ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-89096/16 от 24.11.2016 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Москва

30 ноября 2016 года

Дело №А40-89096/16-108-730

Резолютивная часть решения объявлена 24.11.2016,

решение изготовлено в полном объеме 30.11.2016.

Арбитражный суд города Москвы в составе судьи Суставовой О.Ю.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кунициной Ю.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению публичного акционерного общества «Оренбургнефть» (ИНН 5612002469; ОГРН 1025601802357; дата регистрации 15.03.1994; адрес: 461040, Оренбургская область, г. Бузулук, ул. Магистральная, д. 2)

к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 1 (ОГРН 1047702057765; ИНН 7710305514; дата регистрации 23.12.2004; адрес: 129223, г. Москва, пр-т Мира, 194)

о признании недействительным решения от 30.09.2015 № 52-21-16/2731р о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на прибыль организаций в сумме 5 890 565,00 руб. (п. 2.1.4),

при участии в судебном заседании:

представителя заявителя -  Синегубова А. Н. (личность подтверждена паспортом гражданина РФ), действующего на основании доверенности от 20.12.2015 №338;

представителей заинтересованного лица -  Еремина А.Н. (личность подтверждена удостоверением УР №775640), действующего на основании доверенности от 05.05.2016 № 52-02-1-50/16; Балакиной Е. А. (личность подтверждена удостоверением УР №775600), действующей на основании доверенности от 07.06.2016 № 52-02-1-50/19,

УСТАНОВИЛ:

Публичное акционерное общество «Оренбургнефть» (далее - ПАО «Оренбургнефть», общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 1 (далее по тексту – инспекция, заинтересованное лицо, МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 1) о признании недействительным решения от 30.09.2015 № 52-21-16/2731р о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на прибыль организаций в сумме 5 890 565,00 руб. (п. 2.1.4).

В обоснование заявления ПАО «Оренбургнефть» поясняет, что спорные трансформаторы были отнесены ко второй амортизационной группе с установленным сроком полезного использования 25 месяцев правомерно. По мнению заявителя, отнесение объекта по ОКОФ к определенной группе определяется его технологическими особенностями и предназначением, для которого такой объект создан. Спорные трансформаторы являются неотъемлемой частью Установок скважинных центробежных электронасосных агрегатов, что соответствует определенному обществом ОКОФ 14 2928481 для данных объектов.

МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 1 представила в порядке статьи 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела отзыв. Согласно отзыву инспекция просит суд в удовлетворении заявленного требования отказать.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд первой инстанции установил следующее.

Из материалов дела следует, что МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 1 была проведена выездная налоговая проверка в отношении ПАО «Оренбургнефть» по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах Российской Федерации, правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период с 01.01.2012 по 31.12.2013.

По результатам проверки был составлен акт выездной налоговой проверки от 28.08.2015 № 52-21-16/1639а.

ПАО «Оренбургнефть» в порядке пункта 6 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации представило в инспекцию возражения.

По результатам рассмотрения акта выездной налоговой проверки от 28.08.2015 № 52-21-16/1639а, возражений заявителя, а также материалов дополнительных мероприятий МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 1 принято решение от 30.09.2015 № 52-21-16/2731р о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Оспариваемым ненормативным правовым актом ПАО «Оренбургнефть» привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафных санкций на общую сумму 23 665 013 руб., предложено уплатить недоимку по налогу на прибыль в размере 33 676 625,00, начислены пени в сумме 24 819 047,00 руб.

В порядке статей 101 и 101.2, 139 Налогового кодекса Российской Федерации ПАО «Оренбургнефть» обратилось в Федеральную налоговую службу (далее по тексту - ФНС России) с апелляционной жалобой.

Решением по апелляционной жалобе от 12.01.2016 № СА-4-9/69@ ФНС России апелляционная жалоба налогоплательщика была удовлетворена, за исключением доначисления налога на прибыль организаций в размере в размере 5 890 565 руб. по нарушению, отраженному в пункте 2.1.4 мотивировочной части  решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 30.09.2015 № 52-21-16/2731р.

ПАО «Оренбургнефть», посчитав, что решение от 30.09.2015 № 52-21-16/2731р о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на прибыль организаций в сумме 5 890 565,00 руб. (п. 2.1.4) не соответствует нормам налогового законодательства, нарушает его права и законные интересы, налогоплательщик обратился с заявлением в суд.

Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования заявителя исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, а, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Из содержания частей 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

На основании 123 Конституции Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности сторон.

Оспариваемым в части ненормативным актом констатировано нарушение обществом требований подпункта 3 пункта 2 статьи 253, пунктов 1, 3 статьи 258 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с неправильным определением амортизационной группы и сроком полезного использования в отношении основных средств - силовые трансформаторы.

В обоснование правомерности своей позиции инспекция приводит следующие группы доводов:

- спорные трансформаторы являются силовыми трансформаторами мощными, которым соответствует код ОКОФ 14 3115000 «Трансформаторы электрические, преобразователи статические и индукторы, кроме 14 3115030», которые относятся к 7-й амортизационной группе;

- правомерность доначисления налога подтверждается присвоением трансформаторам кодов ОКП 34 1100, 34 1110, 34 1120, 34 1124, 34 1130, 34 1134 «Трансформаторы силовые…» или они соответствуют данным кодам;

- в представленных обществом технических паспортах ПРУП «Минский электромеханический завод имени В.И, Козлова» указано, что срок службы трансформатора составляет 25 лет. Нормативный срок службы трансформаторов, установленный ГОСТ 11667 также составляет 25 лет;

- согласно руководству по эксплуатации трансформаторов гарантийный срок эксплуатации устанавливается 5 лет со дня ввода в эксплуатацию;

- на балансе общества числятся трансформаторы аналогичных с рассматриваемыми типами, которые общество самостоятельно включило в 7 амортизационную группу. 

