ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-80207/15 от 13.08.2015 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Москва

31 августа 2015 года

Дело №А40-80207/2015

Резолютивная часть решения оглашена 13.08.2015,

решение изготовлено в полном объеме 31.08.2015.

Арбитражный суд города Москвы в составе судьи Суставовой О.Ю.

(шифр судьи 108-629)

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Хаустовой Н.И.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия «Космическая связь» (ИНН <***>; ОГРН <***>; дата регистрации 02.01.1992; адрес: 115162, <...>)

к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам №7 (ИНН <***>; ОГРН <***>; дата регистрации: 22.12.2004; адрес: 127381, <...>, <...>)

о признании недействительным решения от 23.01.2015 №2 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления недоимки по налогам в размере 2 609 153,62 руб., пени в размере 774 638,16 руб. за несвоевременную уплату налога, а также штрафа в размере 311 767,00 руб.

при участии в судебном заседании:

представителей заявителя - ФИО1 (личность подтверждена паспортом гражданина Российской Федерации), действующей по доверенности от 06.02.2015  №27;

представителей заинтересованного лица - ФИО2 (личность подтверждена удостоверением Ур №662118), действующей по доверенности от 23.01.2015 № 05-10/000821; ФИО3.(личность подтверждена удостоверением Ур №933482), действующего по доверенности от 25.06.2015 № 05-10/007765,

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное унитарное предприятие «Космическая связь» (далее по тексту – заявитель, налогоплательщик, предприятие, ГП КС) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам №7 (далее по тексту0 заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция, МИ ФНС Росси по крупнейшим налогоплательщикам №7)о  признании недействительным решения от 23.01.2015 №2 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления недоимки по налогам в размере 2 609 153,62 руб., пени в размере 774 638,16 руб. за несвоевременную уплату налога, а также штрафа в размере 311 767,00 руб.

В обоснование заявленного требования ГП КС указывает, что оспариваемое решение №2 от 23.01.2015  налогового органа не соответствует законодательству о налогах и сборах и незаконно возлагает на заявителя обязанности по уплате налогов и пени.

По мнению заявителя, некоторые выводы основаны на фактах, не отражающих фактических обстоятельств  дела, а также  не соответствующих действительности и положению норм законодательства о налогах и сборах.

МИ ФНС Росси по крупнейшим налогоплательщикам №7 в отзыве на заявление и  дополнительных пояснениях просит суд в удовлетворении заявленного требования отказать, ссылаясь на законность и обоснованность вынесенного решения.

В судебном заседании явились представители заявителя и заинтересованного лица поддержали доводы, изложенные в своих письменных пояснениях.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд первой инстанции установил следующее.

ГП КС зарегистрировано в качестве юридического лица 02.01.1992 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №46 по г. Москве, о чем в едином государственном реестре юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером <***>.

МИ ФНС Росси по крупнейшим налогоплательщикам №7 была проведена выездная налоговая проверка ГП КС по вопросам  правильности исчисления  и своевременности уплаты  (удержания, перечисления) налогов за период с2011-2012 годы, результаты которой зафиксированы  актом выездной налоговой проверки №21 от 05.12.2014.

По результатам рассмотрения акта выездной налоговой проверки №21 от 05.12.2014 МИ ФНС Росси по крупнейшим налогоплательщикам №7 принято решение №2 от 23.01.2015 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Оспариваемым в части решением от №2 от 23.01.2015 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения ЗАО «Русские Фонды»  привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафных санкций на общую сумму 311 767,00 руб., обществу доначислена сумма  налога на добавленную стоимость в сумме 2 609 153,62 руб., а также начислены пени в сумме 774 638,16 руб.

Указанный ненормативный акт в соответствии со статьями 101 и 101.2, 139 Налогового кодекса Российской Федерации был обжалован ГП КС в Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве. Решением Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве решение №СА-4-9/5984@ от 09.04.2015 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оставлено без изменения, а апелляционная жалоба ГП КС - без удовлетворения.

