ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-8641/2021-139-58 от 21.04.2021 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Москва

28 апреля 2021 года                                                      Дело №А40-8641/21-139-58

Резолютивная часть решения суда объявлена 21 апреля 2021 года                                                               

Полный текст решения суда изготовлен 28 апреля 2021 года                                                               

Арбитражный суд города Москвы в составе судьи Вагановой Е.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Бруяко Т.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению (заявлению)

Акционерного общества "Управление механизации №3" (123104, <...>, эт 1 пом 3 ком 2, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 28.05.2010, ИНН: <***>)

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации: 03.11.2009, адрес: 115191, <...>)

о признании незаконным сообщение об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации №КУВД-001/2020-14180499, PKPVDFC-2020-09-07-289268 от 17.12.2020 в отношении объекта недвижимости, прекратившего существование – нежилое здание с кадастровым номером 77:09:0003012:1126, располагавшегося по адресу: <...>,

о возложении обязанности

при участии:

от заявителя – ФИО1, дов. №017/Д/2020 от 01.12.2020, диплом;

от ответчика – не явился, извещен;

УСТАНОВИЛ:

АО "Управление механизации №3" (далее – заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее -  ответчик, Управление Росреестра по Москве) о признании незаконным сообщения об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации №КУВД-001/2020-14180499, PKPVDFC-2020-09-07-289268 от 17.12.2020 в отношении объекта недвижимости, прекратившего существование – нежилое здание с кадастровым номером 77:09:0003012:1126, располагавшегося по адресу: <...>, о возложении обязанности прекратить права АО «Управление Механизации №3» в отношении объекта недвижимости, прекратившего существование - нежилое здание с кадастровым номером 77:09:0003012:1126, располагавшееся по адресу <...>. - в связи с прекращением существования указанного объекта недвижимости, о возложении обязанности снять с государственного кадастрового учёта объект недвижимости по адресу: <...> (кадастровый номер: 77:09:0003012:1126) и исключить из кадастра недвижимости все данные об указанном объекте недвижимости в связи с прекращением существования указанного объекта недвижимости.

Заявитель в судебном заседании поддержал требования по доводам, изложенным в заявлении.

Ответчик извещенный надлежащим образом о месте и времени проведения судебного заседания, на рассмотрение дела не явился, ране представил материалы регистрационного дела.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы заявителя и ответчика, оценив представленные доказательства, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и действий государственных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта, оспариваемых действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, письменных возражениях и в выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, оценив на основании ст. 71 АПК РФ материалы дела в их совокупности и взаимосвязи по своему внутреннему убеждению, суд признал заявление не подлежащим удовлетворению.

Как следует из материалов дела, Акционерное общество «Управление Механизации №3»  владело на праве собственности недвижимым имуществом - нежилым зданием с кадастровым №77:09:0003012:1126, располагавшемся по адресу: <...>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации прав.

Объект недвижимости - нежилое здание с кадастровым номером 77:09:0003012:1126, располагавшийся по адресу <...>, прекратил существование в 2012 г. в связи со следующим:

Согласно п.1 ст.55.30 Градостроительного кодекса Российской Федерации снос объекта капитального строительства осуществляется на основании решения собственника объекта капитального строительства.

Собственником объекта недвижимости с кадастровым номером 77:09:0003012:1126 по адресу <...> являлся Заявитель.

Согласно акту технического обследования состояния сооружения от 17/12/2012 г., объект недвижимости с кадастровым номером 77:09:0003012:1126 по состоянию на дату обследования находился в аварийном состоянии и был непригоден для дальнейшей эксплуатации, при этом проведение реконструкции и ремонта было признано нецелесообразным, в связи с чем указанный объект недвижимости был признан подлежащим сносу.

По факту сноса объекта недвижимости с кадастровым номером 77:09:0003012:1126 составлен акт о сносе сооружения от 24.12.2012.

В силу п.8 Федерального закона от 03/08/2018 г. №340-Ф3 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» уведомление о начале работ по сносу не требуется, если работы по сносу объекта капитального строительства, не связанному со строительством или реконструкцией объекта капитального строительства на месте снесенного объекта, начаты до 04/08/2018 г. При этом работы по сносу объекта недвижимости с кадастровым номером 77:09:0003012:1126, располагавшегося по адресу <...>, производились в декабре 2012 г., что подтверждается актом о сносе сооружения от 24/12/2012 г.

Необходимые данные об объекте недвижимости с кадастровым номером 77:09:0003012:1126, располагавшийся по адресу <...>, а также фиксация факта сноса указанного объекта недвижимости указаны в акте обследования, который Заявитель также предоставил представленном в регистрирующий орган.

