Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Москва
28 июня 2021 годаДело № А40-86386/21-29-863
Резолютивная часть решения объявлена 23 июня 2021 г.
Решение в полном объёме изготовлено 28 июня 2021 г.
Арбитражный суд в составе:
Председательствующего: Лежневой О.Ю. (29-863)
Судей: единолично
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фатеевой Ю.А.
рассмотрев исковое заявление ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" (ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 23.09.2003, ИНН: <***>)
к АКЦИОНЕРНОМУ ОБЩЕСТВУ "РОСЛОКОМОТИВ" (ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 23.07.2003, ИНН: <***>)
о взыскании денежных средств в размере 3 946 084,61 руб., а также госпошлины в размере 42 730 руб.,
при участии:
Истец: не явился, извещен
Ответчик: ФИО1 по доверенности от 30.09.2020 б/№
УСТАНОВИЛ:
ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" (ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 23.09.2003, ИНН: <***>) (далее-Истец) обратилось с исковым заявлением к АКЦИОНЕРНОМУ ОБЩЕСТВУ "РОСЛОКОМОТИВ" (ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 23.07.2003, ИНН: <***>) (далее- Ответчик) о взыскании денежных средств в размере 3 946 084,61 руб., а также госпошлины в размере 42 730 руб.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 06 мая 2021 года исковое заявление ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" (ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 23.09.2003, ИНН: <***>) принято к рассмотрению и возбуждено производство по делу № А40-86386/21.
Данным определением также суд известил участвующих в деле лиц, о том, что в соответствии с ч. 4 ст. 137 АПК РФ, если лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте проведения предварительного судебного заседания и судебного разбирательства дела по существу, не явятся в предварительное судебное заседание и не заявят возражений против рассмотрения дела в их отсутствие, суд завершит предварительное судебное заседание и рассмотрит дело по существу в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции с принятием окончательного судебного акта.
Судом протокольным определением от 23 июня 2021 года открыто судебное заседание по настоящему делу.
В судебное заседание не явился представитель Истца, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Дело рассмотрено судом в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителя Ответчика.
Принимая во внимание положения ч. 6 ст. 121 АПК РФ, п. п. 4 - 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2011 года №12 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года №228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» (размещено на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации http://www.arbitr.ru 15 марта 2011 года) суд также полагает необходимым обратить внимание на то, что информация о принятии искового заявления к производству, о завершении предварительного судебного заседания и назначении судебного заседания, об отложении судебного заседания, вместе с соответствующими файлами размещена на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (http://kad.arbitr.ru/).
Ответчик в судебном заседании исковые требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, заявил о несоразмерности неустойки.
Рассмотрев материалы дела, основания и предмет заявленных требований, оценив представленные доказательства, выслушав доводы представителя Ответчика, суд приходит к выводу об обоснованности требований, на основании следующего.
Из материалов дела следует, что 29 марта 2018 г. между ОАО «РЖД» (ОАО «РЖД», Заказчик) и АО «Рослокомотив» (Исполнитель) заключен Договор на поставку локомотивов с обязательством обеспечения их сервисного обслуживания в период жизненного цикла № 2833222 и № 2833180.
В соответствии со ст. 425 Гражданского кодекса Российской Федерации Договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с п. 5.4.5 Договора в день прибытия локомотива в эксплуатационное локомотивное депо Заказчик передает локомотив Исполнителю по акту формы ТУ-162 для выполнения технического обслуживания в объеме ТО-5Д.
Согласно пункту 22.7.3 Договора предусмотрено, что в случае невозможности по вине исполнителя окончательной приемки локомотива по качеству в течение 5 (пяти) календарных дней с даты доставки локомотива в эксплуатационное локомотивное депо исполнитель уплачивает заказчику пеню из расчета 0,05% (пять сотых процента) от цены соответствующего локомотива за каждый день просрочки, а также возмещает заказчику все возникшие вследствие просрочки окончательной приемки локомотива убытки.
Согласно актам передачи локомотивов ремонтному предприятию (сервисной компании) формы ТУ-162, актам окончательной приемки локомотивов формы ТУ-5, актам выполненных работ формы ФПУ-26, окончательная приемка локомотивов, поступивших по инвестиционной программе 2019 года, произведена с задержкой.
