ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-99924/13 от 18.11.2012 АС города Москвы

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Москва Дело № А40-99924/13

18 ноября 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 12 ноября 2013 года

Полный текст решения изготовлен 18 ноября 2013 года

Арбитражный суд в составе судьи Шудашовой Я.Е.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Баиловой О.Д.

протокол ведется с использованием средств аудиозаписи

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

Фонда поддержки и развития Авторского Фильма (ОГРН: 1077799023521, ИНН: 7709441047, дата регистрации от 18.10.2007г., адрес: 123315, г. Москва, Ленинградский пр-т д. 72, стр.4,оф. 202)

к Инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по г. Москве (ОГРН 1047709098315; ИНН: 7709000010, дата регистрации: 23.12.2004г., адрес: 109147, г. Москва, ул. Марксистская, д. 34, стр. 6)

о признании недействительным решения № 14-04/1001/1085 от 19.03.2013г. в части,

в судебное заседание явились:

от заявителя – Емельянов А.В. доверенность от 26.06.2013г. №5

от ответчика – Сыркин Д.А. доверенность от 20.06.2013г. № 05-04; Егиазарян А.Г. доверенность от 11.11.2013г. № 05-04

УСТАНОВИЛ:

Фонд поддержки и развития Авторского Фильма (далее – Заявитель, Фонд) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по г.Москве (далее – Ответчик, Инспекция) № 14-04/1001/1085 от 19.03.2013г в части доначисления налога на прибыль за 2009 в размере 3.400.000 руб.; за 2010 – 11.990.000 руб., за 2011 – 966.000 руб., всего на общую сумму 16.356.000 руб., а также доначисления соответствующих пеней в размере 4.415.849 руб. и штрафа в размере 3.271.200 руб.

Заявитель в судебном заседании требования поддержал по доводам, изложенным в заявлении и письменных пояснениях к нему.

Налоговый орган в судебном заседании заявленные требования не признал по доводам, изложенным в отзыве.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд установил, что заявленное требование не подлежит удовлетворению по следующим основаниям:

Как следует из материалов дела по результатам выездной налоговой проверки Фонда поддержки и развития авторского Фильма (далее- Фонд, заявитель) ИФНС России № 9 по г. Москве (далее - налоговый орган, инспекция) был составлен Акт выездной налоговой проверки от 29. 12.2012 г. № 14-04/707/7503 (далее- Акт), на который Обществом были поданы возражения.

19.03.2013 с учетом возражений Фонда ИФНС России № 9 по г. Москве было вынесено Решение от 19.03.2013 г. № 14-04/1001/1085 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым Заявителю предложено уплатить налог на прибыль организаций в сумме 16 356 000 руб., предусмотренный пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) штраф в размере 3.271.200 руб., предусмотренный статьей 123 Кодекса штраф в размере 59.204 руб., а также предусмотренный статьей 126 Кодекса штраф в размере 600 руб., а также пени в общей сумме 4.422 038,93 руб.

Решение было обжаловано в Управление ФНС РФ по г. Москве путем подачи апелляционной жалобы. Решением УФНС РФ по г. Москве по апелляционной жалобе 18.06.2013 г. № 21-19/060384 апелляционная жалоба Фонда была оставлена без удовлетворения, а Решение без изменения.

Изложенное явилось основанием для общения Заявителя в суд с настоящим заявлением.

По существу спора судом установлено следующее:

Как следует из материалов дела, основанием для увеличения налоговых обязательств Заявителя по налогу на прибыль организаций послужил вывод о снижении в проверяемом периоде внереализационных доходов на сумму использованных не по целевому назначению денежных средств в размере 81 780 000 руб.

Проверкой установлено, что в проверяемом периоде Фонд являлся получателем целевых отчислений от лотерей, производимых в соответствии положениями Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях», согласно которым одним из обязательных нормативов при проведении лотереи является размер целевых отчислений от лотереи, который должен составлять не нее чем 10% выручки от проведения лотереи.

Организатор лотереи обязан ежеквартально осуществлять целевые отчисления от лотереи в объеме, рассчитанном исходя из обязательных нормативов, установленных статьей 10 Федерального закона.

Согласно статье 11 Федерального закона, целевые отчисления от лотереи используются для финансирования социально значимых объектов и мероприятий, в том числе мероприятий, направленных на развитие физической культуры и спорта, образования, здравоохранения, гражданско-патриотического воспитания, науки, культуры, искусства, включая творчество народов Российской Федерации, туризма, экологическое развитие Российской Федерации), а также осуществления благотворительной деятельности.

В проверяемом периоде целевые средства в виде отчислений от лотерей поступали на счета Фонда в рамках договоров адресной социальной помощи, заключенных с ОАО «Группа компаний «Милан» б/н от 10.12.2008, ЗАО «Русское лото» б/н от 10.12.2008 и ООО «РЛ Трейд» б/н от 01.12.2011.

