ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-84081/17-84-764 от 22.08.2017 АС города Москвы

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Москва

Резолютивная часть решения объявлена 22 августа 2017 г.

Полный текст решения изготовлен 28 августа 2017 г

Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Сизовой О.В.,

при ведении протокола секретарем  судебного заседания Сочневой А.А.,

рассмотрев  в открытом судебном заседании дело

по   заявлению: ООО «АлтайРудаМеталл»

к ответчику:  Федеральному агентству по недропользованию

третье лицо: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Алтайскому краю и Республике Алтай

о признании незаконным и отмене решения о досрочном прекращении права пользования недрами на основании лицензии ГОА 00261 TP с целевым назначением «Разведка и добыча висмутсодержащих медно-кобальтовых руд участка Западный Кара-Кульского рудопроявления в Республике Алтай, оформленное Приказом №57 от 07.02.2017 года

при участии в судебном заседании:

от заявителя: не явился, извещен;

от ответчика: ФИО1 (паспорт, дов.№ ЕШ/01-32/10213 от 29.08.2016г.);

от третьего лица: не явился, извещен;

УСТАНОВИЛ:

В судебном заседании объявлялся перерыв с15.08.2017 г. по 22.08.2017 г., о чем имеется запись в протоколе судебного заседания.

ООО «АлтайРудаМеталл» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением кФедеральному агентству по недропользованию о признании незаконным и отмене решения  о досрочном прекращении права пользования недрами на основании лицензии ГОА 00261 TP с целевым назначением «Разведка и добыча висмутсодержащих медно-кобальтовых руд участка Западный Кара-Кульского рудопроявления в Республике Алтай, оформленное Приказом №57 от 07.02.2017 года.

В судебном заседании заявитель (до перерыва) поддержал заявленные требования.

Ответчик в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения требований заявителя по основаниям, указанным в письменном отзыве, со ссылкой на то, что оспариваемый отказ приказ является законными и обоснованными, вынесенным в пределах компетенции ответчика.

Третье лицо в судебное заседание не явился, возражал против удовлетворения требований заявителя по основаниям, указанным в письменном отзыве, представленном через канцелярию суда.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы лиц, явившихся в судебное заседание, оценив представленные доказательства, суд признаёт заявленные требования не подлежащими удовлетворению в связи со следующим.

В соответствии со ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и действий государственных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта, оспариваемых действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В силу части 2 статьи 201 Кодекса основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям.

Таким образом, в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Из материалов дела следует, ООО «АлтайРудаМеталл» является владельцем лицензии на право пользования недрами ГОА 00261 TP с целевым назначением и видами работ разведка и добыча висмутсодержащих медно-кобальтовых руд участка Западный Кара-Кульского рудопроявления. Срок действия лицензии - 20.12.2030 (далее - Лицензия).

Решением Федерального агентства по недропользованию досрочно прекращено право пользования недрами на основании лицензии ГОА 00261 TP с целевым назначением и видами работ разведка и добыча висмутсодержащих медно-кобальтовых руд участка Западный Кара-Кульского рудопроявления в Республике Алтай, оформленного приказом № 57 от 07.02.2017.

Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходит из следующего.

ООО «АлтайРудаМеталл» является владельцем лицензии на право пользования недрами ГОА 00261 TP с целевым назначением и видами работ разведка и добыча висмутсодержащих медно-кобальтовых руд участка Западный Кара-Кульского рудопроявления. Срок действия лицензии - 20.12.2030 (далее - Лицензия).

Условия пользования недрами установлены Лицензионным соглашением об условиях пользования недрами с целью разведки и добычи висмутсодержащих медно-кобальтовых руд участка Западный Кара-Кульского рудопроявления, являющимся Приложением № 1 к лицензии ГОА 00261 TP (далее - Лицензионное соглашение).

Так в соответствии с п. 1.2 раздела 1 Лицензионного соглашения, право пользования недрами на лицензионном участке предоставлено недропользователю в соответствии со ст. 10.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 V 2595-1 О недрах» (далее - Закон РФ «О недрах»), на основании решения аукционной комиссии от 16.12.2005 и приказа ГорноАлтайскнедра от 16.12.2005 № 112 об утверждении результатов аукциона.

