ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-9352/20-147-73 от 26.11.2002 АС города Москвы

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Москва                                                   Дело № А40-9352/2020-147-73

19 августа   2020 г.

Резолютивная часть решения суда оглашена 12.08.2020 г.

Решение в полном объеме изготовлено 19.08.2020 г.

Председательствующего судьи: Дейна Н.В. 

протокол вел помощник судьи Курлаева Е.А.

Рассматривает в судебном заседании дело по заявлению НИУ «ВШЭ» (адрес 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20, ОГРН: 1027739630401, Дата присвоения ОГРН: 26.11.2002, ИНН: 7714030726)

к Управлению Росреестра по г. Москве (ОГРН 1097746680822, ИНН 7726639745, дата регистрации 03.11.2009, адрес 115191, г. Москва, ул. Б. Тульская, 15),

третье лицо: ТУ Росимущества в г. Москве

о признании незаконным отказа, оформленного уведомлением от 11.10.2019 № 77/003/255/2019-3731, № 77-0-1-71/3128/2019-643

при участии:

от заявителя – Салтыков С.В. (паспорт, диплом, доверенность от 29.12.2018 г.)

от ответчика – Оконников Е.И. (удостоверение, диплом, доверенность от 30.12.2019 г. №Д-35)

от третьего  лица – неявка (уведомлен)

суд

УСТАНОВИЛ:

НИУ «ВШЭ»   обратился в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Управлению Росреестра по г. Москве  о признании незаконным  решения от 11.10.19  № 77/003/255/2019-3731 № 77-0-1-71/3128/2019-643

Заявитель поддержал заявленные требования.

Ответчик против удовлетворения заявленных требований возражал.

Третье лицо в судебное заседание не явилось, извещено судом надлежащим образом.

Выслушав объяснения представителей явившихся в судебное заседание,  исследовав материалы дела, и, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности, арбитражный суд первой инстанции приходит к выводу, что требование заявителя подлежит удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).

Срок для обращения в суд, предусмотренный ч.4 ст.198 АПК РФ, заявителем не пропущен.

Как следует из материалов дела, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (далее - НИУ ВШЭ, Заявитель) обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра, Заинтересованное лицо) с заявлениями о снятии с государственного кадастрового учета и государственной регистрации прекращении права оперативного управления НИУ ВШЭ на объект недвижимости, расположенный по адресу: г. Москва, Покровский бульвар, д.Н, корп.7, кадастровый номер 77:01:0001024:1083 (далее -Объект, Подстанция, ТП).

Уведомлением от 11.07.2019 № 77/003/255/2019-3731, № 77-0-1-71/3128/2019-643 (далее - Уведомление о приостановлении, Уведомление) Управление Росреестра, ссылаясь на пункты 2, 5, 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации недвижимости), приостановило действия по снятию с государственного кадастрового учета и государственной регистрации прекращения права в отношении Объекта.

В Уведомлении о приостановлении Управление Росреестра указало, что:

1)           с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прекращения права обратилось ненадлежащее лицо

2)           представленные электронные образы документов заверены усиленной квалифицированной подписью уполномоченного кадастрового инженера в нарушение требования о том, что электронные образы документов, выданные органом государственной власти и включенные в состав Приложения к акту обследования, должны быть заверены усиленной квалифицированной подписью уполномоченного должностного лица органа;

3)           акт обследования не содержит в своем составе необходимых, установленных действующим законодательством сведении и документов ;

4) НИУ ВШЭ не представлено уведомление о сносе объекта капитального строительства, предусмотренное частью 12 статьи 55.31 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ);

5) в представленных документах отсутствуют все заявления о государственной регистрации прекращения прав на объект недвижимости.

Уведомлением от 11.10.2019 № 77/003/255/2019-3731, № 77-0-1-71/3128/2019-643 Управление Росреестра отказало НИУ ВШЭ в осуществлении государственного кадастрового учета в отношении Объекта в связи с истечением срока приостановления государственной регистрации права и неустранением причин, указанных в Уведомлении о приостановлении.

Не согласившись с указанным отказом, заявитель обратился с настоящим заявлением. 

Удовлетворяя требования заявителя, суд исходил из следующего.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 15 Закона о регистрации недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника здания, сооружения, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.

В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 18 Закона о регистрации недвижимости к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагается документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель).

Объект находится в собственности Российской Федерации и принадлежит НИУ ВШЭ на праве оперативного управления, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (далее - выписка из ЕГРН) .

С заявлениями о снятии с государственного кадастрового учета и государственной регистрации прекращения прав в отношении Объекта обратились: НИУ ВШЭ, в лице уполномоченного представителя по доверенности от 30.01.2019 № 97107808, что подтверждается описями документов, принятых для оказания государственных услуг от 27.06.2019 .

В  целях устранения замечаний, указанных в Уведомлении о приостановлении, собственник Объекта - Территориальное управление Росимущества в городе Москве (далее - ТУ Росимущества в городе Москве), в лице уполномоченного представителя по доверенности от 31.07.2019 № 1692310, что подтверждается описями документов, принятых для оказания государственных услуг от 02.08.2019 .

Согласно описи документов, принятых для оказания государственных услуг от 02.08.2019, заявления ТУ Росимущества в городе Москве рассматривались совместно с соответствующими заявлениями НИУ ВШЭ по делу № 77/003/255/2019-3731, № 77-0-1-71/3128/2019-643.

