ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А4016287/2020-92-127 от 15.07.2020 АС города Москвы

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Москва

22 июля 2020  года

Дело № А40‑16287/20-92-127

Резолютивная часть решения объявлена 15 июля 2020  года

Полный текст решения изготовлен 22 июля 2020  года

Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Уточкина И.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Сочневой А. А.,

рассмотрев  в открытом судебном заседании дело по заявлению: Департамент инвестиционной и промышленной политики г. Москвы

к ООО «НСХ РУС»

третье лицо: АО «Особые экономические зоны «Зеленоград»

о  расторжении Соглашения от 01.06.2018г., взыскании штрафа за досрочное расторжения Соглашения в размере 80 720 000 руб. 00 коп.,

при участии в судебном заседании:

от  заявителя:  ФИО1  (паспорт, дов. № ДИПП-Д-21/20 от 18.03.2020г., диплом),

от ответчика:  не явился, извещен;

от третьего лица: ФИО2  (паспорт, дов. № Д-151 от 28.02.2020г., диплом), 

УСТАНОВИЛ:

Департамент инвестиционной и промышленной политики г. Москвы (далее - Истец) обратился в Арбитражный суд города Москвы к ООО «НСХ РУС» (далее - Ответчик) с исковым заявлением о  расторжении Соглашения от 01.06.2018г., взыскании штрафа за досрочное расторжения Соглашения в размере 80 720 000 руб.

В судебном заседании представитель Истца заявленные требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик иск не оспорил, отзыв не представил.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, в материалах дела имеются документы, подтверждающие его надлежащее извещение о времени и месте судебного разбирательства. Суд счел возможным рассмотреть дело без участия ответчика согласно ч. 3 ст.156 АПК РФ.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей истца и третьего лица, оценив представленные доказательства, арбитражный суд признал иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что 01 июня 2018 г. между истцом и ответчиком было заключено Соглашение об осуществлении промышленно-производственной деятельности в особой экономической зоне технико-внедренческого типа, созданной на территории города Москвы (далее - Соглашение).

Предметом Соглашения является ведение Резидентом промышленно-производственной деятельности в особой экономической зоне технико-внедренческого типа, созданной на территории города Москвы, в соответствии с прилагаемым к Соглашению бизнес-планом, а именно реализация проекта по созданию высокоточных обрабатывающих центров.

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Москвы от 19.09.2018 № 1112-ПП «О реорганизации Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы» Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы был переименован в Департамент инвестиционной и промышленной политики города Москвы (далее - Департамент).

Как усматривается из текста письма ООО «НСХ РУС» (вх. от 22.10.2019 № ДИПП-1-2908/19) к реализации проекта Резидент не приступил в связи с неполучением разрешения Ведомства по экономике и экспортному контролю Федеративной Республики Германия (BAFA).

В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» существенным нарушением резидентом особой экономической зоны условий соглашения об осуществлении деятельности является:

1) осуществление в особой экономической зоне предпринимательской
деятельности, не предусмотренной соглашением об осуществлении деятельности;

2) неосуществление предусмотренной им деятельности в течение двадцати
четырех месяцев подряд с момента установления уполномоченным Правительством
Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти либо органом
исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему
полномочий, предусмотренных пунктом 5.1 части 1 статьи 8 настоящего
Федерального закона, в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 8 настоящего
Федерального закона факта неосуществления деятельности; (в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 213-ФЗ)

3)  непредставление в уполномоченный Правительством Российской Федерации
федеральный орган исполнительной власти либо орган исполнительной власти
субъекта Российской Федерации в случае передачи ему полномочий,
предусмотренных пунктом 5.1 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, в
срок, установленный соглашением об осуществлении деятельности, проектной
документации и результатов инженерных изысканий, необходимых для
осуществления предусмотренных бизнес-планом мероприятий, в целях проведения
государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных
изысканий, их согласования в случае, если их представление предусмотрено
соглашением об осуществлении деятельности; (в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 213-ФЗ)

4) неосуществление инвестиций, в том числе капитальных вложений, в объеме
и в сроки, которые предусмотрены указанным соглашением в случае, если их
осуществление предусмотрено соглашением об осуществлении деятельности.

В соответствии с приложением 9 к Соглашению от 01.06.2018, суммарный объем инвестиций в 2018-2019 годах должен был составить 381.500.000 рублей.

Таким образом, неосуществление инвестиций в соответствии с пунктом 2.5.2 Соглашения, является существенным нарушением условий Соглашения от 01.06.2018.

В период с 05 по 09 августа 2019 года Департаментом была проведена внеплановая проверка исполнения резидентом условий Соглашения об осуществлении деятельности в особой экономической зоне, созданной на территории города Москвы от 01.06.2018.

По итогам проведенной проверки был составлен акт проверки, который письмом от 21.08.2019 № ДИПП-И-5940/19 был направлен в адрес Резидента.

Актом внеплановой проверки было установлено:

1.         Резидент не ведет промышленно-производственную деятельность на территории ОЭЗ.

