ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-93662/2021-145-708 от 22.09.2021 АС города Москвы

именем Российской Федерации

решение

г. Москва                                                                 

Резолютивная часть решения объявлена 22 сентября 2021 г.

Полный текст решения изготовлен 24 сентября 2021 г.

Арбитражный суд в составе:                                                  

Председательствующего судьи М.Т. Кипель

При ведении протокола судебного заседания секретарем с/з И.И. Каменсковой,

Рассмотрев в открытом судебном заседании суда дело по заявлению

Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (107174, <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 23.09.2003, ИНН: <***>)

к Федеральной антимонопольной службе (123001, <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 19.04.2004, ИНН: <***>)

о признании незаконным постановления от 05.04.2021 г. по делу № 17/04/19.5-169/2021,

В судебное заседание явились:

от заявителя: ФИО1 (по дов. от 20.12.2020 г. № ЦДЗС-70/Д паспорт);

от ответчика: ФИО2 (по дов. от 14.05.2021 г. № МШ/38584/21 удост.);

установил:

ОАО "Российские железные дороги" (далее - Заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральной антимонопольной службе о признании незаконным постановления от 05.04.2021 г. по делу № 17/04/19.5-169/2021.

Заявитель поддерживает заявленные требования, ссылается на пропуск антимонопольным органом срока привлечения к административной ответственности.

Ответчик возражает против удовлетворения заявленных требований.

Изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы заявления и отзыва на него, заслушав представителя заявителя и ответчика, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

В соответствии с пунктом 6 статьи 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Из материалов дела усматривается, что Постановлением Федеральной антимонопольной службы от 05.04.2021 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 17/04/19.5-169/2021 открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее - ОАО «РЖД», Заказчик, Заявитель) признано нарушившим часть 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также на ОАО «РЖД» наложен штраф в размере 300 000 рублей.

ОАО "Российские железные дороги" полагает Постановление необоснованным, незаконным и подлежащим отмене.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд руководствуется следующим.

Согласно части 7.2 статьи 19.5 КоАП РФ, за невыполнение в установленный срок законного решения или предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, либо его территориального органа об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц предусмотрена административная ответственность.

Судом установлено, что ОАО «РЖД» проведен открытый аукцион в электронной форме № 8210/ОАЭ-ЦДЗС/19 на право заключения договоров поставки гидравлического оборудования для установки на путь сошедших вагонов (извещение № 31908701843) (далее - Аукцион, Закупка).

В нарушение части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» Заказчиком не исполнено предписание по делу от 29.04.2020 № 223ФЗ-317/20 в установленный срок.

В соответствии с Предписанием Заказчику необходимо отменить протоколы, составленные в ходе проведения Аукциона, Заказчику пересмотреть заявки участников, поданные на участие в Аукционе в соответствии с требованиями Закона о закупках, Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД», утвержденного решением совета директоров ОАО «РЖД» (далее - Положение о закупке).

Так же, при повторном рассмотрении заявок, поданных на участие в Аукционе, Заказчику не учитывать пункт 3.14.5 документации о проведении Аукциона (далее - Документация) в части указания в обязательном порядке модели и наименование производителя, таблицу, указанную в приложении № 1.3 Документации, в части обязательного предоставления сведений о доле товаров, работ, услуг, являющихся инновационными и (или) высокотехнологичными из общего объема предлагаемых товаров, работ, услуг, о доле товаров, произведенных в Российской Федерации, из общего объема закупки, о доле товаров, по которым участник является производителем, из общего объема закупки, пункт 3.6.10 Документации в части установления права Заказчика запросить информацию у участников Аукциона; при подписании договора по результатам Аукциона не учитывать требования пункта 3.16.1 Документации в части требования к участнику закупки о предоставлении информации о всей цепочке собственников, включая бенефициаров, пункта 3.15.6 Документации в части установления ограниченного перечня банков, пункт 3.15.8 Документации в части необходимости согласования банковской гарантии, пункт 3.8.5 Документации в части права Заказчика не заключать договор с единственным допущенным участником Аукциона в соответствии с требованиями Закона о закупках, Положением о закупке.

