РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Москва
07 сентября 2017 года Дело № А40-98660/17-122-840
Резолютивная часть решения объявлена 31 августа 2017 года
Полный текст решения изготовлен 07 сентября 2017 года
Арбитражный суд в составе: судьи Девицкой Н.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Якубовой Р.Д.
с использованием средств аудиозаписи в ходе судебного заседания.
рассматривает в судебном заседании дело
по заявлению ОАО «Тевис» (ОГРН <***>, ИНН <***>, 445043,<...>)
к ФАС России (ОГРН <***>, ИНН <***>, 123995, <...>, дата регистрации: 19.04.2004)
3-е лицо: Министерство энергетики и ЖКХ Самарской области
о признании незаконным Решения от 10.05.2017. по делу № СП/30974/17,
при участии:
от заявителя – ФИО1 дов. от 17.04.17г., ФИО2 дов. от 220617, ФИО3 дов. от 22.06.17г.
от ответчика – ФИО4 дов. от 14.04.17г., ФИО5 дов. от 15.03.17г.
от третьего лица – ФИО6 дов. от 18.01.17г., ФИО7 дов. от 26.09.17г.
УСТАНОВИЛ:
ОАО «Тевис» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решения ФАС России от 10.05.2017. по делу № СП/30974/17.
Заявитель требования поддержал.
Представитель Ответчика не признал заявленные требования по доводам, изложенным в письменных пояснениях.
Представитель 3-го лица поддержал позицию Ответчика по основаниям, изложенным в письменных пояснениях.
Выслушав явившихся представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Кодекса, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Как следует из материалов дела,Приказом Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области от 04.12.2016 № 527 «Об установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения ОАО «ТЕВИС» в редакции Приказа от 07.12.2016 № 602 «О корректировке тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения ОАО «ТЕВИС» установлен тариф в сфере водоснабжения и водоотведения ОАО «ТЕВИС». В соответствии с приложением № 1 к Приказу от 07.12.2016 №602 с 01.07.2017г. по 30.06.2018г. тариф на питьевую воду установлен в размере 16,63 руб./м3.
ОАО «ТЕВИС» (Заявитель), не согласившись с размером установленного тарифа, обратилось в Федеральную службу России с заявлением о рассмотрении в досудебном порядке спора с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, связанный с регулируемым тарифом на питьевую воду, установленный Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 04.12.2016 № 527 «Об установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения ОАО «ТЕВИС» в редакции Приказа от 07.12.2016 № 602 «О корректировке тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения ОАО «ТЕВИС» на период с 01.07.2017г. по 30.06.2018г.
По результатам рассмотрения обстоятельств спора ФАСРоссии принято решение об отказе в удовлетворении требований ОАО «ТЕВИС».
Считая данное решение незаконным, Заявитель обратился в суд.
Отказывая в удовлетворении требований Заявителя, суд соглашается с доводами Ответчика и 3-го лица, при этом исходит из следующего.
ФАС России согласно пункту 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги).
В соответствии с пунктом 1 и 2 статьи 4, пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (Закон о естественных монополиях) субъекты естественных монополий вправе обратиться в орган регулирования естественных монополий для урегулирования в досудебном порядке споров, связанных с установлением и применением регулируемых в соответствии с Законом о естественных монополиях цен (тарифов). Также согласно части 2 статьи 33 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (Закон о водоснабжении и водоотведении) в случае наличия разногласий по величине установленных тарифов у организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и органов регулирования тарифов они рассматриваются федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов
Поскольку заявление о рассмотрении в досудебном порядке спора, связанного с установлением тарифов, было подано ОАО «ТЕВИС» как субъектом естественной монополии в срок, указанный в пункте 2 статьи 11 Закона о естественных монополиях, то ФАС России был рассмотрен соответствующий спор в порядке, установленном Правилами рассмотрения в досудебном порядке споров, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2007 № 669 (Правила).
В соответствии с частью 2 статьи 32 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливается основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 29 Основ ценообразования тарифы на питьевую воду устанавливаются как отношение необходимой валовой выручки (экономически обоснованного объема финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования) к объему отпуска воды. Указанные объемы определяются в соответствии с Методическими указаниями исходя из фактического отпуска воды за последний отчетный год и динамики отпуска воды за последние 3 года.
