Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Москва
Дело № А40-90777/16
156-798
21 марта 2017 г.
Резолютивная часть решения объявлена 26 января 2017 года
Полный текст решения изготовлен 21 марта 2017 года
Арбитражный суд в составе судьи Комарова А. А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Колошеевой В.Д.,
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению
Департамент Росприроднадзора по Центральному федеральному округу к ответчику ОАО «МОСГАЗ» о взыскании 87 283 323,12 руб.
в заседании приняли участие:
от истца: ФИО1 по дов.
от ответчика: ФИО2 по дов., ФИО3 по дов., ФИО4 по дов.
УСТАНОВИЛ:
Иск заявлен о взыскании 87 283 323,12 руб.
Истец в судебное заседание явился, исковые требования поддержал в полном объеме.
Ответчик в судебное заседание явился, в удовлетворении исковых требований просил отказать.
Рассмотрев материалы дела, оценив представленные доказательства, выслушав представителей сторон, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Департамент Росприроднадзора по Центральному федеральному округу (ОГРН <***>, далее – Департамент), действующий на основании положения о Департаменте Росприроднадзора по Центральному федеральному округу (утв. приказом Росприроднадзора от 29.06.2011 г. № 498), положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (утв. постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 г. № 400), постановления Правительства РФ от 13.09.2010 г. № 717 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору», Бюджетного кодекса РФ (статья 160.1), является администратором доходов в бюджет и осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.
В соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
В части 1 статьи 16 указанного Федерального закона установлено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Часть 2 статьи 16 определяет виды негативного воздействия на окружающую среду:
• выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
• сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
• загрязнение недр, почв;
• размещение отходов производства и потребления.
Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 г. № 632 «Об утверждении порядка определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» установлен порядок определения платы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 г. № 344 (в редакции от 01.07.2005 г. № 410) «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» установлены нормативы платы за загрязнение окружающей среды.
Приказом Ростехнадзора от 08.06.2006 г. № 557 установлен срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.
Федеральным законом от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлена обязанность по ведению и представлению отчетности по обращению с отходами.
Федеральным законом от 29.11.2007 г. № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» установлена обязанность по ведению и представлению государственной статистической отчетности по обращению с отходами (форма № 2-тп «отходы»).
Приказом Росстата от 28.01.2011 г. № 17 «Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления» полномочия по статистическому наблюдению за обращением с отходами переданы Росприроднадзору.
Положениями гражданского законодательства РФ (статья 210 ГК РФ) определено, что бремя содержания имущества, в том числе и отходов, возлагаются на собственника этого имущества.
Письмом Минприроды России от 13.04.2011 г. № 12-44/5717 «Об использовании отходов производства и потребления для рекультивации карьерных выемок и искусственно созданных полостей» определено, что при рекультивации карьеров отходами фактически осуществляется их захоронение.
При рассмотрении отчетных документов Открытого акционерного общества «МОСГАЗ» (ОГРН <***>, далее – ОАО «МОСГАЗ», Общество, Ответчик) по обращению с отходами производства и потребления за 2013 г. (форма статистической отчетности № 2-тп «отходы», расчеты платы за размещение отходов, договоры о сдаче отходов на полигоны, карьеры Московской области, исполненные платежные поручения по внесению в бюджет платы за размещение отходов, и другое), представленных ОАО «МОСГАЗ» в Департамент, установлено:
1. В соответствии с государственной статистической отчетностью по обращению с отходами за 2013 г., выполненной ОАО «МОСГАЗ» по форме № 2-тп «отходы» и представленной в государственные органы, количество отходов 4-го и 5-го классов опасности, переданных в 2013 г. другим организациям для захоронения (столбец 11 формы), составило 140 356,31 тонн. Из них количество захороненных отходов 4-го класса составило 18 993,23 тонн, 5-го класса – 121 363,08 тонн.