Вместе с тем, Заказчику предписано продолжить проведение Аукциона с минимального поданного предложения о цене договора, достигнутого в ходе проведения Аукциона, в соответствии с требованиями Закона о закупках. Положения о закупке, Документации,

Срок исполнения Предписания - 27.05.2020.

Вместе с тем, Заказчиком Предписание не исполнено.

Учитывая изложенное, действия юридического лица - ОАО «РЖД», выразившиеся в неисполнении Предписания, нарушают часть 1 статьи 2 Закона о закупках и содержат состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7.2 статьи 19.5 КоАП РФ.

Протокол по настоящему делу об административном правонарушении составлен 25.03.2021 начальником правового отдела Управления контроля размещения государственного заказа Федеральной антимонопольной Службы ФИО3.

На составлении и подписании протокола по делу об административном правонарушении посредством видео-конференц-связи присутствовал представитель ОАО «РЖД» по доверенности от 25.08.2020 № ЦДЗС - 53/Д А.С. ФИО4.

В материалах дела имеются доказательства надлежащего уведомления ОАО «РЖД» о дате, времени и месте составления протокола по настоящему делу, что подтверждается в том числе электронным письмом, направленным на адрес официальной электронной почты ОАО «РЖД» -fax@css.rzd.ru и зарегистрированным телеграфом ЦУТК ЦСС ОАО «РЖД» за номером 1493/ЕАСД, а также почтовым отправлением с идентификатором 12571757337442.

Определением от 25.03.2021 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 02.04.2021.

В материалах дела имеются доказательства надлежащего уведомления ОАО «РЖД» о дате, времени и месте составления протокола по настоящему делу, что подтверждается в том числе электронным письмом, направленным на адрес официальной электронной почты ОАО «РЖД» - fax@css.rzd.ru и зарегистрированным телеграфом ЦУТК ЦСС ОАО «РЖД» за номером 2805/ЕАСД, а также почтовым отправлением с идентификатором 12571757362727.

Определением от 02.04.2021 продлен срок рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении до 05.04.2021, рассмотрение настоящего дела об административном правонарушении назначено на 05.04.2021. В материалах дела имеются доказательства надлежащего уведомления

ОАО «РЖД» о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела, что подтверждается в том числе электронным письмом, направленным на адрес официальной электронной почты ОАО «РЖД» - fax@css.rzd.ru и зарегистрированным телеграфом ЦУТК ЦСС ОАО «РЖД» за номером 201 /ЕАСД.

Представителем ОАО «РЖД» по доверенности от 25.08.2020 № ЦДЗС - 53/Д ФИО4 заявлено ходатайство о прекращении производства по делу об административном правонарушении № 17/04/19.5-169/2021 в связи с отсутствием события и состава правонарушения.

Должностное лицо ФАС России, рассмотрев вышеуказанное ходатайство и изучив материалы дела, приходит к выводу о том, что факт наличия правонарушения подтверждается материалами дела, прекращение настоящего административного производства не представляется возможным, ввиду отсутствия оснований, закрытый перечень которых содержится в статье 24.5 КоАП.

Ходатайств препятствующих рассмотрению настоящего дела об административном правонарушении ОАО «РЖД» не заявлено.

Рассмотрение настоящего дела об административном правонарушении состоялось 05.04.2021 посредством видео-конференц-связи в присутствии представителя ОАО «РЖД» по доверенности от 25.08.2020 № ЦДЗС — 53/Д ФИО4.

В ходе рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение настоящего дела об административном правонарушении, пришло к выводу о наличии в действиях ОАО «РЖД» нарушения положений Закона о закупках.

Тем самым, ОАО «РЖД» совершено административное правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7.2 статьи 19.5 КоАП.

