ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-91200/16 от 18.10.2016 АС города Москвы

А Р Б И Т Р А Ж Н Ы Й   С У Д   ГОРОДА  М О С К В Ы

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Москва                                                                                         Дело № А40-91200/16-76-777

25 ноября 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена 18 октября 2016 года

Полный текст решения изготовлен 25 ноября 2016 года

Арбитражный суд г. Москвы

в составе судьи Н.П. Чебурашкиной

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.А. Демидовой

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению МУП "Уссурийск-Водоканал"

к Министерству обороны Российской Федерации

3-и лицо АО "Славянка", АО ГУ ЖКХ

о взыскании задолженности в размере 57018274 руб. 10 коп. за период с 01.07.2015 по 31.01.2016, неустойки в размере 2070783 руб. 20 коп. за период с 11.08.2015 по 15.02.2016

при участии:

от истца – ФИО1 дов от 20.04.2016, ФИО2 дов от 28.04.2016

от ответчика – ФИО3 дов от 20.10.2015

от АО "Славянка": ФИО4 дов от 22.09.2016

от АО ГУ ЖКХ: ФИО5 дов от 18.03.2016

УСТАНОВИЛ:

МУП "Уссурийск-Водоканал" обратилось с исковым заявлением о взыскании с Министерства обороны Российской Федерации задолженности в размере 57018274 руб. 10 коп. за период с 01.07.2015 по 31.01.2016, неустойки в размере 2070783 руб. 20 коп. за период с 11.08.2015 по 15.02.2016.

В судебном заседании 07.06.2016 истцом представлено ходатайство об увеличении суммы исковых требований до 79226676 руб. 60 коп., в т.ч. задолженность за фактически потребленные услуги водоснабжения и водоотведения за период с 01.07.2015 по 30.04.2016 в размере 55224572 руб. 12 коп., задолженность по оплате за сброс сточных вод с превышением допустимых концентраций за период с 01.08.2015 по 29.02.2016 в размере 19015646 руб. 39 коп., задолженность по оплате вреда, причиненного централизованной системе водоотведения за период с 01.07.2015 по 30.11.2015 в размере 210527 руб. 23 коп., неустойка за период с 11.08.2015 по 10.05.2016 в размере 4775930 руб. 86 коп.

Данное ходатайство истца судом отклонено, т.к. заявлено с грубым нарушением требований АПК РФ.

В соответствии со ст. 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований. Истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично. Ответчик вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции признать иск полностью или частично. Стороны могут закончить дело мировым соглашением в порядке, предусмотренном главой 15 настоящего Кодекса. Арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, уменьшение им размера исковых требований, признание ответчиком иска, не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права других лиц. В этих случаях суд рассматривает дело по существу.

Основание иска — это обстоятельства, на которые ссылается истец в подтверждение исковых требований к ответчику. Предмет иска — материально-правовое требование к ответчику о совершении определенных действий, воздержании от них; признании наличия или отсутствия правоотношения, изменении или прекращении его. Изменение основания иска — увеличение числа фактов, подтверждающих притязание истца или замена их другими. Изменение предмета иска — изменение материально-правового требования.

Из п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ № 13, следует, что одновременное изменение предмета и основания иска недопустимо.

Увеличение размера исковых требований должно относиться только к сумме иска по тому требованию, которое было заявлено истцом.

Таким образом, истец, ссылаясь на ст. 49 АПК РФ заявляя ходатайство, фактически меняет и предмет, и основание заявленных требований, что недопустимо. Данный факт также подтверждается Постановлением Президиума ВАС РФ от 11.05.2010 № 161/10.

Ответчиком представлены ходатайства о привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета иска, ФКУ "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа", ООО "Главное управление жилищным фондом", которые отклонены судом в связи с отсутствием оснований, предусмотренных ст. 51 АПК РФ.

Представленное ответчиком ходатайство об объединении в одном производство дел № А40-91200/16 с делом № А40-164960/16, отклонено судом в связи с отсутствием оснований, предусмотренных ст. 130 АПК РФ.

