ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-79603/20-144-637 от 22.10.2020 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

23 октября 2020 года

Дело № А40-79603/2020-144-637

Полный текст решения изготовлен 23 октября 2020года

Резолютивная часть решения объявлена 22 октября 2020 года

Арбитражный суд города Москвы

в составе судьи Папелишвили Г.Н.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Фаткулиным Р.М.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлениюООО "Тимамед"

к ответчику/заинтересованному лицу: Московская областная таможня

о признании незаконным действий, выраженное в уклонении от возврата ООО "Тимамед" излишне уплаченной НДС

с участием:

от  заявителя: ФИО1 (паспорт, решение от 07.04.2020 № 200407-1)

от  ответчика :  ФИО2 (удостоверение, доверенность от 08.04.2020 № 61-27/113, диплом)

УСТАНОВИЛ:

ООО "Тимамед" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Московской областной таможне о признании незаконным действий, выраженное в уклонении от возврата ООО "Тимамед" излишне уплаченной НДС (с учетом уточнений требований).

Заявитель требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении и письменных дополнениях к нему со ссылкой на незаконность и необоснованность оспариваемых действий.

Ответчик требования отклонил по основаниям, изложенным в отзыве.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы сторон, оценив представленные доказательства, арбитражный суд установил, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Суд считает, что заявителем соблюден срок, установленный ч.4 ст.198 АПК РФ на подачу заявления о признании недействительным решения таможенного органа.

Как следует из материалов дела, ООО «Тимамед» (далее - Общество) во исполнение контракта купли- продажи N 113 от 12.11.2019, заключенного с фирмой MLS Healthcare Ltd (Великобритания), ввезло на таможенную территорию Российской Федерации и представило к таможенному оформлению в т/п Московский областной (центр эл. декл.) по ДТ № 10013160/23122019/0568707 от 24.12.2019 следующие товары:

1.  Товар 1 (далее - товар 1) - Аппаратура медицинская для механотерапии (не радиоэлектрон. средство, не высокочастот. устройство): аппараты для пневмомассажа конечностей, код ОКП 94 4470 в количестве 8 штук с принадлежностями, а именно:

•    Аппарат для пневмомассажа конечностей PULSEPRESS с принадлежностями. Вариант исполнения PHYSIO 6 в составе: Аппарат для пневмомассажа конечностей - 1 ед., сетевой шнур- 1 ед, руководство по эксплуатации - 1 ед, принадлежности: шланг 6-канальный - 2 шт, модель PHYSIO 6 артикул PH5440 - 2 шт;

•    Аппарат для пневмомассажа конечностей PULSEPRESS с принадлежностями. Вариант исполнения PHYSIO 3 PRO в составе: Аппарат для пневмомассажа конечностей - 1 ед., шнур сетевой - 1 ед, руководство по эксплуатации - 1 ед, принадлежности: шланг 1-канальный - 2 шт, шланг 3-канальный 2 шт., модель PHYSIO 3 PRO артикул РН5442 -6 шт.

2.  Товар 2 (далее - товар 2, принадлежности) - Принадлежности аппаратура медицинская для механотерапии (не радиоэлектрон. средство, не высокочастот.устр-во): манжеты для аппарата для пневмомассажа конечностей в количестве 19 штук, а именно:

1.  3-х секционная пневматическая массажная манжета PG58/3 модель PG58/3 артикул 58-3 - 13 штук

2.  6-ти секционная пневматическая массажная манжета PG58/6 модель PG58/6 артикул 58-6 - 3 штуки

3.  6-ти секционная пневматическая массажная манжета PG78/6 модель PG78/6 артикул 78-6 - 3 штуки

В графе 33 ДТ № 10013160/231219/0568707 от 24.12.2019 Обществом товары классифицированы по коду ТН ВЭД 9019109009 «Устройства для механотерапии; аппараты массажные; аппаратура для психологических тестов для определения способностей; аппаратура для озоновой кислородной и аэрозольной терапии, искусственного дыхания или прочая терапевтическая дыхательная аппаратура: прочие».

При декларировании товаров Общество направило в адрес т/п Московский областной (центр электронного декларирования) документы, подтверждающие право на предоставление льготы по уплате НДС в соответствии пп. 2 п. 1 ст. 150, пп. 1 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) и Постановлением Правительства РФ от 17.01.2002 N 19 "Об утверждении Перечня важнейшей и жизненно необходимых медицинской техники, реализация которой на территории РФ не подлежит обложением НДС", а именно:

-    Регистрационное удостоверение от 08 августа 2014 г. № РЗН 2014/1830 (копия - прилагается),

-    Декларация о соответствии от 17.08.2017 г. регистрационный номер РОСС ОБ.МГ11.ДО5392.

На Товар 1 т/п Московский областной ( центр эл. декларирования.) была предоставлена льгота по уплате НДС (графа 47 ТД № 10013160/231219/0568707 от 24.12.2019).

Общая таможенная стоимость принадлежностей (Товар 2) составила 38779 рублей 22 копейки. Общество на товар 2 льгот по уплате НДС не заявляло и уплатило сумму НДС по ставке 20%, что составило 7755 рублей 84 копейки согласно списания денежных средств с ООО «Крафт логистик» 24.12.2019 Товар 2 был выпущен 24.12.2019.