ГП КС, полагая, что оспариваемое решение от 23.01.2015 №2 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения  в части начисления недоимки по налогам в размере 2 609 153,62 руб., пени в размере 774 638,16 руб. за несвоевременную уплату налога, а также штрафа в размере 311 767,00 руб., не соответствует нормам налогового законодательства и нарушает его права и законные интересы общества в сфере экономической деятельности обратилось в суд с заявлением о признании ненормативного правового акта налогового орган в части недействительным.

Проанализировав  доводы заявлении и отзыва на него, оценив  в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  представленные  в материалы  дела доказательства  в их совокупности  и взаимосвязи, арбитражный суд пришел к выводу, что заявленное ГП КС требование не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, а, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Из содержания частей 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, Решение или совершили действия (бездействие).

На основании 123 Конституции Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности сторон.

Из материалов дела следует, что ГП КС в 2011-2012 годах принимало участие в международных выставках.  Иностранные предприятия – устроители выставок, не состоявшие на учете в качестве налогоплательщиков в Российской Федерации, оказывали предприятию целый комплекс услуг, таких как регистрация участника, предоставление в аренду выставочной площади, оформление выставочного стенда и прочие.

ГП КС полагает необходимым раздельно квалифицировать услуги иностранной компании для правильного определения места их оказания.

По мнению налогоплательщика, услуги по предоставлению выставочных площадей могут быть квалифицированы как услуги, связанные с недвижимым имуществом, находящимся за пределами Российской Федерации, а услуги           по монтажу-демонтажу стендов, расстановке мебели и иные подобные услуги     на предоставленной выставочной площади могут быть квалифицированы как услуги, связанные с движимым имуществом, находящимся за пределами Российской Федерации.

Следовательно, как указывает заявитель, местом реализации услуг иностранной компании – организатора выставки по предоставлению в аренду российским участникам выставочных площадей территорией Российской Федерации, также иностранной компании, оказывающей услуги по монтажу проектной техники (включая прокладку кабелей), по монтажу-демонтажу стендов и иные подобные услуги на арендуемой выставочной площади не признается территория Российской Федерации.

Соответственно, заявитель считает, что в части расходов на регистрацию участия в международных выставках, расходов на предоставление выставочных площадей, а также монтажу проектной техники (включая прокладку кабелей),    по монтажу-демонтажу стендов и иные подобные услуги на предоставленной выставочной площади, он не является налоговым агентом, вследствие чего обязанность исчислять и перечислять в бюджет НДС при выплате доходов иностранной компании не возникает.

Также, ГП КС обращает внимание, что информация, размещенная на выставочных стендах, включала только наименование предприятия и используемый зарегистрированный товарный знак, что, по мнению заявителя, не относится к рекламе в смысле и в значении, установленном статьей 3 Федерального закона Российской Федерации № 38-ФЗ от 13.03.2006   «О рекламе».

Заявитель не согласен с выводом налогового органа о том, что предоставление выставочных площадей иностранными организациями не может быть признано арендой недвижимого имущества, ввиду отсутствия заключенных договоров на аренду выставочной площади.

В соответствии с международной практикой организатор выставки публикует информацию о месте, времени проведения и тематике выставки в форме публичной оферты, для принятия которой потенциальные участники направляют организатору акцептованную заявку на участие. Данная заявка содержит все существенные условия договора аренды, а ее акцепт осуществляется в форме оплаты счета за предоставленную площадь.

По мнению заявителя, направленные в адрес иностранных организаций – организаторов выставок, заявки являются договорами аренды выставочной площади.

Суд считает доводы заявителя необоснованными по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

Налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам и перечислять  налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства (пункт 3 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации).

Пунктом 1 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками – иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога.

Налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации с учетом  главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база, указанная в пункте 1 статьи 161 Кодекса, определяется налоговыми агентами.

При этом налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у указанных в пункте 1 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации иностранных лиц.

Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании пункта 4 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров       (работ, услуг) указанных в статье 161 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется и уплачивается в полном объеме налоговыми агентами, указанными в статье 161 Налогового кодекса Российской Федерации.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что объектом налогообложения по НДС признаются операции по реализации товаров           (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о представлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса Российской Федерации местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.

Местом осуществления деятельности покупателя считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя работ (услуг), указанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса Российской Федерации, на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя, а при ее отсутствии или в отношении филиалов и представительств указанной организации – на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) приобретены через это постоянное представительство), места жительства физического лица. Положение подпункта 4 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса Российской Федерации применяется при оказании рекламных услуг.