Ответчик предъявленные требования не признал по доводам, изложенным в отзыве.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы сторон, суд установил, что предъявленный иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В обоснование предъявленных требований истец ссылается на то, что 13.02.2013 года постановлением Администрации Уссурийского городского округа Приморского края за № 398 Муниципальное унитарное предприятие «Уссурийск-Водоканал» Уссурийского городского округа определено гарантирующей организацией для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения с зоной деятельности в границах Уссурийского городского округа.

Между МУП «Уссурийск-Водоканал» и ОАО «Славянка» до 01.07.2015года действовали договорные отношения - договор № 282 и 292 от 03.03.2014 года - по обеспечению холодной водой и приемом сточных вод объектов МО РФ, расположенных на территории Уссурийского городского округа.

Письмом от 14.05.15 № 3026 и от 25.05.15 № 3237 ОАО «Славянка (преобразованное в АО «Славянка») уведомило истца об одностороннем расторжении договоров № 282 и 292 от 03.03.2014 года в связи с окончанием срока действия государственного контракта № 2-ВКХ от 14.12.2012года.

На основании распоряжения Правительства РФ от 11 июня 2015года № 1089-р утратило силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2015 года № 645-р об определении ОАО «Славянка» единственным поставщиком холодной воды и услуг по водоотведению и очистке сточных вод для нужд Минобороны России и подведомственных Минобороны России организаций.

Распоряжением от 11 июня 2015года №1089-рс 01.07.2015 года АО «ГУ ЖКХ» определено единственным исполнителем осуществляемых Минобороны России в 2015 -2016 годах закупок работ и услуг, связанных с водоснабжением, транспортировкой и подвозом воды, водоотведением.

Письмом от 23.06.2015 года № 17 АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» обратилось к главе администрации Уссурийского городского округа с заявлением, о наделении АО «ГУ ЖКХ» статусом гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение на территории Уссурийского городского округа.

Учитывая, что уполномоченное лицо не обратилось для заключения договора холодного водоснабжения и водоотведение на обеспечение услуг объектам Министерства Обороны РФ, расположенных на территории Уссурийского городского округа, истец направил оферту собственнику объектов - Министерство Обороны РФ.

06.07.2015 года письмом № 06-15/1873 истец в силу обязанностей по заключению договора, возложенного на него пунктом 35 Правил холодного водоснабжения и водоотведения № 644 от 29.07.2013 года, направил Министерству Обороны Российской Федерации два экземпляра единого типового договора водоснабжения и водоотведения № 1739 от 01.01.2015 года, форма которого утверждена Постановлением Правительства РФ № 645 от 29.07.2013 года.

В соответствии с п. 12 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 644 от 29.07.2013г., абонент в течение 30 дней со дня поступления проекта единого договора водоснабжения и водоотведения обязан подписать оба экземпляра проекта договора и направить 1 экземпляр подписанного договора в адрес организации водопроводно-канализационного хозяйства. В случае если по истечении 30 дней со дня поступления абоненту от организации водопроводно-канализационного хозяйства проектов указанных договоров абонент не представил подписанные договоры либо предложение об изменении представленных проектов договоров в части, не противоречащей положениям Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении». абонентом, настоящих Правил и условиям типовых договоров, утверждаемых Правительством Российской Федерации (в части условий договора, определяемых организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом), такие договоры считаются заключенными на условиях, содержащихся в договорах, представленных организацией водопроводно-канализационного хозяйства.

Министерство Обороны РФ на полученную 22.07.2015 г. оферту в установленный срок не ответило, в связи с чем, по мнению истца, в силу п. 12 Правил № 644 единый договор холодного водоснабжения и водоотведения № 1739 от 01.07.2015 года считается заключенным в предложенной редакции МУП «Уссурийск-Водоканал».

Согласно ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой применяются правила о договоре энергоснабжения.

П. 3 ст. 539 ГК РФ предусмотрено, что к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.

Поскольку объекты Министерства Обороны РФ присоединены к системам водоснабжения и водоотведения истца, с учетом положений ст. 548 ГК РФ, к отношениям, связанным с отпуском (получением) питьевой воды и (или) приемом (сбросом) сточных вод, применяются правила о договоре энергоснабжения.

