ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Москва
25 апреля 2013 года Дело № А40-8781/13
Резолютивная часть решения объявлена 04 апреля 2013 года
Полный текст решения изготовлен 25 апреля 2013 года
Арбитражный суд в составе судьи Шудашовой Я.Е.
при ведении протокола помощником судьи Захаркиной А.К.
протокол ведется с использованием средств аудиозаписи
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью «НОВАТЭК-ПУРОВСКИЙ ЗПК» (ОГРН: <***>; ИНН: <***>; дата регистрации 21.06.2004 г.)
к Инспекции Федеральной налоговой службы № 21 по г. Москве (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации от 16.12.2004 г., адрес: 129223, <...>)
об обязании возвратить излишне уплаченный налог в размере 472 391,71 руб.,
в судебное заседание явились:
от заявителя – не явка;
от ответчика – ФИО1 доверенность от 14.01.2013г., ФИО2 доверенность от 16.01.2013г., ФИО3 доверенность от 16.01.2013г.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «НОВАТЭК – ПУРОВСКИЙ ЗПК» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 2 об обязании возвратить на расчетный счет Общества из бюджета излишне уплаченный налог на прибыль организаций в размере 472.391, 71 руб., в том числе: 54.383, 71 руб. из федерального бюджета (КБК 18210101011010000110), 418.008 руб. из бюджета субъекта федерации (КБК 18210101012020000110).
Заявитель, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения спора, в судебное заседание не явился, в связи с чем, дело в порядке ч. 3 ст. 156 АПК РФ подлежит рассмотрению в его отсутствие.
Налоговый орган в судебное заседание явился, заявление не признал по доводам, изложенным в письменном отзыве на заявление, заявил о пропуске срока исковой давности.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителя налогового органа, исследовав письменные доказательства, суд установил, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
Из материалов дела следует, 25 апреля 2012 года Общество обратилось в Инспекцию с заявлением № 1239 о возврате из бюджета переплаты по налогу на прибыль в размере 472 391, 71 рублей.
Уведомлением от 01.06.2012 № 11-10/07143 Инспекция отказала Заявителю в возвращении суммы излишне уплаченного налога на прибыль opганизаций, со ссылкой на истечение трехлетнего срока со дня уплаты налога, не оспаривая при этом наличие и размер переплаты.
Суд считает отказ Инспекции в возвращении суммы излишне уплаченного налога на прибыль организаций, выраженный в уведомлении от 01.06.2012 № 11-10/07143 не соответствует фактическим обстоятельствам дела и нормам Налогового кодекса Российской Федерации, в силу следующих обстоятельств:
Судом установлено, что Общество по результатам хозяйственной деятельности за 2008 год 20.03.2009 г. предоставило в Налоговый орган первичную налоговую декларацию по налогу на прибыль, в которой исчислены следующие суммы налога к доплате:
- строка 040 (ФБ): 1 515 342, 00 рублей;
- строка 070 (РБ): 4 079 766, 00 рублей.
За I, II кварталы 2009 года Обществом произведена оплата налога на прибыль организаций следующими платежными поручениями:
1) П/п № 971 от 20.03.2009 на сумму 1 600 000, 00 руб. - налог на прибыль организаций за 2008 год в федеральный бюджет;
2) П/п № 970 от 20.03.2009 на сумму 4 200 000, 00 руб. - налог на прибыль организаций за 2008 год в бюджет субъекта РФ;
3) П/п № 1452 от 27.04.2009 на сумму 1 100 000, 00 руб. - авансовый платеж по налогу на прибыль организаций в федеральный бюджет;
4) П/п № 1451 от 27.04.2009 на сумму 3 300 000, 00 руб. - налог на прибыль организаций за 1 квартал 2009 года в федеральный бюджет;
5) П/п № 1450 от 27.04.2009 на сумму 9 800 000, 00 руб. - авансовый платеж по налогу на прибыль организаций в бюджет субъекта РФ;
6) П/п № 1449 от 27.04.2009 на сумму 29 200 000, 00 руб. - налог на прибыль организаций за 1 квартал 2009 года в бюджет субъекта РФ;
7) П/п № 1824 от 25.05.2009 на сумму 1 100 000, 00 руб. - авансовый платеж по налогу на прибыль организаций в федеральный бюджет;
8) П/п № 1823 от 25.05.2009 на сумму 9 800 000, 00 руб. - авансовый платеж по налогу на прибыль организаций в бюджет субъекта РФ;
9) П/п № 2151 от 22.06.2009 на сумму 1 100 000, 00 руб. - авансовый платеж по налогу на прибыль организаций в федеральный бюджет;
10) П/п № 2150 от 22.06.2009 на сумму 9 800 000, 00 руб. - авансовый платеж по налогу на прибыль организаций r бюджет субъекта РФ.
