Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Москва 29 июля 2016 года | Дело №А40-80207/15-108-629 |
Резолютивная часть решения объявлена 14.07.2016,
решение изготовлено в полном объеме 29.07.2016.
Арбитражный суд города Москвы в составе судьи Суставовой О.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кунициной Ю.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия «Космическая связь» (ИНН <***>; ОГРН <***>; дата регистрации 02.01.1992; адрес: 115162, <...>)
к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам №7 (ИНН <***>; ОГРН <***>; дата регистрации: 22.12.2004; адрес: 127381, <...>, <...>)
о признании недействительным решения от 23.01.2015 №2 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления недоимки по налогам в размере 2 609 153,62 руб., пени в размере 774 638,16 руб. за несвоевременную уплату налога, а также штрафа в размере 311 767,00 руб.
при участии в судебном заседании:
представителей заявителя - ФИО1 (личность подтверждена паспортом гражданина РФ), действующего на основании приказа от 03.02.2016 №34; ФИО2 (личность подтверждена паспортом гражданина РФ), действующего на основании доверенности от 29.06.2016 №113;
представителей заинтересованного лица - ФИО3 (личность подтверждена удостоверением УР №662118), действующей на основании доверенности от 01.02.2016 №05-10/001019; ФИО4 (личность подтверждена удостоверением УР №933490), действующей на основании доверенности от 21.10.2015 №05-10/012338;
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие «Космическая связь» (далее – Федеральное государственное унитарное предприятие «Космическая связь» (далее по тексту – заявитель, налогоплательщик, предприятие, ГП КС) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам №7 (далее по тексту0 заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция, МИ ФНС Росси по крупнейшим налогоплательщикам №7)о признании недействительным решения от 23.01.2015 №2 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления недоимки по налогам в размере 2 609 153,62 руб., пени в размере 774 638,16 руб. за несвоевременную уплату налога, а также штрафа в размере 311 767,00 руб.
В обоснование заявленного требования ГП КС указывает, что оспариваемое решение №2 от 23.01.2015 налогового органа не соответствует законодательству о налогах и сборах и незаконно возлагает на заявителя обязанности по уплате налогов и пени.
По мнению заявителя, некоторые выводы основаны на фактах, не отражающих фактических обстоятельств дела, а также не соответствующих действительности и положению норм законодательства о налогах и сборах.
МИ ФНС Росси по крупнейшим налогоплательщикам №7 в отзыве на заявление и дополнительных пояснениях просит суд в удовлетворении заявленного требования отказать, ссылаясь на законность и обоснованность вынесенного решения.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд установил следующее.
ГП КС зарегистрировано в качестве юридического лица 02.01.1992 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №46 по г. Москве, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером <***>.
Из материалов дела следует, что МИ ФНС Росси по крупнейшим налогоплательщикам №7 была проведена выездная налоговая проверка ГП КС по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов за период с 2011-2012 годы, результаты которой зафиксированы актом выездной налоговой проверки №21 от 05.12.2014.
По результатам рассмотрения акта выездной налоговой проверки №21 от 05.12.2014 МИ ФНС Росси по крупнейшим налогоплательщикам №7 принято решение №2 от 23.01.2015 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Оспариваемым в части решением от №2 от 23.01.2015 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения ГП КС привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафных санкций на общую сумму 311 767,00 руб., обществу доначислена сумма налога на добавленную стоимость в сумме 2 609 153,62 руб., а также начислены пени в сумме 774 638,16 руб.
Указанный ненормативный акт в соответствии со статьями 101 и 101.2, 139 Налогового кодекса Российской Федерации был обжалован ГП КС в Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве. Решением Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве решение №СА-4-9/5984@ от 09.04.2015 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оставлено без изменения, а апелляционная жалоба ГП КС - без удовлетворения.
ГП КС, полагая, что оспариваемое решение от 23.01.2015 №2 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления недоимки по налогам в размере 2 609 153,62 руб., пени в размере 774 638,16 руб. за несвоевременную уплату налога, а также штрафа в размере 311 767,00 руб., не соответствует нормам налогового законодательства и нарушает его права и законные интересы общества в сфере экономической деятельности обратилось в суд с заявлением о признании ненормативного правового акта налогового орган в части недействительным.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 31.08.2015, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2015, обществу в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 01.04.2016 судебные акты отменены, дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы, поскольку, по мнению суда кассационной инстанции, судом не были оценены должным образом ряд доводов заявителя и представленные им документов.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный суд по итогам нового рассмотрения пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования заявителя исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, а, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Из содержания частей 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, Решение или совершили действия (бездействие).
На основании 123 Конституции Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности сторон.
Из материалов дела следует, что ГП КС в 2011-2012 годах принимало участие в международных выставках. Иностранные предприятия – устроители выставок, не состоявшие на учете в качестве налогоплательщиков в Российской Федерации, оказывали предприятию целый комплекс услуг, таких как регистрация участника, предоставление в аренду выставочной площади, оформление выставочного стенда и прочие.
ГП КС полагает необходимым раздельно квалифицировать услуги иностранной компании для правильного определения места их оказания.
По мнению налогоплательщика, услуги по предоставлению выставочных площадей могут быть квалифицированы как услуги, связанные с недвижимым имуществом, находящимся за пределами Российской Федерации, а услуги по монтажу-демонтажу стендов, расстановке мебели и иные подобные услуги на предоставленной выставочной площади могут быть квалифицированы как услуги, связанные с движимым имуществом, находящимся за пределами Российской Федерации.
Следовательно, как указывает заявитель, местом реализации услуг иностранной компании – организатора выставки по предоставлению в аренду российским участникам выставочных площадей территорией Российской Федерации, также иностранной компании, оказывающей услуги по монтажу проектной техники (включая прокладку кабелей), по монтажу-демонтажу стендов и иные подобные услуги на арендуемой выставочной площади не признается территория Российской Федерации.
Соответственно, заявитель считает, что в части расходов на регистрацию участия в международных выставках, расходов на предоставление выставочных площадей, а также монтажу проектной техники (включая прокладку кабелей), по монтажу-демонтажу стендов и иные подобные услуги на предоставленной выставочной площади, он не является налоговым агентом, вследствие чего обязанность исчислять и перечислять в бюджет НДС при выплате доходов иностранной компании не возникает.
Также, ГП КС обращает внимание, что информация, размещенная на выставочных стендах, включала только наименование предприятия и используемый зарегистрированный товарный знак, что, по мнению заявителя, не относится к рекламе в смысле и в значении, установленном статьей 3 Федерального закона Российской Федерации № 38-ФЗ от 13.03.2006 «О рекламе».
Заявитель не согласен с выводом налогового органа о том, что предоставление выставочных площадей иностранными организациями не может быть признано арендой недвижимого имущества, ввиду отсутствия заключенных договоров на аренду выставочной площади.
В соответствии с международной практикой организатор выставки публикует информацию о месте, времени проведения и тематике выставки в форме публичной оферты, для принятия которой потенциальные участники направляют организатору акцептованную заявку на участие. Данная заявка содержит все существенные условия договора аренды, а ее акцепт осуществляется в форме оплаты счета за предоставленную площадь.
По мнению заявителя, направленные в адрес иностранных организаций – организаторов выставок, заявки являются договорами аренды выставочной площади.