В силу ч. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии.

В соответствии с п. 28 Правил № 644 абоненты оплачивают полученную холодную воду, отведение сточных вод в объеме потребленной полученной холодной воды, отведенных сточных вод до 10 числа месяца следующего за расчетным месяцем, на основании счетов выставляемых к оплате организацией водопроводно-канализационного хозяйства в срок не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным. Расчетный объем потребления холодной воды, отведенных сточных вод определяется в соответствии с правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод. утверждаемыми Правительством РФ.

Во исполнение условий договора истец в период с 01.07.2015 по 31.01.2016 проводил отпуск объектам МО РФ, расположенным на территории Уссурийского городского округа и поименованные в пункте договора № 1739 от 01.07.2015 года холодной питьевой воды и прием сточных вод от его объектов.

За оказанные услуги водоснабжения и водоотведения за указанный период истец выставил ответчику счета-фактуры, которые до настоящего времени ответчиком не оплачены.

Кроме того, истец ссылается на то, что согласно п. 113 Правил № 644 сточные воды, отводимые в централизованную систему водоотведения не должны содержать загрязняющие вещества, запрещенные к сбросу в централизованную систему водоотведения, установленные в перечне согласно приложению №2.

П. 114, 118 Правил №644 установлено, что состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованные системы водоотведения, предусмотренные в приложении № 3. В случае если сточные воды, принимаемые от абонента (ответчика) в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные микроорганизмы, негативно воздействующие на работу централизованной системы, не отвечают требованиям, установленным пунктами 114. 118 Правил 644. абонент обязан компенсировать истцу расходы, связанные с негативным воздействием на работу централизованной системы водоотведения в порядке и размере, которые установлены Правилами № 644.

В соответствии в п.п. «е» пункта 34 правил 644, истец обязан осуществлять контроль за составом и свойствами принимаемых в централизованную канализационную сеть сточных вод и соблюдением нормативов допустимых сбросов абонентов, а также требований, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.

В силу п.п. «и» п. 35 , п. 111 Правил № 644 ответчик обязан соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем.

Согласно п. 36 «г» Правил № 644, истец вправе взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу этой системы, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных сбросу в централизованные системы водоотведения.

В соответствии с п. 32 договора сведения о нормативах допустимых сбросов и требования к составу и свойствам сточных вод, установлены для абонента (ответчика) в приложении 3 8 договора.

Контроль за соблюдением абонентом установленных нормативов водоотведения осуществляет организация водопроводно-канализационного хозяйства.

П. 2 Правил установлено, что контрольным канализационным колодцем считается колодец, предназначенный для отбора проб сточных вод абонента, определенный в едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения, или последний колодец на канализационной сети абонента ( ответчика) перед ее врезкой в централизованную систему водоотведения.

Согласно п. 119 Правил № 644 абоненты ежеквартально (не позднее 10 числа месяца следующего за отчетным кварталом) предоставляют в организацию, осуществляющую водоотведение, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по формуле, приведенной в п. 123 Правил, в виде документа, составленного согласно приложению № 5 Правил № 644.

В случае непредставления абонентом расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения расчет платы производится организацией, осуществляющей водоотведение, на основании декларации о составе и свойствах сточных вод. В случае непредставления абонентом расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и декларации о составе и свойствах сточных вод расчет платы производится организацией, осуществляющей водоотведение, на основании результатов контрольных проб сточных вод.

В соответствии с Постановлением Главы Уссурийского городского округа Приморского края № 1527 от 19.09.2007г. «Об утверждении правил приема производственных сточных вод в систему канализации и на очистные сооружения г.Уссурийска», п.п. «е» п. 34 Правил № 644 посредством выполнения анализов проб сточных вод сбрасываемых в централизованную систему водоотведения МО РФ, 24.07.2015 года представителями истца с участием представителя АО «Славянка» произведены отборы проб сточных вод.

