Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
18 мая 2012г. Дело № А40- 96746/2011
Резолютивная часть решения объявлена 22.03.2012г. 104-794
Решение в полном объеме изготовлено 18.05.2012г.
Арбитражный суд г. Москвы в составе:
Председательствующего судьи Хвостовой Н.О. (единолично),
при ведении протокола судебного заседания секретарем Макаровой Л.С.,.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску
Открытого акционерного общества «Московская объединенная энергетическая компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Государственному бюджетному учреждению города Москвы «Инженерная служба Юго-Западного административного округа» (ОГРН <***>, ИНН <***>), Префектуре Юго-Западного административного округа города Москвы (ОГРН <***>, ИНН <***>)
третьи лица: Жилищно-строительный кооператив «Правофланговый», Жилищно-строительный кооператив «Чапаевск», Жилищно-строительный кооператив «Созвездие», Некоммерческое партнерство Жилищно-строительный кооператив «Серебряный квартет - 3», Жилищно-строительный кооператив «Союз журналистов», Жилищно-строительный кооператив «Бутово-23», Российская академия наук, Общество с ограниченной ответственностью «СМТ ГСП», Федеральное государственное учреждение «Управление по эксплуатации жилого фонда» Управление делами Президента Российской Федерации, Жилищно-строительный кооператив «Профсоюзная – 42-4», Департамент финансов города Москвы
о взыскании 2 414 043 руб. 55 коп.
при участии:
от истца – ФИО1 по дов. от 08.08.2011г. №1в-483
от ответчика (Префектура ЮЗАО г. Москвы) – ФИО2 по дов. от 29.06.2011г. №12-08-1119/1
от третьего лица (ЖСК «Созвездие») – ФИО3 по дов. от 10.01.2012г. №б/н
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество «Московская объединенная энергетическая компания» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Государственному бюджетному учреждению города Москвы «Инженерная служба Юго-Западного административного округа», Префектуре Юго-Западного административного округа города Москвы о взыскании в возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию суммы в размере 2 414 043 руб. 55 коп. в соответствии с заключенными договорами энергоснабжения за период с 23.11.2009г. по 01.07.2010г., на основании ст.ст. 154, 157 Жилищного кодекса РФ, ст. 4 Федерального закона РФ от 14.04.1995г. № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ», распоряжением Правительства Москвы от 05.08.2004г. №1575-РП, распоряжением №1258-РП, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. №307, постановлением РЭК Москвы от 19.12.2007г. №89 «Об установлении тарифов на производство и услуги по передаче тепловой энергии ОАО «МОЭК» потребителям в 2008 году».
Определениями суда от 03.11.2011г., от 20.12.2011г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора были привлечены - Жилищно-строительный кооператив «Правофланговый», Жилищно-строительный кооператив «Чапаевск», Жилищно-строительный кооператив «Созвездие», Некоммерческое партнерство Жилищно-строительный кооператив «Серебряный квартет - 3», Жилищно-строительный кооператив «Союз журналистов», Жилищно-строительный кооператив «Бутово-23», Российская академия наук, Общество с ограниченной ответственностью «СМТ ГСП», Федеральное государственное учреждение «Управление по эксплуатации жилого фонда» Управление делами Президента Российской Федерации, Жилищно-строительный кооператив «Профсоюзная – 42-4», Департамент финансов города Москвы.
Определением суда от 16.02.2012г. к участию в деле в качестве соответчика была привлечена - Префектура Юго-Западного административного округа города Москвы.
Истец заявил ходатайство об уточнении исковых требований, а именно просит взыскать в солидарном порядке с ГУИС ЮЗАО г. Москвы и Префектуры ЮЗАО г.Москвы 2 414 043 руб. 56 коп. в возмещение разницы в тарифах.