Согласно пункту 3 статьи 166 Налогового кодекса Российской Федерации общая сумма налога не исчисляется налогоплательщиками –  иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщика. Сумма налога при этом исчисляется налоговыми агентами отдельно по каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в соответствии с порядком, установленным пунктом 1 статьи 166 Налогового кодекса Российской Федерации.

Как установлено в рамках выездной проверки, ГП КС участвовало в международных выставках NАВ Show 2011, NAB Show 2012,         NAB Show 2013, CABSAT 2011 (г. Дубай, ОАЭ), CABSAT 2012 (г. Дубай, ОАЭ),           в мероприятии «Ассоциация вещательных компаний, апрель 2011» (11.04.2011– 14.04.2011), COMMUNICASIA 2012 (Сингапур), COMMUNICASIA 2013, IBC 2011, IBC 2012, SATTELLITE 2012 (WashingtonCenter 12.03.2012 – 15.03.2012), CABSATMENA & SATTELLITEMENA 2012 (28.02.2012 – 01.03.2012), SATCOMWORLDAFRICA 2012 (Йоханнесбург, 21.05.2012 - 24.05.2012), CABSAT 2013 (13.03.2013 – 14.03.2013), SATCOMWORLDAFRICA 2013 (28.05.2013 – 29.05.2013), в выставке IBC (Амстердам, Нидерланды, 07.09.2012 – 11.09.2012).

Иностранные организации, не состоящие на учете в налоговых органах Российской Федерации в качестве налогоплательщиков, оказывали заявителю услуги, связанные с участием в указанных международных выставках.

При выплате денежных средств иностранным организациям за указанные услуги заявитель не выполнил обязанности налогового агента – не исчислил,       не удержал и не уплатил в бюджет суммы НДС.

В приложении № 5 к решению №2 от 23.01.2015 отражены сведения о выплатах в пользу иностранных организаций за организацию участия в международных выставках, со стоимости которых заявителем не был удержан НДС.

Из оспариваемого решения усматривается, что ГП КС в проверяемый период осуществляло деятельность по участию в международных выставках и для обеспечения участия в выставках оформляло заявки на участие и оплачивало услуги.

Как следует из материалов выездной проверки, налогоплательщиком осуществлена оплата за услуги по разработке и оформлению стенда на международной выставке, за оборудование временного нестандартного стенда, за выставочный стенд на международной выставке, за участие в международной выставке, за предоставление выставочной площади для размещения стенда на международной выставке, за разработку дизайн-проекта и застройку стенда на международной выставке.

ГП КС участвовало в международных выставках с целью рекламирования своих услуг, продвижения их на рынке, привлечения покупателей (заказчиков). Данный вывод подтверждается представленными в ходе выездной налоговой проверки приказами о направлении работников в командировку для участия в международных выставках, служебными заданиями и отчетами командированных лиц.

На основании указанных документов налоговым органом было установлено,      что на международных выставках представители ГП КС проводили переговоры с партнерами по предоставлению спутниковой емкости на КА «Экспресс АМ44», КА «Экспресс-АМ8» для оказания услуг спутниковой связи на территории стран Южной и Северной Америки, по использованию емкости российских спутников серии «Экспресс-АМ» на территории стран Европы и Ближнего Востока, о возможном сотрудничестве при выходе ГПКС на рынок стран Африки, о возможных продажах ресурса КА «Экспресс – АМ22-АМ44» и А№ 4, по предоставлению емкости перспективных и действующих российских спутников для оказания услуг мультимедиа на территории стран Ближнего Востока, о продаже емкости КА «Экспресс-АМ44», «АМ-22», «А4»,    об использовании емкостей перспективных спутников ГПКС с зоной обследования территории африканских государств, о продаже емкости планируемых КА «Экспресс-АМ8», «АМ-7», об использовании емкости перспективных спутников ГПКС в азиатском районе.

Участие в международных выставках обеспечивает налогоплательщику возможность рекламировать свою продукцию. Предоставление выставочной площади является составной частью услуги по организации участия заявителя в международных выставках.

