Арбитражный суд Московской области
Проспект Академика Сахарова, дом 18, г. Москва, Россия, ГСП-6, 107996, www.asmo.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Москва
«20» апреля 2010 года Дело № А41-11227/10
Резолютивная часть решения оглашена «16» апреля 2010 года.
Решение изготовлено в полном объёме «20» апреля 2010 года.
Арбитражный суд Московской области в составе:
председательствующего судьи С.Н. Сабитовой,
протокол судебного заседания вёл помощник судьи Е.В. Махова,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Перовского межрайонного прокурора города Москвы
к обществу с ограниченной ответственностью «Фармалекс»
о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО1, прокурор отдела прокуратуры г. Москвы, служебное удостоверение ТО № 075484 выдано 04.03.2009 года;
от заинтересованного лица – Голубь А.В., генеральный директор, паспорт РФ <...> выдан 04.05.2006 года, приказ № 7 от 20 сентября 2006 года;
установил:
Перовский межрайонный прокурор города Москвы (далее – заявитель) обратился в Арбитражный суд Московской областис заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Фармалекс» (далее – ООО «Фармалекс», заинтересованное лицо, общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении (л.д. 2-7).
Заинтересованное лицо в судебное заседание не явилось, сведения о его надлежащем извещении в суд не поступали.
Суд в соответствии со статьёй 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) объявлял перерыв в судебном заседании на «16» апреля 2010 года для извещения ООО «Фармалекс».
После перерыва представитель заявителя заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении (л.д. 2-7), просит привлечь ООО «Фармалекс» к административной ответственности на основании части 4 статьи 14.1 КоАП РФ и назначить наказание в виде минимального размера административного штрафа.
Представитель ООО «Фармалекс» в судебном заседании указал, что признаёт факт правонарушения, пояснив, что на момент судебного заседания все замечания, выявленные в ходе проверки, были устранены.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующие обстоятельства по делу.
ООО «Фармалекс» имеет лицензию № 99-02-012541 от 16.11.2006 года, выданную Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, на осуществление фармацевтической деятельности на объекте – аптечный киоск, расположенный по адресу: <...>. Согласно данной лицензии ООО «Фармалекс» имеет право на розничную торговлю лекарственными средствами без права работы с сильнодействующими и ядовитыми веществами, согласно списков НККП. Лицензия предоставлена на срок до 16.11.2011 года (л.д. 23-25).
25 февраля 2010 года Перовской межрайонной прокуратурой города Москвы была проведена проверка законодательства о качестве и безопасности лекарственных средств в аптечном киоске, принадлежащем ООО «Фармалекс», расположенном по адресу: <...>, о чём составлен акт проверки (л.д. 59-82).
В ходе проверки были выявлены следующие нарушения:
- в нарушение требований пункта 3.3 Отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях» Основные положения (ОСТ 91500.05.0007-2003), утверждённые Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.03.2003 № 80 (далее – Правила), на вывеске не указано местонахождение организации (в соответствии с учредительными документами);
- в нарушение пункта 2.9 Правил в торговом зале аптечного киоска ООО «Фармалекс» в неудобном для ознакомления месте (за стеллажом очков) размещена информация о телефонах и адресах органов управления здравоохранением и фармацевтической деятельностью; информация о номерах телефонов и режиме работы справочной фармацевтической службы; копия лицензии на фармацевтическую деятельность и другие виды деятельности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации размещена над прилавком сбоку; книга отзывов и предложений находится в письменном столе за прилавком, где располагаются фармацевты ООО «Фармалекс»; информация о дежурном администраторе (Ф.И.О., должность) вывешена в неудобном месте – за ширмой; информация о группах населения, имеющих право па бесплатное и льготное обеспечение и внеочередное обслуживание, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации отсутствует; копия или выписка из Федерального закона «О защите прав потребителей» также отсутствует; кроме того на фармацевте отсутствует информация о сотрудниках аптечной организации, непосредственно обслуживающих население (таблички, бейджи и прочие с указанием Ф.И.О. и должности).
