ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-83998/18-140-2959 от 26.08.2019 АС города Москвы

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Москва                                                                  Дело № А40-83998/18-140-2959

30 августа 2019 г.

Резолютивная часть решения объявлена: 26 августа 2019 года

Полный текст решения изготовлен: 30 августа 2019 года

Арбитражный суд в составе судьи Паршуковой О.Ю.

При ведении протокола судебного заседания секретарем с/заседаний Крюковских АА.А.  

с участием сторон по Протоколу судебного заседания от 26.08.2019  г.

 от заявителя – ФИО1, дов. б/н от 05.08.2019 г., паспорт, ФИО2, дов. б/н от 05.08.2019 г., дов. б/н от 05.08.2019 г., удостоверение адвоката №4462

от ответчика-Лобанова Т.Е. доверенность от 04.04.2019г. б/н, удостоверение; ФИО3 доверенность от 22.07.2019г. № б/н, паспорт, ФИО4, дов. б/н от 13.08.2019 г., удостоверение.

Рассмотрел  в судебном заседании дело по заявлению ООО «Меркурий+» (ОГРН <***>, 173000, г. Великий Новгород, Новгородская обл., ул. Михайлова, 42)

К ответчику ИФНС России № 33 по г. Москве (125373, <...> домовладение 3)

О признании недействительным решение 

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Меркурий»   обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением, о признании недействительным решения № 12-08/54278 от 23.01.2018г. вынесенное ИФНС России № 33 по г. Москве о привлечении  к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного ст. 122 НК РФ, о начислении недоимки в соответствии со ст. 378.2 главы 30 2Налог на имущество организаций» для уплаты в бюджет налога на имущество организаций в размере 13 595 784 руб. и пеней в размере 1 174 974,35 руб., штрафа в размере 2 719 156,80 руб.

Заявитель в судебном заседании требования поддерживал в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении и письменных пояснениях.

Налоговый орган  в судебном заседании возражал против удовлетворения требований Заявителя по доводам, изложенным в отзыве и письменных пояснениях с учетом позиции Верховного суда РФ, изложенной в Определении от 19.07.2019г. № 305-КГ18-17303 по делу № А40-83998/18 в порядке ст. 81 АПК РФ.

Суд, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, считает заявленные требования подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.

По результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2016г. составлен акт камеральной налоговой проверки от 12.07.2017г. № 13-08/740071 и вынесено решение № 12-08/54278 от  23.01.2018г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения , согласно которому обществу доначислен налог на имущество организаций, в размере 13 595 784 руб., начислены пени в размере  1 174 974,35 руб., а также общество привлечено к ответственности в соответствии с п.1 ст. 122 НК РФ, в размере штрафа 2 719 156,80 руб.

Заявитель, не согласившись с решением налогового органа, обратился с апелляционной жалобой в УФНС России по г. Москве.

Управление решением № 21-19/064246 от 29.03.2018г. оставило жалобу общества без удовлетворения.

Основанием для привлечения Общества к налоговой ответственности послужили материалы камеральной налоговой проверки по налогу на имущество организаций за период с 01 января 2016 года по 31 декабря 2016 года.

В ходе проверки было установлено, что ООО «Меркурий+» на праве собственности принадлежит нежилое здание, расположенное по адресу <...> (кадастровый номер 77:08:0005001:1040).

Постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» был утвержден Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, в данный перечень вошло также здание, принадлежащие Обществу на праве собственности.

При исчислении налога на имущество Общество в качестве налогооблагаемой базы применило кадастровую стоимость здания  утвержденную Постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года № 688-ПП «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства». Настоящим постановлением были утверждены результаты кадастровой оценки объектов капитального строительства на дату 01 января 2014 года , постановление вступило в силу с 01 января 2015 года.

Указанным постановлением кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 77:08:0005001:1040 была установлена в размере 504 497 867,29 руб.

Кадастровая стоимость объектов капитального строительства, утвержденная на основании Постановления Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 688-ПП действовала в период с 01 января 2015 года по 31 декабря 2015 года и с 01 января 2016 года по 31 декабря 2016 года.

Очередные результаты кадастровой оценки объектов капитального строительства были утверждены Постановлением Правительства Москвы от 29.1 1.2016 года № 790-ПП «Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 г.», кадастровая стоимость здания с кадастровым номером 77:08:0005001:1040 утверждена в размере 1 049 931 193,76 руб.

В соответствии с ч. 1 ст. 24.12 Федерального закона от  29.07.1998г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка (далее -дата проведения последней государственной кадастровой оценки).

Постановление Правительства Москвы от 21.11.2014 года № 688-ПП и Постановление Правительства Москвы от 29.11.2016 года № 790-ПП соответствуют периодичности проведения кадастровой оценки объектов капитального строительства исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в городах федерального значения, согласно требованиям части 1 ст. 24.12 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», а именно «не чаще чем один раз в течении двух лет».

