ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-97558/2021-37-621 от 26.08.2021 АС города Москвы

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Москва                                                                                      Дело  № А40-97558/21-37-621

02 сентября 2021 года                                                                                                                 

Резолютивная часть решения объявлена 26 августа 2021 года

Полный текст решения изготовлен 02 сентября 2021 года

Арбитражный суд города Москвы в составе судьи Скачковой Ю.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником ФИО1

рассмотрев в судебном заседании дело

по исковому заявлению ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ПРОФИТ ТРАИЛ" (107113, МОСКВА ГОРОД, ФИО2 УЛИЦА, 3, 2, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 12.02.2003, ИНН: <***>)

к ДЕПАРТАМЕНТУ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ (123112, МОСКВА ГОРОД, 1-Й КРАСНОГВАРДЕЙСКИЙ ПРОЕЗД, ДОМ 21, СТРОЕНИЕ 1, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 08.02.2003, ИНН: <***>)

третье лицо: ВЫСШИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ <...> ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 18.12.2002, ИНН:

7710489036)

о признании права на применение мер имущественной поддержки в виде предоставления льготной ставки арендной платы по договору аренды от 25.08.2004 № 04-00569/04 в размере 4 750 руб. за 1 кв.м. в год за период с 01.01.2020 по 31.12.2020.

При участии:

от истца – ФИО3 по доверенности от 22.07.2021;

от ответчика – ФИО4 по доверенности от 23.12.2020 № 33-Д-1559/20;

от третьего лица - ФИО4 по доверенности от 22.12.2020 № 4-47-1840/20.

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «ПРОФИТ ТРАИЛ» (ООО «ПРОФИТ ТРАИЛ», общество, истец)  обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Департаменту городского имущества города Москвы (Департамент, ответчик) с требованием о признании права на применение мер имущественной поддержки в виде предоставления льготной ставки арендной платы по договору аренды от 25.08.2004 № 04-00569/04 в размере 4 750 руб. за 1 кв.м. в год за период с 01.01.2020 по 31.12.2020.

В качестве правового обоснования заявленных требований истец ссылается на Постановление Правительства Москвы от 25.12.2012 № 800-ПП в редакции от 22.09.2020г.

Истец поддержал заявленные требования по доводам иска и письменных возражений.

Ответчик против иска возражал по доводам отзыва.

Третье лицо – Правительство Москвы – поддержало позицию ответчика.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и оценив в совокупности представленные доказательства, пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, истец на основании зарегистрированного в установленном порядке Договора аренды нежилого фонда, находящегося в собственности города Москвы от 25.08.2004 г. № 04-00569/04, заключенного с ответчиком, арендует нежилое помещение общей площадью 120,9 кв. м, расположенное по адресу: <...>.

Дополнительным соглашением от 21.04.2008 г. к договору площадь помещения изменена на 112,6 кв.м в соответствии с выпиской из технического паспорта БТИ от 31.08.2007 № 1386/4.

Согласно п. 2.1 договора в редакции дополнительного соглашения от 11.05.2017 г. срок действия договора аренды установлен с 01.07.2004 г. по 30.06.2025 г.

Истец является субъектом малого и среднего предпринимательства, что подтверждается соответствующей выпиской из реестра.

Согласно п. 5.4.4 договора в редакции дополнительного соглашения от 11.05.2017 г. арендатор обязался вносить арендную плату за объект аренды в порядке и в сроки, установленные договором.

В соответствии с п. 2 дополнительного соглашения от 11.05.2017 г. в период с 01.07.2015 по 30.06.2016 была установлена ставка арендной платы в размере 3 500,00 руб. за 1 кв.м в год без учета НДС в соответствии с п. 1.1 п. 1 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 № 800-ПП (в ред. от 01.07.2014) «О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы».

Впоследствии, начиная с 2017 года, Департамент городского имущества города Москвы уклонялся от предоставления обществу имущественной поддержки, что послужило основанием для неоднократного обращения общества в суд в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов.

