именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
07 октября 2015 годаДело № А40- 98238/2015
Резолютивная часть решения объявлена 15 сентября 2015 года
Полный текст решения изготовлен 07 октября 2015 года
Арбитражный суд в составе судьи Уточкина И.Н. (92-787)
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Станкевичем И.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ПАО «МОЭСК»
к Московскому областному УФАС России
об оспаривании постановления от 14.04.2015 г. №05-21/77-15 по делу об административном правонарушении
с участием:
от заявителя – ФИО1 по дов. от 18.03.2015 № б/н, ФИО2 по дов. от 04.02.2015№ б/н
от ответчика – ФИО3 по дов. от 16.02.2015 № б/н
УСТАНОВИЛ:
ПАО «МОЭСК»обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Московской области об оспаривании постановления от 14.04.2015 по делу об административном правонарушении №05-21/77-15.
Заявление ПАО «МОЭСК» мотивировано тем, что антимонопольным органом неправильно определен размер штрафа, подлежащего взысканию.
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее – Московское областное УФАС России, Управление) против удовлетворения заявления ПАО «МОЭСК» возражал, ссылаясь на то, что факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ доказан, его вина установлена, порядок привлечения к административной ответственности, установленный КоАП РФ соблюден; размер штрафа определен правильно с учетом правил назначения наказания в соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, оценив представленные доказательства, суд признал заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, ч. 2 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого постановления.
Заявление об оспаривании постановления от 14.04.2015 по делу об административном правонарушении №05-21/77-15 подано заявителем в арбитражный суд с соблюдением срока, предусмотренного ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, ч. 2 ст. 208 АПК РФ, исчисляемого по правилам ст. 113 АПК РФ.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.
Из материалов дела следует, что постановлением заместителя руководителя Московского областного УФАС России по делу об административном правонарушении от 14.04.2015 №05-21/77-15, вынесенным на основании протокола об административном правонарушении №02.04.2015, составленного заместителем начальника отдела антимонопольного контроля Управления, ПАО «МОЭСК» признано виновным в совершении административного правонарушения по ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ и привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 50.292.976 руб.
Протокол об административном правонарушении и оспариваемое постановление составлены уполномоченными должностными лицами в соответствии с п. 62 ч. 2, ч. 4 ст. 28.3 КоАП РФ, п. 4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004г. №331, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, зарегистрированным в Минюсте РФ 19.03.2008 г. за №11380, ч. 2 ст. 23.48 КоАП РФ.
Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства предусмотрен ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ в один год и соблюден административным органом.
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд считает, что положения ст.ст. 4.5, 28.2, 25.1. 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом. Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления согласно п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004г. № 10, судом не установлено.
Суд признал доказанным факт совершения заявителем административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ, исходя из нижеследующего.
Из материалов дела следует, что в адрес Московского областного УФАС России поступило заявление ООО «НПО «Гигиена-Био» с жалобой на неправомерные действия ПАО «МОЭСК» в части невыполнения мероприятий по осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Московская область, Раменский район, с/п Кузнецовское, поселок-станции Бронницы, склад № 1 (Кадастровый номер 50:23:0020260:0039; Условный номер 50-50-23/094/2010-004. склад (Условный номер 50:23:33:01230:002), склад (Условный номер 50:23:33:01230:001), подъездной путь (Условный номер 50-50-23/041/2006-307) в срок, установленный Правилами технологического присоединения.
По результатам рассмотрения указанного обращения Московским областным УФАС России возбуждено дело № 05-15/10-14 по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке оказания услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к распределительным электрическим сетям в границах балансовой принадлежности электрических сетей ПАО «МОЭСК», выразившегося в ущемлении интересов ООО «НПО «Гигиена-Био», путем невыполнения мероприятий по осуществлению технологического присоединения.
Материалами дела установлено, что ПАО «МОЭСК» является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность на основании Устава, утвержденного решением годового общего собрания акционеров ПАО «МОЭСК» (Протокол № 10 от 23.06.2011).
ПАО «МОЭСК» внесено в Единый государственный реестр юридических лиц Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 5 по Московской области от 22.11.2007 за основным государственным регистрационным номером 1057746555811. В соответствии с Уставом ПАО «МОЭСК» местонахождение юридического лица: 142100, <...>.
В соответствии с п. 3.2. Устава общества, основным видом деятельности ПАО «МОЭСК» является оказание услуг по передаче и распределению электрической энергии, а также оказание услуг по присоединению к электрическим сетям.
Согласно п. 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, «Об утверждении правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям» (далее по тексту - Правила технологического присоединения) организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, являются сетевыми организациями.