Порядок принятия Федеральным агентством по недропользованию решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр установлен Административным регламентом Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий, и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденным Приказом Минприроды РФ от 29.09.2009 №315 (далее-Административный регламент).

В соответствии с пп. 3 п. 95 Административного регламента основанием для начала осуществления административных процедур в рамках исполнения государственной функции по осуществлению принятия решений о досрочном прекращении права пользования участками недр являются представления уполномоченных контрольных и надзорных органов в соответствии с их компетенцией, определяемой законодательством Российской Федерации.

Так, в Федеральное агентство по недропользованию поступило письмо прокуратуры Республики Алтай от 30.07.2015 № 7-08-2015, в котором сообщено о допущенных по лицензии ГОА 00261 TP нарушениях ООО «АлтайРудаМеталл».

В ходе прокурорской проверки установлены следующие нарушения Лицензионного соглашения:

1.нарушение п/п. «в» п. 4.1 ч. 4. в соответствии с которым недропользователь обязуется обеспечить «не позднее 3 квартала 2013 завершение разведки участка»;

2.нарушение п/п «г»  п. 4.1 ч. 4. в соответствии с которым недропользователь обязуется обеспечить «не позднее 3 квартала 2014 подготовку в установленном порядке геологического отчета с подсчетом запасов на государственную экспертизу»;

3.нарушение п/п «д» п. 4.1 ч. 4. в соответствии с которым недропользователь обязуется обеспечить согласование технического проекта разработки участка с органами государственного горного надзора и другими заинтересованными ведомствами, проведение экспертизы промышленной безопасности и охраны недр и государственной экологической экспертизы проекта.

Согласно п. 99 Административного регламента принятие Роснедрами и его территориальными органами решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр включает в себя следующие административные процедуры:

а) регистрацию документов, являющихся основанием для начала осуществления административных процедур (далее - документы);

б) рассмотрение полученных документов, подготовка и направление комплекта документов в Комиссию по досрочному прекращению права пользования недрами;

в)           рассмотрение материалов на Комиссии по досрочному прекращению права
пользования недрами и принятие рекомендательного решения;

г)            принятие Роснедрами или его территориальным органом решения о
досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами;

д)           реализацию решения о досрочном прекращении, приостановлении или
ограничении права пользования недрами.

Согласно п. 106 Административного регламента в целях обеспечения объективного, качественного и комплексного анализа документов, связанных с досрочным прекращением, приостановлением или ограничением права пользования недрами, в соответствии с приказом Роснедр образуется постоянно действующий совещательный орган - Комиссия по досрочному прекращению права пользования недрами (далее - Комиссия).

Во исполнение п. п. 104, 105 Административного регламента представленные материалы были рассмотрены в установленном порядке и направлена в Комиссию.

На заседании Комиссии принято решение о выдаче ООО «АлтайРудаМеталл» уведомления от 02.10.2015 № ЕК-04-31/11080 (далее - Уведомление) и возможном досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии ГОА 00261 TP по истечении 12 месяцев если выявленные нарушения не будут устранены, оформленное протоколом заседания Комиссии по рассмотрению вопросов о досрочном прекращении права пользования участками недр от 17.09.2015 № 213.

Как следует из содержания указанного Уведомления, имели место нарушения следующих пунктов Лицензионного соглашения:

-пп. «в» п. 4.1. Лицензионного соглашения, а именно: завершение разведки участка 3 квартал 2013 года;

-пп. «г» п. 4.1. Лицензионного соглашения, а именно: предоставление в срок не позднее 3 квартала 2014 года подготовленного в установленном порядке геологического отчета с подсчетом запасов на государственную экспертизу;

-пп. «д» п. 4.1. Лицензионного соглашения, а именно: согласование технического проекта разработки участка с органами государственного горного надзора и другими заинтересованными ведомствами, проведение экспертизы промышленной безопасности и охраны недр и государственной экологической экспертизы.