По результатам лабораторного контроля сточных вод истцом выявлено превышение максимально допустимого значения показателей и концентраций, допущенных к сбросу в централизованную сеть водоотведения оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за июль 2015 года (по железу общему, взвешенным веществам, азоту аммонийному), в связи с чем, истцом ответчику предъявлены к оплате счета-фактуры № АБ8-0001283, № АБ8-0001284; также выявлено превышение предельно допустимой концентрации сброшенных сточных вод установленное постановлением Главы Уссурийского городского округа от 19.09.2007г. № 1527 за август 2015 года, в связи с чем, истцом ответчику направлена счет-фактура № АБ8-0001281.

Указанные счета-фактуры ответчиком до настоящего времени не оплачены.

При таких обстоятельствах, истец ссылается на то, что основанием предъявленных требований является неисполнение ответчиком обязательств по договору № 1739 от 01.07.2015.

Доводы истца о наличии между истцом и ответчиком договорных отношений ошибочны, по следующим основаниям.

В соответствии с Постановлением Администрации Уссурийского городского округа от 13.02.2013 г. № 398, МУП «Уссурийск - Водоканал» определено гарантирующей организацией для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения, с зоной деятельности в границах Уссурийского городского округа.

Распоряжением Правительства от 15.04.2011 г. № 645-р единственным поставщиком услуг по водоснабжению и водоотведению определено ОАО «Славянка».

Во исполнение данного распоряжения, между ОАО «Славянка» и Министерством обороны Российской Федерации заключен государственный контракт от 14.12.2012 г. № 2-ВКХ, со сроком действия до 30.06.2015 г.

В соответствии с требованием Заместителя Министра обороны Российской Федерации генерала армии ФИО6 от 12.05.2014 г., командующим военными округами, в целях предупреждения увеличения расходования бюджетных денежных средств указано на необходимость проведения мероприятий по заключению прямых договоров на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению с гарантирующими поставщиками. Данная задача возложена на территориальные управления эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций военных округов.

Начальником управления эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Восточного военного округа ФИО7 в адрес МУП «Уссурийск-Водоканал» письмом от 02.04.2015 г. № 66/3/1843 направлена заявка на заключение единого договора на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению для нужд Министерства обороны Российской Федерации по объектам расположенным в границах Уссурийского городского округа, в ответ на которое, МУП «Уссурийск - Водоканал» направило в адрес управления округа уведомление о прекращении рассмотрения и возврате заявки.

Письмами № 06-15/1621 от 16.06.2015 г., № 06-15/1855 от 07.07.2015, № 06-15/2073 от 31.07.2015 г., № 2-10/276 от 03.08.2015 г., № 06-15/1939 от 16.07.2015 МУП «Уссурийск-Водоканал» отказывало учреждению в заключении договора.

Одним из оснований отказа МУП «Уссурийск-Водоканал» указывало на тот факт, что АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» определено в качестве единственного исполнителя по оказанию услуг водоснабжения, водоотведения, транспортировке, провозу и отчистке сточных вод для нужд Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 11.06.2015 г. № 1089-р.

Согласно представленной в материалы дела переписке между АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» и главой администрации Уссурийского городского округа, в период действия государственного контракта № 2-ВКХ от 14.12.12 г. с ОАО «Славянка», глава администрации Уссурийского городского округа, как учредитель МУП «Уссурийск-Водоканал», проинформирован о том, что в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.06.2015 г. № 1089-р АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» определено в качестве единственного исполнителя по оказанию услуг водоснабжения, водоотведения, транспортировке, провозу и отчистке сточных вод для нужд Министерства обороны Российской Федерации. МУП «Уссурийск-Водоканал» получило данный документ согласно штампу 27.06.2015 г.

Таким образом, МУП «Уссурийск - Водоканал» до даты прекращения  срока действия  государственного  контракта 2-ВКХ от 14.12.12 (до 30.06.2015 г.) проинформировано о том, какое лицо, является надлежащим представителем Министерства обороны Российской Федерации для целей заключения договоров холодного водоснабжения и водоотведения на период 2015-2016 гг.

При этом, в нарушение Федерального закона «О водоснабжении и водоотведению» от 07.12.2011 № 416-ФЗ и Распоряжения Правительства Российской Федерации от 11.06.2015 г. № 1089-р МУП «Уссурийск-Водоканал» направило оферту в адрес собственника имущества - Министерства обороны Российской Федерации, способствуя росту задолженности за оказанные услуги водоснабжения и водоотведения, и иных издержек.

