Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Москва
12 октября 2017г. | Дело № | А40-А40-127673/17-140-1576 | ||
Резолютивная часть решения объявлена 10 октября 2017г. Решение в полном объеме изготовлено 12 октября 2017г. | ||||
Арбитражный суд г. Москвы в составе: | ||||
Председательствующего судьи | Паршукова О.Ю. | |||
При ведении протокола судебного заседания секретарем с/заседаний Ивановой Л.В. с участием сторон по Протоколу с/заседания от 10.10.2017 г. по заявлению ИП Коровина Максима Вячеславовича (ИНН 771503272101) к ответчику Департаменту экономической политики и развития города Москвы (ОГРН 1027739830161, адрес местонахождения: 125032, г. Москва, ул. Тверская, д. 13) о признании недействительными Актов | ||||
При участии: от истца – не явился, извещен. от ответчика – Снегирева А.И. доверенность от 23.12.2016г. № 60, паспорт. | ||||
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Коровин Максим Вячеславович обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту экономической политики и развития г. Москвы с требованием о признании недействительными акты от 27.03.17 № 9569, № 9570, № 9571, № 9572, № 9573 о выявлении нового объекта обложения торговым сбором.; от 05.04.17 № 9950, № 9838, № 9836 о выявлении нового объекта обложения торговым сбором; от 11.04.17 № 10253, № 10254 о выявлении нового объекта обложения торговым сбором.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, в предварительном судебном заседания пояснил, что исковые требования поддерживает в полном объеме. Пояснил, что выставочные павильоны С2-36-38 представляют из себя единое помещение без проходов в виде витрин, и данное помещение не может быть квалифицировано как несколько отдельных павильонов. В выставочных залах не проводятся расчеты с покупателями.
Представитель Департамента в судебное заседание явился, исковые требования общества не признал, по доводам, изложенным в отзыве.
Выслушав представителей сторон, исследовав и оценив, имеющиеся в деле документы, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 410 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также - НК РФ, Кодекс) торговый сбор устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В городе федерального значения Москве сбор устанавливается настоящим Кодексом и законом субъекта Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и законом субъекта Российской Федерации и обязателен к уплате на территории этого субъекта Российской Федерации.
Закон города Москвы от 17.12.2014 № 62 «О торговом сборе» (далее также - Закон о торговом сборе), в соответствии с главой 33 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливает торговый сбор, ставки торгового сбора, льготы по торговому сбору и определяет орган, осуществляющий полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором на территории города Москвы.
Согласно пункту 1 статьи 418 Кодекса орган государственной власти города федерального значения Москвы осуществляет полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения сбором в пределах, установленных настоящей статьей.
Законом города федерального значения Москвы определяется орган, осуществляющий полномочия, указанные в пункте 1 настоящей статьи (п. 2 ст. 418 НК РФ).
Пунктом 3 статьи 418 НК РФ определено, что уполномоченный орган в соответствии с законодательством осуществляет контроль за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения сбором на территории города федерального значения Москвы.
Согласно статье 4 Закона о торговом сборе полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором осуществляются органом исполнительной власти города Москвы, выполняющим функции по разработке и реализации экономической и налоговой политики.
Пунктом 4.20 Положения о Департаменте экономической политики и развития города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 17.05.2011 № 210-ПП, определено, что ДЭПиР осуществляет полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы.
Постановлением Правительства Москвы от 30.06.2015 № 401-ПП утвержден Порядок сбора, обработки и передачи налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором в городе Москве (далее также - Порядок).
В соответствии с положениями пункта 1.1 Порядка он устанавливает порядок сбора и обработки сведений об объектах обложения торговым сбором, порядок выявления объектов осуществления торговли, используемых для осуществления видов предпринимательской деятельности, в отношении которых установлен торговый сбор и в отношении которых в налоговый орган не представлены уведомления или в отношении которых в уведомлениях указаны недостоверные сведения, а также порядок передачи налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором.