В соответствии с п. 110 Админисгративного регламента срок, устанавливаемый в уведомлении на устранение нарушений, не может быть менее 3 месяцев и превышать 12 месяцев, исчисляемых   хаты получения пользователем недр уведомления.

Ответчиком ООО «АлтайРудаМеталл» был предоставлен максимальный срок (который равен 12 месяцам) на устранение нарушений условий пользования недрами по лицензии ГОЛ 00261 ТР.

По истечению срока, установленного в Уведомлении, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Алтайскому краю и Республике Алтай проведена внеплановая документарная проверка по выполнению ООО «АлтайРудаМеталл» Уведомления.

По результатам проведенной проверки был составлен Акт проверки Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды от 30.11.2016 № Н-238-в (далее -Акт проверки), в котором установлено, что нарушения, содержащиеся в Уведомлении Роснедр, не устранены.

На заседании Комиссии по повторному рассмотрению вопросов о досрочном прекращении права пользования участками недр рассмотрены материалы по лицензии ГОА 00261 TP,учтено не устранение нарушений условий пользования недрами, выявленных ранее, а также невыполнение Обществом требований об устранении нарушений, содержащихся в Уведомлении. Как следствие, Комиссией было принято решение о досрочном прекращении права пользования недрами ООО «АлтайРудаМеталл» по лицензии ГОА 00261 TP, в соответствии с п. 2 и п. 3 ч. 2 ст. 20 Закона РФ «О недрах», оформленное протоколом заседания Комиссии от 26.01.2017 № СА-04-56/1-А.

На основании указанного решения Комиссии, Федеральным агентством по недропользованию издан приказ от 07.02.2017 №57 «О досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии ГОА 00261 ТР» (далее - Приказ № 57).

Таким образом. Федеральное агентство по недропользованию выполнило все предусмотренные законодательством о недрах административные процедуры, связанные с прекращением права пользования недрами в установленном законом порядке.

Основания прекращения права пользования недрами предусмотрены в ст. 20 Закона РФ «О недрах». Отмечаем, что в ч. 1 названной нормы закона перечислены основания, влекущие безусловное прекращение права пользования недрами. В свою очередь в ч. 2 приведены обстоятельства, дающие право органам, предоставившим лицензию, рассмотреть вопрос о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами.

Такое разделение оснований досрочного прекращения связано с тем, что определенные обстоятельства, с которыми законодатель связывает безусловное прекращение права пользования недрами, являются наиболее существенными и их возникновение свидетельствует о нарушении базовых принципов законодательства о недрах, в том числе рационального и эффективного пользования недрами (ст. 23 Закона РФ «О недрах»).

При этом за нарушение лицензионных условий, предусмотренных как в ч. 1, так и в ч. 2 ст. 20 Закона РФ «О недрах», наступают одни и те же последствия - право пользования недрами подлежит прекращению.

Как было отмечено выше, условия пользования недрами установлены Лицензионным соглашением об условиях пользования недрами с целью разведки и добычи висмутсодержащих медно-кобальтовых руд участка Западный Кара-Кульского рудопроявления. являющимся Приложением № 1 к лицензии ГОА 00261 ТР.

Федеральным агентством по недропользованию был издан Приказ № 57 на основании п. 2, п. 3 ч. 2 ст. 20 Закона РФ «О недрах».

При этом п. 2 ч. 2 ст. 20 Закона РФ «О недрах» предусматривает возможность досрочного прекращения права пользования недрами в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии.

Кроме этого, в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 20 Закона РФ «О недрах» право пользования недрами может быть досрочно прекращено в случае систематического нарушения пользователем недр установленных правил пользования недрами.

Необходимо отметить, что Заявитель, получая право пользования недрами по лицензии ГОА 00261 ТР, согласился с условием о досрочном прекращении права пользования в случае нарушения существенных условий лицензии.

В соответствии с п. 10.1 Лицензионного соглашения право пользования участком недр прекращается в соответствии со ст. 20 Закона РФ «О недрах» в случае невыполнения условий оговоренных в разделах 4, 5 и 7 Лицензионного соглашения.