- в нарушение пункта 3.16 Правил в аптечном киоске не выделено специальное помещение (шкаф) для храпения моющих и дезинфицирующих средств, инвентаря и материалов, применяемых при уборке помещений и обработке оборудования;
- в нарушение пункта 3.18 Правил верхняя одежда и обувь хранится совместно с санитарной одеждой и обувью;
- в нарушение пункта 3.19 Правил аптечный киоск ООО «Фармалекс» не оснащён оборудованием и инвентарём в соответствии с выполняемыми функциями. Помещения хранения термолабильных лекарственных препаратов не оснащены оборудованием, обеспечивающим необходимые условия храпения.
Проверкой установлено, что хранение термолабильных лекарственных препаратов осуществляется в холодильнике «Бирюса 310-1». Порядок хранения лекарственных средств предусмотрен Инструкцией по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения, утверждённой приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.11.1996 № 377.
В соответствии с пунктом 4.5.2 Инструкции лекарственные средства, требующие защиты от воздействия повышенной температуры, следует хранить при комнатной (18-20 °С), прохладной (или холодной) - (12-15 °С) температуре. В некоторых случаях требуется более низкая температура хранения (например, для АТФ - (3-5 °С), что должно быть указано па этикетке или в инструкции по применению препарата. Также,
В нарушение пункта 4.5.3 Инструкции иммунобиологические препараты хранятся в промышленной упаковке, но совместно по наименованиям, и при температуре, выше указанной для каждого наименования на этикетке или в инструкции по применению.
На момент проверки температура в холодильнике составляет + 13 °С. Так,
1. «Виферон», суппозитории ректальные, объемом 300000МЕ, в количестве 5 упаковок, условия хранения указанного препарата при температуре +2 +8 °С;
2. «Виферон» суппозитории ректальные, объемом 1000000 MЕ, в количестве одной упаковки, условия хранения указанного препарата при температуре + 2 + 8 °С;
3. «Гриппферон», капли назальные, объёмом 10 мл, в количестве 4 флаконов, условия хранения указанного препарата при температуре +2 + 8 °С;
4. «ФИО2 Форте», 30 пакетов по 5 доз, в количестве 1 упаковки, условия хранения указанного препарата при температуре не выше +10 °С;
5. «ФИО2 Форте». 10 пакетов по 5 доз, в количестве 1 упаковки, условия хранения указанного препарата при температуре не выше +10 °С;
6. «Аципол», капсулы (30 капсул), в количестве 1 упаковки, условия хранения указанного препарата при температуре не выше + 10 °С;
7. «ФИО3», суппозитории вагинальные, 500000 ЕД, в количестве 3 упаковок, условия хранения указанного препарата при температуре не выше + 5 °С;
8. «Интерферон», раствор флакон по 5 мл, в количестве 2 флаконов, условия хранения указанного препарата при температуре +2 + 8 °С;
9. «Семакс», капли назальные флакон по 3 мл, в количестве 3 упаковки, условия хранения указанного препарата при температуре не выше + 10 °С;
10. «Редецил» мазь, объёмом 35 г, в количестве 1 упаковки, условия хранения указанного препарата при температуре не выше +2 +8 °С;
11. «ФИО2» суппозитории, в количестве 2 упаковок, условия хранения указанного препарата при температуре не выше + 10 °С;
12. «Генферон», суппозитории 1000000 МЕ, в количестве 2 упаковок, условия хранения указанного препарата при температуре +2 +8 °С;
13. «Баларпан-Н» протектор эпителия роговицы глаза гелевый, объёмом 10мл, в количестве 1 упаковки, условия хранения указанного препарата при температуре +15 +25 °С;
14. «ФИО4» сухой для приготовления суспензии 10 флаконов по 5 доз, в количестве 1 упаковки, условия хранения указанного препарата при температуре не выше +10 °С.
