именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Москва
24 сентября | Дело № | А40-9958/14 |
Резолютивная часть решения суда объявлена 10 июля 2014 года
Решение суда в полном объеме изготовлено 24 сентября 2014 года
Арбитражный суд в составе:
Председательствующего | Буниной О.П., | |
членов суда: единолично, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Аникеевой В.С., | ||
с участием: | от истца - ФИО1 – представителя, по доверенности от 02.06.2014г. №140223; ФИО2 – представителя, по доверенности от 23.05.2013г. №130223 от ответчика - ФИО3 – представителя, по доверенности от 09.01.2014г. №10-11/7; ФИО4 – представителя, по доверенности от 09.01.2014г. №10-11/9; ФИО5 – представителя, по доверенности от 24.03.2014г. №10-11/02903; ФИО6 – представителя, по доверенности от 20.01.2014г. №01-20/00493 | |
рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда по адресу: <...>, зал 5072 дело по иску Общества с ограниченной ответственностью «ФОРС-ЦЕНТР РАЗРАБОТКИ» (ОГРН <***>, ИНН <***>, 129272, <...>) к Центральному информационно-техническому таможенному управлению (ОГРН <***>, ИНН <***>, 121087, <...>) о взыскании 13.956.756руб. 80коп. | ||
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «ФОРС-ЦЕНТР РАЗРАБОТКИ» обратилось в суд с иском о взыскании с Центрального информационно-технического таможенного управления 13.511.906руб. 24коп., в том числе: 12.838.400руб. – задолженности по оплаты выполненных истцом работ, 673.506руб. 24коп. – неустойки за период с 13.04.2013г. по 27.01.2014г., на основании государственного контракта на выполнение работ «Сопровождение информационно-программных средств обеспечения, начисления, контроля уплаты таможенных платежей и тарифного регулирования в части программных средств из состава ИРС «Доход» Шифр «Сатурн-261-01» от 10.08.2012г. №6261-12-01/12, в соответствии со ст.ст. 1, 15, 209, 310, 720 ГК РФ.
Протокольным определением суда от 02.06.2014г. принято заявление истца об изменении исковых требований и увеличении их размера до общей 13.956.756руб. 80коп. в связи с увеличением размера требования о взыскании неустойки 1.118.356руб. 80коп., а именно: 5.286.400руб. задолженности и 603.310руб. 40коп. неустойки за период с 13.04.2013г. по 02.06.2014г. по первому этапу раздела II календарного плана; 7.552.000руб. – задолженности и 515.046руб. 40коп. – неустойки за период с 28.09.2013г. по 02.06.2014г. по второму этапу раздела II календарного плана.
В обоснование иска истец сослался на уклонение ответчика принятия и оплаты выполненных истцом по разделу II работ по истечении установленных контрактом работ.
Ответчик, возражая против удовлетворения исковых требований, в отзыве на иск сослался на то, что: по 1 этапу раздела II выявлены недостатки, а именно, истцом не выполнены требования по защите информации в соответствии с разделом 4.6.2 «Требования по управлению доступом и разграничению полномочий пользователей» дополнения к техническому заданию ИРС «Доход» версии 6.2, представленному в составе отчетных материалов, в информационно-программных средствах АПС «Лицевые счета» из состава ИРС «Доход» не реализована возможность идентификации рабочих станций, серверов и другого сетевого оборудования по IP и MAC-адресам; направленный истцу ответчиком отказ от принятия работ мотивирован перечислением замечаний и недоработок; истцом не устранены замечания и недоработки, выявленные при сдаче-приемке выполненных работ по контракту, следовательно, у ответчика отсутствуют работоспособные результаты работ, которые можно эксплуатировать; поскольку работы не приняты, акт сдачи-приемки работ не подписан работы оплате не подлежат.