15.05.2019 в эксплуатационное локомотивное депо Хабаровск - II Дальневосточной дирекции тяги поступил, согласно дополнительному соглашению к Договору № 4 от 29.12.2018, локомотив ТЭМ18ДМ № 1257. 15.05.2019 по акту ТУ-162 № 130 локомотив передан ремонтному предприятию ООО «ЛокоТех-Сервис» для производства ТО-5Д. В соответствии с актом формы ТУ-31Л № 119 от 28.05.2019, актом окончательной приемки формы ТУ-5 № 1257/28.05.2019 от 28.05.2019, актом выполненных работ формы ФПУ-26 № 280519-011Р от 28.05.2019 обслуживание локомотива в объеме ТО-5Д завершено 28.05.2019. Окончательная приемка локомотива просрочена на 8 дней. Стоимость локомотива составляет 54055953,6 руб. В соответствии с п. 22.7.3 Договора Заказчику уплачивается пеня из расчета 0,05% от стоимости локомотива за каждый день просрочки. Пени за просрочку составляет 216223,81 руб.
Как следует из искового заявления, 15.05.2019 в эксплуатационное локомотивное депо Хабаровск - II Дальневосточной дирекции тяги поступил, согласно дополнительному соглашению к Договору № 4 от 29.12.2018, локомотив ТЭМ18ДМ № 1259. 15.05.2019 по акту ТУ-162 № 131 локомотив передан ремонтному предприятию ООО «ЛокоТех-Сервис» для производства ТО-5Д. В соответствии с актом формы ТУ-31Л № 112 от 24.05.2019, актом окончательной приемки формы ТУ-5 № 1259/24.05.2019 от 24.05.2019, актом выполненных работ формы ФПУ-26 № 240519-003Р от 24.05.2019 обслуживание локомотива в объеме ТО-5Д завершено 24.05.2019. Окончательная приемка локомотива просрочена на 4 дня. Стоимость локомотива составляет 54055953,6 руб. В соответствии с п. 22.7.3 Договора Заказчику уплачивается пеня из расчета 0,05% от стоимости локомотива за каждый день просрочки. Пеня за просрочку составляет 108111,91 руб.;
15.05.2019 в эксплуатационное локомотивное депо Хабаровск - II
Дальневосточной дирекции тяги поступил, согласно дополнительному соглашению к Договору № 4 от 29.12.2018, локомотив ТЭМ18ДМ № 1260. 15.05.2019 по акту ТУ-162 № 132 локомотив передан ремонтному предприятию ООО «ЛокоТех-Сервис» для производства ТО-5Д. В соответствии с актом формы ТУ-31Л № 118 от 24.05.2019, актом окончательной приемки формы ТУ-5 № 1260/24.05.2019 от 24.05.2019, актом выполненных работ формы ФПУ-26 № 240519-003Р от 24.05.2019 обслуживание локомотива в объеме ТО-5Д завершено 24.05.2019. Окончательная приемка локомотива просрочена на 4 дня. Стоимость локомотива составляет 54055953,6 руб. В соответствии с п. 22.7.3 Договора Заказчику уплачивается пеня из расчета 0,05% от стоимости локомотива за каждый день просрочки. Пеня за просрочку составляет 108111,91 руб.;
15.05.2019 в эксплуатационное локомотивное депо Хабаровск - II Дальневосточной дирекции тяги поступил, согласно дополнительному соглашению к Договору № 4 от 29.12.2018, локомотив ТЭМ18ДМ № 1261. 15.05.2019 по акту ТУ-162 № 133 локомотив передан ремонтному предприятию ООО «ЛокоТех-Сервис» для производства ТО-5Д. В соответствии с актом формы ТУ-31Л № 126 от 26.05.2019, актом окончательной приемки формы ТУ-5 № 1261/26.05.2019 от 26.05.2019, актом выполненных работ формы ФПУ-26 № 260519-001Р от 26.05.2019 обслуживание локомотива в объеме ТО-5Д завершено 26.05.2019. Окончательная приемка локомотива просрочена на 6 дней. Стоимость локомотива составляет 54055953,6 руб. В соответствии с п. 22.7.3 Договора Заказчику уплачивается пеня из расчета 0,05% от стоимости локомотива за каждый день просрочки. Пеня за просрочку составляет 162167,86 руб.;
