Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Москва Дело № А40-8840/2015
Резолютивная часть решения объявлена 27 апреля 2015 г.
Решение в полном объеме изготовлено 30 апреля 2015 г.
Арбитражный суд в составе судьи Ласкиной С.О. (шифр судьи 33-1630),
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Харламовой В.Ф.,
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению (заявлению)
ОАО "РЖД"
к ГУ ГАТН МО
о призаннии незаконным и отмене постановления от 17.12.2014 №10/315/155
о привлечении к административной ответственности
при участии: согласно протокола судебного заседания
У С Т А Н О В И Л:
ОАО «Российские Железные Дороги» обратилось с заявлением к Главному управлению Государственного административно-технического надзора Московской области о признании незаконным и отмене постановления от 17.12.2014 №10/315/155 о привлечении ОАО «Российские железные дороги» к административной ответственности по ч. 1 ст. 20 Закона Московской области № 161/2004-03 от 30.11.2004 г. «О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушение в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области» в части назначения административного наказания.
Заявитель в обоснование заявленных требований ссылается на отсутствие состава административного правонарушения и нарушение процедуры привлечения к административной ответственности.
Ответчик требование не признал по доводам, изложенным в отзыве, предоставил заверенные копии материалов административного дела, считает, что постановление является законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы сторон, суд считает требование заявителя не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Суд считает, что срок, установленный в ст. 208 АПК РФ заявителем не пропущен.
Как следует из материалов дела, 04.12.2014 года сотрудниками территориального отдела № 10 Госадмтехнадзора Московской области в ходе наблюдения за состоянием и содержанием объектов, расположенных на территории Московской области, осуществлен визуальный осмотр мест общественного пользования полосы отвода железной дороги в п. Румянцево сельского поселения Новопетровское Истринского муниципального района. В ходе осмотра выявлены нарушения в текущем содержании осмотренных объектов железной дороги вблизи платформы станции «Румянцево».
Так при визуальном осмотре линии электросети средств наружного освещения, выявлено ненадлежащее содержание опор линии электросети, расположенных на расстоянии 7 метров от крайнего рельса в сторону движения электропоездов по направлению города Волоколамска, выраженное в наличии посторонних графических изображений и надписей (граффити), что является нарушением требований части 2 статьи 3, части 1 статьи 9, части 6 статьи 11, части 1 части 4 части 5 статьи 20 Закона Московской области от 29.11.2005 года № 249/2005-ОЗ «Об обеспечении функционирования систем жизнеобеспечения населения на территории Московской области» и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20 Закона Московской области от 30.11.2004 года № 161/2004-03 «О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области».
По результату осмотра составлен акт осмотра территории (объекта) № 10/315 от 04.12.2014 года. В ходе осмотра применялась фотосъемка, фотоматериалы (фототаблица) приложены к акту.
08.12.2014 года, по установленным фактам нарушений требований нормативно-правовых актов в сфере благоустройства и содержания объектов на территории Московской области - ОАО «Российские железные дороги», через отдел экспедиции № 1 департамента управления делами, вручено уведомление о вызове в территориальный отдел № 10 Госадмтехнадзора Московской для выяснения обстоятельств совершения правонарушения и составления протокола об административном правонарушении.
Постановлением Госадмтехнадзора Московской области от 17.12.2014 №10/315/155 ОАО «Российские железные дороги» назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей в соответствии с п.1 ст.20 Закона МО № 161/2004-03 от 30.11.2004г.
Не согласившись с решением административного органа о привлечении к административной ответственности, ОАО «РЖД» обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании вышеуказанного постановления.
В соответствии с ч.6 ст. 210 АПК РФ суд установил, что протокол составлен и оспариваемое постановление вынесено должностными лицами в пределах их полномочий с соблюдением процессуальных требований и сроков, предусмотренных ст.ст. 25.1, 25.4, 28.2, 29.7, 4.5 КоАП РФ.
Частью 1 статьи 20 Закона Московской области от 30.11.2004 года № 161/2004-03 установлена административная ответственность юридических лиц в виде наложения административного штрафа в размере от пяти тысяч до сорока тысяч рублей за отсутствие фонарей дорожного, уличного, дворового и иного наружного освещения, а также ненадлежащее содержание, неисправное или загрязненное состояние их и иных информационных и осветительных приборов, витрин, архитектурно-художественной подсветки, средств размещения информации, рекламных конструкций.
Объектом вменяемого Обществу правонарушения являются охраняемые законом отношения в сфере благоустройства и надлежащего содержания объектов на территории Московской области. Объективная сторона правонарушения выражена в действие (бездействие) Общества, в результате которого допущено ненадлежащее состояние объекта, находящегося в полосе отвода железной дороги -опор линии электросети средств наружного освещения, выраженное в наличии посторонних графических изображений и надписей (граффити) на опорах.
