ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-88396/13 от 16.10.2013 АС города Москвы

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Москва

Дело № А40-88396/13

23 октября 2013 г.

Резолютивная часть решения объявлена 16 октября 2013г.

Полный текст решения изготовлен 23 октября 2013г.

Арбитражный суд в составе судьи Лапшиной В. В. (шифр судьи 94-847),

при ведении протокола судебного заседания секретарем Бобоедовым В.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело

по заявлению ООО «Эквифакс Кредит Сервисез» (ОГРН <***>)

к Банку России

об оспаривании постановления от 27.06.2013г. № 13-313/пн об административном правонарушении

при участии представителей:

От заявителя – ФИО1 по дов. от 08.07.2013г.

От ответчика – ФИО2 по дов. от 02.09.2013г. № 356

УСТАНОВИЛ:

ООО «Эквифакс Кредит Сервисез» (далее – заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Банк России о признании незаконным и отмене постановления ФСФР России от 27.06.2013г. № 13-313/пн о привлечении к административной ответственности по ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ.

Заявитель поддерживает заявленные требования по доводам, изложенным в заявлении, указывает, что предписание №12-ЕК-04/14200 от 19.04.2013 получено только 10.06.2013г.

Ответчик возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в отзыве, указав на доказанность факта совершения правонарушения и соблюдение процесса привлечения к административной ответственности.

Изучив материалы дела, выслушав доводы заявителя, суд установил, что заявленное требование подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, в связи с чем, согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ оспариваемое постановление проверено судом в полном объеме.

Согласно ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судом проверено и установлено, что десятидневный срок, предусмотренный ч. 2 ст. 208 АПК РФ, ст. 30.3 КоАП РФ для обжалования решения административного органа о привлечении к административной ответственности, заявителем не пропущен.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.07.2013 № 645 «Об упразднении Федеральной службы по финансовым рынкам, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации» Федеральная служба по финансовым рынкам упразднена с 01.09.2013.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 23.07.2013 № 249-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О товарных биржах и биржевой торговле» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 сентября 2013 года Банк России выступает в качестве заинтересованного лица по делам о привлечении к административной ответственности, возбужденным должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков и его территориальных органов, при оспаривании действий должностных лиц федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков и его территориальных органов, связанных с привлечением к административной ответственности, при оспаривании постановлений и решений федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков и его территориальных органов о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

В соответствии с частью 6 статьи 49 Федерального закона от 23.07.2013 № 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков», вступившего в силу 01.09.2013 (далее - Закон № 251-ФЗ), со дня вступления в силу настоящего Закона № 251-ФЗ Банк России является процессуальным правопреемником Федеральной службы по финансовым рынкам в судах общей юрисдикции, мировых судах и арбитражных судах.

Как следует из материалов дела, в адрес ФСФР России 29.03.2013 поступило обращение ФИО3 в отношении возможного нарушения заявителем порядка рассмотрения заявления о внесении изменений в кредитную историю.

Для проверки сведений, изложенных в обращении ФИО3, ФСФР России в адрес Общества направлено предписание от 19.04.2013 № 12-ЕК-04/14200, которым Бюро предписывалось в течение трех рабочих дней с даты получения Предписания предоставить в ФСФР России указанные следующие документы и сведения:

- копии всех обращений и прилагавшихся к ним документов (в том числе запросов на предоставление кредитного отчета по кредитной истории, заявлений о внесении изменений и (или) дополнений в кредитную историю), поступивших в адрес Бюро от ФИО3 (его уполномоченного представителя) в период с 01.12.2012 по дату исполнения настоящего предписания включительно;

- копии ответов Бюро ФИО3 по результатам рассмотрения его обращений (запросов на предоставление кредитного отчета по кредитной истории, заявлений о внесении изменений и (или) дополнений в кредитную историю), с приложением копий документов, подтверждающих их направление ФИО3, а в случае если ответ на какое-либо из обращений (запросов на предоставление кредитного отчета по кредитной истории, заявлений о внесении изменений и (или) дополнений в кредитную историю) ФИО3 не давался, - объяснения по данному факту с приложением копий подтверждающих документов.