Таким образом, для достижения основной цели ГП КС, иностранными организациями оказаны услуги, обеспечивающие надлежащее рекламирование своих услуг и привлечение покупателей (заказчиков) для налогоплательщика.

Также, участие в выставках представляет для заявителя один из путей подбора деловых партнеров и инвесторов, заключения долгосрочных контрактов, анализа уровня спроса на свои услуги и изучения конкурентов, о чем свидетельствуют следующая информация, размещенная в свободном доступе в сети Интернет на странице сайта ГП КС по адресу http://www.rscc.ru.

В частности, в статье «ФГУП «Космическая связь» (ГПКС) примет участие в выставке «IBC-2011» от 08.09.2011 указано, что «с 9 по 13 сентября 2011 года ГП КС представит свою экспозицию на международной выставке «IBC-2011», крупнейшем в Европе ежегодном мультимедийном форуме, традиционно проходящем в выставочном центре RAI в Амстердаме (Нидерланды).

На выставке ГП КС продемонстрирует возможности российской государственной орбитальной группировки по предоставлению широкого спектра современных услуг в области цифрового телерадиовещания и широкополосного доступа, в том числе с использованием собственной наземной инфраструктуры, как на территории России, так и в других регионах мира.

За прошедший с предыдущей выставки год мы активно работали с нашими иностранными партнерами по использованию возможностей «западного» спутника ГПКС «Экспресс-АМ44» в точке 11 градусов з.д. и добились хороших результатов, – говорит начальник отдела телевидения и международных продаж ГП КС ФИО4. Основная часть ёмкости «АМ44» уже в работе. Сейчас наша задача – оптимизация загрузки и эффективное использование ресурса указанного аппарата. Кроме того, на встречах, которые пройдут в рамках выставки «IBC-2011», мы планируем обсудить с действующими и потенциальными заказчиками нашу новую космическую программу и определить стратегических партнеров для реализации проектов на новых спутниках ГП КС».

Также, в статье «ГП КС приняло участие в международной спутниковой выставке и конференции «Satellite 2012» от 20.03.2012 отмечено, что    «с 12 по 15 марта 2012 года в Вашингтоне (США) проходила крупнейшая международная конференция и выставка «Satellite 2012». Уже третий год в ее работе принимает участие национальный оператор спутниковой связи России           ФГУП «Космическая связь» (ГПКС). В этом году в рамках мероприятия ГП КС представило свою экспозицию на выставке… Говоря о перспективах работы предприятия на международных рынках, генеральный директор ГП КС      ФИО5 отметил: «В ближайшие годы мы планируем значительно расширить географию наших международных продаж, в том числе в регионе Южной Америки. На Satellite 2012 мы вели конкретные переговоры с нашими партнерами о реализации этих планов с использованием ресурса нового спутника Экспресс-АМ8».

В ходе переговоров на стенде ГП КС представители компании обсудили со своими многочисленными зарубежными партнерами актуальные вопросы, касающиеся использования емкости действующих и перспективных спутников предприятия, кооперации при создании новых КА и развитии сетей на базе оборудования и технологии VSAT, продвижения Ка-диапазона в России.              

В частности, были достигнуты договоренности с группой компаний «Романтис», международным провайдером спутниковой емкости и оборудования для сетей связи, о дальнейшем развитии сотрудничества по использованию спутниковой емкости ГПКС, предоставлению услуг и оборудования VSAT и дополнительных услуг, в том числе на территории Северной и Южной Америки, а также трансатлантического региона. «Романтис», в качестве стратегического партнера ГП КС, займется продвижением ресурса спутника Экспресс-АМ8 на территории Америки».

В статье «ФГУП «Космическая связь» представит свою экспозицию на выставке «IBC 2012» от 30.08.2012 также указано, что «ГПКС в числе основных мировых спутниковых операторов, ведущих телекоммуникационных компаний и вещателей примет участие в крупнейшем в Европе мультимедийном          форуме-выставке «IBC 2012», который пройдет с 06 по 11 сентября 2012 года       в Амстердаме (Нидерланды).