Ходатайство истца судом рассмотрено и удовлетворено на основании ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Истец в обоснование искровых требований ссылается на уклонение ответчиков от выплаты субсидий за поставленную тепловую энергию для бытовых нужд населения, находящиеся на территории Юго-Западного административного округа города Москвы, в период с января по август 2010г. Истец отметил, что размер субсидий на покрытие разницы в тарифах, применяемых в расчетах за поставленную тепловую энергию, за названный период составляет 2 414 043 руб. 56 коп.
Истец также пояснил, что расчеты с жилищными организациями за поставленную тепловую энергию в январе – августе 2010г. производились по тарифам для населения, установленным постановлением РЭК г. Москвы от 21.12.2009г. №110 «Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей ОАО «МОЭК» на 2010 год».
Однако, ввиду того, что уровень тарифов для населения ниже фактической стоимости производства, передачи и распределения энергии, были приняты нормативно-правовые акты, в соответствии с которыми Москва, как субъект РФ, взяла на себя обязательства по возмещению за счет средств бюджета Москвы непосредственно теплоснабжающим организациям разницы в стоимости поставленной для нужд населения тепловой энергии, исчисленной по тарифу «Прочие потребители» и стоимости энергии, определенной по тарифу «Население».
Ответчик (Префектура ЮЗАО г. Москвы) возражает против удовлетворения исковых требований по мотивам, изложенным в письменном отзыве.
Представитель третьего лица поддерживает доводы ответчика (Префектура ЮЗАО г. Москвы).
Изучив материалы дела, в том числе предмет и основание заявленного иска, доводы отзыва на иск, выслушав полномочных представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные в деле доказательств, арбитражный суд пришел к выводу о том, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
При этом суд исходит из того, что в соответствии со ст.4 Арбитражного процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ.
Согласно ст.65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Вместе с тем, согласно ч.2 ст.9 Арбитражного процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Как усматривается из материалов дела, истцом были заключены договоры энергоснабжения с управляющими организациями – 1) от 23.11.2009г. №07.640021-ТЭ с ЖСК «Правофланговый»; 2) от 23.11.2009г. №07.640021ГВС с ЖСК «Правофланговый»; 3) от 01.11.2992г. №6.43804 с ЖСК «Чапаевск»; 4) от 01.11.1995г. №06.53804 с ЖСК «Созвездие»; 5) от 01.10.2006г. №07.642298-ТЭ с НП СЖ «Серебряный квартет»; 6) от 01.03.2003г. №6.53506 с ЖСК «Союза журналистов»; 7) от 31.12.2008г. №07.620014-ТЭ с ЖСК «Бутово-23»; 8) от 31.12.2008г. №07.620014 ГВС с ЖСК «Бутово-23»; 9) от 01.04.2008г. №07.659643 с Российской академией наук; 10) от 01.04.2010г. №07.620023 ТЭк с ФГУ «Управление по эксплуатации жилого фонда» Управление делами Президента РФ; 11) от 01.07.2010г. №07.660160 с ТСЖ «Профсоюзная – 42-4».
Расчеты с данными потребителями за поставленную тепловую энергию в указанный период производились по тарифам для населения, установленным постановлением РЭК г. Москвы от 21.12.2009г. №110 «Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей ОАО «МОЭК» на 2010г. »
Какие-либо доказательства в опровержение данных доводов истца ответчиками в дело не представлены.
Утвержденные данным документом РЭК Москвы тарифы дифференцированы по трем группам потребителей:
1. Население; 2. Прочие потребители; 3. Оптовые покупатели - перепродавцы.
В силу прямого указания Федерального закона от 14.04.1996 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ» тарифы на тепловую энергию, применяемые истцом (ОАО «МОЭК») в расчетах с контрагентами, подлежат государственному регулированию органами исполнительной власти субъектов РФ.
Согласно положениям постановления Правительства Москвы от 12.12.2006 №963-ПП «Об утверждении Положения о Региональной энергетической комиссии города Москвы» - РЭК Москвы - орган исполнительной власти города Москвы, осуществляющий государственное регулирование тарифов на тепловую энергию на территории Москвы.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ» при государственном регулировании тарифов на тепловую энергию должны соблюдаться принципы обеспечения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей тепловой энергии, учета экономически обоснованных затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение тепловой энергии.
