ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-81061/19-154-699 от 28.08.2019 АС города Москвы

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Москва                                                                              Дело № А40-81061/19-154-699

02 сентября 2019 года                                                                          

Резолютивная часть решения объявлена 28 августа 2019 года

Полный текст решения изготовлен 02 сентября 2019 года

Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Полукарова А.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Подрезовым А.А.

рассматривает в судебном заседании дело по заявлению

заявителя (истца): ООО «ЛУКОЙЛ-ЦЕНТРНЕФТЕПРОДУКТ» (129110, <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 02.07.2002, ИНН: <***>)

к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (119019, <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 07.08.2003, ИНН: <***>)

о признании незаконным решения Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, оформленного письмом (исх. № 4003178-2018 от 27.12.2018), об отказе в выдаче охранного обязательства по обеспечению сохранности и использованию особо охраняемой природной территории регионального значения в городе Москве на земельный участок с кадастровым номером 77:07:0003001:12 площадью 2 691 кв.м., расположенный по адресу: г. Москва, вдоль МКАД (58 км), вид разрешенного использования - объекты размещения автозаправочных станций, газонаполнительных станций, автомоек, в границах особо охраняемой природной территории «Природно-исторический парк «Москворецкий», возложении на Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы обязанности в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу осуществить необходимые действия в установленном законом порядке по выдаче охранного обязательства по обеспечению сохранности и использованию особо охраняемой природной территории регионального значения в городе Москве на земельный участок с кадастровым номером 77:07:0003001:12 площадью 2 691 кв.м., расположенный по адресу: г. Москва, вдоль МКАД (58 км), вид разрешенного использования - объекты придорожного сервиса, охрана природных территорий, в границах особо охраняемой природной территории «Природно-исторический парк «Москворецкий», возврате ООО «ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт» расходов по оплате государственной пошлины в размере 3 000,00 рублей в установленном законом порядке

В судебное заседание явились:

от истца (заявителя): ФИО1, доверенность от 16.02.2019 б/н;

от ответчиков: ФИО2, доверенность от 11.12.2018 б/н;

УСТАНОВИЛ:

ООО «ЛУКОЙЛ-ЦЕНТРНЕФТЕПРОДУКТ» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решения Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, оформленного письмом (исх. № 4003178-2018 от 27.12.2018), об отказе в выдаче охранного обязательства по обеспечению сохранности и использованию особо охраняемой природной территории регионального значения в городе Москве на земельный участок с кадастровым номером 77:07:0003001:12 площадью 2 691 кв.м., расположенный по адресу: г. Москва, вдоль МКАД (58 км), вид разрешенного использования - объекты размещения автозаправочных станций, газонаполнительных станций, автомоек, в границах особо охраняемой природной территории «Природно-исторический парк «Москворецкий», возложении на Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы обязанности в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу осуществить необходимые действия в установленном законом порядке по выдаче охранного обязательства по обеспечению сохранности и использованию особо охраняемой природной территории регионального значения в городе Москве на земельный участок с кадастровым номером 77:07:0003001:12 площадью 2 691 кв.м., расположенный по адресу: г. Москва, вдоль МКАД (58 км), вид разрешенного использования - объекты придорожного сервиса, охрана природных территорий, в границах особо охраняемой природной территории «Природно-исторический парк «Москворецкий», возврате ООО «ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт» расходов по оплате государственной пошлины в размере 3 000,00 рублей в установленном законом порядке

Заявитель в судебном заседании поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в заявлении.

Заинтересованное лицо относительно удовлетворения заявленных требований возражало по доводам, изложенным в отзыве на заявление.

Рассмотрев материалы дела, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ООО «ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт» 12 ноября 2018 года обратилось с заявлением (исх. № 01-16-1323ЦН от 23.10.2018)  к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы об оформлении охранного обязательства по обеспечению сохранности и использованию особо охраняемой природной территории регионального значения в городе Москве на земельный участок с кадастровым номером 77:07:0003001:12 площадью 2 691 кв.м., расположенный по адресу: г. Москва, вдоль МКАД (58 км), вид разрешенного использования - объекты размещения автозаправочных станций, газонаполнительных станций, автомоек (с 14.07.2017); в границах особо охраняемой природной территории регионального значения «Природно-исторический парк «Москворецкий» (далее - ООПТ), предназначенный для проектирования и строительства (реконструкции) стационарной автозаправочной станции № 571 (далее - АЗС № 571).

27 декабря 2018 года Заявителем получено от Ответчика решение, оформленное письмом (исх. № 4003178-2018 от 27.12.2018), об отказе в выдаче охранного обязательства по земельному участку с кадастровым номером 77:07:0003001:12 ввиду несоответствия деятельности Заявителя режиму охраны и использования ООПТ.

Полагая, что решение Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, оформленное письмом исх. № 4003178-2018 от 27.12.2018, об отказе в выдаче охранного обязательства по обеспечению сохранности и использованию особо охраняемой природной территории регионального значения в городе Москве по земельному участку с кадастровым номером 77:07:0003001:12 является незаконным и нарушает права и законные интересы общества, заявитель обратился в суд с заявленными требованиями.