Заявитель 07.09.2020 г. обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве  с заявлением о снятии с государственного кадастрового учёта прекратившего существование объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в ЕГРН, так как наличие в реестре недвижимости информации о фактически несуществующем здании неоднократно становилось причиной сложностей при оформлении действий с другими объектами, основанием для дополнительных требований со стороны кредитных организаций (залогодержателей по договорам ипотеки) и применением ими повышающих коэффициентов при оформлении кредитов для Заявителя. Кроме того, Заявитель вынужден платить налог на имущество, начисляемый в отношении фактически несуществующего здания.

Государственным регистратором ФИО2 действия по государственному кадастровому учёту 17.09.2020 г. по заявлению Заявителя приостановлены ввиду непредоставления Заявителем документов, подтверждающих порядок сноса объекта недвижимости, а также отсутствие необходимых данных в акте обследования,

04.12.2020 г. Заявитель предоставил в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве недостающие документы, а также пояснительную записку, в которой обосновал правомерность своей позиции и просил снять с кадастрового учёта объект недвижимости с кадастровым номером 77:09:0003012:1126 и прекратить своё право собственности на него

Тем не менее, 17.12.2020 г. Управление Росреестра по Москве вынесло решение об отказе в государственном кадастровом учёте и государственной регистрации, ссылаясь на непредоставление Заявителем необходимых документов.

Заявитель с указанным решением  регистрирующего органа об отказе в снятии с государственного кадастрового учета и государственной регистрации прекращения права собственности на объект недвижимости не согласился, обратился в суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд руководствовался следующим.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

В соответствии с пп.3 п.1 ст.29 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ   «О   государственной   регистрации   недвижимости»   (далее   -   Закон   о недвижимости) проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом о недвижимости оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Согласно ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В соответствии с п. 12 ст. 29 Федерального закона № 218-ФЗ отказ в государственной регистрации права может быть обжалован заинтересованным лицом в суд.

Управление Росреестра по Москве, являясь регистрирующим органом, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с нормами Федерального закона №218-ФЗ.

Согласно с положениями Закона о регистрации при осуществлении государственной регистрации прав должна быть проведена правовая экспертиза представленных документов, а также установлено отсутствие других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав. Исходя из вышеуказанных положений Закона о регистрации, решение о проведении, либо о приостановлении государственной регистрации прав или отказе в проведении государственной регистрации прав принимается по результатам правовой экспертизы представленных на регистрацию документов.

Поскольку по смыслу и содержанию Закона о регистрации государственная регистрация осуществляется на основании документов, поступивших в установленном порядке в регистрирующий орган, ответственность за подлинность документов, полноту и достоверность сведений в них содержащихся, а также за соответствие требованиям действующего законодательства (юридическую силу) лежит на лицах их предоставивших в регистрирующий орган, либо выдавших данные документы.

В качестве документов-оснований для осуществления учетно-регистрационных мероприятий в отношении указанных объектов недвижимости в регистрирующий орган были представлены соответствующие заявления с приложением акта обследования.

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» ведение ЕГРН осуществляется, в частности, на основании принципов достоверности и доступности сведений, содержащихся в ЕГРН.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 7 Федерального закона № 218-ФЗ ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит в том числе из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости).

В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.

Как указано в п.7 ст.40 Федерального закона от 13/07/2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» при снятии с государственного кадастрового учета и/или государственной регистрации прекращения прав на здание, сооружение в связи с прекращением их существования одновременно осуществляются снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на все помещения и машино-места в таких здании, сооружении. Снятие с государственного кадастрового учета объекта незавершенного строительства в связи с прекращением его существования осуществляется одновременно с государственной регистрацией прекращения прав на него.

Прекращения физического существования объекта недвижимости является основанием для снятия такого объекта с регистрационного учёта в соответствии с п. 4 ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 13/07/2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Достаточным доказательством факта прекращения существования объекта недвижимости с кадастровым номером 77:09:0003012:1126 является акт обследования.

