ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-9699/2021-144-73 от 16.03.2021 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

19 марта 2021 года

Дело № А40-9699/2021-144-73

Решение изготовлено в полном объеме 19 марта 2021 года

Резолютивная часть объявлена 16 марта 2021 года

Арбитражный суд города Москвы

в составе судьи Папелишвили Г.Н.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Фаткулиным Р.М.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлениюУправление Роскомнадзора по Иркутской области

о привлечении АО «Почта России» к административной ответственности ч.3 ст.14.1 КоАП РФ

с участием:

от заявителя – не  явился, извещен

от  ответчика –  не  явился, извещен

УСТАНОВИЛ: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Иркутской области (далее по тексту также – Управление Роскомнадзора по Иркутской области) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении АО «Почта России» к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.

Заявитель в своем заявлении указывает на нарушение АО «Почта России» лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по предоставлению услуг почтовой связи.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, представило суду письменный отзыв в котором просит освободить от административной ответственности.

Рассмотрев материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании ст.71 АПК РФ, суд установил, что требования заявителя заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п.6 ст.205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Как следует из материалов дела Акционерное общество «Почта России» (далее - АО «Почта России»), является владельцем лицензии на оказание услуг почтовой связи № 162571 от 11.04.2018 г., выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, адрес места нахождения: Москва г., ш. Варшавское, д. 37;ОГРН: <***>; ИНН: <***>, законным представителем, которого является - Генеральный директор АО «Почта России» ФИО1, действующий на основании Устава АО «Почта России».

В соответствии с Федеральным законом от 29.06.2018 № 171-ФЗ «Об особенностях реорганизации федерального государственного предприятия «Почта России», основах деятельности акционерного общества «Почта России» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 171-ФЗ) 01 октября 2019 года федеральное государственное предприятие «Почта России» реорганизовано в форме преобразования в акционерное общество «Почта России». В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона № 171-ФЗ Общество является правопреемником Предприятия, и к нему в неизменном виде переходят права и обязанности Предприятия, за исключением ряда прав Предприятия в отношении объектов недвижимого имущества.

Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Иркутской области (далее - Управление Роскомнадзора) на основании п.п. 7.1.2.6, 7.1.2.14, 7.1.3 Положения об Управлении Роскомнадзора, утвержденного приказом Руководителя Роскомнадзора РФ от 25.01.2016 г. № 15 (далее - Положение о территориальном органе), в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» установлено следующее.

В соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ и на основании полномочий, предусмотренных ч. 1 ст. 28.1, ч. 3 ст. 28.3 КоАП РФ, Приказа Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 04.02.2014 № 16 «Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях», составлен настоящий протокол о том, что 28.12.2020 в 15 час. 19 мин. (местного времени) по месту нахождения государственного органа (664011, <...>) в период рассмотрения обращения ФИО2 и в результате анализа информации АО «Почта России» (вх. 15888/38 от 28.12.2020), полученной по запросу Управления, обнаружено осуществление АО «Почта России» предпринимательской деятельности с нарушением лицензионных требований предусмотренных п. 5 лицензии № 162571 - (оказание услуг связи в соответствии с «Правилами оказания услуг почтовой связи», утвержденными Минкомсвязью России).

В ходе рассмотрения обращения ФИО2 установлено, что пользователем не получено международное почтовое отправление № LQ264432110CN в связи с тем, что отделение почтовой связи (далее СПС) Иркутск 66431 закрыто.

Согласно информации АО «Почта России» (вх. от 28.12.2020 № 15888/38) ОПС Иркутск 664031 временно закрыто с 17.12.2020 по причине неукомплектованности штата работников Руководством Иркутского почтамта приняты меры к решению кадровой проблемы. ОПС возобновило свою работу с 24.12.2020, режим работы сокращенный: вторник - суббота с 09 до 18 часов, перерыв с 13 до 14 часов, выходные дни - воскресенье и понедельник.

В соответствии с абзацем 2 статьи 7 Федерального закона № 176-ФЗ от 17.07.1999 «О почтовой связи», режим работы объектов почтовой связи организаций Федеральной почтовой связи на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации должен быть согласован с соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Исполнение государственной функции по согласованию режима работы объектов федеральной почтовой связи на территории Иркутской области осуществляет Министерство жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Иркутской области. Согласование режима работы объектов федеральной почтовой связи осуществляется ежегодно.

Контроль за соблюдением режимов работы отделений почтовой связи на территории Иркутской области возлагается на руководство почтамтов и руководство УФПС Иркутской области АО «Почта России».

