ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-98758/2021-23-650 от 24.11.2021 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Москва

Резолютивная часть решения объявлена 24 ноября 2021 года.

Решение в полном объеме изготовлено 27 января 2022 года.

Арбитражный суд города Москвы в составе:

судьи Гамулина А.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Манджиевым А.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Департамента городского имущества города Москвы

к индивидуальному предпринимателю ФИО1

об изъятии для государственных нужд города Москвы нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0009005:1172, площадью 626,1 кв.м., расположенного по адресу: <...> с установлением суммы компенсации в соответствии с отчетом об оценке от 30.12.2019 № 6/165-ЭМ-11-19/2, выполненным ООО «Аналитическо-консалтинговая группа «Азимут» в размере 17 428 992 руб. и условий возмещения в редакции истца,

третьи лица – Правительство Москвы, ГКУ «УДМС»,

при участии:

от истца – ФИО2 (доверенность от 23.12.2020г.);

от ответчика – ФИО3 (доверенность от 03.03.2021г.), ФИО4 (доверенность от 03.03.2021г.), ФИО5 (доверенность от 03.03.2021г.);

от третьих лиц: от Правительства Москвы – ФИО2 (доверенность от 11.08.2021г.), от ГКУ «УДМС» – ФИО6 (доверенность от 25.12.2020г.),

У С Т А Н О В И Л:

            Департамент городского имущества города Москвы (далее – истец) обратился в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее – ответчик) об изъятии для государственных нужд города Москвы нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0009005:1172, площадью 626,1 кв.м., расположенного по адресу: <...> с установлением суммы компенсации в соответствии с отчетом об оценке от 30.12.2019 № 6/165-ЭМ-11-19/2, выполненным ООО «Аналитическо-консалтинговая группа «Азимут» в размере 17 428 992 руб. и условий возмещения в редакции истца.

            К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Москвы, ГКУ «УДМС».

            Представитель истца и третьих лиц поддержали заявленные требования по доводам искового заявления.

Представитель ответчика против удовлетворения заявленных требований по цене, указанной истцом возражал.

Суд, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела и оценив в совокупности представленные доказательства, пришел к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что нежилое здание, с кадастровым номером 77:05:0009005:1172, площадью 626,1 кв.м., расположенное по адресу: <...>, принадлежит на праве собственности ответчику, что подтверждается выпиской из ЕГРН, представленной регистрирующим органом по запросу суда.

Указанное помещение согласно выписке находится в пределах объекта недвижимости с кадастровым номером 77:05:0009005:16.

В соответствии с п. 1 ст. 279 ГК РФ, изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

Согласно п. 2 ст. 239.2 ГК РФ, в случае, если собственнику земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, или лицу, которому такой земельный участок принадлежит на ином праве, принадлежат расположенные на таком земельном участке объекты недвижимого имущества, изъятие такого земельного участка и отчуждение таких объектов в соответствии с настоящей статьей осуществляются одновременно.

Пунктом 3 ст. 239.2 ГК РФ определено, что отчуждение зданий, сооружений, помещений, расположенных в таких зданиях, сооружениях, объектов незавершенного строительства в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по правилам, предусмотренным для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Основания изъятия земельных участков приведены в ст. 49 ЗК РФ, согласно п. 3 которой иные основания изъятия земельных участков предусматриваются федеральными законами.

Иные основания, в частности, предусмотрены в ст. 7 Федерального закона от 05.04.2013 № 43-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно п. 2 ст. 13 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», изъятие земельных участков и (или) иных объектов недвижимости для размещения на территории субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы и территории Московской области объектов, предусмотренных абзацем пятым (в отношении объектов федерального транспорта и объектов транспорта регионального значения), абзацем десятым подпункта 2 пункта 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, транспортно-пересадочных узлов осуществляются в порядке и на условиях, которые установлены частью 7 статьи 4 (в отношении объектов регионального значения, расположенных на территории субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы), статьями 6 - 11, 13 и 14 Федерального закона «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Постановлением Правительства Москвы от 15.10.2019 № 1323-ПП утверждена Адресная инвестиционная программа города Москвы на 2019-2022 годы.

Согласно п. 3 ст. 279 ГК РФ, решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.