Выводы МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 1 суд считает обоснованными и правомер

ными, оспариваемый в части ненормативный акт - законным, исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, в ходе выездной налоговой проверки инспекцией было установлено, что на балансе ПАО «Оренбургнефть» имеются основные средства – силовые трансформаторы типов ТМПНГ11-160/3-УХЛ1, ТМПНГ11-253/3-УХЛ1, ТМПНГ11-165/3-УХЛ, ТМПНГ-160/3- УХЛ1, ТМПНГ11-404/3-УХЛ1, ТМПНГ11-630/3-УХЛ1, ТМПНГ-1000/6-АУХЛ1, ТМПНГ11-630/6-УХЛ1, ТМПНГ-1000/6-АУХЛ1, ТМПНГ-250/3-УХЛ1, ТМПНГ-165/3-УХЛ1 производства -Производственного республиканского унитарного предприятия «Минский Электротехнический завод имени В.И. Козлова», а также ТМПНГ-СЭЩ- 160/3-25, ТМПНГ-СЭЩ- 630/3-11, ТМПНГ-СЭЩ- 400/3-11, ТМПНГ-СЭЩ- 1000/6-11, ТМПНГ-СЭЩ- 260/3-11 производства ЗАО «Группа компаний «Электрощит» – ТМ Самара».

На указанные объекты в ходе выездной налоговой проверки были представлены первичные документы согласно унифицированным формам ОС-1, ОС-6, на основании чего инспекцией сделан вывод, что трансформаторы учитываются ПАО «Оренбургнефть» как отдельные основные средства.

Указанным объектам налогоплательщик присвоил следующие коды ОКОФ:

- 14 2928481 «Установки скважинных центробежных электронасосных агрегатов для трубной эксплуатации и насосы к ним»;

- 14 2928620 «Оборудование для эксплуатации промысловых систем»;

- 14 2928621 «Дозаторы промысловых систем»;

- 14 3115120 «Трансформаторы силовые II габарита (мощностью от 100 до 1000 кВ x А включительно, напряжением до 35 кВ включительно)».

В связи с чем, ПАО «Оренбургнефть» включило спорные основные средства во 2 амортизационную группу, установив срок полезного использования 25 месяцев.

Согласно пункту 1 статьи 258 Налогового кодекса Российской Федерации срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями настоящей статьи и с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации. Названная классификация утверждена Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» (далее – Классификация). Применение Классификации является обязательным для всех объектов основных средств, кроме тех, которые не указаны в амортизационных группах (пункт 6 статьи 258 Налогового кодекса Российской Федерации).

На основании пункта 4 статьи 258 Налогового кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 утверждена «Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы».

Классификация распределяет основные средства по амортизационным группам в соответствии с кодами ОКОФ, присваиваемыми согласно «Общероссийскому классификатору основных фондов. ОК 013-94», утвержденным Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26.12.1994 № 359 (далее – ОКОФ, Классификатор).

Общая структура девятизначных кодов ОКОФ для образования группировок объектов описана во введении к ОКОФ, которая представлена в виде следующей схемы:

X0 0000000 - раздел

XX 0000000 - подраздел

XX XXXX000 - класс

XX XXXX0XX - подкласс

XX XXXXXXX - вид.

Группировки объектов в ОКОФ до уровня подклассов построены по иерархическому методу классификации, а на уровне видов использованы фасеты (перечни) с привязкой их к нижнему уровню иерархической структуры классификатора - к подклассам в пределах выделенного для данного подкласса интервала кодов.

Классификатор содержит класс 14 3115000 «Трансформаторы электрические, преобразователи статические и индукторы».

К указанному классу относятся, в том числе, 2 подкласса силовых трансформаторов:

- 14 3115010 «Трансформаторы электрические силовые мощные». В указанный подкласс входят виды объектов с кодами ОКОФ 14 3115100 - 14 3115194;

- 14 3115030 «Трансформаторы электрические силовые малой мощности». В указанный подкласс входят виды объектов с кодами ОКОФ 14 3115210 - 14 3115228.

В свою очередь, в подкласс ОКОФ 14 3115010 «Трансформаторы электрические силовые мощные» включены трансформаторы силовые мощные I - VIII габарита:

- трансформаторы силовые мощные I габарита (мощностью до 100 кВ х А, напряжением до 35 кВ включительно);

- трансформаторы силовые мощные II габарита (мощностью от 100 кВ х А, до 1000 кВ x А включительно, напряжением до 35 кВ включительно);

- трансформаторы силовые мощные III габарита (мощностью от 1000 до 6300 кВ x А включительно, напряжением до 35 кВ включительно);

- трансформаторы силовые мощные IV габарита (мощностью свыше 6300 кВ x А, напряжением до 35 кВ включительно);

- трансформаторы силовые мощные V габарита (мощностью до 32000 кВ x А включительно, напряжением от 35 до 110 кВ включительно);

- трансформаторы силовые мощные VI габарита (мощностью от 32000 до 80000 кВ x А включительно, напряжением от 35 до 110 кВ включительно; мощностью до 80000 кВ x А включительно, напряжением от 110 до 330 кВ включительно);

- трансформаторы силовые мощные VII габарита (от 80000 до 200000 кВ x А включительно, напряжением от 35 до 330 кВ включительно);

- трансформаторы силовые мощные VIII габарита (мощностью свыше 200000 кВ x А напряжением от 35 до 330 кВ включительно; независимо от мощности, напряжением свыше 330 кВ переменного тока и для ЛЭП постоянного тока).

Согласно пункту 3 статьи 258 Налогового кодекса Российской Федерации амортизируемое имущество объединяется в десять амортизационных групп в соответствии с установленными данным пунктом статьи 258 Налогового кодекса Российской Федерации диапазонами сроков полезного использования.

Таким образом, основные средства распределяются по амортизационным группам в соответствии со сроками полезного использования, установленными с учетом Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы.

Согласно Классификации:

- к 3-й амортизационной группе относятся основные средства с кодом ОКОФ 14 3115030 «Трансформаторы электрические силовые малой мощности»;

- к 7-й амортизационной группе ОКОФ относятся основные средства с кодом 14 3115000 «Трансформаторы электрические, преобразователи статические и индукторы, кроме 14 3115030».

Следовательно, учитывая иерархический метод построения классификации объектов в ОКОФ, основные средства, соответствующие коду ОКОФ 14 3115010 «Трансформаторы электрические силовые мощные», подлежат включению в 7-ю амортизационную группу.

Определение термина «силовой трансформатор» отсутствует в законодательстве о налогах и сборах, в силу чего на основании п.1 ст.11 НК РФ его содержание подлежит установлению на основании нормативных актов иной отраслевой принадлежности.

ГОСТ 16110-82 «Трансформаторы силовые. Термины и определения» устанавливает применяемые в науке, технике и производстве термины и определения основных понятий в области силовых трансформаторов. Стандарт распространяется на силовые трансформаторы  - трехфазные и многофазные мощностью 6,3 кВ*А и более, однофазные мощностью 5 кВ*А и более. Термины, установленные стандартом, обязательны для применения в документации всех видов, научно-технической, учебной и справочной литературе.

