Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Москва Дело № А40- 84352/17-149-831
07 августа 2017 года
Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Кузина М.М.
рассмотрев в порядке упрощенного производства (глава 29 АПК РФ) дело
по заявлению: ФГУП "Почта России"
к ИФНС России № 24 по г. Москве
об оспаривании постановлений от 26.04.2017г. № 772420170411014601 о привлечении к административной ответственности по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, № 772420170411015501 о привлечении к административной ответственности по ч. 6.2 ст. 15.25 КоАП РФ,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
ФГУП «ПОЧТА РОССИИ» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений ИФНС России № 24 по г. Москве от 26.04.2017г. № 772420170411014601 о привлечении к административной ответственности по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, № 772420170411015501 о привлечении к административной ответственности по ч. 6.2 ст. 15.25 КоАП РФ.
Заявление мотивировано отсутствием в действиях общества состава административного правонарушения.
Ответчик представил отзыв на заявление, материалы административного дела.
Определением от 13.06.2017г. заявление принято к производству суда для рассмотрения в порядке упрощенного производства, по правилам главы 29 АПК РФ.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства, в соответствии с ч. 1,2 ст. 227 и ст. 228 АПК РФ, без вызова сторон.
27.07.2017г. изготовлена резолютивная часть решения в порядке ч. 1 ст. 229 АПК РФ.
Согласно ч. 2 ст. 229 АПК РФ по заявлению лица, участвующего в деле, по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение.
Заявление о составлении мотивированного решения арбитражного суда может быть подано в течение пяти дней со дня размещения решения, принятого в порядке упрощенного производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
29.07.2017г. резолютивная часть решения от 27.07.2017г. размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
31.07.2017г. от заявителя поступило заявление об изготовлении мотивированного решения.
Таким образом, заявителем соблюден пятидневный срок для подачи заявления об изготовлении мотивированного решения.
От заявителя через канцелярию Арбитражного суда г. Москвы поступило ходатайство о рассмотрении дела по общим правилам судопроизводства.
Исследовав материалы дела, суд признал ходатайство о рассмотрении дела по общим правилам судопроизводства не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд выносит определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства или по правилам административного судопроизводства, если в ходе рассмотрения дела в порядке упрощенного производства удовлетворено ходатайство третьего лица о вступлении в дело, принят встречный иск, который не может быть рассмотрен по правилам, установленным настоящей главой, либо если суд, в том числе по ходатайству одной из сторон, пришел к выводу о том, что:
1) порядок упрощенного производства может привести к разглашению государственной тайны;
2) необходимо провести осмотр и исследование доказательств по месту их нахождения, назначить экспертизу или заслушать свидетельские показания;
3) заявленное требование связано с иными требованиями, в том числе к другим лицам, или судебным актом, принятым по данному делу, могут быть нарушены права и законные интересы других лиц;
4) рассмотрение дела в порядке упрощенного производства не соответствует целям эффективного правосудия, в том числе в случае признания судом необходимым выяснить дополнительные обстоятельства или исследовать дополнительные доказательства.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 62 "О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел" (пункт 2) обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела в порядке упрощенного производства, указанные в части 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, могут быть выявлены только в ходе рассмотрения этого дела после принятия искового заявления, заявления к производству, а не одновременно с его принятием, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1 части 5 этой статьи. В случае выявления таких обстоятельств арбитражный суд выносит определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства или по правилам административного судопроизводства и указывает в нем действия, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроки совершения этих действий (часть 6 статьи 227 Кодекса), то есть переходит к подготовке дела к судебному разбирательству, осуществляемой в соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 135 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Названное определение может быть вынесено в том числе по результатам рассмотрения арбитражным судом ходатайства стороны, указавшей на наличие одного из обстоятельств, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 5 статьи 227 Кодекса, в случае его удовлетворения.