В соответствии с пунктом 17 Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 (далее - порядок № 289), таможенный орган, рассматривающий обращение либо документы, представленные в соответствии с абзацем третьим пункта 12 Порядка N 289, проводит таможенный контроль в порядке, установленном Таможенным кодексом ЕАЭС (далее - ТК ЕАЭС).

В соответствии с пп. 4 пункта 11 Порядка N 289, сведения, заявленные в ДТ, подлежат изменению и (или) дополнению после выпуска товаров при заявлении плательщиком после выпуска товаров сведений о применении льгот по уплате таможенных платежей, в том числе в связи с представлением в таможенный орган документов, являющихся основанием для предоставления таких льгот.

Учитывая тот факт, что незаявление права на таможенную льготу (в отношении Товара 2) само по себе не означает отказа от использования соответствующего права, Общество 14.01.2020 г. подало в т/п Московский областной (центр эл. декларирования) обращение, вносящую изменения в ДТ № 10013160/231219/0568707 с целью подтверждения имеющийся льготы по уплате НДС в отношении Товара 2).

К указанному заявлению были приложены документы, подтверждающие право на применение имеющейся льготы.

Однако 26.02.2020 г. в адрес Общества был получен ответ таможенного органа, с отказом внести соответствующие изменения в ДТ (копия ответа прилагается), вследствие чего Общество не смогло осуществить возврат излишне уплаченной суммы НДС произведен не был.

Посчитав, что решение т/п Московский областной (центр эл. декларирования), выражено в отказе внести корректировочные сведения в ДТ, что повлекло за собой невозмождность возврата Обществом излишне уплаченной суммы НДС, нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Согласно п.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом согласно п.5 ст.200 АПК РФ с учетом п.1 ст.65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно ст.13 ГК РФ ненормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, может быть признан судом недействительным.

Согласно п.1 Постановления Пленума ВС РФ от 01.07.1996 № 6 и Пленума ВАС РФ № 8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со ст.13 ГК он может признать такой акт недействительным.

Таким образом, из существа приведенных норм следует, что для признания недействительным обжалуемого заявителем решения таможенного органа необходимо наличие двух обязательных условий, а именно, несоответствие его закону и наличие нарушения им прав и охраняемых законом интересов заявителя.

Возврат излишне уплаченных (взысканных) сумм таможенных пошлин, налогов осуществляется в соответствии с нормами статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 № 311 - ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Закон), принимая во внимание положения статьи 397 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на основании заявления плательщика по форме, утверждённой приказом ФТС России от 22.12.2010 № 2520 «Об утверждении форм заявления плательщика о возврате авансовых платежей, заявления плательщика о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, заявления плательщика о возврате (зачете) денежного залога».

В соответствии с частью 1 2 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 №311 -ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика.

В соответствии с пунктом 2 статьи 67 ТК ЕАЭС возврат (зачет) сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных пошлин, налогов осуществляется таможенным органом при условии внесения в установленном порядке изменений (дополнений) в сведения об исчисленных таможенных пошлинах, налогах, заявленные в декларации на товары, либо корректировки в установленном порядке сведений об исчисленных таможенных платежах в таможенном приходном ордере либо ином таможенном документе, определенном Комиссией з соответствии с пунктом 24 статьи 266 ТК ЕАЭС, или в таможенных документа, указанных в пункте 4 статьи 52 и абзаце втором пункта 4 статьи 277 ТК ЕАЭС, и при соблюдении иных условий для возврата (зачета) сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, устанавливаемых законодательством государства-члена, в котором произведены уплата и (или) взыскание таможенных пошлин, налогов.

Процедура возврата денежных средств реализовывается через внесение соответствующих изменений в соответствии с Порядком внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, утверждённого Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 № 289 (далее - Порядок).

Согласно ст. 112 ТК ЕАЭС изменение (дополнение) сведений, заявленных в таможенной декларации, либо корректировки в установленном порядке сведений об исчисленных таможенных платежей в таможенном приходном ордере либо ином таможенном документе, определенном Комиссией Евразийского экономического союза, допускаются по мотивированному обращению декларанта.

В силу пп.1 п.2 статьи 149 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК России) не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации медицинских товаров отечественного  и  зарубежного  производства  по  Перечню,  утверждаемому

Правительством РФ, в том числе важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий.

Освобождение от налогообложения в отношении важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий применяется при предоставлении регистрационного удостоверения на медицинское изделие или до 1 января 2017 года также регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинской техники).

Согласно абзацу 2 подпункта 2 статьи 150 НК России ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, товаров, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 НК России, по перечню, утверждаемому Правительством РФ, также не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения).

Перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежит обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость, утвержден постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 № 1042 (далее - Перечень).

Для целей применения раздела I настоящего перечня следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 или (ОКПД 2) ОК 034-2014 при условии регистрации медицинских изделий в соответствии с правом Евразийского экономического союза или до 31 декабря 2021 г. государственной регистрации медицинских изделий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Освобождение от налогообложения товаров согласно Перечню осуществляется на основании регистрационного удостоверения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, подтверждающего, что ввозимые товары прошли государственную регистрацию в качестве медицинской техники.