Пунктом 1.2. Порядка также определено, что полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором осуществляет Департамент экономической политики и развития города Москвы (далее также - Уполномоченный орган).
Согласно пункту 2.1. Порядка под сбором сведений об объектах обложения торговым сбором понимается получение Уполномоченным органом сведений из источников, указанных в пункте 2.2 Порядка, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия.
В целях сбора Уполномоченным органом сведений об объектах осуществления торговли Департамент торговли и услуг города Москвы, Департамент городского имущества города Москвы, Департамент региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы, Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, иные органы исполнительной власти города Москвы, Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Центр налоговых доходов", Государственное бюджетное учреждение города Москвы Московское городское бюро технической инвентаризации, иные организации, подведомственные органам исполнительной власти города Москвы, осуществляют межведомственное взаимодействие, связанное с направлением информации об объектах осуществления торговли, размещенных на территории города Москвы, в Уполномоченный орган в соответствии с регламентом, утвержденным Уполномоченным органом.
Приказом Департамента от 03.12.2015 № 138-ПР утвержден Порядок выявления объектов обложения сбором, в отношении которых в налоговый орган не представлено уведомление или в отношении которых в уведомлении указаны недостоверные сведения (далее также - Порядок выявления объектов обложения сбором).
Согласно пункту 3.1. Порядка по результатам обработки информации Департамент составляет список объектов осуществления торговли, предположительно используемых для осуществления видов предпринимательской деятельности, в отношении которых установлен торговый сбор и в налоговый орган не представлены уведомления или в уведомлениях указаны недостоверные сведения (далее также - Список объектов).
Список объектов подлежит опубликованию на официальном сайте Уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в порядке, установленном ДЭПиР (п. 3.3. Порядка).
Пунктом 3.4 Порядка выявления объектов обложения сбором установлено, что Список объектов публикуется на официальном сайте Департамента не позднее трех рабочих дней с момента его утверждения.
Во исполнение вышеуказанных положений ДЭПиР, получив от ГБУ «Центр налоговых доходов» информацию об объекте осуществления торговли, в которых заявитель осуществляет торговую деятельность, включил их в Список объектов, а именно:-Информационную карту от 08.12.2016 с приложением фотографий объекта, находящегося по адресу: г. Москва, проезд Багратионовский, д. 7, корп. 3, павильон В2 м2 012 (далее также - Объект В2 м2 012);
-Информационную карту от 08.12.2016 с приложением фотографий объекта, находящегося по адресу: г. Москва, проезд Багратионовский, д. 7, корп. 3, павильон В2 249 (далее также - Объект В2 249);
-Информационную карту от 08.12.2016 с приложением фотографий объекта, находящегося по адресу: г. Москва, проезд Багратионовский, д. 7, корп. 3, павильон В2 261 (далее также - Объект В2 261);
-Информационную карту от 08.12.2016 с приложением фотографий объекта, находящегося по адресу: г. Москва, проезд Багратионовский, д. 7, корп. 3, павильон С2 036 (далее также - Объект С2 036);
-Информационную карту от 08.12.2016 с приложением фотографий объекта, находящегося по адресу: г. Москва, проезд Багратионовский, д. 7, корп. 3, павильон С2 038 (далее также - Объект С2 038);
-Информационную карту от 08.12.2016 с приложением фотографий объекта, находящегося по адресу: г. Москва, проезд Багратионовский, д. 7, корп. 3, павильон G2 003 (далее также - Объект G2 003);
-Информационную карту от 12.12.2016 с приложением фотографий объекта, находящегося по адресу: г. Москва, проезд Багратионовский, д. 7, корп. 3, без номера павильона (далее также - Объект без номера павильона);
-Информационную карту от 12.12.2016 с приложением фотографий объекта, находящегося по адресу: г. Москва, проезд Багратионовский, д. 7, корп. 3, павильон G2 005 (далее также - Объект G2 005).
Вышеназванный список объектов опубликован на официальном сайте Департамента. При этом вид торговли осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов».