В определении о рассмотрении дела по общим правилам искового производства или по правилам административного судопроизводства должно содержаться обоснование вывода арбитражного суда о невозможности рассмотрения дела в порядке упрощенного производства; обжалование такого определения Кодексом не предусмотрено.
Арбитражный суд города Москвы в процессе рассмотрения настоящего дела не установил наличия предусмотренных частью 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для рассмотрения дела по общим правилам искового производства.
Рассмотрев материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании ст.71 АПК РФ, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 6, 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Судом проверено и установлено, что десятидневный срок, предусмотренный ч. 2 ст. 208 АПК РФ, ст. 30.3 КоАП РФ для обжалования решения административного органа о привлечении к административной ответственности, заявителем не пропущен.
В соответствии с ч. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с ч.1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, Федеральная налоговая служба, в том числе осуществляет функции органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.
Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы - управления по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции, инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции межрайонного уровня, составляющие единую централизованную систему налоговых органов.
Как следует из материалов дела, постановлением от 26.04.2017г. № 772420170411014601 ФГУП «Почта России» привлечено к административной ответственности по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, постановлением № 772420170411015501 ФГУП «Почта России» привлечено к административной ответственности по ч. 6.2 ст. 15.25 КоАП РФ.
Не согласившись с постановлениями о привлечении к административной ответственности, Предприятие обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя, суд исходит из следующего.
В соответствии с ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок, неуведомление в установленный срок финансовым агентом (фактором) - резидентом, которому уступлено денежное требование (в том числе в результате последующей уступки), резидента, являющегося в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта) с нерезидентом лицом, передающим этому нерезиденту товары, выполняющим для него работы, оказывающим ему услуги либо передающим ему информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, об исполнении (неисполнении) нерезидентом обязательств, предусмотренных указанным внешнеторговым договором (контрактом), или о последующей уступке денежного требования по указанному внешнеторговому договору (контракту) с приложением соответствующих документов влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с ч. 6.2 ст. 15.25 КоАП РФ Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов более чем на десять, но не более чем на тридцать дней влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
По мнению административного органа, 23.06.2016 г., по адресу: 117105, Россия, Москва г, ш. Варшавское, 37. Предприятием было совершено административное правонарушение, выразившееся в нарушении установленного пп. 9.2.2 п. 9.2 гл. 9 Инструкции Банка России от 04.06.2012 г. № 138-И (далее – Инструкция) срока предоставления справки о подтверждающих документах (далее – СПД, по форме ОКУД 0406010, установленной Приложением 5 к Инструкции) и соответствующих подтверждающих документов (далее – ПД, определенных в п. 9.1, 9.1.3, 9.1.4 Инструкции) в отношении авансового счета CN 64 на сумму 150 000 СДР (специальных прав заимствования) по предварительной оплате услуг международного почтового обмена за период 2016 г, который был сформирован и отправлен по регулярной почте Предприятием 16.05.2016, подписан контрагентом Thailand Post Co.,Ltd (Королевство Таиланд) 27.05.2016, получен по электронной почте Предприятием в конце мая 2016 и оплачен 21.07.2016 с утверждением окончательного денежного обязательства в размере 209 826,00 долларов США,. Расценивая дату 27.05.2016 как дату ПД, на основании которого Предприятие должно было определить факт изменения требований (обязательств) по контракту, по которому оформлен паспорт сделки (далее – ПС), и представить в уполномоченный банк СПД и ПД не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, на который приходится дата ПД, т.е. не позднее 23.06.2016, административный орган пришел к выводу о наличии правонарушения.
В связи с тем, что соответствующие СПД и ПД были фактически представлены Предприятием 22.07.2016, административный орган установил событие совершения Предприятием правонарушения 23.06.2016, выразившееся в нарушении установленного пп. 9.2.2 п. 9.2 гл. 9 Инструкции срока предоставления СПД и ПД и вынес Постановление №772420170411014601, которым Предприятие привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 6.2 ст. 15.25 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Кроме того, в связи с вышеизложенным административным органом было также установлено нарушение п. 6.5 Инструкции Банка России от 04.06.2012 г. № 138-И, а именно нарушение установленных правил оформления и переоформления паспортов сделок в части своевременного предоставления в уполномоченный банк заполненных форм паспортов сделок, а также документов и информации, на основании которых заполнены данные формы паспортов сделок. По данному правонарушению административный орган вынес Постановление №772420170411015501, которым Предприятие привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 15.25. КоАП РФ, с назначением наказания в размере 40 000 руб.