Пунктом 1.1 указанного ГОСТа установлено, что трансформатор – это статическое электромагнитное устройство, имеющее две или более индуктивно связанных обмоток и предназначенное для преобразования посредством электромагнитной индукции одной или нескольких систем переменного тока в одну или несколько других систем переменного тока.

Согласно пункту 1.2 ГОСТа 16110-82 силовой трансформатор представляет собой трансформатор, предназначенный для преобразования электрической энергии в электрических сетях и в установках, предназначенных для приема и использования электрической энергии.

ГОСТ 9680-77 «Трансформаторы силовые мощностью 0,01 кВ х А и более. Ряд номинальных мощностей» устанавливает перечень номинальных мощностей, которым должны соответствовать силовые трансформаторы. Для трехфазных силовых трансформаторов данные значения установлены пунктом 2 указанного ГОСТа, для однофазных – пунктом 3.

На трансформаторы от 0,01 и не более 5 кВ х А, номинальные мощности которых соответствуют ГОСТу 9680-77, распространяется действие ГОСТ 19294-84 «Трансформаторы малой мощности. Общие технические условия».

На более мощные трансформаторы, указанные в ГОСТ 9680-77, в свою очередь, распространяется ГОСТ 11677-85 «Трансформаторы силовые. Общие технические условия» и Р 52719-2007 «Трансформаторы силовые. Общие технические условия». При этом ГОСТ Р 52719-2007 действует в отношении оборудования, разработанного после 1 января 2008 года.

ГОСТ 11677-85 распространяется на силовые трансформаторы общего назначения, в том числе на автотрансформаторы, трансформаторы собственных нужд электростанций и трансформаторы для комплектных трансформаторных подстанций (КТП), трехфазные мощностью более 5 кВ·А и однофазные мощностью более 4 кВ·А классов напряжения до 1150 кВ включительно, предназначенные для нужд народного хозяйства.

ГОСТ Р 52719-2007 распространяется на силовые трансформаторы общего назначения, в том числе на автотрансформаторы, трансформаторы собственных нужд электростанций и трансформаторы для комплектных трансформаторных подстанций (КТП), трехфазные мощностью не менее 5 кВ х Аи однофазные мощностью не менее 1 кВ х А классов напряжения до 1150 кВ включительно, предназначенные для нужд экономики страны. Стандарт не распространяется на трансформаторы малой мощности и специальные трансформаторы (преобразовательные, электропечные, тяговые, пусковые, сварочные и др.), а также трансформаторы с числом обмоток более трех.

Термины, применяемые в ГОСТ 11677-85 и ГОСТ Р 52719-2007, используются по ГОСТ 16110-82 «Трансформаторы силовые. Термины и определения».

В ГОСТ 11677-85 прямо указано, что он распространяет свое действие на продукцию, имеющую код по ОКП 34 1100 «Трансформаторы силовые (однофазные мощностью св. 4 кВ*А, трехфазные мощностью 6,3 кВ*А и свыше)».

Приложения 1 и А ГОСТов 11677-85 и Р 52719-2007 соответственно содержат расшифровку условного обозначения трансформаторов:

Х – Х / Х – Х,

                                               Климатическое исполнение и категория размещения по ГОСТ 15150                                                    

Класс напряжения стороны ВН, кВ

Номинальная мощность трансформатора кВ*А

Буквенная часть обозначения типа

Для автотрансформаторов при классах напряжения стороны СН или НН 110 кВ и свыше после класса напряжения стороны ВН через черту дроби указывают класс напряжения стороны СН или НН.

Буквенная часть должна соответствовать следующему порядку обозначений:

А - автотрансформатор;

О или Т - однофазный или трехфазный трансформатор;

Р - расщепленная обмотка НН;

буквы условного обозначения видов охлаждения - по таблице 1 настоящего стандарта;

З - трансформатор с естественным масляным охлаждением или с охлаждением негорючим жидким диэлектриком с защитой при помощи азотной подушки без расширителя;

Л - трансформатор с литой изоляцией;

Т - трехобмоточный трансформатор (для двухобмоточного трансформатора букву не указывают);

Н - трансформатор РПН (с регулированием напряжения под нагрузкой);

С - трансформатор собственных нужд электростанций.

В Нормативных документах на конкретные трансформаторы могут быть предусмотрены дополнительные буквенные обозначения после букв, перечисленных выше.

Для трансформаторов с разными классами напряжения обмоток ВН допускается применять одинаковые условные обозначения, если эти трансформаторы различаются лишь номинальными напряжениями. В этом случае указывают наибольший из классов напряжения обмотки ВН.

Также в указанных приложениях к ГОСТам приведены примеры условных обозначений.

Например, ТМН-2500/110-У1 - трансформатор трехфазный масляный с охлаждением при естественной циркуляции воздуха и масла, двухобмоточный, с регулированием напряжения под нагрузкой, мощностью 2500 кВ* А, класса напряжения 110 кВ, исполнения У категории 1 по ГОСТ 15150, год разработки 2003.

Таким образом, силовым трансформаторам присваивается уникальное цифробуквенное условное обозначение, содержащее наиболее значимые технические характеристики данного вида продукции, которое позволяет отличить указанные промышленные изделия от объектов иных видов.

В ходе судебного разбирательства налогоплательщиком в отношении спорных объектов основных средств были представлены паспорта, а также руководство по эксплуатации, из которых усматриваются следующие характеристики:

Таблица № 1

Тип трансформатора

Номинальная мощность, кВ∙А

Напряжение, Кв

ТМПНГ11- 160/3-УХЛ1

160

3

ТМПНГ11- 253/3-УХЛ1

253

3

ТМПНГ11- 165/3-УХЛ.

165

3

ТМПНГ-160/3- УХЛ1

160

3

ТМПНГ11- 404/3-УХЛ1

404

3

ТМПНГ11- 630/3-УХЛ1

630

3

ТМПНГ- 1000/6-АУХЛ1

1000

6

ТМПНГ11- 630/6-УХЛ1

630

6

ТМПНГ- 1000/6-АУХЛ1

1000

6

ТМПНГ- 250/3-УХЛ1

250

3

ТМПНГ- 165/3-УХЛ1

165

3

ТМПНГ-СЭЩ- 160/3-25

160

3

ТМПНГ-СЭЩ- 630/3-11

630

3

ТМПНГ-СЭЩ- 400/3-11

400

3

ТМПНГ-СЭЩ- 1000/6-11

1000

6

ТМПНГ-СЭЩ- 260/3-11

260

3

В каталоге трансформаторов силовых с масляной и сухой изоляцией производства ЗАО «Группа компаний «Электрощит» – ТМ Самара» содержится расшифровка структуры условного обозначения трансформаторов для питания погружных насосов, согласно которому буквы «ПН» обозначают питание погружных насосов, «Г» - герметичное исполнение.