В соответствии с п. 3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению.
Таким образом, ПАО «МОЭСК» является электросетевой организацией, осуществляющей деятельность по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, а также деятельность по технологическому присоединению в границах балансовой принадлежности электрических сетей и иного электросетевого хозяйства.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Согласно ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, услуги по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению к электрической сети оказываются непосредственно с целью обеспечения возможности последующей передачи электрической энергии для потребителя, а возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение. Следовательно, технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляет самостоятельного товарного рынка.
Таким образом, ПАО «МОЭСК» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии, а также по технологическому присоединению потребителей к распределительным электрическим сетям в границах балансовой принадлежности электрических сетей ПАО «МОЭСК».
ООО «НПО «Гигиена-Био» обладает на праве собственности складскими помещениями, расположенными по адресу: Московская область, Раменский район, с/и Кузнецовское, поселок станции Бронницы, склад № 1 (Кадастровый номер 50:23:0020260:0039; Условный номер 50-50-23/094/2010-004. склад (Условный номер 50:23:33:01230:002), склад (Условный номер 50:23:33:01230:001), подъездной путь (Условный номер 50-50-23/041/2006-307).
Технологическое присоединение необходимо заявителю для осуществления производственно-хозяйственной деятельности с максимальной единовременной мощностью 15 кВт.
В соответствии с материалами дела № 05-15/10-14 о нарушении антимонопольного законодательства, между ООО «НПО «Гигиена-Био» и ОАО «МОЭСК» заключен договор № 108-13-302-1870(9001576) от 01.04.2013 об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Московская область, Раменский район, с/п Кузнецовское, поселок станции Бронницы, склад № 1 (Кадастровый номер 50:23:0020260:0039; Условный номер 50-50-23/094/2010-004, склад (Условный номер 50:23:33:01230:002), склад (Условный номер 50:23:33:01230:001), подъездной путь (Условный номер 50-50-23/041/2006-307).
Письмом от 19.06.2013 ООО «НПО «Гигиена-Био» уведомило ОАО «МОЭСК» о выполнении со своей стороны мероприятий, предусмотренных техническими условиями № Ю8-13-202-2311 (901575/102/Ю8) от 28.02.2013 г.
Согласно п. 5 Договора об осуществлении технологического присоединения № Ю8-13-302-1870(9001576) от 01.04.2013, ОАО «МОЭСК» обязалось в течении 6 месяцев с даты заключения договора. выполнить мероприятия по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств, т.е. до 01.10.2013.
На 29.04.2014 мероприятия по осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств со стороны ОАО «МОЭСК» не выполнены, что заявителем не оспаривается.
Согласно ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003г. №35-Ф3 «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ.
Согласно п. 16 Правил технологического присоединения срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению не может превышать 6 месяцев для заявителей - физических лиц, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрически сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Таким образом, ПАО «МОЭСК» не выполнило мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств, в срок, установленный Правилами технологического присоединения.
В связи с чем ПАО «МОЭСК» нарушило ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке оказания услуг по технологическому присоединению потребителей к распределительным электрическим сетям в границах балансовой принадлежности электрических сетей ПАО «МОЭСК», выразившегося в ущемлении интересов ООО «НПО «Гигиена-Био» путем невыполнения мероприятий по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств расположенных по адресу: Московская область, Раменский район, с/п Кузнецовское, поселок станции Бронницы, склад № 1 (Кадастровый номер 50:23:0020260:0039; Условный номер 50-50-23/094/2010-004. склад (Условный номер 50:23:33:01230:002), склад (Условный номер 50:23:33:01230:001), подъездной путь (Условный номер 50-50-23/041/2006-307) в срок, установленный Правилами технологического присоединения.
Следовательно, Московское областное УФАС России правомерно установило, что в действиях ПАО «МОЭСК» содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении Управлением назначено ПАО «МОЭСК» административное наказание в виде административного штрафа в максимальном размере 50.292.976 руб.
В соответствии с ч. 2 ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, при назначении административного штрафа антимонопольный орган исходил из того, что размер подлежащего уплате штрафа может составлять от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги).
Между тем, согласно п. 27 Приказа ФАС России от 25.04.2006г. N 108 "Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке" определение географических границ товарного рынка в соответствии со ст. 4 Закона о защите конкуренции основывается на экономической возможности покупателя приобрести товар на территории Российской Федерации или ее части и отсутствии этой возможности за ее пределами.
В соответствии с п. 30 данного Приказа в сфере услуг субъектов естественных монополий географические границы товарных рынков определяются с учетом особенностей предоставления этих услуг, в частности: наличия и расположения технологической инфраструктуры (сетей); возможностей покупателей по доступу к инфраструктуре и ее использованию (подключению к сетям).