15.05.2019 в эксплуатационное локомотивное депо Хабаровск - II Дальневосточной дирекции тяги поступил, согласно дополнительному соглашению к Договору № 4 от 29.12.2018, локомотив ТЭМ18ДМ № 1262. 15.05.2019 по акту ТУ-162 № 134 локомотив передан ремонтному предприятию ООО «ЛокоТех-Сервис» для производства ТО-5Д. В соответствии с актом формы ТУ-31Л № 133 от 29.05.2019, актом окончательной приемки формы ТУ-5 № 1262/29.05.2019 от 29.05.2019, актом выполненных работ формы ФПУ-26 № 290519-003Р от 29.05.2019 обслуживание локомотива в объеме ТО-5Д завершено 29.05.2019. Окончательная приемка локомотива просрочена на 9 дней. Стоимость локомотива составляет 54055953,6 руб. В соответствии с п. 22.7.3 Договора Заказчику уплачивается пеня из расчета 0,05% от стоимости локомотива за каждый день просрочки. Пеня за просрочку составляет 243251,79 руб.;
15.05.2019 в эксплуатационное локомотивное депо Хабаровск - II Дальневосточной дирекции тяги поступил, согласно дополнительному соглашению к Договору № 4 от 29.12.2018, локомотив ТЭМ18ДМ № 1263. 15.05.2019 по акту ТУ 162 № 135 локомотив передан ремонтному предприятию ООО «ЛокоТех-Сервис» для производства ТО-5Д. В соответствии с актом формы ТУ-31Л № 3 от 01.06.2019, актом окончательной приемки формы ТУ-5 № 1263/01.06.2019 от 01.06.2019, актом выполненных работ формы ФПУ-26 № 010619-001Р от 01.06.2019 обслуживание локомотива в объеме ТО-5Д завершено 01.06.2019. Окончательная приемка локомотива просрочена на 12 дней. Стоимость локомотива составляет 54055953,6 руб. В соответствии с п. 22.7.3 Договора Заказчику уплачивается пеня из расчета 0,05% от стоимости локомотива за каждый день просрочки. Пеня за просрочку составляет 324335,72 руб.;
15.05.2019 в эксплуатационное локомотивное депо Хабаровск - II
Дальневосточной дирекции тяги поступил, согласно дополнительному соглашению к Договору № 4 от 29.12.2018, локомотив ТЭМ18ДМ № 1264. 15.05.2019 по акту ТУ-162 № 136 локомотив передан ремонтному предприятию ООО «ЛокоТех-Сервис» для производства ТО-5Д. В соответствии с актом формы ТУ-31Л № 41 от 30.05.2019, актом окончательной приемки формы ТУ-5 № 1264/30.05.2019 от 30.05.2019, актом выполненных работ формы ФПУ-26 № 300519-009Р от 30.05.2019 обслуживание локомотива в объеме ТО-5Д завершено 30.05.2019. Окончательная приемка локомотива просрочена на 10 дней. Стоимость локомотива составляет 54055953,6 руб. В соответствии с п. 22.7.3 Договора Заказчику уплачивается пеня из расчета 0,05% от стоимости локомотива за каждый день просрочки. Пеня за просрочку составляет 270279,77 руб.;
15.05.2019 в эксплуатационное локомотивное депо Хабаровск - II Дальневосточной дирекции тяги поступил, согласно дополнительному соглашению к Договору № 4 от 29.12.2018, локомотив ТЭМ18ДМ № 1265. 15.05.2019 по акту ТУ-162 № 137 локомотив передан ремонтному предприятию ООО «ЛокоТех-Сервис» для производства ТО-5Д. В соответствии с актом формы ТУ-31Л № 147 от 30.05.2019, актом окончательной приемки формы ТУ-5 № 1265/30.05.2019 от 30.05.2019, актом выполненных работ формы ФПУ-26 № 300519-009Р от 30.05.2019 обслуживание локомотива в объеме ТО-5Д завершено 30.05.2019. Окончательная приемка локомотива просрочена на 10 дней. Стоимость локомотива составляет 54055953,6 руб. В соответствии с п. 22.7.3 Договора Заказчику уплачивается пеня из расчета 0,05% от стоимости локомотива за каждый день просрочки. Пеня за просрочку составляет 270279,77 руб.;