Согласно каталогу силовых трансформаторов производства ОАО «Минский Электротехнический завод имени В.И. Козлова» трехфазные масляные трансформаторы серии ТМПН, ТМПНГ предназначены для преобразования электроэнергии в составе электроустановок питания погружных электронасосы добычи нефти.

Соответственно, буквенная часть условного обозначения спорных трансформаторов расшифровывается следующим образом:

Т – трехфазный;

М – естественная циркуляция масла и воздуха;

ПН – для погружных электроцентробежных насосов;

Г – герметичный;

СЭЩ – «Самара «Электрошит» (сокращенное наименование производителя).

Таким образом, силовым трансформаторам присваивается уникальное букво-цифровое условное обозначение, содержащее наиболее значимые технические характеристики данного вида продукции, которое позволяет отличить указанные промышленные изделия от объектов иных видов.

Учитывая  вышеизложенное, трансформаторы типов ТМПН, ТМПНГ представляют собой трехфазные силовые трансформаторы с масляным охлаждением, предназначенные для питания электродвигателей погружных электроцентробежных насосов.

Также на продукцию ЗАО «Группа компаний «Электрощит» – ТМ Самара» были представлены Сертификаты соответствия №№ РОСС RU. АЕ56.Н14043, РОСС RU. АЕ56.В12911, РОСС RU. АЕ56.Н17294, согласно которым объекты имеют следующие коды по ОКП:

- 34 1100 «Трансформаторы силовые (однофазные мощностью св. 4 кВ.А, трехфазные мощностью 6,3 кВ.А и свыше)»;

- 34 1110 «Трансформаторы силовые I габарита (мощностью до 100 кВ.А включ., напряжением до 35 кВ включ.)»;

- 34 1120«Трансформаторы силовые II габарита (мощностью  св. 100 кВ.А до 1000 кВ.А включ., напряжением до 35 кВ включ.)»;

- 34 1130 «Трансформаторы силовые III габарита (мощностью св. 1000 кВ.А до 6300 кВ.А включ., напряжением до 35 кВ включ.)».

Согласно руководствам по эксплуатации на трансформаторы производства ПРУП «Минский Электротехнический завод имени В.И. Козлова» продукция соответствует кодам ОКП:

- 34 1124 «Трансформаторы силовые II габарита (мощностью св. 100 кВ.А до 1000 кВ.А включ., напряжением до 35 кВ включ.) различного назначения»;

- 34 1134 «Трансформаторы силовые III габарита (мощностью св. 1000 кВ.А до 6300 кВ.А включ., напряжением до 35 кВ включ.) различного назначения».

На официальном сайте ОАО «Минский Электротехнический завод имени В.И. Козлова» (metz.by) размещен сертификат соответствия № РОСС BY.AB72.H03613, которым подтверждено, что трансформаторы силовые мощностью до 2500 кВА классов напряжения до 35 кВ соответствуют коду ОКП 34 1100 «Трансформаторы силовые (однофазные мощностью св. 4 кВ.А, трехфазные мощностью 6,3 кВ.А и свыше)».

Таким образом, производители рассматриваемых изделий установили, что объекты являются силовыми трансформаторами I, II, III габарита.

Согласно статье 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон № 184-ФЗ) декларация о соответствии - документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов; сертификат соответствия - документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.

Статьей 15 Закона № 184-ФЗ установлено, что общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации (далее - общероссийские классификаторы) - нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и другим) и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией.

На основании пунктов 1 и 6 «Положением о разработке, принятии, введении в действие, ведении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области». утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10.11.2003 № 677, общероссийские классификаторы используются в правовых актах в социально-экономической области, в том числе в области прогнозирования, статистического учета, банковской деятельности и налогообложения, для однозначной идентификации объектов правоотношений.

В силу пункта 7 указанного Положения применение общероссийских классификаторов обеспечивается путем прямого использования общероссийских классификаторов без изменения принятых в них кодов и наименований позиций.

Согласно введению Общероссийского классификатора продукции ОКП предназначен для обеспечения достоверности, сопоставимости и автоматизированной обработки информации о продукции в таких сферах деятельности как стандартизация, статистика, экономика и другие.

ОКП представляет собой систематизированный свод кодов и наименований группировок продукции, построенных по иерархической системе классификации. Классификатор используется при решении задач каталогизации продукции, включая разработку каталогов и систематизацию в них продукции по важнейшим технико-экономическим признакам; при сертификации продукции в соответствии с группами однородной продукции, построенными на основе группировок ОКП; для статистического анализа производства, реализации и использования продукции на макроэкономическом, региональном и отраслевом уровнях; для структуризации промышленно-экономической информации по видам выпускаемой предприятиями продукции с целью проведения маркетинговых исследований и осуществления снабженческо-сбытовых операций.

Таким образом, в рамках процедур сертификации, подтверждения соответствия устанавливается соответствие объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров с идентификацией продукции на основании кодов ОКП.

Учитывая, что ОКОФ и ОКП входят в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) Российской Федерации, существует принципиальная сопоставимость кодов указанных классификаторов. Следовательно, установив код продукции по ОКП возможно определить корреспондирующий ему код по ОКОФ, в соответствии с которым отнести ОС к АГ согласно  Классификации основных средств, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1, что в полной мере соответствует положениям пункта 1 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации.

Спорное оборудование сертифицировано в соответствии со следующими кодами ОКП: 34 1100, 34 1110, 34 1120, 34 1130, которым корреспондируют коды ОКОФ 14 3115010, 14 3115100, 14 3115120, 14 3115124, 14 3115130, 14 3115134 (см. табл. № 1), входящие в класс ОКОФ 14 3115000 «Трансформаторы электрические, преобразователи статические и индукторы».

Таблица № 2

ОКП

ОКОФ

34 1100 «Трансформаторы силовые (однофазные мощностью св. 4 кВ.А, трехфазные мощностью 6,3 кВ.А и свыше)»

14 3115010 «Трансформаторы электрические силовые мощные»

34 1110 «Трансформаторы силовые I габарита (мощностью до 100 кВ.А включ., напряжением до 35 кВ включ.)»

