ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-78561/20-130-522 от 07.10.2020 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Москва Дело № А40-78561/20-130-522

12 октября 2020 г.

Резолютивная часть решения объявлена 07 октября 2020 г.

Решение в полном объеме изготовлено 12 октября 2020 г.

Арбитражный суд в составе:

Председательствующего судьи М.Т. Кипель (в порядке ст.18 АПК РФ)

При ведении протокола судебного заседания секретарем с/з И.И. Каменсковой,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве (107139, <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 15.06.2009, ИНН: <***>)

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (115191, МОСКВА ГОРОД, УЛИЦА ТУЛЬСКАЯ Б., 15, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 03.11.2009, ИНН: <***>)

третье лицо: Федеральное государственное казенное учреждение "Центральная войсковая комендатура по материально-техническому обеспечению федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации" (111250, <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 12.02.2003, ИНН: <***>)

о признании недействительным решения от 05.02.2020 №77/017/252/2019-5597,

В судебное заседание явились:

от заявителя: ФИО1 (по дов. от 20.03.2020 г. № 77-02/6697 паспорт);

от ответчика: ФИО2 (по дов. от 20.07.2020 г. № Д-32/2020, паспорт, диплом);

от третьего лица: ФИО3 (по дов. от 14.02.2020 г. № 11 паспорт, диплом);

УСТАНОВИЛ:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве (далее – Ответчик) о признании незаконным решения от 05.02.2020 №77/017/252/2019-5597.

Заявитель поддерживает заявленные требования в полном объеме.

Ответчик возражает против удовлетворения заявленных требований.

Третье лицо поддерживает позицию заявителя.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей заявителя и ответчика, третьего лица, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании ст.71 АПК РФ, суд установил, что требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Судом проверено и установлено, что срок на обжалование, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем соблюдён.

В соответствии со ст.198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономическойдеятельности.

В соответствии со ст.13 Гражданского кодекса РФ, п.6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно- правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям.

Согласно ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономическойдеятельности.

Как следует из материалов дела, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве (далее - Территориальное управление) обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве) с заявлением № 77/017/252/2019-5597 об осуществления действий по государственной регистрации права собственности РФ в отношении сооружения - Памятник воинам внутренних войск, с кадастровым номером 77:04:0001005:5039, расположенного по адресу: <...> (сквер).

Сообщением от 05.02.2020 № 77/017/252/2019-5597 Управление Росреестра по Москве уведомило Территориальное управление об отказе в осуществлении государственной регистрации права собственности Российской Федерации в отношении сооружения - Памятник воинам внутренних войск, с кадастровым номером 77:04:0001005:5039, расположенного по адресу: <...> (сквер).

Отказывая в регистрации права федеральной собственности, Управление Росреестра по Москве сослалось на то, что Территориальным управлением не представлены правоустанавливающие документы в отношении объекта.

Территориальное управление не согласно с указанным отказом, считает его необоснованным и незаконным, вынесенным с неверным толкованием норм права, в связи с чем обратилось в суд с настоящим заявлением.

По мнению Управления, решения вынесено законно и обоснованно, а требования заявителя удовлетворению не подлежат.

Удовлетворяя требования Общества, суд руководствуется следующим.

В силу п.3 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

В силу п.5 ст.1 Закона о регистрации недвижимости государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

В соответствии со ст.1 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 Объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.

В соответствии с указанным Приложением 1, раздела II, п. 2 имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР, относятся исключительно к федеральной собственности.

Судом установлено, что на государственную регистрацию права собственности Российской Федерации вместе с заявлением в Управление Росреестра по г. Москве Территориальным управлением была представлена выписка из Реестра федерального имущества, которая, согласно ст.13 Положения об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 №447, является документом, подтверждающим факт учета федерального имущества в реестре.

На основании распоряжения Мэра Москвы от 26.03.1997 №235-РМ, распоряжения Территориального управления от 06.07.2006 №2947-р «О закреплении недвижимого имущества» и Акта приема-передачи от 07.10.2006 №8 за Федеральным казенным учреждением «Центральная войсковая комендатура по материально-техническому обеспечению Главного командования внутренних войск МВД России» закреплен, возведенный за счет средств федерального бюджета, памятникам воинам внутренних войск.

Памятник воинам внутренних войск в Москве установлен напротив Центрального музея внутренних войск, на территории Краснокурсантского сквера, на 1-м Краснокурсантском проезде. Памятный мемориал состоит из девятиметровой гранитной стелы и стоящей рядом скульптуры скорбящей матери. Установлен в память о погибших при исполнении служебных обязанностей военнослужащих внутренних войск.

Таким образом, памятник был построен за счет средств федерального бюджета, передан федеральному казенному учреждению, т.е. в силу закона относится к федеральной собственности.

Таким образом, довод Управления Росреестра по г. Москве о том, что на государственную регистрацию прав заявителя на спорные объекты недвижимости, не представлены правоустанавливающие документы, судом отклоняются.

В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

В соответствии со ст. 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления к устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 (ред. от 23.06.2015) "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", граждане, юридические лица являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству или в порядке реорганизации (статья 218 ГК РФ). В силу пункта 2 статьи 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

Суд отмечает, что согласно статье 209 ГК РФ только собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам.

В соответствии с п. 2 ст. 299 ГК РФ имущество, приобретённое учреждением по договорам или иным основаниям, поступает в оперативное управление учреждения в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.

В силу статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

По мнению суда, Заявителем в Управление был представлен исчерпывающий перечень документов, подтверждающий права заявителя на испрашиваемый объект.

Таким образом, суд приходит к выводу, что отказ Управления Росреестра по г.Москве в государственной регистрации права собственности Российской Федерации в отношении сооружения - Памятник воинам внутренних войск, с кадастровым номером 77:04:0001005:5039, расположенного по адресу: <...> (сквер) не соответствует Закону о регистрации и нарушает права и интересы заявителя.

При изложенных обстоятельствах суд считает, что оспариваемый отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по гор. Москве в государственной регистрации права собственности (переходе права) не соответствует требованиям Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.

В соответствии со ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 26, 27 Закона о госрегистрации, статьями 197-201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным решение Управления Росреестра по Москве от 05.02.2020 № 77/017/252/2019-5597 об отказе в осуществлении государственной регистрации права собственности Российской Федерации в отношении сооружения - Памятник воинам внутренних войск, с кадастровым номером 77:04:0001005:5039, расположенного по адресу: <...> (сквер).

Проверено на соответствие действующему законодательству.

Обязать Управление Росреестра по г.Москве в течение тридцати дней со дня вступления судебного акта в законную силу осуществить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации в отношении сооружения – памятник воинам внутренних войск, с кадастровым номером 77:04:0001005:5039, расположенного по адресу: <...> (сквер).

Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья М.Т. Кипель