ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-886/17 от 22.03.2017 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Москва

24 марта 2017 года Дело № А40-886/17-153-5

Резолютивная часть решения объявлена 22 марта 2017г.

Решение в полном объеме изготовлено 24 марта 2017г.

Арбитражный суд в составе:

судьи Кастальской М.Н. (единолично)

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бибеевой Б.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ООО «Сочинский дельфинарий» (ОГРН <***>, ИНН <***>, <...>)

к Федеральному агентству по рыболовству (107996, <...>)

о признании незаконным решение Федерального агентства по рыболовству в письме исх.№ 6605-ВС/У04 от 09.11.2016 г. об отказе ООО «Сочинский дельфинарий» в утверждении плана работ при осуществлении рыболовства в культурно-просветительских целях на 2017 г., об обязании Федеральное агентство по рыболовству утвердить план работ при осуществлении рыболовства в культурно-просветительских целях на 2017 г. ООО «Сочинский дельфинарий», о признании решение Федерального агентства по рыболовству в письме исх.№ 6706-ПС/У04 от 11.11.2016 г. об отказе ООО «Сочинский дельфинарий» в предоставлении водных биологических ресурсов в пользование для осуществления рыболовства в культурно-просветительских целях на 2017 г., об обязании Федеральное агентство по рыболовству предоставить квоты (вылова) добычи водных биологических ресурсов в пользование для осуществления рыболовства в культурно-просветительских целях на 2017 г. в соответствии с поданной заявкой ООО «Сочинский дельфинарий»

при участии:

от заявителя – ФИО1 паспорт, доверенность от 23.12.2016 г., ФИО2 удостоверение № 7052, доверенность от 23.12.2016 г.;

от ответчика – ФИО3 паспорт, доверенность № 2740-ИШ/У06 от 17.05.2016 г., ФИО4 паспорт, доверенность № 1002-ИШ/У06 от 26.02.2016 г.;

УСТАНОВИЛ:

ООО «Сочинский дельфинарий» (далее по тексту заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Федеральному агентству по рыболовству (далее по тексту Росрыболовство, ответчик) о признании незаконным решение Федерального агентства по рыболовству в письме исх.№ 6605-ВС/У04 от 09.11.2016 г. об отказе ООО «Сочинский дельфинарий» в утверждении плана работ при осуществлении рыболовства в культурно-просветительских целях на 2017 г., об обязании Федеральное агентство по рыболовству утвердить план работ при осуществлении рыболовства в культурно-просветительских целях на 2017 г. ООО «Сочинский дельфинарий», о признании решение Федерального агентства по рыболовству в письме исх.№ 6706-ПС/У04 от 11.11.2016 г. об отказе ООО «Сочинский дельфинарий» в предоставлении водных биологических ресурсов в пользование для осуществления рыболовства в культурно-просветительских целях на 2017 г., об обязании Федеральное агентство по рыболовству предоставить квоты (вылова) добычи водных биологических ресурсов в пользование для осуществления рыболовства в культурно-просветительских целях на 2017 г. в соответствии с поданной заявкой ООО «Сочинский дельфинарий».

Представитель заявителя в судебном заседании явился, настаивал на удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Представитель ответчика в судебное заседание явился, требования не признал по основаниям изложенным в отзыве.

Суд, рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, исследовав представленные доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Согласно ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, процессуальный закон устанавливает наличие одновременно двух обстоятельств, а именно, не соответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.

Согласно ст.13 ГК РФ ненормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, может быть признан судом недействительным.

Таким образом, из существа приведенных норм следует, что для признания недействительными обжалуемых заявителем решений необходимо наличие двух обязательных условий, а именно, несоответствие их закону и наличие нарушения ими прав и охраняемых законом интересов юридического лица.

Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство) согласно п.1 Положения о Федеральном агентстве по рыболовству, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2008 г. № 444, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе, по контролю (надзору) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов во внутренних водах Российской Федерации, а также по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере рыбохозяйственной деятельности, охраны, рационального использования, изучения, сохранения, воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также рыбоводства (аквакультуры), товарного рыбоводства, производства рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов.