14 3115100 «Трансформаторы силовые I габарита (мощностью до 100 кВ x А включительно) напряжением до 35 кВ включительно»

34 1120 «Трансформаторы силовые II габарита (мощностью  св. 100 кВ.А до 1000 кВ.А включ., напряжением до 35 кВ включ.)»

14 3115120 «Трансформаторы силовые II габарита (мощностью от 100 до 1000 кВ x А включительно, напряжением до 35 кВ включительно)»

34 1124 «Трансформаторы силовые II габарита (мощностью св. 100 кВ.А до 1000 кВ.А включ., напряжением до 35 кВ включ.) различного назначения»;

14 3115124 «Трансформаторы силовые II габарита (мощностью от 100 до 1000 кВ x А включительно, напряжением до 35 кВ включительно) различного назначения»

34 1130 «Трансформаторы силовые III габарита (мощностью св. 1000 кВ.А до 6300 кВ.А включ., напряжением до 35 кВ включ.)»

14 3115130 «Трансформаторы силовые III габарита (мощностью от 1000 до 6300 кВ x А включительно, напряжением до 35 кВ включительно)»

34 1134 «Трансформаторы силовые III габарита (мощностью св. 1000 кВ.А до 6300 кВ.А включ., напряжением до 35 кВ включ.) различного назначения»

14 3115134 «Трансформаторы силовые III габарита (мощностью от 1000 до 6300 кВ x А включительно, напряжением до 35 кВ включительно) различного назначения»

Согласно введения ОКОФ классы основных фондов образованы в основном на базе соответствующих классов продукции по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг. ОК 004-93, утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от 06.08.1993 № 17 (далее – ОКДП).

Таким образом, коды ОКОФ являются производными от кодов ОКДП, пунктом 4 введения которого установлено, что  при кодировании номенклатурных позиций типов продукции, привязанных к тем или иным сложным техническим объектам (отраслям), нет необходимости заново кодировать продукцию двойного применения, которая содержится в других разделах ОКДП.

В связи с чем, как справедливо отмечает инспекция, один и тот же вид продукции не может иметь два (или более) кода общероссийского классификатора технико-экономической и социальной информации (ОКДП, ОКОФ, ОКП), следовательно, силовому трансформатору вне зависимости от того, с каким участком электрической цепи (например, в установке ЭЦН либо электроснабжения объектов коммунальной сферы) присваивается один и тот же код ОКП.

При таких обстоятельствах, спорные основные средства представляют собой силовые трансформаторы мощные, соответствующие подклассу ОКОФ 14 3115010, в связи с чем подлежат включению в 7-ю амортизационную группу.

Довод заявителя о том, что инспекция, квалифицируя спорные основные средства в качестве трансформаторов силовых мощных, не учитывает назначение объектов, являющихся частью установок электроцентробежных насосов (далее – УЭЦН), суд отклоняет.

Из представленных налогоплательщиком в ходе выездной налоговой проверки, а также в ходе судебного разбирательства ведомостей начисления амортизации в налоговом учете за 2012-2013 года усматривается, что на балансе общества в качестве самостоятельных инвентарных объектов учитываются как системы УЭЦН, представляющие собой комплектные изделия заводской готовности, так и отдельные элементы данных систем, такие как насосы ЭЦН, погружные электродвигатели, гидрозащиты, газосепараторы, системы телеметрии, трансформаторы.

ПАО «Оренбургнефть» в судебном заседании (17.11.2016) по предложению суда  были представлены для приобщения к материалам дела руководства по эксплуатации УЭЦН для уяснения вопроса о составе установок, поставляемых как комплектные заводские изделия.

Согласно введению руководства по эксплуатации установки электроцентробежных насосов УЭЦН EZ-LINE (внутренний номер заводской документации 100867337) УЭЦН состоит из следующих составных частей:

- погружной электродвигатель, в качестве которого используются электродвигатели асинхронные погружные серии ПЭДМТ 117 габарита модификации М1, изготавливаемые по ТУ 3381-008-14159783-2010;

- гидрозащита, в качестве которой используются гидрозащиты EZ-Line, изготавливаемые по ТУ 3381-005-14159783-2010;

- входной модуль, в качестве которого используются газосепараторы марки EZ-Line, изготавливаемые по ТУ 3381-005-14159783-2010;

- насосные секции, в качестве которых используются насосы погружные центробежные EZ-Line, изготавливаемые по ТУ 3381-005-14159783-2010.

В приложении А (комплектация УЭЦГ) и Б (монтаж УЭЦН) к руководству по эксплуатации также отсутствуют сведения о том, что комплектное техническое изделие – УЭЦН комплектуется наземным оборудованием, в которое в том числе входит трансформатор.

В разделе 9 руководства по эксплуатации даны рекомендации по транспортированию и хранению также только по вышеперечисленным составным частям УЭЦН.

В разделе 2.2 руководства по эксплуатации приведены технические данные составных частей УЭЦН: насосов, газосепаратора, электродвигателей, гидрозациты.

При этом указано, что устройство, работа и сведения, необходимые для правильной эксплуатации комплектных устройств, трансформаторов, станций управления и кабельных линий изложены в эксплуатационной документации, поступающей с этими изделиями потребителю.

Также в разделе 6 руководства по эксплуатации указано, что производить подготовку и подключение наземного электрооборудования следует в соответствии с их техническими описаниями и инструкциями по эксплуатации.

Аналогичные сведения содержатся в руководстве по эксплуатации установки электрических центробежных насосов УЭЦНМТ (внутренний номер заводской эксплуатации 100783429), согласно которому в комплект поставляемой установки входят насосы ЭЦНМТ 5А, газодиспергатор ГДМТ 5А, газосепаратор ГСМТ 5А, модуль входной МВМТ 5А, гидрозащита ГЗМТ, электродвигатели ПЭДМТ.

При этом указано, что устройство, работа и сведения, необходимые для правильной эксплуатации комплектных устройств, трансформаторов, станций управления и кабельных линий изложены в эксплуатационной документации, поступающей с этими изделиями потребителю.

Таким образом, трансформатор не входит в комплект поставки УЭЦН, поставляется потребителю отдельно со своей собственной эксплуатационной документацией.

К аналогичным выводам также приводит анализ представленных заявителем выдержек из каталогов продукции ОАО «Алнас», ОАО «Бугульминский электронасосный завод», АО «НОВОМЕТ-ПЕРМЬ».

