ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-79586/16 от 20.09.2016 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Москва

26 сентября 2016 года

                                                 Дело №А40-79586/16-108-671

Резолютивная часть решения объявлена 20 сентября 2016 года,

решение изготовлено в полном объеме 26 сентября 2016 года.

Арбитражный суд города Москвы в составе судьи Суставовой О.Ю.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кунициной Ю.В.,

рассмотрев в судебном  заседании дело по заявлению юридического лица Республики Латвия общества с ограниченной ответственностью «АЛПА Центрумс», (зарегистрировано в Регистре предприятий Латвийской Республики 06.08.1999, регистрационный номер 4000345508 по адресу: Латвия LV-1057, город Рига, ул. Эглайнес 1 ( Eglainesiela1, Riga, LV-1057 Latvia), код в реестре налогоплательщиков 40003455080; адрес для почты: 101000, г. Москва, Б. Харитоньевский пер., д. 9, пом. 2; 117279, г. Москва, ул. Введенского, д. 22, корп. 2, офис 219, АК № 893)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 47 по г. Москве (ИНН <***>; ОГРН <***>; дата регистрации 23.12.2004; адрес: 127006, <...>)       

опризнании незаконным решения № 406 об отказе в аккредитации представительства иностранного юридического лица от 22.12.2015, об обязании принять решение о возврате государственной пошлины за аккредитацию представительства  общества с ограниченной ответственностью «АЛПА Центрумс» в сумме 120 000,00руб.

при участии в судебном заседании:

представителя заявителя - ФИО1  (личность подтверждена удостоверением №2361), действующего на основании доверенности от 02.09.2014 №б/н;

представителей заинтересованного лица - ФИО2  (личность подтверждена удостоверением УР №917694), действующей на основании доверенности от 12.11.2015 № 05-99; ФИО3  (личность подтверждена удостоверением УР №819230), действующей на основании доверенности от 09.11.2015,

УСТАНОВИЛ:

Юридическое лицо Республики Латвия общество с ограниченной ответственностью «АЛПА Центрумс» (далее по тексту –  представительство ООО «АЛПА Центрумс», общество, заявитель) обратилось в суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 47 по г. Москве (далее по тексту – Межрайонная ИФНС России № 47 по г. Москве) о признании незаконным решения № 406 об отказе в аккредитации представительства иностранного юридического лица от 22.12.2015, о признании неоказанной государственной услуги по аккредитации представительства юридического лица.

В ходе судебного разбирательства общество в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявило ходатайство об уточнении заявленных требований, просило суд признать незаконным решение № 406 об отказе в аккредитации представительства иностранного юридического лица от 22.12.2015; обязать принять решение о возврате государственной пошлины за аккредитацию представительства  общества с ограниченной ответственностью «АЛПА Центрумс» в сумме 120 000,00руб.

Заявленное ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено, уточнение предмета спора принято.

В обоснование заявления представительство ООО «АЛПА Центрумс» поясняет, что заинтересованным лицом неправомерно принят оспариваемый ненормативный акт, поскольку в документах, представленных на аккредитацию, содержалось допустимое наименование иностранной организации на иностранном языке, которое не требует перевода на русский язык.

Межрайонная ИФНС России № 47 по г. Москве представила в порядке статьи 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела отзыв. Согласно отзыву Межрайонная ИФНС России № 47 по г. Москве просит суд в удовлетворении заявленного требования отказать, указывая, что оспариваемый ненормативный акт законный и обоснованный.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд первой инстанции установил следующее.

Судом установлено, что 18.11.2015 представительство ООО «АЛПА Центрумс» представило Межрайонной ИФНС России № 47 по г. Москве заявление об аккредитации представительства иностранного юридического лица по форме № 15 АФП (далее - заявление об аккредитации), а также необходимые для аккредитации документы.

Межрайонной ИФНС России № 47 по г. Москве по результатам рассмотрения заявления об аккредитации и соответствующих документов принято решение об отказе в аккредитации представительства иностранного юридического лица № 406 от 22.12.2015 по основаниям, предусмотренным абзацем 2 пункта 3 статьи 21 Федерального закона от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 160-ФЗ), а именно: представленные документы не соответствуют утвержденным в установленном порядке формам, форматам или требованиям к их оформлению.