15.05.2019 в эксплуатационное локомотивное депо Хабаровск - II Дальневосточной дирекции тяги поступил, согласно дополнительному соглашению к Договору № 4 от 29.12.2018, локомотив ТЭМ18ДМ № 1266. 15.05.2019 по акту ТУ-162 № 138 локомотив передан ремонтному предприятию ООО «ЛокоТех-Сервис» для производства ТО-5Д. В соответствии с актом формы ТУ-31Л № 31-9632-190604044842 от 04.06.2019, актом окончательной приемки формы ТУ-5 № 1266/04.06.2019 от 04.06.2019, актом выполненных работ формы ФПУ-26 № 040619-001Р от 04.06.2019 обслуживание локомотива в объеме ТО-5Д завершено 04.06.2019. Окончательная приемка локомотива просрочена на 15 дней. Стоимость локомотива составляет 54055953,6 руб. В соответствии с п. 22.7.3 Договора Заказчику уплачивается пеня из расчета 0,05% от стоимости локомотива за каждый день просрочки. Пеня за просрочку составляет 405419,65 руб.;
15.05.2019 в эксплуатационное локомотивное депо Хабаровск - II
Дальневосточной дирекции тяги поступил, согласно дополнительному соглашению к
Договору № 4 от 29.12.2018, локомотив ТЭМ18ДМ № 1267. 15.05.2019 по акту ТУ 162 №
139 локомотив передан ремонтному предприятию ООО «ЛокоТех-Сервис» для производства ТО-5Д. В соответствии с актом формы ТУ-31Л № 31 -9632-190605080009 от 05.06.2019, актом окончательной приемки формы ТУ-5 № 1267/05.06.2019 от 05.06.2019, актом выполненных работ формы ФПУ-26 № 050619-001Р от 05.06.2019 обслуживание локомотива в объеме ТО-5Д завершено 05.06.2019. Окончательная приемка локомотива просрочена на 16 дней. Стоимость локомотива составляет 54055953,6 руб. В соответствии с п. 22.7.3 Договора Заказчику уплачивается пеня из расчета 0,05% от стоимости локомотива за каждый день просрочки. Пеня за просрочку составляет 432447,63 руб.;
21.11.2019 в эксплуатационное локомотивное депо Хабаровск - II
Дальневосточной дирекции тяги поступил, согласно дополнительному соглашению
к Договору № 4 от 29.12.2018, локомотив ТЭМ18ДМ № 1258. 25.11.2019 по акту ТУ-162 № 139 локомотив передан ремонтному предприятию ООО «ЛокоТех-Сервис» для производства ТО-5Д. В соответствии с актом формы ТУ-31Л № 10 от 03.12.2019, актом окончательной приемки формы ТУ-5 № 1258/03.12.2019 от 03.12.2019, актом выполненных работ формы ФПУ-26 № 031219-002Р от 03.12.2019 обслуживание локомотива в объеме ТО-5Д завершено 03.12.2019. Окончательная приемка локомотива просрочена на 3 дня. Стоимость локомотива составляет 54055953,6 руб. В соответствии с п. 22.7.3 Договора Заказчику уплачивается пеня из расчета 0,05% от стоимости локомотива за каждый день просрочки. Пеня за просрочку составляет 81083,93 руб.;
21.11.2019 в эксплуатационное локомотивное депо Хабаровск - II Дальневосточной дирекции тяги поступил, согласно дополнительному соглашению к Договору № 4 от 29.12.2018, локомотив ТЭМ18ДМ № 1268. 25.11.2019 по акту ТУ-162 № б/н локомотив передан ремонтному предприятию ООО «ЛокоТех-Сервис» для производства ТО-5Д. В соответствии с актом формы ТУ-31Л № 11 от 03.12.2019, актом окончательной приемки формы ТУ-5 № 1268/03.12.2019 от 03.12.2019, актом выполненных работ формы ФПУ-26 № 031219-002Р от 03.12.2019 обслуживание локомотива в объеме ТО-5Д завершено 03.12.2019. Окончательная приемка локомотива просрочена на 3 дня. Стоимость локомотива составляет 54055953,6 руб. В соответствии с п. 22.7.3 Договора Заказчику уплачивается пеня из расчета 0,05% от стоимости локомотива за каждый день просрочки. Пеня за просрочку составляет 81083,93 руб.;
