ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-95617/18-92-1385 от 18.09.2018 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Москва

08 октября 2018 года

Дело №

А40-95617/18-92-1385

Резолютивная часть решения объявлена 18 сентября 2018 года

Решения в полном объеме изготовлен 08 октября 2018 года

Арбитражный суд в составе судьи Уточкина И.Н.

При ведении протокола судебного заседания секретарем Сигидовой В.М.

Рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению АО «Якутскгеофизика»

к 1) ФБУ «Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых», 2) Федеральное агентство по недропользованию

третье лицо: ООО «СюльдюкарНефтеГаз»

о признании незаконным экспертное заключение №852-17 оп от 30.11.2017 на оперативный подсчет запасов нефти и растворенного газа по Сюльдюкарскому месторождению, расположенному в Республике Саха (Якутия), утвержденное Протоколом Федерального агентства по недропользованию №03-18/1268-пр от 26.12.2017

при участии:

от заявителя: неявка, извещено;

от ответчиков: 1) ФИО1, паспорт, доверенность от 16.05.2018г. № 28 , 2) ФИО2 (паспорт, доверенность от 05.04.2018 г. № ЕК-01-32/4705

от третьего лица: ФИО3 (паспорт, доверенность от 07.12.2016 г. №СНГ2016/12-28

УСТАНОВИЛ:

АО «Якутскгеофизика» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к ФБУ «Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых», Федеральному агентству по недропользованию о признании незаконным экспертного заключения №852-17 оп от 30.11.2017 на оперативный подсчет запасов нефти и растворенного газа по Сюльдюкарскому месторождению, расположенному в Республике Саха (Якутия), утвержденное Протоколом Федерального агентства по недропользованию №03-18/1268-пр от 26.12.2017

Представитель заявителя требования поддержал.

Представители ответчиков требования не признали по основаниям, изложенным в отзыве.

Представитель третьего лица требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, арбитражный суд признал заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Кодекса, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Как следует из материалов дела, Экспертным заключением №852-17 оп от 30.11.2017 на оперативный подсчет запасов нефти и растворенного газа по Сюльдюкарскому месторождению, расположенному в Республике Саха (Якутия), Лицензия ЯКУ 15612 HP от 17.09.2013, экспертная комиссия Федерального бюджетного учреждения «Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых» (далее - ФБУ «ГКЗ») сочла обоснованными и приняла для подсчета запасов под счетные параметры по залежи пласта Тлб1-II нижнетолбачанской подсвиты нижнего кембрия (Gitbi) Сюльдюкарского месторождения, рекомендовав Федеральному агентству по недропользованию к утверждению запасы нефти и растворенного газа по залежам Сюльдюкарского месторождения (далее - Заключение ФБУ «ГКЗ» № 852-17 оп, Приложение 3).

Протоколом №03-18/1268-пр от 26.12.2017 Федеральное агентство по недропользованию (далее - Роснедра) утвердило результаты государственной экспертизы по Нижнетолбачанской залежи Сюльдюкарского месторождения, изложенные в Заключении ФБУ «ГКЗ» № 852-17 оп (Приложение 4).

АО «Якутскгеофизика» (далее - Общество) полагает Заключение ФБУ «ГКЗ» №852-17, утвержденное Роснедра, незаконным, в связи с чем обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с указанным заявлением.

Отказывая в удовлетворении требований Заявителя, суд согласился с позицией Ответчиков, при этом исходил из следующего.

Суд установил, что указанным Экспертным заключением утверждены запасы углеводородного сырья в границах Южно-Сюльдюкарского участка недр, право пользования которым предоставлено ООО «СюльдюкарНефтеГаз» (далее - «владелец лицензии») в соответствии с лицензией на пользование недрами ЯКУ 15612 HP.

Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон РФ «О недрах») предоставление недр в пользование оформляется    специальным    государственным    разрешением    в    виде    лицензии,удостоверяющей право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

В соответствии с ч. 8 ст. 9 Закона РФ «О недрах» права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.

Согласно ч. 1 ст. 29 Закона РФ «О недрах» в целях создания условий для рационального комплексного использования недр, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование, запасы полезных ископаемых разведанных месторождений подлежат государственной экспертизе.