- в нарушение пункта 3.19 Правил помещения хранения лекарственных препаратов и других товаров, разрешённых к отпуску из аптечных организаций, не оснащены приборами для регистрации параметров воздуха (термометрами, гигрометрами или психрометрами), которые размещены на внутренней стене помещения, вдали от нагревательных приборов па высоте 1,5 - 1,7 м от пола и на расстоянии не менее 3 м от дверей. Показания этих приборов ежедневно не регистрируются в специальном журнале (карте), который не ведётся ответственным лицом в течение года и хранится год, не считая минувшего;
- в нарушение пункта 3.20 Правил на стеллажах, шкафах, полках не прикрепляется стеллажная карта с указанием наименования лекарственного препарата, серии, срока годности, количества единиц хранения;
- в нарушение пункта 5.2 Правил принятый способ хранения лекарственных препаратов (лекарственных средств) не оговорён в приказе по аптечной организации и не доведён до сведения персонала аптечной организации;
- в нарушение пункта 5.3 Правил аптечная организация ООО «Фармалекс» не ведёт учёт лекарственных препаратов (лекарственных средств) с ограниченным сроком годности на бумажном носителе или в электронном виде с архивацией на твёрдом носителе. Режим архивации не установлен руководителем аптечной организации;
- нарушение пункта 8.8 Правил в помещении хранения лекарственных средств, а также на рабочих местах в торговом зале имеет место приём пищи, хранение личных лекарственных препаратов, продуктов питания, напитков, табачных изделий;
- в нарушение пункта 9.2 Правил аптечная организация ООО «Фармалекс» не имеет правила внутреннего трудового распорядка, утверждённые руководителем организации, с отметкой об ознакомлении сотрудников. Пересмотр правил и повторное ознакомление с ними сотрудников аптечной организации ежегодно не производится;
- в нарушение пункта 9.8 Правил сотрудники, фармацевты, аптечного киоска ООО «Фармалекс» не ознакомлены с ОСТом 91500.05.0007-2003, порядком выполнения закреплённых за ними обязанностей, нормативными правовыми актами и стандартами, относящимися к деятельности организации. В аптечной организации отсутствуют должностные инструкции, утверждённые в соответствующем порядке, на каждого сотрудника, не предусмотрена система постоянного повышения профессионального образования сотрудников по вопросам действующего законодательства, применения лекарственных средств и др., план и темы занятий не утверждаются руководителем аптечной организации.
Таким образом, Перовской межрайонной прокуратурой г. Москвы было установлено, что ООО «Фармалекс» совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Выявление указанных обстоятельств послужило основанием для вынесения 26 марта 2010 года и.о. Перовского межрайонного прокурора г. Москвы постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, в отношении ООО «Фармалекс» в порядке части 2 статьи 28.4 КоАП РФ (л.д. 10-16).
При вынесении указанного постановления присутствовал законный представитель ООО «Фармалекс» - генеральный директор Голубь А.В., что подтверждается его подписью.
В качестве объяснений, при вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, генеральный директор ООО «Фармалекс» Голубь А.В. указал: «С выявленными нарушениями согласен, обязуюсь устранить в кратчайшие сроки».
Поскольку в соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ дела в отношении юридических лиц об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, рассматриваются судьями арбитражных судов, заявитель обратился с настоящим заявлением в Арбитражный суд Московской области.