Заслушав в открытом судебном заседании доводы и пояснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
На основании результатов размещения заказа путем проведения открытого конкурса (протокол заседания Единой конкурсной, аукционной, котировочной комиссии ЦИТТУ от 30.07.2012г. №14Б-2012) на право заключения государственного контракта на выполнение работ «Сопровождение информационно-программных средств обеспечения, начисления, контроля уплаты таможенных платежей и тарифного регулирования в части программных средств из состава ИРС «Доход» между ответчиком (государственный заказчик) и истцом (исполнитель) заключен государственный контракт на выполнение работ «Сопровождение информационно-программных средств обеспечения, начисления, контроля уплаты таможенных платежей и тарифного регулирования в части программных средств из состава ИРС «Доход» Шифр «Сатурн-261-01» от 10.08.2012г. №6261-12-01/12, предметом которого является выполнение работ по сопровождению информационно-программных средств обеспечения, начисления, контроля уплаты таможенных платежей и тарифного регулирования в части программных средств из состава ИРС «Доход» (п.1.1).
Согласно п.1.2 контракта требования к работам, являющимся предметом контракта, определяются техническим заданием на выполнение работ (техническое задание, приложение №1).
В соответствии с п.1.3 контракта исполнитель обязался выполнить работы с момента его заключения по 20.08.2013г. в соответствии с календарным планом (приложение №2).
Разделом 2 договора установлены цена контракта и порядок расчетов:
- цена контракт составляет 38.586.000руб., в том числе: в 1012 году – 7.080.000руб., в 2013 году – 31.506.000руб. (п.2.1);
- цена контракта является твердой (предельной) и не может повышаться в ходе его исполнения, может быть снижена по соглашению сторон без изменения объема работ (п.2.3);
- оплата работ осуществляется за полностью выполненные работы, в соответствии с календарным планом (п.2.5);
- государственный заказчик вправе принять решение о выплате аванса в размере не более 30% цены контракта (этапа работ) (п.2.5);
- оплата за фактически выполненные работы (этапы работ) производится после выполнения работ (этапа работ) с учетом авансового платежа на основании счета и акта о выполнении работ (этапа работ), подписанного заказчиком и исполнителем. Перечисление денежных средств осуществляется в течение 15-ти календарных рабочих дней со дня подписания акта о выполнении работ (этапа работ) заказчиком (п.2.7).
Разделом 5 контракта установлен порядок сдачи-приемки результатов работ:
- сдача-приемка выполненных работ осуществляется исполнителем на основании отчетных документов, предусмотренных календарным планом, и оформляется подписанием акта сдачи-приемки выполненных работ (п.5.1);
- исполнитель представляет заказчику проект акта сдачи-приемки выполненных работ и подписанный исполнителем комплект отчетных документов в срок, указанный в техническом задании в двух экземплярах на бумажных носителях (в сброшюрованном виде) и оптических носителях (указать конкретный вид). Датой представления исполнителем проекта акта сдачи-приемки выполненных работ и подписанного комплекта отчетных документов по контракту считается дата получения заказчиком указанных документов, подтвержденная регистрационным штампом последнего на письме исполнителя (п.5.2);
- не позднее 30-ти рабочих дней после получения от исполнителя документов, указанных в п.5.2 контракта, заказчик рассматривает результаты и осуществляет приемку выполненных работ (этап работ) по контракту на предмет соответствия их объема, качества требованиям, изложенным в контракте. Приемка работ осуществляется в соответствии с требованиями, указанными в приказе ФТС России от 03.02.2010г. №183 «Об утверждении порядка организации процессов жизненного цикла программных средств информационных систем и информационных технологий таможенных органов». По результатам приемки работ заказчиком и исполнителем составляется и подписывается акт сдачи-приемки выполненных работ. В случае обнаружения недостатков в выполненных работах заказчик направляет исполнителю мотивированный отказ от принятия результатов выполненных работ с перечнем выявленных недостатков, необходимых доработок. В случае каждого мотивированного отказа заказчика от принятия результатов работ в связи с необходимостью устранения недостатков и (или) доработки результатов работ исполнитель устраняет указанные недостатки и (или) производит доработки за свой счет (п.5.3);
- в случае получения от заказчика мотивированного отказа от принятия результатов выполненных работ с перечнем выявленных недостатков (необходимых доработок), исполнитель обязан устранить полученные от заказчика замечания (недостатки) произвести доработки и передать заказчику комплект отчетной документации, отчет об устранении недостатков и (или) выполнении необходимых доработок, а также повторно акт сдачи-приемки выполненных работ в 2 экземплярах в срок, установленный государственным заказчиком (п.5.4);
- в случае, если по результатам рассмотрения отчета об устранении выявленных недостатков и (или) проведении необходимых доработок, заказчиком будет принято решение об устранении исполнителем недостатков и (или) выполнении доработок, заказчик принимает выполненные работы в порядке, предусмотренном в п.5.3 контракта, и подписывает 2 экземпляра акта сдачи-приемки выполненных работ, один из которых направляет исполнителю (п.5.5);
- на основании подписанного заказчиком и исполнителем акта сдачи-приемки выполненных работ составляется и подписывается акт о выполнении работ (этапа работ). Подписанный сторонами акт о выполнении работ (этапа работ) является основанием для оплаты исполнителю выполненных работ (этапа работ) (п.5.8).