Суд считает доводы заявителя необоснованными по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
Налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства (пункт 3 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками – иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога.
Налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации с учетом главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база, указанная в пункте 1 статьи 161 Кодекса, определяется налоговыми агентами.
При этом налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у указанных в пункте 1 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации иностранных лиц.
Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании пункта 4 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) указанных в статье 161 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется и уплачивается в полном объеме налоговыми агентами, указанными в статье 161 Налогового кодекса Российской Федерации.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что объектом налогообложения по НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о представлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса Российской Федерации местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.
Местом осуществления деятельности покупателя считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя работ (услуг), указанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса Российской Федерации, на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя, а при ее отсутствии или в отношении филиалов и представительств указанной организации – на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) приобретены через это постоянное представительство), места жительства физического лица. Положение подпункта 4 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса Российской Федерации применяется при оказании рекламных услуг.
Согласно пункту 3 статьи 166 Налогового кодекса Российской Федерации общая сумма налога не исчисляется налогоплательщиками – иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщика. Сумма налога при этом исчисляется налоговыми агентами отдельно по каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в соответствии с порядком, установленным пунктом 1 статьи 166 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как установлено в рамках выездной проверки, ГП КС участвовало в международных выставках NАВ Show 2011, NAB Show 2012, NAB Show 2013, CABSAT 2011 (г. Дубай, ОАЭ), CABSAT 2012 (г. Дубай, ОАЭ), в мероприятии «Ассоциация вещательных компаний, апрель 2011» (11.04.2011– 14.04.2011), COMMUNICASIA 2012 (Сингапур), COMMUNICASIA 2013, IBC 2011, IBC 2012, SATTELLITE 2012 (WashingtonCenter 12.03.2012 – 15.03.2012), CABSATMENA & SATTELLITEMENA 2012 (28.02.2012 – 01.03.2012), SATCOMWORLDAFRICA 2012 (Йоханнесбург, 21.05.2012 - 24.05.2012), CABSAT 2013 (13.03.2013 – 14.03.2013), SATCOMWORLDAFRICA 2013 (28.05.2013 – 29.05.2013), в выставке IBC (Амстердам, Нидерланды, 07.09.2012 – 11.09.2012).
Иностранные организации, не состоящие на учете в налоговых органах Российской Федерации в качестве налогоплательщиков, оказывали заявителю услуги, связанные с участием в указанных международных выставках.
При выплате денежных средств иностранным организациям за указанные услуги заявитель не выполнил обязанности налогового агента – не исчислил, не удержал и не уплатил в бюджет суммы НДС.
В приложении № 5 к решению №2 от 23.01.2015 отражены сведения о выплатах в пользу иностранных организаций за организацию участия в международных выставках, со стоимости которых заявителем не был удержан НДС.
Из оспариваемого решения усматривается, что ГП КС в проверяемый период осуществляло деятельность по участию в международных выставках и для обеспечения участия в выставках оформляло заявки на участие и оплачивало услуги.
Как следует из материалов выездной проверки, налогоплательщиком осуществлена оплата за услуги по разработке и оформлению стенда на международной выставке, за оборудование временного нестандартного стенда, за выставочный стенд на международной выставке, за участие в международной выставке, за предоставление выставочной площади для размещения стенда на международной выставке, за разработку дизайн-проекта и застройку стенда на международной выставке.
ГП КС участвовало в международных выставках с целью рекламирования своих услуг, продвижения их на рынке, привлечения покупателей (заказчиков). Данный вывод подтверждается представленными в ходе выездной налоговой проверки приказами о направлении работников в командировку для участия в международных выставках, служебными заданиями и отчетами командированных лиц.
На основании указанных документов налоговым органом было установлено, что на международных выставках представители ГП КС проводили переговоры с партнерами по предоставлению спутниковой емкости на КА «Экспресс АМ44», КА «Экспресс-АМ8» для оказания услуг спутниковой связи на территории стран Южной и Северной Америки, по использованию емкости российских спутников серии «Экспресс-АМ» на территории стран Европы и Ближнего Востока, о возможном сотрудничестве при выходе ГПКС на рынок стран Африки, о возможных продажах ресурса КА «Экспресс – АМ22-АМ44» и А№ 4, по предоставлению емкости перспективных и действующих российских спутников для оказания услуг мультимедиа на территории стран Ближнего Востока, о продаже емкости КА «Экспресс-АМ44», «АМ-22», «А4», об использовании емкостей перспективных спутников ГПКС с зоной обследования территории африканских государств, о продаже емкости планируемых КА «Экспресс-АМ8», «АМ-7», об использовании емкости перспективных спутников ГПКС в азиатском районе.
Участие в международных выставках обеспечивает налогоплательщику возможность рекламировать свою продукцию. Предоставление выставочной площади является составной частью услуги по организации участия заявителя в международных выставках.
Таким образом, для достижения основной цели ГП КС, иностранными организациями оказаны услуги, обеспечивающие надлежащее рекламирование своих услуг и привлечение покупателей (заказчиков) для налогоплательщика.
Также, участие в выставках представляет для заявителя один из путей подбора деловых партнеров и инвесторов, заключения долгосрочных контрактов, анализа уровня спроса на свои услуги и изучения конкурентов, о чем свидетельствуют следующая информация, размещенная в свободном доступе в сети Интернет на странице сайта ГП КС по адресу http://www.rscc.ru.
В частности, в статье «ФГУП «Космическая связь» (ГПКС) примет участие в выставке «IBC-2011» от 08.09.2011 указано, что «с 9 по 13 сентября 2011 года ГП КС представит свою экспозицию на международной выставке «IBC-2011», крупнейшем в Европе ежегодном мультимедийном форуме, традиционно проходящем в выставочном центре RAI в Амстердаме (Нидерланды).
На выставке ГП КС продемонстрирует возможности российской государственной орбитальной группировки по предоставлению широкого спектра современных услуг в области цифрового телерадиовещания и широкополосного доступа, в том числе с использованием собственной наземной инфраструктуры, как на территории России, так и в других регионах мира.
За прошедший с предыдущей выставки год мы активно работали с нашими иностранными партнерами по использованию возможностей «западного» спутника ГПКС «Экспресс-АМ44» в точке 11 градусов з.д. и добились хороших результатов, – говорит начальник отдела телевидения и международных продаж ГП КС ФИО5. Основная часть ёмкости «АМ44» уже в работе. Сейчас наша задача – оптимизация загрузки и эффективное использование ресурса указанного аппарата. Кроме того, на встречах, которые пройдут в рамках выставки «IBC-2011», мы планируем обсудить с действующими и потенциальными заказчиками нашу новую космическую программу и определить стратегических партнеров для реализации проектов на новых спутниках ГП КС».
Также, в статье «ГП КС приняло участие в международной спутниковой выставке и конференции «Satellite 2012» от 20.03.2012 отмечено, что «с 12 по 15 марта 2012 года в Вашингтоне (США) проходила крупнейшая международная конференция и выставка «Satellite 2012». Уже третий год в ее работе принимает участие национальный оператор спутниковой связи России ФГУП «Космическая связь» (ГПКС). В этом году в рамках мероприятия ГП КС представило свою экспозицию на выставке… Говоря о перспективах работы предприятия на международных рынках, генеральный директор ГП КС ФИО6 отметил: «В ближайшие годы мы планируем значительно расширить географию наших международных продаж, в том числе в регионе Южной Америки. На Satellite 2012 мы вели конкретные переговоры с нашими партнерами о реализации этих планов с использованием ресурса нового спутника Экспресс-АМ8».
