И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
г. Москва Дело № А40-97592/2016-21-849
21 июля 2016 г.
Резолютивная часть решения объявлена 19 июля 2016г.
Полный текст решения изготовлен 21 июля 2016г.
Арбитражный суд в составе судьи О.В. Каменской,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ю.С. Калачевой,
рассмотрев в судебном заседании заявление ТСЖ «Вавилова-97» (ИНН <***> ОГРН <***> Дата регистрации 23.01.2003, 117335,ГОРОД МОСКВА,,,,УЛИЦА ВАВИЛОВА,97)
к Государственной жилищной инспекции по г. Москве (ИНН <***> ОГРН <***> Дата регистрации 26.07.2002, 129090,ГОРОД МОСКВА,,,,ПРОСПЕКТ МИРА,19,,)
о признании незаконным и отмене Предписания от 28.10.2015г. № Р-О-ЮЗ-11688/1
при участии:
от истца (заявителя) – ФИО1 (по дов. от 02.12.2015г.), ФИО2 (по дов. от 02.12.2015г.)
от ответчика – ФИО3, дов.№770-и от 04.05.2016 г.
суд,
УСТАНОВИЛ:
ТСЖ «Вавилова-97» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции города Москвы от 28.10.2015 г. № Р-О-ЮЗ-11688/1, прекращения производства по административному делу.
В судебном заседании представитель ТСЖ «Вавилова-97» поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, пояснив, что оспариваемое предписание нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку незаконно возлагает на него обязанность по устранению нарушений, которые таковыми не являются.
В процессе рассмотрения дела по существу ТСЖ «Вавилова-97» заявлено ходатайство о восстановлении срока на подачу заявления, которое судом протокольным определением на основании ст. 197, 198, 159 АПК РФ, удовлетворено.
Государственная жилищная инспекция города Москвы в отзыве и в устных доводах возражала против заявленных требований, указав на нарушение заявителем срока на подачу заявления, законность оспариваемого Предписания.
Исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, выслушав доводы заявителя, арбитражный суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт (решение или действие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, обстоятельствами, подлежащими установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, действий (бездействий) государственных органов, являются соответствие оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и нарушение оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Как следует из материалов дела, В ходе осмотра Мосжилинспекцией представленных Заявителем информации и комплекта документов, в части правомерности начисления платы по статье «членские взносы», выявлены нарушения порядка расчета платы за коммунальную услугу «членские взносы», в связи с чем 28.10.15 г. главным специалистом Государственной жилищной инспекции г. Москвы ФИО4 было вынесено оспариваемое предписание № Р-О-ЮЗ-11688/1 от 28.10.2015 г., в соответствии с которым Заявителю предписано произвести перерасчет платы по нежилому помещению «мастерская 12» за услугу «членские взносы» за период с 2013 по 2015 в срок до 01.12.2015 г.
Решением общего собрания собственников помещений, отраженным в протоколе №2 от 23.12.2004 г., № 3 от 27.03.207г. в многоквартирном доме по адресу: <...> было создано Товарищество собственников жилья «Вавилова-97», избран соответствующий способ управления многоквартирным домом.
Товарищество собственников жилья «Вавилова-97»внесено в Единый реестр управления многоквартирными домами, что подтверждается свидетельством .
Административный орган в отзыве и в доводах указал на обстоятельство того, что один из членов ТСЖ подал заявление о выходе из ТСЖ, при этом, ТСЖ не был заключен с данным собственником жилого помещения многоквартирного дома договор управления, и как следствие , производится начисление платы за услуги.
Согласно ч.1 ст. 135 ЖК РФ, товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами.
Частью 4.1 статьи 137 ЖК РФ, установлены права ТСЖ, которые данное юридическое лицо вправе осуществлять без согласования с собственниками помещений, которые не являются членами ТСЖ. Так, товарищество собственников жилья вправе: заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом и иные обеспечивающие управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоры; определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкциюмногоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели; устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме; выполнять работы для собственников помещений в многоквартирном доме и предоставлять им услуги.