Согласно части 2 статьи 3 Закона Московской области от 29.11.2005 года № 249/2005-ОЗ «Об обеспечении функционирования систем жизнеобеспечения населения на территории Московской области» предусмотренные настоящим Законом обязанности по организации и/или производству работ по уборке и содержанию территорий и иных объектов в случае возложения их в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи на собственников, владельцев, пользователей территорий и иных объектов, а также в случаях, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, возлагаются: по объектам, находящимся в государственной или муниципальной собственности, переданным во владение и/или пользование третьим лицам, - на владельцев и /или пользователей этих объектов: граждан и юридических лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона Московской области от 29.11.2005 года № 249/2005-ОЗ юридические и физические лица должны соблюдать чистоту и поддерживать порядок на всей территории Московской области.
Согласно части 6 статьи 11 Закона все системы уличного, дворового и других видов наружного освещения должны поддерживаться в исправном состоянии.
Статьей 20 Закона установлено, что наружные инженерные коммуникации (тепловые сети, газопровод, электросети, горячее водоснабжение и другие), и централизованные ливневые системы водоотведения должны находиться в исправном состоянии, а прилегающая к ним территория содержаться в чистоте. Не допускается повреждение наземных частей линий электропередачи и их изоляции, иных наземных частей линейных сооружений и коммуникаций. Не допускается отсутствие, загрязнение или неокрашенное состояние ограждений, люков смотровых и дождеприемных колодцев, отсутствие наружной изоляции наземных линии теплосети, газо-, топливо- и водопроводов и иных наземных частей линейных сооружений и коммуникаций, отсутствие необходимого ремонта или несвоевременное проведение профилактических обследований указанных объектов, их очистки, покраски.
Нормами и правилами благоустройства территории сельского поселения Новопетровское, утвержденных решением Совета депутатов сельского поселения Новопетровское от 24.08.2012 года № 130 установлены единые нормы и правила в сфере обеспечения чистоты и порядка, определяют требования к надлежащему состоянию и содержанию объектов, расположенных на территории сельского поселения Новопетровское, мест производства земляных, строительных, ремонтных и иных видов работ, порядок уборки и содержания территорий, включая прилегающие к границам зданий и ограждений, а также внутренних производственных территорий, обязательные к исполнению для юридических и физических лиц, являющихся собственниками, владельцами или пользователями земельных участков, зданий, строений и сооружений, в том числе для юридических лиц, обладающих указанными объектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Правила разработаны в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Законом Московской области от 29 ноября 2005 года № 249/2005-ОЗ «Об обеспечении чистоты и порядка на территории Московской области». Методическими рекомендациями, утвержденными приказом Министерства регионального развития РФ от 27.12.2011 года № 613, в целях создания безопасной, удобной и привлекательной среды территории сельского поселения Новопетровское, повышения ответственности руководителей и владельцев предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, а также граждан за благоустройство населенных пунктов и мест общественного пользования.
Текущий и капитальный ремонт, окраску фасадов зданий и сооружений следует производить в зависимости от их технического состояния собственниками зданий и сооружений либо по соглашению с собственником иными лицами.
Согласно пункту 8.5.2.4. Правил расклейка газет, афиш, плакатов, различного рода объявлений и информационных материалов, листовок, графических изображений и реклам разрешается только на специально установленных стендах.
Запрещается размещение перечисленной информации без соответствующего согласования с администрацией сельского поселения.
Пунктом 8.5.2.5. Правил установлено, что организация работ по удалению размещаемых объявлений, листовок, иных информационных материалов, графических изображений, средств размещения информации со всех объектов (фасадов зданий и сооружений, магазинов, деревьев, опор контактной сети и наружного освещения, заборов и т.п.) возлагается на собственников, владельцев, пользователей, указанных объектов.
Факт наличия объективной стороны правонарушения подтверждается материалами дела, в том числе, актом осмотра территории (объекта) от 04.12.2014 № 10/315, приложенными фотоматериалами, протоколом об административном правонарушении и ОАО «Российские железные дороги» не оспаривается.
Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии объективной стороны вменяемого Обществу правонарушения.
Субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20 Закона Московской области от 30.11.2004 года № 161/2004-03, может выступать любое лицо, ответственное за надлежащее состояние или содержание соответствующих опор линии электросети средств наружного освещения, прилегающих к ним территорий.
Обязанность по содержанию опор линии электросети средств наружного освещения, в том числе своевременное удаление посторонних графических изображений и надписей (граффити), возложена на ОАО «РЖД». Территория, на которой выявлено административное правонарушение, является железнодорожной станцией.
В соответствии с Федеральным законом от 25.08.1995 года № 153-ФЗ «О федеральном железнодорожном транспорте» к землям железнодорожного транспорта относятся земли, отведенные под железнодорожные пути и станции (включая полосу отвода), а также подзащитные и укрепительные насаждения, строения, здания, сооружения и иные объекты, необходимые для эксплуатации и реконструкции железных дорог с учетом перспективы их развития.