В ходе переговоров на стенде ГП КС представители компании обсудили со своими многочисленными зарубежными партнерами актуальные вопросы, касающиеся использования емкости действующих и перспективных спутников предприятия, кооперации при создании новых КА и развитии сетей на базе оборудования и технологии VSAT, продвижения Ка-диапазона в России.
В частности, были достигнуты договоренности с группой компаний «Романтис», международным провайдером спутниковой емкости и оборудования для сетей связи, о дальнейшем развитии сотрудничества по использованию спутниковой емкости ГПКС, предоставлению услуг и оборудования VSAT и дополнительных услуг, в том числе на территории Северной и Южной Америки, а также трансатлантического региона. «Романтис», в качестве стратегического партнера ГП КС, займется продвижением ресурса спутника Экспресс-АМ8 на территории Америки».
Следует отметить, что из представленных в рамках выездной налоговой проверки отчетов о командировках для участия в международных выставках также содержится информация о проведении переговоров с потенциальными заказчиками и партнерами во время прохождения выставок.
Таким образом, участие в международных выставках обеспечивает налогоплательщику возможностью надлежащим способом демонстрировать услуги и привлекать покупателей и партнеров.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона Российской Федерации от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно ГОСТу Р 53103-2008 «Деятельность выставочно-ярмарочная. Термины и определения», утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18.12.2008 № 512-ст, выставка (ярмарка) представляет собой выставочно-ярмарочное мероприятие, на котором демонстрируются и получают распространение товары, услуги и (или) информация, и которое проходит в четко установленные сроки и с определенной периодичностью.
Таким образом, ГП КС, являющееся российским юридическим лицом, в проверяемом периоде осуществляло деятельность по участию в международных выставках с целью рекламирования своих услуг, продвижения их на рынке, привлечения покупателей.
Для обеспечения участия в международных выставках, и соответственно, для успешного рекламирования своих услуг, заявитель использовал услуги иностранных организаций по предоставлению выставочных стендов, по разработке и оформлению стендов, услуг по предоставлению напольного покрытия, по изготовлению стен и потолка переговорной комнаты и складского помещения, по изготовлению графических изображений, по предоставлению мебели и дополнительного оборудования, услуг электрика, Интернет, уборки и другие услуги, которые необходимы для обеспечения ГП КС возможностью рекламировать услуги на международных выставках.
Следовательно, необходимо отметить, что именно услуги иностранных организаций (организаторов выставки), в том числе по предоставлению и оборудованию выставочных стендов, изготовлению графических изображений, обеспечили возможность надлежащим способом демонстрировать услуги перед участниками выставок и привлекать покупателей и партнеров.
Для обеспечения участия в международных выставках, соответственно, для успешного рекламирования своих услуг, заявитель использовал вышеуказанные услуги иностранных организаций.
В приложении №5 к решению налогового органа от 23.01.2015 № 2 приведены наименование иностранных организаций с конкретизацией услуг и указанием международных выставок, а также стоимость оплаченных услуг, дата оплаты, реквизиты счетов для оплаты услуг.
Согласно счетам иностранных организаций ГП КС были оплачены следующие услуги в связи с его участием в международных выставках:
– разработка и оформление стенда (например, счета иностранной организации UNITED ARTWORKS SDN BND № A210661 от 10.02.2011, № A210665 от 06.05.2011, № A210666 от 27.06.2011, №A128571 от 29.11.2011, № А128573 от 28.02.2012, № А128575 от 12.04.2012);
– услуги на выставке (предоставление напольного покрытия, изготовление стен и потолка переговорной комнаты и складского помещения, изготовление графических изображений, предоставление мебели и дополнительного оборудования, работы электрика, Интернет, уборка), что подтверждают, в том числе счета иностранной организации CALLANT EXPO SOLUTIONS № 64 от 03.02.2012, № 109 от 22.02.2012, №136 от 12.03.2012;
– предоставление выставочной площади, в том числе для размещения стенда (например, счета иностранной организации ACCESS INTELLIGENCE LLC № 163314 от 18.04.2011, № 176424 от 06.04.2012, счета иностранной организации IBC № 120112209 от 18.03.2011, №120113130 от 01.06.2011, № 120120874 от 17.11.2011);
– предоставление выставочного стенда (например, счета иностранной организации NATIONAL ASSOCIATION OF BROADCASTERS №404896-14-6679 от 20.01.2011, № 404896-23-9081 от 01.08.2011, №404896-32-12576 от 08.08.2012, счет иностранной организации IMPACT UNLIMITED GMBH №51979 от 12.04.2012);
Договоры с иностранными организациями на оказание поименованных услуг ГП КС не представлены в связи с их отсутствием, о чем налогоплательщик сообщил в письме от 25.06.2014 № 18-40/2124 на требование о представлении документов № 9 от 25.06.2014, а также в письмах от 25.06.2014 № 18-40/2120, от 25.06.2014 № 18-40/2121 в ответ на требование о представлении документов №10 от 10.06.2014.
На основании вышеизложенного, в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса Российской Федерации местом осуществления деятельности покупателя считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя работ (услуг) при оказании рекламных услуг.
Согласно пункту 3 статьи 148 Налогового кодекса Российской Федерации, если организацией выполняется (оказывается) несколько видов работ (услуг) и реализация одних работ (услуг) носит вспомогательный характер по отношению к реализации других работ (услуг), местом реализации вспомогательных работ (услуг) признается место реализации основных работ (услуг).
Поскольку спорные услуги иностранных организаций направлены на обеспечение участия ГП КС в международных выставках, соответственно, направлены на возможность рекламировать и продвигать на рынке услуги по предоставлению ресурсов спутников, следовательно, указанные услуги, в том числе по предоставлению выставочной площади, являются услугами вспомогательного характера по отношению к реализации рекламных услуг, и местом их реализации на основании положений подпункта 4 пункта 1 статьи 148, подпункта 4 пункта 1.1 статьи 148, пункта 3 статьи 148 Налогового кодекса Российской Федерации признается территория Российской Федерации.
В отношении данных операций заявитель признается налоговым агентом по НДС в соответствии с пунктом 4 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому при реализации товаров (работ, услуг), перечисленных в статье 161 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется и уплачивается в полном объеме налоговыми агентами.
Аналогичные обстоятельства изложены в письме Минфина России от 26.03.2008 № 03-07-08/69, Постановлениях Федерального Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26.12.2012 по делу № А22-1453/2011, Девятнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 25.03.2011 по делу № А48-3049/2010.
Также, необходимо отметить, что в силу пункта 4 статьи 148 Налогового кодекса Российской Федерации документами, подтверждающими место выполнения работ (оказания услуг), являются:
1) контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами;
2) документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг).
В ходе выездной налоговой проверки налогоплательщиком в ответ на требования о представлении документов (информации) представлены заявления на перевод денежных средств, счета на оплату, фотографии выставочных стендов, письменные пояснения, заявки на участие в выставках.