2. Отходы 4-5 классов опасности (мусор строительный, отходы асфальтобетона, загрязненный грунт, и другие отходы) в 2013 г. размещались ОАО «МОСГАЗ»:
• по договорам от 09.01.2013 г. № 62 П-13, от 20.03.2013 г. № 115 П-13 с ООО «ТЭКА-СЕРВИС» - на карьере «Выползово» в Подольском районе Московской области;
• по договору от 24.01.2013 г. № 24/01/13-1 с ООО «ЖелДорТехника» на объекте размещения грунта вблизи дер. Машково в Люберецком районе Московской области;
• по договору от 21.07.2012 г. № 46/12-Г с ООО «Садово-парковые ансамбли» на объекте размещения грунта в промзоне Бутово, г. Москва;
• по договору от 21.01.2013 г. № 170/МГ-ДУ-0064 с ООО «Полигон ПГС» на объектах в Московской области, а также по аналогичным договорам в других районах Московской области.
3. Согласно Межгосударственному стандарту ГОСТ 17.5.1.01-83 «Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения», утвержденного постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 13 декабря 1983 года N 5854, под рекультивацией земель понимается комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народнохозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение окружающей среды в соответствии с интересами общества.
Государственным стандартом СССР ГОСТ 17.5.1.03-86 «Охрана природы. Земли. Классификация вскрышных и вмещающих пород для биологической рекультивации земель», утвержденного Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 01 января 1988 года, предназначенным для исследования свойств вскрышных и вмещающих пород и их смесей при разведке месторождений полезных ископаемых, проектирования и выполнения рекультивационных работ на землях, нарушаемых в процессе горного производства и строительства, установлено, что рекультивация земель проводится также с использованием вскрышных и вмещающих пород, не содержащих радиоактивные элементы и токсичные соединения в концентрациях, опасных для жизни человека и животных.
Следовательно, использование опасных отходов производства и потребления при рекультивации карьеров, согласно ГОСТ 17.5.1.01-83 и ГОСТ 17.5.1.03-86, невозможно .
Выполнение ООО «ТЭКА-СЕРВИС», ООО «ЖелДорТехника» и другими юридическими лицами работ по рекультивация карьерных выемок и искусственно созданных полостей с использованием отходов, принадлежащих ОАО «МОСГАЗ» фактически является захоронением (размещением) отходов, что влечёт за собой обязанность по внесению платы за размещение отходов.
4. Нормами действующего законодательства определено, что плательщиком платы за размещение отходов является собственник этих отходов (часть 1 статьи 4 в редакции, действовавшей на момент оказания негативного воздействия). В связи с тем, что вышеуказанными договорами передача ОАО «МОСГАЗ» права собственности на отходы, образованные ОАО «МОСГАЗ», организациям, эксплуатирующим полигоны и карьеры, не предусматривалась, обязанность по внесению в бюджет платы за их размещение сохранилась за ОАО «МОСГАЗ» как за собственником отходов.
Позиция Истца корреспондирует позиции, изложенной Верховным судом РФ в определении от 04.02.2015г. по делу N 301-КГ14-1819.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
Бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 Гражданского кодекса РФ). К расходам собственника на содержание имущества относится также обязанность по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 05.03.2013 N 5-П по делу о проверке конституционности статьи 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» было указано, что установление формальной принадлежности обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду - имея в виду публично-правовую природу данного платежа - должно осуществляться путем нормативно-правового регулирования, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти не исключают решения этого вопроса в рамках договорных отношений.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в указанном Постановлении, с экономической точки зрения не имеет принципиального значения, на какую из сторон в гражданско-правовом договоре, определяющем отношения, в том числе финансовые, по поводу размещения отходов, будет возложена обязанность по внесению в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду - организацию, в результате хозяйственной и иной деятельности которой образуются такие отходы, либо непосредственно осуществляющую их размещение специализированную организацию, поскольку в любом случае указанные организации, исходя в том числе из вида заключенного между ними договора (предполагающего отчуждение отходов и, соответственно, переход права собственности на них или предусматривающего оказание услуг по размещению отходов), могут - с тем чтобы не действовать себе в убыток - учесть данный публично-правовой платеж в стоимости размещения отходов.