В данном Законе применяется и понятие «полосы отвода», под которой понимаются земли железнодорожного транспорта, занимаемые земляным полотном, искусственными сооружениями, линейно-путевыми и другими зданиями, устройствами железнодорожной связи, железнодорожными станциями, защитными лесонасаждениями, путевыми устройствами.
Статьей 3 Федерального закона от 27.02.2003 года № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» установлено, что приватизация имущества федерального железнодорожного транспорта должна осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации с учетом особенностей, установленных Федеральным законом № 29-ФЗ.
Согласно ст. 4 Федерального закона № 29-ФЗ земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона № 29-ФЗ, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью, порядок и условия пользования которыми устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 25.08.1995 гоад № 153-ФЗ «О федеральном железнодорожном транспорте», действовавшей до начала проведения приватизации организаций железнодорожного транспорта. землями железнодорожного транспорта являются земли федерального значения, предоставляемые безвозмездно в транспорта являются земли федерального значения, предоставляемые безвозмездно в постоянное (бессрочное) пользование его предприятиям и учреждениям для осуществления возложенных на них специальных задач.
Указанные земли отнесены к федеральным землям.
Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены... дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земли в собственность в соответствии с правилами, установленными настоящим абзацем до 01.01.2015 года.
В соответствии со ст. 2 Закона № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», полоса отвода железных дорог - земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепляющих устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.
Применение конкретной меры ответственности определяется с учетом принципа справедливости, соразмерности, характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя и других обстоятельств.
При назначении административного наказания ответчиком учтено, что ОАО «РЖД» неоднократно привлекалось к административной ответственности за правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена п. 1 ст. 20 Закона Московской области № 161/2004-Оз от 30.11.2004, с назначением административного наказания в виде административного штрафа. При назначении ОАО «РЖД» административного наказания в данном случае учитывались обстоятельства, отягчающие административную ответственность - повторное совершение однородного административного правонарушения.
Материалами дела подтверждается надлежащее и своевременное уведомление лица, привлекаемого к административной ответственности и его законного представителя о времени и месте составления протокола об административном правонарушения. Заявитель о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушения извещен надлежащим образом.
Протокол об административном правонарушении в отношении ОАО «РЖД» составлен в соответствии с частью 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в отсутствии законного представителя Общества, извещенного надлежащим образом. Копия протокола направлена в адрес ОАО «РЖД» через отдел экспедиции № 1 департамента управления делами 12.12.2014 года.
Вопреки доводам Общества обжалуемое правонарушение нельзя признать малозначительным со ссылкой на статью 2.9 КоАП РФ.
Статьей 2.9 КоАП РФ установлено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния (пункт 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10).
В оспариваемом постановлении каких-либо особых, исключительных обстоятельств, которые могли бы свидетельствовать о малозначительности совершенного правонарушения, из материалов дела и доводов заявителя не усматривается.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям выразилась не в наступлении каких-либо последствий правонарушения, а в непринятии заявителем всех разумных и зависящих от него мер по выполнению возложенных на него публично-правовых обязанностей, что свидетельствует об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным.
В нарушение указанных норм права Общество не обеспечило соблюдение требований действующего законодательства, в связи с чем обосновано привлечено к административной ответственности.
Довод заявителя об устранении правонарушения заявителем документально не подтвержден, кроме того ответчик пояснил, что в установленные сроки правонарушение устранено не было, на момент вынесения постановления правонарушение также устранено не было.
Доводы, изложенные в заявлении ОАО «Российские железные дороги» не содержат оснований, предусматривающих отмену, либо изменение постановления от 17.12.2014 года № 10/315/155 и подлежат отклонению.
Наказание назначено ответчиком в пределах санкции ч. 1 ст. 22 Закона Московской области от 30.12.2004 г. № 161/2004-ОЗ и обосновано.
Согласно п. 4 ст. 208 АПК РФ, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании п. 1 ст. 20 Закона Московской области № 161/2004-ОЗ от 30.11.2004 г. «О Государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области», в соответствии со ст. 1.5, 2.1, 4.5, 25.1, 26.1, 28.2 КоАП РФ, руководствуясь ст.ст. 29, 67, 68, 75, 123, 156, 167-170, 176, 210, 211АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требования ОАО "РЖД" (107144, <...>, ИНН <***>) о признании незаконным и отмене постановления Главного управления государственного административно-технического надзора Московской области от 17.12.2014 №10/315/155 о привлечении к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 20 Закона Московской области от 30.12.2004 г. № 161/2004-ОЗ в части размера административного штрафа отказать.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья С.О. Ласкина