ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-97584/20-20-1480 от 28.09.2020 АС города Москвы

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Москва

Дело № А40-97584/20-20-1480

12 октября 2020 г.

Резолютивная часть решения объявлена 28 сентября 2020 года

Полный текст решения изготовлен 12 октября 2020 года                         

Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Бедрацкой А.В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Васильевой В.В., с использованием средств аудиофиксации,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению (заявлению) АО «ФортеИнвест» ИНН <***>

к МИ ФНС по КН № 2

о признании недействительным и отмене решения от 23.01.2020 г. № 3,

при участии представителей

от истца (заявителя) – не явился, извещен;

от ответчика – ФИО1 по дов. от 20.07.2020 г. № Д-135, ФИО2 по дов. от 01.01.2020 г. № Д-24;

от соответчика – ФИО3 по дов. от 14.01.2020 г. № 16-17/00380, ФИО4 по дов. от 14.01.2020 г. № 16-17/00377;

УСТАНОВИЛ:

Акционерное общество «ФортеИнвест» (далее – заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 2 (далее – ответчик, Инспекция) о признании недействительным решения от 23.01.2020 г. № 3 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Представители заявителя  в судебное заседание явились, просили удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Представители ответчика возражали против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу о том, что требования Общества не подлежат удовлетворению исходя из следующего.

Из материалов дела следует, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка (далее - КНП) налоговой декларации по акцизам на автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, прямогонный бензин, средние дистилляты, бензол, параксилол, ортоксилол, авиационный керосин, природный газ, автомобили легковые и мотоциклы (далее -налоговая декларация по акцизам на нефтяное сырье), представленной АО «ФортеИнвест» - 15.08.2019 за июль 2019 года.

По результатам КНП налоговой декларации по акцизам на нефтяное сырье за июль 2019 года составлен Акт налоговой проверки от 29.11.2019 № 21, на основании которого налоговым органом вынесено решение от 23.01.2020 № 3 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее - решение).

Указанным решением налогоплательщику доначислен акциз на нефтяное сырье в сумме 3 165 768 руб., и проценты в порядке пункта 14 статьи 203.1 НК РФ в сумме 174 637, 64 руб.

Также Общество привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 633 154 руб.

Решением ФНС России от 20.03.2020 № КЧ-4-9/4824@ апелляционная жалоба Заявителя оставлена без удовлетворения, решение Инспекции от 23.01.2020 № 3 без изменения.

Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд г. Москвы.

Принимая решение, суд руководствовался следующим.

В соответствии с п. 1 ст. 198 АПК РФ организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения государственных органов, если полагает, что оспариваемое решение не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно п. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативно-правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа, принявшего оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В ходе проведения проверки налоговой декларации по акцизу на нефтяное сырье за июль 2019 года установлено, что АО «ФортеИнвест» в нарушение пункта 8 статьи 193 НК РФ, неправомерно не включило в показатель VT при определении коэффициента Спю объемы серы и топлива технологического жидкого, что повлекло завышение суммы акциза, заявленной к возмещению из бюджета Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 203.1 НК РФ.

Согласно пункту 8 статьи 193 НК РФ при определении коэффициента Спю, используемого для расчета ставки акциза на нефтяное сырье, учитывается количество нефтяного сырья (VHC), направленного на переработку за налоговый период, и количество нефтепродуктов (по видам - Vn6, VCB, VKC, VT), произведенных из нефтяного сырья, направленного на переработку, и реализованных (переданных) в налоговом периоде.

В соответствии с пунктом 8 статьи 193 НК РФ при расчете коэффициента Спю, используемого для определения ставки акциза на нефтяное сырье, применяется показатель VT - количество мазута, битума нефтяного, парафина, вазелина, отработанных нефтепродуктов, иных жидких (за исключением фракций, массовая доля метил-трет-бутилового эфира и (или) иных эфиров и (или) спиртов в которых не менее 85 процентов) или твердых продуктов переработки нефтяного сырья, произведенных из нефтяного сырья, направленного на переработку и принадлежащего налогоплательщику на праве собственности, которые реализованы налогоплательщиком в налоговом периоде, выраженное в тоннах.

Для целей указанного пункта определение видов произведенных и реализованных налогоплательщиком продуктов переработки нефтяного сырья, в частности показатель VT осуществляется им самостоятельно в порядке, установленном Правительством Российской Федерации на основе единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС).

Согласно пункту 4 Правил определения видов произведенных и реализованных налогоплательщиком (в случае переработки нефтяного сырья на основе договора об оказании налогоплательщику услуг по переработке нефтяного сырья - переданных налогоплательщику и (или) по его поручению третьим лицам) продуктов переработки нефтяного сырья (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 №1729, налогоплательщик соотносит код ТН ВЭД ЕАЭС с условным обозначением вида продукции согласно приложению и определяет показатель, в том числе VT, соответствующий виду произведенных и реализованных продуктов переработки нефтяного сырья.

