ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-97018/12 от 02.10.2012 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Москва Дело № A40-97018/12

29 ноября 2012 г. 17-945

Резолютивная часть решения объявлена 02 октября 2012 года.

Полный текст решения изготовлен 29 ноября 2012 года.

Арбитражный суд города Москвы

в составе: судьи Поляковой А.Б. (единолично)

при ведении протокола секретарем с/з Р.Р. Костоевой

рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению ОАО «Авиакомпания Россия»

к Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

о признании незаконным решения от 22.05.2012 № Р2012/2057/100/О

в судебное заседание явились: от заявителя – Мазан В.В. по доверенности от 30.12.2011 № 1Д-334, паспорт; Лейзарович В.Г. по доверенности от 27.08.2012 № 1Д-163, Зориков С.В. по доверенности от 28.12.21 № 1-Д-313, паспорт; от заинтересованного лица – Печурко Д.А. по доверенности от 01.08.2012 г. № 140-4476, паспорт

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Авиакомпания Россия» (далее - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (далее – ответчик, Росгидромет) от 22.05.2012 № Р2012/2057/100/О об отказе в предоставлении лицензии на деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областей, включающую в себя подготовку и предоставление потребителям прогностической, аналитической и расчетной информации о состоянии окружающей среды.

В обоснование заявленных требований общество сослалось на несоответствие оспариваемого решения пункту 7 Положения о лицензировании работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 1216, ч.4 ст. 13 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», поскольку ОАО «Авиакомпания Россия» были представлены все предусмотренные законом документы для получения лицензии. В судебном заседании представители заявителя настаивали на удовлетворении заявления.

Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения заявленных требований, указывая на то, что оспариваемое решение принято в порядке, установленном законодательством, заявителем не были соблюдены требования Положения о лицензировании в части представления документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии необходимого оборудования.

Выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела и оценив представленные доказательства в их совокупности, арбитражный суд считает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Срок, предусмотренный ч.4 ст. 198 АПК РФ на обжалование решения лицензирующего органа в арбитражный суд, заявителем соблюден.

Как следует из материалов дела, ОАО «Авиакомпания Россия» 09.04.2012 обратилось в Росгидромет с заявлением № 01/177 о выдаче лицензии на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства), включающую в себя подготовку и предоставление потребителям прогностической, аналитической и расчетной информации о состоянии окружающей среды.

Решением от 22.05.2012 Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды отказала заявителю в выдаче лицензии на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства), включающую в себя подготовку и предоставление потребителям прогностической, аналитической и расчетной информации о состоянии окружающей среды в связи с не соответствием лицензионным требованиям, определеннымПоложением о лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 1216 (далее - Положение о лицензировании), а именно: отсутствие у соискателя лицензии оборудования и технических средств, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, необходимых для получения гидрометеорологической информации.

Считая указанное решение незаконным, общество обратилось в арбитражный суд.

В силу ст. 198 АПК РФ, ст. 13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов государственной власти входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.

Пунктом 3 статьи 49 ГК РФ установлено, что право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия.

Согласно п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 1216 «О лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства), а также работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления» лицензирование работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления осуществляется Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

Таким образом, оспариваемое решение принято уполномоченным органом в пределах предоставленной ему компетенции.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Арбитражный суд первой инстанции приходит к выводу о том, что заинтересованным лицом доказана законность оспариваемого решения, наличие оснований предусмотренных законодательством для отказа в выдаче лицензии в виду следующего.

Статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что лицензия - это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа

Лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.

Подпунктом 45 пункта 1 статьи 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» 45) деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства) отнесена к лицензируемым видам деятельности.

Согласно подпунктам «а» и «б» пунктов 4 и 5 Положения о лицензировании работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 1216 «О лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства), а также работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления» лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления (далее - лицензия), являются: наличие у соискателя лицензии зданий и (или) помещений, сооружений по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, соответствующих установленным требованиям и необходимых для выполнения работ (оказания услуг) по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления; наличие у соискателя лицензии на праве собственности или ином законном основании средств активного воздействия на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления (оборудования, реагентов и приборов), необходимых для выполнения соответствующих работ.

В соответствии с пунктом 7 Положения о лицензировании соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган в соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» заявление о предоставлении лицензии, к которому прилагаются следующие документы:

а) копии учредительных документов юридического лица, засвидетельствованные в нотариальном порядке;

б) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании зданий и (или) помещений для осуществления заявленных работ, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, - сведения об этих зданиях и (или) помещениях);

в) копии документов, подтверждающих право собственности или иное вещное право соискателя лицензии на средства активного воздействия на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления (оборудование, реагенты и приборы), с использованием которых соискатель лицензии намеревается осуществлять лицензируемый вид деятельности;

г) копии документов, подтверждающих наличие у лиц, указанных в подпункте "г" пункта 4 настоящего Положения, высшего профессионального или среднего профессионального образования по соответствующим специальностям, а также копии документов, подтверждающих наличие работников в штате организации и их стаж работы по соответствующей специальности;

д) копии паспортов (включая соответствующую техническую документацию) и сертификатов технических средств и оборудования, с использованием которых соискатель лицензии намеревается осуществлять лицензируемый вид деятельности, свидетельств о поверке этих технических средств;

е) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за предоставление лицензии;

ж) опись прилагаемых документов.

