ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-83053/2023-80-656 от 28.06.2023 АС города Москвы

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. МоскваДело № А40-83053/23-80-656

07 августа 2023 года

Резолютивная часть решения объявлена 28 июня 2023 года

Полный текст решения изготовлен 07 августа 2023 года

Арбитражный суд города Москвы в составе:

Председательствующего судьи Пронина А.П.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Петерс М.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело

истец ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ "СОГЛАСИЕ" (129110, <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 16.07.2002, ИНН: <***>)

ответчик ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЛОКОТЕХ-СЕРВИС" (109004, <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 29.06.2010, ИНН: <***>)

о взыскании 1 262 320 руб. 59 коп.

в заседании приняли участие:

от истца: ФИО1 по доверенности № 236/Д от 01.02.2023 г.

от ответчика: ФИО2 по доверенности № 94-ЛТС от 09.03.2022 г.

УСТАНОВИЛ:

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ "СОГЛАСИЕ" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЛОКОТЕХ-СЕРВИС" о взыскании убытков в порядке суброгации в размере 1 262 320 руб. 59 коп.

Истец поддержал заявленные исковые требования в полном объеме.

Ответчик возражал против удовлетворения исковых требований.

Суд, рассмотрев исковые требования, выслушав доводы сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 23 января 2022 года на тракционном пути № 26Д эксплуатационного локомотивного депо Улан-Удэ допущен пожар на секции «Б» тепловоза 2ТЭ116 №1272, который находился в ожидании планового обслуживания в объеме ТО-2.

Согласно акта служебного расследования по случаю события основной причиной возникновения пожара секции «Б» тепловоза 2ТЭ116 №1272 явилось короткое замыкание в силовой цепи возбуждения тяговых электродвигателей кабелей схемный № 526x3, 527x3, в результате чего произошло возгорание обмотки кабелей с дальнейшим распространением пожара по розливам ГСМ в открытую топливомерную горловину. В результате чего произошел взрыв паровоздушной смеси, разгерметизация топливного бака, розлив и возгорание дизельного топлива с дальнейшим возгоранием по всей площади локомотива.

Как установлено протоколом совещания у главного инженера Восточно-Сибирской железной дороги заседание региональной пожарно-технической комиссии от 22.02.2022 г. установлено, что в соответствии с требованиями п. 5.5 регламента по организации служебных расследований, учета пожаров и их последствий в ОАО «РЖД», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» 31 мая 2019 г. № 1079/р, случай пожара отнести по приписке тепловоза за Восточно-Сибирской дирекцией тяги, а вину в его возникновении за Управлением по Восточно-Сибирской железной дороги ООО «ЛокоТех-Сервис».

В результате вышеуказанного пожара, был поврежден Тепловоз 2ТЭ116 № 1272 Б.

Между ООО «СК «Согласие» (страховщик) и ОАО «РЖД» (страхователь) заключен договор на оказание услуг по страхованию железнодорожного подвижного состава № 4030717-0021000-0580586/20КСЖДТ от 06.08.2020 г. на основании правил комбинированного страхования средств железнодорожного транспорта ООО «СК «Согласие» в реакции от 31.05.2019 г.

В связи с вышеуказанным заключенным договором страхования, был выдан полис страхования № 4030717-0021000-0580586/20КСЖДТ/3/46 от 15.12.2021 г.

Срок действия договора страхования с 31 декабря 2021 года по 30 декабря 2022 года.

Согласно п. 1.1 договора страхования, предметом настоящего договора является определение условий страхования железнодорожного подвижного состава страхователя в соответствии с правилами комбинированного страхования средств железнодорожного транспорта.

В соответствии с п. 1.2 договора страхования, страховщик обязуется за плату (страховую премию), установленную в страховых полисах, подлежащих выдаче в рамках договора, при наступлении предусмотренных в договоре событий (страховых случаев), возместить страхователю ущерб, причиненный застрахованному имуществу, вследствие этих событий в пределах страховых сумм, определенных страховыми полисами.

Объектом страхования являются не противоречащие законодательству Российской Федерации имущественные интересы страхователя (выгодоприобретателя), связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом, вследствие его гибели, утраты или повреждения (п. 1.3 договора страхования).

В соответствии с п. 1.4 договора страхования, под имуществом понимается следующий железнодорожный подвижной состав, принимаемый на страхование на условиях настоящего Договора и правил страхования:

по секции 1 – высокоскоростной подвижной состав;

по секции 2 – скоростной подвижной состав;

по секции 3 – тяговый подвижной состав.

01.11.2022 г. ОАО «РЖД» обратилось в ООО «СК «Согласие» (письмо за исх. № 6862/В-СибТ) с заявлением о выплате страхового возмещения по факту произошедшего события, а именно о повреждении локомотива 2ТЭ116 №1272 в результате пожара, произошедшего 23.01.2022 г.