В соответствии с ч. 3, 4 указанной статьи заключение государственной экспертизы о промышленной значимости разведанных запасов полезных ископаемых является основанием для их постановки на государственный учет. Государственная экспертиза может проводиться на любой стадии геологического изучения месторождения при условии, если представляемые на государственную экспертизу геологические материалы позволяют дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых, их народнохозяйственного значения, горнотехнических, гидрогеологических, экологических и других условий их добычи.

При этом согласно ч. 5 ст. 29 Закона РФ «О недрах» государственная экспертиза запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется за счет пользователей недр.

В соответствии с пп. «а», «в» п. 8 Положения о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, размере и порядке взимания платы за ее проведение, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2005 № 69 (далее - Положение), материалы по подсчету запасов полезных ископаемых всех вовлекаемых в освоение и разрабатываемых месторождений вне зависимости от вида, количества, качества и направления использования полезных ископаемых и материалы по оперативному изменению состояния запасов полезных ископаемых по результатам геолого-разведочных работ и переоценки этих запасов являются объектом государственной экспертизы.

Проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр до 15.05.2018 осуществлялось в порядке, предусмотренном Административным регламентом предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по проведению государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, утвержденным приказом Минприроды России от 25.01.2013 № 27 (далее - Административный регламент).

Так, в соответствии с п. 19 Административного регламента организацию проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляют Роснедра и его территориальные органы.

При этом в соответствии с п. 4 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации   от   17.06.2004  №   293,   Федеральное   агентство   по   недропользованию осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы или подведомственные организации.

В соответствии с п. 11 Положения и п. 21 Административного регламента проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется Федеральным бюджетным учреждением «Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых» (далее - ФБУ «ГКЗ»).

В соответствии с п. 2 Административного регламента государственная услуга по проведению государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр предоставляется владельцам лицензии на пользование недрами и (или) исполнителям работ по государственному контракту на выполнение работ по геологическому изучению недр.

Согласно п. 10 Положения и п. 29 Административного регламента заявление о проведении государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр подается заявителем лично либо почтовым отправлением в адрес Роснедра.

Из содержания п. 71 Административного регламента следует, что должностное лицо Роснедр направляет все представленные заявителем документы в ФБУ «ГКЗ» для проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр.

Согласно п. 74 Административного регламента с целью проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр ФБУ «ГКЗ» создает экспертную комиссию. Результаты государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр излагаются в заключении, которое подписывается членами экспертной комиссии.

В соответствии с п. 78 Административного регламента заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр в течение 1 дня с даты подписания направляются в Роснедра или его соответствующий территориальный орган.

В свою очередь согласно п. 81 Административного регламента руководитель Роснедр, территориального органа Роснедр либо иное уполномоченное должностное лицо Роснедр, территориального органа Роснедр утверждает заключение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр не позднее 5 дней с даты подписания заключений государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр.

При этом следует отметить, что действовавшее на момент формирования оспариваемого заключения законодательство не предусматривало возможность неутверждения Роснедрами заключения государственной экспертизы запасов.

Протокол Роснедр или территориального органа Роснедр оформляется в трех экземплярах, один подлежит направлению заявителю, второй подлежит передаче на хранение в федеральный фонд геологической информации, третий экземпляр подлежит передаче на хранение в Роснедра или соответственно в его территориальный орган.

В рассматриваемом случае ООО «СюльдюкарНефтеГаз» является владельцем лицензии на пользование недрами ЯКУ 15612 HP с целевым назначением и видами работ геологическое изучение, разведка и добыча углеводородного сырья в пределах Южно-Сюльдюкарского участка на территории Мирнинского района Республики Саха (Якутия). Дата окончания действия лицензии - 12.02.2038.

Отчет «Оперативный подсчет начальных геологических и извлекаемых запасов УВ по результатам поискового бурения 2016 г. на Южно-Сюльдюкарском лицензионном участке», подготовленный ООО «СюльдюкарНефтеГаз» (далее - Отчет), был предметом рассмотрения экспертной комиссии ФБУ «ГКЗ».

Согласно экспертному заключению от 30.11.2017 № 852-17оп экспертная комиссия по результатам обсуждения приняла решение рекомендовать:

Федеральному агентству по недропользованию утвердить начальные, текущие геологические и текущие технологически извлекаемые запасы нефти и растворенного газа по залежи Сюльдюкарского месторождения;

ООО «СюльдюкарНефтеГаз» отразить состояние запасов углеводородного сырья в отчетной форме за 2017;

ФГБУ «Росгеолфонд» поставить на государственный учет новое Сюльдюкарское нефтяное месторождение и запасы нефти и растворенного газа по состоянию на 01.01.2018.