К заявлению о выдаче лицензии заявителем были приложены следующие документы:

распоряжение ТУ Росимущества по городу Санкт-Петербургу на 4 л. в 1 экз.;

нотариально заверенная копия Устава на 24 л. в 1 экз.;

нотариально заверенная копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица на 1 л. в 1 экз.;

нотариально заверенная копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе на 1 л. в 1 экз.;

выписка из ЕГРЮЛ (оригинал) на 17 л. в 1 экз.;

уведомление Петростата о кодах общероссийских классификаторов на 1 л. в 1 экз.;

письмо Петростата об отмене расшифровки кодов ОКВЭД на 1 л. в 1 экз.;

сведения о квалификации работников на 1 л. в 1 экз.;

нотариально заверенная копия диплома на 1 л. в 1 экз.;

нотариально заверенная выписка из трудовой книжки работника, имеющего стаж работы в области гидрометеорологии более З-х лет на 6 л. в 1 экз.;

удостоверение (оригинал) о повышении квалификации работника на 1 л. в 1 экз.;

копия трудового договора на 3 л. в 1 экз.;

справка департамента управления персоналом авиакомпании, подтверждающая место работы работника в настоящее время на 1 л. в 1 экз.;

документ об оплате госпошлины за рассмотрение заявления на 1 л. 1 экз.;

перечень имеющегося оборудования и приборов, необходимых для выполнения лицензируемых работ на 1 л. 1 экз.;

справка из бухгалтерии, подтверждающая принадлежность техники на 1 л. 1 экз.;

перечень необходимой документации на 1 л. 1 экз.;

нотариально заверенная копия свидетельства о праве собственности напомещение на 1 л.

Из приведенного приложения к заявлению и представленного в дело перечня оборудования следует, что у заявителя для целей осуществления лицензируемого вида деятельности имеется оборудование, состоящее из семи персональных компьютеров с системным блоком, трех мониторов, двух принтеров.

Лицензирующий орган пришел к выводу о том, что данный перечень оборудования не является подтверждением наличия у соискателя лицензии необходимых для проведения заявленного вида деятельности технических средств и оборудования на праве собственности и ином законном основании.

Суд соглашается с выводом лицензирующего органа, поскольку копий свидетельств (сертификатов), паспортов на данное оборудование, а также документов, подтверждающих приобретение заявителем приборов, оборудования и используемых в нем программных средств представлено не было, в связи с чем документальное подтверждение принадлежности оборудования обществу на законном основании у лицензирующего органа отсутствовало, как и подтверждение того, что оборудование и технические средства не являются контрафактными. Справка из бухгалтерии факт принадлежностиоборудования заявителю на праве собственности или ином законном основании не подтверждает без приложения соответствующих документов.

Таким образом, в ходе проверки предоставленных заявителем документов Росгидрометом правомерно установлено несоответствие заявителя лицензионным требованиям, в части отсутствия технические средств и оборудования, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, соответствующих установленным требованиям и необходимых для выполнения работ (оказания услуг), составляющих деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.

Подпунктом 2 пункта 7 статьи 14 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что основанием для отказа в предоставлении лицензии является установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям. Данные обстоятельства лицензирующим органом установлены, поэтому оспариваемое решение является законным и обоснованным и не нарушает прав заявителя в сфере экономической деятельности.

Довод заявителя о том, что в нарушение пункта 4 ст. 13 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензирующий орган потребовал от соискателя лицензии предоставления документов, не предусмотренных законом, суд отклоняет, как противоречащий положениям вышеприведенных норм закона, фактическим обстоятельствам и представленным в дело доказательствам.

В соответствии с ч.3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

С учетом изложенного, заявление ОАО «Авиакомпания Россия» удовлетворению не подлежит. Расходы по государственной пошлине в соответствии со ст. 110 АПК РФ возлагаются на заявителя.

На основании статей 3, 8, 12, 14 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», руководствуясь ст. ст. 29, 65, 71, 167- 170, 176, 198-201 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении заявления ОАО «Авиакомпания Россия» о признании незаконным решения Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды от 22.05.2012 № Р2012/2057/100/О об отказе в предоставлении лицензии и о возложении обязанности выдать соответствующую лицензию.

Проверено на соответствие Федеральному закону от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», постановлению Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 № 1216 «О лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства), а также работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления».

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

СУДЬЯ: А.Б. Полякова