АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Проспект Академика Сахарова, дом 18, г.Москва, Россия, ГСП-6, 107996, www.asmo.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Москва
«12» июля 2010 г. Дело № А41-11564/09
«08» июля 2010 г. объявлена резолютивная часть.
«12» июля 2010 г. решение изготовлено в полном объеме.
Арбитражный суд Московской области в составе судьи Смысловой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Смысловой А.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
федерального бюджетного учреждения «Исправительная колония №5» УФСИН России по Московской области, государственного унитарного предприятия «Учреждение УУ-163/5» ГУИН Минюста России по УИН Московской области
к Администрации городского поселения Можайск Московской области
третье лицо – Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области, Администрация Можайского муниципального района Московской области
о признании незаконными бездействий органа местного самоуправления и обязании принять в собственность теплотрассу и наружный водопровод
при участии в судебном заседании:
от заявителя – ФБУ ИК №5: не явился, уведомлен.
от заявителя – ГУП Учреждение УУ-163/5: ФИО1 (доверенность от 11.01.2010 №1)
от заинтересованного лица – Администации г.п. Можайск: ФИО2 (доверенность от 02.07.2010 №710)
от третьего лица – ТУ ФАУГИ по МО: не явился, уведомлен.
от третьего лица – Администрации Можайского района: ФИО3 (доверенность от 26.01.2010 №92).
У С Т А Н О В И Л:
Федерального бюджетного учреждения «Исправительная колония №5»УФСИН России по Московской области (далее – ФБУ ИК №5) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации Можайского муниципального района Московской области (далее – Администрация Можайского района) о признании незаконными бездействий органа местного самоуправления и обязании принять в собственность теплотрассу и наружный водопровод.
Определением Арбитражного суда Московской области от 09.07.2009 по делу №А41-11564/09 была произведена замена заинтересованного лица Администрации Можайского района на Администрацию городского поселения Можайск Московской области (далее – Администрация г.п. Можайск).
Определением Арбитражного суда Московской области от 02.02.2010 по делу №А41-11564/09 в качестве второго заявителя (соистца) было привлечено государственное унитарное предприятие «Учреждение УУ-163/5» ГУИН Минюста России по УИН Московской области (далее – ГУП Учреждение УУ-163/5).
Определением Арбитражного суда Московской области от 12.04.2010 по делу №А41-11564/09 в качестве третьих лиц были привлечены Администрация Можайского района и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области (далее – ТУ ФАГИ по МО).
В настоящем судебном заседании рассматривается заявление ФБУ ИК №5, ГУП Учреждение УУ-163/5 к Администрации г.п. Можайск, третьи лица – ТУ ФАУГИ по МО, Администрация Можайского района, о признании незаконными бездействий органа местного самоуправления и обязании принять в собственность теплотрассу и наружный водопровод.
Представитель ФБУ ИК №5 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель ГУП Учреждение УУ-163/5 в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в заявлении от 26.01.2010, подданном в арбитражный суд, и уточненном заявлении от 12.04.2010.
Представитель Администрации г.п. Можайск в судебное заседания явился, заявленные требования не признал доводам, изложенным в отзыве.
Представитель третьего лица – ТУ ФАУГИ по МО – в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, письменный отзыв суду не представлен.
Представитель третьего лица – Администрация Можайского района – в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в отзыве.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, судом установлено следующее.
ФБУ ИК №5, ГУП Учреждение УУ-163/5 обратились в арбитражный суд с заявлением к Администрации г.п. Можайск, третьи лица – ТУ ФАУГИ по МО, Администрация Можайского района, о признании незаконными бездействий органа местного самоуправления и обязании принять в собственность теплотрассу и наружный водопровод, ссылаясь на то, что распоряжением Минимущества России от 25.09.2001 №2803-р было принято решение о передаче в муниципальную собственность Можайского района находящихся в федеральной собственности объектов коммунально-бытового назначения, расположенных в пос. Дзержинского Можайского района Московской области, в том числе сети водоснабжения протяженностью 1500 м, сети теплоснабжения протяженностью 6900 м, сети канализации протяженностью 3900 м, сети электроснабжения протяженностью 6200 м. Данное распоряжение было исполнено частично: в муниципальную собственность не были приняты сети водоснабжения протяженностью 299 м, сети теплоснабжения протяженностью 2748 м, сети электроснабжения протяженностью 950 м, также не было принято трансформаторное оборудование.