   В соответствии с п. 2 ст. 56.2 ЗК РФ, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения.

В соответствии с п. 4.2.14(1) Положения о Департаменте истец принимает решение об изъятии земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества для государственных нужд в целях комплексного развития территории промышленных и производственных зон города Москвы по инициативе Правительства Москвы, а также в целях строительства (реконструкции) объектов капитального строительства в рамках реализации адресной инвестиционной программы города Москвы, в том числе для размещения на присоединенных территориях объектов регионального значения, обеспечивающих реализацию государственных задач в области развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, иных государственных задач и включенных в перечень объектов регионального значения, подлежащих размещению на присоединенных территориях.

   Департаментом городского имущества города Москвы издано распоряжение № 50390 от 16.12.2019 об изъятии для государственных нужд для целей, указанных в адресной программе: «Строительство улично-дорожной сети с искусственными сооружениями и переустройством инженерных коммуникаций на участке от Павелецкого направления Московской железной дороги до МКАД с транспортной развязкой на пересечении МКАД с Юго-Восточной Хордой» объекта недвижимого имущества – нежилое здание с кадастровым номером 77:05:0009005:1172.

В соответствии с п. 5 ст. 279 ГК РФ, правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством.

   Согласно пп. 3 п. 10 ст. 56.6 ЗК РФ, в течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, направляют копию решения об изъятии правообладателям изымаемой недвижимости письмом с уведомлением о вручении.

   Решение об изъятии здания направлено в адрес ответчика, что не оспаривается сторонами.

Согласно п. 14 ст. 56.6 ЗК РФ решение об изъятии может быть обжаловано в суд.

Распоряжение об изъятии в судебном порядке оспорено не было.

   Согласно п. 1 ст. 281 ГК РФ, за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение.

   В соответствии с п. 6 ст. 279 ГК РФ, сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.

   Требования к соглашению об изъятии земельного участка изложены в п. 1 ст. 56.9 ЗК РФ.

   Согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона от 05.04.2013 № 43-ФЗ, собственнику или правообладателю недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, проект соглашения с приложением материалов оценки рыночной стоимости изымаемого недвижимого имущества и (или) расчетов убытков, причиняемых в связи с изъятием недвижимого имущества (далее - соглашение об изъятии недвижимого имущества), направляется заказным письмом с уведомлением о вручении.

   В соответствии с п. 3 ст. 10 Федерального закона от 05.04.2013 № 43-ФЗ, соглашение об изъятии недвижимого имущества должно содержать условия его изъятия, включающие в себя цену изымаемого недвижимого имущества, порядок и сроки прекращения владения данным имуществом, цену и описание недвижимого имущества, предоставляемого взамен изымаемого недвижимого имущества, порядок, сроки передачи данного имущества (в случае его предоставления) и другие значимые обстоятельства.

Третьим лицом, ГКУ «УДМС», направлено в адрес ответчика соглашение об изъятии, что подтверждается сопроводительным письмом, исх. № УДМС-11-26275/20 от 05.08.2020, сведениями с официального сайта Почты России о почтовом отправлении.

   Сумма денежной компенсации определена в п. 2.1 соглашения на основании отчета об оценке от 30.12.2019 № 6/165-ЭМ-11-19/2, выполненного независимой оценочной организацией ООО «Аналитическо-консалтинговая группа «Азимут» в размере 17 428 992 руб.

   Копия отчета представлена в материалы дела.

   Отчет также получен ответчиком указанным сопроводительным письмом.

   В соответствии с п. 1 ст. 282 ГК РФ, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

   Согласно п. 2 ст. 282 ГК РФ, принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда. Иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения девяноста дней со дня получения правообладателем такого земельного участка проекта соглашения об изъятии.

В связи с не заключением ответчиком соглашения об объятии, истцом 29.01.2021, что подтверждается штампом отделения почтовой связи на конверте, подан соответствующий иск.

   Возражая против стоимости изымаемого объекта, ответчиком представлено аналитическое исследование ООО «Консалтинговая группа «Праймаудит» № 49/2020-К от 23.10.2020, согласно которому размер возмещения и упущенной выгоды превышает указанный истцом в соглашении.

В соответствии с п. 2 ст. 281 ГК РФ, при определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.