Аналогичная правовая позиция по вопросам периодичности проведения кадастровой оценки объектов капитального строительства исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в городах федерального значения изложена также в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», где суд указал, что согласно абзацу первому статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.

Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ).

Постановлением Правительства Москвы от 26.12.2016 г. N 937-ПП были внесены изменения в Постановление Правительства Москвы от 21.11.2014 года N 688-ПП, касающиеся в том числе и спорною объекта недвижимости , принадлежащего Обществу на праве собственности с кадастровым номером 77:08:0005001:1040.

В Приложении к данному Постановлению перечислены новые сведения о кадастровой стоимости ряда объектов недвижимого имущества по спорному объекту , где кадастровая стоимость спорного объекта определена в размере 1 550 327 347. 89 руб.

Основанием для изменения кадастровой стоимости объекта недвижимости послужило Решение Комиссии от 29 ноября 2016 года № 51-7416/2016 по рассмотрению споров о результатах определении кадастровой стоимости, в результате рассмотрения заявления представителя департамента городского имущества города Москвы «о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости» Комиссией было принято решение пересмотреть результаты определения кадастровой стоимости , в результате чего была установлена новая стоимость объекта недвижимого имущества в размере 1 550 327 347, 89 руб.

Таким образом Налоговый орган при проведении камеральной проверки правильности исчисления и уплаты налога на имущество организации за период с 01 января 2016 года по 31 декабря 2016 года, а далее при вынесении решения о привлечении к налоговой ответственности начисляя недоимку по налогу пришел к выводу , что в спорный период Общество должно было исчислять и уплатить налог на имущество организации на основании кадастровой стоимости здания, определенной Постановлением Правительства Москвы от 26.12.2016 N 937-ПП , при этом налоговый орган посчитал , что результаты кадастровой оценки , утвержденные Постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 688-ПП «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства» не применимы в спорный налоговый период.

В соответствии со ст. 24.11 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» Для целей настоящего Федерального закона под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в себя: принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости (далее -исполнитель работ) и заключение с ним договора на проведение оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Как указывалось выше в соответствии с требованиями части 1 ст. 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет.

В соответствии со ст. 24.14 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» Для проведения работ по определению кадастровой стоимости привлекаются на конкурсной основе лица, имеющие право на заключение договора на проведение оценки, в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

При формировании перечня объектов капитального строительства и определения их кадастровой стоимости ДГИ г. Москвы был привлечен определенный исполнитель , который установил кадастровую стоимость спорного здания на дату 01 января 2014 года в размере 504 497 867,29 руб. руб., оценка была утверждена Постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 688-ПП «Об утверждают, результатов    государственной    кадастровой    оценки    объектов «капитального строительства».

На дату 01 января 2016 года кадастровая стоимость была установлена в размере 1 049 931 193,76 руб., данная оценка была утверждена Постановлением Правительства Москвы от 29.11.2016 года № 790-ПП «Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 г.»

Таким образом у налогового органа на момент проведения камеральной проверки , вынесения оспариваемого решения в распоряжении были результаты кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости на одну и туже дату - 01 января 2016 года:

•согласно Постановления Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 688-ПП . которое охватывало период действия с 01 января 2015 года по 31 декабря 2015 года; с 01 января 2016 года по 31 декабря 2016 года в размере 504 497 867,29 руб.

•согласно Постановления Правительства Москвы от 29.11.2016 года № 790-ПП . которым была утверждена кадастровая стоимость здания на дату 01 января 2016 года в размере 1 049 931 193,76 руб.,

•согласно Постановления Правительства Москвы от 26.12.2016 N 937-ПП, которым была увеличена кадастровая стоимость здания и на дату - 01 января 2016 года составила 1 550 327 347, 89 руб.

Одному и тому же объекту недвижимого имущества на одну и ту же дату - 01 января 2016 года были даны три разные оценки кадастровой стоимости, что прямо противоречит закону.

В соответствии со ст. 378.2 Налогового Кодекса РФ Налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства. Закон субъекта РФ, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1,2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, может быть принят только после утверждения субъектов РФ в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

 Изменение кадастровой стоимости объектов налогообложения в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие исправления ошибок, допущенных при определении его кадастровой стоимости, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была применена ошибочно определенная кадастровая стоимость.

В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Налоговый кодекс, часть 2 пункта 15 ст. 378.2. Налогового Кодекса РФ допускает единственное основания для изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения - вследствие исправления ошибок, допущенных при определении его кадастровой стоимости.

