ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А41-11435/18 от 18.06.2018 АС Московской области

Арбитражный суд Московской области

107053, проспект Академика Сахарова, д. 18, г. Москва

http://asmo.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Москва

05 июля 2018 года Дело №А41-11435/18

Резолютивная часть решения объявлена «18» июня 2018года

Решение изготовлено в полном объеме «05» июля 2018 года

Арбитражный суд Московской области в составе: судьи Е.В. Васильевой,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания

ФИО1,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

ООО «Форпост-Л»

к Администрации муниципального образования г.о. Люберцы Московской области,

о признании незаконным и обязании,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО2, паспорт, доверенность от 01.10.2016,

от заинтересованного лица – ФИО3, паспорт, доверенность от 17.07.2017 №29/1-1-30,

установил:

ООО «Форпост-Л» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации муниципального образования г.о. Люберцы Московской области (далее – заинтересованное лицо, Администрация) с требованиями:

«- признать незаконным отказ Администрации муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области, оформленного письмами №2 исх-616 от 22.11.2017 года и выразившийся в отказе в выдаче разрешений на установку средств размещения информации по адресу: <...>. литер.Е;

- обязать Администрацию муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области выдать Заявителю разрешения на установку средств размещения информации по адресу: <...>. литер.Е в соответствии с заявлениями ООО «Форпост-Л» от 03.11.2017 года;

- признать незаконным отказ Администрации муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области, оформленного письмами №2 исх-583 от 10.11.2017 года и выразившийся в отказе в выдаче разрешений на установку рекламных конструкций по адресу: <...>. литер. Б, В, Д;

- обязать Администрацию муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области выдать Заявителю разрешения на установку рекламных конструкций по адресу: <...>. литер. Б, В, Д в соответствии с заявлениями ООО «Форпост-Л» от 16.09.2017», с учетом уточненных требований, принятых судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

В судебном заседании заслушан представитель заявителя, требования поддержал, представил разрешения на информационные конструкции, которые, при возражении Администрации, приобщены к материалам настоящего дела.

Заслушан представитель Администрации, против удовлетворения заявления возражал, пояснив, что как такого отказа в выдачи разрешений на размещение рекламных конструкций не было, оспариваемые сообщения являются предложением к доработки дизайн проектов.

Выслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд установил следующее.

ООО «Форпост-Л» на праве собственности принадлежит земельный участок, а также четырнадцать зданий Торгового центра, расположенных и зарегистрированных по адресу: <...>.

16.09.2017 и 03.11.2017 ООО «Форпост-Л» обратилось в Администрацию муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области с заявлением о выдаче разрешений на установку средств размещения информации и рекламных конструкций по указанному адресу.

Письмами №2 исх-616 от 22.11.2017 и №2 исх-583 от 10.11.2017 Администрация отказала в выдаче разрешений по заявлениям ООО «Форпост-Л» от 16.09.2017 и 03.11.2017, в обоснование указав, что Межведомственной комиссией принято решение о признании проекта общей концепции схемы размещения рекламных и информационных конструкций на строениях по спорному адресу не соответствующим архитектурно-художественному облику.

Не согласившись с указанными сообщениями (письмами) Администрации, заявитель обратился в арбитражный суд с требованиями о признании их незаконными и восстановлении нарушенных прав.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в заявлении, отзыве на него, арбитражный суд приходит к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

Статьей 2 АПК РФ предусмотрено, что основной задачей судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Это предполагает возможность лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса.

В соответствии с ч.1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу положений ч.1 ст. 198 и ч.4 ст. 200 АПК РФ, для признания оспариваемого ненормативного правового акта органа местного самоуправления недействительным необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение им прав и охраняемых законом интересов заявителя, а также незаконного возложения им на заявителя обязанности, создающей иные препятствия для осуществления заявителем предпринимательской и иной экономической деятельности.

С учетом нормативной совокупности статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФобязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии с указанными нормами права, предметом доказывания по настоящему делу является одновременное несоответствие оспариваемых сообщений (писем) Администрации закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя.

Частью 1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) установлено, что распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований данной статьи.

В силу части 9 статьи 19 Закона о рекламе установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 данной статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.

В соответствии с частью 14 статьи 19 Закона о рекламе решение в письменной форме о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче должно быть направлено органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа заявителю в течение двух месяцев со дня приема от него необходимых документов.

