ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-86108/20-145-620 от 30.11.2020 АС города Москвы

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

Р Е Ш Е Н И Е

г. Москва

04 декабря 2020 года Дело № А40-86108/20-145-620

Резолютивная часть решения объявлена 30 ноября 2020 г.

Полный текст решения изготовлен 04 декабря 2020 г

Арбитражный суд в составе:

Председательствующего судьи М.Т. Кипель

При ведении протокола судебного заседания секретарем с/з И.И. Каменсковой,

Рассмотрев в открытом судебном заседании судадело по заявлению

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Национальный исследовательский технологический университет "МИСиС" (119049, <...>, стр1, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 23.10.2002, ИНН: <***>)

к Межрегиональному контрольно-ревизионному управлению Федерального казначейства (109074, город Москва, площадь Славянская, дом 4, строение 1, эт. 4 пом. I ком. 3, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 18.10.2019, ИНН: <***>)

третье лицо: Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

о признании незаконным Постановления от 12.05.2020 г. № 93-14-05/2020-26

В судебное заседание явились:

от заявителя: ФИО1 (по дов. от 30.09.2020 г. № 260/1-450, удост. адвоката);

от ответчика: ФИО2 (по дов. от 18.06.2020 г. № 21-19/4 паспорт, диплом);

от третьего лица: ФИО3 (по дов. от 17.07.2020 г. № 341-Др паспорт);

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский технологический университет "МИСиС" (далее – заявитель, Университет) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Межрегиональному контрольно-ревизионному управлению Федерального казначейства (далее – ответчик) о признании незаконным Постановления от 12.05.2020 г. № 93-14-05/2020-26.

Заявитель поддерживает заявленные требования в полном объеме.

Ответчик возражает против удовлетворения заявленных требований.

Третье лицо представило письменные пояснения по заявлению, поддерживает позицию заявителя.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей заявителя и ответчика, третьего лица, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению на основании следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, ч. 2 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого постановления.

Судом проверено и установлено, что срок на обжалование предусмотренный ч. 2 ст. 208 АПК РФ, ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ заявителем соблюдён.

Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет решение в полном объеме.

В соответствии с ч.6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значения для дела.

Как усматривается из материалов дела, Постановлением о назначении административного наказания № 93-14-05/2020-26 от 12 мая 2020 г.,вынесенным Заместителем руководителя Межрегионального контрольно-ревизионного управления Федерального казначейства ФИО4 Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» (НИТУ «МИСиС») признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ,и Университету назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2 процентов от суммы полученной субсидии (19 961 515,01 рублей), что составляет 399 230,30 (триста девяносто девять тысяч двести тридцать) рублей 30 копеек.

Заявитель не согласен с указанным Постановлениям, считает его незаконным и подлежащим отмене, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.

Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд считает, что положения статей 25.1, 28.2, 28.4, 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом.

Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10, судом не установлено.

Постановление о назначении административного наказания от 12.05.2020 № 93-14-05/2020-26 вынесено лицом обладающим полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях - заместителем руководителя Межрегионального контрольно-ревизионного управления Федерального казначейства ФИО4, на основании статей 2.1, 3.5, 4.1, 4.5, 23.7, 29.9, 29.10, а также части 2 статьи 15.15.5 КоАП.

Удовлетворяя заявленные требования, суд исходит из следующего.

Как следует из материалов дела, Между Минобрнауки России и ФГАОУ ВО «НИТУ «МИСиС» заключено соглашение о предоставлении субсидии от 26.11.2018 № 075-02-2018-210 (далее - Соглашение).

Согласно подпункту б пункта 7 (1) правил предоставления грантов в форме субсидий в целях реализации федеральной целевой программы «исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 - 2020 годы», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 №1060, предоставление субсидии осуществляется при условии предоставления победителем конкурса справки, подписанной руководителем победителя конкурса (иным уполномоченным лицом), подтверждающая отсутствие у победителя конкурса на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения, просроченной задолженности по возврату в федеральный бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иной просроченной задолженности перед федеральным бюджетом.

Учитывая, что Соглашение заключено 26.11.2018 справка должна была быть представлена по состоянию на 01.10.2018, следовательно, не ранее 02.10.2018.

В свою очередь, Управление в оспариваемом Постановлении датой совершения административного правонарушения (датой подачи справки об отсутствии задолженности) указывает 14.05.2018, что само по себе не соответствует порядку, установленному законом.

Иных доказательств, помимо письма Университета от 22.01.2020 № 237-04-726, в Постановлении не указано, в материалы дела также не представлено.