О необходимости наличия «ошибки, допущенной при определении его кадастровой стоимости» и возможности применения положений части 2 пункта 15 ст. 378.2 НК РФ указано в правовой позиции , изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 20 декабря 2016 г. N 2671-0, где суд пришел к выводу, что Федеральный закон от 4 октября 2014 года N 284-ФЗ, регулирует вопросы учета измененной кадастровой стоимости для целей обложения налогом на имущество организаций: измененный размер кадастровой стоимости учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была допущена техническая ошибка. Схожее регулирование до вступления в силу названного Федерального закона содержалось в статье 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", предусматривающей порядок внесения результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

 Определением Арбитражного суда по делу № А40-83998/18-140-2959 производство было приостановлено  до вступления в законную силу решения Московского городского суда по административному делу № 3а-3533/18 по административному исковому  заявлению о признании недействующим пункта 3 постановления Правительства Москвы от 26.12.2016г. № 937-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 21.11.2014г. № 688-ПП» и результатов рассмотрения Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда РФ кассационной жалобы ООО «ЮМАКС»  на  судебные акты по делу № А40-232515/17.

Решением Московского городского суда от 31.10.2018г. 3а-3533/18 признании недействующим п.3 постановления Правительства Москвы № 937-ПП 2О внесении изменений в постановления Правительства Москвы  от даты № 688-ПП» со дня его принятия в той мере, в какой он применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в случаях увеличения кадастровой стоимости объектов недвижимости. (Приложение № 1)

В Постановлении по делу А40-232515/2017 от 19 июля 2019 года суд указал, что при новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенную в настоящем определении правовую позицию, предложить обществу и налоговому органу представить сведения о достоверной стоимости спорного здания для целей исчисления налога за 2016 год, при необходимости решить вопрос о назначении экспертизы по вопросу об определении рыночной стоимости здания, принять законный и обоснованный судебный акт.

Следовательно, при рассмотрении настоящего дела, необходимо установить достоверность кадастровой стоимости здания с кадастровым номером 77:08:0005001:1040 по состоянию на 01 января 2016 года.

Решением Московского городского суда от 13 июля 2018 года по делу № За-600/2018 кадастровая стоимость здания с кадастровым номером 77:08:0005001:1040 по состоянию на 01 января 2016 года установлена в размере 605 533 000 руб. и применяется к налоговым правоотношениям на период 2017 года.

Кадастровая стоимость здания с кадастровым номером 77:08:0005001:1040 на налоговый период 2015, 2016 г.г. ООО «Меркурий+» не оспаривалась, Постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года № 688-ПП «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства» кадастровая стоимость здания утверждена в размере 504 497 867,29 руб.

Согласно заключению судебной оценочной экспертизы № 4921-ЗЭ/2018 от 18.05.2018 г., подготовленному ООО «Агентство «Русспромоценка» в рамках дела № За-600/2018, кадастровая стоимость здания по состоянию на 01 января 2016 года составляет 605 533 000 руб.

Кадастровая стоимость, утвержденная 688-пп на 01.01.14 г. в размере 504 497 867,29 руб. и кадастровая стоимость, установленная решением суда на 01.01.16 г. в размере 605 533 000 руб. соразмерны, соответствуют рыночной стоимости здания.

Стоимость здания, установленная № 937-пп на 01.01.14 г. в размере 1 550 327 347, 89 руб. значительно превышает стоимость здания, утвержденную, в том числе, решением суда, что подтверждает доводы заявителя о незаконности применения налоговым органом кадастровой стоимости, утвержденной Постановлением Правительства № 937-пп.

Таким образом, с учетом определения Верховного суда РФ от 19.07.2019г. по делу № А40-232515/17., суд в части  требований о признании недействительным решения  от 23.01.2018г. № 12-08/54278 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на имущество организации в размере 7 871 929 руб., а также соответствующие им суммы пени в размере 114 839 руб. 36 коп., штрафа в размере 262 691 руб. 40 коп. отказывает и признает недействительным решение от 23.01.2018г. № 12-08/542 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на имущество организаций в размере 5 723 855 руб.. а также соответствующие им суммы пени в размере  1 060 134 руб. 99 коп., штрафа в размере 2 456 465 руб. 40 коп.

По положениям статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд распределяет судебные расходы.

Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В соответствии со статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным расходам отнесена государственная пошлина.

Ввиду удовлетворения требований заявителя частично  судебные расходы по уплате государственной пошлины распределяются пропорционально удовлетворенным требованиям.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Требования удовлетворить частично.

Признать недействительным Решение от 23.01.2018 г. № 12-08/54278 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на имущество организаций в размере 5 723 855 руб., а также соответствующие им суммы пени в размере 1 060 134 руб.. 99 коп., штрафа в размере 2 456 465 руб. 40 коп. , вынесенное ИФНС России № 33 по г. Москве в отношении ООО «Меркурий+», как не соответствующее ч.II НК РФ.

В остальной части требований о признании  недействительным Решение от 23.01.2018 г. № 12-08/54278 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на имущество организаций в размере 7 871 929 руб., а также соответствующие им суммы пени в размере 114 839 руб.. 36 коп., штрафа в размере 262 691 руб. 40 коп. отказать.

Взыскать с ИФНС России  № 33 по г. Москве в пользу  общества  с ограниченной ответственностью «Меркурий+» расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 (три тысячи) руб.

Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья:                                                                                                  О.Ю. Паршукова