Так, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 06.07.2018 года по делу № А40-7624/18-23-55 за ООО «Профит Траил» признано право на применение ставки арендной платы в размере 4 500 руб. за 1 кв.м в год на периоды с 01.01.2017 по 31.12.2017, с 01.01.2018 по 31.12.2018.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 27.10.2020 года по делу № А40-32105/20-6-236 за ООО «Профит Траил» признано право на применение ставки арендной платы в размере 4 500 руб. за 1 кв.м в год на период с 01.01.2019 по 31.12.2019.

Таким образом, общество пользуется мерами имущественной поддержки в виде предоставления льготной ставки арендной платы непрерывно с 2015 года.

08 ноября 2019 года общество обратилось в Департамент с заявлением исх. № 70 о направлении на рассмотрение Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства необходимого комплекта документов в целях оказания обществу как субъекту малого предпринимательства мер имущественной поддержки в виде установления льготной ставки арендной платы на 2020 год.

В ответ Департамент письмом от 27.11.2019 года № ДГИ-1-96652/19-1 сообщил о том, что арендная политика Правительства Москвы на 2020 год не определена, вопрос о предоставлении имущественной поддержки на 2020 год может быть рассмотрен при повторном обращении арендатора после принятия соответствующего нормативно-правового акта.

С учетом изложенного, 24 декабря 2019 года общество письмом исх. № 12-2 повторно обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении мер имущественной поддержки на 2020 год.

Письмом от 17.01.2020 года № ДГИ-1-113136/19-1 Департамент ответил отказом, ссылаясь на наличие задолженности по арендной плате по состоянию на 31.12.2019 в размере 1 050 726,80 руб., а также пени в размере 49 298,40 руб.

Указанная сумма задолженности была отражена на финансово-лицевом счете по причине начисления Департаментом арендной платы в 2019 году, исходя из рыночной ставки арендной платы в размере 14 206,50 руб. за 1 кв.м в год, в то время как обществом оплачивались арендные платежи, исходя из минимальной ставки арендной платы в размере 4 500 руб. за 1 кв.м в год.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 27.10.2020 года по делу № А40-32105/20-6-236 за ООО «Профит Траил» признано право на применение ставки арендной платы в размере 4 500 руб. за 1 кв.м в год на период с 01.01.2019 по 31.12.2019; в удовлетворении требований Департамента о взыскании задолженности по арендной плате в размере 910 793 руб. 20 коп. за период с 01.01.2019 по 31.10.2019, пени за период с 10.01.2019 по 31.10.2019 в размере 35 938 руб. 75 коп. отказано.

Указанное решение оставлено без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2021 года.

Согласно ч. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 27.10.2020 года по делу № А40-32105/20-6-236 установлено, что обществом исполнена обязанность по внесению арендной платы в спорный период (2019 год) в полном объеме и в предусмотренный договором срок, исходя из ставки 4 500 руб. за 1 кв.м в год, начисление Департаментом арендной платы исходя из рыночной ставки признано неправомерным.

По состоянию на дату обращения ООО «Профит Траил» с повторным заявлением от 24 декабря 2019 года в Межведомственную комиссию задолженность по арендной плате отсутствовала,  в связи с чем, истец полагает, что Департамент неправомерно отказал в предоставлении имущественной поддержки на 2020 год.

В 2020 году общество также уплачивало арендную плату, исходя из минимальной ставки арендной платы в размере 4 750 руб. за кв.м в год, с учетом предоставленной в соответствии с дополнительным соглашением к договору аренды от 09.10.2020 отсрочки по уплате арендных платежей за период с 5 марта 2020 г. по 1 октября 2020 г. включительно.

Согласно п. 1.3 указанного дополнительного соглашения арендатор обязан произвести оплату всей суммы арендной платы, на которую предоставлена отсрочка, до 1 января 2023 г.

Таким образом, в период с марта 2020 по сентябрь 2020 года начисление арендной платы не производилось с учетом предоставленной отсрочки.