Таким образом, Обществом в 2009 году произведена оплата налога на прибыль организаций:
- в федеральный бюджет в общей сумме: 8 200 000, 00 руб.;
- в бюджет субъекта в общей сумме: 62 800 000, 00 руб. Итого за 2009 год, в размере: 71 000 000 руб.
Заявлением от 26.10.2009 г., № 1309 Общество, со ссылкой на налоговую декларацию за 1 полугодие 2009 г., а так же на платежные поручения №.№. 2150, 1823, 1450, 1449, 2151, 1824, 1452, 1451, за исключением П/п №.№. 970, 971, заявило о возврате переплаты в размере 18 000 000 рублей, в том числе:
из федерального бюджета в размере: 9 000 000 руб.;
из бюджета субъекта в размере: 9 000 000 руб.,
вернуть на расчетный счет Общества.
Заявлением от 26.10.2009 № 1308 Истец обратился в Налоговый орган с просьбой, переплату в сумме 50 000 000 рублей образовавшуюся по налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2 квартал 2009 года (бюджет субъекта РФ) зачесть в счет погашения налога на добавленную стоимость за 3 квартал 2009 года.
Решениями о возврате от 18.11.2009 №.№. 1063, 1064 и о зачете от 18.11.2009 № 1065 вышеуказанные заявления Общества удовлетворенны. По каким платежным поручениям был произведен возврат (зачет) налоговым органом указано не было.
Возврат (зачет) произведен на сумму: 68 000 000 рублей.
Поскольку Общество в своих заявлениях не указывает платежные поручения №№ 970, 971, возврат (зачет) переплаты по налогам, произведен Инспекцией (по собственной инициативе) с частичным учетом переплаты, образовавшейся по указанным плаженым поручениям, что подтверждается Ответчиком в Уведомлении
Таким образом, сумма переплаты не возвращенная (зачтенная) Обществу составляет:
• Сумма к доплате за 2008 г. (РБ) 4 079 766 руб. - оплата по п/п № 970 - 4 200 000 руб. - сумма переплаты 120 234 рубля;
• Сумма к доплате за 2008 г. (ФБ) 1 515 342 рубля оплата по п/п № 971 - 1600 000 руб. - сумма переплаты 84 658 рубля, за минусом частичного возврата по вышеуказанным заявлениям Общества: 54 383, 71 руб.
Итого, не возвращенная/зачтенная переплати по налогу на прибыль организаций за 2009 год составляет: 174 617, 71 рубля.
26 января 2010 года Истец обратился в Инспекцию с заявлением (письмо от 26.01.2010 № 90), в котором просил предоставить акты сверок по налогам и сборам за 2009 год.
Согласно акту совместной сверки расчетов № 50 за период с 01.01.2009г. по 31.12.2009г. подтвержден факт излишней уплаты в размере 472 391 руб. 71 коп., в том числе:
- налог на прибыль организаций в ФБ: 54 383, 71 рублей;
- налог на прибыль организаций в РБ: 418 008 рублей.
Пункт 7 статьи 32 НК РФ возлагает на налоговые органы обязанность принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом
В силу пункта 6 статьи 78 ПК РФ сумма излишне уплаченною налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным канатам связи) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления
Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы н (лишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась (п. 8 ст. 78 НК РФ).
В силу п. 7 ст. 78 НК РФ. заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Исходя из положений пунктов 7. 8 статьи 78 НК РФ следует, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату но письменному заявлению налогоплательщика, которое может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 21.06.2001 N 173-О), статья 78 Налогового кодекса Российской Федерации направлена не на ущемление нрав налогоплательщика, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, а напротив, позволяет ему в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. В то же время названные положения не препятствуют гражданину в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня. когда лицо узнаю или должно было узнать о нарушении своего нрава (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Аналогичная позиция отражена и в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08 11.2006 N 6219/06.
Уплата ежемесячных авансовых платежей, авансовых платежей по итогам отчетных и налогового периодов производится налогоплательщиками в порядке и в сроки, определенные статьей 287 НК РФ, согласно которой по итогам отчетного (налогового) периода суммы ежемесячных авансовых платежей, уплаченных в течение отчетного (налогового) периода, засчитываются при уплате авансовых платежей по итогам отчетного периода. Авансовые платежи по итогам отчетного периода засчитываются в счет уплаты налога по итогам следующего отчетного (налогового) периода.