Администрация г.п. Можайск отказалась принимать указанное имущество в муниципальную собственность. По мнению ФБУ ИК №5, ГУП Учреждение УУ-163/5, отказ Администрации г.п. Можайск принять в муниципальную собственность указанное имущество является незаконным, поскольку данные объекты коммунального хозяйства обслуживают в основанном жилые дома, находящиеся в муниципальной собственности, и в соответствии с постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 №3020-1 и ч.3 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» объекты инженерной инфраструктуры относятся к муниципальной собственности. В связи с чем, ФБУ ИК №5, ГУП Учреждение УУ-163/5 просят суд признать незаконными действия Администрации г.п. Можайск по непринятию в муниципальную собственность объекты федеральной собственности и обязать принять в муниципальную собственность объекты федеральной собственности согласно распоряжению Минимущества России от 25.09.2001 №2803-р.
Администрация г.п. Можайск возражала против удовлетворения заявленных требований, указав, что распоряжением Минимущества России от 25.09.2001 №2803-р было принято решение о передаче в муниципальную собственность Можайского района находящихся в федеральной собственности объектов коммунально-бытового назначения, расположенных в пос. Дзержинского Можайского района Московской области. Данное распоряжение было исполнено частично: в муниципальную собственность не были приняты те объекты коммунально-бытового назначения, которые обслуживают только ФБУ ИК №5, ГУП Учреждение УУ-163/5. Также Администрация г.п. Можайск указала, что при передаче указанного имущества не было учтено мнение органа местного самоуправления – Администрации г.п. Можайск, а также не учтена объективная необходимость такой передачи имущества. В связи с чем, Администрация г.п. Можайск просит в удовлетворении требований ФБУ ИК №5, ГУП Учреждение УУ-163/5 отказать.
ТУ ФАУГИ по МО письменный отзыв в порядке ст.131 АПК РФ суду не представлен.
Администрация Можайского района возражала против удовлетворения заявленных требований, просила производство по делу прекратить, указав, что истек срок исковой давности предъявления требований об исполнении органами местного самоуправления распоряжения Минимущества России от 25.09.2001 №2803-р. Кроме того, ранее ГУП Учреждение УУ-163/5 уже обращалось в Арбитражный суд Московской области с заявлением об обязании принять в муниципальную собственность объектов федеральной собственности в пос. Дзержинского Можайского района Московской области (дело №А41-К1-7791/04). Определением Арбитражного суда Московской области от 16.04.2004 по делу №А41-К1-7791/04 производство по делу было прекращено в связи с отказом ГУП Учреждение УУ-163/5 от заявленных требований.
Согласно ч.11 ст.154 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии Федеральным законом от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Также в соответствии с ч.11 ст.154 Федерального закона от 22.08.2004 №122?ФЗ решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством РФ. Решения о передаче имущества из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации принимаются уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества. Указанными решениями утверждаются перечни передаваемых государственных или муниципальных унитарных предприятий, государственных или муниципальных учреждений, право собственности на которые переходит к другому собственнику государственного или муниципального имущества в соответствии со ст.300 ГК РФ, а также иного имущества. Данные решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни.
В силу ч.11 ст.154 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ передача имущества осуществляется на основе передаточного акта. Подписанный уполномоченным лицом органа государственной власти, осуществляющего передачу имущества, или уполномоченным лицом органа местного самоуправления, осуществляющего передачу имущества, передаточный акт направляется в трехдневный срок после принятия указанных в настоящей части решений органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим принятие имущества, заказным письмом с описью вложения. Передаточный акт должен быть подписан уполномоченным лицом органа государственной власти, осуществляющего принятие имущества, или уполномоченным лицом органа местного самоуправления, осуществляющего принятие имущества, и представлен органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, в трехнедельный срок. В случае, если в установленный срок передаточный акт не подписан и (или) не представлен органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, передаточный акт утверждается уполномоченным органом в одностороннем порядке.
Оценивая собранные по делу доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно распоряжению Минимущества России от 25.09.2001 №2803-р (л.д.51-54) было принято решение о передаче в муниципальную собственность Можайского района находящихся в федеральной собственности объектов коммунально-бытового назначения, расположенных в пос. Дзержинского Можайского района Московской области, в том числе трансформаторное оборудование и электросети, питающие электрической энергией объекты МУП ЖКХ г. Можайска, котельную, канализационную насосную станцию, водопроводную насосную станцию, жилые дома №1а, №2а, №3а, №4, №11, №12, №13, №14, №15 пос. им. Дзержинского г.п. Можайска, сети водоснабжения протяженностью 1500 м, сети теплоснабжения протяженностью 6900 м, сети канализации протяженностью 3900 м, сети электроснабжения протяженностью 6200 м.