За январь, февраль, октябрь, ноябрь, декабрь 2020 года, исходя из минимальной ставки арендной платы в размере 4 750 руб. за кв.м в год, обществом должно быть перечислено 222 854 руб. 15 коп.

Платежными поручениями от 26.12.2019 № 131, от 03.02.2020 № 131, от 03.03.2020 № 141, от 01.10.2020 № 180, от 02.11.2020 № 183, от 02.12.2020 № 186 в счет оплаты арендной платы за 2020 год по договору аренды от 25.08.2004 г. № 04-00569/04 обществом было перечислено 253 350 руб. 00 коп.

Таким образом, общество своевременно и в полном объеме исполняло обязательства по уплате арендных платежей, по состоянию на 31.12.2020 года на финансово-лицевом счете по договору аренды от 25.08.2004 г. № 04-00569/04 имелась переплата в размере 30 495 руб. 85 коп.

ООО «ПРОФИТ ТРАИЛ» полагая, что Департамент городского имущества города Москвы обязан  предоставить обществу имущественную поддержку в виде предоставления льготной ставки арендной платы в размере 4 750 руб. за 1 кв.м. в год за период с 01.01.2020 по 31.12.2020., обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению, при этом суд исходит из следующего.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон № 209-ФЗ) субъекты малого и среднего предпринимательства - это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными данным Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

В силу части 1 статьи 6 Закона № 209-ФЗ государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных данным Федеральным законом.

Органы государственной власти Российской Федераций, субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства должны оказывать поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства в целях развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами) (пункт 5 статьи 3 Закона № 209-ФЗ).

В части 1 статьи 16 Закона № 209-ФЗ приведены виды и формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (финансовая, имущественная, информационная и другие). Одним из видов поддержки является предоставление данным субъектам государственного и муниципального имущества на льготных условиях (статья 18 данного Закона).

Согласно ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», условия и порядок оказания поддержки субъектам малого предпринимательства устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).

Субъект Российской Федерации - город Москва - принял Закон от 26.11.2008 № 60 «О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве» (далее - Закон города Москвы № 60), регулирующий отношения, возникающие между органами государственной власти города Москвы, юридическими и физическими лицами в сфере предоставления поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в городе Москве. Данным Законом определены формы поддержки (имущественная, финансовая, информационная и другие), виды такой поддержки, источники ее средств и ресурсов, а также цели и условия деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Москве.

В пунктах 2.8.1 и 2.8.5 Положения об управлении объектами нежилого фонда, находящимися в собственности города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 29.06.2010 № 540-ПП, указано, что в целях реализации полномочий города Москвы, предусмотренных Законом № 209-ФЗ, уполномоченные органы власти города Москвы могут оказывать имущественную и иную предусмотренную законодательством поддержку субъектов экономической деятельности; к мерам государственной имущественной поддержки относится установление регулируемых ставок арендной платы за пользование объектами нежилого фонда, находящимися в собственности города Москвы.

Одним из основных принципов государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления (пункты 1, 4 части 3 статьи 6 Закона № 209-ФЗ, статья 3 Закона города Москвы № 60).

Постановлением Правительства Москвы от 25.12.2012 № 809-ПП «Об основных направлениях арендной политики по предоставлению нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы» утвержден Перечень случаев установления ставки арендной платы по договорам аренды нежилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, на льготных условиях, к которым относится осуществление субъектом малого предпринимательства хозяйственной деятельности на условиях, определенных соответствующим нормативным правовым актом Москвы.

В соответствии с пунктом 4 приложения к Постановлению Правительства Москвы от 25.12.2012 г. № 809-ПП ставка арендной платы субъектам малого предпринимательства устанавливается Правительством Москвы.

Правительство Москвы, осуществляющее от имени города Москвы полномочия по управлению государственным имуществом, в соответствии с требованиями Закона № 135-ФЗ, Закона № 209-ФЗ и Закона города Москвы № 60 в декабре 2012 года приняло Постановление № 800-ПП о предоставлении имущественной поддержки в виде установления с 01.10.2013 ставки арендной платы в размере 3 500 руб. за кв.м в год следующим группам субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов:

1. арендующим объекты площадью до 300 кв.м;

2. арендующим объекты площадью свыше 300 кв.м, осуществляющим деятельность в области здравоохранения и образования.

