ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-82016/12 от 05.10.2012 АС города Москвы

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Москва

Дело № А40-82016/12

130-779

22 октября 2012 г.

Резолютивная часть решения объявлена 05 октября 2012 года

Полный текст решения изготовлен 22 октября 2012 года

Арбитражный суд в составе судьи Андрияновой С.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мишиным Ю.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению (заявлению) АНО "Центр Судебных Экспертиз"

к Министерству юстиции Российской Федерации

о признании незаконными действий, обязании выдать разрешение.

при участии представителей

от заявителя – Гараба А.Н. по дов. от 13.08.2010, удостоверение

от ответчика - Саламатина И.В. по дов. от 16.02.2012 №09/200-АК, удостоверение

УСТАНОВИЛ:

В судебном заседании был объявлен перерыв с 01.10.2012 до 05.10.2012.

АНО "Центр Судебных Экспертиз" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными действий Министерства юстиции Российской Федерации по отказу в выдаче разрешения на включение в наименование АНО «Центр Судебных Экспертиз» слова «Всероссийский», об обязании выдать разрешение.

Заявитель требования поддержал в полном объеме по основаниям изложенным в заявлении и письменных пояснениях.

Ответчиком представлен отзыв, в соответствии с которым против удовлетворения заявленных требований возражал.

Рассмотрев материалы дела, изучив представленные в дело доказательства, выслушав представителей заявителя и ответчика, суд считает, что дело подлежит рассмотрению по существу, а заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, АНО «Центр судебных экспертиз» 14 сентября 2011 года обратился в Министерство Юстиции Российской Федерации с заявлением о выдаче разрешения на включение в наименование Автономной Некоммерческой Организации «Центр Судебных Экспертиз» слова «Всероссийский»,

29 сентября 2011 года от Министерства Юстиции был получен ответ, из которого следовало, что для получения некоммерческой организацией права включение официального наименования «Всероссийский» необходимо предоставить документы. В том числе необходимо предоставить пояснительную записку, содержащую информацию о соответствии деятельности некоммерческой организации требованиям, установленным п. 5 Правил и документы, подтверждающие эту информацию. В полученном ответе от Министерства Юстиции было указано, что предоставленные материалы не содержат документов, подтверждающих требования закона, а так же отсутствие в пояснительной записке, направленной АНО «Центр Судебных Экспертиз» информации о соответствии требованиям, установленным законом для получения разрешения для включение в наименование организации официального наименования «Всероссийский».

В ответ на полученное письмо от Министерства Юстиции от 29.09.2011 г. АНО «Центром Судебных Экспертиз» было повторно направлено заявление о выдаче разрешения на включение в наименование Автономной некоммерческой Организации «Центр Судебных Экспертиз» слова «Всероссийский».

Была подана более подробная пояснительная записка, в которой раскрывалась деятельность истца, то, каким образом она способствует укреплению конституционного строя, как, каким условиям она соответствует требованиям, указанным в Постановлении Правительства Российской Федерации.

Заявление было принято 06 декабря 2011 года о чем свидетельствует Уведомление о принятии заявления к рассмотрению от 12.12.2011, полученное 20.12.2011.

Распоряжением от 09.04.2012 № 634-р с приложением Постановления от 06.04.2012 Министерство Юстиции Российской Федерации отказало в выдаче разрешения на включение в наименовании Автономной некоммерческой организацией «Центр Судебных Экспертиз» слова «Всероссийский» при ее переименовании в Автономную некоммерческую организацию «Всероссийский Центр Судебных Экспертиз».

Не согласившись с отказом в выдаче разрешения на включение в наименовании Автономной некоммерческой организацией «Центр Судебных Экспертиз» слова «Всероссийский», заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из следующего.

В соответствии со ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ.

Судебная защита нарушенных прав направлена на восстановление прав, целью защиты является восстановление нарушенного или оспариваемого права, избранный стороной способ защиты нарушенного права должен соответствовать такому праву и быть направлен на его восстановление.