Таким образом, поскольку предусмотренная законом обязанность по компенсации причиненного окружающей среде вреда в виде внесения платы за негативное воздействие возложена на природопользователя, она не может быть прекращена у Ответчика только лишь в связи с заключением договоров с организациями, оказывающими услуги по транспортировке и размещению отходов (а рекультивация опасными отходами, как указывалось выше, de facto является размещением отходов) и возникнуть у лиц, которым соответствующие денежные средства природопользователем (загрязнителем) для цели их уплаты в качестве соответствующего платежа за размещение отходов, не передавались.
Верховный суд РФ в указанном определении указал, что иной подход противоречит принципам охраны окружающей среды и природопользования, в том числе, принципу платности природопользования и необходимости возмещения вреда, причиненного окружающей среде, установленных статьями 3 и 16 Закона об охране окружающей среды, и не будет обеспечивать должную защиту окружающей среды от негативного на нее воздействия, компенсацию причиненного ей вреда, а следовательно, право граждан на благоприятную окружающую среду.
Из положений пунктов 5 и 6 Порядка определения платы и ее предельных размеров, утв. постановлением Правительства РФ от 28.08.1992г. № 632 следует, что в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
ОАО «МОСГАЗ» уполномоченным органом были утверждены Документы об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, согласно которым образованные ответчиком отходы должны размещаться на полигоне ТБО «Тимохово».
Таким образом, у ОАО «МОСГАЗ» не было оформленного в установленном порядке разрешения размещать образованные отходы 4 и 5 классов опасности на карьере «Выползово» в Подольском районе Московской области (согласно договорам от 09.01.2013г. № 62 П-13, от 20.03.2013г. № 115 П-13 с ООО «ТЭКА_СЕРВИС»), на объекте размещения грунта вблизи дер. Машково в Люберецком районе Московской области (по договору от 24.07.2013г. № 24/01/13-1 с ООО «ЖелДорТехника»), а также по аналогичным договорам в других районах Московской области, в связи с чем вся масса отходов является сверхлимитной и при расчете платы необходимо применить пятикратный повышающий коэффициент.
Сумма платы за негативное воздействие на окружающую среду (за размещение отходов 4-5 классов опасности по видам, указанным ОАО «МОСГАЗ» в государственной статистической отчетности) за 1-4 кварталы 2013 г. составляет:
Отходы 4-го класса:
18 993,23 х 248,4 х 1,6 х 2,2 х 5= 83 035 362,5 рублей,
где
• 18 993,23 - масса размещенных отходов;
• 284,4 - норматив платы. В отношении отходов 4 класса опасности в соответствии с Приложением № 2 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 12.06.2003г. № 344 нормативом платы за размещение 1 тонны отходов в пределах установленных лимитов размещения отходов является 248,4 руб/т. Это постоянная переменная при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду для отходов 4 класса опасности;
• 1,6 - коэффициент экологического значения. Коэффициентом, учитывающим состояние почвы на территории Центрального федерального округа Российской Федерации, является значение «1,6» (согласно Приложению № 2 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 12.06.2003г. № 344);
• 2,2 - коэффициент инфляции. Устанавливается на каждый год федеральным законом о бюджете;
• 5 – пятикратный повышающий коэффициент.