Как уже было отмечено выше, согласно Уведомлению имели место нарушения вышеперечисленных разделов, а именно, пункта 4.1. раздела 4 Лицензионного соглашения, что является безусловным основанием для прекращения права пользования участком недр по лицензии ГОА 00261 ТР. На заседании Комиссии по повторному рассмотрению вопросов о досрочном прекращении права пользования участками недр, установлен факт невыполнения ООО «АлтайРудаМеталл» существенных условий пользования недрами.

Обществом не выполнены пункты Лицензионного соглашения и не устранены следующие нарушения:

1. Не выполнено условие п/п. «в» п. 4.1 ч. 4 Лицензионного соглашения, в соответствии с которым недропользователь обязуется обеспечить «не позднее 3 квартала 2013 завершение разведки участка».

Порядок проведения геологоразведочных работ устанавливается Положением о порядке проведение геологоразведочных работ по этапам и стадиям (твердые полезные ископаемые), утвержденным распоряжением Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 05.07.1999 г. №83-р(далее - Положение).

В соответствии с разделом 4 Положения, этап разведки и освоения месторождений подразделяется на две стадии, такие как разведка месторождений и эксплуатационная разведка.   

Согласно п. 4.1 ст. 4 Положения, разведка месторождений осуществляется с целью для проектирования строительства горнодобывающего, а также расширения и укрепления минерально-сырьевой базы действующего реконструируемого горного предприятия. По результатам разведочных работ технико-экономическое обоснование (ТЭО) освоения месторождения.

В соответствии с п. п. 2 и 10 ч. 2 ст. 22 Закона РФ «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых, а также выполнение условий, установленных лицензией.

Ответчику, а так же в ходе рассмотрения дела, Заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие о завершении этапа разведки Лицензионного участка недр, что является нарушением пп. «в» п. 4.1 ч. 4 Лицензионного соглашения и п. п. 2, 10 ч. 2 ст. 22 Закона РФ «О недрах».

Не выполнено условие п/п «г» п. 4.1 ч. 4 Лицензионного соглашения, в
соответствии с которым недропользователь обязуется обеспечить «не позднее 3 квартала 2014 подготовку в установленном порядке геологического отчета с подсчетом запасов на государственную экспертизу».

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 29 Закона РФ «О недрах» в целях создания условий для рационального комплексного использования недр, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование, запасы полезных ископаемых разведанных месторождений подлежат государственной экспертизе.

Согласно ч. 2 ст. 29 Закона РФ «О недрах» предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов.

Доказательств представления геологического отчета с подсчетом запасов на государственную экспертизу не представлено, также отсутствуют доказательства наличия у Заявителя заключения государственной экспертизы о промышленной значимости разведанных запасов полезных ископаемых.

Таким образом, факт наличия нарушения п/п «г» п. 4.1 ч. 4 Лицензионного соглашения, а также положений ст. 29 Закона РФ «О недрах» установлен, что подтверждается фактическими обстоятельствами дела.

Не выполнено условие п/п «д» п. 4.1 ч. 4 Лицензионного соглашения, в
соответствии с которыми недропользователь обязуется обеспечить согласование
технического проекта разработки участка с органами государственного горного надзора и другими заинтересованными ведомствами, проведение экспертизы промышленной безопасности и охраны недр и государственной экологической экспертизы проекта.

В соответствии с ч. 1 ст. 23.2 Закона РФ «О недрах» разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых.

Согласно ч. 2 ст. 23.2 Закона РФ «О недрах» технические проекты и иная проектная документация на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, изменения, вносимые в технические проекты и иную проектную документацию на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр.

Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки  полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами устанавливается Положением о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования ведрами, утвержденным постановлением Правительства РФ от 03.03.2010 № 118 (далее -Положение).

В соответствии с абз. «а» п. 9 Положения комиссия осуществляет согласование проектной документации в отношении твёрдых полезных ископаемых, в том числе согласование проекта опытно-промышленной разработки месторождения, технического проекта разработки месторождения, технического проекта ликвидации или консервации горных выработок, скважин, иных подземных сооружений, технологической схемы первичной переработки минерального сырья.