Таким образом, Министерство обороны Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу.

Заключение договора с МУП «Уссурийск-Водоканал» путем направления открытой оферты в порядке, утверждённом Постановлением Правительства РФ № 644 от 29.07.2013 г., противоречит положениям Федерального закона «О контрактной системе» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ.

В соответствии с положениями ч. 2 ст. 93 Федерального закона "О контрактной системе» №44-03 при осуществлении закупки единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик размещает единой информационной системе извещение об осуществлении такой закупки не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта. При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик обязан уведомить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта контрольный орган в сфере закупок о такой закупке. Уведомление о такой закупке направляется при ее осуществлении для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд соответственно в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, или контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок. К этому уведомлению прилагается копия заключенного государственного контракта с обоснованием его заключения.

Кроме того, не соответствует ч. 4 ст. 34 Федерального закона «О контрактной системе» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ положение пункта 66 единого договора холодного водоснабжения и водоотведения № 1739 от 01.07.2015 г.

Положениями указанной статьи закона установлено, что пени устанавливаются контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от неуплаченной в срок суммы.

В качестве доказательств, подтверждающих наличие задолженности ответчика, истцом в материалы дела представлены акты сверки показаний приборов учета воды, которые составлены комиссионно без представителей ОАО «Славянка». Представитель Министерства Обороны Российской Федерации в составе комиссии участие не принимал.

Данные об уведомлении представителя Министерства обороны Российской Федерации о месте и времени проведения сверки показаний приборов учета в материалы дела в нарушение ст. 65 АПК РФ истцом не представлены.

Из пояснений АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" Обособленное подразделение "Уссурийское" следует, что между Минобороны Российской Федерации и АО «ГУ ЖКХ» заключен государственный контракт № 4-ВКХ от 21.09.2015г. на оказание услуг водоснабжения и водоотведения для нужд Министерства обороны Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.

Согласно п. 11.2 контракта услуги должны быть оказаны в срок с 01 ноября 2015 г. по 31 октября 2016г.

В силу ч. 6 ст. 2 Федерального закона от 07.11.2011г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления поселения, округа, обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

В соответствии с Постановлением администрации Уссурийского городского округа от 13.02.2013г. № 398 МУП «Уссурийск-Водоканал» определено гарантирующей организацией для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения с зоной деятельности в границах Уссурийского городского округа.

В приложении №1.1. к контракту указан перечень адресов точек поставки услуг водоснабжения (военные городки) для нужд Министерства обороны Российской Федерации.

П. 2.3. раздела 2 контракта установлено, что в случае выбора гарантирующей организации и заключении договора холодного водоснабжения и (или) водоотведения между государственным заказчиком (иной организацией или учреждением, подведомственной государственному заказчику) и гарантирующей организацией по объектам водопотребления (водоотведения) исключаются из контракта, а приходящийся на них объем услуг исключается из договорного объема водоснабжения и водоотведения.

При таких обстоятельствах, договор холодного водоснабжения и водоотведения в отношении объектов Минобороны РФ не подлежащих передаче в безвозмездное пользование АО «ГУ ЖКХ» на основании пункта 2.3. раздела 2 контракта на территории Уссурийского городского округа подлежит заключению непосредственно между МУП «Уссурийск-Водоканал» и Минобороны РФ, что подтверждается направленными заявками со стороны Минобороны РФ на заключение договора водоснабжения и водоотведения.

Кроме того, между Министерством обороны РФ и АО «ГУ ЖКХ» заключен государственный контракт №5-ТХ от 21.09.2015 на оказание услуг по поставке тепловой энергии.

В целях выполнения условий государственного контракта №5-ТХ от 21.09.2015 и на основании Приказа директора департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ от 01.10.2015 №2251 в безвозмездное пользование АО «ГУ ЖКХ» переданы теплогенерирующие объекты (котельные), что подтверждается договором о передачи объектов теплового хозяйства в безвозмездное пользование от 08.10.2015.