Посчитав, что решение об отказе в аккредитации представительства иностранного юридического лица № 406 от 22.12.2015 незаконное, представительство ООО «АЛПА Центрумс» обратилось в апелляционном порядке в Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве.

Решением от 26.01.2016 № 12-18/006002@ Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве апелляционная жалоба заявителя была оставлена без удовлетворения.

02.02.2016 представительство ООО «АЛПА Центрумс» повторно представило в инспекцию заявление об аккредитации с полным пакетом документов, необходимых для аккредитации представительства, в том числе: нотариально заверенная копия Устава от 15.08.2014 с заверенным переводом на русском языке и указанием наименования организации на русском языке; нотариально заверенная копия Регистрационного удостоверения от 04.11.2004 с заверенным переводом на русском языке и указанием наименования организации на русском языке.

19.02.2016 Межрайонной ИФНС России № 47 по г. Москве заявителю было выдано свидетельство о внесении записи в Государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц.

Полагая, что инспекция неправомерно приняла решение об отказе в аккредитации представительства иностранного юридического лица № 406 от 22.12.2015,представительство ООО «АЛПА Центрумс» обратились с заявлением в суд.

Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования заявителя исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, а, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Из содержания частей 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, Решение или совершили действия (бездействие).

На основании 123 Конституции Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности сторон.

Из оспариваемого ненормативного акта следует, что представленные заявителем документы для аккредитации представительства иностранного юридического лица не соответствуют утвержденным в установленном порядке формам, форматам или требованиям к их оформлению (наименование иностранной организации в Уставе от 15.08.2014, Регистрационном удостоверении лица, облагаемого налогом на добавленную стоимость от 04.11.2004 указано на иностранном языке без перевода на русский язык).

         Изучив доводы заявителя, суд считает их необоснованными, оспариваемый ненормативный акт – законным, исходя из следующего.

В соответствии с абзацем 4 пункта 2 статьи 21 Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 № 160-ФЗ (в редакции от 05.05.2014) (далее по тексту - Федеральный закон № 160-ФЗ от 09.07.1999) перечень документов, которые представляются в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти иностранным юридическим лицом вместе с заявлением об аккредитации, о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, о прекращении действия аккредитации, требования к оформлению документов, порядок аккредитации, внесения изменений в сведения, содержащиеся в реестре, прекращения действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, формы и форматы заявлений и документов, используемых при осуществлении аккредитации, внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, прекращении действия аккредитации, утверждаются указанным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 4 «Порядка аккредитации, внесения изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, прекращения действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, перечня документов, представляемых иностранным юридическим лицом вместе с заявлением об аккредитации, о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, прекращении действия аккредитации (за исключением представительств иностранных кредитных организаций), и требований к их оформлению», утвержденного приказом ФНС России от 26.12.2014 № ММВ-7-14/680@ (далее - Порядок аккредитации) документы, предусмотренные пунктом 7 Порядка аккредитации представляются в уполномоченный налоговый орган на русском языке или на иностранном языке с переводом на русский язык, заверенным в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Из материалов дела следует, что представительством ООО «АЛПА Центрумс» было представлено, помимо прочего, регистрационное удостоверение лица, облагаемого налогом на добавленную стоимость, из службы государственных доходов Латвийской республики от 04.11.2004 (далее - регистрационное удостоверение от 04.11.2004) с переводом с латышского языка.

В официальном переводе регистрационного удостоверения от 04.11.2004 название иностранного юридического лица не переведено на русский язык.

Также представительством ООО «АЛПА Центрумс» был представлен Устав от 15.08.2015 на латышском языке, а также официальный перевод на русский язык, в котором также наименование иностранной организации не переведено с иностранного языка.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.

В соответствии с пунктом 3 статьи 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо должно иметь одно полное фирменное наименование и вправе иметь одно сокращенное фирменное наименование на русском языке. Юридическое лицо вправе иметь также одно полное фирменное наименование и (или) одно сокращенное фирменное наименование на любом языке народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.

Согласно Федеральному закону «О государственном языке Российской Федерации» от 01.06.2005 № 5Э-ФЗ (далее - Закон о государственном языке РФ) данный Федеральный закон направлен на обеспечение использования государственного языка Российской Федерации на всей территории Российской Федерации, обеспечение права граждан Российской Федерации на пользование государственным языком Российской Федерации, защиту и развитие языковой культуры.