Однако частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Суд полагает, что обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Университета к административной ответственности, Управлением исполнена не в полном объеме.

Согласно части 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 2 до 12 процентов суммы полученной субсидии.

В силу части 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ объективная сторона состава правонарушения заключается в нарушении лицом, являющимся получателем субсидий, условий их предоставления.

Оспариваемое постановление мотивировано тем, что «НИТУ «МИСиС» представило 14.05.2018 в Минобрнауки России справку, подтверждающую отсутствие на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения, просроченной задолженности по возврату в федеральный бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных, в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иной просроченной задолженности перед федеральным бюджетом и справку для заключения соглашения о предоставлении субсидии по результатам конкурса в целях реализации мероприятия 1.3 федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014- 2020 годы» проект № 14.578.21.0266, об отсутствии просроченной задолженности по возврату в федеральный бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иной просроченной задолженности перед федеральным бюджетом. В нарушение условий предоставления субсидии, предусмотренных подпунктом б пункта 7 (1) Правил и подпунктом 3.1.1.1.2 Соглашениям 075-02-2018-210, НИТУ «МИСиС» представило в Минобрнауки России недостоверные данные.».

Однако, согласно подпункту «б» пункта 7 Правил предоставления грантов в форме субсидий в целях реализации федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014- 2020 годы», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 № 1060, победитель конкурса по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключением соглашения о предоставлении субсидии, должен не иметь просроченной задолженности по возврату в федеральный бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иной просроченной задолженности перед федеральным бюджетом.

В соответствии с пунктом 7 (2) Правил документы, указанные в пункте 7(1) Правил, должны быть подписаны лицом, имеющим право действовать от имени победителя конкурса.

Соглашение (договор) о предоставлении из федерального бюджета субсидий юридическим лицам (за исключением казенных учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе от № 075-02-2018-210 (далее - Соглашение № 075-02-2018-210), между Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (Министерство) и Университетом было заключено 26.11.2018 г.

Также, согласно подпункту 3.1.1.1.2 Соглашения №075-02-2018-210 предоставление субсидии осуществляется при условии предоставления справки, подписанной руководителем победителя конкурса (иным уполномоченным лицом), подтверждающей отсутствие у победителя конкурса на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения, просроченной задолженности по возврату в федеральный бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных, в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иной просроченной задолженности перед федеральным бюджетом.

Таким образом, в соответствии с положениями подпункта «б» пункта 7 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 № 1060, и условий подпункта 3.1.1.1.2 Соглашения №075-02-2018-210, для предоставления субсидии значение имеет отсутствие у победителя конкурса на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения, просроченной задолженности - то есть, в данном случае по состоянию на 01 октября 2020 г. (дата заключения Соглашения № 075-02-2018-210 - 26.11.2018 г.).

Таким образом, справка об отсутствии задолженности, на которую ссылается МКРУ ФК, согласно протоколу об административном правонарушении и оспариваемому постановлению предоставленная 14.05.2018 г., то есть в период и содержащая сведения за период не имеющий значение, не имеет правового значение и не может являться нарушением получателем субсидии условий ее предоставления, указанных в Правилах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 № 1060, Соглашении № 075-02-2018-210.

Управлением указано, что задолженность подтверждается актом от 28.12.2017 № 5, подписанным Университетом и Министерством образования и науки Российской Федерации.

Актом сверки взаимных расчетов за период январь 2019 г. по май 2019 г. между Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (далее -Министерство) и НИТУ «МИСиС подтверждается, что по состоянию взаимных расчетов по данным учёта задолженность согласно акту № 5 о выполнении условий предоставления субсидии по Соглашению о предоставлении субсидии № 14.575.21.0030 от 27 июня 2014 г. с дополнительным соглашением: от 15 апреля 2016 г. № 4; от 01 апреля 2016 г. № 3; от 15 февраля 2016 г. № 2; от 30 июня 2015 г. № 1 за отчетный период с 01.07.2016 г.по 31.12.2016 г., отсутствует.

Платежным поручением от 24.04.2019 № 3927 НИТУ «МИСиС» осуществило возврат неиспользованных средств субсидии в сумме 2 953 918,00 рублей.

Следует также отметить, что по данным бюджетной отчетности, сформированной в подсистеме «Учет и отчетность» государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» (далее - ГИИС «Электронный бюджет»), по состоянию на 01.10.2018 у Министерства науки и высшего образования Российской Федерации отсутствует просроченная дебиторская задолженность в части расчетов с Университетом.