Недропользователем не представлены доказательства, свидетельствующие о наличии технического проекта освоения Лицензионного участка недр, что является нарушением п/п. «д» п. 4.1 ч. 4 Лицензионного соглашения и ч. 1 ст. 23.2 Закона РФ «О недрах».

На основании вышеизложенного, суд соглашается с выводами ответчика, о том, что ООО «АлтайРудаМеталл» допущены нарушения существенных условий лицензии ГОА 00261 TP, что подтверждается материалами дела. В связи с этим, Федеральным агентством по недропользованию законно и обоснованно издан приказ о досрочном прекращении права пользования недрами.

Суд соглашается с доводом ответчика, что нельзя полагать, что Заявителем предпринимались все зависящие от него меры по устранению нарушений Лицензионного соглашения, поскольку у Общества имеются административные механизмы урегулирования сложившейся ситуации, так Общество могло обратиться, в том числе с заявкой о внесении изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами в части переноса сроков проведения работ разведочных работ, а также представления геологического отчета, и проектной документации.

В связи с этим нельзя считать, что Общество предприняло все необходимые и возможные меры для устранения нарушений содержащихся в Уведомлении.

Общество путем внесения изменений в Лицензионное соглашение могло полностью устранить имеющиеся нарушения, что не было сделано, Общество знало о возможном досрочном прекращении права пользования недрами в случае не устранения нарушений. Вместе с тем, в период действия Уведомления не пыталось устранить нарушение Условий пользования недрами.

При этом, как указано в Заявлении на стр. 5 Общество приступило к устранению нарушений только после принятия решения о досрочном прекращении права пользования недрами и издании оспариваемого приказа. Совершение таких действий полностью противоречит порядку и основаниям проведения процедуры досрочного прекращения права пользования недрами, поскольку нарушения Условий пользования недрами необходимо устранять в период действия Уведомления, а не после принятия решения о досрочном прекращении права пользования недрами.

Таким образом, Заявителем в материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что в период действия Уведомления им предпринимались действия по устранению нарушений, содержащихся в Уведомлении.

На основании вышеизложенных обстоятельств, требования Заявителя не подлежат удовлетворению.

Суд не соглашается с доводом ответчика о том, что рассмотрение вопроса об аннулировании лицензии ГОА 00261 TP до истечения срока, установленного в предписаниях нарушает права общества и является мерой необоснованно ограничивающей право Общества на устранение нарушений в пределах предоставленного срока, в связи со следующим.

Управлением Росприроднадзора по Алтайскому Краю и Республике Алтай проведена проверка выполнения ООО «АлтайРудаМеталл» уведомления Роснедр от 02.10.2015 №ЕК-04-31/11080 в части устранения нарушений условий пользования недрами по лицензии ГОА 00261 ТР. По результатам проверки составлен акт от 30.11.2016 № Н-238-в, а также выданы предписания: от 30.11.2016 № Н-238-в/1 со сроком исполнения до 16.10.2017, № Н-238-в/2 со сроком исполнения до 16.04.2018; № Н-238-в/3 со сроком исполнения до 01.04.2019.

Сроки для устранения нарушений, установленные в Уведомлении Роснедр и предписаниях Росприроднадзора не взаимосвязаны и относятся к исполнения разных государственных функций. Более того, согласно существующей судебной практике прекращение права пользования недрами до истечения срока, установленного в предписаниях Росприроднадзора, является законным и соответствующим действующему законодательству. Так, указанная позиция изложена в судебных актах по делам А40-76705/2016, А40-77686/2012, А10-5053/2011, А58-1811/2010.

Кроме того, согласно п. 103 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по осуществлению государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденного приказом Минприроды от 29.06.2012 № 196, в случае поступления уведомления Роснедр о допущенных нарушениях с указанными сроками для устранения нарушений предписание должно быть выдано на срок, указанный в уведомлении Роснедр.

Суд отмечает, что вышеуказанные предписания отменены руководителем  Управления Росприроднадзора, в связи с их несоответствием  п. 1 ч.1 ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Суд не соглашается с доводом Заявителя, о том, что п/п «в», «г», «д» п. 4.1 ч. 4 Лицензионного соглашения не являются существенным условиями лицензиями, в связи со следующим.