Так, в соответствии с частью 2 статьи 1 Закона о государственном языке РФ статус русского языка как государственного языка Российской Федерации предусматривает обязательность использования русского языка в сферах, определенных данным Федеральным законом, другими федеральными законами. Законом Российской Федерации от 25.10.1991 № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, его защиту и поддержку, а также обеспечение права граждан Российской Федерации на пользование государственным языком Российской Федерации.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Закона о государственном языке Российской Федерации государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию, в том числе, в деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности, в том числе в деятельности по ведению делопроизводства.

Частью 2 статьи 3 Закона о государственном языке РФ установлено, что в случаях использования в сферах, указанных в части 1 статьи 3, наряду с государственным языком Российской Федерации государственного языка республики, находящейся в составе Российской Федерации, других языков народов Российской Федерации или иностранного языка тексты на русском языке и на государственном языке республики, находящейся в составе Российской Федерации, других языках народов Российской Федерации или иностранном языке, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, должны быть идентичными по содержанию и техническому оформлению, выполнены разборчиво, звуковая информация (в том числе в аудио- и аудиовизуальных материалах, теле- и радиопрограммах) на русском языке и указанная информация на государственном языке республики, находящейся в составе Российской Федерации, других языках народов Российской Федерации или иностранном языке, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, также должна быть идентичной по содержанию, звучанию и способам передачи.

Следовательно, исходя из положений Закона о государственном языке Российской Федерации в совокупности с положениями приказа ФНС России от 26.12.2014 № ММВ-7-14/680@, регламентирующих порядок аккредитации представительств и филиалов иностранных юридических лиц, следует, что представляемые на иностранном языке документы должны подтверждаться полным переводом на русский язык, в том числе и наименования иностранного юридического лица.

Таким образом, суд констатирует, что представленные документы для аккредитации представительства иностранного юридического лица ООО «АЛПА Центрумс» содержали не полный перевод на русский язык, а именно: не переведено наименование иностранной организации, в связи с чем оспариваемый ненормативный акт является  законным и обоснованным.

Довод общества о том, что заинтересованным лицом не была проведена юридическая экспертиза пакета документов для аккредитации иностранного юридического лица, суд считает необоснованным.

В соответствии с Порядком аккредитации иностранное юридическое лицо в течение двенадцати месяцев после принятия решения о создании, об открытии на территории Российской Федерации филиала, представительства представляет в уполномоченный налоговый орган заявление об аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица по утвержденной приказом ФНС России от 26.12.2014 № ММВ-7-14/681@ по форме №15АФП и документы для аккредитации иностранного филиала, представительства.

Заявление об аккредитации подписывается уполномоченным в установленном законодательством Российской Федерации порядке представителем иностранного юридического лица.

Одновременно с указанным заявлением представляются документы, перечисленные в пункте 7 Порядка аккредитации.

Непосредственно аккредитация иностранного филиала, представительства осуществляется уполномоченным налоговым органом в срок не более чем двадцать пять рабочих дней со дня представления документов.

Аккредитованному иностранному филиалу, представительству в срок не более чем пять рабочих дней со дня внесения записи в реестр выдается (направляется) свидетельство о внесении записи в государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц с приложением информационного листа о внесении записи в государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц (далее -информационный лист) по формам № 15СвФП и № 153ФП соответственно, утвержденным приказом ФНС России от 26.12.2014 № ММВ-7-14/681@.

При этом, иностранному филиалу, представительству может быть отказано в аккредитации по основаниям, установленным пунктом 3 статьи 21 Федерального закона № 160-ФЗ. Отказ оформляется на бланке уполномоченного налогового органа и подлежит выдаче (направлению) заявителю в течение пяти рабочих дней со дня принятия уполномоченным налоговым органом решения об отказе в аккредитации.

Таким образом, иных действий касательно рассмотрения документов для аккредитации иностранного юридического лица кроме тех, которые определены приказом ФНС России от 26.12.2014 № ММВ- 7-14/681 не установлено, как и не установлен предварительный анализ либо юридическая экспертиза пакета документов для аккредитации.