Так, в каталоге продукции ОАО «Бугульминский электронасосный завод» приведена информация относительно сертификатов и разрешений на продукцию производителя, которая включает сведения о сертификате соответствия № C-RU.HO02.B0175, разрешении Ростехнадзора от 27.01.2012 № РРС 00-046854 на погружное оборудование для добычи нефти (ОКП 36 6500), сертификате соответствия № C-RU.XT04.B00044, разрешении Ростехнадзора от 17.01.2012 № РРС 00-046563 на насосы штанговые глубинные. Трансформаторы силовые мощные не относятся к погружному оборудованию для добычи нефти. Также в каталогах ОАО «Алнас», ОАО «Бугульминский электронасосный завод» отсутствует информация о предлагаемых клиентам трансформаторам, в отличие от иных позиций погружного оборудования, входящего в состав УЭЦН. В отношении насосов, погружных электродигателей, гидрозащит указаны подробные сведения номенклатуры, модификаций, а равно иных технические характеристики.

Ссылки на содержащуюся в каталогах справочную информацию о принципиальной схеме УЭЦН, в составе которой описано также наземное оборудование, включающее оборудование устья скважины, станцию управления, наземную часть системы телеметрии (при её наличии), повышающий трансформатор, не могут быть приняты во внимание, поскольку налогоплательщик необоснованно отождествляет указанную принципиальную схему УЭЦН с комплектным производственным изделием, именуемым для целей классификации социально-экономической информации УЭЦН.

В связи с чем, как обоснованно полагает инспекция, имеются основания провести аналогию относительно магистрального трубопровода, в состав которого как имущественного комплекса, имеющего общее назначение, согласно СНиП 2.05.06-85* «Магистральные трубопроводы» входят, например, линии электропередачи, предназначенные для обслуживания трубопроводов; здания и сооружения линейной службы эксплуатации трубопроводов; постоянные дороги и вертолетные площадки, расположенные вдоль трассы трубопровода, и подъезды к ним, которые однако учитываются как самостоятельные обособленные объекты в соответствии с собственными кодами ОКОФ, что подтверждается, в частности, Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 504.

Законодательное закрепление различающихся СПИ частей установки является объяснимым как с точки зрения того, что эксплуатация погружного оборудования УЭЦН происходит в объективно отличающихся условиях, оказывающих значительное влияние на срок службы имущества, от условий использования наземного оборудования, к которому относится трансформатор, так и полностью согласуется с правилами бухгалтерского учета.

Пунктом 6 Приказа Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н установлено, что единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект, которым признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

При этом в случае наличия у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно отличаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

Механизмы комплектования налогоплательщиком установок центробежных насосов (в том числе отдельная поставка полностью собранного комплектного трансформатора, требующего дополнительного интегрирования в систему), а также универсальность функционала трансформатора позволяют утверждать о возможности использования данного объекта с другим участком электрической цепи и с другой установкой центробежных насосов, что прямо следует из представленной ПАО «Оренбургнефть» технической документации.

При этом, исходя из логики ПАО «Оренбургнефть» объекту в принципе не может быть присвоен код ОКОФ «Трансформаторы», поскольку результат работы трансформатора не потребляется непосредственно, а последний используется совместно с иным электрооборудованием, питание которого он обеспечивает (например, электродвигателей), выполняя вспомогательные функции, что прямо опровергается самим содержанием ОКОФ, выделяющим  отдельный класс 14 3115000 «Трансформаторы электрические, преобразователи статические и индукторы». Более того, в указанный класс включены трансформаторы «для преобразовательных установок», «для электротермического оборудования», из чего следует, что указанные ОС эксплуатируются в составе комплекса оборудования, поэтому данные обстоятельства, вопреки утверждению Заявителя, свидетельствует о том, что структура построения ОКОФ не предполагает, что трансформаторам, являющимся частью установки, присваивается код ОКОФ установки.

Довод заявителя о том, что срок использования спорных основных средств, исходя из практики эксплуатации обществом. составляет 2 года, является несостоятельным.

Так, из анализа ведомостей начисления амортизации следует, что у налогоплательщика имеется значительное количество различных силовых трансформаторов, введенных в эксплуатацию в период с 1980 по 2012 года, в том числе,  типов ТМПНГ, ТМПН, являющихся аналогичными относительно рассматриваемым в настоящем деле, которые общество самостоятельно включило в 7 амортизационную группу, что также опровергает утверждение о сроке службы указанных основных средств, не превышающем в среднем 2 лет.

Кроме того, в представленных ПАО «Оренбургнефть» технических паспортах Производственного республиканского унитарного предприятия «Минский Электротехнический завод имени В.И. Козлова» указано, что срок службы трансформатора составляет - 25 лет.

Нормативный срок службы трансформаторов, установленный ГОСТ 11667 также  составляет - 25 лет.

При этом, инспекция отнесла спорные основные средства к 7-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 15 лет до 20 лет включительно), руководствуясь положениями Налогового кодекса Российской Федерации, Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, ОКОФ, государственными стандартами, определяющими понятие трансформаторов силовых мощных, правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 20.11.2012 № 7221/12, а не в 9-ю амортизационную группу, в которую подлежит включению имущество со сроком полезного использования 25 лет.

Довод заявителя о том, что трансформаторы работают в условиях взрывоопасной и агрессивной технологической среды, существенно сокращающей срок их службы, суд считает необоснованный.

В отношении амортизируемых основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды налогоплательщики  вправе применять к основной норме амортизации специальный повышающий коэффициент, но не выше двух.

Порядок применения повышающих коэффициентов к норме амортизации, регулируется статьей 259.3 Налогового кодекса Российской Федерации.

В целях главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации под агрессивной средой понимается совокупность природных и (или) искусственных факторов, влияние которых вызывает повышенный износ (старение) основных средств в процессе их эксплуатации. К работе в агрессивной среде приравнивается также нахождение основных средств в контакте с взрывоопасной, пожароопасной, токсичной или иной агрессивной технологической средой, которая может послужить причиной (источником) инициирования аварийной ситуации.

В соответствии с пунктами 3.5.1 Положений по Учетной политике ПАО «Оренбургнефть» для целей налогообложения на 2012-2013 годы, утвержденных  Приказами от 29.12.2011 № 1168 и от 29.12.2012 № 1262, в отношении объектов основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды и повышенной сменности, к сумме амортизации применяется специальный коэффициент 2.