Согласно акта служебного расследования, протокола разбора, протокола совещания, при участии представителей ООО «ЛокоТех-Сервис» факт возгорания на локомотиве 2ТЭ116 №1272 произошедшего 23.01.2022 г. отнести по ответственности за ООО «ЛокоТех-Сервис» филиала ВСЖД.

Материальный ущерб, штрафы, пени и неустойки, связанные с последствиями данного события, отнесены за ООО «ЛокоТех-Сервис».

В соответствии с п. 1 ст. 929 ГК РФ по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).

ООО «СК «Согласие» признало данный случай страховым и на основании заявления ОАО «РЖД» Восточно-Сибирская дирекция тяги, выплатило страховое возмещение в размере 1 942 031 руб. 68 коп., что подтверждается платёжным поручением № 415408 от 26.12.2022г. Возмещенная сумма ущерба с учетом доли ООО «СК «Согласие» составляет 1 262 320 руб. 59 коп.

В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Согласно ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В соответствии с п. 1 ст. 965 ГК РФ к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования.

Поскольку истец возместил ущерб страхователю, к нему перешло право требования возмещения вреда к его причинителю в пределах выплаченной суммы.

Согласно ст. 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения и т.п.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности.

Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).

Таким образом, ответчик является лицом, ответственным за возмещение вреда, причиненного в указанном событии.

Довод ответчика о том, что выводы о виновности ООО «ЛокоТех-Сервис» основаны на документах ОАО «РЖД», то есть заинтересованного лица, не соответствует фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам, в том числе, в связи с тем, что в комиссию по расследованию события входило уполномоченное лицо – представитель федерального государственного предприятия.

Порядок расследования инцидентов/происшествий на железнодорожном транспорте регламентирован Приказом Минтранса России от 18.12.2014 г. № 344 (ред. от 01.06.2018 г.) «Об утверждении Положения о классификации, порядке расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.02.2015 г. № 36209) (далее-Приказ № 344):

П. 7 Приказ № 344:

при возникновении событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, указанных в пунктах 4 и 5 настоящего Положения, субъектом железнодорожного транспорта формируется комиссия по расследованию из числа работников субъекта железнодорожного транспорта с приглашением заинтересованных и (или) причастных владельцев железнодорожного подвижного состава, в том числе перевозчиков.

Согласно абзацу 3 пункта 7 Положения № 344 решения, принятые комиссией Ространснадзора, являются обязательными для исполнения субъектами железнодорожного транспорта.

П. 8 Приказа 344:

задачами расследования транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, являются в том числе выявление причин транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, оформление материалов расследования и их представление в Ространснадзор или его территориальные органы.

Порядок образования и организации работы комиссий ОАО «РЖД» по расследованию нарушений безопасности движения (во исполнение требований Приказа № 344) регламентирован положением об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре ОАО «РЖД», утвержденном распоряжением ОАО "РЖД" от 21.08.2017 г. № 1697р.

Таким образом, действующим законодательством строго регламентирован порядок расследования происшествий на железнодорожном транспорте:

Приказ Минтранса России от 18.12.2014 г. № 344;

Положение об организации расследования и учета транспортных происшествий утвержденное распоряжением ОАО «РЖД» от 21.08.2017 г. № 1697р во исполнении Приказа № 344.

В соответствии с указанным порядком расследования происшествий на железнодорожном транспорте, ОАО «РЖД» была создана комиссия по расследованию события:

- с привлечением уполномоченного должностного лица - заместителя начальника Улан-Удэнского отряда по пожарно-технической части Федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» ФИО3

- с привлечением заинтересованного/причастного лица - ООО «ЛокоТех-Сервис».

28.01.2022 г. Заключением о непосредственной причине пожара заместителем начальника Улан-Удэнского отряда по пожарно-технической части Федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» ФИО3 установлено, что причиной пожара является короткое замыкание.

28.01.2022 г. Комиссией по расследованию в акте служебного расследования пожара, подписанным в том числе государственным компетентным органом в лице заместителя начальника Улан-Удэнского отряда по пожарно-технической части Федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» ФИО3 установлено, что в нарушение требований руководства по ТО и TP ТЭ116 ИО локомотивов серии 2ТЭ116, сервисным локомотивным депо при проведении восстановления изоляционных свойств кабелей вместо замены неисправных кабелей была произведена обмотка неисправных кабелей изоляционным материалом типа «лакоткань».

Данный случай стал возможен вследствие нарушения требования пункта 1.6, 2.4 4 инструкции ЦТ-РТ16Т от 17.02.1999 г. в части не проведения замены неисправных кабелей схемный № 526x3, 527x3.

В соответствии с пунктом 5.5 регламента по организации служебных расследований, учета пожаров и их последствий в ОАО «РЖД, утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» № 1079р от 31.05.2019 года случай пожара на локомотиве 2ТЭ116 №1272 секция Б приписки эксплуатационного локомотивного депо Улан-Удэ Восточно Сибирской дирекции тяги на станции Улан-Удэ учесть за эксплуатационным локомотивным депо Улан-Удэ Восточно-Сибирской дирекции тяги, по ответственности за сервисным локомотивным депо Улан-Удэнским структурным подразделением управления по Восточно-Сибирской железной дороги ОН «Восточной Полигон» филиала ООО «ЛокоТех».