Довод представительства ООО «АЛПА Центрумс» о том, что все документы, представленные для аккредитации, в том числе заявление по форме М15ЛФП, Положение о представительстве ООО «Алпа Центрумс» в Российской Федерации, доверенности на представителя, главу представительства, Решение правления, Справка Регистра предприятий Латвийской Республики, Устав, Регистрационное удостоверение, в их совокупности позволяют однозначно идентифицировать заявителя, суд отклоняет.

Пунктом 1 статьи 21 Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 №160-ФЗ (далее - Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ) установлено, что подтверждением факта аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица, в том числе представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, является документ о внесении соответствующей записи в реестр, выданный уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с абзацем 4 пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 09.07.1999 №160-ФЗ перечень документов, которые представляются в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти иностранным юридическим лицом вместе с заявлением об аккредитации, о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, о прекращении действия аккредитации, требования к оформлению документов, порядок аккредитации, внесения изменений в сведения, содержащиеся в реестре, прекращения действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, формы и форматы заявлений и документов, используемых при осуществлении аккредитации, внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, прекращении действия аккредитации, утверждаются указанным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно пункту 7 раздела II Порядка аккредитации иностранное юридическое лицо в течение двенадцати месяцев после принятия решения о создании, об открытии на территории Российской Федерации филиала, представительства представляет в уполномоченный налоговый орган заявление об аккредитации по форме № 15АФП, утвержденной Приказом ФНС России от 26.12.2014 № ММВ-7-14/681@, и документы для аккредитации иностранного филиала, представительства.

Одновременно с указанным заявлением представляются следующие документы:

1)           учредительные документы иностранного юридического лица;

2)           выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус иностранного юридического лица;

3)           документ, выданный уполномоченным органом страны происхождения иностранной организации, подтверждающий ее регистрацию в качестве налогоплательщика в этой стране с
указанием кода налогоплательщика (или аналога кода налогоплательщика);

4)           решение иностранного юридического лица о создании иностранного филиала, представительства на территории Российской Федерации;

5)           положение об иностранном филиале, представительстве;

6)           доверенность о наделении руководителя иностранного филиала, представительства на территории Российской Федерации необходимыми полномочиями;

7)           документ об уплате государственной пошлины, если ее уплата предусмотрена законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

8)           опись представленных документов (в двух экземплярах).

Согласно пунктам 8, 9 Приказа ФНС России от 26.12.2014 № ММВ-7-14/680® «Об утверждении порядка аккредитации, внесения изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, прекращения действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, перечня документов, представляемых иностранным юридическим лицом вместе с заявлением об аккредитации, о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, прекращении действия аккредитации (за исключением представительств иностранных кредитных организаций), и требований к их оформлению», утвержденного приказом ФНС России от 26.12.2014 № ММВ-7-14/680@ (далее - Порядок аккредитации) аккредитованному иностранному филиалу, представительству в срок не более чем пять рабочих дней со дня внесения записи в реестр выдается (направляется) свидетельство о внесении записи в государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц с приложением информационного листа о внесении записи в государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, либо Иностранному филиалу, представительству может быть отказано в аккредитации по основаниям, установленным пунктом 3 статьи 21 Федерального закона от 09.07.1999 N 160-ФЗ, отказ оформляется на бланке уполномоченного налогового органа и подлежит выдаче (направлению) заявителю в течение пяти рабочих дней со дня принятия уполномоченным налоговым органом решения об отказе в аккредитации.

Из смысла и содержания Федерального закона от 09.07.1999 № 160-ФЗ по результатам рассмотрения заявления об аккредитации и представленных документов выдается либо Свидетельство о внесении записи в государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, либо принимается Решение об отказе в аккредитации иностранного юридического лица.

Частичное исполнение представленного для аккредитации заявления, а равно отказ в аккредитации в части законом не предусмотрены (данная правовая позиция отражена в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13 октября 2011 года N 7075/11 по делу №А46-6896/2010, Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25.10.2010 по делу N А70-2968/2010).

Следовательно, законодательством Российской Федерации предусмотрен определенный перечень документов, представляемый для аккредитации вместе с заявлением об аккредитации представительства иностранного юридического лица.

Каждый документ рассматривается инспекцией отдельно и несет свою смысловую нагрузку. Законодатель не возлагает на инспекцию обязанность проверять достоверность сведений, содержащихся в документах, представленных для аккредитации. Необходимые для аккредитации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию. Требования Федерального закона от 09.07.1999 № 160-ФЗ распространяются на все организации всех стран, намеревающиеся осуществлять деятельность на территории Российской Федерации. Инспекция не в праве не применять данные требования к представительству ООО «АЛПА Центрумс».