Исходя из абзаца 2 пункта 13 статьи 258 Налогового кодекса Российской Федерации применение к основной норме амортизации специального коэффициента не влияет на изменение амортизационной группы по основному средству, равно как и на его эксплуатацию в условиях, не соответствующих  положениям распространяющихся на них правил ГОСТ.

Довод ПАО «Оренбургнефть» о необходимости при рассмотрении настоящего дела учитывать постановление Арбитражного суда Московского округа от 19.08.2016 по делу № А40-159258/2015, в котором кабельные линии были признаны частью УЭЦН, в связи с чем квалифицированы по коду ОКОФ 14 2928481 «Установки скважинных центробежных электронасосных агрегатов для трубной эксплуатации и насосы к ним», несмотря на то, что ОКОФ содержит специальный код ОКОФ 14 3131162 «Кабели для нефтяных насосов», относящийся к классу ОКОФ 14 3131000 «Провода и кабели силовые», суд считает несостоятельным, поскольку постановление вынесено по делу, которое основано на иных фактических и правовых основаниях, нежели спор по данному делу. Проводить аналогию в правовой и фактической квалификации указанных видов основных средств   (кабельные линии и силовые трансформаторы), по мнению суда, неправомерно. 

Суд полностью поддерживает как обоснованную позицию налогового органа в оценке позиции общества в части, мотивированной ссылкой на правовую позицию суда по делу № А40-159258/2015. В данном случае, как правильно указывает инспекция, общество неверно отождествляет кабельные линии с кодом ОКОФ 14 3131162 «Кабели для нефтяных насосов».

Кабельные линии - это устройства, которые предназначены для подачи электроэнергии с поверхности земли (от наземной части УЭЦН) к погружному электродвигателю.

Кабельная линия состоит из основного питающего кабеля (круглого или плоского) и соединенного с ним кабеля-удлинителя с муфтой кабельного ввода.

Кабель-удлинитель для уменьшения габаритов погружного агрегата (кабель + центробежный насос) имеет плоское исполнение.

Конструктивно кабель для кабельных линий представляет собой три токопроводящие жилы, изолированные полимерной изоляцией (чаще всего в два слоя), уложенные в одной плоскости (для кабелей в плоском исполнении) или скрученные между собой (для кабелей в круглом исполнении), поверх которых накладывается подушка под броню из металлических лент, защищающая изолированные жилы от механических воздействий, в первую очередь при спуско-подъемных операциях.

Соединение основного кабеля с кабелем-удлинителем обеспечивается неразъемной соединительной муфтой. С помощью сростки могут быть соединены также участки основного кабеля для получения требуемой длины. Основная длина кабельной линии может состоять из нескольких кабелей, отличающихся, например, температурным индексом.

У погружного двигателя кабельная линия заканчивается кабельной (штепсельной) муфтой, которая обеспечивает герметичное соединение с обмоткой статора двигателя.

Верхний конец кабельной линии проходит через специальное устройство в оборудовании устья скважины, которым обеспечивается герметичность затрубного пространства, и соединяется через клеммную коробку с электрической линией станции управления или комплектного устройства. Клеммная коробка предназначена для предупреждения попадания нефтяного газа из полости кабельной линии в трансформаторные подстанции, комплектные устройства и шкафы станций управления.

Кабельная линия в состоянии транспортирования и хранения располагается на специальном барабане, используемом также при спусках и подъемах установок на скважинах, профилактических и ремонтных работах с кабельной линией.

Выбор конструкций кабельных линий зависит от условий эксплуатации УЭЦН, характеристик подобранного скважинного оборудования и самой скважины и, в первую очередь, от температуры скважинной жидкости, уровня гидростатического давления, условий теплоотвода, газового фактора и многих других факторов.

Для сохранения целостности кабеля и его изоляции  при спуско-подъемных операциях необходимо фиксировать кабель на колонне НКТ. При этом нужно применять фиксирующие приспособления вблизи участка изменения диаметра колонны, т.е. около муфты или высадки под резьбу. При фиксации кабеля необходимо следить за тем, чтобы кабель плотно прилегал к трубам, а в случае применения плоского кабеля надо следить за тем, чтобы кабель не был перекручен.

Термин  «Кабельная линия» широко используется в стандартах, технических условиях, соответствующей профильной учебной и научной литературе,

Использование этого определения относится к устройству, посредством которого осуществляется подвод электроэнергии к электродвигателю УЭЦН.

Так, например, в издании Е.Л. Бухаленко, Ю.Г. Абдуллаев «Монтаж, обслуживание и ремонт нефтепромыслового оборудования», М.: «Недра», 1985 указано, что кабельная линия как устройство, обеспечивающее подвод электроэнергии к электродвигателю погружного центробежного электронасоса, состоит из основного питающего кабеля, сращенного с ним плоского кабеля и муфты кабельного ввода для соединения с электродвигателем.

Указанное выше определение кабельной линии в настоящее время широко и постоянно используется в научной, учебной, специальной и практической литературе. Например, учебно-научной литературе: Макиенко Г.П. «Кабели и провода, применяемые в нефтегазовой индустрии». Пермь, 2004, Ивановский В.Н.. Дарнщев В.И.. Сабиров А.А., Каштанов B.C., Пекин С.С. «Скважинные насосные установки для добычи нефти». М.: ГУП Изд-во «Нефть н Газ», 2002.

Так, в приведенном выше учебном пособии «Скважинные насосные установки для добычи нефти» указывается, что кабельные линии предназначены для подачи электроэнергии с поверхности земли (от комплектных устройств и станций управлений) к погружному электродвигателю. Кабельная линия состоит из основного питающего кабеля (круглого или плоского) и соединенного с ним плоского кабеля-удлинителя с муфтой кабельного ввода.

Кроме того, в данном учебном пособии даны рекомендации по выбору конструкций для кабельных линий УЭЦН, согласно которым выбор конструкции кабельных линий зависит от условий эксплуатации установок УЭЦН, в первую очередь, от температуры скважинной жидкости. Указывается, например, что часто кроме пластовой температуры используется расчетная величина изменения этой температуры за счет градиента, а также повышение температуры окружающей среды и самого скважинного агрегата за счет нагрева электродвигателя и центробежного насоса. Повышение температуры может быть довольно значительным и составлять 20-30 градусов по Цельсию. При выборе конструкций кабельных линий необходимо учитывать и оценивать следующие показатели: рабочее напряжение, допустимые токовые нагрузки при температуре эксплуатации, конструктивное исполнение (круглое или плоское), наружный диаметр и массу, а также экономические показатели (цену и параметры надежности).