При анализе представленных документов инспекцией было установлено, что документы, содержащие сведения о номере стенда и его размерах, не подписаны со стороны иностранной организации.
В ответ на требование о представлении документов (информации) от 23.10.2014 № 39, в котором запрашивалась информация в отношении заключения с иностранными организациями договоров на аренду выставочной площади для участия в международных выставках, налогоплательщик письмом от 10.11.2014 № 18-41/262 сообщил, что для участия в международных выставках оформлялись заявки на участие по формам, предлагаемым стороной – организатором выставки.
Налоговым органом было установлено, что договоры аренды с иностранными организациями не заключались. Для участия в международных выставках оформлялись заявки.
В заявках на участие в международных выставках не отражено, что при их оформлении волеизъявление сторон было направлено на возникновение правоотношений из договора аренды.
Содержащаяся в заявках на участие в международных выставках информация о заказанной площади не позволяет определенно установить идентификационные признаки предмета арендных обязательств.
Имеющиеся обстоятельства свидетельствуют о несогласованности сторонами условий в отношении передаваемой в аренду выставочной площади, являющимися существенными для заключения договора аренды, в связи с чем отсутствуют основания для квалификации данных правоотношений как арендных.
Таким образом, довод ГП КС о том, что заявки являются договором аренды выставочной площади, является не обоснованным.
Дополнительным подтверждением того, что участие в выставках относится к рекламным услугам, являются следующие положения Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 28 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации в целях налогообложения к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений пункта 4 настоящей статьи.
Согласно пункта 4 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации к расходам организации на рекламу относятся расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации.
Как следует из указанных нормоположений, отнесение участия в выставках к расходам на рекламу является выражением воли законодателя по применению выставочной деятельности к рекламной.
Принимая во внимание данные обстоятельства, необходимо признать, что заявителю были оказаны рекламные услуги, а не услуги по аренде имущества.
Подтверждением правомерности оспариваемого решения инспекции №2 от 23.01.2015 является также порядок учета заявителем спорных услуг в бухгалтерском и налоговом учете.
Как следует из регистров бухгалтерского и налогового учета, спорные услуги признавались и учитывались заявителем в качестве рекламных.
Так, например, в бухгалтерском регистре запись, отраженная по дебету счета 44 «Реклама/Выставки и конференции» в корреспонденции с кредитом субсчета 60.2 «Предварительная оплата» к счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» поставщик FREEMAN в размере 12 161,24 долларов соответствует счету на оплату от 29.03.2011 (стр. 27 Решения Инспекции, таблица №1, строка 3) и сумме выплаты за услуги иностранной организации FREEMAN в размере 12 161,24 долларов; поставщик IBC в размере 10 980,00 евро соответствует счетам на оплату от 18.03.2011, 01.06.2011 (стр. 27 Решения Инспекции, таблица №1, строка 9) и сумме выплаты за услуги иностранной организации IBC в размере 10 980,00 евро; поставщик NATIONALASSOCIATIONOFBROADCASTERS в размере 9 300,00 долларов соответствует счету на оплату от 20.01.2011 (стр. 27 Решения Инспекции, таблица 1 строка 1) и сумме выплаты за услуги иностранной организации NATIONALASSOCIATIONOFBROADCASTERS в размере 9 300,00 долларов.
В аналитическом регистре налогового учета по счету 44 «Реклама/Выставки и конференции» учтенная операция по расходам ACCESSINTELLIGENCE в размере 562 599,95 руб. соответствует счету на оплату от 18.04.2011 (стр. 27 Решения Инспекции, таблица №1, строка 10) и сумме выплаты за услуги иностранной организации ACCESSINTELLIGENCE в размере 562 599,95 руб.;
операция по расходам DUBAIWORLDTRADECENTRE в размере 261 098,21 руб. соответствует счету на оплату № 102553 (стр. 27 Решения Инспекции, таблица №1, строка 11) и сумме выплаты за услуги иностранной организации DUBAIWORLDTRADECENTRE в размере 261 098,21 руб.;
операция по расходам IMPACTUNLIMITEDGMBH в размере 944 496,62 руб. соответствует счетам на оплату от 12.04.2012, 02.05.2012 (стр. 27 Решения Инспекции, таблица №2, строки 6,7) и сумме выплаты за услуги иностранной организации IMPACTUNLIMITEDGMBH в размере 944 496,62 руб.
При этом данные расходы за услуги по организации участия заявителя в международных выставках включали в себя в частности, с учетом перевода документов с английского языка на русский язык, следующие затраты: оснащение, экспозиция, уборка, прочее, вспомогательные услуги FREEMAN; дизайн выставочного места и пространства IBC; предоставление стенда NATIONALASSOCIATIONOFBROADCASTERS; участие в выставке, предоставление выставочного пространства ACCESSINTELLIGENCE; предоставление места, интернета DUBAIWORLDTRADECENTRE; предоставление выставочного стенда IMPACTUNLIMITEDGMBH.
Кроме того, на всех счетах на оплату, полученных от иностранных организаций, самим заявителем проставлен оттиск штампа Финансово-экономической службы ФГУП «Космическая связь» в строке бюджетная запись, которого указано «реклама».
Таким образом, сам заявитель квалифицирует спорные услуги как рекламные.
Безусловным свидетельством того, что участие в выставках преследовало прежде всего рекламные цели (привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке) является информация, размещенная предприятием на корпоративном сайте www.rscc.ruв разделе новости.
Так, 08.09.2011 опубликована новость о предстоящем участии в выставке «IBC-2011».
Как следует из новостной статьи, одной из целей участия в выставке являлось обсуждение с действующими и потенциальными заказчиками новой космической программы и определение стратегических партнеров для реализации проектов на новых спутниках ГП КС.
Впоследствии предприятием оплачены счета № 120112209 от 18.03.2011, № 120113130 от 01.06.2011 за участие в указанной выставке (стр. 27 Решения Инспекции, таблица №1, строка 9).
20.03.2012 предприятие разместило информацию об участии в выставке и конференции «Satellite 2012».
Из размещенного обзора следует, что «На «Satellite 2012» мы вели конкретные переговоры с нашими партнерами о реализации планов с использованием ресурса нового спутника Экспресс-АМ8».
Также из размещенного пресс-релиза следует, что в ходе переговоров на стенде ГПКС представители компании обсудили со своими многочисленными зарубежными партнерами актуальные вопросы, касающиеся использования емкости действующих и перспективных спутников предприятия, кооперации при создании новых КА и развития сетей на базе оборудования и технологии VSAT, продвижения Ка-диапазона в России.
Факт участия в выставке подтверждается счетами № 163314 от 18.04.2011, № 1494 от 23.01.2012 (стр. 27 решения инспекции, таблица №1, строка 10, таблица № 2, строки 1, 2, 4).
30.08.2012 предприятие информировало о предстоящем участии на выставке «IBC-2012».
Как отмечено в данном сообщении, для специалистов ГП КС выставка «IBC» является основной европейской площадкой для встреч и деловых переговоров со своими зарубежными партнерами, использующими ресурс российской спутниковой группировки и представляющими ГП КС в 35 странах мира.
