ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-96074/18-2-802 от 13.09.2018 АС города Москвы

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Москва

20 сентября 2018 года                                                            Дело № А40-96074/18-2-802

Резолютивная часть решения объявлена 13 сентября 2018 года

Полный текст решения изготовлен 20 сентября 2018 года

Арбитражный суд города Москвы

в составе судьи Махлаевой Т.И.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Кондрашкиной Т.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению Саморегулируемой организации Союз «Некоммерческое объединение кадастровых инженеров»

к ответчику: Министерство экономического развития Российской Федерации

о признании незаконным бездействия по обращению №175 от 20.02.2018 г

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1 по доверенности от 18.07.2018г. №б/н

от ответчика – ФИО2 по доверенности от 20.04.2018г. №38-МО

УСТАНОВИЛ

Саморегулируемая организация Союз «Некоммерческое объединение кадастровых инженеров» обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным бездействие Министерства экономического развития Российской Федерации в отношении поданного 27.02.2018 г. Союзом «Кадастровые инженеры» обращения №175 от 20.02.2018 г., обязании Министерство экономического развития Российской Федерации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования.

Представитель ответчика в судебном заседании требования заявителя не признал, просил отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив представленные доказательства, арбитражный суд приходит к выводу о том, что  заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Срок для обращения в суд, предусмотренный ч.4 ст.198 АПК РФ, заявителем не пропущен.

В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Как следует из материалов дела СРО Союз «Некоммерческое объединение кадастровых инженеров» (далее СРО) обратилось в Министерство экономического развития Российской Федерации с заявлением в рамках совокупности прав и обязанностей саморегулируемой организации кадастровых инженеров Союзом, учитывая отсутствие соответствующего подзаконного акта и/или порядка в существующих подзаконных нормативных правовых актах относительно возможности получения кадастровыми инженерами необходимой в рамках выполнения кадастровых работ информации о об адресе электронной почты или о почтовом адресе заинтересованных лиц — правообладателей земельных участков, полномочия и компетенцию (п.п., 5, 5.2, 5.2.29 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 437) Заинтересованного лица в качестве органа нормативно-правового регулирования, о внесении соответствующих изменений в круг соответствующих нормативных правовых актов, регулирующих порядок предоставления сведений Единого государственного реестра недвижимости в части установления порядка и способов предоставления по запросу(-сам) кадастровых инженеров сведений об адресе электронной почты или о почтовом адресе заинтересованных лиц - правообладателей земельных участков, либо принять самостоятельный нормативный правовой акт по изложенной проблеме.

По   состоянию   на   день   подачи   настоящего   заявления   Заинтересованным   лицом направленное обращение не рассмотрено по существу, не были внесены соответствующие изменения в круг соответствующих нормативных правовых актов, регулирующих порядок предоставления сведений Единого государственного реестра недвижимости в части установления порядка и способов предоставления по запросу(-сам) кадастровых инженеров сведений об адресе электронной почты или о почтовом адресе заинтересованных лиц — правообладателей земельных участков, не был принят самостоятельный нормативный правовой акт по изложенной проблеме, не было принято решение об отказе в проведении заявленных в обращении действий по внесению соответствующих изменений или принятию самостоятельного нормативного правового акта.

Полагая, что заинтересованным лицом допущено незаконное бездействие в отношении направленного обращения Союза, бездействие не основано на законе, бездействие органа государственной власти препятствует свободному осуществлению прав и законных интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности членов Союза - кадастровых инженеров, СРО обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд руководствуется следующим.

Обращение Заявителя поступило в Министерство 27 февраля 2018 г.
В день обращение Заявителя было зарегистрировано в установленном
порядке с присвоением входящего регистрационного номера № 21266 от 27 февраля
2018 г. Поступившее обращение было рассмотрено ответчиком в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», и 29 марта 2018 г. Заявителю был направлен ответ письмом от 29 марта 2018 г. № ОГ-Д23-3018 на адрес электронной почты office(a)kiportal.org. указанной в обращении.

Суд пришел к выводу о том, что указанные действия Министерства соответствует положениям части 1 статьи 10 и части 1 статьи 12 Закона № 59-ФЗ, которые обязывают государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо в соответствии с их компетенцией обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, а также дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (пункты 1 и 4 части 1 статьи 10 Закона № 59-ФЗ) в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (часть 1 статьи 12 Закона № 59-ФЗ).

Порядок и сроки для рассмотрения обращения Заявителя и направления ему письменного ответа на поступившее обращение Министерством нарушены не были.

В отношении требований Заявителя, отраженных в обращении, а также
в заявлении, о внесении изменений в круг соответствующих нормативных правовых актов или принятии самостоятельного нормативного правового акта, регулирующего порядок предоставления сведений Единого государственного реестра недвижимости в части установления порядка и способов предоставления по запросу (-сам) кадастровых инженеров сведений об адресе электронной почты или о почтовом адресе заинтересованных лиц - правообладателей земельных участков, суд пришел к выводу, что в ответе на обращение Заявителя от 29 марта 2018 г. № ОГ-Д23-3018 Министерство дало пояснения по затронутому в обращении вопросу, в том числе по порядку внесения сведений об адресе электронной почты или о почтовом адресе заинтересованных лиц - правообладателей земельных участков в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН). Что касается предложения Заявителя о внесении изменений в нормативные правовые акты или принятии самостоятельного нормативного правового акта по изложенной проблематике, то порядок предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН, установлен статьей 62 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ).