Существуют как минимум несколько технических условий, по которым изготавливаются кабельные линии (ссылка на них также дана Ивановский В.Н.. Дарищев В.И.. Сабиров А.А., Каштанов B.C., Пекин С.С. «Скважинные насосные установки для добычи нефти». М.: ГУП Изд-во «Нефть н Газ», 2002): ТУ 26-16-215-87 «Кабельные линии для установок погружных насосов», утвержденные Министерством химического и нефтяного машиностроения СССР и введенные в действие с 01.07.1987, которые определяют кабельную линию как изделие и определяют технические требования к используемым при изготовлении материалам, процессу изготовления, испытания, транспортировки, сроков гарантий и т.д. и ТУ 3542-031-21945400-97 «Кабельные линии и удлинители к кабельным линиям для установок погружных электронасосов», введенные в действие с 01.04.1998.

В соответствии с ГОСТ 15845-80 «Изделия кабельные. Термины и определения» кабель представляет собой кабельное изделие, содержащее одну или более изолированных жил (проводников), заключенных в металлическую или неметаллическую оболочку, поверх которой в зависимости от условий прокладки и эксплуатации может иметься соответствующий защитный покров, в который может входить броня, и пригодное, в частности, для прокладки в земле и под водой.

Таким обратом, кабель, как одна из разновидностей кабельных изделий, конструктивно не содержит, например, соединительных муфт или токовволов (устройства, соединяющего источник тока с кабелем).

При соединении с помощью муфт кабелей различных марок и (или) длин, а также использования любых других, например, концевых устройств, образуется новое техническое устройство, которое, как правило, называется линией: кабельной линией, воздушной линией, линией городских телефонных сетей и т.д. в зависимости от области применения.

В соответствии с ГОСТ 53480-2009 «Надежность в технике. Термины и определения» изделие - это любая функциональная единица, которую можно рассматривать в отдельности. Примерами изделий могут быть система, подсистема, оборудование, устройство, аппаратура, узел, элемент.

На основании вышеизложенного:

- кабельная линия представляет собой отдельное техническое устройство (самостоятельное изделие), конструктивно отличное от кабеля, состоящее из основного кабеля и кабельного удлинителя, который в свою очередь включает такие основные элементы как высокотемпературный кабель и кабельная муфта с токовводом, предназначенное для передачи электроэнергии от трансформатора на клеммы погружного электродвигателя. Кабельная линия изготавливается применительно к конкретным условиям эксплуатации (тип погружного агрегата, температура эксплуатации и т.д.);

- входящие в состав кабельной линии кабель основной длины, кабельный удлинитель, кабельная муфта могут выполнять свои функции по питанию погружного электродвигателя только совместно, т.е. кабельная линия не может состоять только из кабеля основной длины или кабельного удлинителя;

- кабель и кабельная линия имеют одно назначение – электропитание, но при этом имеют различное устройство и в текущих условиях эксплуатации на нефтяных месторождениях не являются взаимозаменяемыми элементами УЭЦН;

- кабель для изготовления кабеля основной длины кабельной линии и кабель для изготовления кабельного удлинителя могут иметь различные исполнения в зависимости от требуемых скважинных условий могут отличаться друг от друга по материалу изоляции, брони, конструктивному исполнению, номинальному напряжению, рабочей температуре, номинальному сечению токопроводящих жил кабеля, наружным размерам кабеля.

Таким образом, кабельная линия не соответствует коду ОКОФ 14 3131162 «Кабели для нефтяных насосов», в связи с чем довод ПАО «Оренбургнефть» о том, что при наличии в ОКОФ специального кода для кабелей суд признал правомерным их отнесение к коду для установки, элементом которой является кабельная линия, несостоятелен, а равно ссылка ПАО «Оренбургнефть» на судебные акты по делу № А40-159258/2015 подлежит отклонению.

В отличие от кабельных линий, ОКОФ предусматривает специальный код для спорных трансформаторов - 14 3115010 «Трансформаторы электрические силовые мощные».

Довод ПАО «Оренбургнефть» о необходимости при рассмотрении настоящего дела учитывать позицию ФНС России, сформулированную в решении от 14.11.2013 № СА-4-9/20474@, также подлежит отклонению судом, поскольку последнее основано на иных фактических и правовых основаниях.

В указанном решении рассматривался вопрос о квалификации погружного оборудования для добычи нефти – погружных электродвигателей с точки зрения отнесения их к крупногабаритному оборудованию. При этом решение налогового органа не было мотивировано ссылками на соответствие спорных двигателей конкретным кодам ОКП.

Кроме того, суд исходит из того, что судебно-арбитражная практика исходит из того, что «фактически административная преюдиция применяется, когда налоговый орган производит в ходе налоговой проверки начисление налога за следующий период по тем же основаниям и обстоятельствам, которые уже были установлены вышестоящим налоговым органом при рассмотрении жалобы на решение по налоговой проверке предыдущего периода» (постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2016 по делу № А40-129879/15, от 12.08.2015 по делу № А40-131827/13 (оставлено без изменения Постановлением Арбитражного суда  Московского округа от 27.01.2016 по делу № А40-131827/13)), однако, в данном случае приведенная обществом  в подтверждение своей позиции по делу письменная позиция ФНС России  не удовлетворяет указанному условию применения административной преюдиции.

По положениям статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд распределяет судебные расходы.

Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В соответствии со статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным расходам отнесена государственная пошлина.

Ввиду отказа заявителю в удовлетворении заявленных требований судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на ПАО «Оренбургнефть».

На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленного публичным акционерным обществом «Оренбургнефть»  требования к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 1 отказать полностью.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, а в случае подачи апелляционной жалобы, если решение не отменено и не изменено - со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

  Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Девятый арбитражный апелляционный суд (127994, г.Москва, ГСП-4, проезд Соломенной Сторожки, д. 12) в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд  Московского округа (127994, Москва, ГСП-4, ул. Селезневская, д. 9) в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу при условии, что решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд города Москвы.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайтах Девятого арбитражного апелляционного суда: http://9aas.arbitr.ru/  и Арбитражного суда Московского округа: http://fasmo.arbitr.ru/

Информация о движении дела размещена на сайте суда по адресу: http://msk.arbitr.ru/

           СУДЬЯ                      О.Ю. Суставова