В соответствии со ст.23 Федерального закона от 13/07/2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в результате натурного осмотра по факту прекращения существования нежилого здания, а также по итогам выполнения кадастровых работ подготовлен акт обследования в целях предоставления в орган кадастрового учета заявления о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости с кадастровым номером 77:09:0003012:1126. При этом 04/09/2019 г. кадастровым инженером был произведен выезд на земельный участок с кадастровым номером 77:09:0003012:3507, расположенный по адресу: <...> вл.69А, на котором ранее располагался объект капитального строительства с кадастровым номером 77:09:0003012:1126 (нежилое здание, общей площадью 9,5 кв.м.). В результате осмотра места нахождения нежилого здания (объекта недвижимости с кадастровым номером 77:09:0003012:1126), с учетом всех имеющихся сведений о таком объекте недвижимости, подтверждаю, что нежилое здание площадью 9,5 кв.м. полностью снесен. Акт обследования подготовил кадастровый инженер ФИО3, являющийся членом СРО КИ Ассоциация «Саморегулируемая организация кадастровых инженеров» (АСРО «Кадастровые инженеры»; уникальный реестровый номер кадастрового инженера в реестре членов СРО N 6276).

Акт обследования объекта капитального строительства, подтверждающий прекращение существования здания, был приложен к заявлению о снятии с кадастрового учета, и копия акта также представлена в материалы дела. Как следует из сложившейся практики арбитражных судов Российской Федерации, указание кадастровым инженером на отсутствие объекта недвижимости в акте обследования является достаточным для того, подтверждения прекращения существования объекта недвижимости

Сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета на основании пункта 7 части 4 статьи 8 указанного Закона отнесены к основным сведениям об объекте недвижимого имущества, подлежащим внесению в кадастр недвижимости.

Таким образом, продолжение существования в ЕГРН записи об указанных нежилых зданиях способствует нахождению в публичном реестре недостоверных сведений относительно существования объектов недвижимости, что противоречит п. 2 ст. 1 Федерального закона № 218-ФЗ.

Учитывая изложенное, суд соглашается с доводами Общества об отсутствии правовых оснований для приостановления снятия с государственного кадастрового учета и государственной регистрации прекращения права собственности в связи со сносом объектов недвижимости.

При этом согласно п. 5 ст. 21 Федерального закона № 218-ФЗ, не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 данного Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с указанным Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.

Следовательно, истребование дополнительных документов, не предусмотренных Законом о регистрации и иными нормативными актами в сфере государственной регистрации прав, выходит за рамки полномочий, предоставленных Управлению Росреестра по Москве.

Таким образом, Заявителем в Управление Росреестра по Москве были предоставлены все необходимые документы для осуществления учетно-регистрационных действий в связи со сносом объектов недвижимости, оснований для приостановления государственной регистрации, а также в дальнейшем для отказа в снятии с государственного кадастрового учета и государственной регистрации прекращения права собственности.

При изложенных обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению.

Согласно п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ, в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ в целях устранения допущенных ответчиком нарушений законных прав и интересов заявителя, суд считает необходимым обязать Управление Росреестра по Москве в течение тридцати дней с даты вступления решения суда в законную силу и прекратить права АО «Управление Механизации №3» в отношении объекта недвижимости - нежилое здание с кадастровым номером 77:09:0003012:1126, располагавшееся по адресу <...>., в связи с прекращением существования указанного объекта недвижимости, а также  снять с государственного кадастрового учёта объект недвижимости по адресу: <...> (кадастровый номер: 77:09:0003012:1126) и исключить из кадастра недвижимости все данные об указанном объекте недвижимости в связи с прекращением существования указанного объекта недвижимости.

Согласно ст. 110 АПК РФ государственная пошлина подлежит взысканию с заинтересованного лица в пользу заявителя.

 Руководствуясь ст. 71, 75, 104, 106, 110, 167-170, 176, 198, 200, 201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконными и отменить решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве об отказе в государственном кадастровом учёте и государственной регистрации, оформленное уведомлением №КУВД-001 /2020-14180499, PKPVDMFC-2020-09-07-289268 от 17.12.2020 г. в отношении объекта недвижимости, прекратившего существование - нежилое здание с кадастровым номером 77:09:0003012:1126, располагавшееся по адресу <...>.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в течение тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу путем прекращения права АО «Управление Механизации №3» в отношении объекта недвижимости - нежилое здание с кадастровым номером 77:09:0003012:1126, располагавшееся по адресу <...>., в связи с прекращением существования указанного объекта недвижимости, а также  снять с государственного кадастрового учёта объект недвижимости по адресу: <...> (кадастровый номер: 77:09:0003012:1126) и исключить из кадастра недвижимости все данные об указанном объекте недвижимости в связи с прекращением существования указанного объекта недвижимости.

Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в пользу АО "Управление механизации №3" расходы по оплате госпошлины в размере 3 000 (три тысячи) руб. 00 коп.

Проверено на соответствие действующему законодательству.

Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия (изготовления в полном объеме) в Девятый арбитражный апелляционный суд.

СУДЬЯ:                                                                                                    Е.А. Ваганова