07.02.2022 г. Протоколом совещания у начальника Восточно-Сибирской дирекции тяги «О рассмотрении материалов служебного расследования пожара, произошедшего 23.01.2022 года на секции «Б» тепловоза 2ТЭ116 № 1272» установлено, что работа по обеспечению требований пожарной безопасности на тяговом подвижном составе со стороны работников эксплуатационного локомотивного депо Улан-Удэ организована неудовлетворительна.

В соответствии с пунктом 5.5 регламента по организации служебных расследований, учета пожаров и их последствий в ОАО «РЖД, утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» №1079р от 31.05.2019 года случай пожара на локомотиве 2ТЭ116 № 1272 секция «Б» приписки эксплуатационного локомотивного депо Улан-Удэ Восточно — Сибирской дирекции тяги на станции Улан-Удэ учесть по учёту за эксплуатационным локомотивным депо Улан-Удэ Восточно - Сибирской дирекции тяги, по ответственности за сервисным локомотивным депо Улан-Удэнским структурным подразделением управления по Восточно-Сибирской железной дороги ОП «Восточной Полигон» филиала ООО «ЛокоТех».

22.02.2022 г. Протоколом совещания у главного инженера Восточно-Сибирской железной дороги заседание региональной пожарно-технической комиссии решено - случай пожара отнести по приписке тепловоза за Восточно-Сибирской дирекцией тяги, а вину в его возникновении за управлением по ВСЖД ООО «ЛокоТех-Сервис».

Таким образом ОАО «РЖД» не является заинтересованным лицом, ОАО «РЖД» проводит указанное расследование не в целях получения страховой выплаты, а на основании Приказа Минтранса России от 18.12.2014 г. № 344, результаты расследования передаются в Ространснадзор и являются обязательными для исполнения субъектами железнодорожного транспорта, в настоящем деле для ООО «ЛокоТех-Сервис».

Также следует учесть, что порядок образования и организации работы комиссий ОАО «РЖД» по расследованию нарушений безопасности движения установлен положением об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре железнодорожного транспорта, принадлежащей ОАО "РЖД".

В силу пункта 21 Распоряжения результаты работы комиссии ОАО "РЖД" оформляются техническим заключением, составленным в соответствии с нормативными документами ОАО "РЖД".

Пунктом 23 установлено, что Члены комиссии ОАО "РЖД", являющиеся уполномоченными представителями сторонних организаций, в случае несогласия с выводами, сделанными в техническом заключении, свое обоснованное особое мнение (заверенное их подписями) вместе с техническим заключением направляют председателю комиссии ОАО "РЖД" и в территориальный орган Ространснадзора, находящийся в пределах региона транспортного обслуживания железных дорог, для проведения дополнительного расследования. Решения, принятые комиссией Ространснадзора, в таких случаях являются обязательными для исполнения ОАО "РЖД".

На основании пункта 39 Распоряжения основанием для пересмотра учета допущенного нарушения безопасности движения являются:

1) решения судебных органов или предписания Ространснадзора, вынесенные в установленном порядке;

2) решение заместителя генерального директора ОАО "РЖД", курирующего вопросы безопасности движения, при выявлении необъективности учета нарушения безопасности движения или некорректного отнесения ответственности за его возникновение;

3) рекламационные документы с удовлетворенной претензией, оформленные функциональным филиалом ОАО "РЖД", дочерним обществом, заключившим хозяйственный договор (за исключением договора перевозки), в ходе выполнения: мероприятий рекламационно-претензионной работы ОАО "РЖД", составленные и зарегистрированные в единой автоматизированной системе рекламационно-претензионной работы ОАО "РЖД" (ЕАСАПР РЖД).

Таким образом, актом служебного расследования пожара от 28.01.2022 г. установлены нарушения, допущенные ООО «ЛокоТех-Сервис» связанных с проведением ремонтных работ, приведших к возникновению пожара в тепловоза 2ТЭ116 № 1272.

Выводы комиссии не оспорены решениями судебных органов или предписаниями Ространснадзора, вынесенными в установленном порядке.

В соответствии со ст.ст. 102 и 110 АПК РФ госпошлина по иску относится на ответчика.

С учетом изложенного, на основании ст.ст. 15, 929, 965, 1064, 1079 ГК РФ, руководствуясь ст.ст. 102, 110, 167-171, 176, 180, 181 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЛОКОТЕХ-СЕРВИС" в пользу ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ "СОГЛАСИЕ" убытки в порядке суброгации в размере 1 262 320 (Один миллион двести шестьдесят две тысячи триста двадцать) руб. 59 коп., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 25 623 (Двадцать пять тысяч шестьсот двадцать три) руб.

Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия.

Судья Пронин А.П.