В силу части 15 статьи 19 Закона о рекламе решение об отказе в выдаче разрешения должно быть мотивировано и принято органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа исключительно по следующим основаниям:

1) несоответствие проекта рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента;

2) несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме размещения рекламных конструкций (в случае, если место установки рекламной конструкции в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи определяется схемой размещения рекламных конструкций);

3) нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта;

4) нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа. Органы местного самоуправления муниципальных районов или органы местного самоуправления городских округов вправе определять типы и виды рекламных конструкций, допустимых и недопустимых к установке на территории соответствующего муниципального образования или части его территории, в том числе требования к таким рекламным конструкциям, с учетом необходимости сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселений или городских округов;

5) нарушение требований законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, их охране и использовании;

6) нарушение требований, установленных частями 5.1, 5.6, 5.7 настоящей статьи.

Законом Московской области от 30 декабря 2014 года № 191/2014-ОЗ «О благоустройстве в Московской области» (далее - Закон № 191/2014-ОЗ) установлены единые нормы и требования в сфере благоустройства, в том числе требования по содержанию зданий, сооружений, требования к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству (включая освещение улиц, уборку и озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм) и периодичность их выполнения, порядок участия собственников зданий (помещений в них), строений и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий, обязательные к исполнению для органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, юридических и физических лиц, являющихся собственниками, правообладателями расположенных на территории Московской области земельных участков, зданий, строений и сооружений, в том числе для юридических лиц, обладающих указанными объектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также требования к обеспечению чистоты и порядка на территории Московской области.

Согласно статье 4 Закона № 191/2014-ОЗ, элементами объекта благоустройства являются конструктивные и функциональные составляющие объектов благоустройства, определяющие их внешний вид, обеспечивающие визуальное восприятие объектов благоустройства в соответствии с их функциональным назначением; фасадом является наружная, внешняя поверхность объекта капитального строительства, включающая архитектурные элементы и детали (балконы, окна, двери, колоннады и др.); средства размещения информации - конструкции, сооружения, технические приспособления, художественные элементы и другие носители, предназначенные для распространения информации, за исключением рекламных конструкций.

В соответствии со статьей 5 Закона № 191/2014-ОЗ содержание территорий Московской области и мероприятия по развитию благоустройства осуществляются в соответствии с настоящим Законом и правилами благоустройства, утверждаемыми уполномоченным центральным исполнительным органом государственной власти Московской области (далее - уполномоченный орган) для каждого муниципального образования Московской области (далее - муниципальное образование). Элементами благоустройства в данном случае являются, в том числе, средства размещения информации и рекламные конструкции.

Рекламные конструкции и средства размещения информации, размещаемые на зданиях и сооружениях не должны мешать их текущей эксплуатации, перекрывать технические и инженерные коммуникации, нарушать функциональное назначение отдельных элементов фасада (незадымляемые балконы и лоджии, слуховые окна и другие), не должны перекрывать оконные проемы, балконы и лоджии жилых помещений многоквартирных домов (ч.2 ст. 48 Закона №191/2014-03).

В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 23 Закона №191/2014-03, средства размещения информации устанавливаются на территории муниципального образования на основании разрешения на установку средства размещения информации, выдаваемого в порядке, определяемом органами местного самоуправления. Средства размещения информации должны соответствовать художественно-композиционным требованиям к их внешнему виду и порядку установки, определенным настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Московской области.

Распоряжением Главархитектуры Московской области от 14.07.2015 № 31РВ-72 утвержден Архитектурно-художественного регламента информационного и рекламного оформления зданий, строений, сооружений и объектов благоустройства Московской области, предметом регулирования которого являются внешний вид средств размещения информации и художественно-композиционные требования к размещению (далее – Регламент).

Художественно-композиционные решения, схемы информационного или информационно-рекламного оформления здания, строения, сооружения (далее - фасадные схемы), дизайн-проекты, индивидуальные (специальные) дизайн-проекты, иные материалы по внешнему виду средств размещения информации или рекламных конструкций и композиционным решениям их размещения, разрабатываемые владельцами средств размещения информации или рекламных конструкций, должны соответствовать требованиям данного Регламента (п.2.1 Регламента).

Установка и эксплуатация средств размещения информации в Московской области допускается только при наличии разрешения на установку средств размещения информации, выдаваемого органом местного самоуправления Московской области, на территории которого предполагается осуществить установку и эксплуатацию средств размещения информации.

Порядок выдачи (оформления) разрешения на установку средств размещения информации и/или рекламных конструкций (далее - разрешение), являющихся предметом регулирования указанного Регламента, определяется правилами благоустройства или иными нормативными правовыми актами муниципального образования, утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации и Московской области (п.2.2 Регламента).

Постановлением администрации Люберецкого муниципального района Московской области от 08.09.2015 №1879-ПА утверждено Положение о порядке установки средств размещения информации на территории муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области (далее Положение) который устанавливает порядок выдачи администрацией разрешений на установку средств размещения информации.