Пунктом 7.3 контракта установлена ответственность заказчика за просрочку исполнения обязательств по оплате выполненных работ, предусмотренных контрактом, в виде неустойки, начисляемой за каждый день просрочки исполнения обязательств, начиная со дня, следующего за днем истечения установленного срока исполнения обязательств по контракту, в размере 1/300 действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования Банка России от стоимости работ, оплата которых просрочена заказчиком.
Согласно п.11.1 контракт вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует до 31.12.2013г.
Сторонами к контракту согласовано приложение №1 – техническое задание, согласно раздела 2 которого, работы по сопровождению ИПС в части п.4.3 раздела «Состав работ» ТЗ должны выполняться в 2 этапа:
- 1 этап – с даты заключения контракта по 01.02.2013г. Срок предоставления отчетных материалов – не позднее 07.02.2013г.;
- 2 этап – с 02.02.2013г. по 19.07.2013г. Срок предоставления отчетных материалов – не позднее 26.07.2013г.
В соответствии с п.4.3 ТЗ исполнителем должны быть выполнены работы по внесению изменений в ИПС в соответствии с заявками заказчика и/или по согласованным с заказчиком предложениям исполнителя по обеспечению оптимизации функционирования ИПС, совершенствованию характеристик, интерфейса, структур баз данных ИПС, информационных и программных компонентов ИПС, не приводящих к изменениям состава функций ИПС и (или) алгоритмов реализации этих функции.
Разделом 5 ТЗ установлены требования к выполнению работ, в том числе, указанных в п.4.3 раздела 4 ТЗ.
Пунктом 6.2 ТЗ установлено, что приемка выполненных работ производится в соответствии с условиями государственного контракта и приказом ФСТ России от 03.02.2010г. №183.
Также, сторонами к контракту согласован календарный план выполнения работ по контракту, которым определены наименование работ, название ИПС, цена, срок исполнения, вид отчетных документов по разделу II – в части работ по п.4.3 раздела 4 ТЗ:
- 1 этап – внесение изменение в ИПС в соответствии с заявками заказчика и/или по согласованным с заказчиком предложениям исполнителя по обеспечению оптимизации функционирования ИПС, совершенствованию характеристик, интерфейса, структур баз данных ИПС, информационных компонентов АС, не приводящих к изменениям состава функций ИПС и (или) алгоритмов реализации этих функций – программные средства из состава ИРС «Доход», 7.552.000руб., с даты заключения контракта по 01.02.2013г.; акт сдачи-приемки выполненных работ, акт о выполнении работ;
- 2 этап – внесение изменений в ИПС в соответствии с заявками заказчика и/или по согласованным с заказчиком предложениям исполнителя по обеспечению оптимизации функционирования ИПС, совершенствованию характеристик, интерфейса, структур баз данных ИПС, информационных и программных компонентов ИПС, не приводящих к изменению состава функций ИПС и (или) алгоритмов реализации этих функций – программные средства из состава ИРС «Доход», 7.552.000руб., с 02.02.2013г. по 19.07.2013г.; акт сдачи-приемки выполненных работ, акт о выполнении работ.