Ввиду того, что уровень тарифов для населения ниже фактической стоимости её производства, передачи и распределения, и во исполнение вышеуказанных норм федерального законодательств были приняты нормативные правовые акты, в соответствии с которыми Москва, как субъект РФ, взял на себя обязательства по возмещению за счет средств бюджета Москвы непосредственно теплоснабжающим организациям разницы в стоимости поставленной для нужд населения тепловой энергии, исчисленной по тарифу «прочие» и стоимости энергии, определенной по тарифу «население», которое подтверждается:
-пунктом 1 распоряжения Правительства Москвы от 05.08.2004г. № 1575-РП «О расходах бюджета г. Москвы в связи с государственным регулированием цен на тепловую энергию, потребляемую населением» установлено, что финансирование расходов бюджета г. Москвы, связанных с применением теплоснабжающими организациями государственных регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, используемую для бытовых нужд населения, осуществляется в форме долевого финансирования целевых расходов - субсидий и отражается в составе бюджетных показателей по статье «субсидии на покрытие убытков теплоснабжающих организаций, связанных с применением государственных регулируемых цен (тарифов) при продаже товаров населению»;
-законом г. Москвы от 02.12.2009г. № 10 «О бюджете г. Москвы на 2010 год», предусмотрено выделение субсидий на покрытие убытков теплоснабжающих организаций, связанных с применением государственных тарифов при продаже товаров (работ, услуг) населению.
Согласно Распоряжения Правительства г. Москвы от 05.08.2004 №1575-РП «О расходах бюджета города Москвы в связи с государственным регулированием цен на тепловую энергию, потребляемую населением» (в редакции Распоряжения Правительства г.Москвы от 10.06.2008г. № 1306-РП) на инженерные службы административных округов Москвы, на префектуры административных округов возложены функции и полномочия получателей бюджетных средств с августа 2008г.
С учетом указанного распоряжения с августа 2008 года субсидии подлежат выплате энергоснабжающим организациям Инженерными службами и префектурами административных округов.
Таким образом, в период с января по август 2010г. на ГУ ИС ЮЗАО г. Москвы возложены обязанности по перечислению теплоснабжающим организациям субсидий, при этом согласно п. 3.1 Распоряжения №1575-РП на Префектуры административных округов Москвы возложены полномочия главных распорядителей бюджетных средств.
Исходя из материалов дела, истцом в период с января по август 2010г. была осуществлена поставка тепловой энергии в жилые дома с применением тарифа «для населения», установленным постановлением РЭК г. Москвы от 21.12.2009г. №110 «Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей ОАО «МОЭК» на 2010г.», что в т.ч. подтверждается представленными в дело подписанными актами о фактическом отпуске тепловой энергии для бытовых нужд населения (т. 1 л.д. 68-87) и не было опровергнуто ответчиками соответствующим бесспорными, достоверными и достаточными доказательствами.
Факт поставки истцом тепловой энергии и количество поставленной тепловой энергии жилищным организациям в соответствии с положениями ст.544 Гражданского кодекса РФ подтверждается представленными в дело показаниями общедомовых приборов учета, отчетными ведомостями за потребленное тепло и теплоноситель, оплатами, производимыми управляющими организациями за фактически потребленную тепловую энергию.
Как следует из представленных истцом расчетов, вследствие отказа ответчиков в возмещении истцу субсидий за период с января по август 2010 года на покрытие разницы в тарифах, применяемых в расчетах, за ГУ «ИС ЮЗАО» и Префектурой ЮЗАО г. Москвы образовалась задолженность в размере 2 414 043 руб. 56 коп.
Ответчики контррасчеты размера задолженностей не представили.
Изложенный в отзыве на исковое заявление довод ЖСК «Бутово-23» и Департамента финансов г. Москвы о несоблюдении истцом правил получения субсидий, установленных Регламентом, а также при расчете разницы в тарифах на поставленную тепловую энергию ОАО «МОЭК» необходимо учитывать только тепловую энергию используемую для бытовых нужд, суд находит несостоятельным, исходя из следующего.
