ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-97924/16 от 09.08.2016 АС города Москвы

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Москва

Дело № А40-97924/16 -171-866

августа 2016 г.

Резолютивная часть решения объявлена 09 августа 2016 года

Полный текст решения изготовлен 11 августа 2016 года

Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Р.Т. Абрекова (единолично)

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Л.А. Соколовой 

Рассмотрел в открытом судебном заседании дело

по исковому заявлению  ООО "АВАНГАРД" (ОГРН <***>, ИНН <***>)  115230 <...>. СТР.9, дата регистрации: 23.08.2006г.

к ответчику ООО "ОБЪЕДИНЕННЫЕ КОНДИТЕРЫ"  (ОГРН <***>,ИНН <***>) 115184 <...> копр. СТР.1, дата регистрации: 13.11.2002г.

о  взыскании 17 400 519 руб. 33 коп.  по договору на сопровождение продаж товаров в рознице №13/135-18 от 20.05.2013г.

при участии: от истца –  ФИО1 по дов. б/№ от 11.03.2016г.

от ответчика –  ФИО2 по дов. 77АВ1908168 от 02.08.2016г.

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к ответчику о взыскании денежных средств в размере 17 400 519 руб. 33 коп.,  ссылаясь на нарушение ответчиком обязательств по договору на сопровождение продаж товаров в рознице №13/135-18 от 20.05.2013г., требований ст.ст. 307-310, 779-781 ГК РФ.

Протокольным определением от 09 августа 2016г., суд, рассмотрев ходатайство ответчика в порядке ст. 158 АПК РФ, отказал ответчику в удовлетворении заявленного ходатайства об отложении судебного разбирательства, поскольку суд пришел к выводу о возможности рассмотрения настоящего дела в настоящем судебном разбирательстве по представленным в материалы дела доказательствам. Суд отметил, что позиции сторон раскрыты, рассмотрение настоящего спора не может быть поставлено в зависимость от ведения хозяйственной деятельности ответчика по проведению аудита магазинов, в которых, как указывает истец, истцом были оказаны услуги ответчику. Кроме того, суд отметил, дальнейшее отложение судебного разбирательства приведет к затягиванию рассмотрения спора.

Истец исковые требования поддержал в полном объеме.

Ответчик против удовлетворения исковых требований возражал, представил отзыв на иск. Сослался на то, что акты за спорные периоды ноябрь 2015г., декабрь 2015г. и январь 2016г. не подписывал в связи с выявлением фактов ненадлежащего оказания услуг истцом. По существу ответчик ссылается также на то, что в результате самостоятельного аудита ряда магазинов, в которых должны были оказываться услуги истцом ответчику согласно условиям Договора, в период производства по делу ответчиком установлено, что истцом услуги не были оказаны.

Выслушав доводы представителя истца, возражения ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Как видно из материалов дела, 20 мая 2013 года между истцом (Исполнитель) и ответчиком (Заказчик) был заключен договор на сопровождение продаж товаров в рознице № 13/135-18 (Договор), согласно которому истец оказывал ответчику услуги мерчендайзинга, а именно - осуществлял выкладку товаров лицевой стороной к покупателю таким образом, чтобы содержащиеся на их упаковке сведения были доступны потребителю и совершал прочие необходимые действия, оговоренные сторонами в Договоре (п.п. 2.3.1. - 2.3.7).

Пунктом 2.2. Договора установлено, что услуги подлежали оказанию в торговых точках и в срок, указанный в Приложениях и Заявках, являющихся неотъемлемыми частями заключенного между сторонами Договора.

Как следует из иска и оспариваемого Договора, а также не оспорено сторонами, перечень товаров Заказчика, в отношении которых оказываются услуги по Договору, согласован сторонами в Приложении №1 «Перечень товаров».

Согласно п. 6.2.1. Договора, в рамках Договора, период предоставления услуг (отчетный период) составляет один календарный месяц и в дальнейшем именуется «Период».

 В соответствии с п.6.2.2. Договора в течение 5 (пяти) календарных дней по окончании Периода Исполнитель предоставляет Заказчику Развернутый акт оказанных Услуг по форме, согласованной Сторонами в Приложении №7 к Договору.

В соответствии с п.6.2.3. Договора Развернутый акт оказанных услуг направляется Заказчику в письменном виде на адрес, указанный в разделе 11 настоящего договора, а также по электронной почте.