В соответствии с положениями пункта 4.1. Порядка юридическое лицо, являющееся правообладателем объекта, включенного в Список объектов, вправе в течение 20 дней со дня внесения такого объекта в Список объектов, опубликованный на официальном сайте Уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, подать в Уполномоченный орган обращение об исключении такого объекта из Списка объектов (далее также - Обращение).
В случае если в отношении соответствующего объекта не поступило Обращение в срок, указанный в настоящем пункте, Уполномоченный орган составляет соответствующий акт в порядке, установленном разделом 5 настоящего Порядка.
Заявитель не воспользовался указанным правом и не обратился в адрес Департамента в установленный двадцатидневный срок с заявлением об исключении Объектов из Списка объектов.
По истечении установленного пунктом 4.1. Порядка срока ДЭПиР были составлены Акты №№ 9573, 9572, 9571, 9570, 9569, 9838, 9836, 9950, 10253, 10254 о выявлении новых объектов обложения торговым сбором.
Сопроводительными письмами от 31.03.2017 № ДПР-30-1509/17, от 11.04.2017 № ДПР-30-1629/17, от 17.04.2017 № ДПР-30-2120/17 Департамент направил указанные Акты в адрес Предпринимателя.
В соответствии с пунктом 8.1. Порядка организация или индивидуальный предприниматель, указанный в составленном Уполномоченным органом акте о выявлении нового объекта обложения торговым сбором, акте о выявлении недостоверных сведений в отношении объекта обложения торговым сбором, вправе подать в Уполномоченный орган жалобу об отмене соответствующего акта в срок не позднее 180 календарных дней со дня направления ему Уполномоченным органом информации.
Заявитель воспользовался указанным правом и обратился в адрес Департамента в установленный срок с жалобами об отмене Актов (далее также - Жалобы).
Жалобы по поводу отмены Актов № 9950 и № 10254 были рассмотрены 27.07.2017 на заседании Межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов налогообложения в городе Москве. По итогам рассмотрения Комиссия приняла решение об отмене данных Актов, так как они дублировали ранее вынесенные Акты № 9569 и № 9572, что подтверждается Выпиской из протокола № 44.
Письмом от 08.08.2017 № ДПР-30-2120/17 Департамент уведомил Заявителя о принятом решении.
Жалобы по поводы отмены Актов №№ 9573, 9572, 9571, 9570, 9569, 9838, 9836, 10253 в настоящий момент находятся на рассмотрении.
Заявитель в Заявлении утверждает, что выставочные павильоны С2-36-38 представляют из себя единое помещение без проходов в виде витрин, и данное помещение не может быть квалифицировано как несколько отдельных павильонов. В выставочных залах не проводятся расчеты с покупателями (нет ККМ, не выписываются товарные чеки и пр.).
Вместе с тем, Заявитель допускает ошибочную квалификацию деятельности, фактически осуществляемой им через Объект.
В соответствии с пунктом 1 статьи 411 Кодекса плательщиками торгового сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории города Москвы, в отношении которых нормативным правовым актом установлен указанный сбор, с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества на территории города Москвы.
Пунктом 1 статьи 412 НК РФ определено, что объектом обложения торговым сбором признается использование объекта осуществления торговли для осуществления плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор, хотя бы один раз в течение квартала.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 413 Кодекса торговый сбор устанавливается в отношении осуществления торговой деятельности на объектах осуществления торговли.
При этом к торговой деятельности относится, в частности, такой вид торговли как: торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями) (пп. 1 гг. 2 ст. 413 НКРФ); торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы (пп. Зп. 2 ст. 413 НКРФ).
Статьей 2 Закона о торговом сборе, в том числе, установлена ставка торгового сбора для торговли через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (п. 1 ст. 2 Закона), и объекты стационарной торговой сети с торговыми залами (п. 3 ст. 2 Закона).