По данным фактам в отношении ФГУП «Почта России» были составлены протоколы об административных правонарушениях от 20.04.2017г. по ч.6 ст.15.25 и ч. 6.2 ст. 15.25 КоАП РФ. Протоколы были составлены с соблюдением требований действующего законодательства в присутствии представителя Предприятия.
Суд, оценив доводы Инспекции, изучив представленные в дело доказательства, приходит к выводу, что ответчик при вынесении оспариваемых постановлений, пришел к ошибочному выводу о наличии в действиях ФГУП «Почта России» правонарушений, ответственность за которое предусмотрена ч.6 и 6.1 ст.15.25 КоАП РФ.
В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу ч.1 ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, за которые настоящим кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с п.6.5.6 Инструкции Банка России от 04.06.2012 № 138-И резидент для оформления ПС в уполномоченном банке представляет заполненную форму ПС, документы и информацию, на основании которых заполнена указанная форма, при исполнении обязательств по контракту посредством выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, - не позднее срока, установленного настоящей Инструкцией для представления резидентом справки о подтверждающих документах.
В соответствии с п.9.2.2 Инструкции Банка России от 04.06.2012 № 138-И справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы, указанные в пункте 9.1 настоящей Инструкции (за исключением статистической формы учета перемещения товаров), представляются резидентом в банк ПС в срок не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы, указанные в подпунктах 9.1.2 - 9.1.4 пункта 9.1 настоящей Инструкции.
Согласно п.9.3 Инструкции Банка России от 04.06.2012 № 138-И датой оформления подтверждающих документов, указанных в подпунктах 9.1.2 - 9.1.4 пункта 9.1 и в пункте 9.7 настоящей Инструкции, является наиболее поздняя по сроку дата его подписания или дата вступления его в силу либо в случае отсутствия этих дат - дата его составления либо дата, свидетельствующая о ввозе на территорию Российской Федерации (получении, поставке, приеме, перемещении) или вывозе товара с территории Российской Федерации (отгрузке, передаче, перемещении), указанная в подтверждающем документе.
Документальное подтверждение операций и оплаты оказанных услуг в области международного почтового обмена определяется международным законодательством.
Согласно статье 41 Федерального закона от 17.07.1999 №176-ФЗ «О почтовой связи» Российская Федерация является членом Всемирного почтового союза (далее - ВПС) и осуществляет международное сотрудничество в области почтовой связи в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации. Предприятие является назначенным оператором Российской Федерации, обеспечивающим выполнение обязательств, вытекающих из актов ВПС, о чем Мининформсвязи России проинформировало Международное бюро ВПС письмом от 10.03.2005 года №П16-2-17-772. Таким образом, Предприятие в своих отношениях с иностранными операторами международной почтовой связи, назначенными соответствующими уполномоченными органами других стран – членов ВПС, обязано руководствоваться положениями следующих международных договоров Российской Федерации:
1. Всемирная Почтовая Конвенция, заключительный Протокол к ней, заключены в г. Дохе 11.10.2012г., утв. Распоряжением Правительства РФ от 15.01.2014г. №16-р (далее – Конвенция).
2. Регламент письменной корреспонденции и его заключительный Протокол, приняты ВПС в г. Берне, 15.04.2013г. (далее – Регламент, РК).
3. Регламент почтовых посылок и его заключительный Протокол, приняты ВПС в г. Берне, 15.04.2013г. (далее – Регламент, РП).