В случае, если одновременно с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таком земельном участке и принадлежащих правообладателю данного земельного участка объектов недвижимого имущества, в возмещение за изымаемое имущество включается рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, право собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.

Аналогичные положения содержатся и в ст. 56.8 ЗК РФ.

В соответствии с п. 4 ст. 281 ГК РФ, принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии равноценного возмещения.      

   Согласно правовой позиции, изложенной в п. 6 Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 10.12.2015, выкупная цена изымаемого для государственных или муниципальных нужд земельного участка определяется по правилам, установленным пунктом 2 статьи 281 ГК РФ, и включает в себя рыночную стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с невозможностью исполнения своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду. Так, например, в состав выкупной цены земельного участка может быть включена рыночная стоимость земельного участка и расположенного на нем дома, сараев, гаража, погреба, скважины, забора, плодово-ягодных насаждений, а также убытки, связанные с переездом и сменой места жительства (реальный ущерб).

В п. 7 указанного Обзора изложена правовая позиция, согласно которой, при рассмотрении судом дела о выкупе земельного участка выкупная цена определяется исходя из рыночной стоимости земельного участка на момент рассмотрения спора.

В связи с наличием разногласий в части размера возмещения в рамках рассмотрения настоящего дела проведена судебная экспертиза.

Проведение экспертизы поручено эксперту ООО «БСГ - КОНСАЛТИНГ ГРУПП» ФИО7, при этом перед экспертом поставлены следующие вопросы:

1. Какова рыночная стоимость нежилого здания площадью 626,1 кв.м. с кадастровым номером 77:05:0009005:1172, расположенного по адресу: <...>?

2. Каков размер убытков, причиненных индивидуальному предпринимателю ФИО1, в связи с изъятием нежилого здания площадью 626,1 кв.м. с кадастровым номером 77:05:0009005:1172, расположенного по адресу: <...>?

Согласно заключению эксперта № 0921/01-БЭ от 27.09.2021, рыночная стоимость нежилого здания площадью 626,1 кв.м. с кадастровым номером 77:05:0009005:1172, расположенного по адресу: <...> составляет (округленно) 19 168 000 рублей; размер убытков, причиненных индивидуальному предпринимателю ФИО1, в связи с изъятием нежилого здания площадью 626,1 кв.м с кадастровым номером 77:05:0009005:1172, расположенного по адресу: <...>, составляет (округленно) 2 421 000 рублей.

Экспертом в судебном заседании от 24.11.2021г. даны пояснения по выполненному заключению. С учетом данных пояснений, оснований считать выполненное экспертное заключение несоответствующим требованиям закона судом при рассмотрении дела не установлено.

Согласно п. 2 ст. 9 АПК РФ, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

При назначении экспертизы ответчиком не представлялся договор № 01/21 от 30.07.2021, в связи с чем, заключение выполнено на основании имевшихся в материалах дела документов.

При таких обстоятельствах сумма возмещения подлежит установлению по результатам проведенной в рамках рассмотрения данного дела экспертизы в размере 21 589 000 руб.

   Согласно п. 2 ст. 279 ГК РФ, в результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок.

   В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

   Поскольку соглашение об изъятии соответствует требованиям ст. 56.9 ЗК РФ, ст. 10 Федерального закона от 05.04.2013 № 43-ФЗ, и размер возмещения определен по результатам проведения экспертизы, заявленные требования подлежат удовлетворению на условиях, предложенных истцом, с установлением суммы возмещения за изымаемое имущество в размере 21 589 000 руб.

В соответствии со ст. 106 АПК РФ, к судебным издержкам относятся и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде. Перечень судебных издержек не является исчерпывающим.

Ответчиком понесены расходы на проведение экспертизы в размере 70 000 руб. Денежные средства выплачены эксперту с депозитного счета суда определением от 24.11.2021.

В пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» разъяснено, что не подлежат распределению между лицами, участвующими в деле, издержки, понесенные в связи с рассмотрением требований, удовлетворение которых не обусловлено установлением фактов нарушения или оспаривания прав истца ответчиком, административным ответчиком.