Таким образом, как обоснованно полагает инспекция, весь пакет документов, представляемый для аккредитации, должен соответствовать требованиям Федерального закона от 09.07.1999 № 160-ФЗ и Приказа ФНС России от 26.12.2014 № ММВ-7-14/680@, в том числе должны представляться в уполномоченный налоговый орган на русском языке или на иностранном языке с полным переводом на русский язык, заверенным в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Довод заявителя о том, что весь пакет документов на аккредитацию прошел соответствующую правовую экспертизу в Торгово -промышленной палате Российской Федерации, суд считает несостоятельный.

Приказом ФНС России от 22.12.2014 N ММВ-7-14/668@ на Межрайонную ИФНС России №47 по г. Москве возложены полномочия по аккредитации филиалов, представительств   иностранных   юридических   лиц   (за   исключением   представительств иностранных кредитных организаций), осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации.

В пункте 2 статьи 21 Федерального закона № 160-ФЗ указано, что в течение двенадцати месяцев после принятия решения о создании, об открытии на территории Российской Федерации филиала, представительства иностранного юридического лица данное иностранное юридическое лицо (за исключением иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации) обязано представить заявление об аккредитации, включающее в себя заверенные Торгово-промышленной палатой Российской Федерации сведения о численности иностранных граждан, являющихся работниками этих филиала, представительства, и документы для аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

Таким образом, в силу вышеуказанного, на Торгово-промышленную палату Российской Федерации возложены функции, исключительно касающиеся заверения сведений о численности иностранных граждан, являющихся работниками филиала, т.е. проверке одного из документов, необходимых для аккредитации представительства иностранной организации. Какие-либо иные функции, а равно экспертиза пакета документов, представляемых иностранными организациями для аккредитации, на Торгово-промышленную палату Российской Федерации действующим законодательством не возложены. Поскольку Федеральный закон № 160-ФЗ, а также Порядок аккредитации, утвержденный Приказом ФНС России от 26.12.2014 N ММВ-7-14/680@ не содержат требований по представлению в регистрирующий орган документов, прошедших экспертизу в Торгово-промышленной палате Российской Федерации, данная услуга, оказывается на добровольной основе и ее успешное прохождение не гарантирует иностранной организации безоговорочную аккредитацию представительства в регистрирующем органе.

Довод представительства ООО «АЛПА Центрумс» о том, что Межрайонная ИФНС России № 47 по г. Москве в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 05.05.2014 № 106 - ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» располагала всеми необходимыми и достоверными сведениями и документами об иностранной организации, в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 05.05.2014 № 106 - ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», суд отклоняет.

Из материалов дела следует, что 20.03.2015 инспекцией была внесена запись в государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц об аккредитованном, осуществлявшем деятельность на основании разрешения до 1 января 2015 года представительства ООО «АЛПА Центрумс».

Данная процедура осуществлена в соответствии с Приказом ФНС России от 26.12.2014 № ММВ-7-14/684@ «Об утверждении форм, форматов и порядка представления сведений о филиале, представительстве иностранного юридического лица, которые аккредитованы или осуществляют деятельность на основании разрешения на открытие представительства на территории Российской Федерации до 1 января 2015 года и у которых срок действия соответственно аккредитации или разрешения не истечет до 1 апреля 2015 года, для внесения в государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц» на основании «Сведений о филиале, представительстве иностранного юридического лица, аккредитованном до 1 января 2015 года, у которого срок действия аккредитации не истечет до 1 апреля 2015 года, для внесения в государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц», представленных Заявителем по форме № АФП-14 и не является аккредитацией.

Таким образом, аккредитация является самостоятельной процедурой, для проведения которой требуется подача иностранными юридическими лицами заявления по форме 15АПФ и пакета документов, предусмотренного пунктом 7 Порядка аккредитации, и, следовательно, инспекция не в праве при проведении процедуры аккредитации пользоваться ранее представленными документами.

Довод представительства ООО «АЛПА Центрумс» о том, что Межрайонная ИФНС России № 47 по г. Москве обязана была представить заявителю и/или консультацию по вопросам аккредитации, составления, оформления соответствующих документов для аккредитации, суд отклоняет, отклоняется как необоснованный.