На основании Постановления № 800-ПП в данной редакции льготная ставка арендной платы применялась арендодателем самостоятельно ко всем субъектам малого предпринимательства - добросовестным арендаторам объектов площадью до 300 кв.м, не нарушающим условия договоров.

В последующем редакция Постановления № 800-ПП была изменена 16 раз. При этом, Правительством Москвы введены новые группы субъектов малого предпринимательства, которым предоставлялась имущественная поддержка в виде льготной ставки в размере 3500 руб., условия и порядок предоставления поддержки.

Пунктом 1 Постановления № 800-ПП (в ред. от 22.09.2020) с 01.01.2020 установлена ставка арендной платы в размере 4750 руб. за кв.м в год:

- субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв.м, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов (пункт 1.1 постановления);

- субъектам малого предпринимательства, осуществляющим деятельность в области здравоохранения, ветеринарии или образования, имеющим лицензию на осуществление такой деятельности и арендующим объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов (пункт 1.2 постановления);

- субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов, в случае, если указанные субъекты малого предпринимательства соответствуют одному из следующих условий:

используют указанные объекты нежилого фонда для осуществления деятельности в области: торговли товарами продовольственных групп; социального питания; бытового обслуживания; физической культуры и спорта; культуры; производства (пункт 1.3.1 постановления);

используют труд инвалидов при условии, что среднесписочная численность инвалидов среди их работников за последние два налоговых и (или) отчетных периода составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов (пункт 1.3.2 постановления).

Поскольку ООО «Профит Траил» полностью соответствует критериям, предусмотренным п. 1.1. а также п. 1.3.1 постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 г. № 800-ПП. а именно:

1) является субъектом малого предпринимательства;

2) арендует нежилое помещение площадью до 300 кв.м;

3) договор аренды заключен без проведения торгов;

4) осуществляет деятельность в сфере бытового обслуживания населения;

то в отношении ООО «Профит Траил» на период с 01.01.2020 по 31.12.2020 подлежит применению ставка арендной платы в размере 4 750 за 1 кв.м в год, что не требует внесения каких-либо изменений в Договор аренды, так как действует автоматически и устанавливается Департаментом в одностороннем порядке с момента вступления в силу соответствующего нормативного акта.

Само по себе заключение сторонами дополнительного соглашения о продлении срока аренды в соответствии с частью 9 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не исключает при определении размера арендной платы по договору применение положений Постановления № 800-ПП, в том числе пункта 1.1.

В части 9 статьи 17.1 Федерального закона № 135-ФЗ сформулировано общее правило о необходимости рыночной оценки при заключении договора аренды государственного или муниципального имущества на новый срок, но иное может быть предусмотрено другим законодательством, в том числе Законом № 209-ФЗ, которым установлены особые условия предоставления субъектам малого предпринимательства имущественной поддержки в виде передачи в аренду государственного или муниципального имущества, в том числе по льготным (отличным от рыночных) ставкам и при заключении договоров аренды на новый срок.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» проведение оценки объектов оценки является обязательным, в том числе, в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих субъектам Российской Федерации, определений стоимости объектов оценки, принадлежащих субъектам Российской Федерации, в целях их передачи в аренду.

При этом, согласно ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», если размер арендной платы установлен в соответствии с другим федеральным законом в связи с передачей в аренду, рыночная стоимость данного имущества в соответствии с Законом об оценочной деятельности не устанавливается. Нормы законодательства о развитии малого и среднего предпринимательства имеют более специальный характер по отношению к нормам антимонопольного законодательства, распространяющимся на всех хозяйствующих субъектов.

Как разъяснено в пункте 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» в редакции постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2013 № 13, если стороны в договоре аренды государственного или муниципального имущества указали, что размер арендной платы или иное условие корректируется при изменении указанных актов публично-правового образования, то такое изменение в отношениях сторон происходит автоматически и не требует изменения договора аренды.