Таким образом заявитель устранил указанное Управлением Росреестра в Уведомлении о приостановлении замечание.

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 14 Закона о регистрации недвижимости, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно, в том числе в связи прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.

Подпунктом 7 части 2 статьи 14 Закона о регистрации недвижимости установлено, что одним из документов, необходимым для осуществления кадастрового учета объекта недвижимого имущества, является акт обследования, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.

Статьей 23 Закона о регистрации недвижимости и принятым в соответствии с данной статьей приказом Минэкономразвития России от 20.11.2015 № 861 «Об утверждении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке» (далее - Приказ № 861) установлено, что акт обследования подготавливается кадастровым инженером на основании сведений, полученных в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости с учетом сведений Единого государственного реестра недвижимости, а также иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости.

Приказом № 861 не определены конкретные документы, подтверждающие прекращение существования объекта недвижимости; более того, абзацем 2 пункта 3 Требований к подготовке акта обследования, утвержденных Приказом № 861, прямо предусмотрена возможность отсутствия таких документов о сносе в составе акта обследования (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2019 № 09АП-67370/2019 по делу №А40-128387/2019).

Таким образом, из указанных положений Закона о регистрации недвижимости и Приказа № 861 следует, что акт обследования объекта недвижимости сам по себе является документом, подтверждающим произведенный кадастровым инженером осмотр объекта недвижимости и подтверждающим факт прекращения существования такого объекта недвижимости, а отсутствие каких-либо иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости Приказом № 861 допускается и не влечет за собой безусловного признания такого акта обследования не соответствующим закону.

В соответствии с частью 5 статьи 18 Закона о регистрации недвижимости не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона о регистрации недвижимости и требованиям принятых в соответствии с Законом о регистрации недвижимости нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Из материалов дела следует, что НИУ ВШЭ на государственную регистрацию представлялся составленный кадастровым инженером акт обследования от 21.06.2019, в разделе «Заключение кадастрового инженера» которого указано, что ... по результатам визуального осмотра земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001024:1000 подтверждается факт уничтожения Объекта ...

При таких обстоятельствах, представленный НИУ ВШЭ акт обследования соответствовал требованиям Приказа № 861 и у Управления Росреестра не имелось оснований для отказа Заявителю в осуществлении учетно-регистрационных действий.

Вывод Управления Росреестра об отсутствии в составе Акта обследования предусмотренных действующим законодательством документов и сведений является ошибочным, и также не может являться причиной для отказа в снятии с государственного кадастрового учета и государственной регистрации прекращении права на Объект.

В части отказа в осуществлении действий по снятию с государственного кадастрового учета и прекращению права в связи с тем, что электронные документы, выданные органами государственной власти и включенные в состав Приложения к акту обследования, не заверены усиленной квалифицированной подписью уполномоченного должностного лица суд отмечает следующее.

Согласно пункту 13 Требований к Приказу № 861, подлежащий включению в составе Приложения к акту обследования электронный документ, выданный органом государственной власти, органом местного самоуправления, организацией, заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица такого органа государственной власти, органа местного самоуправления, организации.

В Уведомлениях о приостановлении и об отказе Управлением Росреестра не указано какой именно электронный документ, в понятии, установленном Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» не предоставлен НИУ ВШЭ в составе Приложения к акту обследования, в т.ч. в варианте акта, предоставленном на оптическом компакт-диске.

Кроме того, как уже было отмечено, Приказ № 861 допускает составление акта обследования и без приложения каких-либо документов.

Таким образом, указанное Управлением Росреестра основание для отказа в снятии  с государственного кадастрового учета и государственной регистрации приращении права оперативного управления также является необоснованным.

Довод  Управления Росреестра о том, что отсутствие в составе Акта обследования Уведомления о сносе является основанием для отказа в учетно-регистрационных действиях, является ошибочным и не основан на нормах законодательства РФ.

Изменения в ГрК РФ в части направления Уведомления о завершении сноса объекта (далее - Уведомление о сносе) вступили в силу 04.08.2019.

При этом, как следует из представленных Управлению Росреестра Акта о приемке выполненных работ от 30.06.2015 и распоряжения ТУ Росимущества в городе Москве от 05.06.2015 № 569 о списании Объекта, Подстанция фактически снесена в 2015 году, т.е. до вступления в силу требований ГрК РФ о необходимости направления Уведомления о сносе.

На основании вышеизложенного ,  решение Управления Росреестра от 11.10.2019 №77/003/255/2019-3731, №77-0-1-71/3128/2019-643 является недействительным и несоответствующим Закону о регистрации недвижимости, а также нарушает права и интересы НИУ ВШЭ в сфере в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Требования обоснованы и подлежат удовлетворению  в силу ст. 198 АПК РФ.

Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 110, 167, 170, 176, 198, 201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Решение Управления Росреестра  по Москве  от 11.10.19  № 77/003/255/2019-3731 № 77-0-1-71/3128/2019-643 - признать незаконным и отменить.

Обязать Управление Росреестра по Москве произвести регистрацию по представленным  заявлениям  от 05.04.19 № № 77/003/255/2019-3731 № 77-0-1-71/3128/2019-643  и представленным к ним дополнительно документам в установленном законодательством о регистрации порядке и сроки.

Взыскать с Управления Росреестра по Москве в пользу НИУ ВШЭ    3 000 руб. оплаченной госпошлины.

Решение подлежит исполнению после вступления в законную силу  и может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

СУДЬЯН.В. Дейна