В соответствии с положениями пункта 4 статьи 413 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях главы 33 «Торговый сбор» Кодекса, в том числе, используются следующие понятия:
1) объект осуществления торговли в отношении видов торговли, указанных в пункте2 статьи 413 Кодекса, - здание, сооружение, помещение, стационарный или
нестационарный торговый объект или торговая точка, с использованием которых
плательщиком осуществляется вид деятельности, в отношении которого установлен сбор;
2) торговля - вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной,
мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, осуществляемый через объекты
стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные
склады.
Как определено в пункте 1.5. Порядка, к объектам стационарной торговой сети, имеющим торговые залы, относятся:
-Отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения), используемые одной организацией или индивидуальным предпринимателем для продажи товаров и прохода покупателей и оснащенные оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов (п. 1.5.1. Порядка);
-Расположенные в многоквартирных домах или нежилых зданиях (строениях, сооружениях) нежилые помещения, используемые одной организацией или индивидуальным предпринимателем для продажи товаров и прохода покупателей и оснащенные оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов (п. 1.5.1. Порядка).
К объектам стационарной торговой сети, не имеющим торговых залов, согласно пункту 1.6. Порядка, относятся объекты:
-Расположенные в коридорах, холлах, вестибюлях отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений), а также нежилых помещений в многоквартирных домах объекты осуществления торговли, используемые одной или несколькими организациями и (или) индивидуальными предпринимателями для продажи товаров и оснащенные оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов (п. 1.6.1. Порядка);
-Расположенные в многоквартирных домах или нежилых зданиях (строениях, сооружениях) нежилые помещения, используемые одной или несколькими организациями и (или) индивидуальными предпринимателями для продажи товаров и оснащенные оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов, в том числе через окно выдачи товаров, без доступа покупателей в помещение (п. 1.6.2. Порядка);
-Расположенные в многоквартирных домах или нежилых зданиях (строениях, сооружениях) нежилые помещения, используемые двумя и более организациями и (или) индивидуальными предпринимателями для продажи товаров и прохода покупателей и оснащенные оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов (п. 1.6.3. Порядка).
Таким образом, индивидуальные предприниматели, ведущие торговлю, являются плательщиками торгового сбора только в случае использования объектов движимого или недвижимого имущества (объекта осуществления торговли), находящегося на территории города Москва, и при установлении ставки торгового сбора в отношении этого вида деятельности.
Понятие «торгового объекта» для целей торгового сбора прямо в налоговом законодательстве не определено. В соответствии со статьей 11 НК РФ в данном случае подлежат применению нормы отраслевого законодательства.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» торговым объектом признается здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Департаментом в ходе проведения сбора сведений об Объектах было установлено, что ИП Коровин М.В. осуществлял торговлю на площадях Гипермолла «Горбушкин двор», расположенного по адресу: г. Москва, проезд Багратионовский, д. 7, корп. 3, в восьми Объектах, а именно: Объект В2 м2 012, Объект В2 249, Объект В2 261, Объект С2 036, Объект С2 038, Объект G2 003, Объект без номера павильона, Объект G2 005.
Указанные Объекты оснащены оборудованием, предназначенным и используемым для демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями, что также подтверждается фотографиями, сделанными в ходе проведения сбора сведений.
При этом довод заявителя о том, что в выставочных залах не проводятся расчеты с покупателями (нет ККМ, не выписываются товарные чеки и пр.) не обоснован.
Отсутствие на объекте контрольно-кассовой техники не исключает того обстоятельств, что продажа товаров осуществляется за наличный расчет без применения соответствующей техники.
Определяющим критерием в данном случае является организация ведения торговой деятельности, включающая обустройство места ее осуществления, обеспечивающего демонстрацию товаров, их сохранность, возможность и готовность к реализации. Все Объекты соответствуют данным критериям.
Согласно фототаблицам, являющимся неотъемлемым приложением к информационным картам, Заявителем на момент осуществления сбора информации предлагалась к продаже следующая продукция: Объект В2 м2 012, Объект В2 249, Объект В2 261, Объект С2 036. Объект без номера павильона: фильмы, музыка, иные мультимедийные файлы на дисках, флэшках; Объект G2 003: аксессуары к телефонам, планшетным компьютерам; Объект С2 038, Объект G2 005: радиоуправляемые и иные, игрушки. На товарах размещены ценники с указанием стоимости.