В соответствии с ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 20.12.2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее - закон о рыболовстве) рыболовство в учебных и культурно-просветительских целях осуществляется образовательными учреждениями, научными организациями или организациями культуры на основании учебных планов или планов культурно-просветительской деятельности.

Порядок осуществления рыболовства в учебных и культурно-просветительских целях устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства (ч. 5 ст. 22 закона о рыболовстве).

Приказом Росрыболовства № 56 от 30.01.2009 г. «Об утверждении порядка согласования и утверждения планов работ при осуществлении рыболовства в учебных и культурно-просветительских целях» (далее - Порядок), утвержден порядок согласования и утверждения планов работ при осуществлении рыболовства в учебных и культурно-просветительских целях (далее - планы работ).

Как следует из материалов дела, 15.09.2016 г. с сопроводительным письмом исх. № 16/02-785 ООО «Сочинский дельфинарий» подало на утверждение в Росрыболовство согласованный ФГУП Всероссийский научно-исследовательским институтом рыбного хозяйства и океанографии план работ на 2017г.

Письмом № У04-1717 от 03.10.2016 Росрыболовство запросило у ООО «Сочинский дельфинарий» дополнительную информацию.

Письмом от 06.10.2016 № 1602-817 ООО «Сочинский дельфинарий» представило в Росрыболовство испрашиваемую информацию.

Письмом от 11.10.2016 № У04-1760 Росрыболовство запросило у ООО «Сочинский дельфинарий» дополнительную информацию.

Письмом от 12.10.2016 № 1602-821 ООО «Сочинский дельфинарий» представил дополнительную информацию.

Решением, изложенным в письме исх.№ 6605-ВС/У04 от 09.11.2016 г. Росрыболовство отказало ООО «Сочинский дельфинарий» в утверждении плана работ при осуществлении рыболовства в культурно-просветительских целях на 2017 г.

Кроме того, за исх. № 1602-828 от 14.10.2016г. ООО «Сочинский дельфинарий» обратилось в Росрыболовство с заявлением о предоставлении водных биологических ресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, в пользование для осуществления рыболовства в учебных и культурно-просветительных целях на 2017г.

Росрыболовство решением, изложенным в письме исх.№ 6706-ПС/У04 от 11.11.2016 г. отказало ООО «Сочинский дельфинарий» в предоставлении водных биологических ресурсов в пользование для осуществления рыболовства в культурно-просветительских целях на 2017 г. по причине того, что истцом в нарушение пп. «б» п. 5 Правил предоставления ВБР к заявке о предоставлении водных биологических ресурсов в пользование не приложен План работ, разработанный заявителем и утвержденный в порядке, установленном Приказом Росрыболовства № 56 от 30.01.2009 г. «Об утверждении порядка согласования и утверждения планов работ при осуществлении рыболовства в учебных и культурно-просветительских целях».

Посчитав, что указанные решения Росрыболовства нарушают законные права и интересы общества, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

Суд установил, что срок на обжалование ненормативных актов, установленный п. 4 ст. 198 АПК РФ заявителем не пропущен.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд исходит из следующего.

Так, в силу п. 8 Порядка, При утверждении планов работ Росрыболовство рассматривает и в течение 30 рабочих дней после поступления утверждает план работ либо направляет заявителю мотивированный отказ.

При необходимости Росрыболовство письменно уведомляет заявителя в срок не более 20 рабочих дней со дня поступления плана работ о необходимости представления дополнительной информации. В данном случае срок согласования плана работ исчисляется со дня предоставления заявителем дополнительной информации.