Таким образом, вина Заказчика, привлекаемого к административной ответственности, состоит в том, что Заказчиком не исполнено Предписание в установленный срок.

Объективные обстоятельства, делающие невозможным исполнение установленных Законом о закупках требований, при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении не установлены.

Вина организации, привлекаемой к административной ответственности, в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7.2 статьи 19.5 КоАП, доказана и подтверждается материалами настоящего дела об административном правонарушении.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

Согласно статье 36 Закона о защите конкуренции коммерческие организации обязаны исполнять решения и предписания антимонопольного органа в установленный такими решениями и предписаниями срок.

На основании Решения, ОАО «РЖД» выдано обязательное для исполнения Предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, согласно которому ОАО «РЖД» предписано отменить протоколы, составленные в ходе проведения Закупки, уведомить участников Закупки об отмене таких протоколов, назначить новую дату рассмотрения заявок поданных на участие в Закупке, назначить новую дату проведения торгов и подведения итогов Закупки, уведомить участников Закупки о новой дате рассмотрения заявок, дате проведения торгов и дате подведения итогов Закупки, осуществить повторное рассмотрение первых и вторых частей заявок, поданных на участие в Закупке, в соответствии с требованиями Закона о закупках, Положение о закупках с учетом Решения.

Должностным лицом ФАС России, уполномоченным на рассмотрение настоящего дела, установлено, что ОАО «РЖД» 28.05.2020 подано заявление в Арбитражный суд города Москвы о признании Решения и Предписания недействительными.

Вместе с тем, согласно решению Арбитражного суда города Москвы от 20.11.2020 № А40-88351/20-79-640 ОАО «РЖД» отказано в удовлетворении заявленных требований, Решение и Предписание ФАС России от 29.04.2020 по делу №223ФЗ-317/20 признаны судом законными полностью. Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2021 данное решение оставлено без изменений.

С учетом чего, довод заявителя о том, что предписание по делу №223ФЗ-317/20 не выдавалась обществу, судом отклоняется.

Решение антимонопольного органа является итогом процедуры административного контроля.

Неисполнение же решения антимонопольного органа лишает обращение с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла.

Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок.

По смыслу приведенных норм предписание выдается антимонопольным органом в целях устранения (прекращения) выявленных им нарушений законодательства о закупках, на основании и во исполнение решения антимонопольного органа.

Следовательно, выдача предписания со стороны комиссии административного органа является реакцией контрольного органа на выявленные нарушения и направлена, прежде всего, на восстановление режима законности при проведении закупочных процедур.

При этом целью предписания, которое выдается заказчику, является устранение заказчиком нарушений, повлекших нарушение прав и законных интересов участников закупочной процедуры.

Вместе с тем, такая форма контроля является эффективной мерой государственного воздействия, не влечет за собой издержек, которые могли бы привести к потере экономического смысла для участников в результате чрезмерной длительности контрольных процедур с точки зрения заключения и исполнения на момент принятия мер воздействия договоров, являющихся предметом и целью оспариваемых торгов.

Между тем, предписание об устранении выявленных нарушений направлено не только на восстановление прав и законных интересов участника закупки, но и на проведение закупочной процедуры в строгом соответствии с требованиями Закона о закупках.

То обстоятельство, что после исполнения предписания Закупка должна была проводиться в полном соответствии с требованиями законодательства о закупках, не нарушает прав и законных интересов Заказчика или третьих лиц, поскольку участие в закупке иных участников само по себе не нарушает прав иных участников закупки.

Кроме того, исполнение ненормативных актов контролирующего органа не лишает заказчика права обжаловать их в судебном порядке.

Вместе с тем, положения части 2 статьи 52 Закона о защите конкуренции не распространяются на случаи выдачи предписаний при нарушении процедуры проведения торгов, которые рассматриваются в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, у ОАО «РЖД» отсутствовали правовые основания для неисполнения предписания антимонопольного органа.

