соответствии с пунктом 4 статьи 140 НК РФ, документы, представленные вместе с жалобой на решение, вынесенное в порядке, предусмотренном статьей 101 или 101.4 настоящего Кодекса, или вместе с апелляционной жалобой, и дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения соответствующей жалобы до принятия по ней решения, рассматриваются вышестоящим налоговым органом, если лицо, подавшее соответствующую жалобу, представило пояснения причин, по которым было невозможно своевременное представление таких документов налоговому органу, решение которого обжалуется.
АО «Компьютершер Регистратор» пояснило в апелляционной жалобе причины, по которым документы на дополнительную сумму НДС 255 866,30 руб. не были представлены Инспекции до подачи апелляционной жалобы в УФНС России по г. Москве (позднее получение документов от контрагентов).
Однако УФНС России по г. Москве в решении от 06.02.2015г. №21-19/009789 не дало оценки документам на дополнительную сумму НДС 255 866,30 руб., приложенным к апелляционной жалобе, в том числе не указало на их недостоверность, некомплектность или на отсутствие уважительных причин, по которым такие документы не были представлены Инспекции до принятия обжалуемых решений.
В итоге уменьшение стоимости услуг, оказанных в 1 квартале 2013г. и освобожденных от НДС Постановлением Правительства РФ от 31.08.2013г. №761, произведено с согласия контрагентов на сумму НДС 4 824 193.10 руб., из которых:
- путем возврата контрагентам на 4 218 881,94 руб. (подтверждающие документы предоставлены в ходе камеральной проверки, сумма отражена в Решении №14/3929 от 11.11.2014г. без замечаний к комплектности и достоверности подтверждающих документов);
-путем проведения зачета на 349 444,86 руб. (подтверждающие документы предоставлены в ходе камеральной проверки, сумма отражена в Решении №14/3929 от 11.11.2014г. без замечаний к комплектности и достоверности подтверждающих документов);
-уменьшение стоимости услуг на сумму НДС согласовано покупателями услуг, которые подписали акты сверки задолженности и/или письма, содержащие просьбу возместить НДС, на 255 866,30 руб. (подтверждающие документы были приложены к апелляционной жалобе в УФНС России по г. Москве, их комплектность и достоверность налоговыми органами не оспорена).
Суд считает, что уменьшение стоимости услуг на сумму НДС 4 824 193.10 руб. за 1 квартал 2013г. является правомерным, поскольку услуга, стоимость которой уменьшена на сумму НДС, освобождена от обложения НДС в соответствии с подпунктом 12.2 пункта 2 статьи 149 НК РФ и Постановлением Правительства РФ от 31.08.2013г. №761; реализация услуги произошла в 1 квартале 2013г., т.е. в период, на который распространяется действие Постановление Правительства РФ от 31.08.2013г. №761 в соответствии с его пунктом 2; имеются первичные документы, подтверждающие согласие покупателя на изменение стоимости услуги; отсутствуют претензии налоговых органов к реальности хозяйственных операций, в связи с которыми возникло право на возмещение НДС из бюджета за 1 квартал 2013г.
Конституционный Суд РФ в Определении от 07.11.2008г. №1049-0-0 указал следующее: «... положения статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающие перечень операций, которые в соответствии со статьей 146 данного Кодекса включены в объект обложения налогом на добавленную стоимость, однако в силу прямого указания закона не подлежат обложению данным налогом (освобождены от налогообложения), по своей природе носят характер налоговой льготы (Постановления от 21 марта 1997 года N 5-П, от 28 марта 2000 года N 5-П, от 19 июня 2002 года N 11-П, Определения от 20 ноября 2003 года N 396-0, от 25 марта 2004 года N 96-0, от 9 июня 2005 года N 287-0).... Вместе с тем пункт 5 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации допускает при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, выставление покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога. При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг).
Из приведенных законоположений в их системной взаимосвязи следует, что федеральный законодатель предусмотрел для плательщиков налога на добавленную стоимость при реализации ими товаров (работ, услуг), операции, по реализации которых не подлежат обложению указанным налогом, возможность выбора наиболее оптимального способа организации экономической деятельности и налогового планирования: налогоплательщик вправе либо сформировать цену товаров (работ, услуг) без учета сумм налога на добавленную стоимость и, соответственно, без выделения этих сумм в выставляемых покупателю счетах-фактурах, что повышает ценовую конкурентоспособность соответствующих товаров (работ, услуг), либо выставить контрагенту по конкретным операциям по реализации товаров (работ, услуг) счета-фактуры с выделением суммы налога на добавленную стоимость, при том, что именно эта сумма налога на добавленную стоимость (без учета налоговых вычетов) подлежит уплате в бюджет»
Правовая позиция Конституционного Суда РФ применима к настоящему делу.
Освобождение услуг регистратора, перечисленных в Постановлении Правительства РФ от 31.08.2013г. №761, является налоговой льготой. Следовательно, налогоплательщик вправе сделать выбор, будет он пользоваться этой льготой или нет.
АО «Компьютершер Регистратор» непосредственно в момент реализации в 1 квартале 2013г. услуг, освобожденных от НДС в соответствии с подпунктом 12.2 пункта 2 статьи 149 НК РФ и Постановлением Правительства РФ от 31.08.2013г. №761, не могло сделать такой выбор и воспользоваться льготой, поскольку перечень услуг, освобождаемых от НДС, еще не был утвержден Правительством РФ.
После вступления в силу Постановления Правительства РФ от 31.08.2013г. №761 АО «Компьютершер Регистратор» сделало выбор в пользу применения налоговой льготы за весь период, на который распространяется действие Постановления Правительства РФ от 31.08.2013г. №761, в том числе - за 1 квартал 2013г.