Оценив представленные доказательства, арбитражный суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли закономадминистративная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечёт наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырёх тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц – от четырёх тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с Примечанием к части 4 статьи 14.1 КоАП РФ понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Согласно статье 2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08 августа 2001 года № 128-ФЗ (далее – Федеральный закон № 128-ФЗ) лицензионными требованиями и условиями признаётся совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 17 Федерального закона № 128-ФЗ фармацевтическая деятельность подлежит обязательному лицензированию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 июля 2006 года № 416 утверждено Положение о лицензировании фармацевтической деятельности (далее – Положение), согласно пункту 4 которого лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности являются:
а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании помещений и оборудования, необходимых для осуществления фармацевтической деятельности и соответствующих установленным к ним требованиям;
б) соблюдение лицензиатом, осуществляющим оптовую торговлю лекарственными средствами, требований статьи 29 Федерального закона «О лекарственных средствах» и правил оптовой торговли лекарственными средствами;
в) соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, требований статьи 32 Федерального закона «О лекарственных средствах» и правил продажи лекарственных средств, утверждаемых в соответствии со статьёй 26 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»;
г) соблюдение лицензиатом, осуществляющим изготовление лекарственных средств, правил изготовления лекарственных средств, утверждаемых в соответствии со статьёй 17 Федерального закона «О лекарственных средствах», и требований к контролю качества лекарственных средств, изготовленных в аптечных учреждениях;
д) соблюдение лицензиатом требований о запрещении продажи лекарственных средств, пришедших в негодность, лекарственных средств с истекшим сроком годности, фальсифицированных лекарственных средств и лекарственных средств, являющихся незаконными копиями лекарственных средств, зарегистрированных в Российской Федерации, а также об уничтожении таких лекарственных средств в соответствии со статьёй 31 Федерального закона «О лекарственных средствах»;
е) наличие у руководителя соискателя лицензии (лицензиата), деятельность которого непосредственно связана с приёмом, хранением, отпуском, изготовлением и уничтожением лекарственных средств, высшего фармацевтического образования (для лекарственных средств, предназначенных для медицинского применения) либо фармацевтического или ветеринарного образования (для лекарственных средств, предназначенных для животных), стажа работы по специальности не менее 3 лет и сертификата специалиста;
ж) наличие у индивидуального предпринимателя – соискателя лицензии (лицензиата) высшего или среднего фармацевтического образования (для осуществления деятельности в сфере обращения лекарственных средств, предназначенных для медицинского применения) либо фармацевтического или ветеринарного образования (для осуществления деятельности в сфере обращения лекарственных средств, предназначенных для животных) и сертификата специалиста;
з) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) работников, деятельность которых связана с изготовлением, приёмом, хранением, отпуском и продажей лекарственных средств, имеющих высшее или среднее фармацевтическое образование (для лекарственных средств, предназначенных для медицинского применения) либо фармацевтическое или ветеринарное образование (для лекарственных средств, предназначенных для животных) и сертификаты специалиста;
и) повышение квалификации специалистов с фармацевтическим или ветеринарным образованием не реже одного раза в 5 лет.
Пунктом 5 вышеуказанного Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, установлено, что осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечёт за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами «а» - «д» пункта 4 настоящего Положения.
В соответствии со статьёй 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое предусмотрена административная ответственность.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
На основании вышеизложенного, арбитражный суд, руководствуясь частью 6 статьи 205 АПК РФ, признаёт установленным и доказанным материалами дела наличие события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, факт его совершения ООО «Фармалекс» и вину общества в его совершении.
Судом установлено, что сроки для привлечения к административной ответственности не истекли.
Процедура привлечения ООО «Фармалекс» к административной ответственности соблюдена, в связи с чем, права и законные интересы общества не нарушены.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения ООО «Фармалекс»от административной ответственности у суда не имеется.
С учётом характера совершённого административного правонарушения, его последствий, обстановки, в которой совершено нарушение, данных о нарушителе, обстоятельств смягчающих и отягчающих ответственность, суд находит возможным назначение наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Таким образом, суд приходит к выводу, что требования Перовского межрайонного прокурора г. Москвы заявлены в соответствии с действующим законодательством и подлежат удовлетворению с привлечением ООО «Фармалекс» к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии со статьёй 206 АПК РФ и пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 11 от 09 декабря 2002 года «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» по результатам рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности арбитражным судом принимается решение, а не постановление, как это предусмотрено статьёй 29.9 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 181 и 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
привлечь Общество с ограниченной ответственностью «Фармалекс», расположенное по адресу: <...>, зарегистрированное в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № 17 по Московской области 18.04.2006 года за основным государственным регистрационным номером: 1065027023687, ИНН: <***>, к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Штраф в размере 40 000 рублей перечислить в УФК по городу Москва (Управление Федеральной службы судебных приставов по городу Москва), Банк получателя: отделение 1 Московского ГТУ Банка России, г. Москва, БИК Банка: 044583001, расчётный счёт: <***>, КБК: 3221690020020000140, ОКАТО: 42286555000, ИНН получателя: 7704270863, КПП получателя: 770401001.
Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок.
СУДЬЯ С.Н. Сабитова