Удовлетворяя заявленные требования, суд исходит из следующего.

Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 77:07:0003001:12 передан в аренду Заявителю на основании дополнительного соглашения № М-07-001857/12 от 07.02.2013 к договору аренды земельного участка № М-07-001857 от 09.03.1995.

Распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы № 21808 от 14.07.2017 установлено разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 77:07:0003001:12 - объекты размещения автозаправочных станций, газонаполнительных станций, автомоек.

Право собственности Заявителя на АЗС, расположенную на земельном участке с кадастровым номером 77:07:0003001:12, подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 11-АО 426112, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве 10.12.2012, копия которого имеется в материалах дела.

В соответствии с п. 1.1 договора аренды № М-07-001857 от 09.03.1995 предметом по данному договору является земельный участок с кадастровым номером 77:07:0003001:12, представляемый в пользование на условиях аренды для целей проектирования и строительства (реконструкции) объекта капитального строительства в соответствии с Градостроительным планом земельного участка от 13.11.2013 № RU77-145000-009666, а именно: объекты размещения автозаправочных станций, газонаполнительных станций, автомоек (3004 07).

Ранее земельный участок с кадастровым номером 77:07:0003001:12 был представлен на праве аренды Товариществу с ограниченной ответственностью фирма «ПРОТОН» на основании договора аренды земельного участка № М-07-001857 от 09.03.1995.

Далее права и обязанности в отношении указанного земельного участка перешли в связи с реорганизацией в форме преобразования Арендатора к ЗАО «ФИРМА ПРОТОН» на основании дополнительного соглашения № М-07-001857 от 29.11.1995 к договору аренды № М-07-001857 от 09.03.1995, затем на основании ряда дополнительных соглашений в связи с реорганизацией в форме преобразования Арендатора и изменением наименования - к ООО «Фирма «ПРОТОН ПЛЮС», ЗАО «»Гранд Протон» и к ЗАО «Ассоциация социально-экономического, научного и делового сотрудничества «ГРАНД»; впоследствии в 2013 году - к Заявителю (ООО «ЛУКОИЛ-Центрнефтепродукт») в связи с реорганизацией ООО «Ассоциация «ГРАНД» в форме присоединения к ООО «ЛУКОИЛ-Центрнефтепродукт».

В силу положений ст. 10 Закона города Москвы от 26.09.2001 № 48 «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве» предусмотрено зонирование особо охраняемых природных территорий в городе Москве, в соответствии с которым на особо охраняемых природных территориях в городе Москве в зависимости от их категории, целей и задач, площади, природных, историко-культурных, градостроительных и иных особенностей могут быть выделены различные зоны и участки, в том числе, участки, предоставленные юридическим лицам и гражданам, деятельность которых не связана с охраной, содержанием и использованием особо охраняемых природных территорий и не противоречит установленному режиму.

В силу ст. 15 Закона города Москвы от 26.09.2001 № 48 ограниченная хозяйственная деятельность на особо охраняемой природной территории может осуществляться лицами, которым до вступления в силу настоящего Закона был предоставлен земельный участок для этих целей, если данная деятельность не нарушает установленного режима охраны и использования.

Согласно разделу 9 договора аренды земельного участка № М-07-001857 от 09.03.1995 правопредшественнику Заявителя (Товариществу с ограниченной ответственностью фирма «ПРОТОН») земельный участок под автозаправочной станцией предоставлен 09 марта 1995 года, с момента его регистрации в Москомземе за № М-07-001857, то есть до вступления в силу Закона города Москвы от 26.09.2001 № 48.

Пунктом 1.1 договора аренды земельного участка № М-07-001857 от 09.03.1995 предусмотрено строго определенное и установленное Правительством Москвы целевое использование земельного участка целевое назначение предоставляемого в аренду земельного участка - для проектирования и строительства (реконструкции) объекта капитального строительства. Целевое назначение не изменено на текущий момент.

Таким образом, Заявителем как лицом, которому земельный участок с кадастровым номером 77:07:0003001:12 был предоставлен для строительства и последующей эксплуатации автозаправочной станции до вступления в силу закона г. Москвы от 26.09.2001 № 48, а точнее - с 09 марта 1995 года, может осуществляться ограниченная хозяйственная деятельность на данном земельном участке, расположенном в границах особо охраняемой природной территории «Природно-исторический парк «Москворецкий».

Заявитель, став правообладателем объекта недвижимости (АЗС) в силу положений ст. 552 Гражданского кодекса РФ и ст. 35 Земельного кодекса РФ также приобрело право на использование земельного участка под АЗС на тех же условиях и в том же объёме, что и прежний собственник автозаправочной станции.

Указанная позиция согласуется с положениями п. 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», из которого следует, что согласно п. 1 ст. 35 ЗК РФ, п. 3 ст. 552 ГК РФ при продаже недвижимости (переходе права собственности), находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.