Вопрос о понятии «существенные условия лицензии» был предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации. Так, Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 09.03.2017 № 565-0 указал что, «"нарушений существенных условий лицензии" - констатировано, что действующее нормативное регулирование не определяет содержание понятия "существенные условия лицензии" и что в лицензионном соглашении к лицензии на Макаровское месторождение существенные условия указаны не были; в пункте 4.5 данного соглашения лишь предусматривалось, что право пользования недрами может быть прекращено при нарушении условий данного соглашения, любых дополнений к нему, а также при невыполнении основных положений -утвержденного проекта разработки. <...> о правовой неопределенности данного понятия «существенные условия лицензии», это понятие относится к числу оценочных, широко используемых в законодательной технике, и в силу особенностей, которые могут быть присущи каждому участку недр (геологических, географических, климатических, экономических и т.п.), не представляется возможным дать единое нормативное определение термина "существенные условия лицензии". На практике при выдаче лицензни Федеральное агентство по недропользованию и его территориальные органы указывают непосредственно в прилагаемых к лицензии условиях пользования недрами (ранее - в лицензионных соглашениях), какие из них относятся к "существенным" для целей применения норм Закона Российской Федерации "О недрах", в частности норм о досрочном прекращении права пользования недрами. Выбранный Федеральным агентством по недропользованию в последние несколько лет подход к данному вопросу, предполагающий отнесение в условиях пользования недрами (лицензионных соглашениях) тех или иных условий к существенным путем прямого их перечисления, представляется отвечающим интересам недропользователей».

Так, согласно п. 10.1 Лицензионного соглашения право пользования участком недр прекращается в соответствии со ст. 20 Закона РФ «О недрах» в случае невыполнения условий оговоренных в разделах 4, 5 и 7 Лицензионного соглашения. В связи с этим, условия, установленные в разделах 4,5, 7 Лицензионного соглашения является «существенными условиями лицензиями» для целей их применения к ст. 20 Закона Российской Федерации «О недрах».

В связи с этим, Федеральным агентством по недропользованию законно и обоснованно принято решение о досрочном прекращении права пользовании недрами на основании пп. 2 ч. 2 ст. 20 Закона РФ «О недрах».

Кроме этого, позиция о законности действий Роснедр в части досрочного прекращения права пользования недрами при неисполнении условий лицензионного соглашения подтверждается обширной практикой судов по делам: № АЗЗ-13966/2011, А40-78470/2014, А40-127611/2012. А40-77686/12, А40-171391/2015, А40-173733/2015. А40-177112/2014 и др.

В частности, в Определении ВАС РФ от 10.09.2013 № ВАС-11945/13 по делу № А40-77686/12 суд указал следующее: «Оценивая фактические обстоятельства спора, суды пришли к выводу о наличии существенных нарушений условий лицензии, поскольку общество в течение установленного в лицензии срока не приступило к пользованию недрами в предусмотренных объемах, а также не устранило выявленные контролирующим органом нарушения в установленный в предписании срок».

Кроме того, важно обратить внимание, что в соответствии с Постановлением Президиума ВАС РФ № 9662/12 от 27.11.2012 досрочное прекращение права пользования недрами по причине нарушения существенных условий лицензионного соглашения не является административным наказанием (актом привлечения к административной ответственности), для проверки законности которого требуется установление наличие вины лица, в отношении которого издан этот акт, как необходимой части состава правонарушения.

Суд не соглашается с доводами общества о то, что последним предпринимались действия по устранению нарушений.

Представленные Обществом документы не подтверждают, что Заявитель устранял нарушения условий пользования недрами в период действия уведомления от 02.10.2015 № ЕК-04-31/11080 (далее - Уведомление). Так, срок устранения нарушений, установленный Уведомлением, составлял 12 месяцев с момента его получения Обществом и истек 21.10.2016.