21.11.2019 в эксплуатационное локомотивное депо Хабаровск - II Дальневосточной дирекции тяги поступил, согласно дополнительному соглашению к Договору № 4 от 29.12.2018, локомотив ТЭМ18ДМ № 1269. 25.11.2019 по акту ТУ-162 № б/н локомотив передан ремонтному предприятию ООО «ЛокоТех-Сервис» для производства ТО-5Д. В соответствии с актом формы ТУ-31Л № 5 от 02.12.2019, актом окончательной приемки формы ТУ-5 № 1269/02.12.2019 от 02.12.2019, актом выполненных работ формы ФПУ-26 № 021219-002Р от 02.12.2019 обслуживание локомотива в объеме ТО-5Д завершено 02.12.2019. Окончательная приемка локомотива просрочена на 2 дня. Стоимость локомотива составляет 54055953,6 руб. В соответствии с п. 22.7.3 Договора Заказчику уплачивается пеня из расчета 0,05% от стоимости локомотива за каждый день просрочки. Пеня за просрочку составляет 54055,95 руб.;
21.11.2019 в эксплуатационное локомотивное депо Хабаровск - II
Дальневосточной дирекции тяги поступил, согласно дополнительному соглашению к Договору № 4 от 29.12.2018, локомотив ТЭМ18ДМ № 1272. 25.11.2019 по акту ТУ-162 № б/н локомотив передан ремонтному предприятию ООО «ЛокоТех-Сервис» для производства ТО-5Д. В соответствии с актом формы ТУ-31Л № 1 от 01.12.2019, актом окончательной приемки формы ТУ-5 № 1272/01.12.2019 от 01.12.2019, актом выполненных работ формы ФПУ-26 № 011219-001Р от 01.12.2019 обслуживание локомотива в объеме ТО-5Д завершено 01.12.2019. Окончательная приемка локомотива просрочена на 1 день. Стоимость локомотива составляет 54055953,6 руб. В соответствии с п. 22.7.3 Договора Заказчику уплачивается пеня из расчета 0,05% от стоимости локомотива за каждый день просрочки. Пеня за просрочку составляет 27027,98 руб.;
21.11.2019 в эксплуатационное локомотивное депо Хабаровск - II Дальневосточной дирекции тяги поступил, согласно дополнительному соглашению к Договору № 4 от 29.12.2018, локомотив ТЭМ18ДМ № 1273. 25.11.2019 по акту ТУ-162 № б/н локомотив передан ремонтному предприятию ООО «ЛокоТех-Сервис» для производства ТО-5Д. В соответствии с актом формы ТУ-31Л № 80 от 15.12.2019, актом окончательной приемки формы ТУ-5 № 1273/15.12.2019 от 15.12.2019, актом выполненных работ формы ФПУ-26 № 151219-004Р от 15.12.2019 обслуживание локомотива в объеме ТО-5Д завершено 15.12.2019. Окончательная приемка локомотива просрочена на 15 дней. Стоимость локомотива составляет 54055953,6 руб. В соответствии с п. 22.7.3 Договора Заказчику уплачивается пеня из расчета 0,05% от стоимости локомотива за каждый день просрочки. Пеня за просрочку составляет 405419,65 руб.;
21.11.2019 в эксплуатационное локомотивное депо Хабаровск - II Дальневосточной дирекции тяги поступил, согласно дополнительному соглашению к Договору № 4 от 29.12.2018, локомотив ТЭМ18ДМ № 1274. 25.11.2019 по акту ТУ-162 № б/н локомотив передан ремонтному предприятию ООО «ЛокоТех-Сервис» для производства ТО-5Д. В соответствии с актом формы ТУ-31Л № 81 от 15.12.2019, актом окончательной приемки формы ТУ-5 № 1274/15.12.2019 от 15.12.2019, актом выполненных работ формы ФПУ-26 № 151219-004Р от 15.12.2019 обслуживание локомотива в объеме ТО-5Д завершено 15.12.2019. Окончательная приемка локомотива просрочена на 15 дней. Стоимость локомотива составляет 54055953,6 руб. В соответствии с п. 22.7.3 Договора Заказчику уплачивается пеня из расчета 0,05% от стоимости локомотива за каждый день просрочки. Пеня за просрочку составляет 405419,65 руб.;