Суд считает, что Общество правомерно уменьшило стоимость оказанных услуг на сумму НДС, равную 4 824 193,10 руб., т.к. имеются первичные документы, подтверждающие согласие (факт уведомления) покупателя на уменьшение стоимости услуг на эту сумму НДС.
Поскольку Постановления Правительства РФ от 31.08.2013г. №761 распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2013г., Общество было вправе скорректировать налоговые обязательства по НДС именно за 1 квартал 2013г., в котором были реализованы услуги, освобожденные от налогообложения НДС, путем подачи уточненной налоговой декларации.
Нормативными актами не установлен какой-либо иной порядок применения пункта 2 Постановления Правительства РФ от 31.08.2013г., несоблюдение которого лишало бы налогоплательщика права на налоговую льготу за период с 01.01.2013г.
На основании изложенного, доводы Инспекции о том, что Налогоплательщиком неверно выбран способ возмещения НДС судом не принимается, поскольку какой именно порядок предусмотрен для рассматриваемого случая Налоговый орган пояснить не может, при этом суд также указывает, что возмещение НДС в порядке ст. 172 НК РФ в данном случае не применимо.
Из материалов дела следует, что Общество оспаривает Решение №14/3929 от 11.11.2014г. об отказе в привлечении к ответственности и Решение №14/625 от 11.11.2014г. об отказе в возмещении НДС в части вывода о неправомерном уменьшении стоимости оказанных услуг на сумму НДС, равную 4 824 193 руб. (с учетом округления) и сопутствующих выводов.
В части уменьшения стоимости оказанных услуг на сумму НДС, равную 648 297 руб. (с учетом округления), Общество не оспаривает решения Инспекции.
С учетом изложенного, показатели по НДС за 1 квартал 2013г. должны быть рассчитаны следующим образом: Налоговая база по строке 010 раздела 3 налоговой декларации - 19 624 194 руб., Сумма НДС по строке 010 раздела 3 налоговой декларации - 3 532 355 руб. (2 884 058 руб. из уточненной налоговой декларации от 29.01.2014г. + 648 297 руб., доначисление которых налогоплательщик не оспаривает), Сумма НДС по строке 120 раздела 3 налоговой декларации - И 833 435руб. (11 185 138 руб. из уточненной налоговой декларации от 29.01.2014г. + 648 297 руб., доначисление которых налогоплательщик не оспаривает), Общая сумма НДС, подлежащая вычету, по строке 220 раздела 3 налоговой декларации - 13 529 186руб. (без изменений по сравнению с уточненной налоговой декларацией от 29.01.2014г.), Сумма НДС по строке 240 раздела 3 и строке 050 раздела 1 налоговой декларации - 1 695 751руб. (13 529 186 руб. - 11 833 435 руб.). Сумма НДС, подлежащая возмещению из бюджета за 1 квартал 2013г., равняется 1 695 751руб.
В соответствии с ч.1 ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Суд считает, что Налоговый орган не доказал законность и обоснованность вынесенных по итогам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации Общества по НДС за 1 квартал 2013 года. В данном случае суд с учетом всех установленных по делу фактических обстоятельств считает, что у Налогового органа отсутствовали основания для доначисления налога и отказа в возмещении НДС.
На основании изложенного, суд, руководствуясь положениями НК РФ и АПК РФ, в частности ст. 65 АПК РФ, учитывая, что корректировка счетов-фактур и возврат денежных средств (НДС) контрагентам был произведен ранее представления уточненной налоговой декларации; отсутствие установленного порядка, регламентирующего процедуру возврата налога в данной ситуации, а также учитывая, что действия Заявителя не привели к необоснованному занижению налоговой базы по НДС, считает требования Общества о признании недействительными Решений Инспекции от 11.11.2014 № 14/3929 в части вывода о занижении налоговой базы для исчисления налога на добавленную стоимость на 26.801.072 руб., о занижении налога на добавленную стоимость (по ставке 18%) на 4.824.193 руб. и сопутствующих выводов; доначисления НДС в сумме 3.128.442 руб. за 1 квартал 2013 года и № 14/625 в части отказа в возмещении НДС в сумме 1.695.751 руб., подлежащими удовлетворению.
Уплаченная Обществом при обращении в арбитражный суд государственная пошлина в размере 51 388 руб. за рассмотрение заявления о признании недействительным ненормативного акта налогового органа подлежит взысканию с Инспекции в качестве возмещения понесенных ей судебных расходов по уплате государственной пошлины на основании части 1 статьи 110 АПК РФ в полном объеме, поскольку законодательством не предусмотрен возврат заявителю по делу, в котором ответчиком является государственный орган, уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также не предусмотрено освобождение государственных органов от возмещения судебных расходов, отношения, по распределению которых, возникают между сторонами судебного разбирательства после уплаты заявителем государственной пошлины на основании статьи 110 АПК РФ, данные отношения не регулируются главой 25.3 НК РФ.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 166, 171-172, 176 Налогового кодекса Российской Федерации, ст.ст. 102, 110, 167-170, 180, 181, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать недействительным, как несоответствующим законодательству о налогах и сборах, решения Инспекции Федеральной налоговой службы № 31 по г. Москве от 11.11.2014 № 14/3929 в части вывода о занижении налоговой базы для исчисления налога на добавленную стоимость на 26.801.072 руб., о занижении налога на добавленную стоимость (по ставке 18%) на 4.824.193 руб. и сопутствующих выводов; доначисления НДС в сумме 3.128.442 руб. за 1 квартал 2013 года и № 14/625 в части отказа в возмещении НДС в сумме 1.695.751 руб.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы № 31 по г. Москве в пользу Акционерного общества ««Компьютершер Регистратор» расходы на оплату госпошлины в размере 3.000 (Три тысячи) руб.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья: Шудашова Я.Е.