Экспертное заключение от 30.11.2017 № 852-17оп на оперативный подсчет запасов нефти и растворенного газа по Сюльдикарскому месторождению, расположенному в Республики Саха (Якутия), утверждено решением Федерального агентства по недропользованию, оформленным протоколом совещания при начальнике Управления геологии нефти и газа, подземных вод и сооружений от 26.12.2017 № 03-18/1268-пр.

Сведения о результатах экспертизы были в установленном порядке направлены в адрес пользователя недр.

Кроме того, согласно п. 34 Административного регламента основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является направление заявителем заявления и представляемых документов с нарушением требований п.п. 28, 29 Административного регламента (несоблюдение требований к содержанию заявления и комплектности). Вместе с тем в рассматриваемом случае указанные основания для отказа в предоставлении государственной услуги отсутствуют, поскольку материалы были представлены пользователем недр в полном объеме с соблюдением установленных требований.

В связи с этим при проведении экспертизы Отчета и утверждении экспертного заключения требования действующего законодательства были соблюдены в полном объёме, какие-либо нарушения порядка проведения экспертизы запасов полезных ископаемых Роснедрами и ФБУ «ГКЗ» допущены не были.

В соответствии с п. 2 Административного регламента государственная услуга по проведению государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр предоставляется владельцам лицензии на пользование недрами и (или) исполнителям работ по государственному контракту на выполнение работ по геологическому изучению недр.

Владельцем лицензии на пользование недрами ЯКУ 15612 HP с целевым назначением и видами работ геологическое изучение, разведка и добыча углеводородного сырья является ООО «СюльдюкарНефтеГаз». Общество обратилось в ФБУ «ГКЗ» с целью проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых в соответствии с положениями Административного регламента.

При этом, как следует из материалов дела и указано в тексте заявления, между АО «Якутскгеофизика» и ООО «СюльдюкарНефтеГаз» был заключен договор от    20.12.2013     №     СНГ-2013/12-1     на     выполнение     работ     по     объекту

ООО «СюльдюкарНефтеГаз»: «Сейсморазведочные работы MOrT-2D в Мирнинском районе Республики Саха (Якутия) (Южно-Сюльдюкарский лицензионный участок)», а также обработка и интерпретация полученных материалов в полевой сезон 2013-2015».

Суд отмечает, что АО «Якутскгеофизика не является владельцем лицензии и не выступает стороной в правоотношениях по предоставлению государственной услуги по проведению государственной экспертизы запасов.

Оспариваемый акт не порождает для Заявителя каких-либо правовых последствий, в связи с чем какое-либо нарушение прав и законных интересов Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности отсутствует.

При этом в соответствии с п. 6 (1) Положения заключения государственной экспертизы, утвержденные Федеральным агентством по недропользованию, могут быть обжалованы в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Вместе с тем, правом на обжалование обладают только лица, чьи права и законные интересы могут быть прямо нарушены результатами государственной экспертизы, то есть пользователи недр.

Расширительное толкование и соответствующее применение данного пункта повлечет возможность обращения в суд с требованиями об обжаловании результатов государственной экспертизы запасов неопределенного круга лиц, что в бюджетообразующей отрасли может иметь самые негативные последствия в виде невозможности планирования лицензирования пользования недрами, осуществления контроля со стороны государства за проведением работ, связанных с недропользованием, формирования бюджета на будущие периоды и иные.

Требования к составу и правилам оформления представляемых на государственную экспертизу материалов по подсчёту запасов нефти и горючих газов утверждены приказом Минприроды от 28.12.2015 №564 (далее - Требования).

В соответствии с п. 4 Требований материалы по подсчёту геологических запасов нефти и горючих газов представляются на государственную экспертизу заявителем в виде отчёта, состоящего из текстовой части и текстовых, табличных, графических приложений и тома первичной документации.