Согласно пункту 4 статьи 38 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

Регистрация медицинских изделий осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. № 1416 «Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий» (далее - Правила государственной регистрации медицинских изделий).

Исходя из пункта 6 Правил государственной регистрации медицинских изделий, документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие.

Регистрационное удостоверение на сорные товары от 08.08.2014 № ФСЗ 2014/1830 с неограниченным сроком действия, выдано Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранении на «медицинские изделия - аппарат для пневмомассажа конечностей pulsepress с принадлежностями, что подтверждает регистрацию товара в качестве медицинского изделия. Код ОКП - 94 4470.

Согласно ДТ № 10013160/231219/0568707, задекларированные товары имеют код ТН ВЭД ЕАЭС - 9019109009.

Обществом представлены в таможенный орган регистрационное удостоверение от 8 августа 2014 года N РЗН 2014/1830 и декларация соответствия N РОСС ОБ.МГ11.ДО5392 от 17.08.2017 г., из которого следует, что Товар 1 и Товар 2 относятся к Перечню важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению НДС и имеет код ОКП 94 4470.

Таким образом, ввезенный обществом товар относится к изделиям медицинской техники, включенной в Перечень как важнейшая и жизненно необходимая медицинская техника, ввоз и реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению НДС.

Кроме того, указанные принадлежности (товар 2) являются неотъемлемой частью комплекта и относятся к комплектующим важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники.

Следовательно, общество имеет право на применение к указанным товарам льготы в виде освобождения от уплаты НДС при ввозе на таможенную территорию РФ на основании ст. 149, 150 НК РФ.

При этом положения таможенного и налогового законодательства не связывают возможность получения льготы по уплате НДС при таможенном декларировании с указанием в таможенной декларации сведений о применении данной льготы.

Поэтому организация, не указавшая в таможенной декларации сведения о применении льгот по уплате НДС, не может быть лишена права на их применение после выпуска товара.

Ответчик ссылаясь на письмо ФТС Росси от 07.03.14 г. № 05-17/10390 заявляет, что «принадлежности могут быть ввезены с зарегистрированным изделием медицинской техники с предоставлением освобождения от уплаты НДС в любом количестве, не превышающем указанного в приложении к регистрационному удостоверению Росздравнадзора. Согласно регистрационному удостоверению от 08.08.14 г. № ФСЗ 2014/1830 принадлежности - манжеты в ассортименте могут ввозиться не более 2 шт. каждая.»

Однако данное письмо не является нормативно-правовым актом. Следовательно нормативно, в т.ч. действующим налоговым законодательством, не установлено, что указание в регистрационном удостоверении количества принадлежностей (в данном случае манжет к аппарату для пневмомассажа конечностей Pulsepress) означает ограничения на количество ввозимых манжет с предоставлением освобождения от уплаты НДС. Таких ограничений в действующем нормативно-правовом регулировании порядка ввоза медицинских изделий и их принадлежностей нет.

При этом, количество 2 шт., указанное в регистрационном удостоверении от 08.08.14 г. № РЗН 2014/1830 определяет количество манжет, которые можно использовать одновременно с аппаратом.

Конструктивная особенность манжет такова, что они могут использоваться только для проведения процедуры пневмомассажа конечностей.

Данные манжеты имеют разный тип: манжета на руку; манжета на ногу до колена; манжета на ногу до паха; лимфатические леггинсы; комбинезон; манжета для кисти; манжета на плечо; манжета локоть-колено. А так же каждый тип манжет имеет разные размеры: обхват, длинна и т.д.

 При комплектации аппарата для пневмомассажа конечностей манжетами лечебное учреждение выбирает все необходимые ему для работы манжеты.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что у ответчика отсутствовали законные основания для принятия оспариваемых решений, данные действия нарушают права и законные интересы общества, что свидетельствует о наличии необходимых условий, предусмотренных ст.13 ГК РФ, ч.1 ст.198 АПК РФ для признания оспариваемого решения недействительным.

Согласно ч.2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В соответствии с п. 3 ч.4 ст. 201 АПК РФ суд  возлагает на заинтересованное лицо обязанность в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Тимамед" путем возврата суммы излишне уплаченного НДС в размере 7755 рублей 84 копейки.

Госпошлина подлежит отнесению на ответчика  согласно ст.110 АПК РФ.

Исходя из изложенного, руководствуясь  ст.ст. 27-29, 33, 64-68, 71, 75, 81, 102, 110, 167-170, 176, 189, 197-201 АПК РФ суд,

Р Е Ш И Л:

Проверив на соответствие налоговому и таможенному законодательству, признать незаконными действия Московской областной таможни, выразившиеся в уклонении от возврата ООО «Тимамед» излишне уплаченной суммы НДС.

Обязать Московскую областную таможню в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Тимамед" путем возврата суммы излишне уплаченного НДС в размере 7 755 рублей 84 копейки.

Взыскать с Московской областной таможни в пользу ООО "Тимамед" расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                                                                  Г.Н. Папелишвили