Статьей 37 Конвенции установлено, что «расчеты по совершаемым в соответствии с настоящей Конвенцией операциям (в том числе расчеты за перевозку (пересылку) почтовых отправлений, расчеты за обработку почтовых отправлений в стране назначения и расчеты по выплате возмещений за утрату, хищение или повреждение почтовых отправлений) осуществляются на основании положений Конвенции и иных Актов Союза и не требуют оформления назначенным оператором каких-либо документов, за исключением случаев, предусматриваемых Актами Союза».
В соответствии с положениями пункта 3 Статьи 22 Устава ВПС (принят в г. Вене 10.07.1964г.), «Всемирная почтовая конвенция, Регламент письменной корреспонденции и Регламент почтовых посылок включают общие правила, применяемые к международной почтовой службе, а также положения о службах письменной корреспонденции и почтовых посылок. Эти Акты являются обязательными для всех стран-членов. Страны-члены следят за выполнением их назначенными операторами обязательств, вытекающих из Конвенции и ее Регламентов».
Таким образом, указанные международные договора Российской Федерации предусматривают расчеты по вытекающим из Конвенции в связи с осуществлением международного почтового обмена взаимным обязательствам и требованиям между назначенными операторами исключительно на основании документов (счетов), формы которых, порядок составления, представления, согласования и изменения предусмотрены Регламентом письменной корреспонденции (РК), Регламентом почтовых посылок (РП) и другими Актами Союза.
Пунктом 1 Статьи РК 242 «Предварительная оплата транзитных и оконечных расходов» установлено, что «назначенные операторы-кредиторы могут требовать предварительную оплату транзитных и оконечных расходов. Предварительные выплаты по какому-либо году рассчитываются исходя из веса почты и при необходимости в соответствии со статистическими результатами, послужившими основой для окончательных расчетов за предыдущий год. Назначенный оператор-дебитор не обязан акцептовать счета предварительных платежей, полученные после 30 июня. [..] Предварительные выплаты по какому-либо году осуществляются не позднее конца июля этого года. Затем, после того как окончательные счета за год акцептованы или автоматически приняты, производятся надлежащие расчеты по предварительным платежам».
Пунктом 2 Статьи РК 242 установлено, что «ведомости CN 63 или CN 64, касающиеся предварительной оплаты, установленной в пункте 1, направляются назначенным оператором-кредитором назначенному оператору-дебитору во втором квартале соответствующего календарного года».
Пунктом 9 Статьи РК 241 «Утверждение счетов транзитных и оконечных расходов» для счетов CN 64 установлено, что «оплата может производиться в соответствии с положениями статей РК 254 и РК 256».
Таким образом, в соответствии с положениями международного законодательства, счета CN 64 представляют собой авансовые счета, в которых оператор-кредитор указывает рассчитанный им исходя из веса почты и при необходимости в соответствии со статистическими результатами, послужившими основой для окончательных расчетов за предыдущий год, размер предварительных транзитных и оконечных расходов, который подлежит согласованию, определению соответствующего размера денежных обязательств и оплате не позднее конца июля соответствующего года. Приложением к Регламенту установлен бланк счета CN 64, который в соответствии с положениями статьи 7 Устава ВПС, Конвенции и пунктом 1 Статьи 103 РК, предусматривает в качестве единицы измерения при утверждении счетов между оператором-кредитором и оператором условную денежную единицу СДР (также именуемую «специальное право заимствования», СПЗ).