Пункт 4 Методических указаний устанавливает общие требования к расчету объема, как отпуска воды, так и принятых сточных вод. Пункт 5 Методических указаний конкретизирует требования к расчету объема отпуска воды, необходимого для установления тарифа на водоснабжение. Пункт 8 Методических указаний конкретизирует требования к расчету объема принятых сточных вод, необходимого для установления тарифа на водоотведение.
ОАО «ТЕВИС» оспаривает решение ФАС России в части признания законным установленного министерством тарифа на водоснабжение питьевой водой.
Ссылка заявления ОАО «ТЕВИС» на пункт 8 Методических указаний не может быть принята во внимание, так как не относится к оспариваемому решению.
Вывод ОАО «ТЕВИС» о том, что при определении расчетного объема отпуска воды необходимо использовать только фактические данные за последние три года (абз. 2 стр.3 заявления) не соответствует пунктам 4, 5 Методических указаний.
Согласно пункту 4 Методических указаний расчетный объем отпуска воды определяются в соответствии с Приложениями 1, 1.1 к Методическим указаниям исходя из фактического объема отпуска воды за последний отчетный год и динамики отпуска воды за последние 3 года, в том числе с учетом подключения (технологического присоединения) объектов потребителей к централизованным системам водоснабжения и прекращения подачи воды в отношении объектов потребителей, а также изменения порядка определения количества поданной воды, включая переход от применения расчетных способов определения количества поданной воды (принятых сточных вод) к использованию приборов учета воды (сточных вод).
Пункт 5 Методических указаний конкретизирует, что при расчете объема воды, отпускаемой абонентам, на очередной год используются расчетные объемы отпуска воды за текущий год и фактические объемы отпуска воды за предшествующие три года, определяемые органом регулирования с учетом представленной регулируемыми организациями информации в соответствии со Стандартами раскрытия информации организациями коммунального комплекса, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 № 1140, Стандартами раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2013 № 6.
Следовательно, в соответствии с пунктами 4, 5 Методических указаний, при расчете объема отпуска воды для корректировки тарифа на питьевую воду на 2017 год учитываются: фактический объем отпуска воды за последний отчетный год (2015); динамика отпуска воды за последние 3 года (2015 по отношению к 2014, 2014 – к 2013, 2013 – к 2012); расчетный объем отпуска воды за текущий год (2016).
Объем воды, отпускаемой (планируемой к отпуску) абонентам, определялся министерством по формулам в соответствии с Приложениями 1, 1.1 к Методическим указаниям.
Поскольку среднее значение темпов снижения отпуска воды превышает 5%, при расчете отпуска воды учтено снижение в размере 5%.
Применение министерством сведений инвестиционных программ признано ФАС России соответствующим требованиям Методических указаний, тогда как заявление ОАО «ТЕВИС» не содержит указания конкретного пункта Методических указаний, которым противоречит данный расчет.
Инвестиционные программы ОАО «ТЕВИС» предоставлялись министерством в ФАС России в рабочем порядке в рамках рассмотрения спора.
Согласно скорректированной инвестиционной программе ОАО «ТЕВИС» на 2014-2016 годы, утвержденной приказом министерства от 18.11.2016 № 303, ожидаемый прогноз прироста нагрузок, связанный с подключениями к централизованной системе водоснабжения, в 2016 году составит 6989 м3/сут. или 1601,8 тыс.м3 прироста отпуска воды за год (6989м3/сут*365дн*0,6279/1000) (коэффициент 0,6279 - доля фактического увеличения отпуска воды за счет подключения новых абонентов по отношению к прогнозному приросту мощностей за счет новых подключений согласно инвестиционным программам в среднем по Самарской области).
Согласно инвестиционной программе ОАО «ТЕВИС» на 2017-2019 годы, утвержденной приказом министерства от 30.11.2016 № 428, ожидаемый прогноз прироста нагрузок, связанный с подключениями к централизованной системе водоснабжения, в 2017 году составит 2127 м3/сут. или 487,5 тыс.м3 прироста отпуска воды за год (2127м3/сут*365дн.*0,6279/1000 ).
Таким образом, объем отпуска питьевой воды на 2017 год принят министерством в размере 20 485,250 тыс. м3.
При этом объем рассчитывался с учетом темпа снижения полезного отпуска (или как указанно в заявлении ОАО «ТЕВИС» - динамики отпуска питьевой воды), а не с применением коэффициента 1,005.