УФПС Иркутской области АО «Почта России» также информирует Министерство жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Иркутской области о временных изменениях режимов работы отделений почтовых связи на территории Иркутской области. Временный режим работы отделений почтовых отделений почтовой связи устанавливается соответствующим приказом АО «Почта России».

Сведений о согласовании с Министерством жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Иркутской области изменение временного режима работы ОПС Иркутск 664031 не представлено.

В соответствии с п.2 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от 17 июля 1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» обеспечение организациями федеральной почтовой связи работы объектов почтовой связи в режиме, удобном для пользователей услуг почтовой связи, с учетом технологий почтовой связи.

Кроме того, в соответствии с п.2. Указа Президента Российской Федерации №206 от 25.03.2020 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней», Указом Губернатора Иркутской области от 18 марта 2020 года № 59-уг «О введении режима функционирования повышенной готовности для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуации», режим работы ОПС Иркутск 664031 УФПС Иркутской области АО «Почта России» является неправомерно установленным, так как согласно письму Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26.03.2020 № 14-4/10/П-2696 «О направлении Рекомендаций работникам и работодателям в связи с Указом Президента РФ от 25.03.2020 № 206», а также дополнительному письму Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27.03.2020 № 14-4/10/П-2741, введение нерабочих дней не распространяется на работников непрерывно действующих организаций. К непрерывно действующим организациям, согласно вышеуказанным письмам, относятся организации, осуществляющие деятельность в сфере информационных технологий и связи, включая почтовую связь.

В соответствии с пп. «в» п.46 «Правил оказания услуг почтовой связи», утвержденных приказом Минкомсвязи РФ от 31.07.2014 № 234 операторы почтовой связи обязаны обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора.

Согласно абзацу 1 ст. 34 Федерального закона Российской Федерации от 17 июля 1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи», за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи либо исполнение их ненадлежащим образом операторы почтовой связи несут ответственность перед пользователями услуг почтовой связи. Операторы почтовой связи несут ответственность за утрату, порчу (повреждение), недостачу вложений, недоставку или нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений, иные нарушения установленных требований по оказанию услуг почтовой связи.

АО «Почта России» не обеспечило качество услуг почтовой связи пользователю - ФИО2    в части соблюдения режима работы отделения почтовой связи Иркутск 664031 в соответствии с нормативными актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора. В связи с этим нарушено:

-      п.2 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от 17 июля 1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи»;

-      пп. «в» п. 46 «Правил оказания услуг почтовой связи», утвержденных приказом Минкомсвязи РФ от 31.07.2014 №234;

-      п. 5 лицензии № 162571 от 11.04.2018, выданной ФГУП «Почта России» Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Согласно п. 1 ст. 46 Федерального закона Российской Федерации от 07 июля 2003 № 126-ФЗ «О связи» оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи. Соблюдение условий предусмотренных лицензией, является для оператора связи обязательным.

Согласно ст. 17 Федерального закона «О почтовой связи» от 17.07.1999 № 176-ФЗ, лицензия на оказание услуг почтовой связи является разрешением на осуществление совокупности операций, составляющих единый производственно-технологический процесс оказания услуг почтовой связи, в том числе прием, обработку, перевозку и доставку (вручение) почтовых отправлений.

Оператор почтовой связи АО «Почта России» не обеспечил соблюдение (исполнение) Правил оказания услуг почтовой связи, тем самым допустив нарушение лицензионных требований, а именно: п. 5 лицензии № 162571 от 11.04.2018, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Установив необходимые и достаточные, по мнению заявителя, признаки и основания для квалификации действий АО «Почта России» как правонарушения, состав которого описан в диспозиции ч.3 ст.14.1 КоАП РФ,и привлечения его к административной ответственности в связи с выявлением нарушений лицензионных требовании и условий Управление Роскомнадзора по Иркутской области 14.01.2021 составило протокол об административном правонарушении № АП-38/03/12  без участия законного представителя АО «Почта России», извещенного надлежащим образом о дате, месте и времени проведения указанного процессуального действия.

Согласно п.24.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при решении арбитражным судом вопроса о том, имело ли место надлежащее извещение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении, следует учитывать, что КРФоАП не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами, в частности путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно. Следовательно, извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом (например, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи).

Системный анализ положений ст.25.4 и ст.28.2 КРФоАП позволяет сделать вывод о том, что должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении обязано известить (уведомить) законного представителя юридического лица о факте, времени и месте составления названного протокола в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии, предусмотренные ст.28.2 КРФоАП.