По акту приема-передачи от 13.08.2012г. ответчиком истцу переданы права, проектная, техническая и эксплуатационная документация к государственному контракту от 10.08.2012г.
Ответчиком истцу в рамках первого этапа раздела II были поданы следующие заявки – письма: от 14.08.2012г. №24-09/6468 «О внесении изменений в программное средство»; от 15.08.2014г. №24-09/6476 «О внесении изменений в программное средство»; от 03.09.2012г. №24-09/7092 «О внесении изменений в программное средство»; от 29.10.2012г. №24-09/8856 «Об оказании консультаций и технической помощи»; от 30.10.2012г. №24-09/8891 «О внесении изменений в программное средство»; от 27.11.2012г. №24-09/9957 «О внесении изменений в программное средство»; от 07.12.2012г. №24-09/10292 «О внесении изменений в программное средство»; от 11.12.2012г. №24-09/10292 «О внесении изменений в программное средство»; от 19.12.2012г. №24-09/10646 «О предоставлении информации»; от 28.12.2012г. №24-09/11046 «О внесении изменений в программное средство»; от 09.01.2013г. №24-10/2 «О внесении изменений в программное средство»; от 10.01.2013г. №24-10/17 «О внесении изменений в программное средство»; от 18.01.2013г. №24-10/17 «О внесении изменений в программное средство»; от 22.01.2013г. №24-10/349 «О внесении изменений в программное средство»; от 25.01.2013г. №24-10/468 «О внесении изменений в программное средство»; от 30.01.2013г. №24-10/369 «о внесении изменений в программное средство»; от 30.01.2013г. №24-10/649 «О внесении изменений в программное средство».
Указанные письма заказчика в качестве заявок содержали указание на необходимость внесения в ИПС, срок выполнения таких работ.
По результатам исполнения указанных заявок ответчика истцом ответчику направлены письма от 16.08.2012г. №№681, 683; от 03.09.2012г. №736, от 04.09.2012г. №738, от 27.09.2012г. №799, от 02.11.2012г. №925, от 30.10.2012г. №918, от 20.12.2012г. №1138, от 09.01.2013г. №4, от 20.12.2012г. №1136, от 20.12.2012г. №1137, от 11.01.2013г. №11/2, от 28.12.2012г. №1172/1, от 10.01.2013г. №6, от 11.01.2013г. №9/1, от 17.01.2013г. №19, от 21.01.2013г. №29, от 01.02.2013г. №62/1, от 30.01.2013г. №57, от 01.02.2013г. №62/2, от 31.01.2013г. №59.
По окончании 1 этапа раздела II истцом направлены и ответчиком получены 07.02.2013г. с письмом №84 от 07.02.2013г. акт сдачи-приемки выполненных работ, акт о выполнении работ, отчетные материалы согласно перечня приложений по письму.
Письмом от 22.03.2013г. №24-10/2421 ответчик отказал в принятии результатов выполненных работ по письму истца от 07.02.2013г. №84 первого этапа раздела II, указав на то, что в процессе рассмотрения и согласования документации на ИРС «Доход» версии 6.2 и по результатам заседании комиссии по приемке работ в части внесения изменений в информационно-программные средства из состава ИРС «Доход», проходившего в период с 04.03.2013г. по 22.03.2013г., установлено, что в период выполнения работ с 10.08.2012г. по 01.02.2012г. исполнителем не исполнены требования по защите информации в соответствии с разделом 4.6.2 «Требования по управлению доступом и разграничению полномочий пользователей» дополнения к техническому заданию на ИРС «Доход» версии 6.2, представленному в составе отчетных материалов письмом ООО «ФОРС-Центр разработки» от 07.02.2013г. №84; в информационно-программных средствах АПС «лицевые счета» из состава ИРС «Доход» не реализована возможность идентификации рабочих станций, серверов и другого сетевого оборудования по IPи МАС- адресам.
При этом, заказчиком с ссылкой на п.5.3 контракта указано на обязанность исполнителя устранить замечания, произвести доработки, и представить заказчику отчет об устранении недостатков и (или) выполнении необходимых доработок, а также повторно акт сдачи-приемки выполненных работ в срок не позднее 05.04.2013г.