Для специалистов ФГУП «Космическая связь» выставка «IBC» является основной европейской площадкой для встреч и деловых переговоров со своими зарубежными партнерами, использующими ресурс российской спутниковой группировки и представляющими ГПКС в 35 странах мира. В этом году посетителям выставки – потенциальным пользователям российской спутниковой емкости будут предложены услуги на базе ресурса перспективных спутников Экспресс-АМ5/6/8, запуск которых планируется в 2013 году».

Следует отметить, что из представленных в рамках выездной налоговой проверки отчетов о командировках для участия в международных выставках также содержится информация о проведении переговоров с потенциальными заказчиками и партнерами во время прохождения выставок.

Таким образом, участие в международных выставках обеспечивает налогоплательщику возможностью надлежащим способом демонстрировать услуги и привлекать покупателей и партнеров.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона Российской Федерации от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно ГОСТу Р 53103-2008 «Деятельность выставочно-ярмарочная. Термины и определения», утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18.12.2008 № 512-ст, выставка (ярмарка) представляет собой выставочно-ярмарочное мероприятие, на котором демонстрируются и получают распространение товары, услуги и (или) информация, и которое проходит в четко установленные сроки и с определенной периодичностью.

Таким образом, ГП КС, являющееся российским юридическим лицом, в проверяемом периоде осуществляло деятельность по участию в международных выставках с целью рекламирования своих услуг, продвижения их на рынке, привлечения покупателей.

Для обеспечения участия в международных выставках,  и соответственно, для успешного рекламирования своих услуг, заявитель использовал услуги иностранных организаций по предоставлению выставочных стендов, по разработке и оформлению стендов, услуг по предоставлению напольного покрытия, по изготовлению стен и потолка переговорной комнаты и складского помещения, по изготовлению графических изображений, по предоставлению мебели и дополнительного оборудования, услуг электрика, Интернет, уборки и другие услуги, которые необходимы для обеспечения ГП КС возможностью рекламировать услуги на международных выставках.

Следовательно, необходимо отметить, что именно услуги иностранных организаций (организаторов выставки), в том числе по предоставлению и оборудованию выставочных стендов, изготовлению графических изображений, обеспечили возможность надлежащим способом демонстрировать услуги перед участниками выставок и привлекать покупателей и партнеров.

Для обеспечения участия в международных выставках, соответственно, для успешного рекламирования своих услуг, заявитель использовал вышеуказанные услуги иностранных организаций.

В приложении №5 к решению налогового органа от 23.01.2015 № 2 приведены наименование иностранных организаций с конкретизацией услуг и указанием международных выставок, а также стоимость оплаченных услуг, дата оплаты,  реквизиты счетов для оплаты услуг.

Согласно счетам иностранных организаций ГП КС были оплачены следующие услуги в связи с его участием в международных выставках:

– разработка и оформление стенда (например, счета иностранной организации UNITED ARTWORKS SDN BND № A210661 от 10.02.2011,  № A210665 от 06.05.2011, № A210666 от 27.06.2011,  №A128571 от 29.11.2011,   № А128573 от 28.02.2012,  № А128575 от 12.04.2012);

– услуги на выставке (предоставление напольного покрытия, изготовление стен и потолка переговорной комнаты и складского помещения, изготовление графических изображений, предоставление мебели и дополнительного оборудования, работы электрика, Интернет, уборка), что подтверждают, в том числе счета иностранной организации CALLANT EXPO SOLUTIONS  № 64 от 03.02.2012, № 109 от 22.02.2012, №136 от 12.03.2012;

– предоставление выставочной площади, в том числе для размещения стенда (например, счета иностранной организации ACCESS INTELLIGENCE LLC  № 163314 от 18.04.2011, № 176424 от 06.04.2012, счета иностранной организации IBC № 120112209 от 18.03.2011, №120113130 от 01.06.2011, № 120120874 от 17.11.2011);

– предоставление выставочного стенда (например, счета иностранной организации NATIONAL ASSOCIATION OF BROADCASTERS №404896-14-6679 от 20.01.2011, № 404896-23-9081 от 01.08.2011,  №404896-32-12576 от 08.08.2012, счет иностранной организации IMPACT UNLIMITED GMBH №51979 от 12.04.2012);

Договора с иностранными организациями на оказание поименованных услуг ГП КС не представлены в связи с их отсутствием, о чем налогоплательщик сообщил в письме от 25.06.2014 № 18-40/2124   на требование о представлении документов № 9 от 25.06.2014, а также в письмах от 25.06.2014 № 18-40/2120, от 25.06.2014 № 18-40/2121 в ответ на требование о представлении документов №10 от 10.06.2014.