Согласно уведомлению о вручении почтового отправления, Предписание получено Заявителем 02.05.2013. Следовательно, затребованные документы и информация должны были быть направлены в ФСФР России не позднее 13.05.2013.

В соответствии с нормативами частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольными сроками пересылки письменной корреспонденции, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2006 № 160, контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции (без учета дня приема) на внутригородской территории городов федерального значения, на территории административных центров субъектов Российской Федерации составляют 2 дня. Таким образом, затребованные документы и информация должны были поступить в ФСФР России не позднее 15.05.2013. Однако по состоянию на 18.06.2013 запрашиваемые Предписанием документы и сведения, а также иные письма от Заявителя, связанные с исполнением Предписания, в ФСФР России не поступали.

Таким образом, Заявитель не выполнил в установленный срок законное предписание федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков.

По данному факту, 18.06.2013 ФСФР России был составлен протокол об административном правонарушении № 13-350/пр-ап, в присутствии представителя Общества ФИО4 по доверенности от 14.06.2013 №8.

Копия Протокола об административном правонарушении № 13-350/пр-ап была получена представителем Заявителя на руки.

На рассмотрение дела об административном правонарушении законный представитель Общества был извещен надлежащим образом, согласно телеграмме от 19.06.2013, полученной Обществом 24.06.2013г.

27.06.2013г. ФСФР России вынесло Постановление о назначении административного наказания №13-313/пн. ООО «Эквифакс Кредит Сервисез» было привлечено к административной ответственности по ч.9 ст. 19.5 КоАП РФ. За данное правонарушение было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, заявитель оспорил его в суде.

Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд считает, что положения ст.ст. 28.2, 25.1, 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом, что не оспаривалось заявителем.

В материалах дела об административном правонарушении имеются доказательства, однозначно свидетельствующие о надлежащем извещении законного представителя общества о месте и времени составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении.

Таким образом, юридическому лицу ООО «Эквифакс Кредит Сервисез» была предоставлена возможность воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.

Требования статей 25.1, 28.2, 29.7 КоАП РФ, с учетом п. 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при рассмотрении административного дела должностными лицами административного органа были соблюдены.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ административным органом соблюден.

В обоснование своих требований Заявитель ссылается на отсутствие события административного правонарушения.

Суд отклоняет данный довод заявителя по следующим основаниям.

Согласно постановлению ФСФР России Заявитель не выполнил в установленный срок законное предписание федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков.

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях» (далее - Закон о кредитных историях) государственный контроль и надзор за деятельностью бюро кредитных историй осуществляется уполномоченным государственным органом в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно пункту 2 статьи 14 Закона о кредитных историях уполномоченный государственный орган проводит контрольно-ревизионные мероприятия на основании утвержденного плана, а также в случае наличия письменных обращений субъектов кредитных историй, источников формирования кредитных историй, Центрального каталога кредитных историй или бюро кредитных историй, при этом предметом контроля являются качество предоставляемых бюро кредитных историй услуг (в том числе точность и достоверность информации), соблюдение прав участников информационного обмена, соблюдение требований Закона о кредитных историях.

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) в соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам Федеральная служба по финансовым рынкам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2011 № 717 (далее - Положение), до 01.09.2013 являлась федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности. Пунктом 5.4.13 Положения к полномочиям ФСФР России отнесено проведение контрольно-ревизионных мероприятий в отношении бюро кредитных историй, при этом пунктом 5.4.15 Положения было установлено, что ФСФР России выдавала предписания бюро кредитных историй.

В заявлении об оспаривании постановления Заявитель факт совершения административного правонарушения отрицает, ссылаясь на более поздний срок получения Предписания, а именно на 10.06.2013 и направления отчета об исполнения Предписания в ФСФР России 14.06.2013, то есть в установленный срок.