Учитывая, что энергопринимающие устройства расположены в четко определенных адресных ориентирах, при определении товарного рынка должно учитываться только возмездное оказание услуг по технологическому присоединению к электрическим сетям, а границы такого рынка должны быть определены местом расположения энергопринимающих устройств и объекта электросетевого хозяйства, доступного потребителю в рамках технологического присоединения.
В рассматриваемом случае, антимонопольным органом штраф был рассчитан с нарушением процедуры определения товарного рынка в части разграничения деятельности ОАО "МОЭСК" по передаче электрической энергии и деятельности по технологическому присоединению к электрическим сетям, что согласно нормам действующего законодательства является раздельными видами деятельности.
Кроме того, при определении границ товарного рынка антимонопольный орган неправомерно посчитал, что им является территория Московской области, то есть территория целого субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту или таким хозяйствующим субъектам возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Географические границы товарного рынка - это территория, на которой покупатель (покупатели) приобретает или имеет экономическую возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами. Товарный рынок может охватывать территорию Российской Федерации или выходить за ее пределы (федеральный рынок), охватывать территорию нескольких субъектов Российской Федерации (межрегиональный рынок), не выходить за границы субъекта Российской Федерации (региональный рынок), не выходить за границы муниципального образования (местный или локальный рынок).
В результате действий ОАО "МОЭСК" были ущемлены интересы ООО «НПО «Гигиена-Био» путем невыполнения мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Московская область, Раменский район, с/п Кузнецовское, поселок станции Бронницы, склад № 1 (Кадастровый номер 50:23:0020260:0039; Условный номер 50-50-23/094/2010-004, склад (Условный номер 50:23:33:01230:002), склад (Условный номер 50:23:33:01230:001), подъездной путь (Условный номер 50-50-23/041/2006-307).
Таким образом, штраф должен был исчисляться административным органом не от суммы выручки ОАО "МОЭСК" за 2013 год от оказания услуг по технологическому присоединению потребителей к распределительным электрическим сетям в границах балансовой принадлежности электрических сетей ОАО "МОЭСК" на территории Московской области, а только от суммы выручки от реализации услуг, оказанных с нарушением антимонопольного права в границах мест расположения энергопринимающих устройств и объектов электросетевого хозяйства ООО «НПО «Гигиена-Био».
Анализ оспариваемого постановления и иных материалов дела позволяет сделать вывод о том, что административным органом при его вынесении не установлены верные географические границы товарного рынка, на котором совершено правонарушение.
В соответствии с примечанием к статье 14.31 КоАП РФ для целей применения главы 14 Кодекса под выручкой от реализации товаров (работ, услуг) понимается выручка от реализации товаров (работ, услуг), определяемая в соответствии со статьями 248 и 249 Налогового кодекса РФ.
Согласно ч. 2 ст. 249 НК РФ выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральных формах.
Учитывая, что оспариваемое постановление не содержит достоверных сведений о сумме выручки правонарушителя, определенной в соответствии со ст.ст. 248 и 249 Налогового кодекса Российской Федерации от реализации товаров (работ, услуг), на рынке которого совершено правонарушение, с указанием полученного им совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг), суд признает его не соответствующим положениям ст. 3.5 КоАП РФ.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 19 Постановления от 02.06.2004г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что суд, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности, руководствуясь ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимает решение о признании незаконным и об изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания. В данном случае в резолютивной части решения указывается мера ответственности, назначенная судом.
Учитывая данные обстоятельства, положения ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ о том, что рассмотрение дел по ст. 14.31 КоАП РФ не отнесено к подведомственности арбитражного суда, а также то, что санкция указанной статьи КоАП РФ предусматривает возможность наложения минимального размера штрафа - не менее ста тысяч рублей, суд, в данном случае, считает возможным снизить размер установленного в постановлении штрафа до указанной величины, изменив при этом оспариваемое постановление в данной части.
На основании п. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», ст. ст. 1.5, 2.1, 4.1, 4.2, 4.5, 14.13, 24.5, 25.1, 26.2, 28.2, 29.7, 29.10, 30.3, 30.7 КоАП РФ, руководствуясь ст. ст. 27, 29, 65, 71, 167-170, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Изменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 14.04.2015 г. №05-21/77-15 по делу об административном правонарушении в отношении Публичного акционерного общества «Московская объединенная электросетевая компания» (ИНН <***>, <...>) в части размера назначенного штрафа, снизить размер штрафа до 100000 (сто тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья | И.Н. Уточкин |