Следовательно, доводы ОАО «ТЕВИС» о том, что при определении объемов отпуска питьевой воды министерством не учитывалась динамика снижения, не обоснованы.
Решение о корректировке тарифов на питьевую воду для ОАО «ТЕВИС» на 2017-2018 годы принято министерством в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования и пунктами 4, 5 Методических указаний.
Иное толкование ОАО «ТЕВИС» положений пункта 29 Основ ценообразования и пунктов 4, 5 Методических указаний не свидетельствует о неправильном их применении министерством и ФАС России.
Следовательно, при вынесении решения от 10.05.2017 по делу № СП/30974/17, ФАС России не допущено нарушений пункта 29 Основ ценообразования и пунктов 4, 5 Методических указаний.
Величина тарифа имеет обратную зависимость от величины объема отпуска воды регулируемой организации, то есть снижение отпуска воды при прочих равных условиях ведет к росту тарифа.
В настоящее время организация раскрыла информацию об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемых организаций, включая структуру основных производственных затрат, согласно которым фактический отпуск питьевой воды за 2016 год составил 20 127,401 тыс.м3.
Из фактических данных за 2016 год видно, что темп снижения отпуска питьевой воды существенно снизился.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации» (постановление Правительства Российской Федерации № 400) установлено, что предельные индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях утверждаются на основании утвержденного Правительством Российской Федерации индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъекту Российской Федерации и отклонения по субъекту Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.11.2016 № 2464-р индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по Самарской области на 2017 год утвержден в размере 4,3%.
Для расчета предельного индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в городском округе Тольятти на 2017 год необходимо учесть установленные тарифы для всех ресурсоснабжающих организаций округа по всем видам коммунальных ресурсов.
Предельный индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги для городского округа Тольятти, исходя из экономически обоснованных установленных тарифов, утвержден Постановлением Губернатора Самарской области от 19.12.2016 № 260 «Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Самарской области на 2017 год и обоснования величины предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Самарской области» в размере 4,3%.
В соответствии с пунктом 36.1 Положения о министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 13.07.2011 № 337, в рамках закрепленных предметов ведения министерство осуществляет подготовку предложений для установления Губернатором Самарской области предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.
На момент проведения корректировки тарифа для ОАО «ТЕВИС», проект постановления Губернатора Самарской области был разработан министерством и проходил процедуру подписания.
Таким образом, на момент корректировки тарифа для ОАО «ТЕВИС» в декабре 2016 года министерству было известно, что размер предельного индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги для городского округа Тольятти составит 4,3%.
Впоследствии постановлением Губернатора Самарской области от 27.02.2017 № 36 «О внесении изменений в постановление Губернатора Самарской области от 19.12.2016 № 269 «Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Самарской области на 2017 год и обоснования величины предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Самарской области» предельный индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по городскому округу Тольятти увеличен до 6,3%.
Данное увеличение проведено в связи с корректировкой инвестиционной программы Филиала «Самарский» ОАО «Тплюс» в соответствии с пунктами 46, 59 Постановления № 400, и не связано с пересмотром тарифов ОАО «ТЕВИС».
Рост предельного индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в связи с ростом тарифа конкретной организации не влечет автоматического роста экономически обоснованного тарифа для другой организации, в частности, для ОАО «ТЕВИС». Принцип максимального роста тарифов в рамках предельного индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги не предусмотрен действующим законодательством. При установлении тарифов в сфере водоснабжения министерство руководствуется принципами, определёнными пунктом 2 статьи 3 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», в том числе принципом установления тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения, принципом достижения и соблюдения баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов. При этом одной из основных целей государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения является обеспечение доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Таким образом, при проведении корректировки тарифа ОАО «ТЕВИС» министерством не допущено нарушений действующего законодательства об индексах изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.
Довод ОАО «ТЕВИС» о невозможности использования министерством в декабре 2016 года при корректировке тарифа сведений инвестиционной программы основан на неверном толковании фактических обстоятельств дела.
При корректировке министерство использовало сведения инвестиционной программы об ожидаемом прогнозе прироста нагрузок, связанных с подключениями к централизованной системе водоснабжения на 2016 – 2017 годы, а не сведения о фактическом исполнении инвестиционной программы.