Данная условная денежная единица не может быть использована для оплаты обязательств и требований, возникающих на основании счетов, поскольку ее оборот в качестве средства платежа ограничен ее эмитентом (Международным Валютным Фондом, далее - МВФ), который в соответствии с частью 1 Статьи XV и Статьей XVIII «Статей соглашения Международного Валютного Фонда» (приняты 22.07.1944, приняты и подписаны Российской Федерацией 1 июня 1992 года в соответствии с Постановлением ВС РФ от 22.05.1992г. №2815-1) осуществляет распределение СДР только между государствами-членами МВФ или специальными финансовыми организациями (Банк Международных Расчетов, Европейский Центральный Банк и т.д.). Таким образом, ни Предприятие, ни его контрагенты (операторы-дебиторы) не получали и не имели возможности получить СДР для осуществления с их помощью расчетов в рамках Конвенции и Регламентов, а в выставляемых счетах CN 64 СДР указывались Предприятием исключительно в качестве условной единицы в соответствии с требованиями международных договоров Российской Федерации (Статья РК 273 «Бланки»). В силу невозможности осуществления оплаты в СДР, номинированные в СДР суммы в указанных счетах сами по себе не могут считаться денежным обязательством и (или) требованием, связанным с денежными расчетами, оплатой, переводами иностранной валюты, зачислением на расчетный счет Предприятия иностранной валюты по взаимоотношениям между оператором-кредитором и оператором-дебитором в рамках международного почтового обмена.
Порядок определения размеров подлежащих оплате денежных обязательств и требований, вытекающих из счетов CN 64 и других счетов, форма и порядок составления, представления и утверждения которых для назначенных операторов закреплены Регламентом, установлены Главой 13 Регламента, а именно в Статьях РК 254, РК 256 и РК 257. Из положений Регламента следует, что общий порядок определения сторонами размеров денежных требований, возникающих на основании счетов, суммы в которых выражены в СДР, выглядит следующим образом:
На основании пункта 7 Статьи РК 257, вне зависимости от процесса выставления и утверждения отдельных счетов назначенные операторы информируют ВПС о порядке и адресах получателей счетов, способах их оплаты, с указанием платежных реквизитов и валют, которые принимаются к оплате (Статья РК 270 «Сведения, предоставляемые назначенными операторами»). На основании полученных сведений ВПС издает циркуляры и сборники (Статья РК 271), которые рассылает всем своим членам. Таким образом, любой назначенный оператор путем информирования о своих банковских реквизитах для перечисления обеспечивает операторов-дебиторов всей необходимой информацией о доступных методах оплаты и возможностью выбора валюты, в которую следует пересчитать согласованную сумму по счету в СДР на момент утверждения полученного от него счета. В рамках соблюдения указанного порядка в течение 2016 года в отношении Предприятия был выпущен циркуляр ВПС от 12.11.2012 г. №176, согласно которому принимаемые валюты для определения размеров денежных требований были установлены как доллар США и евро, с указанием реквизитов соответствующих счетов, открытых в уполномоченном банке.
Пунктом 4 Статьи РК 254 установлено, что «Назначенные операторы оплачивают свои счета или на двусторонней основе, или через многостороннюю клиринговую систему Международного бюро, или посредством любой другой системы оплаты счетов. Участие в многосторонней клиринговой системе Международного бюро открыто только для тех назначенных операторов, которые подписали соглашение о своем присоединении к данной системе». Пунктом 5 той же статьи установлено, что «назначенный оператор-кредитор выбирает метод оплаты счетов после согласования с назначенным оператором-дебитором. В случае разногласия выбор назначенного оператора-кредитора во всех случаях будет определяющим. При оплате через многостороннюю клиринговую систему Международного бюро как назначенный оператор-кредитор, так и назначенный оператор-дебитор должны подписать соответствующее соглашение о присоединении и взаимно согласовать включение соответствующих счетов в систему.» Статьей РК 255 установлено, что «Оплата счетов через клиринговую систему Международного бюро производится в соответствии с положениями, определенными группой пользователей UPU*Clearing». Таким образом, Регламент выделяет две категории методов оплаты – через специализированную клиринговую систему ВПС в соответствии с ее правилами, либо на основании любой другой системы, в том числе на двусторонней основе – на основании сведений из имеющихся у них циркуляров ВПС и согласования между сторонами.