Таким образом, АО «ГУ ЖКХ» в лице обособленного подразделения «Уссурийское» направило заявку исх. 12.10.2015г., вх. № 1-05/4855 от 20.10.2015г. на заключение договора водоснабжения и водоотведения в отношении объектов, принятых в безвозмездное пользование АО «ГУ ЖКХ», а именно котельных, с 01.11.2015г.

МУП «Уссурийск-Водоканал» до настоящего времени уклоняется от заключения данного договора.

Договор водоснабжения и водоотведения в отношении объектов, принятых в безвозмездное пользование АО «ГУ ЖКХ» подлежит заключению с 01.11.2015г. по 31.10.2016г. (период действия государственного контракта №5-ТХ от 21.09.2015) между АО «ГУ ЖКХ» и МУП «Уссурийск-Водоканал», т.к. переданные объекты используют в своей деятельности (эксплуатации) не Министерство обороны РФ, а АО «ГУ ЖКХ».

Договор водоснабжения и водоотведения на указанные объекты между АО «ГУ ЖКХ» и МУП «Уссурийск-Водоканал» не заключен, в связи с чем, задолженности по оплате услуг водоснабжения АО «ГУ ЖКХ» перед МУП «Уссурийск-Водоканал» не имеется.

Согласно п. 1.1.33. контракта, районный представитель государственного заказчика - территориальные отделы и отделения эксплуатации и контроля за оказанием услуг, отделы эксплуатации, входящие в состав Управления эксплуатации фондов центральных органов военного управления, отделы (отделения) территориальные эксплуатации и контроля за оказанием услуг, управления (филиалы) эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций военных округов их структурные подразделения, Управление эксплуатации фондов центральных органов военного управления, уполномочен представлять интересы Министерства обороны Российской Федерации в порядке, определенном контрактом, на основании доверенности выданной заказчиком, в том числе планировать мероприятия по учету и контролю за качеством и объемами выполняемых работ, осуществлять приемку услуг, подписывать в соответствии с настоящим контрактом акты сдачи-приемки оказанных услуг.

Полномочия районного представителя государственного заказчика осуществляет 496 отделение территориальное (эксплуатации контроля за оказанием услуг).

В соответствии с п. 1.1.34 контракта районный представитель исполнителя -представитель исполнителя, уполномочен формировать, подписывать и скреплять печатью акты сдачи-приёмки оказанных услуг и сводные акты сдачи-приёмки оказанных услуг по формам, установленным контрактом. Полномочия районного представителя исполнителя осуществляет ОП «Уссурийское» АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства».

В силу п. 1.1.22. контракта акт сдачи - приёмки оказанных услуг - документ, установленный приложениями № 2а, 26 к контракту формы, отражающий стоимость и объем услуг водоснабжения, водоотведения, в том числе отведения дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных, дренажных вод), оказываемых в расчетном периоде.

П. 6.14. контракта установлено, что региональный представитель исполнителя оформляет акты сдачи-приемки оказанных услуг в 3 экземплярах, подписывает их, скрепляет печатью не позднее 3 рабочих дней со дня окончания расчетного периода, и представляет районному представителю государственного заказчика в несекретное делопроизводство с сопроводительным документом. При этом региональный представитель исполнителя несет ответственность за объективность, полноту и своевременность представления актов сдачи-приемки оказанных услуг районному представителю государственного заказчика.

Согласно п. 6.20. контракта районный представитель государственного заказчика подписывает все экземпляры акта сдачи-приемки оказанных услуг, скрепляет печатью и 2 экземпляра возвращает региональному представителю исполнителя, один экземпляр оставляет себе.

В соответствии с п. 6.27. контракта региональный представитель исполнителя со дня поступления подписанных актов сдачи-приемки оказанных услуг в течении 1 рабочего дня формирует сводный акт сдачи-приемки оказанных услуг в четырех экземплярах.

В силу п. 6.28. контракта региональный представитель исполнителя подписывает сводные акты сдачи-приемки оказанных услуг, скрепляет печатью и представляет все экземпляры вместе с актами сдачи-приемки оказанных услуг (в одном экземпляре) окружному представителю государственного заказчика. Один подлинный экземпляр акта сдачи-приемки оказанных услуг оставляет себе.