Ответчиком истцу в рамках второго этапа раздела II были поданы следующие заявки – письма: от 18.02.2013г. №18-08/1306 «О внесении изменений в программные средства под Альбом, Спецификацию и Структуру»; от 19.02.2013г. №24-10/1324 «О внесении изменений в программное средство»; от 27.02.2013г. №24-10/1625 «О внесении изменений в программное средство»; от 12.03.2013г. №24-10/2048 «О внесении изменений в программное средство»; от 18.03.2013г. №24-10/2194 от 18.03.2013г. «О внесении изменений в программное средство»; от 04.04.2013г. №24-10/2891 «О внесении изменений в спецификацию»; от 04.04.2013г. №24-10/2901 «О внесении изменений в программное средство»; от 16.04.2013г. №24-10/3313 «О внесении изменений в программное средство»; от 24.04.2013г. №24-10/3646 «Заявка на внесение изменений»; от 14.05.2013г. №24.10/3995 «О внесении изменений в программное средство»; от 23.05.2013г. №24-10/4294 «О внесении изменений в программное средство» (от 10.06.2013г. №24-10/5020 «О внесении изменений в программное средство»); от 25.06.2013г. №24-10/5394 «О внесении изменений в программное средство»; от 04.07.2013г. №24-10/5690 «О внесении изменений в программное средство»; от 05.07.2013г. №24-10/5713 «О предоставлении спецификации»; от 09.07.2013г. №24-10/5827 «О внесении изменений в программное средство»; от 12.07.2013г. №24-10/5999 «О внесении изменений в программное средство»; от 12.07.2013г. №24-10/6004 «О внесении изменений в программное средство»; от 15.07.2013г. №24-10/6053 «О внесении изменений в программное средство»; от 16.07.2013г. №24-10/6069 «о внесении изменений в программное средство».
По результатам исполнения указанных заявок ответчика истцом ответчику направлены письма от 08.04.2013г. №297; от 04.03.3013г. №172/1; от 28.02.2013г. №155, от 05.03.2013г. №176, от 15.03.2013г. №213/1, от 22.03.2013г. №237; от 15.05.2013г. №412; от 17.04.2013г. №341; от 30.04.2013г. №379; от 27.05.2013г. №482; от 26.06.2013г. №622; от 26.06.2013г. №625; от 10.07.2013г. №682; от 09.07.2013г. №674; от 10.07.2013г. №683; от 17.07.2013г. №706; от 19.07.2013г. №721.
По окончании 2 этапа раздела II истцом направлены и ответчиком получены 26.07.2013г. с письмом №740 от 26.07.2013г. акт сдачи-приемки выполненных работ, акт о выполнении работ, отчетные материалы согласно перечня приложений по письму.
Письмом от 30.08.2013г. №24-10/7568, отказывая в приемке результатов работ по 2 этапу, ответчик указал на просрочку представления истцом полного комплекта отчетных документов, а также на то, что истцом проведено заседание комиссии по приемке результатов выполненных работ по контракту, представленных истцом с письмом от 26.07.2013г. №740, выявленные недостатки в представленных отчетных материалах по контракту изложен в протоколе заседания комиссии №1 от 22.08.2013г. и протоколе проведения компиляции и инсталляции от 14.08.2013г. №151; обязанность исполнителя устранить замечания (недостатки), произвести доработки и передать заказчику комплект отчетной документации.
С учетом замечаний заказчика по оформлению отчетных материалов истцом ответчику с письмами от 19.08.2013г. №825 и от 06.09.2013г. №893 переоформленные материалы представлены повторно.
Считая отказы ответчика от принятия работ неправомерными, истец обращался к ответчику с письмами от 25.09.2013г. №933, от 19.12.2013г. №1234, от 20.11.2013г. №1115 с требованием о принятии и оплате выполненных работ.
Поскольку указанные обращения истца оставлены ответчиком без удовлетворения, истец обратился к ответчику с претензией от 12.11.2013г. №1090 (получена ответчиком 14.11.2013г.) с требованием о подписании актов, оплаты работ и уплаты неустойки.