2.         Резидент не осуществляет инвестиции в объеме и сроках, соответствующих бизнес-плану.

3.         В срок, установленный Соглашением, Резидент не направил в Управляющую компанию, заявление о предоставлении технических условий, проектную документацию и результаты инженерных изысканий, необходимых для осуществления предусмотренных бизнес-планом мероприятий, в целях проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также их согласования.

4.         Резидент не воспользовался своим правом и не направил в органы управления ОЭЗ скорректированный бизнес-план в целях внесения изменений в сроки и условия Соглашения.

5.         Фактов отказа в оказании содействии со стороны Резидента при осуществлении органами управления контроля за выполнением условий Соглашения, а также непредставления Резидентом органам управления ОЭЗ необходимой информации в устной и письменной форме не установлено.

6.         Фактов передачи прав и обязанностей Резидента по исполнению Соглашения другим (третьим) лицам не установлено.

Кроме того, Резидент был проинформирован, что в случае несогласия с результатами проверки Резидент в течение семи календарных дней со дня получения Акта проверки вправе предоставить мотивированные возражения в письменной форме.

Акт проверки от 16.08.2019 был получен Резидентом.

Возражений на акт проверки не поступало.

Письмом от 22.10.2019 № ДИПП-1-2908/19 Резидент выразил готовности» расторгнуть существующее Соглашение в соответствии с пунктом 4.3.  по соглашению сторон - без каких-либо выплат за фактически неосуществленные инвестиции в период 2018-2019 г.г.

Письмом от 21.11.2019 № ДИПП-1 -2908/19-1 Департамент в адрес ООО «НСХ РУС» направил письмо с предложением расторгнуть Соглашение от 01.06.2018 в соответствии с пунктом 1 статьи 450 ГК РФ, пунктом 4 части 3 статьи 20 Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ, пунктом 4.3. Соглашения от 01.06.2018 в связи с наличием существенных условий Соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности и уплатой предусмотренного штрафа.

Ответа на вышеуказанную претензию Департаментом не получено.

В силу части 2 статьи 20 Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ соглашение об осуществлении деятельности может быть расторгнуто судом по требованию одной из сторон в связи с существенным нарушением его условий другой стороной, существенным изменением обстоятельств или по иным предусмотренным настоящим Федеральным законом основаниям.

Таким образом, требования истца о расторжении соглашения от 01.06.2018г. о ведении промышленно-производственной деятельности на территории особой экономической зоны технико-внедренческого типа на территории г. Москвы, заключенное Департаментом науки, промышленной политики и предпринимательства г. Москвы, АО «Особые экономические зоны «Зеленоград» и ООО «НСХ РУС» подлежит удовлетворению.

Статья 309 ГК РФ предусматривает, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Гражданское законодательство не допускает односторонний отказ от исполнения обязательства (ст. 310 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 5.2. Соглашения при досрочном прекращении действия Соглашения в связи с существенным нарушением Резидентом условий Соглашения лицо, утратившее статус резидента особой экономической зоны технико-внедренческого типа, созданной на территории города Москвы, обязано уплатить штраф в размере 5 (пяти) процентов от суммы инвестиций, предусмотренных пунктом 2.5.2. Соглашения, за вычетом объема инвестиций, осуществленных на дату утраты статуса резидента особой экономической зоны технико-внедренческого типа, созданной на территории города Москвы, но не менее суммы снижения доходов бюджета города Москвы, которое произошло в связи с применением Резидентом налоговых льгот по налогу на прибыль, земельному налогу, налогу на имущество организаций, транспортному налогу, установленным действующим законодательством, за весь период применения указанных налоговых льгот (но не менее 150 000 (ста пятидесяти тысяч) рублей).

На основании вышеизложенного, сумма штрафа ООО «НСХ РУС» составляет 80.720.000 руб.

Согласно пункту 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Ответчиком иск по существу не оспорен, при этом исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ расходы по госпошлине подлежат отнесению на ответчика.

На основании ст. ст. 12, 309, 310 ГК РФ, руководствуясь ст. 4, 65, 68, 71, 102, 110, 123, 156, 167-170, 176  АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Расторгнуть Соглашение от 01.06.2018г. о ведении промышленно-производственной деятельности на территории особой экономической зоны технико-внедренческого типа на территории г. Москвы, заключенное Департаментом науки, промышленной политики и предпринимательства г. Москвы, АО «Особые экономические зоны «Зеленоград» и ООО «НСХ РУС»

Взыскать с ООО «НСХ РУС» в пользу Департамент инвестиционной и промышленной политики г. Москвы штраф за досрочное расторжение Соглашения от 01.06.2018 г. в размере 80.720.000 руб.

Взыскать с ООО «НСХ РУС» в доход федерального бюджета государственную пошлину  в размере 206000 руб. (двести шесть тысяч рублей).

Решение может быть обжаловано в течение месяца в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья:                                                                                                Уточкин И.Н.