Таким образом, названные положения статьи 287 НК РФ устанавливают правило о зачете уплаченных авансовых платежей в счет уплаты последующих авансовых платежей и налога на прибыль, исчисленною по итогам налогового периода, основывающееся на методе нарастающего итога.
Соответственно, в случае, когда налогоплательщиком не было заявлено требования о возврате излишне уплаченного авансового платежа, произведенного по итогам отчетного периода, данный платеж как результат финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика учитывается на дату окончания следующего отчетною и налогового периода.
Определение окончательного финансового результата и размера налоговой обязанности по налогу на прибыль производится налогоплательщиками в налоговой декларации по налогу на прибыль, представляемой по итогам налогового периода не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 4 статьи 289 НК РФ).
При этом, лишь окончательный расчет налога по итогам налогового периода, приведенный в соответствующей налоговой декларации по налогу на прибыль, может повлечь возникновение у налогоплательщика переплаты.
Юридические основания для возврата указанной переплаты наступят с даты представления налоговой декларации за соответствующий год, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган.
Первичная налоговая декларация по наткну на прибыль за 2009 год была представлена Заявителем в Налоговый орган 12.02.2010г. с результатом хозяйственной деятельности за 2009 год в виде убытка, следовательно, трехгодичный срок для подачи заявления о возврате излишне уплаченного налога па прибыль за 2009 год заявителем не пропущен (срок истекает через три года с момента представления декларации - 11.02.2013).
Соответственно, с учетом подачи в инспекцию заявления о возврате излишне уплаченного налога на прибыль за 2009 год 25.04.2012, установленным пунктом 7 статьи 78 НК РФ срок, заявителем не пропущен, заявление о возврате излишне уплаченною налога на прибыль в размере 174 617, 71 рубля подано Заявителем в пределах установленного ст. 78 НК РФ трехлетнего срока.
Таким образом, о факте излишней уплаты налога на прибыль за 2009 год в обшей сумме 174 617, 71 рубля. Заявителю стало известно при подаче налоговой декларации - 12.02.2010 г., с результатом хозяйственной деятельности за 2009 г. в виде убытка, содержащей данные, аналогичные Акту совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам № 50 подписанному Заявителем 15.02.2010.
При таких обстоятельствах у налогового органа отсутствовали правовые основания для отказа Обществу в возврате названных сумм излишне уплаченного налога.
Доводы ответчика, изложенные в отзыве, не принимаются судом по нижеследующему:
Суд считает не корректной ссылку инспекции на приказ ФНС России от 09.09.2005 N САЭ-3-01/444@ "Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами", поскольку данным документом регламентируется порядок работы с налогоплательщиками в сфере пенсионного страхования и к предмету настоящего спора не применим.
Ссылка налогового органа на осведомленность Заявителя о наличии переплаты по налогу на прибыть организаций в связи с уплатой последним налога на прибыль, до составления акта сверки, является необоснованной, поскольку факт уплаты, сам по себе, не означает надлежащей осведомленности лица о наличии и объеме соответствующей переплаты, до составления соответствующего акта сверки.
Акт № 77 совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам за период с 01 января 2009 г. по 31 марта 2009 г., по состоянию расчетов на 01 апреля 2009 г., не может служить доказательством осведомленности Истца на дату его подписания о наличии переплаты и её размере, поскольку в составе отраженной в данном акте переплаты, а именно:
Федеральный бюджет: 2 454 382, 71 рублей;
Региональный бюджет: 818 009, 00 рублей,
не учтен налог на прибыль, исчисленный по результатам хозяйственной деятельности за 1 квартал 2009 года и отраженный в бухгалтерском учете Общества в марте 2009 года в следующем размере:
строка 040 (ФБ): 3 235 687, 00 рублей;
строка 070 (РБ): 29 121 182, 00 рублей.
Налоговым органом сумма налога за прибыль за 1 квартал 2009 отражена в карточках расчетов с бюджетом с указанием сроков уплаты, установленных статьей 287 Кодекса.
Пунктом 1 ст. 287 НК РФ установлено, что авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный период. Следовательно, авансовые платежи налога на прибыль за 1 квартал 2009 года отражены в лицевой карточке Заявителя по сроку 28.04.2009.
Таким образом, по состоянию на 1 апреля 2009 года по данным бухгалтерского учета Заявителя, отсутствовала переплата налога на прибыль, поскольку фактически образовалась недоимка в бюджет, оплаченная следующими платежными поручениями:
П/п № 1451 от 27.04.2009 на сумму 3 300 000, 00 руб. - налог на прибыль организаций за 1 квартал 2009 года в федеральный бюджет;
П/п № 1449 от 27.04.2009 на сумму 29 200 000, 00 руб. - налог на прибыль организаций за 1 квартал 2009 года в бюджет субъекта РФ.