21.11.2019 в эксплуатационное локомотивное депо Хабаровск - II Дальневосточной дирекции тяги поступил, согласно дополнительному соглашению к Договору № 4 от 29.12.2018, локомотив ТЭМ18ДМ № 1275. 25.11.2019 по акту ТУ-162 № б/н локомотив передан ремонтному предприятию ООО «ЛокоТех-Сервис» для производства ТО-5Д. В соответствии с актом формы ТУ-31Л № 6 от 02.12.2019, актом окончательной приемки формы ТУ-5 № 1275/02.12.2019 от 02.12.2019, актом выполненных работ формы ФПУ-26 № 021219-002Р от 02.12.2019 обслуживание локомотива в объеме ТО-5Д завершено 02.12.2019. Окончательная приемка локомотива просрочена на 2 дня. Стоимость локомотива составляет 54055953,6 руб. В соответствии с п. 22.7.3 Договора Заказчику уплачивается пеня из расчета 0,05% от стоимости локомотива за каждый день просрочки. Пеня за просрочку составляет 54055,95 руб.;
21.11.2019 в эксплуатационное локомотивное депо Хабаровск - II
Дальневосточной дирекции тяги поступил, согласно дополнительному соглашению к Договору № 4 от 29.12.2018, локомотив ТЭМ18ДМ № 1276. 25.11.2019 по акту ТУ-162 № б/н локомотив передан ремонтному предприятию ООО «ЛокоТех-Сервис» для производства ТО-5Д. В соответствии с актом формы ТУ-31Л № 31-9632-191209103338 от
10.12.2019, актом окончательной приемки формы ТУ-5 № 1276/10.12.2019 от 10.12.2019, актом выполненных работ формы ФПУ-26 № 101219-002Р от 10.12.2019 обслуживание локомотива в объеме ТО-5Д завершено 10.12.2019. Окончательная приемка локомотива просрочена на 10 дней. Стоимость локомотива составляет 54055953,6 руб. В соответствии с п. 22.7.3 Договора Заказчику уплачивается пеня из расчета 0,05% от стоимости локомотива за каждый день просрочки. Пеня за просрочку составляет 270279,77 руб.;
21.11.2019 в эксплуатационное локомотивное депо Хабаровск - II Дальневосточной дирекции тяги поступил, согласно дополнительному соглашению к Договору № 4 от 29.12.2018, локомотив ТЭМ18ДМ № 1277. 25.11.2019 по акту ТУ-162 № б/н локомотив передан ремонтному предприятию ООО «ЛокоТех-Сервис» для производства ТО-5Д. В соответствии с актом формы ТУ-31Л № 140 от 01.12.2019, актом окончательной приемки формы ТУ-5 № 1277/01.12.2019 от 01.12.2019, актом выполненных работ формы ФПУ-26 № 011219-001Р от 01.12.2019 обслуживание локомотива в объеме ТО-5Д завершено 01.12.2019. Окончательная приемка локомотива просрочена на 1 день. Стоимость локомотива составляет 54055953,6 руб. В соответствии с п. 22.7.3 Договора Заказчику уплачивается пеня из расчета 0,05% от стоимости локомотива за каждый день просрочки. Пеня за просрочку составляет 27027,98 руб.
Общая сумма пени за 2019 год в соответствии с п. 22.7.3 Договора составляет 3 946 084 рубля 61 копейка.
В адрес ответчика был направлена претензия от 13 ноября 2020 г. № ИСХ-8077/ДВОСТ Т.
Согласно пункту 29.2 договора от 29 марта 2018 г. № 2833222 и № 2833180 срок рассмотрения претензии - три недели с даты получения. До настоящего времени претензия не рассмотрена и не оплачена.
Согласно ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона и односторонний отказ от их исполнения не допускается.
В силу пункта 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Расчет, произведенный Истцом, выполнен верно.