Отходы 5-го класса:
121 363,08 х 15 х 1,6 х 1,79 х 5= 26 068 791,4 рублей,
где
• 121 363,08 - масса размещенных отходов;
• 15 - норматив платы. В отношении отходов 5 класса опасности в соответствии с Приложением № 2 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 12.06.2003г. № 344 нормативом платы за размещение 1 тонны отходов в пределах установленных лимитов размещения отходов является 15 руб/т. Это постоянная переменная при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду для отходов 5 класса опасности;
• 1,6 - коэффициент экологического значения. Коэффициентом, учитывающим состояние почвы на территории Центрального федерального округа Российской Федерации, является значение «1,6» (согласно Приложению № 2 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 12.06.2003г. № 344);
• 1,79 - коэффициент инфляции. Устанавливается на каждый год федеральным законом о бюджете;
• 5 – пятикратный повышающий коэффициент.
Всего задолженность по плате за 1-4 кварталы 2013 года составляет: 83 035 362,5 + 26 068 791,4 = 109 104 153,9 рублей.
Учитывая, что ОАО «МОСГАЗ» в 1-2 кварталах 2013 г. внесена плата за размещение отходов в размере 1 899 075,85 рублей, задолженность ОАО «МОСГАЗ» перед бюджетом за 1-4 кварталы 2013 г. составляет: 109 104 153,9 - 1 899 075,85 = 107 205 078,05 рублей.
Претензионным письмом № 17-25/4112 от 14.04.2016г. Департамент предложил Ответчику погасить указанную задолженность в размере 107 205 078,05 рублей.
Ранее Департамент обращался в арбитражный суд с иском о взыскании с ответчика задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 1-4 кварталы 2013 года в размере 19 921 754 рублей 93 копейки, т.е. суммы задолженности по плате без учета пятикратного повышающего коэффициента (дело № А40-184644/2015). Это было обусловлено технической ошибкой должностных лиц Департамента при подготовке претензионного письма и искового заявления. Ошибка была обнаружена в ходе рассмотрения дела № А40-184644/2015 в арбитражном суде первой инстанции, в связи с чем Департаментом было заявлено ходатайство об увеличении размера исковых требований (до 107 205 078 рублей 5 копеек). Определением Арбитражного суда города Москвы от 24.12.2015г. по делу № А40-184664/2015 ходатайство Департамента об увеличении размера исковых требований было отклонено.
В связи с отсутствием процессуальной возможности обжаловать указанное определение арбитражного суда и увеличить размер исковых требований в судах вышестоящих инстанции, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В связи с тем, что вопрос о взыскании с ответчика задолженности в размере 19 921 754 рублей 93 копейки будет разрешен арбитражными судами в рамках дела № А40-184644/2015, оставшаяся задолженность ответчика по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 1-4 кварталы 2013 года будет составлять: 107 205 078,05 – 19 921 754,93 = 87 283 323, 12 руб.
Ответчик с иском не согласился, представил отзыв.
Суд не принимает доводы отзыва по следующим основаниям.
Доводы ответчика о наличии оснований для прекращения производства по делу судом не принимаются, поскольку в дело №А40-184664/2015 рассмотрено по другому предмету и основанию. Кроме того, суд принимает во внимание возражения ответчика в деле А40-184664/2015, согласно которым ответчик на ходатайство об увеличении требований возражал, указывая, что истцом изменяется и предмет и основание исковых требований.
Приказом Ростехнадзора № 204 установлены форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядок заполнения такой формы.
Вместе с тем нормативы платы с 2003 года установлены и применяются в соответствии с Постановлением Правительства от 12.06.2003 № 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления" (действовавшее на момент возникновения правоотношений), при этом коэффициенты индексации стали устанавливаться законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
Обязанность по применению при расчете платы за 2013 год коэффициента, учитывающего инфляцию, установлена частью 3 статьи 3 Федерального закона от 03.12.2012 № 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", согласно которой нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду, установленные Правительством РФ в 2003 году и в 2005 году, применяются в 2013 году с коэффициентом соответственно 2,20 и 1,79.
Таким образом, довод Общества о том, что законодательством не предусмотрено применять коэффициенты, учитывающие инфляцию, при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду, противоречит законодательству.
Законность и обоснованность применение коэффициентов рассмотрен Девятым арбитражным апелляционным судом по делу А40-184644/15.