В соответствии со ст. 144 ЖК РФ органами управления товарищества собственников жилья являются общее собрание членов товарищества, правление товарищества.
Согласно ст. 145 ЖК РФ общее собрание членов товарищества собственников жильяявляется высшим органом управления товарищества и созывается в порядке, установленном уставом товарищества. К компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относятся, в частности, установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества, утверждение порядка образования резервного фонда товарищества, иных специальных фондов товарищества (в том числе фондов на проведение текущего и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме) и их использования, а также утверждение отчетов об использовании таких фондов, утверждение годового плана содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме, отчета о выполнении такого плана, утверждение смет доходов и расходов товарищества на год, отчетов об исполнении таких смет, аудиторских заключений (в случае проведения аудиторских проверок).
Во исполнение вышеуказанных полномочий, общим собранием членов ТСЖ принято решение об установлении членских взносов , сумм оплат с целью эксплуатации дома.
Решения общих собраний членов многоквартирного доме по адресу: <...>, не оспорены в судебном порядке, являются действительными.
Во исполнение вышеуказанных решений общего собрания членов ТСЖ, принято решение о включения в Единые платежные документы, выставляемые собственниками нанимателям помещений МКД, спорные взносы и суммы эксплуатации.
По результатам проведенной Государственной жилищной инспекции г. Москвы проверки было установлено, что включение в ЕПД данных сумм является незаконным и противоречит положениям действующего законодательства , в связи с чем ТСЖ было выдано обязательное для исполнения оспариваемое предписание о перерасчете платы.
Не согласившись с выданным предписанием, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
В соответствии со ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
В силу части 2 указанной выше нормы Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 г. № 1086 утверждено Положение о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 5, 6 Положения о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации органы государственной жилищной инспекции осуществляют контроль за использованием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий; за техническим состоянием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и их инженерного оборудования, своевременным выполнением работ по их содержанию и ремонту в соответствии с действующими нормативно-техническими и проектными документами; за обоснованностью устанавливаемых нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг; за санитарным состоянием помещений жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме в части, согласованной с соответствующими службами санитарно-эпидемиологического контроля; за осуществлением мероприятий по подготовке жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме к сезонной эксплуатации; за рациональным использованием в жилищном фонде, общем имуществе собственников помещений в многоквартирном доме топливно-энергетических ресурсов и воды; за соблюдением нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами (отопление, электро-, водо-, газоснабжение и т.д.); за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и придомовыми территориями; за соблюдением порядка и правил признания жилых домов и помещений непригодными для постоянного проживания, а также перевода их в нежилые; за наличием и соблюдением условий договоров между собственниками государственных или муниципальных объектов жилищно-коммунального хозяйства, производителями услуг и потребителями; за проведением конкурсов на обслуживание и капитальный ремонт домов государственного и муниципального жилищных фондов; за выполнением жилищно-коммунальных услуг по заявкам населения; за наличием в жилых домах приборов регулирования, контроля и учета энерго- и водоресурсов.
Постановлением Правительства Москвы от 26 июля 2011 г. № 336-ПП утверждено Положение о Государственной жилищной инспекции города Москвы (далее - Положение).
В соответствии с п. 1 указанного Положения государственная жилищная инспекция города Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим:
- функции по региональному государственному жилищному надзору в пределах своей компетенции;
- функции по предоставлению государственных услуг по согласованию переустройства и перепланировки помещений в многоквартирных домах;
- функции по управлению системой мониторинга многоквартирных домов и особых объектов нежилого фонда города Москвы;
- полномочия по проведению обследования объектов жилищного фонда, объектов комплекса социальной сферы и спортивных сооружений в жилой застройке в целях оценки оснащенности техническими средствами безопасности, а также контролю состояния технических средств безопасности и их эксплуатации.