Как следует из положений п. 6.2.4. Договора, в Развернутом акте оказанных услуг обязательно присутствие следующей информации: адреса Торговых точек, в которых Исполнитель оказывает Услуги в отчетном Периоде; табель времени оказания Услуг в отчетном Периоде с разбивкой по календарным датам оказания услуг и Торговым точкам, в которых Услуги оказывались; количество дней оказания Услуг в отчетном Периоде; стоимость оказания Услуг за отчетный Период в каждой ФИО3 точке, рассчитанная по процедуре, описанной в Приложении №5; общая стоимость Услуг за отчетный Период, рассчитанная по процедуре, описанной в Приложении №5.

В соответствии с п. 6.2.5. Договора, в течение 15 (пятнадцати) дней после получения от Исполнителя Развернутого акта оказанных услуг Заказчик обязан рассмотреть и подписать Развернутый акт, либо направить мотивированный отказ от его подписания. В случае направления Заказчиком мотивированного отказа от подписания Развернутого акта Исполнитель в течение 5 (пяти) дней после получения мотивированного отказа обязан устранить указанные Заказчиком в мотивированном отказе недостатки.

Пунктом 6.2.6. Договора установлено, что в течение 5 (пяти) календарных дней после согласования Развернутого акта оказанных Услуг за отчетный Период Исполнитель предоставляет Заказчику оригиналы Счета-фактуры и Счета по Договору за отчетный Период.

Исходя из п. 6.2.7. Договора, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения услуг, установленного Заказчиком в соответствии с процедурами, описанными в разделе 7 настоящего Договора, Заказчик не позднее 5 (Пяти) календарных дней по окончании Периода направляет Исполнителю «Уведомление о выставлении штрафных санкций» по форме, согласованной Сторонами в Приложении № 8 к настоящему Договору, с перечислением и обоснованием наложенных штрафных санкций. Исполнитель обязан принять и оплатить выставленные в соответствии с условиями раздела 7 настоящего договора штрафные санкции.

Согласно п. 6.2.8. Договора, Заказчик и Исполнитель вправе осуществить зачет взаимных требований, подписав «Акт зачета взаимных требований» по форме, согласованной Сторонами в Приложении №9 к настоящему Договору, либо в ином порядке, предусмотренным действующим законодательством.

В разделе 6.3. Договора Стороны согласовали Порядок оплаты оказанных Услуг.

Так, из п. 6.3.1. Договора следует, что Расчеты за оказанные в отчётном Периоде услуги производятся не позднее 30 (Тридцати) календарных дней со дня подписания Сторонами Развернутого акта оказанных услуг по Договору и предоставления Исполнителем документов, указанных в п.6.2.5. Договора. Если эта дата приходится на выходной или праздничный день, оплата производится в первый следующий рабочий день.

Пунктом 6.3.2. Договора установлено, что расчеты по начисленным штрафным санкциям должны быть произведены не позднее 30 (Тридцати) календарных дней по окончании Периода, за который были начислены штрафные санкции.

Из положений п. 6.3.3. Договора усматривается, что Заказчик производит оплату услуг Исполнителя ежемесячно, путем перечисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя, на основании согласованных Сторонами Развернутого акта оказанных услуг за отчетный Период, счета и счета-фактуры.

В соответствии с п. 6.3.4. Договора, расчеты между Сторонами осуществляются в рублях РФ. Оплата считается произведенной с момента списания денежных средств с расчётного счета Заказчика.

Во исполнение условий договора истец оказал ответчику услуги в соответствии с условиями Договора на общую сумму 17 400 519 (Семнадцать миллионов четыреста тысяч пятьсот девятнадцать) рублей 33 копейки, что подтверждается Актами №11 за ноябрь 2015 года на сумму 6 920 876,85 рублей, №12 за декабрь 2015 года на сумму 7 978 544,51 рублей, №1 за январь 2016 года на сумму 2 501 097,97 рублей.

Как указывает истец в иске, указанные акты были направлены и получены Ответчиком в следующие сроки: Акт №11 от 21.12.2015г. - 24 декабря 2015 года, что подтверждается оригиналом маршрутного листа; Акт №12 от 15.02.2016г.  - 16 февраля 2016 года, что подтверждается накладной № 808 420194 и доставочным листом № 00892269; Акт №1 от 03.03.2016г. -  09 марта 2016 года, что подтверждается накладной № 808 420188 и доставочным листом № 00902841;

Вместе с тем, ответчик акты не подписал, оказанные услуги не оплатил, в связи с чем истец обратился с настоящим иском в суд.