В соответствии с условиями заключенных с ОАО «Группа компаний Милан», ЗАО «Русское лото» и ООО «РЛ Трейд» договоров адресной социальной помощи Фонд должен направлять полученные по ним денежные средства на реализацию социально значимых проектов в сфере кинематографии, поддержку культуры и искусства, создание условий для развития и реализации авторского кино, кроме того, Фонд вправе направлять адресную социальную помощь на иные цели, связанные с уставной деятельностью.

В соответствии с Уставом Фонд является не имеющей членства некоммерческой организацией, учрежденной физическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях поддержки социальных, благотворительных, культурных, образовательных и иных общественно полезных программ.

Уставом Фонда предусмотрено, что целями создания и деятельности Фонда является:

- аккумулирование денежных средств для сохранения места России в мировой культуре в области кино, а также сохранения кино как искусства;

- всемерная поддержка и развитие авторского кино;

- обеспечение преемственности культурного уровня современной кинопродукции.

Проверкой установлено, что поступившие Фонду от ОАО «Группа компаний «Милан», ЗАО «Русское лото» и ООО «РЛ Трейд» в рамках указанных выше договоров адресной социальной помощи целевые средства были направлены Фондом на предоставление займов на счета следующих организаций:

- ООО «Авангард» на общую сумму 51 200 000 руб. по договорам займа от 08.09.2009 № АВ/3-05, от 18.09.2009 № АВ/3-05, от 12.03.2010 № АВ-03/10, от 01.11.2009 № АВ-11/10;

- ООО «Брентир» на общую сумму 19 630 000 руб. по договорам займа от 24.06.2009 №БР\3-02, от 15.04.2010 №БР\3-02, от 07.12.2010 №БР/3-03;

- ООО «ВООП» на общую сумму 5 950 000 руб. по договорам займа от 18.12.2009 б\н, от 12.04.2010 б/н, от 14.07.2010 №14/07-10;

- ООО «ПСФ «Русгидрострой» на общую сумму 5 000 000 руб. по договору займа от 20.12.2010 №20/12-10.

В соответствии с условиями указанных договоров займа, денежные средства предоставлены заемщикам под 13% годовых, проценты должны выплачиваться вместе с возвратом всей суммы займа. Срок возврата займов до 31.12.2012. Цель предоставления займа в договорах не указана. По некоторым договорам в преддверии даты возврата займа сторонами подписаны дополнительные соглашения о переносе даты возврата средств на более поздний срок.

В обоснование целевого использования целевых отчислений от лотерей Фондом к проверке представлены заключенные с ООО «Авангард» и ООО Брентир» договоры взаимодействия:

- от 01.04.2008 №б/н, согласно которому предметом взаимодействия Фонда и ООО «Авангард», в частности, являются: создание совместной кинопродукции, направленной разработку системы защиты интеллектуальной продукции и системы контроля посещаемости кинотеатров; предоставление специализированных грантов и поддержка проектов в области кино, направленных на разработку системы защиты интеллектуальной продукции и системы контроля посещаемости кинотеатров;

- от 01.04.2008 б/н, согласно которому предметом взаимодействия Фонда и ООО «Брентир», в частности, являются: создание совместной кинопродукции, направленной на создание культуры чаепития, пропаганду здорового образа жизни, формирование знаний об историческом развитии чаепития в России, международное культурное взаимодействие; создание фонда изобразительных материалов об историческом развитии чаепития в России, а также о международной культуре чаепития; организация совместного фестиваля «Чайная церемония»; предоставление специализированных грантов и поддержка проектов в области кино, направленных на формирование культуры чаепития;

- от 01.12.2010 №б\н с ООО «Русгидрострой», из которого следует, что стороны договорились о взаимодействии в создании совместной кинопродукции, направленной на поддержку Саяно-Шушенской ГЭС, возвращение доверия к использованию биотоплива, организации фонда изобразительных материалов, организации совместного фестиваля и пр.

По взаимоотношениям с ООО «ВООП» договор взаимодействия ни в ходе проверки ни в материалы дела не представлен, однако согласно протоколу допроса директора Фонда Расулмухамедова Э.А. от 03.12.2012 № 17-10/325, денежные средства в адрес ООО «ВООП» перечислены для подготовки материалов для создания серии документальных фильмов о природе России.

При этом никакие документы, подтверждающие фактическое выполнение организациями-заемщиками указанных работ, Фондом не представлено

Проверкой установлены факты взаимозависимости между Фондом, организациями-заемщиками и организациями, перечислившими Фонду целевые средства (ОАО «Группа компаний «Милан», ЗАО «Русское лото» и ООО «РЛ Тгейд»).