В рассматриваемом случае отчёт по своей структуре и внутреннему содержанию полностью соответствует п. 5 Требований и включает в себя:

список авторов - в представленном отчёте имеется раздел (стр. 2), содержащий информацию об исполнителях отчёта. Список исполнителей соответствует п. 7 Требований;

содержание отчета - информация о содержании отчёта, указанная на стр. 8-9 отчёта, соответствует и. 8 Требований;

введение - введение, содержащееся в отчёте (стр. 16), соответствует п. 9 Требований;

общие сведения о районе работ и месторождении полезных ископаемых -представленный отчёт включает в себя раздел, содержащий информацию об общих сведениях о месторождении (стр. 18). Данный раздел соответствует п. 10 Требований;

сведения о геологическом строении района и месторождения полезных ископаемых - представленный отчёт включает в себя раздел, содержащий информацию о геологическом строении месторождения (стр. 22). Раздел отчёта «Геологическое строение месторождения» соответствует п. 11 Требований;

сведения о геологоразведочных работах - представленный отчёт включает в себя раздел, содержащий информацию о геологоразведочных работах (стр. 40). Раздел отчёта «Геологоразведочные работы» соответствует п. 12 Требований;

сведения об использовании данных сейсморазведки для подсчета запасов -представленный отчёт содержит раздел 3.2 «Обработка и интерпретация данных сейсморазведки» (стр. 52), соответствующий п. 13 Требований;

сведения о геофизических исследованиях скважин, методика и результаты интерпретации полученных данных - сведения данного характера, содержащиеся в отчёте, соответствуют п. 14 Требований;

сведения о нефтегазоносности месторождения - раздел 2.3 Отчёта (стр. 34), содержащий информацию о нефтегазоносности месторождения, соответствует п. 15 Требований;

сведения о гидрогеологических и геокриологических условиях - в разделе 1 (стр. 20) отражены криологические условия, в которых расположен Южно-Сюльдюкарский участок. Отраженные сведения соответствуют п. 16 Требований;

физико-литологическая характеристика коллекторов продуктивных пластов и покрышек по результатам исследования керна - раздел 4.1.1 отчёта, содержащий сведения об отборе и исследованиях керна, соответствует п. 17 Требований;

сведения о составе и свойствах нефти, газа и конденсата, оценка промышленного значения их попутных полезных компонентов - сведения о составе и свойствах нефти, отраженные в разделе 5.2.6 (стр. 126) соответствуют п. 18 Требований;

сведения о разработке месторождения - отчёт содержит сведения о разработке месторождения (стр. 90), которые соответствуют п. 19;

обоснование подсчетных параметров и подсчет запасов нефти, газа и содержащихся в них попутных полезных компонентов - разделы 5.2 «Обоснование принятых величин подсчетных параметров» (стр. 121) и 5.3 «Обоснование категорийности и подсчет запасов нефти и растворенного газа» (стр. 123) отчёта соответствуют п. 20 Требований;

обоснование коэффициентов извлечения нефти (КИН), коэффициентов извлечения конденсата (КИК) и коэффициентов извлечения газа (КИГ) по месторождениям, находящимся в разведке - информация, указанная в разделе 5 предоставленного отчёта (стр. 120) «Обоснование подсчетных параметров и подсчет запасов нефти и растворенного газа», соответствует требованиям, изложенным в п. 21 Требований;

информация о построении трехмерной геологической модели - в разделе 3.2.2 отчёта (стр. 77) содержится информация о трехмерной цифровой толстослоистой модели строения лицензионного участка;

сопоставление подсчитанных запасов полезных ископаемых с числящимися на государственном балансе запасов полезных ископаемых и с ранее утвержденными - в представленном отчёте отсутствует информация данного характера ввиду невозможности её предоставления, т.к. запасы ранее не были утверждены;

информация о мероприятиях по охране недр и окружающей среды - раздел 1.2 «Природно-климатические условия района и месторождения» (стр. 18) отчёта соответствует п. 24 Требований;

обоснование подготовленности месторождения (залежи) для промышленного освоения - информация, содержащаяся в отчёте применительно к обоснованию подготовленности месторождения для промышленного освоения, соответствует п. 25 Требований;

анализ качества и эффективности геологоразведочных работ - информация, содержащаяся в разделе 3 «Геологоразведочные работы» отчёта (стр. 40) применительно к анализу качества и эффективности геологоразведочных работ, соответствует требованиям, указанным в п. 26 Требований;

сведения о параметрах, влияющих на вязкость, проницаемость и стратиграфическую принадлежность - разделы 2.1 (стр. 22) и 4.6 (стр. 115) отчёта соответствуют п. 26 Требований;

заключение - представленный отчёт содержит заключение (стр. 126), соответствующее п. 28 Требований;

список использованных материалов - представленный отчёт содержит список
использованных источников (стр. 128), соответствующий п. 29 Требований.

