ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Москва Дело №А40-9602/15
30 апреля 2015 г.
Резолютивная часть решения объявлена 27 апреля 2015 г.
Полный текст решения изготовлен 30 апреля 2015 г.
Судьи Селиверстовой Н.Н.
протокол ведет секретарь судебного заседания Газаева И.М.
рассматривает в открытом судебном заседании дело
В соответствии со ст. 63 АПК РФ суд проверил полномочия лиц, явившихся в заседание.
в судебное заседание явились:
от истца– Трунина Г.С., дов. от 31.12.14г.
от ответчика- ФИО1, дов. от 27.07.2015г.
УСТАНОВИЛ:
Иск заявлен о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации сумму убытков в размере 145 399 руб. 77 коп.
Требования заявлены на основании ст. 15, 307, 309 ГК РФ.
В судебном заседании истец заявленные исковые требования поддержал в полном объеме. В обоснование заявленных исковых требований Истец указал, что понёс убытки в связи со взысканием с него по решениям районных судов и мировых судей стоимости электроэнергии, оплаченной физическими лицами, имеющими право на льготу для учителей в сельской местности, установленных федеральным законом (Законом РФ от 10.07.92 «Об образовании»).
Ответчик в судебное заседание явился, возражает против удовлетворения иска по доводам, изложенным в отзыве на иск.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителя истца, исследовав и оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд установил.
Как усматривается из материалов дела, Открытое акционерное общество "Красноярскэнергосбыт" являясь энергоснабжающей организацией в период с марта 2008 года по май 2009 года поставлял электрическую энергию проживающим на территории сельских поселений Красноярского края педагогическим работникам, имеющим право на льготное обеспечение в соответствии с Законом Российской Федерации от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании».
Решениями районных судов и мировых судей Красноярского края с истца в пользу педагогов, проживающих в сельской местности Красноярского края, взысканы расходы за электроснабжение в сумме 145 399 руб. 77 коп.
Данные решения вступили в законную силу, что подтверждается постановлениями о возбуждении исполнительного производства и исполнительными листами. Истец исполнил решения судов, что подтверждается платёжными поручениями.
В соответствии с Законом РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» льготы педагогическим работникам предоставлялись в натуральной форме за счет средств федерального бюджета.
Полагая, что обязанность по компенсации понесенных расходов возлагается на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов РФ, Истец обратился в настоящим иском.
В соответствии с п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 1 Закона Красноярского края от 07.02.2008 г. № 4-1256 «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» возмещение расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) производится юридическим лицам, оказывающим услуги электроснабжения, в части платы за электрическую энергию, потребленную на освещение жилых помещений. Статьей 2 названного закона предусмотрена разработка методики определения объема электроэнергии. Методика не была утверждена.
Статьей 2 Федерального закона Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» предусмотрено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 № 377 утверждены Правила предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности.,
Пунктом 2 указанных Правил предусмотрено, что компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности. Субсидии выделяются за счёт средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год.
Закономом от 07.02.2008 № 4-1256 «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Красноярского края», установлены размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с реализацией меры социальной поддержки по предоставлению бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Красноярского края.
Постановлением Правительства Красноярского края от 18.06.2010 № 318-П утверждён Порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений, работающим и проживающим в населенных пунктах, рабочих поселках (поселка городского типа) на территории Красноярского края. Согласно указанному Порядку возмещение расходов, связанных с предоставлением меры социальной поддержки по предоставлению бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, производится министерством жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края наймодателям жилых помещений, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, указанным в пункте 1 статьи 1 Закона Красноярского края от 07.02.2008 № 4-1256 в безналичной форме путём ежеквартального перечисления денежных средств на расчетный счет получателя средств, открытый в кредитном учреждении.
Законом Красноярского края от 10.06.2010 № 10-4695 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края отдельными государственными полномочиями по предоставлению денежных выплат на оплату жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» исполнительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края наделены государственными полномочиями по предоставлению денежных выплат на оплату жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Красноярского края, в соответствии с Законом края «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» от 10.06.2010 № 10-4691.
Законом Красноярского края от 09.12.2010 № 11-5397 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения» государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения наделены исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края.
В соответствии с п. 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006г. № 23 «О некоторых вопросов применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготам ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. 26.3 Федерального законно «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов российской Федерации», разграничивающих полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Пунктом 1 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации при осуществлении полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Статья 26.3 названного Федерального закона не относит к полномочиям субъекта Российской Федерации, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта Российской Федерации, финансирование расходов в связи с предоставлением педагогическим работникам в сельской местности льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.
Согласно п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996, в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, необходимо иметь в виду, что ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование (статья 16) в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.
При удовлетворении иска взыскание денежных сумм производится за счет средств соответствующего бюджета, а при отсутствии денежных средств - за счет иного имущества, составляющего соответствующую казну.
Доводы Ответчика, изложенные в отзыве, суд считает несостоятельными, поскольку льгота в виде предоставления педагогическим работникам бесплатной жилой площади с отоплением и освещением установлена ст. 55 Закона «Об образовании» и является федеральной мерой социальной поддержки.
Исходя из положений статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансирование рассматриваемых льгот относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
В соответствии со ст. 15 АПК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Для применения мер ответственности, предусмотренных в статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации необходимо доказать наличие состава правонарушения, включающего: наличие убытков, противоправность поведения ответчика, причинную связь между наступившими убытками и противоправными действиями ответчика, его вину.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд приходит к выводу, что Истец представил достаточные доказательства в обоснование заявленных требований, в связи с чем, требования Истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 4, 65, 71, 75, 102, 110, 150, 156, 167-170, 176 АПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Судья Н. Н. Селиверстова