Согласно пункту 8 Порядка аккредитации, аккредитация иностранного филиала, представительства осуществляется уполномоченным налоговым органом в срок не более чем двадцать пять рабочих дней со дня представления документов, предусмотренных пунктом 7 вышеуказанного Порядка.

Таким образом, данная норма предусматривает, что регистрирующему органу отводится 25 рабочих дней для правовой оценки комплекта документов, представляемых иностранными организациями для аккредитации своих филиалов и представительств.

Согласно подпункту 8 пункта 7 Порядка аккредитации иностранное юридическое лицо в числе комплекта документов, должно представить опись представляемых документов.

Таким образом, первичный прием документов подразумевает сверку документов, указанных в описи, но никак не их правовую оценку. В связи с данным обстоятельством сотрудник инспекции может выразить замечания, либо отказать в приеме только в случае не соответствия описи представляемому комплекту документов.

Довод заявителя о том, что инспекция должна руководствоваться Регламентом исполнения процедур аккредитации филиалов и представительств иностранных юридических лиц в Федеральном государственном учреждении «Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции Российской Федерации», суд отклоняет.

Как правомерно обращает внимание инспекция, данный регламент фактически утратил силу, в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 16.12.2014 N 1372, которым функция по аккредитации филиалов, представительств иностранных юридических лиц (за исключением представительств иностранных кредитных организаций) с 1 января 2015 года передана Федеральной Налоговой Службе России.

Приказом ФНС России от 22.12.2014 N ММВ-7-14/668@ на Межрайонную ИФНС России №47 по г. Москве возложены полномочия по аккредитации филиалов, представительств иностранных юридических лиц (за исключением представительств иностранных кредитных организаций), осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации.

Нормативно     правовыми  документами, которыми инспекция обязана руководствоваться по аккредитации филиалов, представительств иностранных юридических лиц, являются Федеральный закон от 05.05.2014 № 106 - ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральный закон от 09.07.1999 N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», Приказ ФНС России от 26.12.2014 N ММВ-7-14/680®.

Иных нормативно правовых актов не установлено.

Довод заявителя о том, что инспекция должна была сообщить о выявленных несоответствиях или ошибках и предоставить заявителю возможность на представление пояснений или исправлений в установленный срок, суд считает необоснованным.

Федеральным законом от 05.05.2014 № 106 - ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от 09.07.1999 N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», Приказом ФНС России от 26.12.2014 N ММВ-7-14/680@ обязанность сообщать Иностранной организации о выявленных несоответствиях или ошибках и предоставлять возможность на представление пояснений или исправлений в установленный срок не предусмотрена.

Таким образом, ссылка представительства ООО «АЛПА Центрумс» на статью 88 Налогового кодекса Российской Федерации неправомерна, так как данная норма применяется только при проведении камеральных налоговых проверок, а вышеизложенными нормативно правовыми актами данная обязанность не предусмотрена.

Довод заявителя о том, что государственная услуга по аккредитации изначально оказывалась с существенным нарушением прав и законных интересов, суд считает надуманным.

Как было указано выше по тексту настоящего решения, приказом ФНС России от 22.12.2014 N ММВ-7-14/668@ на Межрайонную ИФНС России №47 по г. Москве возложены полномочия по аккредитации филиалов, представительств иностранных юридических лиц (за исключением представительств иностранных кредитных организаций), осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации.

Отказывая Иностранной организации в аккредитации представительства, инспекция руководствовалась исключительно Федеральным законом № 160-ФЗ, а также Приказом ФНС России от 26.12.2014 N ММВ-7-14/680@, которым утвержден порядок аккредитации.

В ходе судебного разбирательства установлено и подтверждено материалами дела, что представительством ООО «АЛПА Центрумс» не соблюдены требования, установленные порядком аккредитации, а также Федеральным законом № 160-ФЗ, что в свою очередь явилось основанием для вынесения оспариваемого ненормативного акта.

Кроме того, в силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации налогоплательщик может обратиться в суд только в случае нарушения его права на аккредитацию представительства иностранного лица, то есть когда надлежащее соблюдение им регламентированных норм, установленных Федеральным законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 № 160-ФЗ (в редакции от 05.05.2014) не обеспечило реализации данного права в административном (внесудебном) порядке по причине неисполнения или ненадлежащего исполнения налоговым органом возложенных на него законом обязанностей.