На основании вышеизложенного, в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса Российской Федерации местом осуществления деятельности покупателя считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя работ (услуг) при оказании рекламных услуг.

Согласно пункту 3 статьи 148 Налогового кодекса Российской Федерации, если организацией выполняется (оказывается) несколько видов работ (услуг) и реализация одних работ (услуг) носит вспомогательный характер по отношению к реализации других работ (услуг), местом реализации вспомогательных работ (услуг) признается место реализации основных работ (услуг).

Поскольку спорные услуги иностранных организаций направлены на обеспечение участия ГП КС в международных выставках, соответственно, направлены на возможность рекламировать и продвигать на рынке услуги по предоставлению ресурсов спутников, следовательно, указанные услуги, в том числе по предоставлению выставочной площади, являются услугами вспомогательного характера по отношению к реализации рекламных услуг, и местом их реализации на основании положений подпункта 4 пункта 1 статьи 148, подпункта 4 пункта 1.1 статьи 148, пункта 3 статьи 148 Налогового кодекса Российской Федерации признается территория Российской Федерации.

В отношении данных операций заявитель признается налоговым агентом  по НДС в соответствии с пунктом 4 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому при реализации товаров (работ, услуг), перечисленных в статье 161 Налогового кодекса Российской Федерации,  сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется и уплачивается в полном объеме налоговыми агентами.

Аналогичные обстоятельства изложены в письме Минфина России  от 26.03.2008 № 03-07-08/69, Постановлениях Федерального Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26.12.2012 по делу № А22-1453/2011, Девятнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 25.03.2011  по делу № А48-3049/2010.

Также, необходимо отметить, что в силу пункта 4 статьи 148 Налогового кодекса Российской Федерации документами, подтверждающими место выполнения работ (оказания услуг), являются:

1) контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами;

2) документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг).

В ходе выездной налоговой проверки налогоплательщиком в ответ на требования о представлении документов (информации) представлены заявления на перевод денежных средств, счета на оплату, фотографии выставочных стендов, письменные пояснения, заявки на участие в выставках.

При анализе представленных документов, инспекцией было установлено, что документы, содержащие сведения о номере стенда и его размерах, не подписаны со стороны иностранной организации.

В ответ на требование о представлении документов (информации) от 23.10.2014 № 39, в котором запрашивалась информация в отношении заключения с иностранными организациями договоров на аренду выставочной площади для участия в международных выставках, налогоплательщик письмом   от 10.11.2014 № 18-41/262 сообщил, что для участия в международных выставках оформлялись заявки на участие по формам, предлагаемым стороной – организатором выставки.

Налоговым органом было установлено, что договоры аренды с иностранными организациями не заключались. Для участия в международных выставках оформлялись заявки.

В заявках на участие в международных выставках не отражено, что при их оформлении волеизъявление сторон было направлено на возникновение правоотношений из договора аренды.

Содержащаяся в заявках на участие в международных выставках информация о заказанной площади не позволяет определенно установить идентификационные признаки предмета арендных обязательств.

Имеющиеся обстоятельства свидетельствуют о несогласованности сторонами условий в отношении передаваемой в аренду выставочной площади, являющимися существенными для заключения договора аренды, в связи с чем отсутствуют основания для квалификации данных правоотношений как  арендных.

Таким образом, довод ГП КС о том, что заявки являются договором аренды выставочной площади, является не обоснованным.

Дополнительным подтверждением того, что участие в выставках    относится к рекламным услугам, являются следующие положения   Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 28 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации в целях налогообложения к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений пункта 4 настоящей статьи.

Согласно пункта 4 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации к расходам организации на рекламу относятся расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации.

Как следует из указанных нормоположений, отнесение участия в выставках к расходам на рекламу является выражением воли законодателя по применению выставочной деятельности к рекламной.

Принимая во внимание данные обстоятельства, необходимо признать, что заявителю были оказаны рекламные услуги, а не услуги по аренде  имущества.