П. 7.3. контракта установлено, что оплата за фактически оказанные услуги осуществляется заказчиком в течении 30 банковских дней после предоставления исполнителем: сводного акта сдачи-приемки оказанных услуг, подписанного в соответствии с разделом 6 контракта, в 4 экземплярах, счета-фактуры по каждому сводному акту сдачи-приемки оказанных услуг, реестра счетов-фактур в случае представления более одного сводного акта сдачи-приемки оказанных услуг, сводного счёта (счета) на сумму, указанную в реестре счетов-фактур, в 1 экземпляре.

ОП «Уссурийское» АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» (региональный представитель исполнителя) направило запрос № 2804 от 11.08.2016 районному представителю государственного заказчика - начальнику 496 отделения территориального (эксплуатации и контроля за оказанием услуг) о подтверждении со стороны районного представителя государственного заказчика, ответственного за прием документов на оплату за оказанные услуги по государственному контракту № 4-ВКХ, факта того, что со стороны ОП «Уссурийское» АО «Главное управление жилищно-коммунального» в адрес государственного заказчика не направлялись акты сдачи - приемки оказанных услуг в рамках действия государственного контракта № 4 ВКХ от 21.09.2015 г., в которых в качестве объекта оказания услуг указаны военные городки, гарантирующим поставщиком услуг холодного водоснабжения и водоотведения, в отношении которых выступало МУП «Уссурийск-Водоканал».

Районный представитель государственного заказчика письмом № 172 от 12.08.2016 г. подтвердил, что за период с ноября по декабрь 2015 г. и январь по июль 2016 г., в адрес «Районного представителя Государственного заказчика» - начальника 496 отделения территориального (эксплуатации и контроля за оказанием услуг) от АО «ГУ ЖКХ» в лице ОП «Уссурийское» не поступали для рассмотрения и подписания акты сдачи-приемки оказанных услуг по контракту по военным городкам, где поставщиком услуг по водоснабжению водоотведению является МУП «Уссурийск-Водоканал».

При таких обстоятельствах, АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» не получает оплату от Министерства обороны РФ в рамках действия государственного контракта №4-ВКХ от 21.09.20015 за услуги водоснабжения и водоотведения в отношении военных городков, где поставщиком услуг по водоснабжению и водоотведению является МУП «Уссурийск-Водоканал».

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, рассмотрение дела откладывалось и истцу предложено определить способ защиты нарушенного права с учетом доводов ответчика и третьих лиц.

Истец настаивает на заявленном предмете и основании иска.

В соответствии со ст. 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований. Истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично. Ответчик вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции признать иск полностью или частично. Стороны могут закончить дело мировым соглашением в порядке, предусмотренном главой 15 настоящего Кодекса.

Арбитражный суд не в праве самостоятельно изменять предмет и основания заявленных требований, в связи с чем, предъявленные требования рассматриваются с учетом предъявленных истцом предмета и основания иска.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, истец не доказал факт наличия договорных отношений с Министерством обороны Российской Федерации, обязательства ответчика по оплате потребленной тепловой энергии.

При этом, факт потребления тепловой энергии в отсутствие договора не оспаривается третьими лицами.

Таким образом, обстоятельствами дела подтверждается факт бездоговорного потребления тепловой энергии, как по жилым помещениям, так и по нежилым помещениям, в связи с чем, истец не лишен права в установленном порядке восстановить нарушенное право, предъявив исковые требования к надлежащему ответчику с учетом назначения помещений (жилые, нежилые).

На основании ст.ст. 309, 310, 395, 425 ГК РФ, и руководствуясь ст.ст. 65, 106, 110, 167-170 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать МУП "Уссурийск-Водоканал" во взыскании с Министерства обороны Российской Федерации 57018274 руб. 10 коп. задолженности, 2070783 руб. 20 коп. неустойки.

Решение может быть обжаловано в сроки и порядке, предусмотренные ст. 181, 257, 259, 273, 276 АПК РФ.

Судья                                                                                           Н.П. Чебурашкина