Истец, действуя в рамках предоставленных полномочий, определил размер возмещения на основании отчета об оценке, который выполнен не истцом, при этом размер возмещения определен судом при рассмотрении дела по результатам проведения экспертизы с учетом всех обстоятельств, установленных при рассмотрении дела.

В соответствии с разъяснениями, данными в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» положения процессуального законодательства о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек статья 110 АПК РФ не подлежат применению при разрешении иска имущественного характера, не подлежащего оценке.

В данном деле, в том числе, рассмотрены требования об установлении суммы возмещения в рамках изъятия недвижимого имущества, являющейся одним из условий соглашения об изъятии.

По схожим правоотношениям, когда по заказу органа государственной власти производится оценка объекта недвижимости в Определении Конституционного Суда РФ от 11.07.2017 № 20-П указано, что возложение полностью судебных расходов на собственника объекта недвижимости при существенном различии определенной по результатам рассмотрения дела рыночной стоимости и стоимости, определенной по заказу органа государственной власти, недопустимо.

Поскольку в данном случае по результатам рассмотрения дела размер возмещения определен значительно превышающим, определенного истцом, и также не соответствует тому размеру, который указывался ответчиком до рассмотрения дела, суд приходит к выводу о возможности отнесения судебных издержек на проведение экспертизы на истца и ответчика, в равном размере.

Таким образом, судебные расходы на проведение экспертизы, понесенные ответчиком при рассмотрении данного дела относятся на истца в размере 35 000 руб.,  в остальной части относятся на ответчика.

   На основании изложенного, ст.ст. 239.2, 279, 281, 282, ГК РФ, ст.ст. 49, 56.2, 56.6, 56.9 ЗК РФ, ст. 1, 7, 10 Федерального закона от 05.04.2013 № 43-ФЗ, руководствуясь ст.ст. 64, 65, 71, 75, 106, 110, 167-171, 176, 181 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Изъять для государственных нужд города Москвы нежилое здание с кадастровым номером 77:05:0009005:1172, площадью 626,1 кв.м., расположенного по адресу: <...>.

Установить сумму возмещения за изымаемое нежилое здание в размере 21 589 000 руб.

Установить следующие условия возмещения:

- возмещение стоимости изымаемого имущества осуществляется ГКУ «УДМС» за счет средств бюджета города Москвы после вступления решения суда по настоящему делу в законную силу на основании предоставленных правообладателем реквизитов расчетного счета, путем перечисления денежных средств на счет правообладателя. Обязательства ГКУ «УДМС» по оплате считаются исполненными с момента списания денежных средств с его расчетного счета, днем оплаты является дата списания денежных средств со счета ГКУ «УДМС»;

- правообладатель обязан в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты вступления настоящего решения в законную силу предоставить в ГКУ «УДМС» реквизиты расчетного счета для оплаты стоимости изъятого недвижимого имущества;

- в случае отказа правообладателя предоставить реквизиты расчетного счета более 5 (пяти) рабочих дней, денежные средства составляющие стоимость изъятого недвижимого имущества вносятся ГКУ «УДМС» на депозит нотариуса;

- правообладатель обязан освободить нежилое здание от собственного имущества и имущества иных лиц в течение 5 (пяти) рабочих дней после получения денежной компенсации, и обеспечить допуск ГКУ «УДМС» и (или) подрядной организации к нежилому зданию для действий, связанных с осуществлением изъятия объектов недвижимости. По истечении указанных 5 (пяти) рабочих дней ГКУ «УДМС» и (или) подрядная организация не несут юридической ответственности за оставленное правообладателем собственной имущество и имущество иных лиц.

Определить, что вступившее в законную силу решение суда по настоящему делу является основанием для прекращения ограничений (обременений) внесенных в ЕГРН в отношении нежилого здания с кадастровым номером 77:05:0009005:1172.

Определить, что вступившее в законную силу решение суда по настоящему делу является основанием для прекращения прав индивидуального предпринимателя ФИО1 на нежилое здание с кадастровым номером 77:05:0009005:1172, площадью 626,1 кв.м. расположенное по адресу: <...>.

Взыскать с Департамента городского имущества города Москвы (ОГРН <***>, 123112, <...>) в ползу индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>) расходы на проведение экспертизы в размере 35 000 руб.

Решение суда может быть обжаловано в течение месяца в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                                     А.А. Гамулин