Из Акта № 77, к и иных актов сверок подписанные Заявителем в 2009 году, не представляется возможным установить наличие переплаты по налогу на прибыль организаций и её конкретный размер, в целях обращения Общества в Налоговый орган с заявлением о возврате (зачете) излишне уплаченного налога.
Суд считает обоснованным довод Заявителя о том, что о факте излишней уплаты налога на прибыль организаций в сумме 174 617, 71 рублей, Заявителю впервые стало известно при подаче налоговой декларации за 2009 гид - 12.02.2010 г., с результатом хозяйственной деятельности за налоговый период в виде убытка, вследствие применения амортизационной премии (ст. 258,259 НК РФ).
О сумме переплаты налога в размере 297 774, 00 рублей Заявитель впервые узнал из акта № 50 совместной сверки расчетов но налогам, сборам, пеням и штрафам за период с 01.01.2009 по 31.12.2009 по состоянию расчетов на 01.01.2010. подписанною Заявителем 15.02.2010.
Актом №50 впервые выявлен факт переплаты и конкретные суммы излишне уплаченного Заявителем налога на прибыль организаций, в общей сумме 472391, 71 рублей, о возврате которых Общество обратилось в Инспекцию с заявлением от 25.04.2012 № 1239. Факт переплаты также подтверждается писанным сторонами Актом № 22 совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам за период с 01 января 2012 г. по 31 марта 2012 г., по состоянию расчетов на 01 январи 2013 г.
Суд не принимает довод налогового органа о пропуске Обществом срока исковой давности в связи со следующим:
Суд отмечает, что в рамках настоящего спора заявлено требование имущественного характера о возврате суммы излишне уплаченного налога.
Согласно Постановлению Высшею Арбитражного Суда РФ N 6219/06 от 08.11.2006г. вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в суд заявления о возврате (зачете) излишне уплаченного налога должен решаться применительно к и. 2 ст. 79 НК РФ с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишне уплаченного налога.
Поскольку, о факте излишней уплаты налога на прибыль организаций в общей сумме 472 391, 71 рублей. Заявителю впервые стало известно 15.02.2010, при подписании Акта № 50, срок исковой давности истекает только 14.02.2013, следовательно, подав Исковое заявление в Арбитражный суд т. Москвы 29.01.2013, срок исковой давности Заявителем не является пропущенным.
Кроме того, в соответствии с позицией Конституционною Суда РФ, выраженной в Определении от 21.06.2001 г. N 173-0, из содержания указанных положений Кодекса норма ст. 78 Кодекса направлена не на ущемление прав налогоплательщика, а напротив, позволяет ему в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. В го же время данная норма не препятствует в случае пропуска указанного срока обратиться и суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в ном случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 ГК РФ).
Ссылка налогового органа на судебную практику также не принимается судом, поскольку судебные акты приняты по иным фактическим обстоятельствам.
Уплаченная Обществом при обращении в арбитражный суд платежным поручением № 82 от 02.09.2011г. государственная пошлина в размере 58 376 руб. подлежит взысканию с Инспекции в качестве возмещения понесенных ей судебных расходов по уплате государственной пошлины на основании части 1 статьи 110 АПК РФ в полном объеме, поскольку законодательством не предусмотрен возврат заявителю по делу, в котором ответчиком является государственный орган, уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также не предусмотрено освобождение государственных органов от возмещения судебных расходов, отношения, по распределению которых, возникают между сторонами судебного разбирательства после уплаты заявителем государственной пошлины на основании статьи 110 АПК РФ, данные отношения не регулируются главой 25.3 НК РФ (пункт 7 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.05.2010 г. № 139).
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 170-176 Налогового кодекса Российской Федерации, ст.ст. 102, 110, 167-170, 180, 181, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Обязать Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 2 возвратить на расчетный счет Общества с ограниченной ответственностью «НОВАТЭК-ПУРОВСКИЙ ЗПК» из бюджета излишне уплаченный налог на прибыль организаций в размере 472.391 (Четыреста семьдесят две тысячи триста девяносто один) руб. 71 коп., в том числе: 54.383, 71 руб. из федерального бюджета (КБК 18210101011010000110), 418.008 руб. из бюджета субъекта федерации (КБК 18210101012020000110).
Взыскать с Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 2 в пользу Общества с ограниченной ответственностью «НОВАТЭК-ПУРОВСКИЙ ЗПК» расходы на оплату госпошлины в размере 12.447 (Двенадцать тысяч четыреста сорок семь) руб. 83 коп.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья Шудашова Я.Е.