В частности, единственный учредитель и руководитель Фонда Расулмухамедов Э.А. одновременно являлся:

- в период с 29.09.2008 по 16.06.2010 учредителем и генеральным директором ЗАО «Русское лото»;

- председателем совета директоров ОАО «ГК Милан» (2008г), в следующем - одним из акционеров;

- учредителем ООО «Авангард» (с 29.05.2006 Расулмухамедову Э.А. принадлежит 100% уставного капитала ООО «Авангард»), одновременно 90 % ; ставного капитала ООО «РЛ Трейд» принадлежит ООО «Авангард»;.

- Генеральным директором и одним из учредителей ООО «Брентир» (50% доли УК).

Одновременно установлено, что главный бухгалтер Фонда Крашенинникова И.С. числилась и получала заработную плату в ООО «Авангард» и ООО «Брентир».

Анализом движения денежных средств по счетам организаций - заемщиком установлено, что деятельность по созданию кинопродукции и организации социально значимых мероприятий не велась, поступившие от Фонда средства использовались заемщиками в качестве оборотных средств:

- основная масса поступивших на счета ООО «Брентир» денежных средств перечислена далее в адрес ООО «Капитал трейдинг» по договору от 16.01.2009 №КТ/003 с назначением платежа «за чай», «за кофе»;

- со счета ООО «Авангард» денежные средства списывались с назначением '--.-а «за устройства по реализации лотерейных билетов» в адрес ЗАО «Флинт и К» и ООО «Таймс-Холдинг», или направлялись в счет погашения займов перед ОАО «Руслото»;

- основная доля поступавших на счет ООО «ВООП» от Фонда денежных выдавалась наличными сотрудникам «ООО ВООП» Донченко B.C., Хомченко А.С, в качестве заработной платы и выплат социального характера (при допросе должностного лица ООО «ВООП» установлено, что заработная плата в ООО «ВООП» не предусмотрена);

- полученные от Фонда денежные средства ПСФ «Русгидрострой» перечислило в адрес ООО «Стройком» в качестве оплаты за выполненные строительные работы.

При проведении Инспекцией допросов должностных лиц ООО «ВООП» и ООО ПСФ «Русгидрострой» были получены показания, не подтверждающие осуществление деятельности, связанной с созданием кинопродукции.

Также Фондом ни в ходе проверки ни в материалы судебного дела не представлены к проверке какие-либо документы, свидетельствующие о наличии расходов, направленных на осуществление мероприятий, предусмотренных Уставом в качестве цели создания данного Фонда.

Совокупность изложенных выше обстоятельств послужила основанием для вывода Инспекции о нецелевом использовании Фондом целевых поступлений, повлекшем за собой занижение доходной части налоговой базы проверяемого периода на сумму неотраженных Фондом в составе внереализационных доходов, использованных не по целевому назначению целевых средств, в т.ч. за 2009 год - на 17 000 000руб. и за 2010 год - на 59 950 000руб., за 2011 год - на 4 830 000руб.

Законодательство Российской Федерации о некоммерческих организациях и заключенные с ОАО «Группа компаний «Милан», ЗАО «Русское лото» и ООО «РЛ Трейд» договора адресной социальной помощи не запрещают размещать свободные денежные средства, полученные на уставные цели, в качестве займов.

Само по себе заключение со сторонними организациями договоров займа не является нецелевым использованием денежных средств, поскольку денежные средства переданы на возвратной основе, кроме того, материалами проверки подтверждается частичный возврат организациями ООО «Авангард» и ООО «Брентир» переданных денежных средств;

Установленные проверкой факты взаимозависимости и аффилированности участников сделок не являются основанием для признания выданных Фондом взаимозависимым организациям денежных средств нецелевыми расходами.

Таким образом, положения подпункта 14 статьи 250 Кодекса не предусматривают включение в налоговую базу в качестве расходов денежных средств, размещенных на возвратной основе.

Согласно статье 2 Федерального закона №7ФЗ от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях» (далее - Закон №7-ФЗ) некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Статьей 7 Закона №7-ФЗ определено, что фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Фонд использует имущество для целей, определенных уставом фонда.

Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей этим целям и необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых фонд создан.

Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.

В соответствии со статьей 247 Кодекса, объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью в целях главы 25 Кодекса для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.

Пунктом 1 статьи 248 Кодекса к доходам в целях налогообложения прибыли отнесены доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.

Порядок определения внереализационных доходов установлен статьей 250 Кодекса.

Согласно пункту 14 статьи 250 Кодекса, внереализационными доходами признаются, в частности, доходы в виде использованных не по целевому назначению имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности (в т.ч. в виде благотворительной помощи, пожертвований), целевых поступлений, целевого финансирования, за исключением бюджетных средств.

При этом статьей 251 Кодекса установлен исчерпывающий перечень доходв, не учитываемых при определении налоговой базы.

Согласно пункту 2 статьи 251 Кодекса к таким доходам относятся, в частности, целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц, и использованные указанными получателями по назначению.