Право на получение субсидий возникает из совокупности норм ст. ст. 154,157 Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от 14.04.1995 «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006г., распоряжения Правительства Москвы от 17.07.2003г. №1258-РП, распоряжения Правительства Москвы от 05.08.2004г. № 1575-РП, ежегодных постановлений РЭК об утверждении размера тарифов.
Следовательно, потребитель (абонент) должен был рассчитываться с истцом по тарифу «население», а разница между стоимостью энергии по тарифу «управляющие организации» и стоимостью по тарифу «население» подлежала возмещению из регионального бюджета путем перечисления субсидий в порядке, предусмотренном Распоряжением № 1258-РП и Распоряжением № 1575-РП.
Неподписание истцом предусмотренных актами города Москвы регламентов взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы, жилищных и теплоснабжающих организаций в процессе расходования средств бюджета города Москвы по долевому финансированию целевых расходов, связанных с применением государственных регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению города Москвы само по себе не лишает истца права на получение субсидий.
Довод Департамента финансов г. Москвы о том, что при расчете разницы в тарифах на поставленную тепловую энергию ОАО «МОЭК» необходимо учитывать только тепловую энергию, используемую для бытовых нужд, суд находит несостоятельными, т.к. возмещение разницы в тарифах и их расчет четко регламентированы законодательством.
Довод Префектуры ЮЗАО г. Москвы о том, что для возмещения разницы в тарифах своевременно должны были быть представлены документы, предусмотренные договором от 01.09.2010г. №5Т-10 и Распоряжением Правительства г. Москвы от 05.08.2004г. №1575-РП, не является основанием для отказа от исполнения ответчиками обязательств согласно вышеназванному распоряжению Правительства Москвы.
При таких обстоятельствах, разрешая заявленные требования по существу, арбитражный суд, исходя из того, что фактический объем поставленной истцом управляющим организациям в названный период энергии подтвержден материалами дела, размер задолженности по выплате субсидий ответчиками какими-либо достоверными и достаточными доказательствами опровергнут не был, приходит к выводу, что у ответчиков перед истцом образовалась задолженность в заявленном размере, которая до настоящего времени не погашена, что в силу закона является недопустимым (ст.ст. 309, 310, 314 Гражданского кодекса РФ), а потому ответчики в силу закона обязаны погасить установленную судом в рассматриваемом деле задолженность, в связи с чем, требование о возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию в спорный период в указанном размере правомерно, обоснованно, подтверждено надлежащими доказательствами, а потому подлежит удовлетворению в полном объеме.
Расходы по оплате государственной пошлины распределяются в порядке ст.ст. 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
На основании ст.ст. ст.ст. 8, 11, 12, 307, 309, 310, 314 Гражданского кодекса РФ и руководствуясь ст.ст. ст.ст. 4, 8, 9, 27, 49, 51, 64-68, 71, 75, 110, 112, 123, 156, 167-171, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать в солидарном порядке с Государственного бюджетного учреждения «Инженерная служба Юго-Западного административного округа г.Москвы», Префектуры Юго-Западного административного округа г.Москвы в пользу Открытого акционерного общества «Московская объединенная энергетическая компания» возмещение разницы в тарифах в размере 2 414 043 (Два миллиона четыреста четырнадцать тысяч сорок три) руб. 56 коп., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 35 070 (Тридцать пять тысяч семьдесят) руб. 22 коп.
Возвратить Открытому акционерному обществу «Московская объединенная энергетическая компания» из дохода федерального бюджета излишне оплаченную государственную пошлину в размере 678 (Шестьсот семьдесят восемь) руб. 85 коп., перечисленную по платежному поручению от 16.08.2011г. №15243.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства, в Девятом арбитражном апелляционном суде, в течение месяца после его принятия судом.
СУДЬЯ: Н.О. Хвостова