Согласно п. 11. Административного регламента исполнения Государственной жилищной инспекцией города Москвы государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора в городе Москве, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 28.12.2011 N 655-ПП, уполномоченные должностные лица Мосжилинспекции обязаны выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их выполнения в случае выявления при проведении проверки нарушений в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, Мосжилинспекция, выдав оспариваемое предписание, действовала в рамках предоставленных полномочий.
Как указано выше, общим собранием членов ТСЖ принято решение об установлении членских взносов , сумм оплат с целью эксплуатации дома.
Решения общих собраний членов многоквартирного доме по адресу: <...>, не оспорены в судебном порядке, являются действительными.
Во исполнение вышеуказанных решений общего собрания членов ТСЖ, принято решение о включения в Единые платежные документы, выставляемые собственниками нанимателям помещений МКД, спорные взносы и суммы эксплуатации.
По смыслу статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», предписание выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность (статья 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Следовательно, предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
Согласно ст. 46 Жилищного кодекса Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1 - 3.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме.
Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме не вправе принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня данного собрания, а также изменять повестку дня данного собрания.
Решения, принятые общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, а также итоги голосования доводятся до сведения собственников помещений в данном доме собственником, по инициативе которого было созвано такое собрание, путем размещения соответствующего сообщения об этом в помещении данного дома, определенном решением общего собрания собственников помещений в данном доме и доступном для всех собственников помещений в данном доме, не позднее чем через десять дней со дня принятия этих решений.
Протоколы общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме и решения таких собственников по вопросам, поставленным на голосование, хранятся в месте или по адресу, которые определены решением данного собрания.
Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику.
В многоквартирном доме, все помещения в котором принадлежат одному собственнику, решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принимаются этим собственником единолично и оформляются в письменной форме. При этом положения настоящей главы, определяющие порядок и сроки подготовки, созыва и проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, не применяются, за исключением положений, касающихся сроков проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Так, ч.1 ст. 161 предусмотрено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан,надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Таким образом, закон не исключает принятие на общем собрании вопросов хотя и прямо не предусмотренных в ст. 44 ЖК РФ, но цели которых соответствуют целям, названным в ст. 161 ЖК РФ.
Судом установлено, что протокол общего собрания жителей дома, в судебном порядке недействительным не признан, поэтому указанный протокол имеет юридическую силу и порождает все правовые последствия предусмотренные нормами жилищного законодательства в рамках общественных отношений собственников помещений многоквартирного дома при участии их в голосовании по вопросам повестки дня.
Отсюда следует, что начисление платы собственникам помещений в многоквартирном доме происходит в соответствии с законом и оснований для проведения перерасчета не имеется.
С учетом изложенного, арбитражный суд считает обоснованными доводы заявителя о неправомерности выданного Мосжилинспекцией предписания.
В силу ст.65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Мосжилинспекцией в материалы дела не представлено надлежащих доказательств, свидетельствующих о том, что ТСЖ нарушены нормы Жилищного кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного арбитражный суд считает, что оспариваемое предписание вынесено Мосжилинспекцией с нарушением норм действующего законодательства, чем нарушены права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В этой связи требования общества о признании оспариваемого предписания недействительным являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Расходы по государственной пошлине возлагаются на заинтересованное лицо согласно ст. 110 АПК РФ.
Исходя из изложенного, на основании ЖК РФ и руководствуясь ст.ст. 27-29, 33, 64-68, 71, 75, 81, 102, 110, 167-170, 176, 189, 197-201 АПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Признать незаконным и отменить Предписание Государственной жилищной инспекции города Москвы от 28.10.2015 г. № Р-О-ЮЗ-11688/1, что проверено на соответствие Жилищному кодексу Российской Федерации.
Обязать Государственную жилищную инспекцию города Москвы в тридцатидневный срок со дня вступления решения в законную силу устранить нарушение прав и законных интересов заявителя.
В остальной части требований – производство по делу прекратить.
Взыскать с Государственной жилищной инспекции города Москвы в пользу ТСЖ «Вавилова-97» расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 (три тысячи) рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья: О.В. Каменская