Перечень оснований для отказа в утверждении представленных планов работ закреплен в п. 10 Порядка, а именно:

-несоответствие представленной в плане работ информации требованиям, указанным в пункте 2 настоящего порядка;

-непредставление заявителем дополнительной информации в связи с запросом Росрыболовства;

-несоответствие обоснования предполагаемого объема изъятия водных биологических ресурсов, необходимых для реализации плана работ, запрашиваемым объемам водных биологических ресурсов;

-непредставление в Росрыболовство отчетности о результатах выполнения утвержденных в установленном порядке планов работ заявителя, если такие работы осуществлялись заявителем в предшествующем году;

-согласование планов работ с нарушением требований настоящего порядка;

-представление на утверждение планов работ с нарушением требований пункта 6 настоящего порядка;

-несоответствие представленного плана работ законодательству Российской Федерации о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, а также законодательству Российской Федерации об охране окружающей среды;

-несоответствие представленного плана работ международным договорам Российской Федерации, а также обязательствам, вытекающим из членства Российской Федерации в международных организациях;

-представление сведений в планах работ, содержащих недостоверную информацию.

Указанный перечень является закрытым, иных оснований законом не предусмотрено.

Так, в соответствии с пунктом 8 Порядка письмом от 12.10.2016г. Росрыболовство у ООО «Сочинский дельфинарий» запрошены дополнительные сведения, в том числе, документы подтверждающие, что ООО «Сочинский дельфинарий» является зоопарком, океанариумом, музеем, цирком или другой организацией культуры, либо, при отсутствии указанного статуса, заверенные копии контрактов (договоров) с российскими и зарубежными цирками, океанариумами, музеями, цирками на поставку морских млекопитающих для использования их в культурно-просветительских и зрелищно-развлекательных целях.

В ответ на указанный запрос ООО «Сочинский дельфинарий» указало, что не является зоопарком, океанариумом, музеем, цирком, организацией культуры но в соответствии с уставам является организацией, занимающейся культурно-просветительской деятельностью. Также ООО «Сочинский дельфинарий» представлены копии договоров о сотрудничестве в культурно-просветительской сфере с компанией K&A TRADE LIMITED (Гонконг) на период 2015-2017гг и с компанией Fujian Wuyi Mountain Tianhong Polar Ocean Park Co.Ltd на период 2016-2021.

В ходе анализа представленных документов установлено, что указанные компании не являются зоопарком, цирком, дельфинарием и океанариумом, а являются посредниками передачи животных специализированным организациям для участия в культурно-развлекательных мероприятиях.

Таким образом, ООО «Сочинский дельфинарий» не подтвердило наличие у общества договоров на поставку морских млекопитающих для использования их в культурно-просветительских и зрелищно-развлекательных целях с российскими и зарубежными цирками, океанариумами, музеями, цирками.

Кроме того, ООО «Сочинский дельфинарий» не представило документов, подтверждающих, что общество является зоопарком, океанариумом, музеем, цирком или другой организацией культуры.

Доводы заявителя об осуществлении вида деятельности, относящий общество к образовательными учреждениями, научными организациями или организациями культуры, которые осуществляют рыболовство в учебных и культурно-просветительских целях, является не обоснованным.

ООО «Сочинский дельфинарий» осуществляет в соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности такой вид деятельности, как «93.2 Деятельность в области отдыха и развлечений».

В соответствии с ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст, эта группировка включает в себя следующую деятельность.

- деятельность в области отдыха и развлечений (кроме развлекательных парков и парков с аттракционами), не включенную в другие группировки:

- эксплуатацию видеоигр, действующих при опускании монет (жетонов);

- деятельность парков отдыха и развлечений (без пансиона);

- деятельность по предоставлению транспортных средств для целей развлечения, например лодок;

- деятельность горнолыжных комплексов;

- деятельность по прокату оборудования для досуга и отдыха как неотъемлемой части развлекательного сооружения;

- деятельность по зрелищно-развлекательным ярмаркам и шоу;

- деятельность по представлению кукольных театров, родео;

- деятельность тиров;

- организацию и проведение фейерверков и т.п.;

- деятельность пляжей, включая прокат оборудования (раздевалок на пляже, запирающихся шкафчиков, шезлонгов и т.п.);

- деятельность танцплощадок

Эта группировка также включает деятельность организаторов мероприятий, не связанных со спортом или искусством, с собственными помещениями или без них.

Из пункта 2 Порядка следует, что при осуществлении добычи (вылова) водных биоресурсов в культурно-просветительских целях, их последующая поставка по контрактам (договорам) возможна только в российские и зарубежные цирки, океанариумы, зоопарки, музеи для использования в учебных и культурно-просветительских целях.