Представленные фотографии опровергают утверждение заявителя о том, что последним на Объектах фактически осуществлялась только «выставка» образцов продукции.
Также довод заявителя о том, что последним на Объектах фактически осуществлялась только «выставка» образцов продукции, что также подтверждается заключенными договорами аренды (субаренды) помещений, является не состоятельным и основан на неверном толковании Предпринимателем понятия «выставка».
Суду также Заявителем не представлены в материалы дела доказательства, свидетельствующие о проведении именно «ВЫСТАВКИ» на Объектах в соответствии с вышеуказанными требованиями ГОСТ.
Относительно довода Заявителя о том, что Департамент искусственно выделил несколько торговых объектов из помещения С2-36-38, необходимо отметить следующее.
Исходя из анализа фотографий, приложенных к соответствующим Инфокартам видно, что разделение помещения С2 036-038 С2-38 на два объекта С2 036-037 (диски и аксессуары к мобильным телефонам, планшетным компьютерам, ноутбукам) и С2 038 (радиоуправляемые игрушки) произведено самостоятельно самим предпринимателем исходя из специфики реализуемых в них товаров, что также заметно по стилю оформления витрин (невозможно реализовывать вместе столь разнородные товары как диски, аксессуары к мобильным телефонам, планшетным компьютерам, ноутбукам и радиоуправляемые игрушки). Павильон С2 037 не выделен в отдельный торговый объект, а соединен с Объектом С2 036, поскольку возле него отсутствует табличка о том, что это отдельное торговое место (возле всех остальных Объектов такая табличка с номером торгового места и павильона присутствует), и он оформлен как единый торговый объект с Объектом С2 036.
Кроме того, все спорные объекты не могут являться единым торговым объектом, так как расположены в разных частях гипермолла «Горбушкин двор» (Приложение № 12 -схема расположения всех Объектов в гипермолле), в них реализуются различные специализированные товары.
Ответчик так же в ходе судебного заседания пояснил, что требованиями действующего законодательства определено, что хозяйствующие субъекты при регистрации заявляют планируемые к осуществлению основной и дополнительные виды экономической деятельности. Классификация и кодирование основных и дополнительных видов экономической деятельности, заявляемых хозяйствующими субъектами при регистрации, осуществляется на основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (далее по тексту также - ОКВЭД).
В выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в отношении Коровина Максима Вячеславовича содержатся следующие сведения о видах экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС. Ред.2): Основной вид деятельности - Торговля розничная музыкальными записями, аудиолентами, компакт-дисками и кассетами в специализированных магазинах (47.63.1); Дополнительные виды деятельности; Торговля розничная аудио- и видеотехникой в специализированных магазинах (47.43); Торговля розничная бытовыми электротоварами в специализированных магазинах (47.54); Торговля розничная лентами и дисками без записей в специализированных магазинах (47.63.2) Торговля розничная вне магазинов, палаток, рынков ( 47.9).
Таким образом, согласно информации, содержащейся в ЕГРИП, основной и дополнительные виды деятельности Заявителя - торговля.
Кроме того, все Объекты сам Заявитель позиционирует в качестве торговых объектов, что подтверждается подачей Заявителем Уведомления в налоговый орган о постановке на учет плательщика торгового сбора от 12.08.15 на общую площадь 146,2 кв. м на все помещения (данная информация указана в Заявлении).
Исходя из изложенного, заявитель осуществляет торговлю через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы и объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговые залы, и является плательщиком торгового сбора.
Соответственно, Департамент выявив объект обложения торговым сбором, в отношении которого в налоговый орган не представлено уведомление, правомерно составил Акты №№ 9573, 9572, 9571, 9570, 9569,9838, 9836, 10253.
На основании вышеизложенного, суд не находит основании для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 411-413 ГК РФ, 110, 167, 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Отказать ИП Коровину Максиму Вячеславовичу в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья:О.Ю.Паршукова