Согласно постановлению Главы Можайского района от 11.11.2002 №2301-П (л.д.55) во исполнении распоряжению Минимущества России от 25.09.2001 №2803?р в муниципальную собственность были приняты отдельные объекты федеральной собственности.
Согласно письму от 24.09.2009 №1699/1-27 (л.д.86) Администрация г.п. Можайск отказалась принимать объекты федеральной собственности, находящиеся на балансе ФБУ ИК №5, ГУП Учреждение УУ-163/5 в муниципальную собственность, в том числе трансформаторное оборудование и электросети, питающие электрической энергией объекты МУП ЖКХ г. Можайска, котельную, канализационную насосную станцию, водопроводную насосную станцию, жилые дома №1а, №2а, №3а, №4, №11, №12, №13, №14, №15 пос. им. Дзержинского г.п. Можайска, наружный водопровод протяженностью 299,0 м, теплотрассу и сеть горячего водоснабжения общей протяженностью 2748,8 м.
В соответствии с определением Конституционного Суда РФ от 04.12.2007 №828-О-П положения ч.11 ст.154 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ, устанавливающие порядок безвозмездной передачи в муниципальную собственность находящегося в федеральной собственности имущества в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, предполагают – в системе действующего правового регулирования – необходимость учета волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу, согласованных действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и не могут рассматриваться как позволяющие принимать решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления и объективную необходимость такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий.
Следовательно, при передаче из федеральной собственности имущества в муниципальную собственность должно быть учтено мнение соответствующего органа местного самоуправления по обслуживанию такого имущества органами местного самоуправления.
Как следует из письма Администрации г.п. Можайск от 24.09.2009 №1699/1-27 (л.д.86) основанием к отказу принять указанные объекты федеральной собственности послужило необходимость уточнить перечня передаваемого имущества и характеристики данного имущества для принятия решения Советом депутатов г.п. Можайск об утверждении перечня имущества, принимаемого в муниципальную собственность.
Суду не представлено доказательств, опровергающих доводы Администрации г.п. Можайск относительно необходимости уточнить перечня передаваемого имущества и характеристики данного имущества.
Суду также не представлено доказательств, что при решении вопроса о передаче находящихся в федеральной собственности объектов коммунально-бытового назначения, расположенных в пос. Дзержинского Можайского района Московской области, в муниципальную собственность учитывалось мнение Администрации г.п. Можайск. В судебном заседании не представлены документы по согласованию передачи имущества в муниципальную собственность между ФБУ ИК №5, ГУП Учреждение УУ-163/5 и Администрацией г.п. Можайск.
При таких обстоятельствах, суд считает, что отказ Администрации г.п. Можайск в принятии в муниципальную собственность находящихся в федеральной собственности объектов коммунально-бытового назначения, расположенных в пос. Дзержинского Можайского района Московской области, в отсутствии волеизъявления органа местного самоуправления и выявления объективной необходимости такой передачи имущества является законным и обоснованным, а также соответствует определению Конституционного Суда РФ от 04.12.2007 №828-О-П.
В связи с чем, в удовлетворении заявленных требований ФБУ ИК №5, ГУП Учреждение УУ-163/5 должно быть отказано.
Руководствуясь ст.ст.167-171, 201 АПК РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления федерального бюджетного учреждения «Исправительная колония №5» УФСИН России по Московской области, государственного унитарного предприятия «Учреждение УУ-163/5» ГУИН Минюста России по УИН Московской области к Администрации городского поселения Можайск Московской области о признании незаконными бездействий органа местного самоуправления и обязании принять в муниципальную собственность трансформаторное оборудование и электросети, питающие электрической энергией объекты МУП ЖКХ г. Можайска, котельную, канализационную насосную станцию, водопроводную насосную станцию, жилые дома №1а, №2а, №3а, №4, №11, №12, №13, №14, №15 пос. им. Дзержинского г.п. Можайска, наружный водопровод протяженностью 299,0 м, теплотрассу и сеть горячего водоснабжения общей протяженностью 2748,8 м – отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Десятый арбитражный апелляционный суд.
Судья А.В. Смыслова