Согласно нормам ст. 702 ГК РФ, по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В соответствии со ст.ст. 309, 310 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом или договором.
В соответствии с п.1 ст.720 ГК РФ заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.
Нормами п.1 ст.721 ГК РФ установлено, что качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода. Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, результат выполненной работы должен в момент передачи заказчику обладать свойствами, указанными в договоре или определенными обычно предъявляемыми требованиями, и в пределах разумного срока быть пригодным для установленного договором использования, а если такое использование договором не предусмотрено, для обычного использования результата работы такого рода.
Как указывалось выше, п.1.2 контракта установлено, что требования к работам, являющимся предметом контракта определяются техническим заданием на выполнение работ «Сопровождение информационно-программных средств обеспечения, начисления, контроля уплаты таможенных платежей и тарифного регулирования в части программных средств из состава ИРС «Доход», которым был установлен поэтапный порядок выполнения работ раздела II – 2 этапа, сроки выполнения этапов и предоставления отчетных материалов; состав работ по разделу II - внесение изменений в ИПС в соответствии с заявками заказчика и/или по согласованным с заказчиком предложениям исполнителя по обеспечению оптимизации функционирования ИПС, совершенствованию характеристик, интерфейса, структур баз данных ИПС, информационных и программных компонентов ИПС, не приводящих к изменениям состава функций ИПС и (или) алгоритмов реализации этих функции.
Пунктом 5.5 раздела 5 – требования к выполнению работ технического задания, согласованного сторонами к контракту 10.08.2012г., установлено, что в процессе выполнения работ, указанных в п.4.3 раздела «Состав работ» ТЗ, исполнитель должен обеспечить:
- сбор, систематизацию и анализ заявок заказчика на внесение изменений в ИПС. При выполнении данных работ дополнительно должны быть учтены требования и положения реализуемых нормативных правовых документов и заявок заказчика;
- представление измененных информационно-программных средств в установленный заказчиком срок, с описанием порядка установки/обновления и внесенных изменений в ИПС (с ссылкой на реализованные требования), структуры базы данных, алгоритмы контроля и технологический процесс обработки данных;
- проведение тестирования и/или комплексных испытаний измененных версий ИРС на стенде заказчика в соответствии с согласованным заказчиком описанием контрольного примера;
- разработку и согласование с заказчиком (в случае необходимости) методики испытаний, а также контрольных примеров с целью проведения испытаний измененных версий ИПС на стенде заказчика и в таможенных органах;
- внесение изменений (в случае необходимости) в ИПС по результатам проведения тестирования и/или комплексных испытаний на стенде заказчика, опытной эксплуатации в таможенных органах. В процессе выполнения работ по внесению изменений в ИПС исполнитель должен обеспечить устранение выявляемых при эксплуатации технических ошибок (дефектов) без дополнительных затрат со стороны заказчика и в сроки, установленные заказчиком. В результате выполнения работ по сопровождению исполнитель должен подготовить и согласовать с заказчиком изменений проектной и техно-рабочей документации на ИПС. При этом полный комплект проектной и техно-рабочей документации на ИПС должен разрабатываться в соответствии с законодательством Российской Федерации и сдаваться в ФАП ФТС России 1 раз за время исполнения государственного контракта. С целью обеспечения бесперебойного функционирования ИРС «Доход» в рамках выполнения работ по внесению изменений, заказчик оставляет за собой право направлять заявки на внесение изменений в базы данных информационно-программных средств из состава ИРС «Доход» конкретного объекта эксплуатации в необходимом пользователям количестве. В процессе выполнения каждого этапа работ, на котором предполагается внесение изменений в ИПС, должно быть реализовано заявок заказчика на внесение изменений в количестве, указанном в таблице 2 ТЗ, а именно ИРС «Доход» (без учета заявок на внесение изменений в БД информационно-программных средств из состава ИРС «Доход» конкретного объекта эксплуатации): этап 1 – не менее 15 и не более 50 заявок, этап 2 – не менее 15 и не более 50 заявок.