Согласно Конституции Российской Федерации законодательным органом Российской Федерации является Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная Дума). Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения (статья 104 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по принятию нормативного правового акта, направленного на решение проблемы, обозначенной в заявлении Заявителя.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 28 марта 2017 г. № 664-0, конституционное право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы не предполагает возможность таких лиц требовать по своему усмотрению ответа на поставленные в его обращении вопросы от того органа, должностного лица, которым гражданин адресует свое обращение, не учитывая при этом их компетенцию.

Таким образом, требования Заявителя о внесении изменений в нормативные правовые акты или принятии самостоятельного нормативного правового акта по затронутому вопросу не могли быть удовлетворены Министерством в виду отсутствия у последнего соответствующих полномочий.

Вместе с тем, Заявителю был дан ответ по существу на все поставленные в обращении вопросы.

Кроме того, основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются документы, перечисленные в части 2 статьи 14 Закона № 218-ФЗ, в том числе межевой план земельного(ых) участка(ов). Форма межевого плана, Требования к подготовке межевого плана утверждены приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 г. № 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» (зарегистрирован Минюстом России 20 января 2016 г. № 40651). В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее - Закон № 221-ФЗ) согласование местоположения границ проводится с заинтересованными лицами, указанными в части 3 статьи 39 Закона № 221-ФЗ.

Согласно части 8 статьи 39 Закона № 221-ФЗ в случае согласования местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ доводится до сведения заинтересованных лиц одним из следующих способов: вручается данным лицам или их представителям под расписку; направляется по адресу электронной почты и (или) почтовому адресу, по которым осуществляется связь с лицом, право которого на объект недвижимости зарегистрировано, а также с лицом, в пользу которого зарегистрировано ограничение права или обременение объекта недвижимости, содержащиеся в ЕГРН в соответствии с пунктом 7 части 3 статьи 9 Закона № 218-ФЗ, с уведомлением о вручении (при наличии таких сведений в ЕГРН); опубликовывается в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации соответствующего муниципального образования.

Опубликование извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ допускается в том числе в случае, если в ЕГРН отсутствуют сведения об адресе электронной почты или о почтовом адресе любого из заинтересованных лиц или получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения. Сведения, предусмотренные пунктом 7 части 3 статьи 9 Закона № 218-ФЗ, а именно адрес электронной почты и (или) почтовый адрес, по которым осуществляется   связь   с   лицом,   чье   право   на   объект   недвижимости зарегистрировано, а также лицом, в пользу которого зарегистрировано ограничение права или обременение объекта недвижимости, относятся к дополнительным сведениям, подлежащим внесению в реестр прав ЕГРН в уведомительном порядке (часть 1 статьи 38 Закона № 218-ФЗ) по инициативе (заявлению) указанных выше лиц.

Ни Законом № 218-ФЗ, ни Законом № 221-ФЗ не установлена обязанность указанных лиц по внесению таких сведений, в том числе в случае их изменения, как и не установлен ни срок, в течение которого такие сведения должны быть внесены в ЕГРН, ни санкция за нарушение обязанности или срока.

В этой связи информация об адресе электронной почты и (или) почтовом адресе, по которым осуществляется связь с лицом, чье право на объект недвижимости зарегистрировано, а также лицом, в пользу которого зарегистрировано ограничение права или обременение объекта недвижимости, в ЕГРН отсутствует и по этой причине не может быть предоставлена по соответствующему запросу. По этой же причине частью 8 статьи 39 Закона № 221-ФЗ установлены альтернативные способы извещения заинтересованных лиц о проведении собрания по вопросу согласования местоположения границ определенного земельного участка, в частности - опубликование в средствах массовой информации в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации соответствующего муниципального образования.

В соответствии со статьями 4, 65 АПК РФ Заявитель должен доказать факт нарушения его прав и законных интересов неправомерным бездействием Заинтересованного лица, а также указать, в защиту и на восстановление каких прав предъявлены требования о признании незаконным бездействия государственного органа.

Вместе с тем, Заявителем не указано, какое именно его право было нарушено оспариваемым    бездействием    Министерства,    и    какое    право    подлежит восстановлению. При указанных обстоятельствах приведение сторон в первоначальное положение невозможно, и, следовательно, избранный Заявителем способ защиты не приводит к восстановлению чьих-либо субъективных прав.

Суд приходит к выводу о том, что совокупность оснований, необходимая в силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ для признания оспариваемого решения незаконным, отсутствует, в связи с чем, требования заявителя удовлетворению не подлежат.

Судом рассмотрены все доводы заявителя, однако, они не могут являться основанием для удовлетворения заявленных требований.

Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Госпошлина распределяется по правилам ст. 110 АПК РФ и относится на заявителя.

На основании ст.ст.  8, 12, 13 ГК РФ, руководствуясь ст.ст. 65, 68, 71,110, 167 - 170, 176, 197-201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать Саморегулируемой организации Союз «Некоммерческое объединение кадастровых инженеров» в удовлетворении заявления полностью.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                                                   Т.И. Махлаева