Согласно пункту 6.2 заключенного сторонами договора аренды в редакции дополнительного соглашения от 11.05.2017 г. в случае изменения условий, размера, порядка оплаты аренды ставка арендной платы считается измененной Арендодателем в одностороннем порядке. В этом случае Арендодатель направляет Арендатору уведомление о том, что такое изменение произошло. Данное условие является обязательным для сторон и считается согласованным с даты, указанной в нормативном акте.

Таким образом, поскольку по условиям договора аренды и дополнительного соглашения размер арендной платы определяется на основании действующих в Москве нормативов, корректируется арендодателем, может изменяться в одностороннем порядке путем направления арендодателем уведомления о том, что такое изменение произошло, наличие в указанном дополнительном соглашении условия об установлении рыночной ставки арендной платы не препятствует применению с 01.01.2020 льготной ставки арендной платы, установленной Правительством Москвы в пункте 1.1 Постановления № 800-ПП в редакции, действующей с указанной даты, и не требует подписания соглашения о применении указанной ставки.

В том случае, если общество перестанет соответствовать установленным законодательством критериям получения льготы, нарушит требования, предусмотренные в Постановлении № 800-ПП, либо истечет срок действия нормативного правого акта, предоставившего льготу, подлежит начислению арендная плата, установленная дополнительным соглашением, определенная по результатам оценки рыночной стоимости права пользования объектом нежилого фонда.

Таким образом, истец, являясь субъектом малого предпринимательства, арендующим помещения менее 300 кв. м. на основании договора, заключенного без проведения торгов, право на применение льготной ставки арендной платы не утратило. Принимая во внимание положения ч. 9 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, подписание Дополнительного соглашения от 11.05.2017 г. к Договору не лишает общество права на имущественную поддержку.

Применение же рыночной ставки арендной платы в спорный период с учетом положений законодательства о поддержке субъектов малого предпринимательства, буквального содержания Постановления № 800-ПП, действующего в этот период, а также разъяснений, содержащихся в пункте 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора», фактического поведения арендодателя в лице уполномоченных органов, не соответствует разумным ожиданиям арендатора - субъекта малого предпринимательства, добросовестно исполняющего условия договора аренды.

Доводы ответчика отклоняются судом в связи со следующим.

Общество дважды обращалось в Межведомственную комиссию с заявлением о предоставлении мер имущественной поддержки на 2020 год

Ответчик в обоснование своей позиции ссылается на нормы Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 № 800-ПП в ред. от 22.09.2020 г., согласно которым имущественная поддержка в виде установления льготной ставки арендной платы предоставляется в порядке, предусмотренном п. 2.1 указанного Постановления, то есть посредством обращения в Межведомственную комиссию.

Как уже было указано, Обществом соблюден установленный порядок, а именно: 08 ноября 2019 года Общество обратилось в Департамент с заявлением исх. № 70 о направлении на рассмотрение Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства необходимого комплекта документов в целях оказания обществу мер имущественной поддержки в виде установления льготной ставки арендной платы на 2020 год.

Департамент письмом от 27.11.2019 года № ДГИ-1-96652/19-1 сообщил о том, что арендная политика Правительства Москвы на 2020 год не определена, вопрос о предоставлении имущественной поддержки на 2020 год может быть рассмотрен при повторном обращении арендатора после принятия соответствующего нормативно-правового акта

24 декабря 2019 года общество письмом исх. № 12-2 повторно обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении мер имущественной поддержки на 2020 год.

Однако, письмом от 17.01.2020 года № ДГИ-1-113136/19-1 Департамент ответил отказом, ссылаясь на наличие задолженности по арендной плате по состоянию на 31.12.2019 в размере 1 050 726,80 руб., а также пени в размере 49 298,40 руб.