Впоследствии предприятие оплатило участие в выставке на основании счетов №№ 120120874, 220120038 от 17.11.2011, № 2012/155 от 13.08.2012, № 2012/170 от 10.09.2012 (стр. 27 решения инспекции, таблица №1, строка 12, таблица № 2, строки 11, 13).
23.05.2012 опубликована статья об участии в выставке SatComAfrica.
Как следует из данной статьи, предприятие планирует увеличение доли на рынке африканского континента до 40 %.
Впоследствии оплата за участие в выставке произведена на основании счетов № 201101541 от 22.07.2011, № 51979 от 12.04.2012, от 02.05.2012.
В дальнейшем предприятие неоднократно размещало аналогичную информацию об участии в схожих тематических выставках, отмечая при этом важность участия в данных выставках для продвижения услуг, оказываемых заявителем.
Более того, суд указывает, что на всех счетах на оплату, полученных от иностранных организаций, самим ГП КС Финансово-экономической службой проставлены штампы с записью «реклама».
В постановлении Арбитражного суда Московского округа от 01.04.2016 суд кассационной инстанции, отменяя судебные акты нижестоящих инстанций, указал, что при новом рассмотрении дела суду следует оценить имеющиеся в материалах дела заявки об аренде выставочных площадей и стендов на предмет содержания всех существенных условий договора аренды, предусмотренных статьями 606, 607 Гражданского кодекса Российской Федерации, практику заключения таких договоров при проведении международных выставок с указанием мотива применения или не применения статей 431, 421 Гражданского кодекса Российской Федерации с учетом цели договоров и выяснения действительной воли сторон при их заключении, соответствия признакам рекламы, определенным в статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
Принимая во внимание указание суда кассационной инстанции, изложенном в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 01.04.2016 по делу № А40-80207/2015, суд первой инстанции установил следующее.
Положения об аренде предусмотрены главой 34 «Аренда» Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно статье 607 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
Статьей 431 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом. Если правила, содержащиеся в части первой настоящей статьи, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи делового оборота, последующее поведение сторон.
В силу статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. К договору, не предусмотренному законом или иными правовыми актами, правила об отдельных видах договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами, не применяются, что не исключает возможности применения правил об аналогии закона к отдельным отношениям сторон по договору.
Как ранее установлено судом при рассмотрении настоящего дела, ФГУП «Космическая связь» участвовало в международных выставках NAB Show 2011, NAB Show 2012, NAB Show 2013 (Лас Berac), CABSAT 2011, CABS AT 2012, CABSAT 2013 (Дубай), IBC 2011, IBC 2012, (Амстердам), COMMUNICASIA 2011, COMMUNICASIA 2012, COMMUNICASIA 2013 (Сингапур), SATTELLITE 2012, SATTELLITE 2013 (Вашингтон), CABSAT MEN A & SATTELLITE MENA 2012 (Дубай), SATCOM AFRICA 2012, SATCOM AFRICA 2013 (Йоханнесбург), AFRICACOM 2012 (Кейптаун).
В рамках проведенных международных выставок иностранные организации (организаторы выставок) оказывали Предприятию услуги по участию в выставках, в том числе по предоставлению выставочной площади и выставочных стендов, по разработке и оформлению стендов, изготовлению стен и потолка переговорной комнаты, складского помещения, графических изображений, пропусков и билетов, проведению конференции, предоставлению рекламных каталогов, информации о компании в интернет-каталоге участников выставки, мебели и дополнительного оборудования, освещение, электричество, интернет, охрана, уборка и другие услуги.
Для обеспечения участия в международных выставках Предприятие направляло в адрес иностранных организаторов заявки на участие в выставках, включая предоставление выставочной площади и выставочного стенда, которые, по мнению Заявителя, содержат все существенные условия договора аренды и являются договорами аренды выставочной площади.
Анализ заявок об аренде выставочных площадей и выставочных стендов, оформленных в рамках участия в выставках, свидетельствует о том, что заявки не содержат существенных условий договоров аренды - в заявках отсутствует предмет арендных обязательств
Ни в одной из заявок не указываются услуги по аренде, о чем свидетельствует предмет договоров, а указываются услуги по предоставлению во временное пользование выставочных площадей и стендов, обеспечение рекламы в рамках выставки, размещение информации о Предприятии в интернет-каталоге участников выставки.
Так, например, договор о предоставление выставочного места на выставке SATELLITE 2013 (Вашингтон) от 14.03.2012 с ACCESS INTELLIGENCE содержит условие о передаче стенда во временное пользование, и что выставочное место включает стандартный декоративный инвентарь, охрану территории, освещение и рекламную программу для привлечения аудитории.
Передача недвижимого имущества по акту не осуществлялась.
Акты приема-передачи заказанных выставочных площадей в павильоне, в котором могли бы содержаться индивидуализирующие признаки недвижимого имущества, описания площади, между сторонами не составлялись, а так же отсутствуют какие-либо иные документы, подтверждающие намерения сторон передать и принять объекты арендных отношений.
Отсутствуют идентификационные признаки объекта аренды.
В заявках не указаны место нахождения заказанной выставочной площади в павильоне относительно других объектов, технические характеристики помещения либо иные идентификационные признаки, позволяющие выделить спорное имущество из состава других помещений.
Так, в договоре на предоставление выставочного места № 102553 от 11.07.2011 на выставке CABSAT MENA & SATELLITE MENA 2012 (Дубай) указана только общая площадь 24 кв.м. размером 4x6 кв.м и сумма расходов.
Или в договоре №SAT2013rscckrl от мая 2012 года в международной выставке SATCOM AFRICA 2013 (Йоханнесбург), заключенным с иностранным организатором TERRAPIN говорится о заказе необорудованной площади с указанием общей площади 24 кв.м. размером 6м х 4м и стоимости.
Более того, в договоре на использование пространства от 19.07.2011 на выставке SATCOM AFRICA 2012 (Йоханнесбург), заключенным с иностранным организатором TERRAPIN содержится условие о том, что организатор сохраняет право изменить место проведения выставки, площадь Экспонента не превышая 5 % и имеет право переместить стенд Экспонента в другое место, если такое перемещение необходимо для общей презентации и интересов выставки.
Заявки не подписаны со стороны иностранных организации.
В заявках не соблюдена форма договора аренды, который заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами.
Например, договор на предоставление выставочного места на выставке CABSAT 2013 (Дубай), по условиям которого предоставлялась площадь 24 кв.м. не содержит подпись уполномоченного лица иностранного организатора DUBAI WORLD TRADE CENTRE.
Также с учетом ранее приведенных положений статей 431, 421 Гражданского кодекса Российской Федерации о толковании условий договоров, анализ содержания рассматриваемых заявок позволяет сделать безусловный вывод о том, что при оформлении документов с учетом цели договоров волеизъявление сторон не было направлено на возникновение правоотношений из договоров аренды.
Намерения сторон не направлены на заключение договоров аренды.
Так, из оформленных документов следует, что волеизъявление сторон направлено на взаимоотношения, связанные с рекламированием услуг Предприятия на выставке, привлечение внимания и продвижение на рынке.