Вместе с тем, суд считает, что административным органом приняты все необходимые меры, направленные на надлежащее извещение общества, о времени и месте вынесения оспариваемого постановления.

Согласно ч.1 ст.23.1 КРФоАП судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями, в том числе, ст.14.1 КРФоАП.

Материалы административного производства в отношении АО «Почта России» по ч.3 ст.14.1 КРФоАП на основании ч.1 ст.23.1 КРФоАП направлены для рассмотрения в Арбитражный суд города Москвы.

Нарушений процедуры привлечения АО «Почта России» к административной ответственности судом не установлено.

В соответствии с ч.1 ст.4.5 КРФоАП постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч.1 ст.4.5 КРФоАП, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Срок привлечения АО «Почта России» к административной ответственности на дату принятия судом решения по настоящему делу не пропущен.

Событие административного правонарушения, и вина общества в его совершении установлены заявителем в полном объеме, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами. 

Согласно п.16.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в ч.2 ст.2.1 КРФоАП. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КРФоАП формы вины (ст.2.2 КРФоАП) не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КРФоАП возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2 ст.2.1 КРФоАП). Обстоятельства, указанные в ч.1 или ч.2 ст.2.2 КРФоАП, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Согласно ч.2 ст.2.1 КРФоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КРФоАП установлена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно ст.2.1 КРФоАП административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КРФоАП или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Исследуя материалы дела, суд установил, что оснований для освобождения АО «Почта России» от ответственности судом не установлено, последнее не приняло всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КРФоАП предусмотрена административная ответственность, в то время как возможность для соблюдения этих норм у предприятия имелась.

Ссылка общества на ст.2.9 КРФоАП судом отклоняется, поскольку указанные обществом обстоятельства не могут характеризовать совершенное правонарушение как имеющее малозначительный характер (п.18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. № 10).

Оценка судом материалов дела показала, что в данном случае отсутствуют какие-либо исключительные обстоятельства,  свидетельствующие о малозначительности совершенного обществом правонарушения, в связи с чем, правовые основания для применения ст.2.9 КРФоАП у суда отсутствуют.

Согласно ч.3 ст.4.1 КРФоАП при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

При изложенных обстоятельствах арбитражный суд установил, что заявление Управления Роскомнадзора по Иркутской областио привлечении АО «Почта России» к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КРФоАП подлежит удовлетворению в полном объеме.

Оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств на основании ст.71 АПК РФ, а также характер совершенного административного правонарушения суд признает обоснованным и соразмерным назначение АО «Почта России» в соответствии с ч.3 ст.14.1 КРФоАП за данное административное правонарушение наказания в виде штрафа в размере тридцати тысяч рублей.

Оснований для назначения административного наказания в виде предупреждения в рассматриваемом случает не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 1.5, 2.1, 4.1, 4.5, 14.1, 25.1, 25.4, 26.1, 26.11, 28.2, 28.3, 28.4 КРФоАП и ст.ст. 65, 71, 156, 167-171, 176, 180, 181, 205-206 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Привлечь АО «Почта России» (131000, Москва, шоссе Варшавское, дом 37, ОГРН: <***>, Дата регистрации: 01.10.2019, ИНН: <***>) к административной ответственности по ч. 3 ст.14.1 КоАП РФ с наложением штрафа в размере 30 000 рублей (тридцать тысяч рублей).

Штраф следует уплатить по следующим реквизитам:

Получатель

УФК по Иркутской области г. Иркутск (Управление Роскомнадзора по Иркутской области)

Лицевой счет

04341А20350

ИНН

3808108956

КПП

380801001

Банк получателя

ОТДЕЛЕНИЕ ИРКУТСК БАНКА РОССИИ//УФК ПО ИРКУТСКОЙ

ОБЛАСТИ г. Иркутск

БИК

012520101

Единый

40102810145370000026

казначейский счёт

Казначейский счет

03100643000000013401

ОКТМО

25701000

КБК

09611601141019002140

УИН

09600000000031214145

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок после его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

В соответствии с ч.4.2 ст.206 АПК РФ исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.

В случае непредставления документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, до истечения шестидесяти дней со дня вступления в законную силу настоящего решения, экземпляр настоящего решения для его принудительного исполнения будет направлен в Федеральную службу судебных приставов.

Судья                                                                                                         Г.Н. Папелишвили