Указанная сумма задолженности была отражена на финансово-лицевом счете по причине начисления Департаментом арендной платы в 2019 году, исходя из рыночной ставки арендной платы в размере 14 206,50 руб. за 1 кв.м в год, в то время как обществом оплачивались арендные платежи, исходя из минимальной ставки арендной платы в размере 4 500 руб. за 1 кв.м в год.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 27.10.2020 года по делу № А40-32105/20-6-236 установлено, что обществом исполнена обязанность по внесению арендной платы в спорный период (2019 год) в полном объеме и в предусмотренный договором срок, исходя из ставки 4 500 руб. за 1 кв.м в год, начисление Департаментом арендной платы по рыночной ставке признано неправомерным.

Таким образом, по состоянию на дату обращения ООО «Профит Траил» с повторным заявлением от 24 декабря 2019 года в Межведомственную комиссию задолженность по арендной плате отсутствовала, однако Департаментом пакет документов не был передан на рассмотрение Межведомственной комиссии.

Постановлением Правительства Москвы от 01.07.2013 № 424-ПП «О создании Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства и внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы» утверждено Положение о Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства, определяющее полномочия и порядок осуществления деятельности Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства в виде применения ставки арендной платы за кв. м объекта нежилого фонда, находящегося в собственности города Москвы, в год, установленной пунктом 1(1) постановления Правительства Москвы от 25 декабря 2012 г. № 800-ПП (далее - Положение).

Согласно пункту 2.1 Положения Комиссия принимает решения о предоставлении имущественной поддержки в виде применения ставки арендной платы за кв. м объекта нежилого фонда, находящегося в собственности города Москвы, в год, установленной пунктом 1(1) постановления Правительства Москвы от 25 декабря 2012 г. № 800-ПП «О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы», в отношении арендаторов, являющихся субъектами малого предпринимательства, при соблюдении следующих условий:

1. Субъект малого предпринимательства в установленном порядке включен в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

2. Субъект малого предпринимательства использует труд инвалидов при условии, что среднесписочная численность инвалидов среди его работников за последние два налоговых и (или) отчетных периода составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, либо субъект малого предпринимательства осуществляет один или несколько видов деятельности в области:

- Здравоохранения, ветеринарии или образования при наличии лицензии на осуществление такой деятельности.

- Торговли товарами продовольственных групп.

- Социального питания.

- Бытового обслуживания.

- Физической культуры и спорта.

- Культуры.

- Производства.

3. Объект нежилого фонда используется арендатором по целевому назначению.

4. У арендатора отсутствует задолженность по арендной плате в течение двух периодов оплаты подряд либо недоплаты арендной платы, повлекшей задолженность, превышающую размер арендной платы за два периода оплаты.

5. Арендуемое имущество не было передано арендатором без согласия арендодателя в субаренду.

6. Представлено заключение отраслевого органа исполнительной власти города Москвы о наличии оснований для предоставления субъекту малого предпринимательства имущественной поддержки.    

Таким образом, постановлением Правительства Москвы от 01.07.2013 № 424-ПП утвержден исчерпывающий перечень оснований, при которых арендатор имеет право на применение мер имущественной поддержки в виде установления льготной ставки арендной платы, предусмотренной пунктом 1(1) постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 № 800-ПП.

ООО «Профит Траил» полностью соответствует указанным критериям, а именно:

1) Включено в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, что подтверждается выпиской из соответствующего реестра.

2) Осуществляет деятельность в области бытового обслуживания населения.

3) Использует арендуемое имущество по целевому назначению, указанному в п. 1.3 договора аренды.

4) Своевременно и в полном объеме перечисляет арендную плату, что подтверждается прилагаемым расчетом и платежными поручениями об оплате.

С учетом изложенного, оснований для отказа в предоставлении мер имущественной поддержки на 2020 год не имелось.

В случае изменения порядка и условий внесения арендной платы Департамент городского имущества г.Москвы, как арендодатель по договору аренды, обязан направить в адрес арендатора соответствующее уведомление.

Согласно п. 5.1.3 заключенного сторонами договора аренды в ред. дополнительного соглашения от 11.05.2017 г. арендодатель направляет арендатору уведомление в случае изменения размера арендной платы в соответствии с разделом 6 настоящего договора.