В приложение к Правилам указаны иные жидкие продукты переработки нефтяного сырья (за исключением фракций, массовая доля метил-трет-бутилового эфира и (или) иных эфиров и (или) спиртов в которых составляет по массе не менее 85 процентов) или твердые продукты переработки нефтяного сырья (за исключением кальцинированного (прокаленного) кокса) (при температуре 20 градусов Цельсия и давлении 760 миллиметров ртутного столба) для которых выбираются соответствующие им коды ТН ВЭД ЕАЭС, относящиеся к товарным позициям, не поименованные в приложении к Правилам.

Таким образом, если сера техническая газовая комовая сорт 9950 (2503 00 900 0), сера техническая газовая, гранулированная сорт 9998 (2503 00 900 0) являются продуктом переработки нефтяного сырья, компоненты которого поименованы в подпункте 13.1 пункта 1 статьи 181 НК РФ, то объем ее реализации учитывается в составе показателя VT.

Заявитель явствует: 1)Сера является не продуктом, полученным из углеводородного сырья, а продуктом очистки, выделения ее из нефтяного сырья для улучшения качества продуктов. В нефтяном сырье содержится не только сера, но и вода, соль и механические примеси (балласт), которые по мнению налоговых органов, не должны учитываться в расчетах, так как не содержат углеводород;

2)В корзине VT учитываются темные нефтепродукты, ставка вывозной таможенной пошлины на которые установлены на уровне 100% от экспортной пошлины на нефть сырую;

3)Сера техническая газовая комовая сорт 9950 (2503 00 900 0), сера техническая газовая, гранулированная сорт 9998 (2503 00 900 0) вывозной таможенной пошлиной не облагается и соответственно не может учитываться в корзине VT.

4)Событие налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 122 НК РФ, отсутствует, соответственно привлечение Общества к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, а так же начисление процентов, является неправомерным.

Суд не принимает данные оводы Общества на основании следующего.

Довод Заявителя о том, что «при расчете коэффициента Спю в корзине Vm Общество не учитывало продукты: Сера техническая газовая комовая сорт 9950 (2503 00 900 0), сера техническая газовая, гранулированная сорт 9998 (2503 00 900 0) потому что сера не содержит смеси углеводородов, и нефтяное сырье не является одним из ее компонентов» является необоснованным по следующим основаниям.

В соответствии с 8 статьи 193 НК РФ ставка акциза на нефтяное сырье (Анс) определяется налогоплательщиком в рублях за 1 тонну по формуле:

Анс = ((Цнефтьх 7,3 - 182,5) х 0,3+ 29,2) хРх СпюхКкоррхКрег.

Спю - удельный коэффициент, характеризующий корзину продуктов переработки нефтяного сырья.

Спю определяется по формуле:

Спю = (Уне - 0.55 х Упб - 0.3 х Уев - 0.065 х Укс - Ут)/ Унс,

где VHC - количество нефтяного сырья, принадлежащего налогоплательщику на праве собственности и направленного налогоплательщиком либо организацией, непосредственно оказывающей налогоплательщику услуги по переработке нефтяного сырья, на переработку по данным средств измерений, размещенных в местах, указанных в свидетельстве о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, выданном налогоплательщику либо организации, непосредственно оказывающей налогоплательщику услуги по переработке нефтяного сырья, за налоговый период, выраженное в тоннах;

VT - количество мазута, битума нефтяного, парафина, вазелина, отработанных нефтепродуктов, иных жидких (за исключением фракций, массовая доля метил-трет-бутилового эфира и (или) иных эфиров и (или) спиртов в которых не менее 85 процентов) или твердых продуктов переработки нефтяного сырья, произведенных из нефтяного сырья, направленного на переработку и принадлежащего налогоплательщику на праве собственности, которые реализованы налогоплательщиком в налоговом периоде (в случае переработки нефтяного сырья на основе договора об оказании налогоплательщику услуг по переработке нефтяного сырья - переданы налогоплательщику и (или) по его поручению третьим лицам в налоговом периоде), выраженное в тоннах. Агрегатное состояние продуктов переработки нефтяного сырья в настоящем абзаце определяется при температуре 20 градусов Цельсия и давлении 760 миллиметров ртутного столба.

Таким образом, в показателе VT учитываются продукты переработки нефтяного сырья, а не наоборот, как на то указывает налогоплательщик продукты, содержащие в качестве компонента нефтяное сырье.

Необходимо отметить, что налоговым органом в оспариваемом решении от 23.01.2020 № 3 не делается выводов о том, что сера техническая газовая комовая сорт 9950 (2503 00 900 0), сера техническая газовая, гранулированная сорт 9998 (2503 00 900 0) содержат в себе смеси углеводородов, и о том, что нефтяное сырье является одним из компонентов серы.