Подтверждением правомерности оспариваемого решения инспекции №2 от 23.01.2015 является также порядок учета заявителем спорных услуг в бухгалтерском и налоговом учете.

Как следует из регистров бухгалтерского и налогового учета, спорные услуги признавались и учитывались заявителем в качестве рекламных.

Так, например, в бухгалтерском регистре запись, отраженная по дебету счета 44 «Реклама/Выставки и конференции» в корреспонденции с кредитом субсчета 60.2 «Предварительная оплата» к счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» поставщик FREEMAN в размере 12 161,24 долларов соответствует счету на оплату от 29.03.2011 (стр. 27 Решения Инспекции, таблица №1, строка 3) и сумме выплаты за услуги иностранной организации FREEMAN в размере 12 161,24 долларов; поставщик IBC в размере 10 980,00 евро соответствует счетам на оплату от 18.03.2011, 01.06.2011 (стр. 27 Решения Инспекции, таблица №1, строка 9) и сумме выплаты за услуги иностранной организации IBC в размере 10 980,00 евро; поставщик NATIONALASSOCIATIONOFBROADCASTERS в размере 9 300,00 долларов соответствует счету на оплату от 20.01.2011 (стр. 27 Решения Инспекции, таблица 1 строка 1) и сумме выплаты за услуги иностранной организации NATIONALASSOCIATIONOFBROADCASTERS в размере 9 300,00 долларов.

В аналитическом регистре налогового учета по счету 44 «Реклама/Выставки и конференции» учтенная операция по расходам ACCESSINTELLIGENCE в размере 562 599,95 руб. соответствует счету на оплату от 18.04.2011 (стр. 27 Решения Инспекции, таблица №1, строка 10) и сумме выплаты за услуги иностранной организации ACCESSINTELLIGENCE в размере 562 599,95 руб.;

операция по расходам DUBAIWORLDTRADECENTRE в размере 261 098,21 руб. соответствует счету на оплату № 102553 (стр. 27 Решения Инспекции, таблица №1, строка 11) и сумме выплаты за услуги иностранной организации DUBAIWORLDTRADECENTRE в размере 261 098,21 руб.;

операция по расходам IMPACTUNLIMITEDGMBH в размере 944 496,62 руб. соответствует счетам на оплату от 12.04.2012, 02.05.2012 (стр. 27 Решения Инспекции, таблица №2, строки 6,7) и сумме выплаты за услуги иностранной организации IMPACTUNLIMITEDGMBH в размере 944 496,62 руб.

При этом данные расходы за услуги по организации участия заявителя в международных выставках включали в себя в частности, с учетом перевода документов с английского языка на русский язык, следующие затраты: оснащение, экспозиция, уборка, прочее, вспомогательные услуги FREEMAN; дизайн выставочного места и пространства IBC; предоставление стенда NATIONALASSOCIATIONOFBROADCASTERS; участие в выставке, предоставление выставочного пространства ACCESSINTELLIGENCE; предоставление места, интернета DUBAIWORLDTRADECENTRE; предоставление выставочного стенда  IMPACTUNLIMITEDGMBH.

Кроме того, на всех счетах на оплату, полученных от иностранных организаций, самим заявителем проставлен оттиск штампа Финансово-экономической службы  ФГУП «Космическая связь» в строке бюджетная запись, которого указано «реклама».

Таким образом, сам заявитель квалифицирует спорные услуги как рекламные.

Безусловным свидетельством того, что участие в выставках преследовало прежде всего рекламные цели (привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке) является информация, размещенная предприятием на корпоративном сайте www.rscc.ruв разделе новости.

Так, 08.09.2011 опубликована новость о предстоящем участии в выставке «IBC-2011».

Как следует из новостной статьи, одной из целей участия в выставке являлось обсуждение с действующими и потенциальными заказчиками новой космической программы и определение стратегических партнеров для реализации проектов на новых спутниках ГП КС.

Впоследствии предприятием оплачены счета № 120112209 от 18.03.2011,  № 120113130 от 01.06.2011 за участие в указанной выставке (стр. 27 Решения Инспекции, таблица №1, строка 9).

20.03.2012 предприятие разместило информацию об участии в выставке и конференции «Satellite 2012».