Разделы 16, 18, 19 Требований не представляются при государственной экспертизе материалов по оперативному изменению состояния запасов полезных ископаемых. Вместе с тем, информация по данным разделам отражена в отчёте, что свидетельствует о полноте представленных материалов.

Следует отметить, что ООО «Сюльдюкарнефтегаз» соблюдены требования п. 31 Требований в части правил оформления представляемых на государственную экспертизу материалов по подсчету запасов.

Материалы по подсчёту запасов представлены в виде отчёта, оформленного в виде отдельных томов: текстовые приложения; графические приложения; табличные приложения; первичная документация.

Вышеуказанные приложения полностью соответствуют нормам разд. 3 Требований.

Таким образом, состав и оформление предоставленного на государственную экспертизу отчёта «Оперативный подсчёт начальных геологических и извлекаемых запасов УВ по результатам поискового бурения 2016 г. на Южно-Сюльдюкарском ЛУ» в полном объёме соответствуют Требованиям к составу и правилам оформления представляемых на государственную экспертизу запасов нефти и горючих газов, утвержденных приказом Минприроды России от 28.12.2015 № 564.

В свою очередь, к заявлению помимо рассмотренного отчета были приложены также заявление о проведении государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, копия лицензии на пользование недрами со всеми приложениями, а также информация о рассмотрении отчета с подсчетом запасов полезных ископаемых пользователем недр.

Поскольку в соответствии с п. 34 Административного регламента предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по проведению государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, утвержденного приказом Минприроды России от 25.01.2013 № 27 (далее -Административный регламент), основании для отказа в предоставлении государственной услуги по проведению государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр отсутствовали.

Помимо работ, выполненных заявителем в рамках Южно-Сюльдюкарского участка, геологические исследования на данной территории проводились с 1950-х гг. В 1953 и 1956 гг. и на территории лицензионного участка была проведена аэромагнитная съёмка масштаба 1:200 000, а в 1955 г. масштаба 1:10 000.

Вся площадь лицензионного участка покрыта гравиметрической съёмкой масштаба 1:1 000 000 и 1:200 000. Кроме того, на площади участка недр проводились электроразведочные исследования.

Сейсморазведочные работы непосредственно на территории лицензионного участка были начаты в 1975 г. В 1977-1978 гг. были выполнены поисково-рекогносцировочные работы МОГТ на северо-западном крыле Непско-Ботуобинской антеклизы. В 1978-1979 гг. были проведены сейсморазведочные работы МОГТ с целью уточнения строения северной части Среднеботуобинского месторождения.

В полевом сезоне 1979-1980 гг. на площади лицензионного участка и близлежащей территории выполняли поисково-рекогносцировочные и поисковые работы две сейсморазведочные партии.

В 2005-2007 гг. в соответствии с государственным контрактом на выполнение работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы за счёт средств федерального бюджета выполнены сейсморазведочные работы МОГТ-60 на Западно-Ботуобинском объекте, расположенном на сопредельной с запада территории. В результате работ уточнено геологическое строение площади по отражающим горизонтам II и КВ. Выделена перспективная Улаханская зона, в пределах которой выявлены намеченные ранее ловушки неантиклинального типа (Эселяхская, Билирская, Джункунская, Юлелирская).

В 2007-2010 гг. сейсморазведочные работы проводились Вилюйской с/п №2/2007-2009. В результате выполненных сейсморазведочных исследований уточнён структурный план сейсмических горизонтов KB, II площади исследований в зоне распространения ботуобинского, юряхского, Преображенского, осинского продуктивных горизонтов.

До оперативного подсчета запасов на площади лицензионного участка пробурены три скважины (Сюльдюкарская 1, Южно-Сюльдюкарская-1, Южно-Сюльдюкарская-2). По результатам глубокого бурения был изучен разрез осадочного чехла и оценены перспективы его нефтегазоносности.

Подсчет запасов Южно-Сюльдюкарского месторождения был выполнен на основании совокупности геолого-разведочных работ и результатам бурения поисково-оценочных скважин (что отражено в названии представленного на государственную экспертизу запасов отчета).