В частности, при рассмотрении условий заявки/договора на предоставление выставочного места на выставке COMMUNICASIA 2013 (Сингапур), подписанной ФГУП «Космическая связь» 28.08.2012 и принятой 03.09.2012 иностранным организатором SINGAPORE EXHIBITION SERVICES усматривается, что заявка/договор содержит следующий текст, согласованный Предприятием: «...Настоящим даем свое согласие на использование наших торговых марок Организатором в рекламных и промоматериалах, относящихся к данной выставке и/или организатору выставки.»
Далее, пунктом 11 договора предусмотрено, что Экспонент дает разрешение Организатору публиковать до, во время и после выставки, все пресс-релизы, фотографии, сведения о продукте, брошюры, направленные к нему в целях
распространения информации о Выставке и/или Экспоненте. Экспонент
гарантирует, что все графические элементы, чертежи и фотографии являются оригинальным материалом либо оплачены Экспонентом либо уже являются общественным достоянием, вследствие чего Организатору не может быть предъявлен иск о нарушении авторских прав.
Согласно пункту 13 договора Экспоненты не должны иметь к Организатору претензий в случаях, когда государственные органы отказывают в участии Экспонента в Выставке, а также в демонстрации или продвижении его продукции или услуг.
Из текста документа, направленного в адрес ФГУП «Космическая связь» 10.04.2012 иностранной организацией IMPACT UNLIMITED, согласно которому предложены услуги по напольному покрытию, электрооборудованию, мебели, виодеооборудованию, информационному стенду и другие услуги с указанием стоимости со ссылкой на выставку SATCOM 2012 (Иоханесбург) усматривается следующее обращение: «Мы надеемся, что Вы согласитесь, что этот поразительный дизайн будет привлекать внимание в выставочном зале, усилит Ваш бренд и послужит вдохновением для Ваших клиентов».
- заявки не имели своей целью арендные обязательства
Целью заявок являлась не сдача площадей в павильонах в аренду как самостоятельная услуга, а рекламирование услуг Предприятия.
С учетом изложенного, применительно к фактическим обстоятельствам между сторонами сложились договорные отношения, в рамках которых иностранные организации оказывали Предприятию услуги по организации участия в международных выставках, в том числе по предоставлению во временное пользование выставочных площадей и выставочных стендов.
Следовательно, предоставление выставочной площади и выставочного стенда являлось составной частью услуги по организации участия Заявителя в международных выставках, целью которых являлось привлечение внимания к продукции ФГУП «Космическая связь».
При этом предоставление выставочной площади и выставочного стенда являлось необходимым условием для распространения рекламы избранным в данном случае способом.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса Российской Федерации местом осуществления деятельности покупателя считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя работ (услуг) при оказании рекламных услуг.
Согласно пункту 3 статьи 148 Налогового кодекса Российской Федерации, если организацией выполняется (оказывается) несколько видов работ (услуг) и реализация одних работ (услуг) носит вспомогательный характер по отношению к реализации других работ (услуг), местом реализации вспомогательных работ (услуг) признается место реализации основных работ (услуг).
Принимая во внимание, что участие заявителя в международных выставках без наличия цели - рекламирования своей продукции не происходило бы, что не отрицается Заявителем, поэтому следует признать, что услуги по предоставлению выставочной площади и выставочного стенда, оказанные в рамках взаимоотношений с иностранными организациями неразрывно связаны с основной услугой - рекламой услуг ФГУП «Космическая связь» путем участия в международных выставках.
Поскольку спорные услуги иностранных организаций были направлены на обеспечение участия ФГУП «Космическая связь» в международных выставках, соответственно, направлены на возможность рекламировать и продвигать на рынке услуги по предоставлению ресурсов спутников и в конечном итоге направлены на получение прибыли, то следовательно, указанные услуги, в том числе по предоставлению выставочной площади, выставочного стенда, являются услугами вспомогательного характера по отношению к реализации рекламных услуг и местом их реализации на основании положений подпункта 4 пункта 1 статьи 148, подпункта 4 пункта 1.1 статьи 148, пункта 3 статьи 148 Налогового кодекса Российской Федерации признается территория Российской Федерации.
Таким образом, учитывая отсутствие существенных условий для договоров аренды, цели договоров и действительной воли сторон при их заключении, отсутствуют основания для признания заключенных договоров арендными, в связи с чем, положения статей 431, 421 Гражданского кодекса Российской Федерации применению не подлежат.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Законом определен также объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Из совокупности указанных норм следует, что рекламой является, по сути, деятельность по распространению некоей информации. Эта информация не должна иметь заранее конкретно определенного адресата. Ее цель - привлечение внимания к объекту рекламирования. Поэтому основным признаком рекламы является то, что эта деятельность касается объекта рекламирования.
Согласно ГОСТу Р 53103-2008 «Деятельность выставочно-ярмарочная. Термины и определения», утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18.12.2008 № 512-ст, выставка (ярмарка) представляет собой выставочно-ярмарочное мероприятие, на котором демонстрируются и получают распространение товары, услуги и (или) информация, и которое проходит в четко установленные сроки и с определенной периодичностью.
Применительно к условиям рассматриваемых заявок, оказанные иностранными организациями в рамках участия в международных выставках услуги соответствуют признакам рекламы:
- информация о наименовании и товарном знаке размещена на стенде не в целях указания местонахояедения Предприятия или обозначения входа в занимаемое здание, в связи с чем не являлась по существу вывеской как считает заявитель, а преследовала рекламные цели.
В пункте 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» разъяснено, что не следует рассматривать в качестве рекламы размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой (привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке).
Учитывая обстоятельство, что информация о наименовании и товарном знаке размещена на стенде, установленном на выставке за рубежом не для обозначения места нахождения организации (помещение, занимаемое в здании), то есть не служит целям идентификации организации, такое размещение сведений не является вывеской и квалифицируются как реклама.
Информация о предприятии и его продукции на выставке доступна неопределенному кругу лиц.
Выставки открыты и доступны для свободного посещения любыми заинтересованными лицам и посетителями, вход на выставки не ограничен, приобрести входной билет можно на выставочном интернет-сайте организатора.
Кроме того, например, по условиям пункта 13.2 договора № SatComl2-RG от 19.07.2011, заключенного с TERRAPIN на участие в мероприятии SATCOM AFRICA 2012 (Йоханнесбург) и заказе демонстрационной зоны, Экспонентам предоставляют 100 дополнительных простых билетов бесплатно для собственного использования в целях привлечения клиентов на Выставку (т.. 3 л.д. 82-85).
Услуги, оказанные иностранными организациями, имели целью демонстрацию и продвижение продукции предприятия на выставке (т. 3 л.д. 82, 132)
В частности, при рассмотрении условий заявки/договора на предоставление выставочного места на выставке COMMUNICASIA 2013 (Сингапур), подписанной ФГУП «Космическая связь» 28.08.2012 и принятой 03.09.2012 иностранным организатором выставки SINGAPORE EXHIBITION SERVICES усматривается, что заявка/договор содержит следующий текст, согласованный Предприятием: «...Настоящим даем свое согласие на использование наших торговых марок Организатором в рекламных и промоматериалах, относящихся к данной выставке и/или организатору выставки.»
Далее пунктом 11 договора предусмотрено, что Экспонент дает разрешение Организатору публиковать до, во время и после выставки, все пресс-релизы, фотографии, сведения о продукте, брошюры, направленные к нему в целях
распространения информации о Выставке и/или Экспоненте.