В своем заявлении АО «ФортеИнвест» указывает на то, что «нефть представляет собой сложную углеводородную смесь с примесями азотистых, кислородных и сернистых соединений, а также незначительного количества металлов».

Установлено, что в целях исчисления ставки акциза на нефтяное сырье (Анс) и определения налоговой базы, налогоплательщик определяет объем нефтяного сырья (VHC) В массе нетто в тоннах, за вычетом воды, солей и механических примесей, но с учетом объемов серы.

Таким образом, налогоплательщик считает возможным при определении объемов нефтяного сырья (VHC) учитывать в нем объемы серы, но не учитывает ее при определении удельного коэффициента Спю, характеризующего корзину продуктов нефтяного сырья, в показателе VT, апеллируя тем, что сера не является продуктом переработки нефтяного сырья, а является побочным продуктом.

Вместе с тем такой подход налогоплательщика, по учету серы в объемах нефтяного сырья (VHC), является противоречащим его же позиции, что сера это примесь, и она не может являть продуктом переработки нефтяного сырья и учитываться в показателе VT.

Исходя из такой логики налогоплательщика следует, что он включает серу в нефтяное сырье, однако при получении ее в качестве готового продукта, путем переработки нефтяного сырья, содержащего в себе серу, не считает нужным учитывать ее в показателе VT, В качестве продукта переработки нефтяного сырья.

2.Довод налогоплательщика о том, что «сера является не продуктом, полученным из углеводородного сырья, а продуктом очистки, выделением ее из нефтяного сырья для улучшения качества продуктов» является несостоятельным ввиду нижеследующего.

В соответствии с пунктом 11 статьи 179.7 НК РФ в целях главы 22 «Акцизы» НК РФ к технологическим процессам по переработке нефтяного сырья относятся следующие процессы (их совокупность):

1)        первичная переработка нефти и (или) конденсата газового стабильного;

2)        каталитический риформинг бензина;

3)        каталитический крекинг;

4)        гидрокрекинг;

5)        гидроконверсия тяжелых остатков;

6)        замедленное коксование;

7)        селективная очистка, депарафинизация и гидроизодепарафинизация.

Ввиду вышеизложенного, процессы очистки нефтяного сырья от сернистых соединений, входят в понятие переработки нефтяного сырья.

Необходимо отметить, что после очистки нефтепродуктов от сернистых соединений, в целях получения серы, как конечного продукта, в том числе с целью реализации, требуется ее дальнейшая переработка, которая осуществляется на всех нефтеперерабатывающих заводах, имеющих установки очистки серы.

В обоснование своей позиции Заявитель ссылается на то, что сера не является продуктом переработки нефтяного сырья, так как выделяется из нефтяного сырья.

Однако следует учитывать, что из нефтяного сырья также выделяются -бензиновые, дизельные, керосиновые и другие фракции.

В этой связи из такой логики налогоплательщика, следует, что бензиновые, дизельные, керосиновые фракции также не являются продуктами переработки нефтяного сырья. что противоречит нормативно-техническим актам, регламентирующим производство перечисленных фракций.

Согласно пункту 1.2 договора на переработку от 08.06.2011 № 43204-10/11-1 (далее - договор от 08.06.2011 № 43204-10/11-1), заключенного между ПАО «Орскнефтеоргсинтез» (Завод) и ЗАО «ФртеИнвест» (Заказчик), завод обязуется ежемесячно перерабатывать на своих производственных мощностях сырье заказчика в соответствии с условиями настоящего договора.

В соответствии с пунктом 1.3. договора от 08.06.2011 № 43204-10/11-1 под переработкой сырья понимается выполнение ПАО «Орскнефтеоргсинтез» всех операций, начиная с приемки сырья и заканчивая отгрузкой товарных нефтепродуктов.

Наименование и количество товарных нефтепродуктов, вырабатываемых Заводом в течение отчетного месяца, указываются в приложениях, являющимися неотъемлемой частью договора от 08.06.2011 № 43204-10/11-1.

Согласно пункту 5 Акта выполненных работ от 31.07.2019 № 7/ПР по договору от 08.06.2011 № 43204-10/11-1 в процессе переработки сырья в июле 2019 года ПАО «Орскнефтеоргсинтез» выработал для АО «ФортеИнвест» в числе прочих товарных нефтепродуктов серу техническую газовую комовую (сорт 9950), серу техническую газовую гранулированную (сорт 9998).

Согласно пункту 1 Акта приема-передачи товарных нефтепродуктов от 31.07.2019 № 7/ПР по договору от 08.06.2011 № 43204-10/11-1 ПАО «Орскнефтеоргсинтез» в июле 2019 года передал АО «ФортеИнвест» в числе прочих товарных нефтепродуктов серу техническую газовую комовую (сорт 9950) в объеме 1 079,500 т., серу техническую газовую гранулированную (сорт 9998) в объеме 754,116 т.