Согласно статье 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Согласно статье 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

Ответчиком не представлены доказательства оплаты оказанных истцом услуг,  а также доказательства предъявления истцу претензии в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по предоставлению услуг в порядке, установленном договором, в связи с чем, суд приходит к выводу о правомерности требований истца о взыскании денежных средств размере 17 400 519 руб. 33 коп.

Возражения ответчика суд отклоняет в связи со следующим.

Согласно пункту 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Стороны согласно статье 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, в том числе представления доказательств обоснованности и законности своих требований и возражений.

Суд исходит из того, что по смыслу положений ст. 268 АПК РФ доказательства должны быть представлены в суд первой инстанции, который разрешает спор по существу.

В силу положений части 2 пункта 3 статьи 41 АПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

Специфика оказываемых услуг состоит в том, что факт их оказания может проверяться в период текущей хозяйственной деятельности. Исполнитель, в частности, размещает товары на полках в соответствии со стандартами выкладки,  осуществляет текущий контроль срока годности товаров и прочее. В этой связи, заявляя об отсутствии доказательств соответствующих услуг, ответчик, не принимает во внимание, что по прошествии длительного периода времени, его доводы не могут быть объективно подтверждены.

 В этой связи сторонами предусмотрено в договоре, что в течение 15 (пятнадцати) дней после получения от Исполнителя Развернутого акта оказанных услуг Заказчик обязан рассмотреть и подписать Развернутый акт, либо направить мотивированный отказ от его подписания. В случае направления Заказчиком мотивированного отказа от подписания Развернутого акта Исполнитель в течение 5 (пяти) дней после получения мотивированного отказа обязан устранить указанные Заказчиком в мотивированном отказе недостатки (п. 6.2.5. Договора).

Таким образом, не заявляя возражений, ответчик принял оказанные услуги в полном объеме.

Ответчиком не представлено в материалы дела доказательств проведения такого аудита в соответствии с условиями раздела 5 оспариваемого Договора, равно как и не представлено доказательств направления истцу мотивированного отказа от подписания актов

По существу возражения сводятся также к тому, что по результатам проведенного в период производства по делу аудита ответчиком выявлен факт отсутствия оказания истцом услуг согласно условиям Договора по ряду магазинов.

Вместе с тем, суд принимает во внимание, что оспариваемым Договором предусмотрен порядок контроля качества услуг в разделе 5 Договора.

Так, соответствии с п. 5.1. Договора осуществляется выборочная проверка 5-10% от общего количества Торговых точек, обслуживаемых Исполнителе на территории какого-либо из субъектов федерации (далее «аудит»).

Пунктом 5.2. Договора установлено, что за 1 (один) рабочий день до аудита, представитель Заказчика сообщает представителю Исполнителя место встречи для проведения аудита, адресная программа аудита Исполнителю не сообщается, представители Заказчика могут выбрать любые ТТ для аудита из обслуживаемых Исполнителем. При аудите ФИО3 точки представитель Исполнителя предоставляет представителю Заказчика полевой отчет мерчендайзера (по форме, согласованной Сторонами в Приложении №3) за текущую дату для выявления расхождений с фактической ситуацией с выкладкой и наличием Товаров Заказчика в ФИО3 точке.

Пункт 5.3. Договора устанавливает, что для Торговых точек, обслуживаемых по механике «визитный мерчендайаинг» (один представитель Исполнителя осуществляет обслуживание в нескольких Торговых точках в течение 1 дня), аудит может быть осуществлен только в течение 2 (двух) часов после визита мерчендайзера согласно маршрутному листу.

В соответствии с п. 5.4. Договора установлено, что в ходе аудита оценивается соблюдение ассортиментной матрицы ФИО3 точки, стандартов мерчендайзинга, заполненность полок и другие параметры. Оценка осуществляется по 3-х бальной системе, где 3 - "выполнено все", 2 - "незначительные недочеты", 1 - "существенные недочеты", по 10-15 параметрам. По ассортименту и ценам оценка ставится по соответствию выявленной ситуации текущему отчету по этой точке. Оценка проставляется в акт-анкету аудита, которую по каждой точке подписывают представители Заказчика и Исполнителя. По каждой ФИО3 точке считается рейтинг мерчендайзинга: доля параметров, выполненных на 2 и 3. По группе проверенных аудитов Торговых точек, например, находящихся на территории одного субъекта Федерации, может быть рассчитан средний рейтинг мерчендайзинга - как среднее арифметическое рейтингов всех проверенных Торговых точек (суммировать значения рейтингов и разделить на количество рейтингов).