В силу ч. 2 ст. 15 Закона г. Москвы от 26.09.2001 № 48 (ред. от 29.04.2015) «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве» после принятия решения об образовании особо охраняемой природной территории в соответствии с настоящим Законом хозяйственная и иная деятельность в границах территории приостанавливается до подписания охранных обязательств и внесения соответствующих изменений в документы, устанавливающие права владения и пользования земельным участком. В охранных обязательствах предусматривается обеспечение сохранности представленных на занимаемых землепользователями участках природных сообществ и объектов с соблюдением установленных режимов охраны и использования. Частью охранного обязательства является паспорт земельного участка с характеристикой представленных в его границах природных сообществ и объектов и оценкой их состояния, а также режимом охраны и использования данного участка. Оформление охранного обязательства осуществляет уполномоченный Правительством Москвы орган исполнительной власти города Москвы.

Порядок заключения охранных обязательств установлен, в частности, Постановлением Правительства № 262-ПП от 09.04.2002 "О мерах по реализации закона города Москвы «Об особо охраняемых природных территориях».

В силу п. 4 данного постановления, а также  согласно п. 4.2.7 Положения о Департаменте природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы, утв. постановлением Правительства Москвы от 17.05.2013 № 296-ПП охранные обязательства оформляются Департаментом природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы по заявлению собственника, владельца, пользователя земельного участка, расположенного в границах особо охраняемой природной территории регионального значения в городе Москве, на основании представленного пользователем земельного участка пакета документов.

Правовой статус природно-исторического парка «Москворецкий» установлен, в частности, Положением о природно-историческом парке «Москворецкий», утв. постановлением Правительства Москвы от 27.09.2005 № 742-ПП (ред. от 05.05.2009), а так же приложением № 2 постановления Правительства № 262-ПП от 09.04.2002 «О мерах по реализации закона города Москвы «Об особо охраняемых природных территориях» (ред. от 04.07.2017).

Согласно п. 4 раздела 3 Положения о природно-историческом парке «Москворецкий» все пользователи земель в границах природно-исторического парка «Москворецкий» обязаны соблюдать требования режима, установленного для соответствующего участка территории. Пользователи земельных участков подписывают охранные обязательства по обеспечению сохранности представленных на занимаемых ими земельных участках природных сообществ и объектов, соблюдению установленного режима охраны.

Как уже было указано выше, заявитель получил право собственности на объект недвижимости, а также право на использование земельного участка под АЗС до формирования границ особо охраняемой природной территории регионального значения «Природно-исторический парк «Москворецкий».

В связи с чем, на основании вышеуказанных норм у Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы возникла обязанность  оформить соответствующие охранные обязательства.

Порядок предоставления государственной услуги по выдаче охранного обязательства установлен разделом 2 Административного регламента предоставления государственной услуги «Выдача заявителям охранного обязательства (дополнительного соглашения к охранному обязательству) по обеспечению сохранности и использованию особо охраняемой природной территории регионального значения в городе Москве» и признании утратившими силу правового акта и отдельных положений правовых актов города Москвы», утв. постановлением Правительства Москвы от 04.07.2017 № 432-ПП.

Заявителем при обращении 12 ноября 2018 года с заявлением (исх. № 01-16-1323ЦН от 23.10.2018) к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы полностью соблюдены требования Административного регламента предоставления государственной услуги «Выдача заявителям охранного обязательства (дополнительного соглашения к охранному обязательству) по обеспечению сохранности и использованию особо охраняемой природной территории регионального значения в городе Москве», утв. постановлением Правительства Москвы от 04.07.2017 № 432-ПП, в части представляемого комплекта документов, необходимых для предоставления государственной услуги.

В связи с чем, суд полагает, что оспариваемый отказ не соответствует требованиям действующего законодательства.

Судом рассмотрены все доводы Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, изложенные в отзыве на заявление, однако отклонены как не подтвержденные доказательствами, основанные на неверном толковании норм права и противоречащие материалам дела, при этом правовая позиция Заявителя нашла полное подтверждение в судебном заседании.

При этом, в силу положений ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Ответчик в судебном заседании не доказал законность оспариваемого отказа. При этом судом были проверены и оценены все доводы ответчика.

В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Судом указанные обстоятельства установлены, в связи с чем, требования заявителя подлежат удовлетворению.

В качестве способа восстановления нарушенного права заявителя в силу пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ исходя из заявленных обществом требований суд полагает необходимым обязать Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы  устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу, в установленном законом порядке.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине относятся ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 64, 65, 75, 167-170, 176, 180, 181, 197-201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным решение Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, оформленное письмом (исх. № 4003178-2018 от 27.12.2018), об отказе в выдаче охранного обязательства по обеспечению сохранности и использованию особо охраняемой природной территории регионального значения в городе Москве на земельный участок с кадастровым номером 77:07:0003001:12 площадью 2 691 кв.м., расположенный по адресу: г. Москва, вдоль МКАД (58 км).

Обязать Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы  устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу, в установленном законом порядке.

Проверено на соответствие Действующему законодательству РФ.

Взыскать с Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы в пользу ООО «ЛУКОЙЛ-ЦЕНТРНЕФТЕПРОДУКТ» судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                                    А.В. Полукаров