Заявитель указывает, что из почтового уведомления, которое ответчик посчитал доказательством вручения Предписания, следует, что вручено оно 02.05.2013г. ФИО5, в отсутствие инициалов и подписи лица. Между тем, ФИО5 – генеральный директор Общества 02.05.2013г. находился за пределами Российской Федерации, о чем свидетельствуют штампы пограничного контроля в загранпаспорте и копия электронного авиабилета.

Указанный довод заявителя отклоняется судом, поскольку не свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения в действиях Общества.

Предписание направлялось с уведомлением о вручении по юридическому адресу общества согласно сведениям, внесенным в Единый государственный реестр юридических лиц.

Согласно почтовому уведомлению, Предписание получено законным представителем Заявителя 02.05.2013 лично. Кроме того, согласно информации, представленной на сайте ФГУП «Почта России» в разделе отслеживание почтовых отправлений (почтовый идентификатор № 11904961350586) Предписание было доставлено Заявителю также 02.05.2013.

Доводы Заявителя о том, что почтовое уведомление заполнено с нарушением требований, установленных действующими нормативными актами, являются несостоятельными и не имеют отношения к рассматриваемому спору, поскольку у ФСФР России отсутствует обязанность проверять правильность заполнения почтовых уведомлений, а, кроме того, незаполнение отдельных граф не свидетельствует о факте невручения почтового отправления.

Из пояснений заместителя начальника УФПС г. Москвы филиала ФГУП «Почта России» ММП №3 ФИО6 о том, что предоставить документы Заявителю по вручению почтового отправления (почтовый идентификатор № 11904961350586) 02.06.2013 не представилось возможным, в связи с их отсутствием в ОПС 129090, не может быть истолковано как опровержение факта вручения Предписания в день, указанный в почтовом уведомлении № 11904961350586.

Юридическое лицо должно осознавать, что вся почтовая корреспонденция будет направляться по адресу государственной регистрации и принимать меры по обеспечению получения ее надлежащим образом уполномоченными на то лицами.

Следовательно, затребованные документы и информация должны были быть представлены в ФСФР России не позднее 08.05.2013.

Из представленных в материалы дела доказательств, не следует, что Общество не получало предписание 02.05.2013г., либо получило его в более поздний период. В связи с чем доводы заявителя об исполнении предписания в срок с даты его получения по факсимильной связи 10.06.2013г. не имеют правового значения для рассматриваемого спора.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

У Заявителя имелась возможность выполнить Предписание в срок, однако данная обязанность не была им исполнена.

Доказательств невозможности исполнения предписания в установленный срок заявителем не представлено.

Таким образом, вина Заявителя в совершении административного правонарушения установлена и подтверждается материалами дела.

В соответствии с ч. 3 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что постановление по делу от 27.06.2013г. № 13-313/пн о привлечении к административной ответственности по ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ ООО «Эквифакс Кредит Сервисез» не подлежит отмене.

Производство по делу в части требований о прекращении производства по делу об административном правонарушении подлежит прекращению применительно к пп. 1 п. 1 ст. 150 АПК РФ, так как полномочия арбитражного суда по прекращению производства по делу об административном правонарушении действующим арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрены. Требования п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ к решению арбитражного суда не применяются.

В силу ч.4 ст.208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Исходя из изложенного, на основании ст.ст. 1.5, 2.1, 2.2, ч.10 ст. 19.5, 25.1, 25.4, 26.1, 26.2, 26.11, 28.2, 29.6-29.7, 29.10 КоАП РФ, ст.ст. 66, 71, 167-170, 176, 180, 181, 208, 210, 211 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований ООО «Эквифакс Кредит Сервисез» (ОГРН <***>) о признании незаконным и отмене постановления ФСФР России от 27.06.2013г. № 13-313/пн о привлечении к административной ответственности по ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ отказать.

Производство по делу в части требований о прекращении производства по делу об административном правонарушении прекратить.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней с даты принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья:

В.В.Лапшина