Таким образом, исходя из вышеуказанных документов следует, что сера техническая газовая комовая (сорт 9950), сера техническая газовая гранулированная (сорт 9998) являются продуктами переработки нефтяного сырья.

Ввиду вышеизложенного, учитывая, что сера техническая газовая комовая (сорт 9950), сера техническая газовая гранулированная (сорт 9998) является продуктом переработки нефтяного сырья, компоненты которого поименованы в подпункте 13.1 пункта 1 статьи 181 НК РФ, то объем ее реализации учитывается в составе показателя VT.

Дополнительно в обоснование своей позиции Общество ссылается на Постановление Правительства Российской Федерации от 12.02.2020 № 125 «О внесении изменений в приложение к Правилам определения видов произведенных и реализованных налогоплательщиком (в случае переработки нефтяного сырья на основе договора об оказании налогоплательщику услуг по переработке нефтяного сырья -переданных налогоплательщику и (или) по его поручению третьим лицам) продуктов переработки нефтяного сырья» в соответствии с которым сера сырая и нерафинированная, прочая сера всех видов кроме серы сублимированной, осажденной и коллоидной по коду ТН ВЭД ЕАЭС 2503 00 900 0 исключены из корзины VT И, соответственно, не должны включаться в расчет коэффициента Спю.

Кроме того, Постановление Правительства Российской Федерации от 12.02.2020 № 125 начало действовать с 01.04.2020 и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01.12.2019, в связи с чем, указанные в нем положения не применимы в рассматриваемой ситуации.

3.Позиция АО «ФортеИнвест» о том, что «событие налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 122 НК РФ, отсутствует, соответственно привлечение Общества к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, а так же начисление процентов, является неправомерным» несостоятельна по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).

В соответствии с пунктом 2 статьи 203.1 НК РФ налогоплательщики реализуют право на возмещение (зачет, возврат) путем подачи в налоговый орган не позднее пяти дней со дня подачи налоговой декларации заявления о возмещении налога, в котором налогоплательщик указывает реквизиты банковского счета для перечисления денежных средств.

В указанном заявлении налогоплательщик принимает на себя обязательство вернуть в бюджет излишне полученные им (зачтенные ему) суммы, включая проценты, предусмотренные пунктом 7 настоящей статьи (в случае их уплаты), а также уплатить начисленные на указанные суммы проценты в порядке, установленном пунктом 14 настоящей статьи, в случае, если решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, будет отменено полностью или частично в случаях, предусмотренных настоящей статьей.

Пунктом 14 статьи 203.1 Кодекса предусмотрено, что на подлежащие возврату налогоплательщиком суммы акциза начисляются проценты, начиная со дня фактического получения налогоплательщиком средств или принятия решения о зачете суммы налога, заявленной к возмещению.

Заявляя указанный довод, Общество не учитывает, что применяя заявительный порядок, налогоплательщик принимает на себя обязательство вернуть в бюджет излишне полученные им (зачтенные ему) в заявительном порядке суммы, а также уплатить начисленные на указанные суммы проценты в порядке, установленном пунктом 14 статьи 203.1 НК РФ.

Таким образом, применение заявительного порядка возмещения акциза из бюджета возлагает на Общество риск ненадлежащего расчета возмещаемых сумм в виде уплаты процентов.

Материалами КНП налоговой декларации по акцизу на нефтяное сырье за май 2019 года установлено нарушение АО «ФортеИнвест» пункта 8 статьи 193 НК РФ, пункта 27 статьи 200 НК РФ ввиду неверного определения ставки акциза на нефтяное сырье (Анс), что повлекло завышение суммы акциза на нефтяное сырье, возмещенной в соответствии с пунктом 2 статьи 203.1 НК РФ.

Таким образом, привлечение Общества к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ и начисление процентов, в соответствии с пунктом 14 статьи 203.1 НК РФ является правомерным.

Учитывая изложенное, отсутствуют предусмотренные ст. 198 АПК РФ основания для удовлетворения требования Заявителя о признании недействительным ненормативного акта Инспекции.

Расходы по оплате государственной пошлины относятся судом на заявителя исходя из положений ст. 110 АПК РФ.        

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "ФОРТЕИНВЕСТ" (127055, МОСКВА ГОРОД, УЛИЦА НОВОСЛОБОДСКАЯ, ДОМ 41, ЭТАЖ 6 ПОМЕЩЕНИЕ I, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 16.02.2011, ИНН: <***>) к МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 2 (109012, <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 16.12.2004, ИНН: <***>) о признании недействительным решения № 3 от 23.01.2020, отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Девятый арбитражный апелляционный суд, через Арбитражный суд города Москвы.

Судья:

А.В. Бедрацкая