Из размещенного обзора следует, что «На «Satellite 2012» мы вели конкретные переговоры с нашими партнерами о реализации планов с использованием ресурса нового спутника Экспресс-АМ8».

Также из размещенного пресс-релиза следует, что в ходе переговоров на стенде ГПКС представители компании обсудили со своими многочисленными зарубежными партнерами актуальные вопросы, касающиеся использования емкости действующих и перспективных спутников предприятия, кооперации при создании новых КА и развития сетей на базе оборудования и технологии VSAT, продвижения Ка-диапазона в России.

Факт участия в выставке подтверждается счетами № 163314 от 18.04.2011, № 1494 от 23.01.2012 (стр. 27 решения инспекции, таблица №1, строка 10, таблица № 2, строки 1, 2, 4).

30.08.2012 предприятие информировало о предстоящем участии на выставке «IBC-2012».

Как отмечено в данном сообщении, для специалистов ГП КС выставка «IBC» является основной европейской площадкой для встреч и деловых переговоров со своими зарубежными партнерами, использующими ресурс российской спутниковой группировки и представляющими ГП КС в 35 странах мира.

Впоследствии предприятие оплатило участие в выставке на основании счетов №№ 120120874, 220120038 от 17.11.2011, № 2012/155 от 13.08.2012,  № 2012/170 от 10.09.2012 (стр. 27 решения инспекции, таблица №1, строка 12, таблица № 2, строки 11, 13).

23.05.2012 опубликована статья об участии в выставке SatComAfrica.

Как следует из данной статьи, предприятие планирует увеличение доли на рынке африканского континента до 40 %.

Впоследствии оплата за участие в выставке произведена на основании счетов № 201101541 от 22.07.2011, № 51979 от 12.04.2012, от 02.05.2012.

В дальнейшем предприятие неоднократно размещало аналогичную информацию об участии в схожих тематических выставках, отмечая при этом важность участия в данных выставках для продвижения услуг, оказываемых заявителем.

В дополнение необходимо отметить, что на всех счетах на оплату, полученных от иностранных организаций, самим ГП КС Финансово-экономической службой проставлены штампы с записью «реклама».

Ссылка заявителя на письма Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Москве № 24-11/39269 от 11.06.2004, Минфина России от 30.03.2006 № 03-04-03/08 и решение Арбитражного суда Воронежской области от 29.05.2007 № А14-622/07 является несостоятельной,  поскольку в данных документах изложены иные фактические обстоятельства.

Так, в письме Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Москве № 24-11/39269 от 11.06.2004 изложен вопрос рекламной кампании при подготовке участия российской организации в международных выставках за границей.

А в рамках судебного дела № А14-622/07 Арбитражным судом Воронежской области установлено, что содержание работ по контракту не носило рекламного характера.

Таким образом, решение инспекции от 23.01.2015 №2 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в оспариваемой части является законным и обоснованным.

На основании вышеизложенного, суд считает требование заявителя о признании недействительным решения от 23.01.2015 №2 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления недоимки по налогам в размере 2 609 153,62 руб., пени в размере 774 638,16 руб. за несвоевременную уплату налога, а также штрафа в размере 311 767,00 руб., не подлежит удовлетворению.

По положениям статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд распределяет судебные расходы.

Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В соответствии со статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным расходам отнесена государственная пошлина.

Ввиду отказа заявителю в удовлетворении заявленных требований судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на ГП КС.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленного Федеральным государственным унитарным предприятием «Космическая связь»  требования  к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам №7 отказать полностью.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, а в случае подачи апелляционной жалобы, если решение не отменено и не изменено - со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

  Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Девятый арбитражный апелляционный суд (127994, г.Москва, ГСП-4, проезд Соломенной Сторожки, д. 12) в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд  Московского округа (127994, Москва, ГСП-4, ул. Селезневская, д. 9) в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу при условии, что решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд города Москвы.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайтах Девятого арбитражного апелляционного суда: http://9aas.arbitr.ru/  и Арбитражного суда Московского округа: http://fasmo.arbitr.ru/

Информация о движении дела размещена на сайте суда по адресу: http://msk.arbitr.ru/

             СУДЬЯ        О.Ю. Суставова

  (шифр судьи 108-629)