При этом п.5.5 ТЗ установлено, что под заявкой заказчика понимается полученное исполнителем в ходе выполнения работ: 1 официальное письмо заказчика. В заявке могут быть установлены промежуточные сроки исполнения работ и сроки предоставления заказчику результатов их выполнения. При выполнении работ по внесению изменений в ИПС Исполнителем должно быть обеспечено соответствие специальным требованиям и рекомендациям по защите конфиденциальной информации, утвержденным приказом ФСТ России от 03.02.2010г. №183.
Согласно норм ст.431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Оценив указанные условия контракта, а также технического задания к контракту, в том числе п.4.3, являющегося неотъемлемой частью контракта, суд приходит к выводу о том, что исполнитель обязался обеспечить в случае необходимости внесение изменений в ИПС на основании заявок заказчика, при этом количество таких заявок регламентировано соответствующим разделом ТЗ к контракту.
Довод ответчика о том, что исполнителем не исполнены требования по защите информации в соответствии с разделом 4.6.2 «Требования по управлению доступом и разграничению полномочий пользователей» дополнения к техническому заданию ИРС «Доход» версия 6.2; в ИПС АПС «Лицевые счета» из состава ИРС «Доход» не реализована возможность идентификации рабочих станций, серверов и другого сетевого оборудования по IP и МАС адресам, судом во внимание не принимается, поскольку техническое задание (дополнение) НЮГК.50400-14 90, на которое ссылается ответчик в обоснование своих возражений, не является ТЗ, согласованным сторонами при заключении контракта, устанавливающим требования к работам, являющимся предметом контракта, и было передано заказчиком исполнителю в составе технической документации для выполнения работ по контракту.
Пунктами 10.1, 10.2 контракта установлено, что изменения и дополнения условий контракта возможны по соглашению сторон, в случаях установленных законодательством Российской Федерации. Все изменения и дополнения оформляются в письменном виде путем подписания сторонами дополнительных соглашений к контракту. Дополнительные соглашения к контракту являются его неотъемлемой частью и вступают в силу с момента их подписания сторон.
Документального подтверждения наличия соглашения сторон о внесении изменений в техническое задание, являющееся неотъемлемой частью контракта, ни истцом, ни ответчиком суду не представлено.
С учетом изложенного, поскольку ответчиком не представлено документального подтверждения направления истцу соответствующих заявок на внесение изменений в ИПС АПС «Лицевые счета» из состава ИРС «Доход» не реализацию возможности идентификации рабочих станций, серверов и другого сетевого оборудования по IP и МАС адресам; техническое задание (дополнение) НЮГК.50400-16 90 ЛУ является результатом работ исполнителя, указанные выше доводы ответчика судом отклоняются как необоснованные.
Согласно условий п.6.2 контракта приемка выполненных работ производится в соответствии с условиями государственного контракта и приказом ФТС России от 03.02.2010г. №183.
Из протокола №1 от 22.08.2013г. заседания комиссии по приемке выполненных работ по государственному контракту от 10.08.2012г. №6261-12-01/12 следует, что комиссия по результатам приемки работ этапа 2 раздела II решила:
«1. считать выполненными работы во внесению изменений в КПС «Обмен-Казначейство» версии 4.2 из состава АПС «Лицевые счета ИРС «Доход» версии 6.3.
2. Считать внесенные изменения в АПС «Лицевые счета» версии 4.2 выполненными исполнителем в соответствии с требованиями заявок заказчика, вместе с тем, принимая во внимание, что на дату заседания комиссии документация на АПС «Лицевые счета» не согласована с представителями подразделений ГУИТ и ЦИТУ, отвечающим за вопросы информационной безопасности, привлечь к участию в работе комиссии указанных специалистов для оценки корректности реализации в АПС «Лицевые счета» версии 4.2 раздела 4.6 дополнения к техническому заданию ИРС «Доход» версии 6.3 (НЮГК.50400-16 90).
3. ЦИТТУ направить в адрес ООО «ФОРС-Центр разработки» мотивированный отказа от приемки работ 2 этапа 2 раздела календарного алана контракта.