Согласно п. 6.2 договора аренды в редакции дополнительного соглашения от 11.05.2017 г. в случае изменения условий, размера, порядка оплаты аренды ставка арендной платы считается измененной Арендодателем в одностороннем порядке. В этом случае Арендодатель направляет Арендатору уведомление о том, что такое изменение произошло. Данное условие является обязательным для сторон и считается согласованным с даты, указанной в нормативном акте.

Таким образом, в случае изменения условий и порядка внесения арендной платы Департамент обязан был направить в адрес общества уведомление о том, что такое изменение произошло.

Кроме того, пункт 5.1.6 договора аренды в редакции дополнительного соглашения от 11.05.2017 г. предусматривает право арендодателя ежегодно изменять размер арендной  платы в соответствии с разделом 6 настоящего Договора, а также в иных случаях, установленных правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

Согласно ст. 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений.

Департаментом направлялось в адрес общества уведомление от 06.12.2019 № 33-6-502459/19-(0)-1 о ставке арендной платы на 2020 год. Договором аренды при этом не предусмотрено право арендодателя изменять порядок и условия внесения арендной платы чаще 1 раза в год.

Исковые требования заявлены за период с 01.01.2020 по 31.12.2020 г. Ответчик полагает, что редакция Постановления Правительства Москвы № 800-ПП от 22.09.2020 г. подлежит применению с 01.01.2020, т. е. распространяется на отношения, возникшие до ее введения в действие.

Данная позиция основана на неверном толковании норм права и противоречит действующему законодательству.

Согласно ч. 1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом (абз. 2 ч. 1 ст. 4 ГК РФ).

При этом, применительно к положениям Гражданского кодекса РФ, под законом понимается лишь Гражданский кодекс Российской Федерации и принятые в соответствии с ними федеральные законы (ч.2 ст. 3 ГК РФ).

Таким образом, в силу абз. 2 ч. 1 ст. 4 ГК РФ, прямо предусмотренной обратной силой может обладать только закон, а не любой акт гражданского законодательства.

По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 настоящего Кодекса (ч.2 ст. 4 ГК РФ).

Согласно пункту 5 статьи 8 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», регламентирующей порядок обнародования и вступления в силу нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, конституция (устав) и закон субъекта Российской Федерации вступают в силу после их официального опубликования, законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.

Названный Федеральный закон является общим законом, устанавливающим порядок вступления в силу законов и других нормативных актов субъектов Российской Федерации.

Систему нормативных правовых актов г Москвы составляют Устав г. Москвы, законы г. Москвы, указы Мэра г. Москвы, постановления Правительства г. Москвы, нормативные правовые акты органов исполнительной власти г. Москвы. В системе нормативных правовых актов г. Москвы Устав имеет высшую юридическую силу, является актом прямого действия и подлежит применению на всей территории г. Москвы. Перечисленные нормативные правовые акты, требующие официального опубликования, вступают в силу после их официального опубликования (п. 5, 6 ст. 9 Закон г. Москвы от 28.06.1995 (ред. от 20.09.2017) «Устав города Москвы»). Таким образом, региональное законодательство не предусматривает возможность придания нормативным правовым актам обратной силы.

Как отметил Конституционный Суд РФ, обратная сила закона применяется преимущественно в отношениях, которые возникают между индивидом и государством в целом, и делается это в интересах индивида (уголовное законодательство, пенсионное законодательство); в отношениях, субъектами которых выступают физические и юридические лица, обратная сила не применяется, ибо интересы одной стороны правоотношения не могут быть принесены в жертву интересам другой, не нарушившей закон. В случае нарушения принципа соразмерности интересов общества, т.е. баланса конституционно защищаемых ценностей, законодательный акт в части придания ему обратной силы может быть признан недействующим (Постановление Конституционного Суда РФ от 15.02.2016 № 3-П «По делу о проверке конституционности положений части 9 статьи 3 Федерального закона «О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина ФИО5», Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 31.03.2016 № 45- АПП6-1).