В случае оплаты на двусторонней основе применяется порядок, изложенный в Статье РК 257, а именно:
Порядок выбора валюты денежного требования. Причитающиеся к оплате суммы выплачиваются в валюте, избранной назначенным оператором-кредитором после консультации с назначенным оператором-дебитором. В случае разногласия выбор назначенного оператора-кредитора должен превалировать во всех случаях. Если назначенный оператор-кредитор точно не определяет валюту, то тогда выбор принадлежит назначенному оператору-дебитору (пункт 1 Статьи РК 257).
Порядок определения размера денежного требования в выбранной валюте. Если для определения размера денежного требования стороны выбрали валюту страны-члена МВФ, курс которой по отношению к СПЗ публикуется МВФ ежедневно, применяется курс, действующий накануне оплаты, или последняя опубликованная величина (подпункт 3.1 Статьи РК 257). Если речь идет о валюте страны-члена МВФ, курс которой не публикуется МВФ на ежедневной основе, то для определения размера денежного требования применяются курс промежуточной валюты с наличием котировок МВФ и последний действующий курс на рынке обмена в стране-дебиторе (подпункт 3.2 Статьи РК 257). Для счетов CN 64 подпунктом 3.3 Статьи РК 257 предусмотрен особый порядок определения окончательного размера денежного требования (обязательства), а именно: если речь идет о валюте, удовлетворяющей критериям подпункта 3.1, то применяется курс, действующий на 30 июня этого года или на следующий рабочий день, если 30 июня является праздничным днем; в случае, предусмотренном в подпункте 3.2, перевод в промежуточную валюту осуществляется по последнему курсу, опубликованному в июне этого года.
Срок оплаты и обеспечение. Пунктом 10 Статьи РК 257 установлено, что «оплата должна быть произведена в возможно короткий срок и, самое позднее, до истечения шести недель считая с даты утверждения или даты уведомления об автоматическом принятии общих счетов и расчетов и счетов, в которых указаны суммы или сальдо, подлежащие оплате. По истечении этого срока на причитающиеся суммы начисляется 6% годовых считая со дня, следующего за днем истечения указанного срока. Под оплатой понимается отправка денег или документа (чека, векселя и т.д.) или бухгалтерская запись поручения о перечислении или внесении денег организацией, которой поручено осуществить перевод в стране-дебиторе.»
Расходы по оплате. Пунктом 11 Статьи РК 257 установлено, что «расходы по оплате (сборы, расходы по клирингу, авансы, комиссионные и т.д.), взимаемые в стране-дебиторе, относятся на счет назначенного оператора-дебитора. Расходы, произведенные в стране-кредиторе, включая расходы по оплате, взимаемые посредническими банками третьих стран, относятся на счет назначенного оператора-кредитора.»
Окончательное подтверждение размера денежного обязательства (требования). Пунктом 11 Статьи РК 257 установлено, что «если оплата осуществлена, то бланк оплаты, чек, вексель и т.д. сопровождается сведениями относительно названия, периода, суммы в СПЗ, используемого коэффициента перевода и даты применения этого коэффициента для каждого счета, входящего в общую уплаченную сумму. Если нельзя, чтобы необходимые сведения сопровождали перечисление или вексель об оплате, то по электронной связи или по почте самым быстрым путем (воздушным или наземным) должно быть передано объяснительное письмо в тот же день, когда была осуществлена оплата. Подробное объяснение должно быть дано на французском языке или на языке, известном назначенному оператору страны, где была осуществлена оплата.»
Общий порядок оплаты сумм, выраженных в СПЗ (в том числе по разным счетам). Пунктом 2 Статьи РК 256 установлено, что «любой назначенный оператор имеет право расплачиваться путем частичной уплаты авансом суммы в счет погашения долгов, когда сумма их будет определена». Пунктом 3 той же Статьи также установлено, что «любой назначенный оператор в своих отношениях с другим назначенным оператором может производить оплату путем компенсации числящихся в СПЗ сумм на его кредите и дебете при условии соблюдения сроков платежа». Таким образом, операторы при определении размера взаимных денежных требований и обязательств вправе производить изменения в выставленных в СДР, но еще не оплаченных счетах вплоть до их оплаты и окончательного подтверждения размеров денежных требований и обязательств согласно пункту 11 Статьи РК 257.