Экспонент гарантирует, что все графические элементы, чертежи и фотографии являются оригинальным материалом либо оплачены Экспонентом либо уже являются общественным достоянием, вследствие чего Организатору не может быть предъявлен иск о нарушении авторских прав.
Согласно пункту 13 Договора Экспоненты не должны иметь к Организатору претензий в случаях, когда государственные органы отказывают в участии Экспонента в Выставке, а также в демонстрации или продвижении его продукции или услуг.
Из текста документа, направленного в адрес ФГУП «Космическая связь» 10.04.2012 иностранной организацией IMPACT UNLIMITED, согласно которому предложены услуги по напольному покрытию, электрооборудованию, мебели, виодеооборудованию, информационному стенду и другие услуги с указанием стоимости со ссылкой на выставку SATCOM 2012 (Йоханесбург) усматривается следующее обращение: «Мы надеемся, что Вы согласитесь, что этот поразительный дизайн будет привлекать внимание в выставочном зале, усилит Ваш бренд и послужит вдохновением для Ваших клиентов».
По условиям пункта 13.2 договора № SatComl2-RG от 19.07.2011, заключенного с TERRAPIN, предметом которого являлось участие в мероприятии SATCOM AFRICA 2012 (Йоханнесбург) и заказ демонстрационной зоны, Экспонентам предоставляют 100 дополнительных простых билетов бесплатно для собственного использования в целях привлечения клиентов на Выставку (т. 3 л.д. 82-93).
Устроители выставок оказывали услуги по предоставлению рекламной программы для привлечения посетителей и квалифицировали услуги оказанные предприятию как рекламные.
В частности, заявка-договор на предоставление выставочного места на выставке SATELLITE 2013 (Вашингтон) от 14.03.2012 между предприятием и компанией ACCESS INTELLIGENCE содержит условие о том, что выставочное место включает в себя стандартный декоративный инвентарь, охрану территории, освещение и рекламную программу для привлечения аудитории (т. 3 л.д.94).
В счете № 176424 от 06.04.2012, выставленном на оплату услуги организатор выставки указывает предприятие как «Рекламодатель».
Иностранные организаторы выставок оказывали услуги по размещению информации о ГП КС и его услугах в интернет-каталогах участников выставки.
Например, договор на предоставление выставочного места на выставке CABSAT 2013 (Дубай) содержит услугу о предоставлении иностранным организатором DUBAI WORLD TRADE CENTRE информации о компании в интернет-каталоге участников выставки (т. 3 л.д. 127).
Заявкой/договором на предоставление выставочного места от 10.04.2011 в выставке COMMUNICASIA 2012 (Сингапур), заключенного с иностранным организатором SINGAPORE EXHIBITION SERVICES предусмотрена стоимость онлайн-каталога шоу в размере 380 сингапурских долларов (т. 3 л.д. 109).
Иностранными организациями оказывались маркетинговые услуги.
К примеру, по условиям договора о предоставлении выставочного места на выставке SATELLITE 2013 (Вашингтон) от 14.03.2012 иностранная компания ACCESS INTELLIGENCE предоставляет в Программном путеводителе и онлайн-перечне участников выставки по 100 кв. футов выставочного места...в случае не заполнения участниками бланка «Уведомление о совместном выставочном пространстве», опубликованном на сайте www.SATELLITE2013.com в маркетинговых материалах приводит только наименование компании и информацию, указанную в договоре о выставочном месте (т. 3 л.д. 120-125).
Договор на участие в выставке и договор о спонсорской поддержке от 14.06.2012 в мероприятии AFRICACOM 2012 (Кейптаун) с иностранной организацией INFORMA TELECOMS & MEDIA в разделе контактные данные отдела маркетинга содержит указание на направление в Команду по Маркетингу вопросов о бесплатных маркетинговых инструментах, на которые Участник имеет право. В выставленном на оплату налоговом счете-фактуре № 2797512 указано, что «..Ваши данные могут быть получены или предоставляться сторонним организациям для маркетинговых целей» .
Стенды и экспозиции, размещенные на выставках, содержали информацию о продукции - новых спутниках предприятия.
Так, например, на фотоотчетах, размещенных на официальном сайте Предприятия www.rscc.ru в разделе новости/выставки и конференции к статье «SATCOM AFRICA 2012» от 23.05.2012 видно, что на фотографиях/плазменных панелях представлены изображения спутников и территории покрытия.
ГП КС предварительно публиковало информацию о представлении своей экспозиции на международных выставках в рубрике новости на интернет-сайте www.rscru
Например, статья «IВС 2012» от 30.08.2012, в которой сообщалось, что ГПКС в числе мировых спутниковых операторов примет участие в выставке «IВС 2012», посетителям выставки - потенциальным пользователям российской спутниковой емкости будут предложены услуги на базе ресурса перспективных спутников.
Во время выставок сотрудники ГП КС проводили переговоры с потенциальными заказчиками и партнерами
Данное утверждение подтверждается содержанием отчетов о командировках для участия в международных выставках.
Участие в выставках проходило в установленные организаторами выставок сроки 1-5 дней и с определенной периодичностью.
Так, например, заявка на выставочное место в выставке IBC 2011 (Амстердам) содержит даты проведения выставки 9-13 сентября 2011 года, выставка SATELLITE 2012 (Вашингтон) проходила 12-15 марта 2012 года.
- посетители и участники международных выставок распознавали информацию как информацию рекламного характера
Таким образом, спорные услуги, оказываемые иностранными организациями ГП КС оказывались для продвижения информации о налогоплательщике, производимой и реализуемой им продукции с целью привлечения потенциальных покупателей, адресованной неопределенному кругу лиц и направленной на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, что в полной мере отвечает определенным в статье 3 Закона «О рекламе» признакам рекламы.
Аналогичные выводы по существу споров, аналогичных настоящему, содержатся в судебных актах судов различного уровня.
Так, по мнению суда первой инстанции, при разрешении настоящего спора необходимо учитывать изложенную в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.10.2011 № ВАС-10523/11 об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации правовую позицию.
При рассмотрении указанного дела установлено, что общество просит оспариваемые судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, единообразия в толковании и применении норм права, неполное выяснение судами обстоятельств дела. Общество также указывает на то, что судами не были надлежащем образом исследованы и оценены все доказательства, представленные заявителем. Общество не согласно с квалификацией судами спорного договора как договора о возмездном оказании услуг, указывая на то, что этот договор относится к договорам, непоименованным в Гражданском кодексе Российской Федерации. Заявитель ссылается на то, что спор между сторонами возник в рамках отношений возмездного пользования выставочной площадью, полагает, что между сторонами возникли отношения имущественного найма, к которым в силу аналогии закона могут быть применены положения главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующие сходные отношения аренды. Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, рассмотрев доводы, содержащиеся в заявлении, изучив материалы дела и принятый по делу дела Арбитражным судом города Москвы N А40-32910/10-40-279 судебный акт, согласилась с тем, что суды нижестоящих инстанций правомерно не нашли оснований для применения к спорному договору положений законодательства об аренде. Также суд указал, что исходя из условий спорного договора, в том числе его предмета, квалификации спорного договора судом, доводы общества, приведенные в заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора, не свидетельствует о возможности применения к спорным отношениям законодательства об аренде по аналогии.