ООО «Сочинский дельфинарий» не представлена запрашиваемая Росрыболовством информация о том, что ООО «Сочинский дельфинарий» является зоопарком, океанариумом, музеем, цирком или другой организацией культуры, либо заверенные копии контрактов (договоров) с российскими и зарубежными цирками, океанариумами, музеями, цирками на поставку морских млекопитающих для использования их в культурно-просветительских и зрелищно-развлекательных целях.

Таким образом, ООО «Сочинский дельфинарий» не подтвердило собственный статус в качестве организации культуры, не представило запрашиваемую Росрыболовством информацию, что в соответствии с пунктом 10 Плана является основанием об отказе в утверждении представленных планов работ.

В связи с чем, решение Росрыболовства изложенное в письме исх.№ 6605-ВС/У04 от 09.11.2016 г. об отказе ООО «Сочинский дельфинарий» в утверждении плана работ при осуществлении рыболовства в культурно-просветительских целях на 2017 г.является законным и обоснованным.

Относительно решения Росрыболовства изложенное в письме исх.№ 6706-ПС/У04 от 11.11.2016 г. об отказе ООО «Сочинский дельфинарий» в предоставлении водных биологических ресурсов в пользование для осуществления рыболовства в культурно-просветительских целях на 2017 г., суд отмечает следующее.

Суд отмечает, что Порядок предоставления ВБР в пользование установлен Правилами подготовки и принятия решения о предоставлении водных биологических ресурсов в пользование, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15 октября 2008 г. № 765 (далее Правила предоставления ВБР).

В качестве основания для отказа административный орган указал, что обществом в нарушение пп. «б» п. 5 Правил предоставления ВБР к заявке о предоставлении водных биологических ресурсов в пользование не приложен План работ, разработанный заявителем и утвержденный в порядке, установленном Приказом Росрыболовства № 56 от 30.01.2009 г. «Об утверждении порядка согласования и утверждения планов работ при осуществлении рыболовства в учебных и культурно-просветительских целях».

Суд отмечает, что не представление утвержденного Плана связано с отказом Росрыболовства в утверждении представленных планов работ на 2017 г. Учитывая, что решение изложенное в письме исх.№ 6605-ВС/У04 от 09.11.2016 г. признано судом законным и обоснованным, в связи с чем, решение изложенное в письме исх.№ 6706-ПС/У04 от 11.11.2016 г. также является обоснованным.

В силу ч. 3 ст. 201 АПК РФ Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения требований общества судом не установлено.

В соответствии с 110 АПК РФ расходы по госпошлине возлагаются на заявителя.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 8, 9, 64, 65, 66, 71, 75, 104, 110, 167 -170, 176, 198, 200, 201 АПК РФ,

РЕШИЛ:

Проверив на соответствие Федерального закона от 20 декабря 2004 года №166- ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», приказа Росрыболовства от 30 января 2009 г. N 56 "Об утверждении порядка согласования и утверждения планов работ при осуществлении рыболовства в учебных и культурно-просветительских целях", постановления Правительства Российской Федерации от 15 октября 2008 г. N 765 "О порядке подготовки и принятии решения о предоставлении водных биологических ресурсов в пользование" в удовлетворении требований ООО «Сочинский дельфинарий» о признании незаконными решения Федерального агентства по рыболовству в письме исх.№ 6605-ВС/У04 от 09.11.2016 г. об отказе ООО «Сочинский дельфинарий» в утверждении плана работ при осуществлении рыболовства в культурно-просветительских целях на 2017 г., решения Федерального агентства по рыболовству в письме исх.№ 6706-ПС/У04 от 11.11.2016 г. об отказе ООО «Сочинский дельфинарий» в предоставлении водных биологических ресурсов в пользование для осуществления рыболовства в культурно-просветительских целях на 2017 г. – отказать в полном объеме.

Возвратить ООО «Сочинский дельфинарий» из федерального бюджета 6 000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины, перечисленной по платежному поручению № 2652 от 26.12.2016.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья М.Н. Кастальская