Обоснованность расчета объема воды, отпускаемой новым абонентам, подключившимся к централизованной системе водоснабжения, на основании утвержденных инвестиционных программ ОАО «ТЕВИС» следует как из положений части 6 статьи 32 Закона о водоснабжении и водоотведении, согласно которым положения инвестиционных программ также учитываются при установлении тарифов, а также следует из пункта 2 части 3 статьи 40 Закона о водоснабжении и водоотведении, подпунктов «г», «ж» пункта 10 Правил разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 №641, в соответствии с которыми инвестиционная программа должна предусматривать в том числе график мероприятий, необходимых для подключения новых абонентов, а также предварительный расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на период реализации программы.
Позиция заявителя о необходимости автоматического изменения установленного для ОАО «ТЕВИС» тарифа на питьевую воду в связи с последующим увеличением размера предельного индекса размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по городскому округу Тольятти до 6,3 % лишена нормативных оснований.
В соответствии с частью 1 статьи 1571 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 13 Основ ценообразования органы регулирования тарифов устанавливают тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения в таком размере, чтобы рост тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение в среднем по субъекту Российской Федерации не превышал установленных предельных индексов.
При этом, из положений Закона о водоснабжении и водоотведении, а также Основ ценообразования следует, что размер экономически обоснованного тарифа на водоснабжение и водоотведение не связан с указанными предельными индексами.
Так, согласно пункту 1 статьи 32 Закона о водоснабжении водоотведении расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки.
Согласно пункту 2 Основ ценообразования под необходимой валовой выручкой понимается экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый в течение очередного периода регулирования регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.
Соответственно, установленные тарифы должны покрывать все экономически обоснованные расходы регулируемой организации.
Данный принцип также закреплен в пунктах 4 и 5 части 2 статьи 3 Закона о водоснабжении и водоотведении, в соответствии с которыми к принципам государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения относятся достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов, а также установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения.
Соответственно, установленный для регулируемой организации экономически обоснованный тариф не может быть автоматически увеличен в связи с последующим ростом предельного индекса размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.
Приведенный ОАО «ТЕВИС» довод об установлении тарифов для Филиала «Самарский» ПАО «Т плюс» 23.05.2017 № 138 не относятся к рассматриваемому делу, так как данное решение принято позже решения ФАС России от 10.05.2017 № СП/30974/17.
Следовательно, решение ФАС России от 10.05.2017 по делу № СП/30974/17 полностью соответствует положениям пункта 2 ст. 11 Закона о естественных монополиях, пункту 29 Основ ценообразования, пунктам 4, 5 Методических указаний и пункту 13 Положения, а следовательно является законным и обоснованным.
В соответствии с абзацем 1 статьи 13 ГК РФ ненормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
В совместном постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», в частности, в абзаце втором пункта 1 установлено следующее: «если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 ГК РФ он может признать такой акт недействительным».
Следовательно, для признания недействительным обжалуемого Заявителем Решения ФАС России необходимо наличие двух обязательных условий: Наличие нарушения прав истца; Несоответствие оспариваемого акта закону.
Признание недействительным, как несоответствующего законодательству ненормативного акта антимонопольного органа, в соответствии со статьей 12 ГК РФ является способом защиты нарушенных прав и охраняемых законом интересов юридического лица при обращении с заявлением в арбитражный суд.
В силу статьи 4 АПК РФ за судебной защитой в арбитражный суд может обратиться лицо, чьи законные права и интересы нарушены, а предъявление иска имеет цель восстановления нарушенного права. Согласно статье 65 АПК РФ заявитель должен доказать, в защиту и на восстановление каких прав предъявлены требования о признании недействительным оспариваемого решения.
Обязанность Заявителя доказать нарушение своих прав вытекает из части 1 статьи 4, части 1 статьи 65, части 1 статьи 198 и части 2 статьи 201 АПК РФ.
Целью подачи заявления о признании решения ФАС России недействительным является восстановление прав Заявителя.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение антимонопольного органа является законным, обоснованным и не нарушает прав и законных интересов Заявителя.
Судом проверены и оценены все доводы заявителя, но отклонены как противоречащие материалам дела и основанные на неверном толковании норм права.
На основании части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании ст.ст. 8, 12, 13 Гражданского кодекса РФ, и руководствуясь ст.ст. 4, 64, 65, 71, 75, 150, 159, 167 -170, 176, 198, 200, 201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований ОАО «ТЕВИС» отказать полностью.
Проверено на соответствие действующему законодательству.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья Н.Е. Девицкая