Заявление ответчика о снижении неустойки ввиду ее несоразмерности последствиям нарушения обязательства судом рассмотрено.
В соответствии с п. 1 ст. 330 ГК РФ, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Суд считает необходимым уменьшить размер неустойки. В соответствии со статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", подлежащая уплате неустойка, установленная законом или договором, в случае ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства, может быть уменьшена в судебном порядке (пункт 1 статьи 333 ГК РФ).
Если должником является коммерческая организация, индивидуальный предприниматель, а равно некоммерческая организация при осуществлении ею приносящей доход деятельности, снижение неустойки судом допускается только по обоснованному заявлению такого должника, которое может быть сделано в любой форме (пункт 1 статьи 2, пункт 1 статьи 6, пункт 1 статьи 333 ГК РФ).
Бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика. Несоразмерность и необоснованность выгоды могут выражаться, в частности, в том, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки (часть 1 статьи 56 ГПК РФ, часть 1 статьи 65 АПК РФ). Доводы ответчика о невозможности исполнения обязательства вследствие тяжелого финансового положения, наличия задолженности перед другими кредиторами, наложения ареста на денежные средства или иное имущество ответчика, отсутствия бюджетного финансирования, неисполнения обязательств контрагентами, добровольного погашения долга полностью или в части на день рассмотрения спора, выполнения ответчиком социально значимых функций, наличия у должника обязанности по уплате процентов за пользование денежными средствами (например, на основании статей 317.1, 809, 823 ГК РФ) сами по себе не могут служить основанием для снижения неустойки.
Возражая против заявления об уменьшении размера неустойки, кредитор не обязан доказывать возникновение у него убытков (пункт 1 статьи 330 ГК РФ), но вправе представлять доказательства того, какие последствия имеют подобные нарушения обязательства для кредитора, действующего при сравнимых обстоятельствах разумно и осмотрительно, например, указать на изменение средних показателей по рынку (процентных ставок по кредитам или рыночных цен на определенные виды товаров в соответствующий период, валютных курсов и т.д.).
При оценке соразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства необходимо учитывать, что никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения, а также то, что неправомерное пользование чужими денежными средствами не должно быть более выгодным для должника, чем условия правомерного пользования (пункты 3, 4 статьи 1 ГК РФ).
Доказательствами обоснованности размера неустойки могут служить, в частности, данные о среднем размере платы по краткосрочным кредитам на пополнение оборотных средств, выдаваемым кредитными организациями лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, либо платы по краткосрочным кредитам, выдаваемым физическим лицам, в месте нахождения кредитора в период нарушения обязательства, а также о показателях инфляции за соответствующий период.
Исследовав расчет неустойки истца по договору, принимая во внимание период просрочки, размер ключевой ставки ЦБ РФ, суд полагает, что сумма неустойки, подлежащая взысканию, несоразмерна последствиям нарушения обязательств.
В данном случае, исходя из конкретных обстоятельств дела, суд считает, что испрашиваемая истцом неустойка, явно несоразмерна последствиям нарушения ответчиком обязательств по договору, в связи с этим судом снижен размер взыскиваемой неустойки до 2 762 259, 22 руб., в остальной части требования истца удовлетворению не подлежат.
Расходы по оплате государственной пошлины относятся на ответчика в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Учитывая ст. ст. 8, 12, 307-310, 330, 333 ГК РФ, руководствуясь ст. ст. 65, 67, 68, 71, 75, 101, 110, 131, 167-171, 176, 180, 181, АПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Удовлетворить исковые требования ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" (ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 23.09.2003, ИНН: <***>) частично.
Взыскать с АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "РОСЛОКОМОТИВ" (ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 23.07.2003, ИНН: <***>) сумму неустойки в размере 2 762 259, 22 (Два миллиона семьсот шестьдесят две тысячи двести пятьдесят девять рублей 22 копейки), а также сумму госпошлины в размере 42 730 (Сорок две тысячи семьсот тридцать рублей 00 копеек) в пользу ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" (ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 23.09.2003, ИНН: <***>).
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты изготовления в полном объеме в 9 Арбитражный Апелляционный Суд.
СУДЬЯ: О.Ю. Лежнева