Согласно п. 5.1 Положения средства размещения информации, установленные на территории Люберецкого муниципального района, не должны ухудшать визуальный, архитектурный, ландшафтный облик территории и должны соответствовать сведениям о территориальном размещении, внешнем виде и соответствии средства размещения информации. Оценка соответствия визуальному, архитектурному, ландшафтному облику средств размещения информации, предлагаемых к установке на территории Люберецкого муниципального района, проводится Межведомственной комиссией по вопросам упорядочения размещения рекламных конструкций и средств размещения информации и оценке их соответствия визуальному, архитектурному, ландшафтному облику на территории Люберецкого муниципального района в соответствии с регламентом работы указанной комиссии.

В соответствии с п. 5.2 Положения установка средств размещения информации осуществляется в соответствии с правилами благоустройства территории, в том числе требованиями по содержанию зданий (включая жилые дома), строений, сооружений и земельных участков, на которых они расположены, а также требованиями к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий, строений, сооружений, устанавливаемыми органом местного самоуправления.

На фасадах зданий, помещения в которых принадлежат разным собственникам, а также на торговых и офисных зданиях размещение средств размещения информации осуществляется на основе общего проекта. В целях формирования целостного визуального восприятия и увязки по габаритам и местам размещения отдельных средств размещения информации на общественных, общественно-деловых, торговых, торгово-выставочных, спортивных и развлекательных центрах необходимо разрабатывать общую фасадную схему информационного оформления здания, строения, сооружения, а также прилегающей к ним на основании правоустанавливающих документов территории и размещенных на ней элементов навигации. При этом виды, места, габариты и количество средств размещения информации определяются исключительно схемой с учетом архитектурных решений самих объектов информационного оформления (п.5.32 Положения).

Постановлением администрации Люберецкого муниципального района Московской области от 24.02.2015 №184/2-ПА утверждено Положение о порядке установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области (далее Положение №184/2-ПА)

Согласно п. 6.1 Положение №184/2-ПА рекламные конструкции, установленные на территории Люберецкого района, должны соответствовать визуальному, архитектурному и ландшафтному облику территории.

Из материалов дела следуем, что в качестве оснований для отказа в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкции и средств размещения информации Администрацией, в соответствии с протоколом Межведомственной комиссии от 18.10.2017 №34, указано, что проекты схемы фасадного оформления признаны не соответствующими архитектурно-художественному облику, а именно: отсутствует единообразие размещаемых конструкций, в том числе в соответствии с утвержденным проектом создания архитектурно-градостроительного облика 10 городов Московской области.

Поскольку предлагаемые заявителем фасадные конструкции не обладали единым стилистическим единством и не способствовали композиционной целостности фасада, а также не имели единого колористического решения, Администрацией принято решение о необходимости доработки заявителем проекта фасадного размещения, в том числе с учетом необходимости гармонирования с выбранной для улиц Волковская и Смирновская цветовой гаммой и способствовали композиционной целостности фасада здания.

Кроме того, объект, на котором предполагались к размещению конструкции входит в объекты пристанционных железнодорожных территорий городского округа Люберцы, реконструкция и развитие которого предусмотрено в утвержденной на публичных слушаниях концепции городского округа в 2015 году. Фасад зданий, на которых предполагалось размещать конструкции является элементом объекта автобусной станции, прилегающей к железнодорожной станции и имеет общественное значение.

На основании изложенного предлагаемые заявителем к размещению информационная и рекламная конструкции признаны несоответствующими внешнему архитектурному облику сложившейся застройки, что послужило законным основанием для вынесения Администрацией отказа выдаче разрешений.

Суд отмечает, что предполагаемые к размещению конструкции подлежали креплению Обществом к декоративному ограждению кровли здания, что запрещено в силу п.4.2 Архитектурного регламента.

Таким образом, оспариваемые отказы Администрации, выраженные в письмах №2 исх-616 от 22.11.2017 и №2 исх-583 от 10.11.2017, соответствует закону, и не нарушают прав Общества, и не создают препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исходя из текстов оспариваемых решений, Администрацией предложено Обществу доработать проект, в связи, с чем последний не лишен возможности после устранения недостатков снова обратиться за получением разрешения на установку рекламных и информационных конструкций.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При изложенных обстоятельствах, заявленные требования удовлетворению не подлежат.

При рассмотрении вопроса о государственной пошлине суд считает необходимым отметить, что поскольку требования заявителя не подлежат удовлетворению, то в силу статьи 110 АПК РФ, расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московской области,-

р е ш и л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

В соответствии с частью 1 статьи 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения.

Судья Е.В. Васильева