Довод АО «Мосгаз» об отсутствии обязанности по внесению платы за негативное воздействие в пятикратном размере, в связи с отсутствием требования в Документах об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, выданные АО «Мосгаз» противоречит природоохранному законодательству, в силу следующего.
1. Приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50 утвержден Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (Зарегистрировано в Минюсте России 02.04.2010 № 16796) (далее - Порядок).
Настоящий Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение устанавливает требования к подготовке и представлению документов и материалов для утверждения предельно допустимых количеств отходов конкретного вида, направляемых на размещение в конкретных объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов с учетом экологической обстановки на территории, на которой расположены такие объекты.
В соответствии с приложением к Порядку в графе отходы, передаваемые на размещение другим индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам, указывается наименование объекта размещения отходов, наименование юридического лица или индивидуальный предприниматель, эксплуатирующее объект размещения отходов и номер объекта размещения отходов в государственном реестре объектов размещения отходов.
Согласно Федеральному закону от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления",
обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;
под размещением отходов понимается деятельность по хранению и захоронению отходов;
хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;
захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;
объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов;
Таким образом, в Документе об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение указываются конкретные объекты размещения отходов при обращении с отходами, а именно при размещении таких отходов на конкретном объекте. При этом в остальных случаях (при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации, обезвреживании) конкретные объекты не указываются, в силу Порядка
2. Согласно заключенным договорам АО «МОСГАЗ» с подрядными организациями и актами выполненных работ, отходы 4-5 классов опасности (грунт, образовавшийся при проведении землеройных работ) в 2013 г. использовались АО «МОСГАЗ»:
• по договорам от 09.01.2013 г. № 62 П-13, от 20.03.2013 г. № 115 П-13 с ООО «ТЭКА-СЕРВИС» - на карьере «Выползово» в Подольском районе Московской области (согласно предмету договора, Исполнитель принимает для технологического использования грунты);
• по договору от 24.01.2013 г. № 24/01/13-1, 24.01.2013 г. № 24/01/13-2 с ООО «ЖелДорТехника» на объекте размещения грунта вблизи дер. Машково в Люберецком районе Московской области (согласно предмету договора, Исполнитель принимает для технологического использования грунты);
• по договору от 21,07.2012 г. № 46/12-Г с ООО «Садово-парковые ансамбли» на объекте размещения грунта в промзоне Бутово, г. Москва;
• по договору от 21.01.2013 г. № 170/МГ-ДУ-0064 с ООО «Полигон ПГС» на объектах в Московской области, а также по аналогичным договорам в других районах Московской области.
В постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда по делу А40-184644/15 (стр.5), суд пришел к выводу, что АО «МОСГАЗ» осуществляло не использование, а размещение в связи со следующим.
Согласно Межгосударственному стандарту ГОСТ 17.5.1.01-83 «Охрана природы. Рекультивация земель. Термины, и определения», утвержденного постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 13 декабря 1983 года № 5854, под рекультивацией земель понимается комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народнохозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение окружающей среды в соответствии с интересами общества.
Государственным стандартом СССР ГОСТ 17.5.1.03-86 «Охрана природы. Земли. Классификация вскрышных и вмещающих пород для биологической рекультиваци земель», утвержденного Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 01 января 1988 года, предназначенным для исследования свойств вскрышных и вмещающих пород и их смесей при разведке месторождений полезных ископаемых, проектирования и выполнения рекультивационных работ на землях, нарушаемых в процессе горного производства и строительства, установлено, что рекультивация земель проводится также с использованием вскрышных и вмещающих пород, не содержащих радиоактивные элементы и токсичные соединения в концентрациях, опасных для жизни человека и животных.
Следовательно, использование опасных отходов производства и потребления при рекультивации карьеров, согласно ГОСТ 17.5.1.01-83 и ГОСТ 17.5.1.03-86, невозможно.