Согласно ч. 1 ст. 29 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» в целях создания условий для рационального комплексного использования недр, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование, запасы полезных ископаемых разведанных месторождений подлежат государственной экспертизе.

В соответствии с пп. «а», «в» п. 8 Положения о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, размере и порядке взимания платы за ее проведение, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2005 № 69 (далее - Положение), материалы по подсчету запасов полезных ископаемых всех вовлекаемых в освоение и разрабатываемых месторождений вне зависимости от вида, количества, качества и направления использования полезных ископаемых и материалы по оперативному изменению состояния запасов полезных ископаемых по результатам геолого-разведочных работ и переоценки этих запасов являются объектом государственной экспертизы.

В соответствии с указанными актами полномочие по проведению государственной экспертизы запасов полезных ископаемых возложено исключительно на Федеральное бюджетное учреждение «Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых» (далее - ФБУ «ГКЗ»).

При этом законодательством не установлена возможность проведения экспертизы запасов иными лицами и органами, равно как и переоценка ими выводов экспертной комиссии.

В частности, в соответствии с п. 13 Положения, п. 74 Административного регламента экспертами, из которых формируется состав экспертной комиссии, могут быть специалисты, имеющие высшее образование по специальностям «геология», «прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия», «экономика и управление» и стаж работы по указанным специальностям не менее 3 лет. Указанное подтверждает высокую квалификацию членов комиссии, а также объективность, соответствие фактическим материалам её выводов.

Напротив, установление возможности проведения экспертизы отчета по результатам проведения геологоразведочных работ иными лицами невозможно в рамках действующего правового регулирования с превалирующей ролью государства в отношениях, связанных с пользованием недрами. Проведения экспертизы запасов широким кругом субъектов нивелирует значение государственной экспертизы, поставит под вопрос её независимость и объективность, что недопустимо в крайне значимой и бюджетообразующей отрасли.

Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая исключительность и особенность сферы действия комиссии, оценка Заявителем выводов комиссии ФБУ «ГКЗ», в том числе отраженных в экспертном заключении, не имеет правового значения для рассмотрения дела.

Учитывая, что Роснедра и ФБУ «ГКЗ» в своей деятельности руководствуются законодательством, а также соответствующими актами Правительства Российской Федерации, противоречие закону и иным нормативным актам действий Федерального агентства по недропользованию, ФБУ «ГКЗ» равно как и нарушение прав и законных интересов АО «Якутскгеофизика» отсутствует.

Учитывая изложенное, доводы Заявителя направлены на переоценку выводов комиссии, при этом судебные акты арбитражных судов, в силу норм ст. 2 АПК РФ о задачах судопроизводства, не могут подменять собой решения органов государственной власти по вопросам, отнесенным к их компетенции, тем более в случаях, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений. Данный вывод подтверждается сложившейся судебной практикой, в частности, судебными актами по делу № А40-76705/13, определением Верховного Суда РФ от 29.09.2016 №А55-9811/2015, определением Верховного Суда РФ от 19.10.2015 по делу № А73-15292/2014, определением Верховного Суда РФ от 11.11.2014 по делу № А65-22472/2013.

Учитывая вышеизложенное, основания для удовлетворения заявления АО «Якутскгеофизика», предусмотренные ч. 2 ст. 201 АПК РФ,  судом не установлены.

Заявителем не представлено согласно части 1 статьи 198 АПК РФ обоснований, каким образом оспариваемый Приказ нарушает его права или незаконно возлагает обязанности.

Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

На основании ст. ст. 8, 12, 13 Гражданского кодекса РФ, руководствуясь ст. ст. 4, 64, 65, 71, 75, 159, 167 - 170, 176, 198, 200, 201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Проверив на соответствие Федеральному закону от 21.02.1992 г. №2395-1 «О недрах», постановлению Правительства РФ от 11.02.2005 №69, отказать в удовлетворении требований по заявлению АО «Якутскгеофизика» к ФБУ «Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых», Федеральному агентству по недропользованию об оспаривании экспертное заключение № 852-17 оп от 30.11.2017 на оперативный подсчет запасов нефти и растворенного газа по Сюльдюкарскому месторождению, расположенному в Республике Саха (Якутия), утвержденное Протоколом Федерального агентства по недропользованию № 03- 18/1268-пр от 26.12.2017.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                                                   Уточкин И.Н