В постановлении от 26.12.2012 по делу № А22-1453/2011 ФАС Северо-Кавказского округа указал, что ".....Налоговый кодекс Российской Федерации понятия рекламных услуг не содержит. По правилам статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства.
В статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" определено, что под рекламой понимается информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно ГОСТу Р 53103-2008 "Деятельность выставочно-ярмарочная. Термины и определения", утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 18.12.2008 N 512-ст", выставка (ярмарка) представляет собой выставочно-ярмарочное мероприятие, на котором демонстрируются и получают распространение товары, услуги и (или) информация, и которое проходит в четко установленные сроки и с определенной периодичностью.
Поскольку общество, являющееся российским юридическим лицом, в проверяемый период осуществляло деятельность по участию в международных выставках, производимых товаров с целью рекламирования товаров, продвижения их на рынке, привлечения покупателей и, в конечном итоге, - направленную на получение прибыли, с целью извлечения которой принимало участие в выставках, для чего заключило соответствующие договоры, то местом реализации услуг, оказанных иностранными поставщиками услуг, в рассматриваемом случае признается территория Российской Федерации.
При этом контракты с иностранными фирмами обеспечивали надлежащую демонстрацию товаров и привлечение покупателей, что подтверждается фотографиями, информацией из сети Интернет, пояснениями представителей общества, данными в судебном заседании.
Из приведенных норм следует, что на общество, исполняющее обязанности налогового агента, возлагалась обязанность исчислить сумму налога исходя из суммы определенного в договорах вознаграждения и уплатить ее в бюджет.
Вне зависимости от условий заключенного с иностранным лицом договора неисполнение российской организацией, состоящей на учете в налоговых органах, обязанности по удержанию НДС из выплачиваемых контрагенту средств не освобождает ее от обязанности исчислить этот налог и уплатить его в бюджет. Указанной обязанности налогового агента корреспондирует право на применение вычета НДС в размере уплаченного налога в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации.
Суд правомерно отклонил довод общества о том, что местом оказания услуг не является территория Российской Федерации в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку аренда выставочного стенда является арендой недвижимости, находящейся на территории иностранного государства.
При этом суд исходил из анализа статей 606, 607 и 779 Гражданского кодекса Российской Федерации и действительной воли участников договорных отношений.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
По правилам статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
Согласно статье 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Проанализировав тексты иностранных контрактов, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для квалификации договорных правоотношений как арендных.
При этом суд обоснованно исходил из того, что содержащееся в контрактах описание стоимости заказанной площади не позволяет определенно установить, какая конкретно площадь и в каких помещениях подлежит передаче в пользование общества; указание на общую площадь (142,5 кв. м) недостаточно для индивидуализации предмета арендных обязательств. Суд учел, что место нахождения заказанной выставочной площади в павильоне относительно других помещений, технические характеристики помещения, а также иные идентификационные признаки этого объекта, позволяющие выделить его из состава других помещений, не указаны. Передача недвижимого имущества по передаточному акту не осуществлялась".
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции в постановлении от 26.12.2012 по делу № А22-1453/2011 согласился с судом первой инстанции, что предоставление выставочной площади в павильоне является составной частью услуги по организации участия общества в международных выставках, целью которых является привлечение внимания к продукции общества. При этом предоставление выставочной площади является необходимым условием для распространения рекламы избранным в данном случае способом.
В постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа по проверке законности и обоснованности решений (определений, постановлений) арбитражных судов, вступивших в законную силу от 29.03.207 по делу № КГ-А40/793-07 указал, что суд, оценив представленный в материалы дела договор, заключенный сторонами, верно определил его правовую природу, указав, что он фактически является договором возмездного оказания услуг.
В соответствии с его условиями ответчик принял на себя обязательства по организационно-методическому и информационному обеспечению участия ООО "Питер Плюс" в выставке-шоу, а именно: резервирование и предоставление заказчику выставочной площади, а также регистрацию заказчика в качестве участника выставки и размещение информации о нем в официальном каталоге.
На основании представленных в материалы дела доказательствах суд установил, что денежные средства, перечисленные истцом по выставленным ответчиком счетам, являлись оплатой оказанных ответчиком услуг в рамках заключенного договора.
В постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 04.12.2006 № КА-А40-10794-06-П по делу № А40-47846/05-116-424 судом установлено, что факт участия заявителя в выставке подтверждается договором с выставочным комплексом, а факт проведения рекламных мероприятий - условиями договора с ООО "Георан", актом сдачи-приемки оказанных услуг (т. 4, л.д. 124 - 126), заявкой на участие в Международной выставке "СвязьЭкспокомм-2003" (т. 16, л.д. 12), в соответствии с которой заявитель просил ЗАО "Экспоцентр" зарегистрировать его в качестве экспонента и предоставить в аренду выставочную площадь.
Суд кассационной инстанции указал, что, применив положения статьи 252, подпункт 28 пункта 1 статьи 264, пункт 4 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации, суды обоснованно пришли к выводу о том, что организация шоу-программы, изготовление аранжировок, изготовление реквизита для моделей, приобретение специальной краски, изготовление ледяной трибуны-пирамиды носили рекламный характер, поскольку были предназначены для распространения информации о компании среди неопределенного круга лиц, поддержания интереса к компании.
Аналогичные позиции содержатся и в иных судебных актах по аналогичным делам, связанным с квалификацией договоров о предоставлении выставочного места для участия в международных выставках.
Таким образом, по рассматриваемому вопросу сложилась устойчивая судебно-арбитражная практика.
Ссылка заявителя на письма Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Москве № 24-11/39269 от 11.06.2004, Минфина России от 30.03.2006 № 03-04-03/08 и решение Арбитражного суда Воронежской области от 29.05.2007 № А14-622/07 является несостоятельной, поскольку в данных документах изложены иные фактические обстоятельства.
При таких обстоятельствах с учетом указаний суда кассационной инстанции о необходимости оценки заявок на предоставление выставочной площади и выставочного стенда в совокупности с иными доказательствами, имеющимися в материалах дела: статьями, размещенными на официальном сайте, отчетами о командировках сотрудников, регистрами бухгалтерского и налогового учета, следует признать, что ГП КС в рамках международных выставок иностранными организациями были оказаны рекламные услуги.
Учитывая вышеизложенное, требования заявителя не подлежат удовлетворению в полном объеме.
По положениям статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд распределяет судебные расходы.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии со статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным расходам отнесена государственная пошлина.
Ввиду отказа заявителю в удовлетворении заявленных требований судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на ГП КС.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленного Федеральным государственным унитарным предприятием «Космическая связь» требования к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам №7 отказать полностью.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, а в случае подачи апелляционной жалобы, если решение не отменено и не изменено - со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Девятый арбитражный апелляционный суд (127994, г.Москва, ГСП-4, проезд Соломенной Сторожки, д. 12) в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа (127994, Москва, ГСП-4, ул. Селезневская, д. 9) в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу при условии, что решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд города Москвы.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайтах Девятого арбитражного апелляционного суда: http://9aas.arbitr.ru/ и Арбитражного суда Московского округа: http://fasmo.arbitr.ru/
Информация о движении дела размещена на сайте суда по адресу: http://msk.arbitr.ru/
СУДЬЯ О.Ю. Суставова