В данном случае у представительства ООО «АЛПА Центрумс» отсутствуют основания для обращения с заявлением в суд, так как нарушений прав и законных интересов общества не произошло, поскольку представленные документы для аккредитации представительства иностранного юридического лица ООО «АЛПА Центрумс» содержали не полный перевод на русский язык.

Требование заявителя об обязании налогового органа принять решение о возврате государственной пошлины за аккредитацию представительства  общества с ограниченной ответственностью «АЛПА Центрумс» в сумме 120 000,00руб., также не подлежит удовлетворению.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В силу пункта 1 статьи 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации государственной пошлиной признается сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

Порядок, сроки, размеры, как уплаты, так и возврата государственной пошлины предусмотрены главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками государственной пошлины признаются организации, обращающиеся за совершением юридически значимых действий.

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за аккредитацию, филиалов, представительств иностранных организаций, создаваемых на территории РФ, составляет 120 000 рублей.

В соответствии со статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случаях:

уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено настоящей главой;

возвращения заявления, жалобы или иного обращения или отказа в их принятии судами либо отказа в совершении нотариальных действий уполномоченными на то органами и (или) должностными лицами. Если государственная пошлина не возвращена, ее сумма засчитывается в счет уплаты государственной пошлины при повторном предъявлении иска, административного иска, если не истек трехгодичный срок со дня вынесения предыдущего решения и к повторному иску, административному иску приложен первоначальный документ об уплате государственной пошлины;

3) прекращения производства по делу (административному делу) или оставления заявления (административного искового заявления) без рассмотрения Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции или арбитражными судами.

При заключении мирового соглашения до принятия решения Верховным Судом Российской Федерации, арбитражными судами возврату истцу подлежит 50 процентов суммы уплаченной им государственной пошлины.

Таким образом, статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для возврата или зачета государственной пошлины. Данный перечень не содержит такого основания для возврата или зачета сумм госпошлины, как отказ в аккредитации.

При этом, исходя из вышеизложенного в силу положений главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации аккредитация филиалов, представительств иностранных лиц, создаваемых на территории Российской Федерации, является государственной услугой и приравнивается к юридически значимому действию, за которое взимается государственная пошлина.

Кроме того, рассмотрение инспекцией заявления юридического лица об аккредитации представительства, филиала на территории Российской Федерации признаются юридически значимыми действиями аккредитующего органа.

Данный вывод подтверждается судебной практикой, а именно постановлением Федерального Арбитражного Суда Московского Округа от 10.09.2013 по делу № А40-149064/12-153-1525 (Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13 декабря 2013 года № ВАС-17461/13 отказано в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда города Москвы от 18.02.2013, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2013, постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 10.09.2013).

Кроме того, учитывая, что суд отказал заявителю в удовлетворении требования о признании незаконным решения № 406 об отказе в аккредитации представительства иностранного юридического лица от 22.12.2015, соответственно возврат госпошлины за аккредитацию представительства  общества с ограниченной ответственностью «АЛПА Центрумс» в сумме 120 000,00руб., как способ восстановления нарушенного права не имеет места быть в данном конкретном деле.

По положениям статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд распределяет судебные расходы.

В соответствии со статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным расходам отнесена государственная пошлина.

Согласно частям 1, 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Принимая во внимание указанное обстоятельство, расходы по уплате госпошлины относятся на заявителя.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленного обществом с ограниченной ответственностью «АЛПА Центрумс» требования к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 47 по г. Москве отказать полностью.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, а в случае подачи апелляционной жалобы, если решение не отменено и не изменено - со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

  Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Девятый арбитражный апелляционный суд (127994, г.Москва, ГСП-4, проезд Соломенной Сторожки, д. 12) в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд  Московского округа (127994, Москва, ГСП-4, ул. Селезневская, д. 9) в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу при условии, что решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд города Москвы.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайтах Девятого арбитражного апелляционного суда: http://9aas.arbitr.ru/  и Арбитражного суда Московского округа: http://fasmo.arbitr.ru/

Информация о движении дела размещена на сайте суда по адресу: http://msk.arbitr.ru/

           СУДЬЯ                      О.Ю. Суставова