Порядок выдачи разрешения на включение в наименование некоммерческой организации официального наименования "Российская Федерация" или "Россия", а также слов, производных от этого наименования установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010г. № 753 «Об утверждении правил выдачи разрешения на включение в наименование некоммерческой организации официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а так же слов, производных от этого наименования».

Согласно п. 5 Правил выдачи разрешения Министерство юстиции Российской Федерации принимает решение о выдаче (об отказе в выдаче) разрешения некоммерческой организации, осуществляющей не менее 3 лет деятельность, направленную на реализацию основ конституционного строя Российской Федерации и развитие ее национальных, исторических и культурных традиций, или оказывающей уникальные общественно-полезные услуги (реализующей соответствующую продукцию), в случае соответствия (несоответствия) некоммерческой организации одному из следующих требований:

а) наличие на территории более одной трети субъектов Российской Федерации оных подразделений некоммерческой организации (филиалов, представительств) или членов некоммерческой организации юридических лиц физических лиц), расположенных (постоянно проживающих) на указанной территории, либо наличие представительств.

б) некоммерческая организация входит в структуру или является членом народных организаций.

При этом Правилами выдачи разрешения предусмотрено, что в пояснительной записке, представляемой организацией в Минюст России, должна содержаться «информация о соответствии деятельности некоммерческой организации требованиям, установленным пунктом 5 настоящих Правил, и документы, подтверждающие эту информацию».

Согласно правилам выдачи разрешений Минюст России не наделен полномочиями проводить проверку организаций. Минюстом России рассматриваются только представленные организациями материалы. При этом пояснительная записка является важным документом для целей принятия решения о выдаче или отказе в выдаче разрешений. Пунктом 3 Правил выдачи разрешений предусмотрено требование к содержанию пояснительной записки, а именно установлено, что пояснительная записка должна содержать информацию о соответствии деятельности некоммерческой организации требованиям, установленным пунктом 5 настоящих Правил, и документы, подтверждающие эту информацию.

Согласно представленному в Минюст России АНО «ЦСЭ» заявлению данная организация обратилась в Минюст России в связи с «осуществлением деятельности организации свыше трех лет, территориальным охватом всех федеральных округов Российской Федерации и наличием обособленных подразделением на территории более одной трети субъектов Российской Федерации, проведением всех видов внесудебных исследований и судебных экспертиз, в том числе и уникальных направленных на реализацию основ конституционного строя Российской Федерации и оказывающих уникальные общественно-полезные услуги».

В связи с неточностью содержащихся в пояснительной записке формулировок, и невозможностью определить на соответствие какому требованию претендует заявитель, ответчиком была дана оценка на соответствие заявителя всем указанным в п.5 Правил требованиям. При этом согласно материалам дела и пояснениям представителя ответчика в судебном заседании, материалы поданные заявителем оценивались на соответствие или одному или другому требованию Правил.

Согласно Главе 1 Конституции Российской Федерации. При рассмотрении материалов некоммерческих организаций Минюст России исходит из того, что организациями должны быть указаны статьи Главы 1 Конституции Российской Федерации, в которых содержатся основы, соответствующие деятельности организации, а также описана деятельность организации, направленная на реализацию данных основ.

В соответствии с требованиями Правил выдачи разрешений описанная информация также должна быть подтверждена документами.

АНО «ЦСЭ» осуществляет свою деятельность более трех лет, что соответствует требованиям пункта 5 Правил выдачи разрешения подтверждено свидетельством о государственной регистрации.

Однако в пояснительной записке АНО «ЦСЭ» были приведены только цитаты статей 2, 6, 7, 9, 21, 29, 39, 42, 44, 45, 46 Конституции Российской Федерации.

При этом описание деятельности АНО «ЦСЭ» направленной на реализацию основ конституционного строя Российской Федерации, отсутствовало.

Правила выдачи разрешения требование о направленности деятельности организации на реализацию основ конституционного строя Российской Федерации рассматривают в совокупности с направленностью данной деятельности также и на развитие национальных, исторических и культурных традиций Российской Федерации.