При толковании данных изменений следует исходить из принципа сохранения разумной стабильности правового регулирования, недопустимости внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также предоставления в случае необходимости возможности в течение разумного переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24.05.2001г. № 8-П).

Как следует из п. 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011г. № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды», если федеральный закон, предусматривающий необходимость государственного регулирования арендной платы, отсутствует, но публично-правовое образование установило правила, которыми оно руководствуется при определении арендной платы и условий сдачи в аренду имущества, находящегося в собственности этого публично-правового образования, то акты, которыми устанавливаются такие правила, регулируют публичные отношения, связанные с управлением государственным или муниципальным имуществом, и адресованы соответствующим органам, осуществляющим управление. Поэтому их положения применяются к договору аренды лишь постольку, поскольку это предусмотрено самим договором.

С учетом изложенного, редакция Постановления 800-ПП от 22.09.2020 не имеет обратной силы и не применяется к отношениям, возникшим до ее введения в действие. Иное противоречило бы основным началам и смыслу гражданского законодательства.

Кроме того, пункт 1(1) Постановления 800-ПП, предусматривающий необходимость обращения в Межведомственную комиссию в случае, если арендная плата установлена по ставке, определенной на основании заключения независимого оценщика, был предусмотрен и в прежних редакциях Постановления 800-ПП и не является новеллой. Судами неоднократно давалась оценка доводам Правительства Москвы о невозможности установления минимальной ставки арендной платы без обращения в Межведомственную комиссию и такая позиция была признана несоответствующей установленным Законом № 209-ФЗ и Законом города Москвы № 60 принципам равной имущественной поддержки внутри одной группы субъектов малого предпринимательства, для которой такая поддержка предусмотрена (в данном случае арендаторы небольших помещений), обеспечения равных прав и возможностей при получении имущественной поддержки, а также противоречит требованиям антимонопольного законодательства, которым установлен запрет на создание органами государственной власти преимуществ каким-либо лицам и ограничений другим лицам внутри одной группы предпринимателей (Определение Верховного Суда РФ от 01.10.2020 г. по делу № 305-ЭС20-1800).

Признание за обществом права на применение ставки арендной платы в размере 4 750 руб. 00 коп. за 1 кв.м в год на период с 01.01.2020 по 31.12.2020, в соответствии с положениями Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 № 800-ПП в редакции от 22.09.2020, не требует внесения каких-либо изменений в договор аренды, поскольку действует автоматически и устанавливается Департаментом городского имущества города Москвы в одностороннем порядке с момента вступления в силу соответствующего нормативного акта.

При таких обстоятельствах, требования общества о признании права подлежат удовлетворению.

Расходы по оплате госпошлины относятся на ответчика.

С учетом изложенного, на основании ст.ст. 8, 11, 12, 431, 606, 614 ГК РФ,руководствуясь ст.ст.  65, 102, 110, 123, 156, 167-171, 176, 180, 181 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать за ОБЩЕСТВОМ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ПРОФИТ ТРАИЛ" (107113, МОСКВА ГОРОД, ФИО2 УЛИЦА, 3, 2, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 12.02.2003, ИНН: <***>) право на имущественную поддержку в виде предоставления льготной ставки арендной платы по договору аренды № 04-00569/04 от 25.08.2004г. в размере 4 750 руб. 00 коп. за 1 кв.м. в год на период с 01.01.2020 по 31.12.2020.

Взыскать с ДЕПАРТАМЕНТА ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ (123112, МОСКВА ГОРОД, 1-Й КРАСНОГВАРДЕЙСКИЙ ПРОЕЗД, ДОМ 21, СТРОЕНИЕ 1, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 08.02.2003, ИНН: <***>) в пользу ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ПРОФИТ ТРАИЛ" (107113, МОСКВА ГОРОД, ФИО2 УЛИЦА, 3, 2, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 12.02.2003, ИНН: <***>) 6 000 (шесть тысяч) руб. 00 коп. госпошлину.

Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                                       Ю.А. Скачкова