Так, Обществом представлены Договор на оказание консультационных услуг от 12.08.2013 № 00402/01/001, а также Акт приема-передачи оказанных услуг от 05.12.2013 №01, Договор на проведение программы буровых и вспомогательных работ от 12.08.2013 № 01-08/13-ГРР, паспорта скважин №№ 174-181, 183-219, которые были пробурены в октябре-декабре 2013 года, Отчет о технологических исследованиях руд Кара-Кульского месторождения, подготовленный в ноябре 2013 года, Отчет о результатах разведки Западной и оценки Восточной рудных зон Каракульского месторождения медно-висмут-кобальтовых руд с подсчетом запасов по состоянию на 01.01.2015 года.

Таким образом, ни один из представленных документов не свидетельствует о том, что в период действия Уведомления ООО «АлтайРудаМеталл» принимались меры по устранению нарушений условий пользования недрами, указанных в Уведомлении.

Довод заявителя о нарушении порядка направления уведомления о допущенных нарушения Общества, так же не принимается судом в связи со следующим.

В соответствии с абз. 2 п. 109 Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденного приказом Минприроды России от 29.09.2009 № 315 (далее - Административный регламент) должностное лицо структурного подразделения Роснедр или его территориального органа, ответственного за делопроизводство, направляет уведомление о допущенных пользователем недр нарушениях и возможном досрочном прекращении права пользования недрами пользователю недр заказным письмом с уведомлением о вручении, а копию этого уведомления направляет в адрес Росприроднадзора для организации контроля за устранением выявленных нарушений.

Во исполнение указанного пункта Административного регламента Федеральным агентством по недропользованию направлено Уведомление по двум адресам: по юридическому адресу ООО «АлтайРудаМеталл», указанному в Едином государственном реестре юридических лиц: 105187, <...>. ком. 1: а также по месту нахождения конкурсного управляющего ООО «АлтайРудаМеталл» ФИО2: 656049, <...>.

При этом согласно Списку внутренних почтовых отправлений от 05.10.2015 № 304, а также отчетам об отслеживании отправлений с почтовыми идентификаторами 12599390236922 и 12599390236939, Уведомление получено Обществом по обоим адресам.

Кроме того, факт получения Заявителем Уведомления подтверждается Актом проверки Управления Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай от 30.10.2016 № Н-238-в. Так, на стр. 3 указанного акта проверки отмечено, что Уведомление было вручено ООО «АлтайРудаМеталл» 21.10.2015.

Кроме этого в судебном заседании ответчик подтвердил получение уведомления пользователя недрами в установленном порядке.

Таким образом, Федеральным агентством по недропользованию соблюден порядок уведомления пользователя недр о допущенных нарушениях условий пользования недрами и возможном досрочном прекращении права пользования недрами.

В связи с вышеуказанным, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя.

При принятии решения суд также учитывает, что согласно ст. 13 ГК РФ, ч. 1 ст. 198 АПК РФ, пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

В силу статьи 4 АПК РФ за судебной защитой в арбитражный суд может обратиться лицо, чьи права и законные интересы нарушены, а предъявление иска имеет цель восстановления нарушенного права.

В соответствии со  ст.ст. 4, 65 АПК РФ, ст.11 ГК РФ заявитель должен доказать факт нарушения его прав и законных интересов неправомерным решением, действием (бездействием) заинтересованного лица, а также указать, в защиту и на восстановление каких прав предъявлены требования о признании недействительным оспариваемого Решения ответчиков.

Заявителем не указано, какое именно его право было нарушено оспариваемым решенем ответчиков и какое право подлежит восстановлению.

Судом проверены все доводы заявителя, однако, они не опровергают установленные судом обстоятельства и не могут являться основанием для удовлетворения требований.

При изложенных обстоятельствах, арбитражный суд приходит к выводу о законности принятого органом решения, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Расходы по оплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя в порядке ст. 110 АПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 64, 65, 75, 167-170, 176, 180, 181, 197-201 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Проверив на соответствие действующему законодательству, в удовлетворении заявленных требований ООО «АлтайРудаМеталл» полностью отказать.

Решение арбитражного суда может быть обжаловано в течении месяца с даты принятия в Девятый Арбитражный апелляционный суд.

СУДЬЯ                                                                                                                О. В. Сизова