В отношении авансового счета CN 64 на сумму 150 000 СДР (специальных прав заимствования), который был сформирован и отправлен в виде электронного сообщения и по регулярной почте Предприятием 16.05.2016г. в соответствии с пунктом 2 Статьи РК 242 согласно установленной Регламентом форме в адрес Thailand Post Co.,Ltd (назначенный оператор от Королевства Таиланд, контрагент) для определения размера денежных требований в рамках системы двусторонней компенсации взаимоотношений по международному почтовому обмену вышеуказанные положения международных договоров Российской Федерации были применены контрагентом следующим образом:
В соответствии с положениями пункта 1 Статьи РК 242 контрагент 27.05.2016г. произвел утверждение счета без изменений и определения валюты и размера денежного обязательства – поскольку для счетов CN 64 установлен особый порядок определения обязательства (подпункт 3.3 Статьи РК 257).
Вплоть до 21.07.2016г. от контрагента ничего не поступало, в связи с чем определение валюты и утверждение размера денежного требования по счету следовало ожидать в виде конклюдентных действий контрагента в виде оплаты в срок до конца июля 2016г. (пункт 1 Статьи РК 242).
21.07.2016г. на транзитный счет Предприятия поступили денежные средства в размере 209 826,00 долларов США, о чем уполномоченный банк уведомил Предприятие путем направления соответствующего сообщения МТ-103 системы SWIFT №C5934680CP072116, из которого следовало, что 21.07.2016г. контрагент произвел конклюдентные действия по счету в виде его оплаты в размере 209 826,00 долларов США. Данная сумма была определена контрагентом как окончательный размер денежного обязательства в отношении сальдо по счету в сумме 150 000 СДР исходя из права выборы валюты денежного требования согласно пункту 1 Статьи РК 257 и курса 0,7148780 СДР за 1 доллар США, т.е. курса, опубликованного МВФ на 30 июня 2016 года, как это предусмотрено подпунктом 3.3 Статьи РК 257.
21.07.2016г. Предприятие проанализировало имеющиеся оформленные в соответствии с положениями международных договоров Российской Федерации и правилами платежных систем документы (включая платежное сообщение МТ-103 системы SWIFT № C5934680CP072116 от 21.07.2016г.).
22.07.2016г. Предприятие представило в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах согласно положениям Инструкции Банка России от 04.06.2012г. № 138-И (пункты 6.5, 9.2, подпункт 9.2.2 Инструкции), сопроводив ее соответствующими подпункту 9.1.3 Инструкции и действующим международным договорам Российской Федерации подтверждающими документами.
Таким образом, с учетом положений пунктов 2 и 6 Федерального закона от 10.12.2003г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», в отношении счета CN 64 от 16.05.2016г. ФГУП "Почта России" своевременно и без нарушения действующего порядка выполнило все требования валютного законодательства по представлению форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о недоказанности вины Предприятия во вменяемых правонарушениях, что исключает в отношении Предприятия производство по делу об административном правонарушении (п.2 ст.24.5 КоАП РФ).
Таким образом, противоправный и виновный характер действий Предприятия административным органом не доказан.
В соответствии с п. 2 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 202-206, 226-229 АПК РФ, п.п. 37, 38 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 10 от 18.04.2017 г.
Р Е Ш И Л:
Признать незаконными и отменить постановления ИФНС России № 24 по г. Москве от 26.04.2017г. № 772420170411014601 о привлечении ФГУП "Почта России" к административной ответственности по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, № 772420170411015501 о привлечении ФГУП "Почта России" к административной ответственности по ч. 6.2 ст. 15.25 КоАП РФ.
Заявление о составлении мотивированного решения арбитражного суда может быть подано в течение пяти дней со дня размещения решения, принятого в порядке упрощенного производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объеме.
Судья М.М. Кузин