При этом налогоплательщики-получатели указанных целевых средств сазаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) арапках целевых поступлений.

Налогоплательщики, получившие имущество (в том числе денежные), работы, услуги в рамках благотворительной деятельности, целевые поступления или целевое финансирование, по окончании налогового периода представляют в налоговые органы по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств в составе налоговой декларации по налогу.

Согласно имеющейся в материалах жалобы информации, в нарушение статьи 7 Закона №7-ФЗ в проверяемом периоде Фонд не осуществлял публикацию отчетов об использовании своего имущества.

В рассматриваемом случае Заявителем не представлено документального обоснования принимаемых решений о размещении временно свободных остатков целевых средств в приносящих доход финансовых активах с точки зрения минимизации риска потери (обесценивания) соответствующих средств, а также обоснование целесообразности неполного использования целевых средств в том периоде, в котором они получены, с размещением свободных остатков таких средств в виде займов третьим лицам с получением дохода по сравнению со стратегией полного использования средств в текущем периоде, в том числе обоснование того, что наличие временно свободных остатков целевых средств не приведет к сокращению масштабов деятельности Фонда (ее прекращению), или того, что такое сокращение (прекращение) является временным и позволит за счет накопления средств наиболее эффективно достигнуть уставных целей.

Поименованными в решении от 19.03.2013 № 14-04/1001/1085 договорами адресной социальной помощи предусмотрено, что средства от проведения лотерей поступают для финансирования уставной деятельности получателя помощи (Фонда). При этом получатель помощи обязуется за счет целевых отчислений от проведения лотереи реализовать социально-значимые проекты в сфере кинематографии, поддерживать культуру и искусство, создавать условия для развития и реализации авторского кино.

Суд считает обоснованными выводы Инспекции, изложенные в оспариваемом решении, о том, что преследуемые Фондом в указанных договорах взаимодействия с ООО «Авангард», ООО «Брентир», ООО «Русгидрострой» и ООО «ВООП» цели не соответствуют уставным целям Фонда.

Представленные договоры займов с указанными организациями не содержат ссылки на описанные выше договоры взаимодействия.

Таким образом, установить, что целевые отчисления, перечислявшиеся в качестве займов в адрес ООО «ПСФ «Русгидрострой», ООО «Брентир», ООО «Авангард» направлялись для достижения целей указанных договоров взаимодействия и для осуществления уставных целей Фонда не представляется возможным.

Кроме того, суд принимает во внимание Отчет о результатах контрольного мероприятия Счетной палаты Российской Федерации от 09.04.2012 №51/12-02, согласно которому по результатам контрольного мероприятия установлено нецелевое расходование Фондом целевых отчислений от лотерей, путем направления полученных от ЗАО «Русское Лото» и ОАО «ГК Милан» целевых отчислений на займы по договорам с ООО «Авангард», ООО «Брентир», ООО ВООП, ООО «Русгидрострой».

Проведенные контрольные мероприятия подтверждают, что полученные денежные средства использовались организациями-заемщиками для пополнения своих оборотных средств, для осуществления своей уставной коммерческой деятельности и направлялись для расчетов со своими поставщиками товаров, работ, услуг; выплаты зарплаты; оплату коммунальных услуг и пр.

Получатели заемных средств не осуществляли какую-либо деятельность, связанную с созданием кинопродукции; организацией общественных мероприятий; исследованиями; получением материалов для кинопроектов и пр. Обратного суду не доказано.

Следовательно, на основании пункта 14 статьи 250 Кодекса, сумма перечисленных средств подлежит учету Фондом в составе внереализационных доходов и обложению налогом на прибыль в общеустановленном порядке.

С учетом вышеизложенного, суд пришел к выводу о том, что требование Фонда к Инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по г. Москве о признании недействительным решения № 14-04/1001/1085 от 19.03.2013г в части доначисления налога на прибыль за 2009 в размере 3.400.000 руб.; за 2010 – 11.990.000 руб., за 2011 – 966.000 руб., всего на общую сумму 16.356.000 руб., а также доначисления соответствующих сумм пеней и штрафа не подлежат удовлетворению.

Судебные расходы подлежат отнесению на заявителя в соответствии с положениями ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 137-139 Налогового кодекса Российской Федерации ст.ст. 102, 110, 167-171, 180, 181, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требования Фонда поддержки и развития Авторского Фильма к ИФНС России № 9 по г. Москве о признании недействительным решения от 19.03.2013г. № 14-04/1001/1085 в части доначисления налога на прибыль за 2009 в размере 3.400.000 руб.; за 2010 – 11.990.000 руб., за 2011 – 966.000 руб., всего на общую сумму 16.356.000 руб., а также доначисления соответствующих сумм пеней и штрафа – отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья Шудашова Я.Е.