Кроме того, по данным бухгалтерской отчетности, размещенной Университетом в ГИИС «Электронный бюджет», по состоянию на 01.10.2018 у ФГАОУ ВО «НИТУ «МИСиС» также отсутствует кредиторская задолженность в части расчетов с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации.

Необходимо также отметить, что Указом Президента Российской Федерации от 15.05.2018 №215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерство образования и науки Российской Федерации преобразовано в Министерство просвещения Российской Федерации и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4.3.22 Положения о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2018 № 682, Минобрнауки России осуществляет функции и полномочия учредителя образовательных организаций высшего образования, научных и иных организаций, подведомственных Министерству, а также функции и полномочия собственника федерального имущества, закрепленного за указанными организациями. ФГАОУ ВО «НИТУ «МИСИС» является организацией, подведомственной Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, что подтверждается пунктом 718 раздела I распоряжения Правительства Российской Федерации от 27.06.2018 № 1293-р.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.06.2018 № 1225-р «О реорганизационных мероприятиях в отношении преобразованного Министерства образования и науки Российской Федерации» Министерство просвещения Российской Федерации определено федеральным органом исполнительной власти ответственным за проведение реорганизационных мероприятий в отношении преобразованного Министерства образования и науки Российской Федерации.

При проведении реорганизационных мероприятий информация о наличии кредиторской задолженности Университета в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации от Министерства образования и науки Российской Федерации или федерального органа, ответственного за проведение реорганизационных мероприятий, также не поступала.

Таким образом, учитывая отсутствие у Университета сведений о наличии у него задолженности перед федеральным бюджетом, а также отсутствие подобных сведений в Министерстве, суд полагает, что ФГАОУ ВО «НИТУ «МИСиС» действовало добросовестно, предпринимая все зависящие от него меры по соблюдению установленного законом порядка и по недопущению нарушений, следовательно, отсутствуют основания для привлечения Университета к административной ответственности.

Кроме того, в целях проверки доводов сторон, судом в адрес Министерства науки и высшего образования Российской Федерации был направлен запрос от 22.09.2020 о предоставлении следующей информации:

1)Сведений о наличии просроченной задолженности НИТУ «МИСиС» перед Министерством образования и высшего образования Российской Федерации по состоянию на 01.10.2018 г.;

2)Сведений о наличии просроченной задолженности НИТУ «МИСиС» перед Министерством образования и высшего образования Российской Федерации в размере 2 953 918 рублей по состоянию на подписания акта сверки взаимных расчетов за период январь 2019 г. – май 2019 г. между Минобрнауки России и НИТУ «МИСиС».

3)Сведений о дате предоставления НИТУ «МИСиС» справки, подтверждающей отсутствие просроченной задолженности перед федеральным бюджетом, в связи с процедурой заключения соглашения (договора) о предоставлении из федерального бюджета субсидий юридическим лицам (за исключением казенных учреждений), индивидуальным предпринимателям, физический лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе от 26.11.2018 № 075-02-2018-210.

В ответ на запрос суда, Минобрнауки России предоставлен ответ, согласно которому показатели государственного задания НИТУ «МИСИС» в 2016 году выполнены в полном объеме.

Кроме того, Минобрнауки России указывает, что при условии выполнения государственного задания, в том числе остатки указанной субсидии, не подлежат возврату в федеральный бюджет и могут быть использованы учреждением на цели, ради которых оно создано.

Таким образом, судом установлено и материалами дела подтверждается, что в действиях ФГАОУ ВО «НИТУ «МИСиС» отсутствует вина во вменяемом правонарушении.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

С учетом изложенного суд приходит к выводу об отсутствии в действиях заявителя события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 15.15.2 КоАП РФ, что в силу п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Согласно ч.4 ст.208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

На основании изложенного, ст.ст.1.5, 2.1, 4.5, ч. 1 ст. 15.25, 22.1, 23.5, 24.1, 24.5, 25.1, 25.4, 26.1-26.3, 28.2, 28.3, 29.5, 29.6, 29.10 КоАП РФ, руководствуясь ст.ст. 27, 29, 65, 71, 104, 163, 167-170, 207-211 АПК РФ

решил:

Признать незаконным и отменить Постановление Межрегионального контрольно-ревизионного управления Федерального казначейства от 12 мая 2020 № 93-14-05/2020-26 о привлечении Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» к административной ответственности по части 2 статьи 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней с момента принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья М.Т. Кипель