4. ЦИТТУ направить в адрес ООО «ФОРС-Центр разработки» обращение о необходимости проведения повторной процедуры компиляции и инсталляции КПС «Платежи-Анализ ФТС» версии 2.2 АПС «Платежи-Анализ» версии 9.2 из состава ИРС «Доход», представленной письмом от 19.08.2013г. №825, а также о необходимости предоставления недостающих отчетных материалов в части КПС «Обмен данными» версии 1.1 и демонстрации АПС «Платежи-Анализ» версии 9.2 и КПС «Обмен данными» версии 1.1.
5. Провести повторное заседание комиссии в срок не позднее 06.09.2013г.».
Согласно приказа ФТС России от 03.02.2010 N 183 "Об утверждении Порядка организации процессов жизненного цикла программных средств информационных систем и информационных технологий таможенных органов" - п.7 Приложения N 3 по замечаниям, выявленным в процессе приемки выполненных работ, комиссия принимает одно из следующих решений:
- замечания отклонить как необоснованные и не соответствующие требованиям контракта и ТЗ;
- замечания принять и составить протокол результатов приемки выполненных работ (при необходимости) с указанием обоснованных замечаний, выявленных недостатков, срока их устранения и даты приемки доработанных материалов;
- замечания принять и составить акт о ненадлежащем выполнении работ (этапа работ) с немедленным уведомлением исполнителя.
Письмом от 06.09.2013г. №893 (получено ответчиком 09.09.2013г.) исполнителем заказчику направлены изменения в документы рабочего проекта КПС «Обмен данными» версии 1.1 «Спецификация на CD» (ННЮГК.504050-02 ЛУ) и «Руководство программиста» (НЮГК.504050-021 33) с устраненными замечаниями в описании расположения исходных кодов и процесса установки программного средства; исходные коды и инсталляционный пакет КПС «Платежи анализ-ФТС» версии 2.2 с устраненной ошибкой в описании ролей доступа пользователей.
Ответчик в отзыве на иск указал на то, что по результатам проверки представленных материалов на КПС «Обмен данными» версии 1.1 и АПК «Платежи-Анализ» версии 9.2 было обнаружено отсутствие документов «Программа и методики испытаний» и «Описание контрольного пример», на основании которых в соответствии с требованиями п.6.2 ТЗ к контракту должны проводится испытания измененных версий программных средств, что, как указывает ответчик, делает невозможным завершение комплексных испытаний по проверке результатов работ, выполненных в рамках этапа 2 раздела II.
Ответчиком документального подтверждения направления истцу мотивированных отказов от приемки работ по указанному этапу, равно как и проведения повторного заседания комиссии, не представлено.
Учитывая изложенное, поскольку ответчиком не представлено доказательств оплаты выполненных истцом работ, суд признает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме: 12.838.400руб. задолженности и 1.118.356руб. 80коп. неустойки за общий период просрочки оплаты с 13.04.2013г. по 02.06.2014г.
Судебные расходы по госпошлине относятся на ответчика.
Руководствуясь ст.ст. 8, 11, 12, 307, 309, 310, 314, 329-331, 431, 702, 708, 709, 720, 721 ГК РФ, ст.ст. 41, 49, 65, 66, 67, 71, 101-103, 110, 112, 121, 167-171, 176 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Центрального информационно-технического таможенного управления (ОГРН <***>, ИНН <***>, 121087, <...>; дата регистрации в качестве юридического лица: 07.11.2011г.):
- в пользу Общества с ограниченной ответственностью «ФОРС-ЦЕНТР РАЗРАБОТКИ» (ОГРН <***>, ИНН <***>, 129272, <...>; дата регистрации в качестве юридического лица: 18.11.1999г.) 12.838.400руб. задолженности и 1.118.356руб. 80коп. неустойки, всего 13.956.756 (тринадцать миллионов девятьсот пятьдесят шесть тысяч семьсот пятьдесят шесть) рублей 80 копеек, а также 90.559 (девяносто тысяч пятьсот пятьдесят девять) рублей 53 копейки судебных расходов по госпошлине;
- в доход федерального бюджета 2.224 (две тысячи двести двадцать четыре) рубля 25 копеек госпошлины.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Девятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.
Судья О.П. Бунина