Выполнение ООО «ТЭКА-СЕРВИС», ООО «ЖелДорТехника» и другими юридическими лицами работ по рекультивация карьерных выемок и искусственно созданных полостей с использованием отходов, принадлежащих ОАО «МОСГАЗ» фактически является захоронением (размещением) отходов, что влечёт за собой обязанность по внесению платы за размещение отходов.
Таким образом, в связи с тем, что использование отходов в качестве рекультиванта невозможно и АО «МОСГАЗ» осуществляло деятельность по размещению отходов, то Общество, в силу п.1 Порядка, обязано было разработать Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение на размещение таких грунтов.
В соответствии со статьей 75 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" лицо, нарушившее законодательство в области охраны окружающей среды подлежит имущественной, дисциплинарной, административной и уголовной ответственности.
Факт того, что АО «МОСГАЗ» нарушило требования законодательства в области охраны окружающей и обязано вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при хозяйственной и иной деятельности подтверждается по делу Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2016г. № А40-184644/15, а именно страница 7-8 Постановления:
"Доводы истца, что он не может являться плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку заключил с третьими лицами договора, противоречат позиции, изложенной Верховным судом РФ в определении от 04.02.2014 по делу № 301-КГ14-1819.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
Бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 Гражданского кодекса). К расходам собственника на содержание имущества относится также обязанность по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 05.03.2013 N 5-П по делу о проверке конституционности статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружхиощей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" было указано, что установление формальной принадлежности обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду - имея в виду публично-правовую природу данного платежа - должно осуществляться путем нормативно-правового регулирования, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти не исключают решения этого вопроса в рамках договорных отношений.
Таким образом, поскольку предусмотренная законом обязанность по компенсации причиненного окружающей среде вреда в виде внесения платы за негативное воздействие возложена на природопользователя, она не может быть прекращена у ответчика только лишь в связи с заключением договоров с третьими лицами (услуги по транспортировке и размещению отходов, по использованию) и возникнуть у лиц, которым соответствующие денежные средства природопользователем (загрязнителем) для цели их уплаты в качестве соответствующего платежа за размещение отходов, не передавались.
Иной подход противоречит принципам охраны окружающей среды и природопользования, в том числе, принципу платности природопользования и необходимости возмещения вреда, причиненного окружающей среде, установленных статьями 3 и 16 Закона об охране окружающей среды, и не будет обеспечивать должную защиту окружающей среды от негативного на нее воздействия, компенсацию причиненного ей вреда, а следовательно, право граждан на благоприятную окружающую среду.
Данная позиция изложена также в Определении Верховного суда РФ от 21 сентября 2015 N 305-ЭС15-10916. ".
Таким образом, в силу части 2 статьи 69 АПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Вместе с тем, в акте проверки от 01.06.2016г. № 1047-гд должностным лицом Департамента не указаны нарушения при проведении проверки договора за 2012-2014 гг. в силу следующего.
Согласно статье 4.5 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено со дня совершения административного правонарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. Таким образом, должностное лицо, рассматривая представленные документы, не имел права привлекать АО «МОСГАЗ», ввиду истечения срока давности привлечения.
При изложенных обстоятельствах суд удовлетворяет исковые требования.
Расходы по государственной пошлине распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 4, 64, 65, 71, 101, 102, 110, 156, 167-170, 176, 180-182 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Акционерного общества "МОСГАЗ" (ОГРН <***>) в пользу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу (ОГРН <***>) задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов производства и потребления в 1-4 кварталах 2013 года в размере 87 283 323 (восемьдесят семь миллионов двести восемьдесят три тысячи триста двадцать три) рубля 12 (двенадцать) копеек.
Взыскать с Акционерного общества "МОСГАЗ" (ОГРН <***>) в доход федерального бюджета 200 000 (Двести тысяч рублей) руб. государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья:
А.А.Комаров