Таким образом, действия ОАО «РЖД», выразившиеся в неисполнении Предписания и, как следствие, несоблюдении требований Закона о защите конкуренции, нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

На основании вышеизложенного, должностное лицо ФАС России приходит к выводу, что Решение ФАС России по делу № 223ФЗ-317/20 является законным, обоснованным, принятым в полном соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в части выводов о неправомерности отказа в допуске к участию в Закупке.

Вместе с тем, неисполнение ОАО «РЖД» Предписания нарушило права участников Аукциона № 3 - 5, заявки которых были неправомерно отклонены, на участие в Аукционе, в связи с заключением договоров с иными участниками Аукциона.

Обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного организацией, привлекаемой к административной ответственности, административного правонарушения, не выявлено.

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность, не установлены.

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность, не установлены.

Таким образом, в действиях ОАО «РЖД», выразившихся в неисполнении Предписания, содержится состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7.2 статьи 19.5 КоАП.

Согласно части 7.2 статьи 19.5 КоАП совершение указанного административного правонарушения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Административное наказание назначено в пределах санкции, определённой частью 7.2 статьи 19.5 КоАП. Кроме того, при назначении административного наказания к ОАО «РЖД» применен минимальный размер штрафа, предусмотренный за данное административное правонарушение.

ОАО «РЖД» привлечено к административной ответственности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Оспариваемое Постановление вынесено ФАС России с соблюдением процессуальных и материальных норм права.

Нарушение пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в действиях ОАО «РЖД» выявлено в рамках законодательно установленных полномочий ФАС России.

Суд отмечает, что обстоятельства наличия вины устанавливаются на основании Кодекса об административных правонарушениях уполномоченным должностным лицом в рамках самостоятельного административного производства.

Кроме того, доводы Заявителя о том, что ФАС России были допущены процессуальные нарушения при составлении протокола по делу и при рассмотрении дела с использованием систем видео-конференц-связи опровергаются материалами дела об административном правонарушении № 17/04/19.5-169/2021.

Заявитель был надлежащим образом извещен о дате и времени составления протокола; о дате и времени рассмотрения дела об административном правонарушении. При составлении протокола посредством видео-конференц-связи и при рассмотрении дела об административном правонарушении посредством видео-конференц-связи присутствовал представитель ОАО «РЖД», что подтверждается материалами дела об административном правонарушении, соответственно ОАО «РЖД» имело возможность реализовать свои процессуальные права в полной мере и не было ограничено в реализации своих прав в виду того, что рассмотрение дела было осуществлено посредством видео-конференц-связи. ОАО «РЖД» не заявляло ходатайств об отложении дела и о рассмотрении дела в очном порядке.

Все процессуальные документы, в том числе Определение о возбуждении дела, Протокол по делу, Определение о назначении времени и места рассмотрения дела, Постановление о наложении штрафа направлялись Заявителю надлежащим образом по месту его регистрации, помимо направлению процессуальных документов по электронной почте. Подтверждающие документы имеются в материалах дела.

Довод заявителя о том, что законному представителю общества не были разъяснены права и обязанности прямо опровергается представленными по делу доказательствами (лист разъяснения прав лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении).

Доводы Заявителя направлен на изыскание всех возможных способов избегания административной ответственности за совершенное правонарушение.

Таким образом, постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 17/04/19.5-169/2021 от 05.04.2021, вынесенное в отношении ОАО «РЖД», является законным.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление и порядок его принятия соответствуют закону.

При указанных обстоятельствах требования заявителя не подлежат удовлетворению.

Судом, в рамках рассмотрения настоящего дела, рассмотрены все доводы заявителя, однако они не могут служить основанием для удовлетворения заявления и, по мнению суда, направлены на уклонение от административной ответственности.

Руководствуясь ст. ст. 4, 8, 65, 71, 176, 207, 210, 211 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Отказать в удовлетворении требований Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней с момента принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                    М.Т. Кипель