Правилами выдачи разрешения обязанность доказывания соответствия организации требованиям Правил возложена непосредственно на организации.

Однако информация о направленности деятельности АНО «ЦСЭ» на развитие национальных, исторических и культурных традиций Российской Федерации в пояснительной записке отсутствовала.

Кроме того, заявитель при подаче заявки на включение в свое наименование слова «Всероссийский» не заявлял об уникальности своих услуг. Истец заявлял о том, что его деятельность направлена на реализацию основ конституционного строя Российской Федерации и развитие ее национальных, исторических и культурных традиций.

В соответствии с порядком, определенным Правилами выдачи разрешений, Минюст России исходит из того, что организациями должны быть в пояснительной записке определены уникальные общественно-полезные услуги, оказываемые данной организацией, а также приложены подтверждающие данную информацию документы.

Минюст России сопоставляет описанную информацию с положениями учредительных документов организации, с законодательством, регулирующим порядок осуществления соответствующей деятельности, а также проверяет прилагаемые подтверждающие документы.

АНО «ЦСЭ» в пояснительной записке был приведен перечень видов осуществляемых данной организацией экспертиз.

Однако информация и подтверждающие соответствующую информацию доказательства об уникальности данных экспертиз в пояснительной записке и материалах не содержались.

Правовая основа, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве определены в Федеральном законе «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», который также распространяется на деятельность лиц, не являющихся государственными судебными экспертами. Согласно названному Федеральному закону судебная экспертиза - это процессуальное действие.

В связи с отсутствием в пояснительной записке информации, наличие которой прямо предусмотрено Правилами выдачи разрешения, ответчик пришел к выводу об отказе в выдаче разрешения.

Данные положения Федерального закона не позволяют сделать вывод о возможности отнесения судебной экспертизы к уникальной общественно-полезной деятельности.

В соответствии с п. 7 Правил в целях рассмотрения вопроса о возможности включения в наименование некоммерческой организации, а также о наличии оснований, препятствующих использованию в наименовании некоммерческой организации, официального наименования "Российская Федерация" или "Россия", а также слов, производных от этого наименования, Министерство юстиции Российской Федерации совместно с Министерством здравоохранения Российской Федерации, Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерством культуры Российской Федерации, Министерством образования и науки Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службой создают Межведомственный экспертный совет по вопросам включения в наименование некоммерческой организации официального наименования "Российская Федерация" или "Россия", а также слов, производных от этого наименования (далее - Экспертный совет).

Материалы, представленные АНО «ЦСЭ», рассматривались подразделением Минюста России - Департаментом по делам некоммерческих организаций, а также Межведомственным экспертным советом, состоящим из представителей шести федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии со справкой Департамента по делам некоммерческих организаций от 06.03.2012 №ВП-15/3390-12 заявитель не соответствует условиям, установленным Правилами от 24.09.2010 №753.

Межведомственный экспертный совет по результатам рассмотрения материалов АНО «ЦСЭ» рекомендовал Минюсту России отказать АНО «ЦСЭ» в выдачи разрешения (Протокол № 2 от 12 марта 2012 г.).

Согласно ст.65 АПК РФ заявитель должен доказать, каким образом оспариваемое письмо нарушает его права и законные интересы, а также в защиту и на восстановление каких прав предъявлены требования о признании недействительным оспариваемого письма.

На основании изложенного, суд пришел к выводу о том, что оспариваемые действия Министерства юстиции Российской Федерации, выразившиеся в отказе в выдачи разрешения на включение в наименование слова «Всероссийский». совершены с соблюдением норм закона, с учетом всех обстоятельств, не препятствует осуществлению деятельности предпринимателей и не нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 166-171, 176 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Автономной Некоммерческой Организации «Центр Судебных Экспертиз» о признании незаконными действий Министерства юстиции Российской Федерации по отказу в выдаче разрешения на включение в наименование слова «Всероссийский» и обязании выдать такое разрешение – отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия (изготовления в полном объеме) в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья:

С.М.Андриянова