Как следует из положений п. 5.5. Договора, в ходе аудита также проводится проверка объёма оказываемых Исполнителем услуг в проверяемых Торговых точках и его соответствия предоставляемым Исполнителем Заказчику отчётам, актам и графикам обслуживания. Для осуществления такой проверки представители Заказчика и Исполнители вправе получать информацию от представителей ФИО3 точки, просматривать книги регистрации посетителей служебной зоны ФИО3 точки и использовать другие методы сбора и проверки информации. В случае обнаружения несоответствия между результатами проверки и информацией в предоставленных Исполнителем Заказчику отчётах, актах и графиках обслуживания, такие несоответствия отражаются в анкете-акте аудита.

Исходя из условий п. 5.6. Договора следует, что любой аудит проводится вместе с представителем Исполнителя. По итогам аудита в каждой проверяемой ФИО3 точке заполняется анкета-акт с подписями представителей Заказчика и Исполнителя и комментариями обеих сторон. В случае не подписания анкеты-акта, а также при конфликтующих трактовках качества оказанных услуг решение о результате проверки и фактическом качестве оказанных услуг принимается Национальным менеджером по мерчендайзингу ООО «Объединенные кондитеры»; такое решение, оформленное в письменном виде, равносильно подписанной анкете-акту.

Пунктом 9.1. Договора установлено, что он действует до 31.12.2013г.

При  этом, п. 7.2-7.3. Договора устанавливают, что штрафы налагаются по услугам, оказанным в соответствующем периоде.

Из анализа перечисленных пунктов следует, что правом ответчика являлось возможность проведения аудита именно в период оказания  истцом услуг, но никак не по истечение более чем полгода с момента оказания таких услуг, в период производства по настоящему делу, когда ответчику предъявлено исковое заявление.

Представленная переписка уже в период производства по делу не свидетельствует о надлежащей организации проведения аудита, поскольку форма анкеты-акта сторонами не согласована, надлежащего уведомления истца о дате и месте проведения аудита с учетом нахождения проверяемых точек в разных регионах РФ не представлено.

Кроме того, ответчик не представлен контррасчет стоимости услуг, фактически не оказанных, по его мнению. Таким образом, расчет истца не опровергнут (ст. 65, ч. 3.1 ст. 70 АПК РФ).

Кроме того, сторонами в Договоре были согласованы также особые условия, в числе которых, согласно п. 7.1. при возникновении у Заказчика претензий по качеству оказываемых Услуг, по письменному требованию Заказчика, путем направления Исполнителю письма по электронной почте по адресу: asm@rosmerch.ru (раб.) или путём передачи информации по телефону+7(925)010-92-72 (моб.тел.) или +7(495)227-72-84 (раб. тел.), (в случае изменения номера контактных телефонов, Исполнитель обязуется предоставить новый контактный номер в течение 48 часов), Исполнитель обязан в течение 48 часов ликвидировать нарушения, указанные Заказчиком.

Ответчиком не доказан также факт направления истцу претензий в соответствии с положениями п. 7.1. оспариваемого Договора.

Таким образом, факт несвоевременного осуществления ответчиком ведения своей хозяйственной деятельности, в частности, не проведения аудита в рамках оспариваемого Договора и не направление мотивированного отказа истцу от подписания актов, не освобождает ответчика от обязанности оплатить оказанные истцом услуги.

Поскольку ответчиком доказательств исполнения обязательств по договору в части оплаты предоставленных услуг в суд не представлено, срок исполнения обязательств истек, исковые требования признаются судом обоснованными и подлежащими удовлетворению в порядке ст.12 ГК РФ путем присуждения ко взысканию с ответчика денежных средств в  размере  17 400 519  рублей 33 копейки.

Расходы по госпошлине возлагаются на ответчика в силу ст. 110 АПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 8, 11, 12, 309, 310, 314, 779, 781 ГК РФ,  ст.ст. 65, 66, 71, 101, 106, 110,  123, 156, 167-171, 176 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью  "ОБЪЕДИНЕННЫЕ КОНДИТЕРЫ" в пользу   Общества с ограниченной ответственностью   "АВАНГАРД" долг в размере 17 400 519 (Семнадцать миллионов четыреста тысяч пятьсот девятнадцать) рублей 33 копейки, сумму госпошлины в размере 110 003 (Сто десять тысяч  три) рублей.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья:

Р.Т.Абреков